Научная статья на тему 'Финансирование культуры: зарубежная практика'

Финансирование культуры: зарубежная практика Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2921
1150
Поделиться
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ / МОДЕЛИ БЮДЖЕТНОГО И МЕЖБЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ / ГОСУДАРСТВО И БИЗНЕС / FINANCING OF CULTURE / MODELS BUDGET AND THE BUDGETARY FINANCING OF CULTURE / STATE AND BUSINESS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Чижиков Виктор Михайлович

Финансирование культуры в каждой стране определяется традициями государства и бизнеса в отношениях к культуре. При этом выделяются две основные тенденции, определяющие степень влияния культуры в обществе и полезность культуры в развитии бизнеса. Рассматриваются различные модели бюджетного и межбюджетного финансирования культуры и искусства в европейских странах и США, а также частная поддержка культурной деятельности, предоставление финансовых и материальных средств организациям и деятелям культуры.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Чижиков Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article shows that the financing of culture in each country is determined by the traditions of the state and business in relations to culture. In this case there are two trends that determine the degree of influence of culture in the society and the usefulness of culture in business development. Examines the different models of fiscal and budgetary funding of culture and arts in European countries and USA, as well as private support for cultural activities, the provision of financial and material resources, organizations and figures of culture.

Текст научной работы на тему «Финансирование культуры: зарубежная практика»

ФИНАНСИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ: ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА

Виктор Михайлович ЧИЖИКОВ,

доктор культурологии, профессор, заведующий кафедрой менеджмента социально-культурной деятельности Московского государственного университета культуры и искусств e-mail: victor1940@yandex.ru

Финансирование культуры в каждой стране определяется традициями государства и бизнеса в отношениях к культуре. При этом выделяются две основные тенденции, определяющие степень влияния культуры в обществе и полезность культуры в развитии бизнеса. Рассматриваются различные модели бюджетного и межбюджетного финансирования культуры и искусства в европейских странах и США, а также частная поддержка культурной деятельности, предоставление финансовых и материальных средств организациям и деятелям культуры.

Ключевые слова: финансирование культуры, модели бюджетного и межбюджетного финансирования культуры, государство и бизнес.

The article shows that the financing of culture in each country is determined by the traditions of the state and business in relations to culture. In this case there are two trends that determine the degree of influence of culture in the society and the usefulness of culture in business development. Examines the different models of fiscal and budgetary funding of culture and arts in European countries and USA, as well as private support for cultural activities, the provision of financial and material resources, organizations and figures of culture.

Key words: financing of culture, models budget and the budgetary financing of culture, the state and business.

Финансирование культуры в каждой стране определяется традициями государства и бизнеса в отношениях к культуре. Здесь сложились как минимум две основные тенденции, определяющие степень влияния культуры в обществе и полезность культуры в развитии бизнеса, чем и определяется культурная политика каждого государства. Принято считать, что культура, учреждения культуры в странах, которые имеют в сравнении с Россией значительный опыт рыночных отношений, мало финансируются государством, но находятся в хорошем финансовом состоянии. На самом деле в условиях рыночной экономики культуре достаточно сложно находить финансовые средства для своего существования.

Сами европейские культурологи считают, что «в исполнительских искусствах финансовый кризис, очевидно, является образом жизни». Проблема финансирования учреждений культуры важна не только с учетом отечественного опыта, но и в контексте мировой практики. Из числа стран, имеющих тот или иной опыт финансирования культуры, выделим европейскую и американскую модели, по своему доминирующие в мировой практике. Главное сходство этих моделей заключается в том, что они существуют в рамках развитых рыночных государств. В основе экономического, политического, социального развития этих государств лежат либеральные ценности, и прежде всего ценности свободы.

Отличительные черты этих моделей сводятся к особенностям взаимодействия

культуры и государства в условиях конкретной страны. Но прежде чем перейти к рассмотрению зарубежной практики финансирования культуры, следует остановиться на некоторых вопросах, характеризующих отношения государства и культуры, экономики и культуры в этих странах.

Большинство развитых европейских стран признает возможность влияния культуры на экономическую эффективность и то, что культурные ценности являются условием совершенствования процесса производства, социальной ответственности. Проблемы культуры рассматриваются и с точки зрения влияния на развитие общества и практической пользы в решении других задач, например, в образовании, в снижении уровня преступности, поддержании стабильности в обществе.

