Научная статья на тему 'Развитие «Долевой» экономики'

Развитие «Долевой» экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
821
386
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВМЕСТНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ / АРЕНДА НЕДВИЖИМОСТИ / АРЕНДА ЖИЛЬЯ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКЕ ТОВАРЫ ДЛИТЕЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ / "ДОЛЕВАЯ" ЭКОНОМИКА / SHARED USE / RENT OF REAL ESTATE / HOUSING / CONSUMER DURABLES / SOCIAL ASPECTS / "SHARE" ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Галина Александровна, Зеленюк Александр Николаевич

В статье авторы рассматривают развитие нового направления экономической деятельности, основанного на совместном использовании товаров. Широко анализируются возможности использования сервисов сети Интернет в отношении стимулирования совместного использования товаров и услуг. Особое внимание уделено влиянию экономического фактора на развитие «долевой» экономики. Рассмотрено состояние и возможности развития этого вида экономической деятельности в России, подчеркнуто частично негативное влияние социального восприятия потребителями концепции «долевой» экономики в некоторых государствах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the «share» economy

In the article the authors consider the development of new economic activity areas, based on the shared use of the goods. The possibility of using Web services in order to stimulate the shared use of the goods and services is analyzed. Particular attention is paid to the influence of economic factors on the development of the “share” economy. Besides, development opportunities of this kind of economic activity in Russia are stated; partially negative effect of consumers’ perception of the «share» economy concept in some countries is emphasized.

Текст научной работы на тему «Развитие «Долевой» экономики»

Развитие «долевой» экономики

УДК 339.9 ББК 65.5 О-664

Г.А. Орлова,

кандидат экономических наук, Всероссийская академия внешней торговли, кафедра мировой и национальной экономики - профессор;

А.Н. Зеленюк,

кандидат экономических наук, МГИМО (У) МИД РФ, кафедра экономической теории - доцент

Аннотация

В статье авторы рассматривают развитие нового направления экономической деятельности, основанного на совместном использовании товаров. Широко анализируются возможности использования сервисов сети Интернет в отношении стимулирования совместного использования товаров и услуг. Особое внимание уделено влиянию экономического фактора на развитие «долевой» экономики. Рассмотрено состояние и возможности развития этого вида экономической деятельности в России, подчеркнуто частично негативное влияние социального восприятия потребителями концепции «долевой» экономики в некоторых государствах.

Ключевые слова: совместное использование, аренда недвижимости, жилья, потребительских товаров длительного пользования, социальные аспекты «долевой» экономики.

G.A. Orlova,

Candidate of Economic Sciences, Russian Foreign Trade Academy, Department of World and National Economy - Professor;

A.N. Zelenuk,

Candidate of Economic Sciences, Moscow State Institute of International Relations (University) MFA Russia, Department of Economic Theory - Associate Professor

In the article the authors consider the development of new economic activity areas, based on the shared use of the goods. The possibility of using Web services in order to stimulate the shared use of the goods and services is analyzed. Particular attention is paid to the influence of economic factors on the development of the "share" economy. Besides, development opportunities of this kind of economic activity in Russia are stated; partially negative effect of consumers' perception of the «share» economy concept in some countries is emphasized.

Keywords: shared use, rent of real estate, housing, consumer durables, social aspects of the «share» economy.

8 - 2016 Российский внешнеэкономический вестник

Development of the «share» economy

Abstract

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ «ДОЛЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ

Термин «совместное потребление» активно используется в специальной прессе для описания экономической модели, основанной на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения. Совместное потребление базируется на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом. Торговые площадки, основанные на модели совместного потребления, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами. Разработчиками концепции совместного потребления были американские исследователи создана Рэйчел Ботсман и Ру Роджерс, соавторы книги «Что мое - твое: Развитие совместного пользования».1 Это явление по существу представляет собой концепцию вторичного или общего использования. Оно не несет чего-либо абсолютно нового. Десятилетиями многие общественные и частные организации использовали вариант совместного использования: библиотеки, секонд-хенд магазины, каршейринг, велошейринг. В последнее время получила развитие идея аренды товаров у других людей (а не только организаций), в особенности у проживающих по соседству. Вместо аренды у организаций появляются Интернет-площадки для обмена между людьми напрямую.

