Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ'

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
CHILDREN WITH DISABILITIES / MOTOR DISABILITIES / PHYSICAL EXERCISES / LEVEL OF DEVELOPMENT OF MOTOR FUNCTIONS ON GROSS MOTOR FUNCTION CLASSIFICATION SYSTEM SCALE / ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ / ДВИГАТЕЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / УРОВЕНЬ МОТОРНЫХ ФУНКЦИЙ ПО ШКАЛЕ GMFCS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Молоканов А.В., Малинин А.В.

Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность курса реабилитационных занятий активными физическими упражнениями для развития двигательных возможностей детей-инвалидов. Методика и организация исследования. В работе приняло участие 50 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 16 лет. В зависимости от уровня развития больших моторных функций по международной шкале GMFCS из 50 детей-инвалидов 1-му уровню GMFCS соответствовало 6 человек, 2-му - 15, 3-му - 6, 4-му - 10, 5-му - 13 человек. Программа состояла из 16 индивидуальных часовых занятий, которые проводились 2-3 раза в неделю. В занятиях активными физическими упражнениями широко использовались тренажерные устройства, адаптированные к возможностям детей-инвалидов. Результаты исследования и выводы. Дети-инвалиды любой степени сложности двигательных нарушений обладают большими потенциальными возможностями, заложенными в их организме, которые необходимо своевременно реализовывать посредством занятий активными физическими упражнениями. В ходе исследования выявлено, что из 142 освоенных упражнений 26,1% было направлено на развитие и коррекцию ходьбы, 15,5% - на развитие равновесия и его удержание в позах сидя и стоя, в 8,5% случаев отмечена адаптация к физической нагрузке, по 5,6% - на формирование шаговых движений и способность встать из положения сидя, повышение общей выносливости к занятиям физическими упражнениями. Дети самых сложных 4-го и 5-го уровней по GMFC смогли освоить 29 и 35 упражнений соответственно, не меньше, чем в других более легких группах. Индивидуальные занятия активными физическими упражнениями с детьми и проведение педагогических тестирований повышают эффективность реабилитационных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гросс Н.А., Шарова Т.Л., Молоканов А.В., Малинин А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVE REHABILITATION MEASURES TO TRAIN MOBILITY IN DISABLED CHILDREN

Objective of the study was to design and test by experiment the effectiveness of the rehabilitation course with the use of active physical exercises to develop motor abilities in disabled children. Methods and structure of the study. The study involved 50 children with disabilities aged 3-16 years. Depending on the level of development of the large motor skills on the international scale Gross Motor Function Classification System, out of 50 disabled children, 6 were attributed to the 1st level of Gross Motor Function Classification System, 15 - to the 2nd, 6 - to the 3rd, 10 - to the 4th, 13 - to the 5th. The program consisted of 16 individual one-hour training sessions conducted 2-3 times a week. The active physical exercises were performed using the simulators adapted to the disabled children's abilities. Results of the study and conclusions. Children with disabilities of all degrees of difficulty have great potential, which should be realized in a timely manner through active physical exercises. The study found that out of 142 exercises mastered, 26.1% were directed towards the development and correction of walking, 15.5% - towards the development of balancing skills and ability for balance maintenance in the sitting and standing positions, 8.5% - towards the adaptation to physical loads, 5.6% - towards the formation of step movements and the ability to stand up from the sitting position, increasing the subjects' overall endurance to physical activities. The children attributed to the most difficult levels 4 and 5 on the Gross Motor Function Classification System scale were able to master 29 and 35 exercises, respectively, no less than in other groups. Individual training sessions with the use of active physical exercises and pedagogical tests increase the effectiveness of rehabilitation measures.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ АКТИВНЫХ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ»

развитие двигательных возможностей детей-инвалидов средствами активных реабилитационных мероприятий

УДК/UDC 796.034.2

Поступила в редакцию 23.03.2020 г.

