Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА'

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЗРОСЛЫЙ ОБУЧАЮЩИЙСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Морошкина Марина Валерьевна, Мурашкина Лидия Викторовна

В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования и развития системы дополнительного профессионального образования как элемента непрерывного профессионального образования в обеспечении прорывного социально-экономического развития страны в современных условиях. В рамках проведенного анализа статистических данных уточнены приоритетные направления развития системы ДПО и исследованы основные возможные потребители данного сектора услуг, а также возрастное распределение потенциальных потребителей. Информационной базой исследования являются данные Росстата и статистическая информация интернет-источников. Проанализированы и выделены основные проблемы и противоречия, тормозящие развитию системы ДПО в условиях постоянной модернизации системы образования и существенных изменений в запросах рынка труда на конкурентоспособную рабочую силу. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы при разработке стратегических и программных документов, а также формировании мероприятий развития сферы образования, в частности системы дополнительного профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Морошкина Марина Валерьевна, Мурашкина Лидия Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ADDIMAL PROFESSIONAL EDUCATION ACCORDANCE WITH MODERN LABOR MARKET REQUIREMENTS

The presented article considers topical issues of functioning and development of the system of additional vocational education, as an element of continuing vocational education, in ensuring breakthrough socio-economic development of the country in modern conditions. As part of the analysis of statistical data, priority areas of development of the DPO system were considered and the main possible consumers of this service sector, as well as the age distribution of potential consumers, were investigated. The information base of the study is the statistical data of Rosstat and the information provided by the Internet sources on the functioning of the system of additional vocational education. Within the framework of the study, the main problems and key contradictions that inhibit the development of the DPO system in the conditions of constant modernization of the education system and significant changes in the demands of the labor market for a competitive labor force were analyzed and highlighted. The results obtained in the study can be used in the development of strategic and policy documents, as well as the formation of measures for the development of the education sector, in particular the system of additional vocational education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА»

УДК 331.5

DOI: 10.14258/epb2019105

РАЗВИТИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СОГЛАСНО СОВРЕМЕННЫМ ТРЕБОВАНИЯМ РЫНКА ТРУДА1

М. В. Морошкина1,2, Л. В. Мурашкина2

1Институт экономики Карельского научного центра РАН (Петрозаводск, Россия) петрозаводский государственный университет (Петрозаводск, Россия)

В статье рассмотрены актуальные вопросы функционирования и развития системы дополнительного профессионального образования как элемента непрерывного профессионального образования в обеспечении прорывного социально-экономического развития страны в современных условиях. В рамках проведенного анализа статистических данных уточнены приоритетные направления развития системы ДПО и исследованы основные возможные потребители данного сектора услуг, а также возрастное распределение потенциальных потребителей. Информационной базой исследования являются данные Росстата и статистическая информация интернет-источников. Проанализированы и выделены основные проблемы и противоречия, тормозящие развитию системы ДПО в условиях постоянной модернизации системы образования и существенных изменений в запросах рынка труда на конкурентоспособную рабочую силу. Результаты, полученные в исследовании, могут быть использованы при разработке стратегических и программных документов, а также формировании мероприятий развития сферы образования, в частности системы дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: непрерывное образование, дополнительное профессиональное образование, система образования, взрослый обучающийся.

DEVELOPMENT OF ADDIMAL PROFESSIONAL EDUCATION ACCORDANCE WITH MODERN LABOR MARKET

REQUIREMENTS

M. V. Moroshkina12, L. V. Murashkina2

1Institute of Economics of the Karelian Research Centre RAS (Petrozavodsk, Russia) Petrozavodsk State University (Petrozavodsk, Russia)

The presented article considers topical issues of functioning and development of the system of additional vocational education, as an element of continuing vocational education, in ensuring breakthrough socio-economic development of the country in modern conditions. As part of the analysis of statistical data, priority areas of development of the DPO system were considered and the main possible consumers of this service sector, as well as the age distribution of potential consumers, were investigated. The information base of the study is the statistical data of Rosstat and the information provided by the Internet sources on the functioning of the system of additional vocational education. Within the framework of the study, the main problems and key contradictions that inhibit the development of the DPO system in the conditions of constant modernization of the education system and significant changes in the demands of the labor market for a competitive labor force were analyzed and highlighted. The results obtained in the study can be used in the development of strategic and policy documents, as well as the formation of measures for the development of the education sector, in particular the system of additional vocational education.

