УДК338.45:66
3. В. Вдовенко, М.. Г. Воронина
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия Кемеровский государственный университет, Кемерово, Россия
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
In article the state regulation role in formation äncl development of effective economic system of industrial region on an example of the Kemerovo area is considered. Problems of formation of the regional budget, the innovative policy are considered. Effective methods of the government and regulation for the purpose of creation of the favorable Is innovative-focused climate in investigated region are offered.
В статье рассматривается роль государственного регулирования в формировании и развитии эффективной экономической системы промышленного региона на примере Кемеровской области. Рассматриваются проблемы формирования регионального бюджета, инновационная политика. Предлагаются эффективные методы государственного управления и регулирования с целью создания благоприятного инновационно-ориентированного климата в исследуемом регионе.
Определяющую роль в формировании и развитая экономической системы современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. В связи с этим, особую актуальность для принятия действенных и эффективных решений, как на федеральном, так и на территориальном уровнях приобретает изучение тенденций социально-экономического развития регионов.
Предлагаем исследовать проблемы территориального развития на примере промышленного региона - субъекта Федерации Кемеровской области. Кемеровская область, небольшая по территории, компактная, с хорошо развитой сетью дорог» мощным индустриальным комплексом, является крупнейшим индустриальным регионом, опорной базой для промышленного развития не только Сибири, но и всей страны.
По данным, приведенным рейтингового агентства «Эксперт», доля Кемеровской области в общероссийском потенциале составляет около 2%. Кемеровская область входит в двадцатку лучших регионов и занимает 12-е место среди субъектов Федерации и первое место среди регионов Сибирского федерального округа. На первом месте город Москва на втором - Санкт-Петербург, на третьем Московская область. Для сравнения: Иркутская область - на 17 месте, Новосибирская — на 19, Томская - на 39-м. Инвестиционный риск в Кемеровской области в рейтинге российских регионов 2009 гг. приведен в таблице.
Инвестиционный потенциал определяется на основании макроэкономических характеристик, таких как насыщенность территории, факторами производства, потребительский спрос населения, инноваций, финансов и инвестиций, инфраструктуры, природных ресурсов и др.
Мощный промышленный и научно-технический потенциал в регионе был сформирован в основном во второй половине XX века.
Регион располагает огромным по объему и уникальным по составу и качеству сырья ггриродно-ресурсным потенциалом и занимает 4-е место по России, является монополистом по производству 12 видов промышленной продукции, в Том числе хлористого цинка, цинкового порошка, капролакта-ма, арматурной стали, железнодорожных и трамвайных рельсов и т. п. По запасам углей, пригодных для разработки открытым способом, занимает второе место в России после Канско-Ачинского бассейна, и первое - по степени их промышленного освоения. Кузнецкий угольный бассейн - один их крупнейших в мире. Потенциал запасов железных руд - 5,25 млрд. т., в том числе по промышленным категориям - 1,04 млрд. тонн. В области - две трети запасов марганцевых руд России. Месторождения бокситов, являющихся сырьем для алюминиевой промышленности, выяЁлены в Салаире и на севере области. По запасам природного газа Кузнецкий бассейн - 2-е место после Уренгойского. Ресурсы метана - 13 трлн. куб. м.
Табл. Инвестиционный риск в российских регионах в 2008 г.
Кемеровская область |По данным рейтингового агентства Эксперт!
Ранги составляющих инвестиционного риска
Законодательный Экономический Финансовый Соци-аль-ный Криминальный Экологический Управленческий
31 9 15 57 13 74 25
Целенаправленное и устойчивое на протяжении длительного времени развитие в Кемеровской области индустриального гиганта было реализовано, по сути, в варианте «тяжелой» производственной структуры с ярко выраженной ресурсно-сырьевой направленностью, что типично для сибирских старопромышленных районов. В структуре промышленного производства региона около 90% производства продукции и около % рабочих мест приходится на базовые отрасли промышленности, и среди них - угольная, металлургия, химическая промышленность, машиностроение, которые определяют профиль области в территориальном разделении труда.