Информация для связи с автором: nNnagross@yandex.ru

Кандидат педагогических наук Н.А. Гросс1 Кандидат педагогических наук Т.Л. Шарова1 А.В. Молоканов1 А.В. Малинин2

1 Федеральный научный центр физической культуры и спорта, Москва

2 Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры, Санкт-Петербург

ACTIVE REHABILITATION MEASURES TO TRAIN MOBILITY IN DISABLED CHILDREN

PhD N.A. Gross1 PhD T.L. Sharova1 A.V. Molokanov1 A.V. Malinin2

1 Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports, Moscow

2 St. Petersburg Scientific Research Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Аннотация

Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность курса реабилитационных занятий активными физическими упражнениями для развития двигательных возможностей детей-инвалидов. Методика и организация исследования. В работе приняло участие 50 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 16 лет. В зависимости от уровня развития больших моторных функций по международной шкале GMFCS из 50 детей-инвалидов 1-му уровню GMFCS соответствовало 6 человек, 2-му - 15, 3-му -6, 4-му - 10, 5-му - 13 человек. Программа состояла из 16 индивидуальных часовых занятий, которые проводились 2-3 раза в неделю. В занятиях активными физическими упражнениями широко использовались тренажерные устройства, адаптированные к возможностям детей-инвалидов. Результаты исследования и выводы. Дети-инвалиды любой степени сложности двигательных нарушений обладают большими потенциальными возможностями, заложенными в их организме, которые необходимо своевременно реализовывать посредством занятий активными физическими упражнениями. В ходе исследования выявлено, что из 142 освоенных упражнений 26,1% было направлено на развитие и коррекцию ходьбы, 15,5% - на развитие равновесия и его удержание в позах сидя и стоя, в 8,5% случаев отмечена адаптация к физической нагрузке, по 5,6% - на формирование шаговых движений и способность встать из положения сидя, повышение общей выносливости к занятиям физическими упражнениями. Дети самых сложных 4-го и 5-го уровней по GMFC смогли освоить 29 и 35 упражнений соответственно, не меньше, чем в других более легких группах. Индивидуальные занятия активными физическими упражнениями с детьми и проведение педагогических тестирований повышают эффективность реабилитационных мероприятий.

Ключевые слова: дети-инвалиды, двигательные нарушения, физические упражнения, уровень моторных функций по шкале GMFCS.

Annotation

Objective of the study was to design and test by experiment the effectiveness of the rehabilitation course with the use of active physical exercises to develop motor abilities in disabled children.

Methods and structure of the study. The study involved 50 children with disabilities aged 3-16 years. Depending on the level of development of the large motor skills on the international scale Gross Motor Function Classification System, out of 50 disabled children, 6 were attributed to the 1st level of Gross Motor Function Classification System, 15 - to the 2nd, 6 - to the 3rd, 10 - to the 4th, 13 - to the 5th. The program consisted of 16 individual one-hour training sessions conducted 2-3 times a week. The active physical exercises were performed using the simulators adapted to the disabled children's abilities. Results of the study and conclusions. Children with disabilities of all degrees of difficulty have great potential, which should be realized in a timely manner through active physical exercises. The study found that out of 142 exercises mastered, 26.1% were directed towards the development and correction of walking, 15.5% - towards the development of balancing skills and ability for balance maintenance in the sitting and standing positions, 8.5% - towards the adaptation to physical loads, 5.6% - towards the formation of step movements and the ability to stand up from the sitting position, increasing the subjects' overall endurance to physical activities.

The children attributed to the most difficult levels 4 and 5 on the Gross Motor Function Classification System scale were able to master 29 and 35 exercises, respectively, no less than in other groups.

Individual training sessions with the use of active physical exercises and pedagogical tests increase the effectiveness of rehabilitation measures.

Keywords: children with disabilities, motor disabilities, physical exercises, level of development of motor functions on Gross Motor Function Classification System scale.

Введение. Среди многочисленных видов заболеваний у детей нарушения функций опорно-двигательного аппарата занимают значительное место, что приводит к снижению двигательной активности, изменению сердечно-сосудистой

и дыхательной систем, нарушению обменных процессов, снижению работоспособности, изменению психики и негативно сказывается на качестве жизни. Длительная акинезия в итоге затрудняет социальную адаптацию ребенка [3-5, 8].

