Научная статья на тему 'Развитие эффективной системы финансового обеспечения сферы культуры'

Развитие эффективной системы финансового обеспечения сферы культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие эффективной системы финансового обеспечения сферы культуры»

ственной формы реализации культурно значимых ценностей. В настоящее время понятие «менеджмент» (от англ. Managment) широко входит и в социально -культурный деловой обиход, досуговый бизнес. Это понятие часто ассоциируют с термином «управление». Действительно, эти понятия родственны по существу, но глубоко различаются по содержанию. Менеджер - это профессиональный управляющий, прошедший специальную (нередко многолетнюю) подготовку в области менеджмента и регулярно повышающий свою квалификацию. Профессия менеджера - это особый образ жизни, подчиненный интересам дела, требующий полной самоотдачи и ограничений. Ставка на профессионализм в управлении в любой сфере деятельности оправдана ее результативностью, что и обуславливает значение менеджмента в подлинном смысле этого понятия.

Социально-культурная деятельность является специфической областью применения труда и общих основ менеджмента, а учет этой специфики требует разработки соответствующего механизма хозяйствования и управления.

Современную социально-культурную деятельность и осуществляют два основных сектора- коммерческий и некоммерческий. Разумеется, это деление условно, поскольку различные по направленности жанровые формы культурно -досуговых занятий и услуг характеризуются различными уровнями коммерциализации. Так, в структуре ежегодного денежного оборота на рынке альтернативных услуг в сфере культуры большую часть составляет оборот от видеообслуживания, дискотек, игорного и шоубизнеса, кинотеатров, концертных залов. Тем не менее строгой привязки каждого объекта культуры к коммерческому или некоммерческому сектору не существует. Многие традиционно бюджетные учреждения культуры (государственные музеи, театры, цирки и др.) в поисках дополнительных средств используют и коммерческие проекты.

Государство, выделяя средства на культуру, как правило, не следит за итогом, результатами этих вложений, т.е. конечным продуктом. Таким образом, утвердился программно-целевой принцип, в соответствии с которым государство финансирует не учреждения культуры, а выполняемые им программы (единовременные, долгосрочные, концертно-зрелищные, образовательные, развлекательные и т.п.). Другими словами, материальное обеспечение учреждения, организации зависит от производимого ими культурного продукта.

Рассмотрение места и роли функций менеджмента в социально-культурной сфере показывает, что в современных условиях педагог-организатор программ должен быть профессиональным руководителем-менеджером. При административно-командной системе он выступал, по существу, исполнителем программ социально-культурного развития соответствующего масштаба (регион, район, город, поселок и т.п.), в формировании которых он лично практически не принимал участия, и которые мало стимулировали его в творческом отношении.

Гаджиев М.Х.

Развитие эффективной системы финансового обеспечения сферы культуры

Россия обладает богатейшим культурным потенциалом, объединяющим многовековые традиции, уклад жизни, фольклор народов Сибири и Кавказа, Восточной Европы и Урала. В стране разрабатываются всевозможные программы, позволяющие в кратчайшие сроки добиться осуществления социально-значимых целей культурной политики государства. Для реального их достижения необходима эффективная система финансового обеспечения.

Сегодня ясно, что в ближайшее десятилетие нельзя рассчитывать на стабильные и достаточные объемы бюджетного финансирования культуры. Критическое состояние данной сферы во многом объясняется существующей системой финансирования, основанной на пресловутом остаточном принципе выделения ресурсов. Руководство регионов России рассматривает финансирование культуры как выделение средств для учреждений, не вникая в сущность, целевое назначение этих ассигнований. Почти везде принят принцип ассигнований на культуру, зависящий от количества театров, музеев, библиотек, клубов и т.п., находящихся на территории данного района. Также учитывается количество работников данной отрасли, их категорийность (или, группа оплаты труда) и размер объекта (расходы на коммунальные услуги).