Ведущая роль в развитии регионального комплекса принадлежит топливно-энергетическому комплексу, основу которого составляют угольная промышленность и электроэнергетика. В балансе выработки электроэнергии тепловыми электростанциями ОЭС Сибири доля ОАО "Кузбассэнерго" превышает 30%. Установленная электрическая мощность Кемеровской областной энергосистемы составляет 4800 МВт, тепловая - 7000 Гкал/час.
На долю угольной промышленности приходится более 30% от общего объема промышленного производства. Запасы угля Кемеровской области составляют 690 миллиардов тонн низкозольных каменных углей с содержанием серы 0,1-0,5% и представлены всеми известными в мире марками и технологическими признаками коксующихся и энергетических углей. Крупнейшими предприятиями угольной промышленности в области являются разрезы угольной компании "Кузбассразрезуголь", угольной компания "Южный Кемеровская область", ЗАО "Черниговец", ОАО "Междуречье", а
крупнейшими предприятиями но подземной добыче - филиал "СУЭК" в Ле-нииске-Кузнецком, УК "Кузбассуголь", УК "ЮжКузбассуголь", управляющая компания "Прокопьевскуголь", "Распадская угольная компания".
Другая базовая отрасль промышленности Кемеровской области - металлургическая, составляющая 44 % от общего объема промышленного производства области. Наиболее крупными металлургическими предприятиями являются Западно-Сибирский и Новокузнецкий металлургические комбинаты, ОАО "Кузнецкие ферросплавы", ОАО "Новокузнецкий алюминиевый завод", ОАО "КОКС".
Сегодня на всех крупнейших металлургических предприятиях региона реализуются долгосрочные масштабные программы техперевооружения и модернизации производства. В 2007 году на эти цели было направлено около 20 млрд. рублей.
Химический комплекс Кемеровской области - крупнейший в стране и в Сибири. В области производится каждая вторая тонна капролактама, 44 % кордных тканей, 15 % азотных удобрений, 30 % синтетических смол и пластмасс в России. Химический комплекс области выпускает свыше тысячи различных наименований химической продукции, а их продукция поставляется в десятки стран мира. В состав химического комплекса входят ОАО "Азот", ОАО "Химпром", ЗАО "Фирма Токем", ОАО "Знамя", ОАО "Органика" и другие предприятия.
Ускоренными темпами развивается машиностроительная отрасль, которая включает предприятия горнорудного, электротехнического, химического машиностроения, станкостроительной, инструментальной и подшипниковой промышленности, приборостроения, оборудования для легкой и пищевой промышленности, санитарно-гигиенического, газового и строительно-дорожного оборудования. В общем объеме выпускаемой продукции 30% - оборудование для угледобывающих предприятий. К крупнейшим предприятиям отрасли отнесены ОАО "Анжеромаш", ООО "ПО "Юрмаш", ОАО "Сибтензоприбор", ОАО "Электромашина-М", ООО "Кемеровохим-маш" и др.
Предприятия легкой промышленности Кемеровской области специализируются на выпуске шелковых тканей, кожаной обуви, трикотажных и швейных изделий и других товаров. Сейчас в области работает 40 крупных предприятий легкой промышленности.
В период радикальных реформ начала 90-х годов ситуация в Кемеровской области, как и в целом в России, характеризовалась возникновением и развитием целого ряда кризисных явлений. В начале 1998 года экономика области находилась в глубоком экономическом кризисе. Падение промышленного производства к уровню 1990 года достигло 50%, а в отдельных отраслях, включая машиностроение, химическую, пищевую промышленности, производство сократилось в 3-3,5 раза. 55% предприятий работало с убытком. Почти на всех крупнейших предприятиях области была введена процедура банкротства. Реальные денежные расчёты по налоговым платежам составляли не более 38%.
Преодоление глубокого кризиса в Кемеровской области, как и в це-
лом в России, началось после 1998 года, когда темпы социально-экономического развития региона экономика области была переведена в состояние устойчивого роста.