Keywords: continuing education, additional vocational education, education system, adult learner.

1 Исследование выполнено в рамках госзадания по теме АААА-А19-119010990087-1 «Выявление синергетиче-ских закономерностей региональных социо-эколого-экономических систем и моделирование динамических процессов устойчивого развития в многокомпонентных системах различной природы».

Введение. Стратегическими направлениями, обеспечивающими научно-технологическое и социально-экономическое развитие Российской Федерации, является деятельность, ориентированная на создание возможностей для развития человеческого потенциала. Современные направления национального образовательного проекта непосредственно влияют на модернизацию профессионального образования. Процесс реализации проектных мероприятий предполагает внедрение практико-ориентированных, адаптированных к современным реалиям, гибких образовательных программ. Основной проектной задачей является функционирование системы обновления работающим населением профессиональных и квалификационных навыков2.

На современном этапе наблюдается увеличение роли дополнительного профессионального образования, которое рассматривается как частное направление непрерывного образования. Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в условиях глобализации и цифровизации, функционирования коллаборативной экономики, формирования новых технологических и концептуальных направлений производственной деятельности выступает в роли стабилизатора экономики, позволяющего трудовым ресурсам адаптироваться к изменениям в рамках профессиональной деятельности. Система дополнительного профессионального образования при эффективном функционировании дает возможность создавать в обществе условия для развития личности. В рамках профессионального развития, формирования человеческого капитала система ДПО обеспечивает экономике страны устойчивый рост. Снижение темпов экономического развития, рост безработицы в сложившихся условиях пандемии COVID-19 еще большей степени определяет потребность в эффективном дополнительном профессиональном образовании.

В образовательной системе дополнительное профессиональное образование регулируется действующим механизмом, позволяющим экономически активному населению изменять сферу деятельности и адаптироваться к существующим вызовам. Цель проведенного исследования — анализ возможностей функционирования, реформирования, развития системы дополнительного профессионального образования. В рамках поставленной цели важным направлением является выявление проблем развития системы и совершенствование механизмов их разрешения.

2 Указ Президента РФ № 207 от 07.05.2018 г «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на плановый период до 2024 года». Официальный сайт Президента РФ.

Объект исследования — система дополнительного профессионального образования СЗФО, Республики Карелия. Предмет исследования — процесс функционирования системы ДПО.

Методологические основы исследования. Система образования охватывает различные уровни: от дошкольного до профессионального. Оценка вовлеченности в процесс обучения взрослого населения рассматривается исследователями в различных контекстах и в рамках различных территориальных образований. Ученые определили непосредственную зависимость уровня экономического развития и показателей охвата взрослого населения формальным и дополнительным образованием [1].

При исследовании образовательных ресурсов и их влияния на динамику экономического развития особое значение отводится финансовому вопросу. Оценка влияния образования на финансовое благополучие населения рассматривается в отдельных работах. Подходов к оценке данного воздействия может быть предложено значительное количество, примером может послужить работа, в которой для данной цели используется обобщенная модель Хекмана [2].

Вопросы занятости и развития трудовых ресурсов в периоды экономической нестабильности являются достаточно актуальными [3]. В период пандемии часть трудоспособного населения оказались в условиях сокращения и увольнения. Наложение карантинных мероприятий на принятие закона о поэтапном повышении пенсионного возраста существенным образом сократили занятость пенсионеров [4]. Одним из механизмов стабилизации ситуации может быть предложено дополнительное профессиональное образование, позволяющее изменить круг профессиональных компетенций [5].