Модели финансирования культуры и искусства из государственного бюджета в европейских странах уходят своими корнями далеко в историю. Например, во Франции львиная доля финансирования культуры приходится на государственные средства, несмотря на введение с середины 90-х гг. прошлого века широкомасштабных мер по стимулированию спонсорства и меценатства в культуре. В большинстве развитых европейских стран бюджетное финансирование остаётся одной из главных форм поддержки сферы культуры и искусства. Однако затраты на эти нужды в общих расходах бюджетов стран составляют сравнительно небольшую часть - от 0,2% до 2,5% (1).

Современная тенденция развития сферы культуры в европейских странах заключается в улучшении работы государственных служб и администрации на местах с тем, чтобы «приблизить культуру к людям», к потребителям и их потребностям. Кстати, потребительские расходы европейцев и американцев на развлечения больше, чем на одежду или здоровье.

В Дании, Норвегии, Великобритании на культурный досуг население тратит около 12,5% семейного бюджета. В этих государствах расходы на досуг даже превышают расходы на питание семей. Причём удовлетворять эти потребности призваны все «производители» услуг, как государственные, так и негосударственные, что стимулирует конкурентные усилия в интересах общества и ориентировано на достижение результата, а не на сохранение централизованного контроля, жестко определяемых функций и строгой финансовой отчётности.

Уже более 20 лет во многих европейских странах происходит перераспределение задач между государством, регионами и местными властями. Государство взяло на себя содержание национальных музеев, симфонических оркестров, театральных и танцевальных трупп, нередко архивов и национальных библиотек. Регионы стали отвечать за распространение, согласование и поддержку всех культурных мероприятий, местные власти - за содержание инфраструктуры для проведения культурных мероприятий, а также за планирование календаря культурных событий.

В связи с этим, решается проблема так называемых «связанных» субсидий, когда, например, отдельная организация культуры, скажем, местный оркестр или театральная труппа, финансируется одновременно властными структурами трёх уровней - центральным, региональным и местным. Более того, предложение центрального правительства (например, о поддержке какого-либо культурного проекта) - в соответствии с установленными процедурами - возможно только с согласия остальных сторон. Например, в скандинавских странах если одна из финансирующих сторон отказывается от участия, разрушается вся система, а вместе с ней и планы организации на реализацию культурного проекта.

Изменение ориентиров культурной политики повлекло за собой и диверсификацию механизмов управления, суть которых заключается в преобладании как минимум двух концепций. Первая - центральное правительство должно уделять как можно больше внимания и оказывать поддержку основным направлениям культурной политики. Вторая - центральное правительство не должно участвовать в оценке художественных произведений и культурных проектов.

Справедливости ради, отметим, что установки правительств на максимальное внимание и финансовую поддержку при минимизации участия чиновников в оценке художественных свойств продуктов культуры прямо противоположны российским тенденциям - целиком взять на себя оценку качества и ценности художественных произведений и творческих проектов при минимизации поддержки и финансовой помощи.

Основные ориентиры культурной политики для организаций и учреждений независимо от формы собственности во многих европейских странах, таким образом, сводятся: к усилению культурного производства, в частности активной поддержке художественных мастерских; сохранению и развитию культурной инфраструктуры; повышению активного и пассивного занятия искусством, проектам культурного самовыражения этнических меньшинств; укреплению связей с экономикой городов, улучшению их архитектурного облика и благоустройства; установлению и укреплению связей между высокими технологиями и искусством; превращению библиотек в суперсовременные информационные центры.

В Великобритании чиновники, отвечающие за культуру, предпочтение отдают принципу государственного финансирования культуры и искусства и отстаивают убеждение, что культура должна рассматриваться как центральная, а не периферийная задача политики правительства. Они считают, что наступило время, когда нужно победить шестого «великана» - духовную нищету, которая ставит под угрозу все попытки вырвать людей из материальной бедности.

Культура - в противоположность развлечению - рассматривается как искусство, которое требует глубокого проникновения не только от творца или от исполнителей, но и от тех, к кому произведение искусства или исполнение обращено, независимо от его формы. Опыт этой страны свидетельствует о большей включенности государства в финансирование культуры, но основной акцент делается на распространение благотворительности и индивидуального и корпоративного меценатства.