В основу перехода от бюджетной модели финансирования к модели, основанной на рыночных принципах должна быть положена множественность источников финансирования при стабильных ассигнованиях из государственного бюджета.

Выделение государством средств на развитие культуры является гарантией их функционирования, а также выполнения социально-значимой деятельности. Учреждения культуры должны получать тот минимум финансовых средств, который позволяет не только выживать за счет осуществления коммерческих

проектов, но и заниматься творчеством, доводить культурные блага до социально и экономически незащищенных слоев населения, проводить пропаганду высокого искусства. Учреждения культуры России расположены в населенных пунктах, отличающихся не только размерами и плотностью проживания, но и экономической, социальной, национальной и религиозной структурой населения, устоями и традициями, уровнем образования. Государство обязано обеспечивать равные права, материально-техническую базу, социальные гарантии и другие базовые условия деятельности учреждений культуры в регионах.

Организациям культурной сферы должен обеспечиваться определённый стабильный объём государственных ассигнований расходов, связанных с текущей деятельностью, с капитальным ремонтом, реконструкцией зданий, новым строительством. При формировании бюджетов всех уровней необходимо также учитывать расходы, связанные с хозяйственным содержанием зданий, затраты на оплату труда работников учреждений культуры, расходы на оснащение. Расходы на хозяйственное содержание здания формируются из затрат на отопление, освещение, текущий ремонт, расходов на содержание автотранспорта, текущий ремонт оборудования и инвентаря.

Объём государственных ассигнований на коммунальные услуги и текущий ремонт зданий определяется нормативным способом, в зависимости от их кубатуры или площади. Расходы на содержание автотранспорта определяются на основании технической документации и степени их физического износа.

Существует два подхода при определении норматива финансирования из бюджета определённого региона: в процентах от национального дохода, создаваемого в регионе, или в расчёте на тысячу жителей региона. В Законе Российской Федерации о культуре указано, что финансирование отрасли должно быть на уровне не менее 2% федерального и 6% регионального бюджетов. Этот минимум ассигнований на культуру должен обеспечить нормальную деятельность учреждений культуры по всей стране в период рыночных преобразований. Однако, при использовании данной методики размер фондов развития искусства будет зависеть от экономического потенциала региона. Поэтому, необходимо отстаивать более справедливый и обоснованный критерий - ассигнования «на культуру » из бюджета «в расчёте на тысячу жителей региона». Данный принцип меняет единицу измерения и служит ориентиром направления бюджетных средств не в сеть учреждений культуры, а на жителей данного района (области, края, республики). Такой подход позволит избавиться от «затратного механизма» и ослабит влияние чиновничьего фактора на определение объёмов финансирования культуры в регионе.

Исходя из того, что финансирование культуры из бюджета есть форма оплаты государством права своих граждан на приобщение к лучшим образцам мирового искусства, а также права своих художников, артистов, музыкантов на творческое самовыражение, метод финансирования «на тысячу жителей» соответствует принципам равной доступности культурных ценностей для населения. Государственные ассигнования используются для прямого сметного финансирования государственных и муниципальных учреждений культуры, а также на поддержку иных некоммерческих организаций культуры.

Другим особо важным направлением деятельности федеральных и региональных органов управления культурой является финансирование проектов и программ, связанных с реализацией государственной культурной политики. В России действуют федеральные и региональные программы развития культуры и искусства. Суть программ в том, что они финансируют не орган управления культурой, не учреждение культуры, а деятельность. При программно-целевом методе происходит отход от монополии государственных учреждений культуры, признаётся мносубъектность культурного развития; разрабатывается не конечный результат, а система мер по его достижению, поэтому есть возможность корректировки хода программы. Внедряя в жизнь программы, государство должно устанавливать приоритетные направления культурной политики, определять федеральную и региональную значимость деятельности учреждений культуры и искусства. Физические и юридические лица, претендующие на участие в программных мероприятиях должны знать, что в программах необходимо отразить концепцию культурной политики федерации или региона, в рамках которых принимается данная целевая программа. Составлению программ должен предшествовать этап, в ходе которого производится анализ проблем культурной жизни данного региона. Программы призваны поддерживать творческое, инновационное начало в деятельности учреждений культуры и искусства всех уровней.

