Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА'

РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / соревновательный метод / двигательно-координационные способности / 113-116

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Суровенков Андрей Александрович

В работе рассматривается проблема развития двигательно-координационных способностей младших школьников. Представляются средства баскетбола на уроках физической культуры как эффективный метод развития двигательно-координационных способностей младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Суровенков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА»



РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНО-КОНДИЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ БАСКЕТБОЛА

Суровенков Андрей Александрович, Мордовский государственный педагогический университет имени М.Е. Евсевьева, г. Саранск

E-mail: surovenkov.2000@mail.ru

Аннотация. В работе рассматривается проблема развития двигательно-координационных способностей младших школьников. Представляются средства баскетбола на уроках физической культуры как эффективный метод развития двигательно-координационных способностей младших школьников.

Ключевые слова: физическая культура, соревновательный метод, двигательно-координационные способности.

В настоящее время в России сложилась достаточно неутешительная ситуация по физической подготовке учащихся 1-4 классов. Специалисты связывают данную закономерность с понижением экологических и социально-экономических условий общества. В то же время, данная тенденция прослеживается и в системе физического образования младших школьников. Современный урок физической культуры не дает полноценной возможности раскрыть и развить учащимся свои физические, духовные и нравственные качества; просматривается незначительный уровень интеграции инновационных способов и приемов обучения и воспитания.

Тем временем, учащиеся младшего школьного возраста особенно остро нуждаются в инновационном подходе данной проблемы, которым необходимо оптимизировать режим в условиях колоссальной нагрузки школьными предметами [5].

Так, исследования отечественных педагогов и психологов говорят о том, что школьники данной возрастной категории, проявляют глубокий интерес, на занятиях физической культуры, к всесторонним подвижным играм с мячом. Утверждают, что подвижная игра существенно влияет на гармоничное развитие школьника, способствует формированию положительных взаимоотношений, тем самым настраивает эмоциональное состояние ребенка. У ребенка активируется мышление и память, самообладание, крепнет физически [2].

Цель данной работы состоит в выявлении специфики развития двигательно-координационных способностей младших школьников на уроках

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

физической культуры с использованием средств баскетбола. Задачи, поставленные для достижении цели состоят в рассмотрении проблемы развития двигательно-координационных способностей школьников в психолого-педагогической литературе; описании особенностей развития двигательно-координационных способностей младших школьников; дать характеристику средствам баскетбола на уроках физической культуры как эффективного метода развития двигательно-координационных способностей младших школьников и в проведении исследования особенностей развития их двигательно-координационных способностей.

На первом этапе опытно-экспериментальной работы было проведено анкетирование 15 учителей с педагогическим стажем от 3 до 8 лет.

Согласно полученным ответам 32% учителей используют упражнения на координационные способности на каждом занятии в подготовительной части, 6% учителей иногда включают упражнения на координационные способности в заключительную часть занятия, так же 20% учителей включают упражнения на координационные способности в основную часть иногда, и 16% учителей включают такие упражнения в основную часть на каждом занятии.

Также, опрос показал, что на практике для развития координации учителя применяют стандартно - повторный (85 %) и соревновательный метод (65%). Редко используется метод вариативного упражнения и игровой метод (по 25 %) (рисунок 1).

Соревновательный метод | 65

Игровой метод г "] 25

Метод вариативного упражнения Стандартно-повторный метод

О 20 40 60 80 100

Рис. 1 Методы развития координационных способностей у младших школьников

Таким образом, проведенное анкетирование показывает, что все учителя признают важность применения в процессе уроков упражнений, развивающих координационные способности. Большинство учителей сошлись во мнении, что развитие равновесия и реакция наиболее важно для детей младшего школьного возраста. 12 учителей используют упражнения на КС на каждом занятии в подготовительной части. На практике для развития координации учителя применяют стандартно - повторный и соревновательный метод.

Вторым этапом являла проверка качества координационных способностей младших школьников.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

У детей на уроке упражнения на координацию были представлены в подготовительной, основной и заключительной части. В подготовительной части использовались такие средства, как: семенящий бег, захлест голени с работой рук, бег скрестным шагом, общей продолжительностью 7 минут, со средней и низкой интенсивностью выполнения. Применялись методы строго регламентированного упражнения - со строго заданным варьированием освоенного двигательного действия, с изменением способа выполнения действия. Семенящий бег использовался в начале подготовительной части преимущественно для расслабления, постепенного включения ребенка в тренировочный процесс. Захлест голени с работой рук применялся для согласования движений рук и ног, бег скрестным шагом - для координации работы мышц спины, таза и ног.

В основной части были рассмотрены упражнения, направленные на способность к дифференциации силовых и временных параметров движений руками, согласования работы рук и ног для толчка, формирование координации, гибкости, чувства равновесия. Прыжки на одной ноге с работой рук, выпрыгивание с махом рук вверх - вперед, кувырки вперед, кувырки назад выполнялись с общей продолжительностью 6-7 минут, 10-15 раз каждое. Методы строго регламентированного упражнения проявлялись в строго заданном варьировании освоенного двигательного действия, отдельных характеристик, а также изменении исходных и конечных положений.

В заключительной части применялись разноименные круговые движения руками, прыжки через скакалку, отбивание мяча от пола, направленные на развитие пространственных, временных параметров движения руками, скорости реакции. Продолжительность заключительной части около 7-9 минут, с объемом нагрузки по 15-30 раз выполнения каждого упражнения. В этой части использовались упражнения средней и высокой интенсивности, применялись игровой метод, метод строго регламентированного упражнения изменение исходных и конечных положений.

Для оценки координационных способностей применялись следующие тесты. змейка приставным шагом (шагами - галопом); упражнение «Ласточка»; прыжки через скакалку; челночный бег 3х10; «Три кувырка вперед».

Замеры проводились в начале исследования, а за тем через 4 месяца после внедрения экспериментальной методики развития координационных способностей у мальчиков 8-9 лет на уроках физкультуры в учебно-тренировочный процесс экспериментальной группы. Результаты данной проверки выявили средний и низкий уровни качества координационных способностей детей.

Таким образом, анализ данных научно - методической литературы показал, что включение в образовательный процесс занятий баскетболом является важным фактором для достижения высоких результатов на уроках физкультуры у детей младшего школьного возраста. Вопросы эффективности подбора средств и методов для развития определенных качеств всегда являются актуальной

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

проблемой исследования, поскольку дают возможность улучшить и разнообразить процесс образования спортсмена.

Литература:

1. Ториев А.Ш. Игровые методы в физическом воспитании / А.Ш. Ториев Педагогика: традиции и инновации: материалы III международной научной конференции (г. Челябинск, апрель 2013 г.). - Челябинск: Два комсомольца, 2013.

- 103 с.

2. Фирсин С.А. Современная система физического воспитания детей и молодежи: Учебное пособие / С.А. Фирсин. - М.: МГУПС (МИИТ), 2015. - 233 с.

3. Шалавина А.С. Физическая культура и спорт: учебно-методическое пособие / А.С. Шалавина, Е.В. Фазлеева, А.Н. Фазлеев - Казань: Казанский университет, 2021. - 203 с.

4. Чопик Р.В. Методика обучения физическим упражнениям младших школьников в процессе занятий баскетболом: автореф / Р.В. Чопик. - Киев, 2010.

- 22 с.

* 5. Юзковец И.А. Комплексное развитие физических способностей

учащихся младших классов средствами мини-баскетбола: дис. д-ра философии / И.А. Юзковец. - Переяслав, 2020. - 278 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.