Культурная политика Германии ориентирована на сохранение ценностей и традиций собственной культуры, утверждая тезис о том, что только тот, кто владеет своими культурными ценностями, способен легко освоить культурные ценности других народов. Вместе с тем, наблюдаются тенденции ослабления роли традиционных культурных ценностей, связанные с утверждением принципа экономической рациональности и влиянием массовой культурой, которая быстро завоёвывает позиции, традиционно занимаемые высокой культурой.

Культурная политика государства при ослаблении его монополии на культуру ориентируется на сотрудничество с коммерческими организациями, занимается не столько перераспределением сокращающихся бюджетных средств в пользу убыточных культурных учреждений, сколько формулирует концепции культурного развития на местах и помогает их осуществлению. Развивает культурную жизнь в обществе не логикой денежных отношений, которая всегда ограничивает возможности культурной деятельности. Готовность промышленных предприятий Германии поддерживать культуру имеет давнюю традицию меценатства, заинтересованность

в деятельности, выходящей за пределы предприятий. Такая деятельность формирует положительное отношение к бизнесу в обществе; помогает интегрироваться в общество и обеспечивает общественную поддержку; повышает мотивацию сотрудников, формируя позитивную идентификацию с предприятием; создает конкурентные преимущества, независимо от продуктов и услуг, производимых предприятием.

В Америке нет министерства культуры, и президенты гордятся тем, что его никогда не будет. Американская модель заключается в том, что государство не управляет культурой. Но государство понимает, что культура (художественное творчество, охрана исторического наследия, развитие фольклора, гуманитарные проекты) является одним из наиболее благоприятных направлений для инвестиций. Культура необходима для того, чтобы Америка оставалась ключевой державой мира. В стране создаются законодательные условия для того, чтобы бизнес развивал культуру и сам вкладывался в ее институты. Относительно скромные вложения в культуру приносят не только солидные материальные дивиденды, но и сплочение общества. Культурная деятельность способствует решению многих задач, в том числе повышает активность населения, поддерживает экономическое развитие, улучшает уровень образования, привлекает туристов, возрождает городскую среду. Творческая работа людей вообще связана с умением, по-новому пользуясь различными образами, текстами и звуком, воздействовать на окружающих, информируя их, развлекая, обучая и воспитывая.

Следует предостеречь будущих российских менеджеров культуры от одного из самых распространённых заблуждений, что в США вообще отсутствует государственное финансирование культуры и искусства. Несмотря на то, что большинство американских учреждений культуры являются частными, правительство постоянно подчёркивает важность и политическую значимость поддержки культуры. Ни федеральное правительство, ни правительства штатов не отказываются от использования финансовых рычагов проведения культурной политики, оказывая культурным институциям ощутимую поддержку, но не в форме субсидий, а в виде грантов. При этом основная доля государственной поддержки направляется музеям и библиотекам и в меньшей степени исполнительским искусствам.

Американцы считают, что культурные индустрии развиваются как большой бизнес, как одна из наиболее процветающих отраслей американской экономики, экспортирующая ежегодно продукции более чем на 60 млрд. долл. Конкурентоспособные выгоды работников сферы культуры перестают ассоциироваться только размером зарплаты и мотивируются факторами привлекательности, качества жизни и знаниями. Выход продуктов культуры на уровень международной торговли усиливает значение государства в предотвращении незаконной торговли культурными ценностями, национальным достоянием.

Франция и Канада настойчиво выступают за внесение исключений, связанных с импортом продуктов культуры, в соответствующие торговые соглашения, опасаясь культурного американского доминирования. Известны и другие формы обеспечения интересов местной культуры перед лицом культурного импорта. Сохранение культурной идентичности той или иной нации (а именно в этом - цель упомянутых выше действий Франции и Канады) создаст «культурную стоимость» для тех, кому в той или иной степени чужды рассуждения о прибылях и убытках, связанные с процессом торговли. Проблема переходит из торгово-экономической области в социально-культурную сферу.

Технологии финансирования культуры в Европе. Источниками информации по финансированию культуры являются статистические ежегодники - онлайн интернет-платформы, в которых открыт доступ к базам статистических данных Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР. Статистика). Вместе с тем, в этих изданиях информация представлена либо в укрупнённом виде: «культура и рекреация», «рекреация, культура и религия», либо в разрозненных или локальных материалах, что затрудняет анализ моделей, формы и объёмы финансирования культуры и искусства за рубежом в её систематизированном и конкретно-логическом виде.