150%
140%'
1309'«
120%
по%-
90%'
1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2007 2008
Рис. 1. Динамика индекса физического объёма промышленного производства в Кемеровской области за 1996 - 2008 годы [по дангным Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат)|
шп в ^кщжашжвк пц; ш ~ ш^лШзщ .....................................г**-
13« .......—.....................................
ш ..........
по ж ~ _____ш
! <№.МТЕ^, ген . И , щ , И , И
м —-—........—.......——•—------—
1« „—,;,...............—.....................................................................................
Рис. 2. Динамика валового регионального продукта Кемеровской области за 1996 - 2008 годы в сопоставимых ценах
Промышленное производство в Кемеровской области к уровню 1996 года увеличилось на 40%, в том числе в ключевых отраслях: в угольной промышленности - на 77%, в чёрной металлургии - на 28%, в химической промышленности - в 2,2 раза. Валовой региональный продукт за тот же период увеличился почти на 33%.
Вместе с тем сырьевая направленность региона остается. Доля тяжёлых субъектов хозяйственной деятельности в общем объёме производимой в области продукции превышает 80%. На долю Кемеровской области приходится 56 % добычи каменных углей в России, около 80 % от добычи всех коксующихся углей, а по целой группе марок особо ценных коксующихся углей - 100 %. Кроме того, сегодня Кемеровская область для России это: более 13 % чугуна и стали, 23 % тортового стального проката, более 11 %
Щ53 s Ej^amureR- ид;
.—........-.......ímm.......т-ъ^^т.,^
„.„jipi ■ íos.s«
.....щт .....— ...................—-....... -- •
wWTmi, n , П , п , П , Г
1?'?: Ш 15» 2-500 2501 Ш 2ШЗ Ш 2C-Í" 2Ш
алюминия и 19 % кокса, 55 % ферросилиция, более 10 % химических волокон и нитей, 100 % шахтных скребковых конвейеров, 14 % шелковых тканей.
2 обраОетыкающи« 1 Аооычя топливно-энергетических промзеодсггза полезных I-скопаемых
5 псоиэесдстЕОирасгсвявгэн^е . 5 трансгсрт
зпе*строэмерг»1м nafaa и BDAt=i t »ирли^ш ц сю язь
Ь строительство 7 сельское хозяйство § прочее
Рис. 3. Структура производства в Кемеровской области в 2008 году
О Доходы бюджета а целом Я Собственные-источники дэхрдоз
1ЖЙНИ 133ГПИ ffiaHn* 1999т ахюня ШЛИ ЯХЯпц ЛЙ1Щ ЯШ7ПП
Рис. 4. Доходы консолидированного бюджета Кемеровской области за 1996 - 2008 годы (млн. руб.).
Благодаря устойчивому развитию региональной экономики обеспечивается постоянное наращивание доходного иотеициала бюджета области. Анализ формирования доходной части бюджета показал, что динамика доходов консолидированного бюджета складывается под влиянием основных тенденций экономического развития региона и во многом зависит от направлений федеральной бюджетно-налоговой политики и изменений в налоговом. законодательстве Российской. Федерации.
Формирование доходной части бюджета осуществляется с учетом действующего налогового и бюджетного законодательства, а также на осио-
ве показателей прогноза социально-экономического развития области. Для проведения анализа динамики и структуры доходов бюджета были использованы данные годовых отчетов об исполнении консолидированного бюджета Кемеровской области, а для обеспечения более точных аналитических выводов данные отчётности о доходах за 1996-2004 годы были по возможности приведены в сопоставимые условия с 2005 годом. Отчет состав и структура доходов за 1996-2004 годы были приведены в соответствие с бюджетной классификацией, действовавшей в 2005 году.
За исследуемый период с 1996 по 2008 годы доходы консолидированного бюджета Кемеровской области возросли в 5,6 раза. Следует отметить, что в кризисные 1996-1998 годы доходы снизились на 3% и только с началом экономического подъёма в 1999 году* наблюдается интенсивный рост поступлений в бюджет области. Особенно высокие темпы прироста доходов были обеспечены в 1999, 2000 и 2007 годах, соответственно на 39,2%, 30,5% и 54,6%.