В программах довольно высоко детализируется выполнение отдельных работ. Такая детализация возможна при проведении фестивалей, конференций, творческих экспериментов, реставрационных работ и т.п., но часто невозможна для библиотек и музеев. Для театров же и концертных организаций переход только на государственное финансирование программ приведет к тому, что коллективы будут ориентировать свою деятельность на запросы рынка или руководствоваться указаниями сверху.

Каждое программное мероприятие должно финансироваться из нескольких источников: федеральным и (или) региональным бюджетом, спонсорскими средствами, собственными активами и т.п.

Существуют и другие формы поддержки государством сферы культуры и искусства, обеспечивающие выполнение социально - значимых задач:

1. Поддержка потенциальных потребителей в форме установленных доплат к личным доходам граждан и на основе установления социальных трансфертов (выдача «культурных талонов» на бесплатное посещение культурных мероприятий малоимущим гражданам, ветеранам войн, инвалидам, пенсионерам ).

2. Выделение средств на реставрацию недвижимых памятников истории и культуры, находящихся во владении частных лиц при условии «встречного» (долевого) равного финансирования владельцем имущества.

3. Организация самоуправляемых фондов поддержки культуры и искусства. Приоритет в финансировании из фондов следует отдать тем видам культуры и искусства, коммерциализация которых нецелесообразна. Источниками поступления финансовых средств в сами фонды могут быть частные вклады, государственные ассигнования и часть необлагаемой налогом прибыли субъектов рыночной экономики.

Особо важным элементом поддержки культуры, реально дополняющим прямое бюджетное финансирование, является политика налогового протекционизма. слабо разработана Система налоговой поддержки учреждений культуры и искусства в Российской Федерации включает следующие льготы.

• В соответствии с Законом РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» для государственных театров были введены льготы по налогам на прибыль, вне зависимости от источника получения прибыли. Однако, в 1996 году эту льготу отобрали, уточнив, что налогом не облагается только прибыль от основной деятельности. Это лишило театры стимула к привлечению дополнительных источников финансирования.

• В соответствии с законом РФ «О налоге на добавленную стоимость» от налога на добавленную стоимость освобождены услуги учреждений культуры и искусства, театрально-зрелищные, культурно-просветительные и развлекательные мероприятия.

• От налога на добавленную стоимость освобождена оплата помещений при проведении театрально-зрелищных, культурно-просветительных и развлекательных мероприятий, а также стоимость входных билетов и абонементов на спектакли, концерты, цирковые представления, посещение музеев, выставок, творческих вечеров, театрализованных представлений, карнавалов и т.п., реализация каталогов, буклетов и других предметов, пропагандирующих культуру и искусство. Также освобождаются от НДС выдача напрокат аудиокассет, музыкальных инструментов, сценических костюмов, культинвентаря, театрального реквизита, все виды ксеро-, фото-, микрокопирования, составление библиографических списков и справок в библиотеках, составление каталогов, информирование о поступлении новых книг. От данного налога освобождены изделия народных промыслов признанного художественного достоинства, работы или услуги по реставрации памятников истории и культуры.

• При исчислении налога на прибыль, облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на суммы взносов на благотворительные цели государственным учреждениям и организациям культуры и искусства в размере не более пяти процентов облагаемой налогом прибыли.

• Не подлежит налогооблажению прибыль учреждений культуры и народных промыслов, полученная от их основной деятельности.

• Учреждения культуры освобождены от уплаты транспортного налога, земельного налога и налога на имущество.