Поэтому именно в активизации двигательной деятельности детей-инвалидов посредством приоритетного использования средств физической культуры в условиях, учитывающих индивидуальные особенности их организма, и в залах, адаптированных для занятий, заключаются резервы повышения эффективности реабилитационных мероприятий. В настоящее время в литературе имеются достаточно убедительные научные данные, подтверждающие положительное влияние физических нагрузок на развитие двигательных возможностей детей-инвалидов [1, 2, 5, 7, 8]. Однако отсутствие системности, рекомендаций по организации занятий с детьми-инвалидами, а также возможности ранней реабилитации обусловливают позднее начало формирования двигательных навыков. Чтобы правильно сформировать и закрепить двигательный навык, необходимо подобрать физическую нагрузку, адекватную функциональному состоянию и двигательным возможностям ребенка, а также пролонгировать и сделать непрерывным процесс занятий. Если предложенные упражнения согласуются с физиологическими возможностями организма, то они играют формирующую роль и способствуют развитию двигательного навыка. Неадекватные нагрузки приводят к различным патологическим изменениям и усугублению двигательных проблем [3, 5, 8]. Поэтому особое значение приобретает выбор физических упражнений, целенаправленно воздействующих на развитие двигательных возможностей детей-инвалидов с учетом их индивидуальных возможностей и уровня развития больших моторных функций.

Цель исследования - разработать и экспериментально доказать эффективность курса реабилитационных занятий активными физическими упражнениями для развития двигательных возможностей детей-инвалидов.

Методика и организация исследования. В работе приняло участие 50 детей-инвалидов в возрасте от 3 до 16 лет. В зависимости от уровня развития больших моторных функций по международной шкале GMFCS из 50 детей-инвалидов 1-му уровню GMFCS соответствовало 6 человек,

2-му - 15, 3-му - 6, 4-му - 10, 5-му - 13 человек. Программа состояла из 16 индивидуальных часовых занятий, которые проводились 2-3 раза в неделю. В занятиях активными физическими упражнениями широко использовались тренажерные устройства, адаптированные к возможностям детей-инвалидов, и «Тренажер Гросса», в котором ребенок находился в вертикальном положении, был защищен от падений, мог передвигаться, поворачиваться, прыгать, обучаться выполнению упражнений. Функциональное состояние организма детей контролировалось по частоте сердечных сокращений, артериальному давлению, а также визуально оценивалось инструктором. Для оценки результатов изменений двигательных возможностей использовалось педагогическое тестирование в начале и конце курса. Тестовые упражнения подбирались в зависимости от двигательных возможностей детей. Общее количество упражнений, в которых наблюдались положительные изменения, составило 142. Они были объединены в 14 вариантов. Каждый ребенок мог быть протестирован в двух или в трех разных упражнениях. Экспертная оценка, выставляемая инструкторами по АФК, проводилась по балльной системе: 0 баллов - не выполняет совсем; 1 балл - попытка выполнить с помощью инструктора или в «Тренажере Гросса»; 2 балла - выполняет с помощью инструктора или в «Тренажере Гросса»; 3 балла - попытка выполнить самостоятельно; 4 балла - выполняет самостоятельно.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования, отражающие количество освоенных упражнений, сгруппированных в разные варианты в соответствии с уровнем развития больших моторных функций по шкале GMFCS за курс из 16 занятий активными физическими упражнениями, показаны в таблице.

В результате проведенных занятий 50 детей-инвалидов освоили 14 вариантов разных упражнений и смогли научиться выполнять полностью или частично 142 упражнения. Дети (13 человек 5-го уровня по GMFCS), которые ранее

Количество упражнений, освоенных детьми-инвалидами в каждом из вариантов и в соответствии с уровнями по шкале GMFCS