©О.О-Ч«.
то.о«*--
ш т? ш ш то жи т ът гт ш
Рис. 5. Обеспеченность бюджета Кемеровской области собственными источниками доходов в 1996-2007 годах
Поступления в бюджет области от собственных источников доходов (все доходы [Налоговые и неналоговые доходы, безвозмездные поступления от организаций, физических лиц и от других источников, кроме бюджетов других уровней, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности], кроме безвозмездных поступлений из федерального бюджета) увеличились в 6,5 раз, что превышает темп повышения доходов бюджета области в целом.
6 езеозь»ездныб поступления из ф й:Д*?;р длимого бкад^жйтз» ¿З.Эг.З*!^
Н «ем а.л© г о вы е Л оходы
3- —
Нзпогсйые дой)Ды 73.7% Рис. 6. Структура доходов бюджета Кемеровской области в 1996 году
Это было обеспечено в основном благодаря опережающему росту налоговых и неналоговых доходов по сравнению с увеличением финансовой помощи из федерального бюджета, а также за счёт привлечения безвозмездной спонсорской помощи, включения в состав доходов бюджета выручки бюджетных учреждений от платных услуг.
В результате обеспеченность бюджета Кемеровской области собственными источниками доходов возросла с 76,8% в 1996 году до 88,9% в 2007 году (рис. 5). Объём безвозмездных поступлений из федерального бюджета за исследуемый период увеличился в 2,7 раза. В то же время их удельный вес в доходах бюджета области сократился более чем вдвое - до 11,1%.
Прочие Яезеозлчездные поступлю НМЛ ЁеЗбогмедпыБ 4.29а поступления из Ф едер ильного
Сгодч:;тп
1 1 ,1 г»
Доходы от предприниывгельской и иной приносящей доход
Неналоговые доход»« 11,6 к
Рис. 7. Структура доходов бюджета Кемеровской области в 2008 году
Структура исполнения консолидированного бюджета Кемеровской области по основным видам источников доходов в период с 1996-2008 годы представлена на рис. 6-7.
Налоговые поступления составляют основу доходов бюджета Кемеровской области. В 1996-2000 годах на их долю приходилось от 74 до 80% доходов. Однако в 2001 - 2008 годах наблюдалось некоторое снижение удельного веса налоговых поступлений - до 69,4% в 2008 году. Это связано с опережающими темпами прироста в указанный период доходов по неналоговым платежам, отменой или перераспределением в пользу федерального бюджета ряда налогов и сборов, включением с 2001 года в состав доходов бюджета выручки бюджетных учреждений от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, привлечением безвозмездной спонсорской помощи в достаточно больших объёмах.Уделышй вес неналоговых поступлений в доходах бюджета Кемеровской области за исследуемый период увеличился с 3,2% до 11,6%. Доля доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетных учреждений в 2008 год}' достигла в доходах бюджета области 3,7%.
год год год год год год год год год год
Рис. 8. Уровень дефицита (-), профицита (+) бюджета Кемеровской области в % к собственным источникам доходов в 1996-2007 годах
мпи.руВ. . мга)
1996 год 1997 год 1998 год 1999 год 20СЮГОД 2001 гад 2002 год 2003 год 2007 год 2008 год
Рис. 9. Налоговые доходы бюджета Кемеровской области за период 1996-2008 годы, млн. руб.