Современные исследования зарубежных и российских ученых существенно различаются. Основным отличием являются существующие различия в концептуальных подходах к реформированию [6]. Изменения, привнесенные образовательной реформой, преобразовали основные направления развития системы образование, в том числе и ДПО. Другими словами, в результате кардинальных изменений существенно преобразился образовательный процесс в системе ДПО [6]. В этой связи большинство современных исследователей, например, Е. В. Анисимов [7], Т. В. Алтыпова [8] подчеркивают исключительную важность процессов формирования и повышения квалификации персонала как одного из направлений, определяющих результаты качества образовательных услуг. Дополнительные программы профессионального образования и квалификационный рост персонала, по С. Г. Вершловскому, способны «обеспе-

чить результаты, качественно отличающиеся от тех, что дает образование, осуществляемое в соответствии с традиционной или функционально-ролевой моделью» [9]. В контексте развития человеческого потенциала дополнительное профессиональное образование по содержанию должно быть направлено на развитие личностных способностей, формирование новых компетенций в непрерывном формате.

Для экономически активного населения, получающего СПО (среднее профессиональное образование) или ВО (высшее образование), механизм ДПО является инструментом, позволяющим личности самореализовываться на рынке трудовых ресурсов и повышать уровень конкуренции на рынке труда. Получение дополнительного профессионального образования является механизмом, позволяющим увеличивать уровень профессиональной востребованности в меняющихся условиях технологических и информационных преобразований общества. Получение новых знаний и компетенций позволяет трудовым ресурсам оставаться востребованными на рынка труда в обозримом будущем.

Развитие системы ДПО должно опираться на компетентностный подход, в рамках которого профессиональное образование совершенствуется в соответствии с потребностями и запросами рынка труда [10].

На современном этапе отмечается разрыв между существующими потребностями и предложением на рынке образовательных услуг ДПО. Стоит отметить, что в последнее время наблюдается тенденция к сокращению разницы, ввиду изменяющихся условий функционирования данного направления и современных вызовов. Потребность населения в получении дополнительного профессионального образования в Российской Федерации имеет стабильно устойчивый уровень и составляет 16 млн человек. Современный этап характеризуется увеличением объемов предоставляемых образовательных услуг ДПО с 2013 г. к 2018 г. в 3 раза (от 2 млн до 6 млн человек) [11]. Выявленное в 2018 г. сокращение разницы между спросом

и предложением позволяет говорить о существующих потребностях экономически активного населения в дополнительном профессиональном образовании. Статистические расчеты определяют удовлетворение потребности в ДПО на 37%.

Согласно рассчитанным показателям спрос на услуги образовательной деятельности ДПО в 2018 г. составил 18% в расчете от численности населения трудоспособного возраста, а доля населения трудоспособного возраста, его получившего, — 7 %. Согласно данным по странам Европейского союза доля населения, получающего дополнительное образование, — 45%.

Выявленные проблемы и недостатки позволяют определить направления и механизмы для совершенствования системы дополнительного профессионального образования.

Результаты исследования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, принятый 29 декабря 2012 г. (ст. 76)1, дополнительное профессиональное образование определяется как процесс, который реализуется в виде дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) и направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессионального развития человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [3]. В таблице 1 приведены статистические данные, характеризующие количество и структуру образовательных организаций профессионального образования в стране в целом, в Северо-Западном федеральном округе (СЗФО) округе и Республике Карелия (РК).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.1 2.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 18.08.2020).

Таблица 1

Тип организации и их количество в ед., 2018 г.

Наименование показателя РФ % СЗФО % РК %

Организация дополнительного профессионального образования 1 981 33,95 200 31,65 15 45,45

Профессиональная образовательная организация 2 044 35,03 210 33,23 12 36,36

Образовательная организация высшего образования 1 121 19,21 132 20,88 6 18,19

Научная организация 137 2,35 16 2,53 - -

Иная организация 552 9,46 74 11,71 - -

*Источник: составлено авторами.

Количественная оценка деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по Республике Карелии, Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу позволила выявить разнонаправлен-ность тенденции. Например, в Республике Карелия наибольшую долю в рассматриваемом контексте

Распределение обучг

имеют организации дополнительного профессионального образования. По Российской Федерации и Северо-Западному федеральному округу наблюдается другая тенденция — наибольшее количество характерно для профессиональных образовательных организаций.

Стоит отметить, что возрастная структура обучающихся крайне разнообразна (табл. 2).