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

2 а

с

га

^

О (и .с Н

№ Варианты упражнений и их количество Уровни по GMFCS

1 2 3 4 5 Всего %

1 Ходьба в разных вариантах 8 13 9 3 4 37 26,1

2 Встать из положения сидя - 5 1 2 8 5,6

3 Обучение прыжкам 1 1 2 1 5 3,5

4 Работа руками - 4 1 1 - 6 4,2

5 Обучение катанию на роликовых коньках, велосипеде 2 1 1 - - 4 2,9

6 Удержание равновесия в позе стоя, сидя - 7 3 5 7 22 15,5

7 Повышение общей выносливости - 7 1 - - 8 5,6

8 Улучшение координации движений - 2 2 5 1 10 7,0

9 Способность выполнять команды инструктора 1 3 1 1 - 6 4,2

10 Ползание - - - 3 2 5 3,5

11 Адаптация к физической нагрузке 3 - - 3 6 12 8,5

12 Формирование опоры на руки 1 - - - 6 7 4,9

13 Удержание головы - - - - 4 4 2,9

14 Формирование шаговых движений - - - 6 2 8 5,6

Всего упражнений 16 43 19 29 35 142 100

42

http://www.teoriya.ru

№ 8 • 2020 Август | August

были неспособны самостоятельно поменять положение тела, освоили 10 вариантов упражнений, всего 35 упражнений,

7 из которых были направленны на развитие равновесия при удержании позы сидя и стоя.

Дети 4-го уровня по GMFCS (10 человек), которые могли самостоятельно сидеть, но не могли передвигаться, освоили 9 вариантов упражнений, всего 29 упражнений, из которых 6 упражнений были направлены на формирование шаговых движений.

Дети 3-го уровня по GMFCS (6 человек), которые могли передвигаться с использованием дополнительных приспособлений, освоили 8 вариантов упражнений, всего 19, из них 9 упражнений на развитие ходьбы и 3 - на удержание равновесия в позах сидя и стоя.

Дети 2-го уровня по GMFCS (15 человек), которые могли передвигаться с ограничениями, освоили 9 вариантов упражнений, всего 43, 13 из которых были направлены на развитие ходьбы.

Дети 1-го уровня по GMFCS (6 человек), умеющие самостоятельно передвигаться, освоили 6 вариантов упражнений, всего 16 упражнений, 8 их которых - на совершенствование ходьбы.

Таким образом, из 142 освоенных упражнений самое большое количество - 37 (26,1 %) было направлено на развитие и коррекцию ходьбы. 22 упражнения (15,5 %) - на развитие равновесия и его удержание в позах сидя и стоя. В 12 случаях (или 8,5 0%) отмечена адаптация к физической нагрузке.

8 упражнений (или 5,6 %) были направлены на формирование шаговых движений и способности встать из положения сидя. В 5,6 % случаев отмечено повышение общей выносливости.

Следует отметить, что дети самых сложных 4-го и 5-го уровней по GMFCS (10 и 13 человек) освоили по 29 и 35 упражнений, не меньше, чем в других более легких группах. Это говорит о потенциальных возможностях организма детей улучшить свою двигательную активность при регулярных занятиях [5, 6, 8,].

Результаты исследования убедительно показали, что благодаря организации регулярных индивидуальных занятий активными физическими упражнениями повышается эффективность процесса реабилитации детей. Они приобщаются к потребности в двигательной активности, в результате чего овладевают упражнениями, ранее для них недоступными, у детей отмечается улучшение функционального состояния, что обеспечивает им улучшение состояния здоровья. В связи с тем, что активные занятия физическими упражнениями сопряжены со множеством психических процессов, у детей формируется также контроль поведения, улучшаются эмоциональные реакции, улучшается их социализация, появляется интерес к занятиям спортом.

Выводы. Дети-инвалиды любой степени сложности двигательных нарушений обладают большими потенциальными возможностями, заложенными в их организме, которые необходимо своевременно реализовывать посредством занятий активными физическими упражнениями.

Из 142 освоенных упражнений 26,1 % было направлено на развитие и коррекцию ходьбы, 15,5 % - на развитие равновесия и его удержания в позах сидя и стоя, в 8,5 % случаев отмечена адаптация к физической нагрузке, по 5,6 % -на формирование шаговых движений и способность встать из положения сидя, повышение общей выносливости к занятиям физическими упражнениями.

Дети самых сложных 4-го и 5-го уровней по GMFC смогли освоить 29 и 35 упражнений соответственно, не меньше, чем в других более легких группах.

Индивидуальные занятия активными физическими упражнениями с детьми и проведение педагогических те-

стирований повышают эффективность реабилитационных

мероприятий.

Литература

1. Бабушкина О.Ф. Применение физических упражнений в коррекции двигательных нарушений у детей со спастической формой ДЦП / О.Ф. Бабушкина, И.В. Архипенко, А.В. Дубксий, В.В. Колен-ченко // Научный вестник Крыма. - 2018. - № 7 (18).