Уровень дефицита исполнения консолидированного бюджета области в течение последних лет сокращался. Если в 1997-19.99 бюджет исполнялся со значительным дефицитом - до 32,1% от объема источников собственных доходов в 1997 году, то в 2007 году дефицит составил всего 0,9%. А в наиболее благополучные для экономики области годы (2000, 2001, 2003, 2004) бюджет исполнялся с профицитом (рис. 8). Налоговые доходы консолидированного бюджета Кемеровской области с 1996 по 2008 годы увеличились в 5,3 раза. В динамике налоговых доходов в рассматриваемом периоде можно выделить следующие основные моменты. В 1998 году, наиболее тяжёлом для экономики области, имело место снижение налоговых поступлений на 10,2%. В дальнейшем в течение всего послекризисного периода налоговые доходы росли темпами, опережающими инфляцию. Наибольшие темпы прироста налоговых доходов наблюдались в 1999, 2000 годах (свыше 34 % в год) и в 2003, 2004 годах (прирост на 22 и 63% соответственно). Невысокие темпы прироста налоговых доходов бюджета области в 2001, 2002 годах главным образом связаны с отменой налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, а также перераспределением НДС в полном объёме в пользу федерального бюджета.
С 2000 года в России начался процесс реформирования налогового и бюджетного законодательства, направленный на снижение нагрузки на экономику и совершенствование налогового и бюджетного законодательства. В период с 2001 по 2004 годы в ходе налоговой реформы было отменено более 30 налогов и сборов, в том числе часть региональных налогов и почти все местные налоги и сборы. В результате реформ в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета Кемеровской области всё больший удельный вес стали приобретать налог на доходы физических лиц и налог на прибыль организаций. В 2007, 2008 годах на них приходилось более 70% налоговых поступлений или половина всех доходов бюджета области (рис. 10).
Прочие
к&юаи $ а? 6
Налог из ииуш/зотцо организаций НЦПИ 6.9% Земельный
налог 5.3^-а
5.8%
.ТСУТЬОМ в йгуС.
КЦИЭЫ
Рис. 10. Структура налоговых доходов бюджета Кемеровской облает в 2008 году
Рассмотрим и другие важнейшие инструменты регионального управления, оказывающие значительное влияние на эффективность развития экономики региона, например, состояние инновационной активности, которое напрямую зависит от условий, созданных в целом по стране. Одним из важнейших показателей инновационной активности являются инвестиции в основной капитал.
По статистическим данным, в Кемеровской области инвестиции в основной капитал ежегодно снижаются и сокращаются по всем источникам финансирования. Так, в 1997 г. объем инвестиций за счет средств федерального бюджета снизился более чем на 72 % по сравнению с 1992 г., областного и местного бюджета - на 50%, за счет собственных средств предприятий
- на 75%. В то же время в 1997 г. 77% всех инвестиций производилось за счет собственных средств предприятий. Инвестиции в основной капитал, в целом по промышленности, в 2007 г. - 30,9 млрд. руб. Это 1,4% к общей сумме инвестиций по промышленности. А, в 2008 г. за первое полугодие эти показатели составили 18,1 млрд. и 192 млн. рублей соответственно.
К причинам низкой инвестиционной активности в промышленном секторе экономики Кемеровской области можно отнести:
- отсталость научно-технического потенциала промышленных предприятий, который был создан еще при социалистическом хозяйствовании;
- неустойчивое состояние большинства предприятий, что в определенной мере препятствует вложению средств в усовершенствование технологий производства, внедрению новейшей техники и технологий;
- в качестве основных источников экономического развития предприятия продолжают использовать инвестиции на капитальный ремонт и замену ус-
таревшего оборудования;
основным источником внедрения инноваций является прибыль после налогообложения.
Цит«яммтггь ТШШММП1 вШКМЧПП
С, ы~« <га V. Ачкть
■ттпш«ИК*ягч»
ЛЛПЯШАЩЙ (мс геошммтьмк
Р1СГ0ПШ Ет*гт РеспЛптш ЛлА*
II 8 Я Я б V в в С «
Рис. 11. Объем инвестиций в основной капитал в 2005 голу в Сибирском федеральном округе
Объем инвестиций в основной капитал в 2005 году в Кемеровской области составил, по данным Кемеровстата, более 84,2 млрд. руб. (рис. 11).