Сравнивать объёмы финансирования сферы культуры и искусства принято по трём основным показателям: государственные и частные расходы на культуру в процентах от валового внутреннего продукта (ВВП); доля расходов на культуру в общем объёме государственного бюджета; расходы на культуру в расчете на душу населения. Соотношение государственного и частного субсидирования культурной деятельности неодинаково в разных странах. Можно выделить четыре формы технологий финансирования, различающихся по этому соотношению:

• в форме прямого финансирования (национальных музеев, архивов, библиотек), в форме общих и целевых бюджетных трансфертов (реализация национальных программ развития культуры);

• на основе совместного финансирования органов власти разного уровня (региональных организаций культуры и инвестиционных проектов);

• на основе смешанного государственно-частного финансирования (культурное наследие, музыкальные, театральные фестивали, выставки);

• через независимые посреднические структуры (благотворительные фонды, общественные институты культуры, ассоциации творческих работников).

На основе традиционных для страны культурных национальных отношений и системы спонсорства, меценатства, благотворительности, а также характера централизации государственного управления и способов межбюджетных отношений определяется выбор методов, форм и механизмов финансовой политики, которые и формируют модель государственного финансирования культуры.

Система прямого финансирования культуры. Прямое финансирование организаций культуры в форме полного финансирования текущих издержек и капиталовложений, специальных целевых трансфертов, а также в виде грантов осуществляется во всех странах Европы, но больше всего оно связано с бюджетами унитарных государств, таких, как Великобритания, Италия, Франция, Испания, Нидерланды, Португалия, страны Северной Европы.

Во Франции 99% общего объёма финансирования культурной деятельности оплачивает государство, а доля меценатов и спонсоров составляет только 1%. Значительные расходы центрального бюджета Австрии приходятся на исполнительские искусства (46,6%), в центральных бюджетах Италии, Нидерландов и Швейцарии превалируют расходы на музеи, архивы и архитектурные памятники (39-44%). В Великобритании, Испании на эти цели выделяется всего 1,8-1,9%. Если в Германии на эти же цели предусмотрено только менее 2% бюджета, то доминируют расходы на такие социально-культурные мероприятия, как выставки, фестивали, дни культуры и искусства и т.д. (76,4%). В Великобритании же на долю этой статьи приходится всего 1% расходов (2).

Такое же многообразие в подходах к финансированию культуры можно отметить на региональном и муниципальном уровнях. Так, в Нидерландах в структуре

расходов на культуру региональных бюджетов преобладают затраты на библиотеки (42%), в Германии - на социально-культурные мероприятия (45%), в Дании - на исполнительские искусства (41%).

Важнейшей статьей расходов местных бюджетов на культуру во многих странах являются затраты на библиотеки: в Дании - 69%, в Великобритании - 62%, в Швеции - 39%, в Нидерландах - 28%. На финансирование социально-культурных мероприятий в Германии приходится 64% расходов, а в Швеции - около половины (3).

Распространённой формой прямой государственной поддержки являются гранты, многообразием которых отличается шведская система финансирования культуры и искусства. Здесь особое значение придаётся индивидуальным грантам, призванным обеспечивать «экономическую безопасность» духовного творчества. К ним относятся почётные бессрочные гранты выдающимся деятелям культуры; гранты в форме гарантированного дохода, присуждаемые выдающимся писателям; пятилетние гранты молодым писателям; гранты, дающие авторам право на получение дохода за пользование их произведениями в публичных библиотеках. Для шведской системы грантов характерны упрощённая процедура предоставления и полная свобода организаций или индивидуальных получателей в их использовании.

Такие гранты не только способствуют улучшению финансового положения организаций культуры, но и помогают им адаптироваться к рыночной среде, привлекая негосударственные финансовые источники и развивая коммерческую деятельность.

Межбюджетное финансирование культуры. В европейских странах государственное финансирование культуры осуществляется и на основе межбюджетных трансфертов путём перечисления региональным и местным бюджетам общих и целевых трансфертов. В Норвегии муниципалитеты получают от правительства блоковый грант на финансирование сфер здравоохранения, образования и культуры. Датским муниципалитетам выделяют блоковый грант на финансирование библиотек; средства распределяются между местными бюджетами пропорционально численности населения.