• Особо ценные объекты культуры освобождены от уплаты импортной таможенной пошлины при покупке материалов и оборудования и имеют льготы по валютной выручке.

Перечисленные льготы не оказывают должного влияния на развитие сферы культуры. Местные бюджеты сильно зависят от федеральных субсидий, что развивает у региональных властей чувство иждивенчества, лишает их стимулов для самостоятельной мобилизации средств. В части культурной деятельности, проведение более совершенной налоговой политики позволит стимулировать культурную активность населения, позволит расширить круг потребителей, увеличит доходы учреждений данной сферы от основной и предпринимательской деятельности. Необходимо ввести совершенную систему налоговых льгот. Позитивные результаты должны дать следующие меры:

1. Введение налоговых льгот для собирателей и хранителей культурных ценностей (освобождение от налога на имущество, от таможенных пошлин и сборов с приобретенных или полученных в дар из-за рубежа культурных ценностей, сокращение облагаемой подоходным налогом части личного дохода на величину расходов, связанных с приобретением или сохранением культурных ценностей).

2. Введение налоговых льгот создателям культурных ценностей (сокращение облагаемой подоходным налогом части личного дохода (гонорара) на величину затрат, связанных с созданием данной художественной ценности, увеличение части личного дохода необлагаемой подоходным налогом, снижение ставки подоходного налога с гонорара, прочие льготы на местах).

3. Введение налоговых льгот для коммерческих организаций (сокращение облагаемой налогом части прибыли на величину расходов на меценатство и спонсорство).

4. Полное освобождение от налогов на прибыль и НДС, налога на имущество, освобожденное от таможенных пошлин и сборов фондов поддержки культуры и искусства.

5. Введение специальных налогов с юридических лиц, не принадлежащих к некоммерческим организациям культуры. Устанавливаются в виде определенных процентов с доходов от:

• реализации товаров и услуг на территории организаций культурной сферы;

• реализации чистых аудио- и видеокассет. Данный налог может рассматриваться как тип авторского гонорара, используемый для компенсации потерь творческого труда в результате частного размножения записей;

• реализации туристических услуг;

• коммерческой рекламы в средствах массовой информации, наружной рекламы и т.п.;

• проведения федеральных и региональных лотерей;

• казино;

коммерческого использования (сдачи в аренду) нежилых помещений памятников культуры и искусства.

6. Введение в культурно отсталых регионах определенного «процента на культуру», взимаемого с заработной платы или иных доходов граждан и направляемого на новые творческие заказы и постановки.

7. Сокращение облагаемой налогом части прибыли на величину расходов, связанных со спонсорской поддержкой культурной деятельности.

8. Обязательное введение льготы по налогу на добавленную стоимость для ввозимой продукции, предназначенной для сферы культуры.

Очевидно, что финансирование из госбюджета обеспечивает организациям культурной сферы большую защищенность и стабильность, способствует творческому характеру и общественному смыслу этой деятельности. Государственная поддержка создает определенную независимость творческой личности или учреждения от давления экономической необходимости.

Однако, в нынешних условиях несовершенства механизма финансирования, учреждения культуры оказались в ситуации, когда бюджетное финансирование существенно отстает от потребностей отрасли. Одним из реальных способов выживания на данном этапе является умелое использование коммерческой составляющей коммерческого потенциала данной сферы. Необходимо учитывать, что при росте объемов платных услуг, оказываемых населению, утрачиваются ценностные смыслы деятельности организаций культурной сферы, духовные потребности нивелируются, развлекательные ориентации материализуются в конкретные предметы, вещи, значимость которых определяется, прежде всего их практической полезностью.

«Коммерциализация» искусства приводит развитие культурной деятельности в сторону удовлетворения запросов зажиточной части населения или в сторону массовых вкусов.

Замена бесплатных услуг платными приводит к тому, что теряется их доступность для наименее социально защищенных слоев населения. Платные услуги в меньшей степени способны формировать вкусы, запросы населения, поскольку подстраиваются под уже существующий спрос.