Таблица 2

щихся по возрасту,%

моложе 25 лет 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65 и более

РФ 7,26 10,26 14,91 17,37 16,02 13,65 9,19 6,38 3,14 1,82

СЗФО 5,43 10,03 14,92 17,32 15,58 13,63 9,91 7,25 3,63 2,30

РК 3,68 8,36 3 699 15,94 25,22 17,35 9,04 3,91 1,71 1,31

Источник: составлено авторами.

Проведенный анализ дал возможность определить возрастную группу, для которой получение образования наиболее значимо (табл. 2). Средняя возрастная группа (35-44 года) чаще проявляет интерес к изменению своего образования. Дан-

ная группа, изменяя свои умения, навыки, знания, получает возможность изменения своего трудового потенциала. Такая тенденция наблюдается у населения, имеющего среднее профессиональное и не стремящегося получить высшее образование.

*Источник: составлено авторами. Рис. 1. Распределение потребителей ДПО по возрасту

В большинстве случаев дополнительное профессиональное образование увеличивает возможность профессиональной востребованности в условиях изменяющейся экономической ситуации. Немаловажное значение в этой связи имеет образовательная программа, в рамках которых происходит получение новых профессиональных навыков.

При оценке распределения слушателей программ ДПО по Российской Федерации наблюда-

етсся наибольший интерес к программам повышения квалификации у возрастной группы в возрасте от 35 до 44 лет (рис. 2).

Ситуация в Северо-Западном федеральном округе повторяет положение в Российской Федерации — предпочтение также отдается программам повышения квалификации и возрастные группы, предъявляющие максимальный спрос, а также доминирует средняя возрастная группа.

Рис. 2. Распределение слушателей по программам и возрастным группам в Российской Федерации

120 000,00 100 000,00 80 000,00 60 000,00 40000,00 20000,00 0,00

.. 1.1.1.1.1.1.1

моложе 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55-59 60-64 65 и 25 лет более

программа повышения квалификации

программа профессиональной переподготовки

Рис. 3. Распределение слушателей по программам и возрастным группам в Северо-Заподном федеральном округе

Рис. 4. Распределение слушателей по программам и возрастным группам

в Республике Карелия

Республика Карелия повторяет тенденции национального и федерального формата, однако группа, предъявляющая максимальный спрос, оказывается более узкой — 35-39 лет.

Полученные результаты оценки возрастной структуры населения выявили наибольшую ак-

тивность средней возрастной группы (35-44 года) в освоении программ повышения квалификации (рис. 2-4), а также позволяют в целом говорить о более активном спросе на рынке ДПО программ повышения квалификации, в отличие от программ профессиональной переподготовки.

Рис. 5. Распределение слушателей по программам и уровню образования

Основное преимущество ДПО заключается в возможности реагировать спрос на рынке трудовых услуг, учитывать особенности и запросы сегментов и секторов экономики. Федеральный закон № 273 от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации определяет профессиональное образование как документ, раскрывающий специфику и направления образовательной деятельности, определяет необходимость приобретения новых знаний, умений и навыков, формирование профессиональных компетенций1. Другими словами, на ДПО возложены функции развития и совершенствование профессиональных навыков, формирование умений по решению проблемных ситуаций.

Полученные результаты по распределению слушателей в рамках программ ДПО также показали, что предпочтение отдается программам повышения квалификации. Данный факт позволяет говорить о высоком спросе на данное направление. Исключение составляют лица, уволенные с военной службы, в этом случае предпочтение отдается программам профессиональной переподготовки.

Выводы и предложения. Сложившиеся условия функционирования экономики определяют новые вызовы для трудового потенциала, и современные производственные процессы требуют профессиональных знаний и навыков. Получение высокого уровня профессиональных образовательных услуг, способных решать сложные производственные задачи, может обеспечить механизм непрерывного образования. Получение образовательных

Федеральный закон № 273 от 29.1 2.201 2 г. «Об образовании в Российской Федерации» URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 19.08.2020).

услуг в формате непрерывного повышает возможности населения в получении новых компетенций, знаний, умений и навыков [12].