Государственная поддержка культуры на основе совместного финансирования из центральных и территориальных бюджетов осуществляется в рамках широких социально-экономических программ. Правительство Нидерландов межбюджетные отношения выстраивает с крупными городами (Амстердам, Роттердам, Утрехт и Гаага), заключая отдельные соглашения по совместному финансированию культурных учреждений в этих городах (например, Королевская опера, Голландский национальный балет, Опера Нидерландов, Филармонический оркестр Роттердама и др.).

Финансирование на основе партнёрского участия. Другой перспективной формой субсидирования сферы культуры является партнерское участие государства и корпоративных спонсоров, которое способствует значительному притоку средств из частного сектора. Совместные проекты, например, в Великобритании финансируются из центрального бюджета и спонсорских средств в соотношениях 1:1 для первого проекта и 1:3 для последующих проектов. Во Франции предусматривается более значительная доля государственного участия - бюджетный взнос и средства спонсора составляют 5:1, деньги выделяются при условии предварительного сбора определённого объёма спонсорских средств.

Следует подчеркнуть, что государства финансирует культуру не только исключительно через бюджеты министерств культуры. Министерства обороны, департа-

менты полиции финансируют военные оркестры, культурную деятельность своих сотрудников. Создаются межведомственные программы субсидирования культуры. На протяжении многих лет, например, Министерство культуры Франции заключает соглашения с министерствами сельского хозяйства, юстиции, обороны, труда и образования о совместных программах финансирования киноискусства, производства аудио- и видеопродукции и т.д.

Специфика льгот и поощрений в культуре. Льготы организациям культуры предоставляются по различным видам налогов и сборов: на имущество и на землю, на добавленную стоимость, на прибыль, на таможенные сборы. От налога на имущество могут освобождаться произведения искусства, находящиеся в собственности некоммерческих организаций, а также находящиеся в частных музеях. Льготы по налогу на добавленную стоимость часто применяются по отношению к производству культурных благ.

Так, сборы от спектаклей, филармонических представлений, продажи входных билетов в музеи, доходы от книгоиздания и производства кинофильмов практически во всех странах с развитой рыночной экономикой пользуются льготным режимом налогообложения на добавленную стоимость. Ставка налога уменьшается в 1,5 - 4 раза по сравнению со ставкой для обычных товаров и услуг. Льготы по налогу на прибыль предоставляются некоммерческим организациям культуры в форме полного освобождения от налога или применения пониженных ставок.

Особенности творческого труда и высокая общественная значимость создаваемого им продукта в странах Европы отмечаются значительными налоговыми преференциями. Артисты, художники и другие творческие работники пользуются льготами, которыми не облагаются их расходы на профессиональную деятельность. Так, в Ирландии все творческие работники освобождены от подоходного обложения, во Франции такая льгота предоставлена художникам и скульпторам, в Финляндии подоходным налогом не облагаются государственные гранты писателей и других деятелей культуры.

В европейских странах являются обычной практикой льготы по налогу на доходы для представителей творческих профессий. В число вычитаемых сумм засчитыва-ются расходы на осуществление профессиональной творческой деятельности. Например, во Франции творческие работники имеют право до 10% уменьшать сумму налогооблагаемого дохода от профессиональной деятельности. Музыканты, дирижёры, директора театров, соответственно - до 30%, драматические актёры, хореографы и кинематографисты - до 35%.

В большинстве европейских стран артистам предоставляются гранты для поддержки их творческой работы или обучения в собственной стране и за рубежом. Гранты драматургам выделяются в некоторых странах при условии, что написанная ими пьеса была поставлена в течение предыдущего года в одном из профессиональных театров, получающих государственные субсидии. Цель выделения грантов состоит в содействии развитию национальной драматургии и обеспечении материальных условий для творческой работы драматургов.

Государственные премии существуют во многих странах как оценка индивидуальных достижений и форма материальной поддержки дальнейшей деятельности выдающихся творческих работников. Гранты на поездки выделяются для поддержки участия в культурных мероприятиях, конкурсах, фестивалях и т.п. Библиотечные компенсационные гранты выплачиваются писателям и авторам литературных пере-

водов в качестве компенсации за то, что написанные или переведённые ими книги доступны для бесплатного пользования в общественных библиотеках. Гранты на проведение выставок предоставляются художникам, работающим в области изобразительного и прикладного искусства, дизайнерам и др.