Ясно, что необходимо найти оптимальное соотношение платных и бесплатных услуг. В систему эффективной коммерческой деятельности учреждений культуры и искусства входят следующие компоненты:

• создание специального подразделения, которое автономно занималось бы коммерческой деятельностью и координировало эту деятельность в других подразделениях;

• удовлетворение имеющихся потребностей различных групп потребителей в тех или иных услугах;

• создание новых рабочих мест за счет расширения коммерческой деятельности;

• предложение новых услуг, удовлетворяющих растущие потребности потребителей;

• проведение оптимальной ценовой политики;

• осуществление жесткого внутреннего учета и контроля;

• формирование необходимых товаров и услуг.

Данные коммерческие подразделения должны проводить системную аналитическую работу.

Необходимо учитывать, что за последние десять лет, с тех пор как организациям была дана свобода в установлении цен, в выборе репертуара, оказываемых услуг и т.п., доля внебюджетных средств в общих поступлениях театров уменьшилась в 2,3 раза, концертных организаций в 3,1 раза, музеев в 4 раза. Причина этого в следующем:

1. Снизился общий интерес к высокой культуре.

2. Снизился уровень художественных услуг вследствие эмиграции многих артистов, перехода их в более финансово обеспеченные отрасли народного хозяйства.

3. В связи с хроническим недофинансированием, все реже можно увидеть новые красивые и дорогостоящие костюмы, декорации, бутафорию.

4. Отсутствие современной звуко- и светоаппаратуры, компьютерной и прочей техники.

5. Невозможность осуществления гострольной деятельности из-за устаревшего парка машин, удорожания стоимости гостиничных услуг и горючесмазочных материалов.

6. Появление конкурентов в виде новых шоу-программ, эстрадных представлений, ночных клубов и т.п..

7. Люди больше времени проводят перед телевизорами и компьютерами, играют в видеоигры, смотрят видеофильмы.

8. Ухудшение жизненного уровня населения. Людям не хватает средств на питание и одежду, поэтому они не могут позволить себе тратить деньги и время на посещение культурных мероприятий.

9. Небезопасно поздно возвращаться домой со спектаклей, концертов, прочих представлений, в связи с ухудшевшейся криминогенной ситуацией.

10. Существует множество менее заметных причин, связанных с тяжелым финансовым положением учреждений культуры.

Организации сферы культуры и искусства должна расширять комплекс оказываемых услуг, заниматься предпринимательской деятельностью. Необходимо выявить те границы, в рамках которых не будут ущемляться социально-значимые потребности населения.

Мировой опыт хозяйствования свидетельствует, что существенную роль в пополнении бюджетов культуры могут играть денежные взносы и материальные дары юридических и физических лиц, кредиты государственных и коммерческих банков, капитальные вложения и дотации из государственного бюджета, доходы от ценных бумаг, от уставной деятельности и т.п.

Все более заметной чертой складывающейся социально-экономической среды функционирования культуры в российском обществе должно стать развитие традиций меценатства и спонсорства. В настоящее время более распространена система пожертвований.

Пожертвования - добровольная, обычно «разовая», не рассчитанная на отдачу финансовая или иная материальная помощь, оказываемая в гуманитарных целях.

Меценатство - альтруистическая, безвозмездная, как правило, продолжительная деятельность, связанная с систематической финансовой поддержкой определенной творческой личности, творческого коллектива.

Спонсорство - вид финансовой поддержки культурных нужд, рассчитанный на получение косвенного эффекта от сделанных вложений (создание положительного имиджа фирмы или частного лица, получение налоговых льгот, приобретение благоприятных условий для размещения рекламы и т.п.).

Меценатство в России имеет давние традиции, а спонсорство стало развиваться недавно. Расслоение общества, социальная нестабильность, неспособность государства экономически поддерживать культуру - стали причиной особой востребованности филантропии. Темпы роста спонсорства в Европе в 1993-1995 годах составили около 10-12 %.

