Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТЕАТРА'

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТЕАТРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
экологическая культура / экологическая воспитания / старший возраст / природа / воспитание / развитие / ecological culture / ecological education / senior age / nature / upbringing / development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Слепцова Н.П.

Экологическая культура личности подразумевает наличие у человека определенных знаний и принципов, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, координированными с требованиями разумного, бережного отношения к природе. Главные аспекты работы воспитателя с воспитанниками разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, поддерживающий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OLDER PRESCHOOL CHILDREN AGE BY MEANS OF THE ECOTHEATER

The ecological culture of a person implies that a person has certain knowledge and principles, readiness for activity, as well as possession of practical actions coordinated with the requirements of a reasonable, careful attitude to nature. The main aspects of the teacher's work with pupils are a variety of activities, an integrated approach to learning that supports the formation of not only an environmentally literate, but also a comprehensively developed person. The relevance of the work lies in the fact that familiarization of preschoolers with the flora and fauna of their native land, natural phenomena and features of human interaction with the environment is the formation of the principles of ecological culture.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТЕАТРА»

Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 6 (75) Том 2. ИЮНЬ 2024 г. УДК 37

Слепцова Н.П.

Северо-Восточный федеральный университет им. М.К Аммосова

(г. Якутск, Россия)

РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОТЕАТРА

Аннотация: экологическая культура личности подразумевает наличие у человека определенных знаний и принципов, готовность к деятельности, а также владение практическими действиями, координированными с требованиями разумного, бережного отношения к природе. Главные аспекты работы воспитателя с воспитанниками -разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, поддерживающий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека. Актуальность работы состоит в том, что ознакомление дошкольников с растительным и животным миром родного края, явлениями природы и особенностями взаимоотношения человека с окружающей средой есть формирование начал экологической культуры.

Ключевые слова: экологическая культура, экологическая воспитания, старший возраст, природа, воспитание, развитие.

« Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок».

© Х.К. Андерсен

Природа - это источник, который может иссякнуть, если его не оберегать и не заботиться о нем. Именно поэтому экологическое воспитание детей начинается с раннего детства, когда они начинают знакомиться с травкой, цветочками, насекомыми, птицами, животными, с различными природными явлениями. При этом взрослые должны обращать их внимание на красоту, привлекательность и занимаемое место в природе.

Целью исследования является выявление эффективности работы эко-театра по формированию системы экологических знаний.

Были поставлены следующие задачи:

Раскрыть понятие и содержание работы по развитию экологической культуры дошкольников

Охарактеризовать в воспитании осознанного отношения к природе дошкольников

Выявить уровень экологических знаний дошкольников.

Разработать и апробировать проект эко-театра по формированию экологических представлений дошкольников.

Организация образовательного процесса в современных условиях позволяет обеспечить интегрированный подход к системе эколого-оздоровительной работы в ДОО, которая должно являться одним из приоритетных направлений детских садов.

Совместная с родителями (и другими членами семьи) работа в системе экологического воспитания способствует формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей, формированию представлений об окружающей природе, об опасных ситуациях в природе для человека и окружающего мира и способах поведения в них, способах предотвращения опасных ситуаций, формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

Исследование проходило на базе МБДОУ Арылахский детский сад села Бала, Верхоянского района, в старшей разновозрастной группе «Унугэсчээн». В эксперименте участвовало 12 детей: 7 мальчиков и 5 девочек.

Начиная работу в направлении развития позитивного отношения детей к природе, был проведён мониторинг. В работе был использован диагностический инструментарий по выявлению уровня развития экологических представлений о многообразии живой природы, разработанный на основе рекомендаций О.А. Соломенниковой. Результаты, полученные в ходе

выявления уровня развития экологических представлений о многообразии живой природы старших дошкольников, свидетельствуют о том, что половина детей приходится на средний уровень - 50%, низкий уровень составляет - 33%, четыре детей. И высокий уровень знаний получили двое детей, что составляет 17%. Такие результаты свидетельствуют, что работа по экологическому воспитанию ведется, но недостаточно. Диаграмма представлена на рисунке 1.

Рисунок 1

■ высокий

■ средний

■ низкий

По итогам мониторинга было решено апробировать проект эко театра. Паспорт проекта эко театра Подготовительный этап

Наименование проекта Развитие экологической культуры детей старшего дошкольного возраста посредством эко-театра

Адресация проекта Верхоянский район, с.Бала - МБДОУ «Арылахский детский сад» старшая группа - «Унугэсчээн»

Участники проекта Воспитанники, родители и сотрудники ДОО

Актуальность проекта Экология в настоящее время является основой формирования нового образа жизни. Достижением первых семи лет является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире. Участвуя в театрализованных постановках дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных, растений.

Цель проекта Формирование экологически целесообразного поведения дошкольника через театрализованную деятельность

Задачи проекта Задачи для детей: Познавать окружающий мир Бережно относиться к природе, друг другу Активно участвовать в постановках эко-театра

Задачи для родителей: - формировать любовь к окружающей среде - воспитывать бережное отношение к природе. - Поддерживать постоянную связь с воспитателями ДОУ - Оказывать посильную помощь при постановках эко-театра 998

Задачи для педагогов: 1. Создать в условиях театра-сада образовательную экологическую среду с проведением систематических наблюдений 2. Создать максимально благоприятные условия для развития творческих способностей детей 3. Развивать актерское мастерство у детей

Сроки реализации Среднесрочный - 09.01.2020-09.02.2020

Вид проекта Исследовательско-творческий

Продукт проекта Картотека художественного слова для проведения сезонных прогулок старшей группы Подборка в интерактивных игр «Мой родной край» для старшей возрастной группы Театрализованная постановка Сборник сценариев

Особенности проекта Театрализованная деятельность - нетрадиционная форма экологического воспитания детей, которая предоставляет большие возможности воспитания у дошкольников любви и уважения к природе.