В большинстве стран работникам творческих профессий, имеющим нерегулярные заработки, разрешается пролонгировать на несколько лет налоги на свой гонорар (во Франции - на пять лет, в Финляндии - на три года). В Швеции из облагаемой налогом суммы дохода свободного художника или писателя вычитаются деньги, перечисленные им на свой банковский счёт, приносящий проценты, а подоходный налог берётся только при снятии средств со счета. В Италии художники и скульпторы имеют налоговую скидку на доход в размере 21% (творческие работники 16%) и скидку в размере - 16% (творческие работники с меньшими производственными издержками - 6%), компенсирующую их расходы на выплату НДС на приобретаемые ими товары и услуги.

Система налоговых льгот финансовым «донорам» культуры. Речь идет о частной поддержке культурной деятельности, предоставлении финансовых и материальных средств организациям и деятелям культуры, не связаным с оплатой потребляемых культурных благ.

Частное финансирование в виде спонсорства состоит в том, что предприниматели предоставляют финансовые средства организациям и деятелям культуры при условии получения определённых возможностей для рекламы своей торговой марки и производимой продукции.

Предпринимательское спонсорство отличается от собственно благотворительной (меценатской) деятельности тем, что оно непосредственно связано с рыночной политикой корпораций и служит рекламным целям. Национальные налоговые законодательства обычно не предусматривают специальные льготы для спонсорства, но содержат достаточно широкие возможности для сокращения налогооблагаемого дохода компаний путём вычета расходов на рекламу и другие маркетинговые операции. Этим пользуются компании, включая в соответствующие статьи расходов спонсорские затраты. Тем самым государства фактически субсидируют и спонсорство.

В отличие от спонсорства, частное финансирование деятельности в сфере культуры, осуществляемое не для реализации конкретных экономических интересов, а под влиянием ценностных факторов, именуется меценатством.

Наиболее распространёнными видами налоговых льгот для организаций и лиц, оказывающих поддержку культурной деятельности, являются льготы:

1) по налогу с оборота при пожертвованиях; предоставляются организациям и физическим лицам, жертвующим часть своих доходов на благотворительные цели и в частности на поддержку культурной деятельности. Сумма пожертвований вычитается из налогооблагаемой суммы соответственно с оборотом, прибылью, доходом. В ряде стран (Португалия, Франция) есть ограничения на максимальный размер не налогооблагаемой суммы - размеры налогового вычета не могут превышать 0,2% с оборота в Португалии и 0,3% во Франции;

2) предельные размеры вычетов по налогу на доходы физических лиц, осуществляющих индивидуальные пожертвования, как правило, выше и могут достигать даже 50% суммы дохода (в США). Льготы по налогам предоставляются по-разному. В некоторых странах льготы установлены только для денежных пожертвований, в

других - только в случае передачи материального имущества, в-третьих - в обоих случаях.

3) как правило, условием предоставления указанных налоговых льгот является принадлежность получателей пожертвований к определённой категории организаций: это должны быть либо государственные организации, либо такие, которые включены государством в перечень организаций, «действующих в интересах общества» или признанных особо ценными объектами культуры.

Таким образом, несмотря на многообразие субъектов культурной деятельности и различия их экономического положения в европейских странах, сфера культуры и искусства в целом рассматривается как институт национального достояния, развитие которого требует от государства комплексных мер поддержки и всестороннего внимания.

Обширная сеть независимых посредников - профессиональных ассоциаций, фондов, общественных институтов, которые самостоятельно решают вопросы распределения средств, выделяемых государством на развитие культуры, является благоприятным условием для творчества, поскольку гарантирует определённую защищённость от прямого административного вмешательства.

Формы финансирования культуры в США. Культурные различия моделей и форм государственной поддержки культуры между странами континентальной Европы и англоязычными странами определяются культурно-историческими условиями. В континентальной Европе сложившимися традициями и идеологией стран предопределяется ответственность государства и церкви за благотворительность вообще и за поддержку культуры в частности. А в англоязычных странах на культурную политику большее влияние оказывает протестантская идеология, акцентирующая внимание на индивидуальных решениях и усилиях людей и утверждающая, что благотворительность - дело индивидуальное.