Успешное взаимодействие меценатства и государства, стимулирующего его развитие с помощью ряда организационно-экономических рычагов (налоговые льготы, юридические гарантии и пр.) - залог сохранения и творческого расцвета культурной жизни нашей страны. Необходимо стимулировать и постоянно освещать в средствах массовой информации благотворительную деятельность банков, общественных фондов, крупных промышленных предприятий и т.п. Важно убедить спонсоров, меценатов и прочих жертвователей вкладывать деньги не только в крупные известные театры, музеи, библиотеки, но и мелкие очаги культуры.

Многие потенциальные меценаты, в силу своей низкой культуры не понимают важности сохранения традиционной культуры. Часто общее собрание акционеров запрещает дирекции банков, промышленных предприятий, страховых организаций заниматься благотворительностью. Для предотвращения такой негативной деятельности (или точнее, бездеятельности) государством должна быть разработана и через средства массовой информации претворена в жизнь политика втягивания в сферу культуры спонсорских средств.

Дандамаева Р.Г.

Предприниматель и художник-мастер как субъекты рыночных отношений

Роль предпринимателя в процессе динамичного экономического и социального обновления общества в условиях перехода к рынку значительно усиливается. Современный повышенный интерес к предпринимателям определяется, прежде всего,особой важностью их функций в обществе даже в современных условиях экономического спада и социального кризиса.

Предпринимательство и предприниматели имеют прямое отношение к развитию народных художественных промыслов в рыночной экономике. Известный исследователь декоративно-прикладного творчества В.С. Воронов писал, что «это искусство нужно рассматривать как одну из сторон нормального производства», которое обеспечивает быт людей, начиная с жилища и кончая мелкой утварью. Сохранение и более эффективное использование имеющегося производственного, технического и художественного потенциала является одной из важных задач, которые ставит общество перед предпринимательством в сфере народных промыслов.

Ситуация, сложившаяся в производстве народных художественных промыслов Дагестана, утверждать полагать, что развитие предпринимательства в этой сфере стало для нее жизненной необходимостью.

Нельзя сказать, что в прежние годы предпринимательства в народных промыслах совсем не было. Факты предпринимательской деятельности существовали и ранее, правда, в иных формах. Как необходимое и неизбежное хозяйственное творчество предпринимательство существовало всюду и всегда, но оно было или подавляемым, или маскирующимся.

Й. Шумпетер называет предпринимателем человека, обладающим «особым взглядом на вещи». «Нужно обладать особым воображением, даром предвидения, постоянно противостоять давлению рутины. Нужно быть способным найти новое и использовать его возможности. Нужно уметь рисковать, преодолевать страх и действовать не в зависимости от происходящих процессов - самому эти процессы определять» (1).

Предприниматель - это «новатор», борющийся за лучшие результаты хозяйствования, сюда входят создание нового или реорганизация старого предприятия, установление новых или ликвидация существующих связей, освоение новых рынков сбыта продукции и т.д. Неопределенность рыночной экономики подталкивает предпринимателя к поиску путей изменения рыночной ситуации в выгодном для себя направлении.

Объединение в одном лице собственника и предпринимателя не является обязательным и определяющим критерием предпринимателя. Более существенным является то, что свои особые качества предприниматель может проявить при наличии творческой изобретательности. Чаще всего предприниматель не является изобретателем, он внедряет готовые научно-технические или художественные достижения в производство.

В субъективно-персонифицированном плане предпринимательско-производственная деятельность представляет определенную систему, которая приводится в движение тремя взаимосвязанными, относительно самостоятельными элементами, персонифицирующимися в конкретных субъектах: собственника -предпринимателя - менеджера. Каждое звено этой тройственной системы имеет свои специфические экономические интересы и выполняет относительно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.