2. Горючев Д.В. Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья / Д.В. Горючев // Молодой ученый. - 2019. - №11. - С. 266-268.

3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры / С.П. Евсеев. - М.: Изд-во «Спорт», 2016.

4. Карелина И.Б. Психолого-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов / И.Б. Карелина, М.В. Туркина // Universum: Медицина и фармакология: электрон. науч. журнал. - 2016. - № 11 (33). URL: http://7universum.com/ru/med/archive/ item/3848.

5. Клочкова Е.В. Введение в физическую терапию физическая реабилитация детей с церебральным параличом и другими двигательными нарушениями неврологической природы / Е.В. Клочкова. - М.: Терениф, 2014. - 122 с.

6. Насибулина Т.В. Организация занятий адаптивной физической культурой с детьми с ограниченными возможностями здоровья / Т.В. Насибулина. - Сыктывкар, 2016.

7. Попова И.Е. Влияние лечебной физической культуры на нервно-мышечный аппарат детей с детским церебральным параличом / И.Е. Попова, Н.А. Вареникова, О.Ф. Бабушкина // Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни. Сборник научных статей VII Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. - Воронеж: Изд-во: Издательско-полиграфический центр «Научная книга», 2018. - С. 417-421.

8. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и с детским церебральным параличом / К.А. Семенова. - М.: Закон и порядок, серия «Великая Россия. Наследие», 2007. - 616 с.

References

1. Babushkina O.F., Arkhipenko I.V., Dubksiy A.V., Kolenchenko V.V. Primenenie fizicheskikh uprazhneniy v korrektsii dvigatelnykh nar-usheniy u detey so spasticheskoy formoy DTsP [Physical exercises to correct motor disorders in children with a spastic form of cerebral palsy]. Nauchny vestnik Kryma. No. 7 (18). 2018.

2. Goryuchev D.V. Adaptivnaya fizicheskaya kultura dlya detey s ogran-ichennyimi vozmozhnostyami zdorovya [Adaptive physical education for children with disabilities]. Molodoy ucheny. 2019. No. 11. pp. 266268.

3. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kultury [Theory and organization of adaptive physical education]. M.: Sport publ., 2016.

4. Karelina I.B., Turkina M.V. Psikhologo-pedagogicheskaya abilitatsiya i reabilitatsiya detey-invalidov [Psychological and pedagogical abilita-tion and rehabilitation of children with disabilities]. Universum: Med-itsina i farmakologiya: electronic scientific journal. 2016. No. 11 (33). Available at: http://7universum.com/ru/med/archive/item/3848.

5. Klochkova E.V. Vvedenie v fizicheskuyu terapiyu fizicheskaya reabilitatsiya detey s tserebralnym paralichom i drugimi dvigatelnymi narush-eniyami nevrologicheskoy prirody [Introduction to physical therapy, physical rehabilitation of children with cerebral palsy and other motor disorders of neurological nature]. M.: Terenif publ., 2014. 122 p.

6. Nasibulina T.V. Organizatsiya zanyatiy adaptivnoy fizicheskoy kulturoy s detmi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorovya [Organization of adaptive physical education classes with children with disabilities]. Syktyvkar, 2016.

7. Popova I.E., Varenikova N.A., Babushkina O.F. Vliyanie lechebnoy fizicheskoy kultury na nervno-myishechny apparat detey s detskim tserebralnym paralichom [Effect of physical therapy on neuromuscular system of children with cerebral palsy]. Mediko-biologicheskie i ped-agogicheskie osnovy adaptatsii, sportivnoy deyatelnosti i zdorovogo obraza zhizni [Biomedical and pedagogical foundations of adaptation, sports activities and healthy lifestyle]. Proc. VII national correspondence research-practical conference with international participation. Voronezh: Nauchnaya kniga publ., 2018. pp. 417-421.

8. Semenova K.A. Vosstanovitelnoe lechenie detey s perinatalnyim po-razheniem nervnoy sistemy i s detskim tserebralnym paralichom [Reconstructive treatment of children with perinatal damage to nervous system and with cerebral palsy]. M.: Zakon i poryadok, seriya «Veli-kaya Rossiya. Nasledie publ., 2007. 616 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.