Итоги проекта Дети должны научиться к бережному отношению к природе, к своим близким, друзьям, взрослым, к себе, повышение уровня экологической культуры детей.

Основной этап

Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагогов

- обыгрывания экологических сценок на занятиях - подготовка атрибутов к постановке театрализованной - разработка сценария Разработка картотек стихотворений

театрального кружка деятельности. --чтение художественной

-экскурсия по - формировать любовь к литературы

виртуальному музею окружающей среде прогон спектакля в эко-

-посадка цветов в - воспитывать бережное театральной студии

лаборатории отношение к природе. «Мэник-Мэнигийээн»

-заучивание Обучение экспериментам

стихотворения грима в кружке «Аптаах

- Эксперименты грима сиэркилэ»

в кружке «Аптаах

сиэркилэ»

Заключительный этап

По итогам проектной деятельности был собран сборник сценариев сказок на экологические темы. А так же поставлена театрализованная постановка старшей группы Унугэсчээн.

Данный проект нацелен на театрализованную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Посредством театрализованных постановок мы попытались повысить уровень знаний экологических представлений дошкольников.

После проведения всех мероприятий запланированных в рамках проекта эко театра был повторно проведен мониторинг выявления уровня сформированности экологических представлений о многообразии живой природы О.А. Соломенниковой, результаты которой приведены на рисунке 2.

Рисунок 2

■ высокий

■ средний

■ низкий

По итогам мониторинга видно, что уровень развития экологических представлений о многообразии живой природы повысился. Высокий уровень составляет 41,5% (5 детей), средний - 41,5% (5 детей) и на низком уровне остались 2 детей это составляет 17%. На низком уровне остались те дети, которые часто пропускали занятия, мало участвовали в мероприятиях по уважительным причинам. На констатирующем этапе по 1-2 балла не хватило детям с низким уровнем до среднего уровня. А на контрольном этапе они набрали баллы для среднего уровня. Так же по 2-3 балла не хватило до высокого уровня. Приведем сравнительную диаграмму мониторинга констатирующего и контрольного этапов.

контрольный

высокий средний низкий

констатирующий

0% 20% 40% 60% 80% 100%

Реализованный проект эко театра дал положительный эффект, так как результаты повторного проведения методик на выявление уровня развития экологических представлений о многообразии живой природы оказались более высокими, чем при проведении исследования по этой методике в первом случае.

Поставленные цель и задачи исследования выполнены. Реализованный проект может быть использован педагогами и родителями с целью развития экологических представлений о многообразии живой природы детей старшего дошкольного возраста.

МБДОУ «Арылахский детский сад» уже несколько лет реализует проекты экологической направленности, что дает хорошие результаты. Поэтому работать в этом направлении было интересно, увлекательно. Хочется отметить, что условия для реализации проекта эко театра были созданы совместно с сотрудниками и родителями ДОО.

Театрализованная деятельность в экологическом воспитании дошкольников играет значительную роль: она просто необходима нашим детям!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Акимова, Т. А. Экология [Текст]: учебник / Т.А. Акимова, И.Н. Пономарева. - М.: Академия, 2007. - 453 с;

2. Андриенко, Н. К. Игра в экологическом образовании дошкольников [Текст] / Н.К. Андриенко // Дошкольная педагогика. - 2014. - № 1. - С. 10-12;

3. Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т.В. Аристовский, И.Д. Зверева, З.П. Плохий. - М.: Наука, 2013. - 634 с;

4. Иоганзен, П.Г. Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / П.Г. Иоганзен // Открытый урок. - 2012. - № 14. - С. 17-18;

5. Кирике Г. Ребёнок и природа [Текст] / Г. Кирике // Дошкольное воспитание, 2015. - № 7. - С. 24-29;

6. Молодова, Л. П. Игровые экологические занятия с детьми [Текст]: методическое пособие / Л.П. Молодова. - Минск: Аскар, 2014. - 567 с;

7. Николаева, С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей [Текст]: учебное пособие / С.Н. Николаева. - М.: Новая школа, 2013. - 349 с. 34. Николаева, С. Н. Общение с природой начинается с детства [Текст]: методическое пособие / С.Н. Николаева. -Пермь, 1992. - 234 с;

8. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 304 с;

9. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384

Sleptsova N.P.

Northeastern Federal University (Yakutsk, Russia)

DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL CULTURE OLDER PRESCHOOL CHILDREN AGE BY MEANS OF THE ECOTHEATER

Abstract: the ecological culture of a person implies that a person has certain knowledge and principles, readiness for activity, as well as possession of practical actions coordinated with the requirements of a reasonable, careful attitude to nature. The main aspects of the teacher's work with pupils are a variety of activities, an integrated approach to learning that supports the formation of not only an environmentally literate, but also a comprehensively developed person. The relevance of the work lies in the fact that familiarization of preschoolers with the flora and fauna of their native land, natural phenomena and features of human interaction with the environment is the formation of the principles of ecological culture.

Keywords: ecological culture, ecological education, senior age, nature, upbringing, development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.