Скромные масштабы инновационных проектов обусловлены тем, что они финансируются в основном за счет средств предприятий, путем отвлечения оборотного капитала. В целом по стране отсутствует механизм привлечения инвестиций в предприятия промышленного комплекса. Организа-ционно-правовое, финансово-экономическое обеспечение государственной научной и (или) научно-технической деятельности на территории Кемеровской области регулируется законом Кемеровской области от 13.11.2003 № 120-03 "О государственной научно-технической политике Кемеровской области и об организации научной и (или) научно-технической деятельности" Закон разработан в соответствии с Федеральным законом от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти Кемеровской области и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Законом Кемеровской области от 14.02.2005 № 22 "О налоговых льготах субъектам инвестиционной и производственной деятельности в Кемеровской области" устанавливаются льготы в пределах, определенных законодательством РФ, включая льготы по налогам на прибыль и имущество. Специалистами администрации области разработан каталог инвестиционных проектов, включающий свыше 140 инвестиционных предложений предприятий региона на русском и английском языках.
В целях координации и взаимодействия финансовых, производственных, предпринимательских и государственных структур Кемеровской об-
ласти в части привлечения и использования инвестиций, научного обеспечения реализации государственной научно-технической и инновационной политики, развития государственной поддержки инвестиционной и производственной деятельности, создания условий для освоения результатов научных исследований и разработок, а также материальных и финансовых ресурсов, направляемых на создание наукоемких технологий, выпуск конкурентоспособной наукоемкой продукции в Кемеровской области принято постановление Кемеровской области от 21.03.2008 № 3-иг "О совете по инвестиционной и инновационной деятельности при губернаторе Кемеровской области" В Кемеровской области, как и в целом по Р.оссии, существуют проблемы, связанные с необходимостью выработки структурной политики инновационного развития в условиях дефицита финансовых ресурсов. В рамках концепции. стратегического развития Кемеровской области на период до 2025 года органами государственной власти Кемеровской области определены основные положения инновационной политики [1].
Целью инновационно-ориентированной политики в Кемеровской области является создание условий для стабильного экономического развития и роста за счет повышения технологического уровня и конкурентоспособности предприятий и выпускаемой продукции. К основным направлениям государственной инновационной политики, влияющим на инновационную активность промышленных предприятий региона, можно отнести следующие:
1. Выработка долгосрочной концепции инновационного развития с выделением приоритетов и разработкой инновационных программ развития отдельных субъектов хозяйственной деятельности промышленности.
2. Создание инновационной среды и формирование инновационной инфраструктуры.
3. Создание системы финансово-экономического обеспечения внедрения инноваций.
4. Развитие сотрудничества в области инноваций, как с зарубежными, так и отечественными инвесторами.
Создание условий для внедрения инновационно-ориентированных технологий имеет большое значение для предприятий промышленности. Инновационный подход обусловливает эффективность производства, что является основой создания современной технологической базы для освоения конкурентоспособных видов продукции и переход в фазу экономически устойчивого развития и дальнейшего роста.
Для расширения информированности предприятий в вопросах внедрения инновационных проектов с 2002 года ежегодного Промышленной палатой при участии администрации Кемеровской области проводится региональный конкурс «Инновация и изобретение года», в котором принимают участие предприятия, создающие или потребляющие результаты инновационной деятельности, содействующие освоению и развитию инноваций.
Кроме того, на базе центра научно-технической информации создан инновационный Научно-производственный центр и сформирована информационная база системы управления инновационной деятельностью, входя-
щего в сеть Росинформресурс. Основными направлениями деятельности данного Центра являются: создание условий для реализации полного цикла инновационной деятельности; участие в разработке и реализации научно-исследовательских программ; коммерциализация новейших и малых технологий; разработка механизмов финансирования инновационных проектов через внебюджетный региональный фонд технологического развития и т. д. Вместе с тем необходимо отметить, что участие органов государственной власти всех уровней не является фактором развития инновационной активности промышленных предприятий. В основном существует практика распределения средств, которые не всегда эффективно используются. К отрицательным моментам во взаимоотношениях предприятий и органов государственной власти при проведении региональной инновационной политики можно отнести: *
— отсутствие законодательных процедур для оценки, отбора, возврата денежных средств, контроля за реализацией инновационных проектов и т. д. выбор инновационных проектов, не связанных со стратегией развития региона;
— «непрозрачные» отношения предприятий и местных властей;
— недостаток опыта в Организации конкурсов инновационных проектов;
— формируют «иждивенческие» ожидания руководителей предприятий.