Профессорско-преподавательский состав, работающий в системе дополнительного профессионального образования, прежде всего отмечает существенные отличия слушателей от обучающихся других образовательных направлений. Также слушатели отличаются наличием профессиональных знаний в отдельном направлении, достаточно высоким опытом и социально-профессиональным статусом. В результате слушатели обладают особым потенциалом обучаемости, который основывается на полученных ранее знаниях и профессиональном опыте. Исследователи отмечают, что интеллектуальные, психологические физиологические возможности зрелого человека достигают максимального значения и уровень развития личности не снижается в последующий период жизнедеятельности.

Современные международные исследования отмечают высокий уровень производительности населения предпенсионного и пенсионного возраста вовлеченных в трудовую деятельность. Полученное образование стимулирует данную группу населения к применению новых знаний в совокупности с существующим профессиональным опытом, что приводит к высокой профессиональной эффективности и работоспособности [11].

Слушателей, получающих ДПО, можно отнести к категории «взрослых обучающихся», которые характеризуются отличительными особенностями. Одной из основных характеристик является обдуманный, осознанный подход к получению дополнительных знаний. В большинстве случаев слушатели

выбирают направления, которые являются логическим продолжением профессии или требуются для выполнения новых профессиональных задач. Другой важной особенностью является специфика преподавания в аудитории, обладающей определенными знаниями и не воспринимающей жесткие формы контроля полученных знаний. Большинство слушателей, получающих дополнительное профессиональное образование, готовы к самостоятельному процессу обучения. Стоит отметить, что данная группа слушателей является наиболее требовательной к представлению преподавателем в системе изучения и подачи материала на основе современных методик и подходов, которые можно использовать в профессиональной деятельности. В то же время обучающиеся в системе ДПО характеризуются высоким уровнем вариативности в вопросах обучения, временных интервалов, профессиональных факторов и т. д.

В рамках определенных выше особенностей слушателей дополнительного профессионального образования специалитетами выделяются наиболее эффективные формы и методы обучения, к которым можно отнести бизнес-тренинги, позволяющие слушателям активно высказывать свои взгляды и позиции, ролевые и деловые игры, предполагаемые активное участие слушателей. Обучающиеся активно участвуют в дискуссиях, обладая профессиональным взглядом и собственной позицией по значительному кругу вопросов. Преподаватели, практикующие обучение в данных группах слушателей, отмечают более высокую эффективность активных методов обучения, когда обучающимся предоставляется возможность участвовать в процессе обсуждения и тема обсуждения имеет прикладной или актуальный формат, способный обеспечить высокий интерес аудитории.

Исследователи также выделяют отличительную особенность возрастных слушателей, которая заключается в получении профессиональных знаний и навыков немедленного использования и применения. Полученные в результате образовательного процесса новые знания данная категория слушателей стремится применить на практике, в своей профессиональной деятельности.

Выявленные в результате проведенного исследования особенности обучения взрослого насе-

ления объективно обусловливают формирование более высоких требований к преподавательскому составу. К основным требованиям можно отнести более высокий уровень профессиональной компетентности и тщательной подготовки к образовательному процессу.

Исследование системы ДПО в результате выявления ее особенностей позволил определить следующие основные направления, способствующие модернизации и эффективному функционированию данной системы.

1. Необходимо прежде всего нивелировать несоответствие между уровнем профессиональной и квалификационной подготовки переобученных работников и постоянно меняющимися запросами рынка труда. В рамках данного направления необходимо модернизировать процесс пересмотра и переоценки образовательных направлений с акцентом на социально-экономические запросы работодателей и структурные изменения в этих запросах.

2. Существенным недостатком системы ДПО является ориентация образовательного процесса на классический, традиционный спрос специалистов. Современные запросы рынка труда требуют рационализировать процесс подготовки и переподготовки, обеспечивающей приток высококвалифицированных трудовых ресурсов на рынок современных секторов экономики.

3. Процесс цифровизации общества устанавливает новые требования к функционированию и развитию экономики. Образовательный процесс в рамках системы ДПО должен способствовать внедрению инновационных технологий, как в процедуру получения новых знаний, так и в дальнейшую профессиональную деятельность слушателей. Именно использование и внедрение инновационных технологий обеспечивает обучающимся конкурентные преимущества на рынке труда.