Американская элита выступает против вторжения или участия государства в управление культурой. Она убеждена в том, что государство подавляет творческую инициативу, гасит художественное вдохновение, навязывает некий эталон хорошего вкуса. Отчасти поэтому в США нет министерства или ведомства, которое ведало бы делами культуры на высшем, федеральном уровне. Управлением культуры занимаются штаты и города. Американское государство проявляет интерес к культуре, но в основе этого интереса находится разделение культурного пространства на три составляющие.

Первая охватывает культуру вообще, понимаемую в антропологическом смысле как совокупность нравов и обычаев, присущих данному сообществу. Эта культура складывается и функционирует стихийно, естественным образом и не нуждается в каком-либо вмешательстве извне.

Вторая составляющая фактически совпадает с массовой культурой, которая является продуктом культурной индустрии, образующей отдельный сектор экономики и подчиняющейся законам рынка. Американская массовая культура, безусловно, является господствующей, причём не только внутри страны, но и за её пределами. Рыночный характер массовой культуры делает участие в ней государства необязательным и, возможно, ненужным.

Третья составляющая включает в себя главным образом традиционную художественную культуру, классическое искусство. Здесь участие государства или какая-либо другая внешняя поддержка представляются необходимыми. Хотя в США

культура и искусство находятся в ведении штатов и городов, закон позволяет федеральному правительству выделять соответствующие субсидии, и практика дотаций становится все более распространённой.

Финансирование культуры и искусства в США осуществляется по четырём каналам: за счёт доходов от собственной деятельности, доходов от инвестиций, за счёт средств, выделяемых из государственного бюджета, и за счёт поддержки, оказываемой частными и корпоративными фондами. Отсюда - доля индивидуальных частных пожертвований американцев составляет 40%, по убывающей шкале снижается процент благотоворительных фондов и корпораций.

Следовательно, в этой стране доля государственной поддержки культуры незначительна и осуществляется в виде грантов, а не субсидий. Основное финансирование происходит посредством спонсорства и механизма филантропии. Государство создаёт условия для эффективного взаимодействия бизнеса и культуры.

Собственные доходы организаций культуры (выручка от продажи билетов, рекламы, взносы членов профессиональных ассоциаций и др.) составляют примерно на 55 % их бюджета. Ещё около 25 % их бюджетов формируется за счёт грантов частных и корпоративных фондов, пожертвований частных лиц и компаний. 12 % приносят инвестиции в ценные бумаги, и только 9 % расходов покрывается государством (4).

Здесь культура развивается главным образом на основе частных инициатив, а государство играет опосредованную, вспомогательную роль: предоставляет различные налоговые льготы, активно использует административный ресурс для поощрения частных инициатив и меценатов.

Если спросить, например, у любого директора музея в США: «Как финансируются американские музеи?», то получим «обстоятельный», но прямой ответ: «В зависимости от обстоятельств». Это наиболее либеральная модель финансирования культуры.

На федеральном уровне распределением финансовых субсидий и координацией деятельности организаций культуры непосредственно занимаются такие правительственные агентства, как: Национальный фонд поддержки искусства, Институт музейной и библиотечной службы.

Финансовую помощь культуре и искусству оказывают также многие частные фонды, наиболее известным из которых является Фонд Рокфеллера. Кроме того, два учреждения культуры - Библиотека Конгресса США (The Library of Congress), которая формально считается обслуживающим подразделением Конгресса, и Институт Смитсона (Smithsonian Institution), финансируются непосредственно из федерального бюджета.

Национальный фонд поддержки культуры. Фонд осуществляет целевое финансирование творческих проектов, организаций культуры, отдельных деятелей искусства, а также средств массовой информации.

Национальный фонд поддержки искусств совершил революционный шаг. Он признал видеоигры видом искусства. И объявил, что теперь будет спонсировать разработку контента для Интернета, мобильных телефонов, средств спутниковой связи и игровых платформ. Смитсоновский музей американского искусства в Вашингтоне провёл в 2012 году масштабную выставку «Искусство видеоигр», для которой отобрано 82 игры, представляющие историю и художественный потенциал этого вида медиа (5).

Согласно исследованию, проведённому в США Национальным фондом поддержки искусства, деятели искусств, которых в США насчитывается около 2 млн, составляют 1,4% работающего населения страны. Среди разнообразной статистики, собранной во время исследования, газета «Washington Post» (6) выделяет пять неожиданных фактов:

1. Американские деятели искусств предпочитают жить в Калифорнии. Их процент среди работающего населения наиболее высок в Лос-Анджелесе (4,86%) и Сан-Франциско (4,3%).