В условиях недостатка финансовых ресурсов большое значение в осуществлении инновационной политики приобретают привлеченные средства различных финансовых структур, инвесторов и средств предприятий.
С целью создания благоприятного инновационно-ориентированного климата необходимо:
— развитие кредитно-финансовой системы, фискальной политики, фондового рынка, рынка инвестиционного капитала, лизинга, франчайзинга, форфейтинга, фраядрайзинга и др.;
— разработать и внедрить механизмы и инструменты регионального сотрудничества;
— определить приоритеты и внедрить механизмы эффективного экономического развития на всех уровнях управления государством и бизнесом;
— обеспечение взаимодействия между государством, бизнесом и регионами на основе частно-государственного партнерства, форсайта др. инструментов;
— осуществить переход к проектной системе управления развитием, основанного на снятии инфраструктурных, технологических, кадровых и иных ограничений;
-— разработать стратегическую переговорную позицию с зарубежными партнерами и др.
Применяя предложенный механизм организации и внедрения инвестиционных процессов в регионе, можно сконцентрировать необходимый капитал для технического перевооружения промышленного комплекса и выйти на инновационные процессы технологического характера, непосредственно способствующие созданию условий для внедрения инновационно-ориентированных технологий, для повышения конкурентоспособности, как на отечественном, так и зарубежном рынках.
Библиографические ссылки
1. Вдовенко З.В., Харченко Н.В. Влияние региональной промышленной политики на развитие химической отрасли. // Вестник Кузбасского государственного технического университета, 2004. № 2. С. 114-120
УДК 338.45:66
3. В. Вдовенко, Н. Ю. Петухова
Российский химико-технологический университет имени Д. И. Менделеева, Москва, Россия Кузбасский государственный технический университет, Кемерово, Россия
НА ПУТИ К УСТОЙЧИВОМУ РАЗВИТИЮ: ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
in the article it is shown that lite contemporary traditional approaches to the economic development, which are been based on a quantity of utilized natural resources, the tendency to increase their output and to strengthen operation can accelerate the processes of ecological degradation. Technical reequipping and increase in the effectiveness in control in the region of use of natural resources and protection of the environment is output from the prevailing situation. В статье показано, что современные традиционные подходы к экономическому развитию, базирующиеся на количестве используемых природных ресурсов, стремлении увеличить их добычу и усилить эксплуатацию могут ускорить процессы экологической деградации. Выходом из сложившейся ситуации является техническое перевооружение и повышение эффективности управления в области природопользования и охраны окружающей среды.
Вряд ли есть еще какая-либо другая наука помимо экологии, для которой отсутствует четкое определение предмета, целей и задач. Одни ученые рассматривали экологию как межотраслевую дисциплину, изучающую отношение любого изучаемого явления к окружающей среде, другие считают ее социальной наукой. Существует мнение, о том, что экология вовсе не самостоятельная наука, а только особый общенаучный подход к изучению различных объектов природы и общества, целью такого экологического подхода является выявление и исследование связей, существующих между изучаемым той или иной естественноисторической и социально-экономической наукой объектом и окружающей его природной средой [1].
Под экологией, - писал Геккель [Эрнст Генрих Геккель (нем. Ernst Heinrich Philipp August Haeckel; 16 февраля 1834, Потсдам — 9 августа 1919, Йена) — немецкий, естествоиспытатель и философ], - мы понимаем общую науку об отношениях организмов с окружающей средой, куда мы относим в широком смысле все "условия существования" [2].
Несмотря на существующие различия во взглядах, многие современные ученые придерживаются мнения о том, что экология - это самостоятельная биологическая наука, способная исследовать процессы жизни своими специфическими методами. Например, директор Института экологии