Итак, результаты проведенного исследования еще раз подтвердили значимость реформирования и модернизации системы дополнительного профессионального образования. Полученные выводы и предложения могут быть использованы в программных и стратегических документах по развитию образовательного потенциала руководителей и специалистов и системы ДПО в целом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Коршунов И. А., Гапонова О. С. Непрерывное образование взрослых в контексте экономического развития и качества государственного управления // Вопросы образования. 2017. № 4. С. 36-59.

2. Потанин Б. С. Оценка влияния высшего образования на заработную плату работника // Проблемы прогнозирования. 2019. №3. С.118-126.

3. Россошанская Е. А. Качество трудового потенциала за пределами крупных городов // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2018. Т. 11, № 1. С. 164-179. DOI: 10.15838/ esc.2018.1.55.11.

4. Попова Л. А., Зорина Е. Н. Проблемы реализации активного долголетия в трудовой сфере (на примере Республики Коми) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 2. С. 143-156. DOI: 10.15838/esc.2020.2.68.9.

5. Лебедева Н. В. Обучение взрослых на курсах переподготовки: принципы и условия // Научный диалог. 2013. № 4 (16). С. 12-17.

6. Снопко Н. М. История развития концепции «Непрерывного образования» // Научные исследования в образовании. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya (дата обращения: 18.08.2020).

7. Анисимов Е. В. Формирование и развитие профессиональной квалификации персонала: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. М., 2004. 24 с.

8. Алтыпова Т. В. Системное управление качеством образовательного процесса в колледже // Среднее профессиональное образование. 2005. № 6. С. 35-39.

9. Вершловский С. Г. Взрослый как субъект образования // Педагогика. 2003. № 8. С. 3-8.

10. Болотов В. А. Становление общероссийской системы оценки качества образования // Вестник образования. 2007. № 14. С. 47-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Полушкина Е. А. Дополнительное образование: риски и вызовы URL: https://www.ranepa.ru/ images/News/2019-06/11-06-2019-polushkina.pdf (дата обращения: 20.08.2020).

12. Марон А. Е. Практическая андрогогика. Книга 5. Открытое образование взрослых: монография. СПб., 2012. 400 с.

REFERENCES

1. Korshunov I. A., Gaponova O. S. Continuous education of adults in the context of economic development and quality of public administration // Education Issues 2017, № 4. Pp. 36-59.

2. Potanin B. S. Assessment of the impact of higher education on employee wages // Problems of forecasting. 2019. №3.Pp. 118-126.

3. Rossoshanskaya E. A. The quality of labor potential outside of large cities // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2018. Vol. 11. № 1. Pp. 164-179. DOI: 10.15838/esc.2018.1.55.11.

4. Popova L. A., Zorina E. N. Problems of realizing active longevity in the labor sphere (by the example of the Komi Republic) // Economic and social changes: facts, trends, forecast. 2020. Vol. 13. № 2. Pp. 143-156. DOI: 10.15838/esc.2020.2.68.9.

5. Lebedeva N. V. Teaching adults at retraining courses: principles and conditions // Scientific dialogue. 2013. № 4 (16). Pp. 12-17.

6. Snopko N. M. History of the development of the concept of "Continuous education" // Scientific research in education. 2008. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-razvitiya-kontseptsii-nepreryvnogo-obrazovaniya (date of access: 18.08.2020).

7. Anisimov E. V. Formation and development of professional qualifications of personnel: Author's abstract. diss. ... cand. ped. sciences. M., 2004. 24 p.

8. Altypova T. V. Systemic quality management of the educational process in college // Secondary vocational education. 2005. №. 6. Pp. 35-39.

9. Vershlovsky S. G. An adult as a subject of education // Pedagogy. 2003. № 8. Pp. 3-8.

10. Bolotov V. A. Formation of the all-Russian system for assessing the quality of education // Education Bulletin. 2007. № 14. Pp. 47-53.

11. Polushkina E. A. Additional education: risks and challenges URL: https://www.ranepa.ru/images/News/ 2019-06/11-06-2019-polushkina.pdf (date of access: 20.08.2020).

12. Maron AE Practical androgogy. Book 5. Open adult education: monograph. SPb., 2012. 400 p.

Поступила в редакцию: 19.10.2020.

Принята к печати: 21.11.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.