2. Самое большое число деятелей искусств живёт в Нью-Йорке (140 915), но это всего лишь 3,4% от работающего населения.

3. Самой распространённой художественной профессией является профессия дизайнера. Дизайнеры составляют 39% американских деятелей искусств, актёры - 17%, художники - 10%, архитекторы - 9%, писатели - 9%, фотографы - 7%, продюсеры и режиссёры - 7%.

4. Больше всего деятелям искусств платят в Вашингтоне - каждый десятый служитель муз получает там больше 125 тыс. долларов в год.

5. Самое значительное гендерное неравенство отмечено в архитектуре: лишь каждый четвёртый из американских архитекторов - женщина.

Институт музейной и библиотечной службы. Эта организация является координатором и основным финансовым источником федеральной помощи 15 тыс. музеев, в числе которых музеи по искусству, истории и естествознанию, детские музеи, музеи научных центров, зоопарки и планетарии и 122 тыс. библиотек, включающие публичные, академические, школьные и научные библиотеки и архивы страны.

Годовой бюджет Институт музейной и библиотечной службы составляет около 300 млн. долларов, которые используются на переоборудование музеев и библиотек, создание новых экспозиций, разработку образовательных программ, а также на развитие проектов, способствующих укреплению связей учреждений культуры с местными сообществами.

Свыше 70% музеев США являются частными некоммерческими организациями; остальные 30% - это общественные или государственные музеи разной формы собственности и подчинения. Основная часть музейного бюджета формируется за счёт частных и корпоративных фондов.

Государственная поддержка типичного американского музея составляет немногим более 24% текущих доходов, большая их часть поступает от администраций штатов и региональных правительств.

Самая большая доля текущих доходов музеев (38%) поступает от дарителей частного сектора - физических лиц, благотворительных организаций и фондов, корпоративных спонсоров. Зарабатываемые музеями доходы формируются музейными выставками, просветительскими программами, розничной продажей, сувенирными и книжными магазинами и ресторанами.

Ощутимый доход приносит и аренда своих помещений (27%), как правило, культурно-исторических памятников для корпоративных встреч, торжественных церемоний и мероприятий и даже свадеб.

Трудно себе представить, например, будущее художественного Метрополитен-музея, основанного в 1870 году группой американских бизнесменов и почитателей искусства, занимающего великолепный старинный особняк в центре Нью-Йорка

на Пятой авеню, второй по посещаемости музей мира (6), если бы ему без поддержки государства пришлось платить налоги на недвижимость.

Некоммерческий статус музея позволяет привлекать доходы из разных источников и в то же определяет возможность зарабатывать самостоятельно (цены на билеты: взрослые - 25 долларов, студенты - 12, пенсионеры - 17). Входными билетами служат маленькие круглые разноцветные значки, на каждый день свой цвет. Значки можно прикрепить к одежде и взять с собой на память, что и делают бесчисленное количество туристов, да и сами жители города.

Федеральный Институт музейных и библиотечных служб уже начал осуществлять новую программу «Спасём американские сокровища»; выделен гранд в 75 тыс. долларов на реставрацию Колмаковского редута - одного из памятников Русской Аляски, который включён американцами в число национальных исторических «сокровищ».

Литература

1. Здесь и далее использован цифровой материал электронного ресурса: http:// strana-oz.ru/2005/4/finansirovanie-kultury-v-evropeyskih-stranah-obzor-podhodov-i-metodov. Справка. Финансирование культуры в европейских странах: обзор подходов и методов. (Журнал «Отечественные записки», 2005, №4 (25)).

2. Электронный источник: Журнал «Отечественные записки», № 4 (25) 2005. http://strana-oz.ru/2005M/byudzhet-kultury-v-ssha-sobstvennye-dohody-i-gosudarstvennaya-podderzhka

3. Цифры: электронный источник: http://arts.osu.edu/ArtEducation/APA/ Profiles%20 Summary%20Report.pdf

4. Электронный источник: http://e-news.com.ua/print/231263.html

5. Электронный источник: http://www.artguide.com/ru/news/v-ssha-poschitali-dieiatieliei-iskusstva.html

6. Для справки. За 2013 год Метрополитен-музей посетили 5 млн. 891 тыс. человек, Лувр - 9 млн. человек.