Система совместного потребления предполагает использование товаров, бывших в употреблении, которые передаются (временно или навсегда) от одного человека, которому они больше не нужны, к другому, которому они требуются.Эта концепция получает развитие во многих секторах экономики. Например, транспорт, одежда, питание, жильё, аксессуары для дома, деньги (социальный кредит, виртуальные валюты, банки времени), путешествия, помещения (хранение, паркинг).

В середине ХХ в. с развитием массового производства под влиянием активной корпоративной рекламы миллионы рационально мыслящих покупателей сформировались в «общество потребления», подверженное моде и соображениям престижа.2 Под воздействием мощнейшего инструмента маркетинга - массовой рекламы в начале ХХ в. компании-производители ориентировалась на рациональные со-

1 Rachel Botsman, Roo Rogers, What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption, HarperBusiness, 2010. - 304 Р. ISBN 978-0-06-196354-4

2 Авторы фильма «Век эгоизма» подробно описывают ситуацию в Америке и мире после Первой мировой войны. Набирало обороты массовое производство. В магазинах появилось множество товаров, доступных простым покупателям. Но, подсчитывая миллионные прибыли, владельцы корпораций испытывали нарастающий страх перед скорым кризисом перепроизводства. В те времена только богатые позволяли себе покупать ненужные вещи. А массовый покупатель - рабочие и служащие, приобретали только то, что им было необходимо, начиная с чулок и обуви - и заканчивая автомобилем той или иной марки. Одним словом, демонстрировали модель разумного потребления, которую сегодня, в условиях глобального кризиса и очевидного достижения пределов роста, призывают привить массам многочисленные политики, экономисты, общественные деятели. - Совместное потребление - мощное культурно-экономическое движение, обмен вещами и услугами. // http://lubodar.info/sovmestnoe-potreblenie-obmen/

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

ображения, преподнося товары с точки зрения их функциональности, долговечности, практической ценности для покупателя. В рекламных кампаниях на этом делался специальный акцент.

Но со временем ситуация стала меняться, в результате роста уровня образования людей, развития средств коммуникаций, повышения информированности потребителей, в том числе - о господствующих методах маркетинга и рекламы. С середины 1980-х годов выявился тренд персонализации товаров и услуг: покупатели начали все чаще заказывать и приобретать немассовые вещи или вещи в единственном экземпляре, чтобы подчеркнуть свою индивидуальность (для чего вначале каждый должен задать себе вопрос: а в чем на самом деле заключается его индивидуальность?). В 1990 году футуролог Э. Тоффлер заговорил о т. н. «протре-бителях» - потребителях, участвующих в процессе производства товаров и услуг, которыми они же и пользуются. В «нулевые» годы публиковались исследования, показывающие, что количество людей, которых заботит престижность товара, снижается, а влияние рекламы - ослабевает.

ВЛИЯНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕТИ ИНТЕРНЕТ НА НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЭКОНОМИКЕ

Использование сети Интернет кардинально меняет взаимное общение между пользователями вещей. Происходит переход от крупных торговых площадок, таких как eBay и Craigslist, к менее распространенным, таким как система для обмена путешествиями (Airbnb) и каршейринг сеть (Zipcar или RelayRides), совместное потребление предполагает переосмысление не только того, что люди приобретают, но и того, как они это получают. Новые торговые площадки, такие как TaskRabbit, ParkatmyHouse, Zimride, Swap.com, Zilok, Bartercard и thredUP, позволяют обмениваться навыками, вещами, услугами и деньгами. На стыке желания людей экономить и технологическом развитии предприниматели сегодня видят потенциал для развития новых бизнесов. Они хотят максимально упросить процесс обмена между людьми прежде немыслимых вещей - собственных домов, автомобилей, личных вещей.

С распространением Интернета и социальных сетей этот процесс ускоряется. И дело тут не только в увеличении количества альтернативных источников информации и мнений, но и в том, что каждую минуту Интернет-серфинга каждый пользователь непроизвольно тренирует свою способность самостоятельно выбирать, делать выводы, принимать решения. Именно благодаря развитию Интернет-сообщества и социальных сетей рождаются новые потребительские тренды.

Идеологи новой концепции доказывают, что предшествующие изменения в мировой экономике, всеобщая обеспокоенность в вопросах чрезмерного потребительства, а также растущая популярность проектов устойчивого развития привели к появлению новых форм социального взаимодействия. Говоря иначе, люди больше не могут потреблять теми же темпами, что и раньше, особенно в кризис. Суть

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

5 Q

явления «совместного потребления» не нова, однако ныне, с появлением сетевых технологий стало возможным использование виртуальной среды для социальных взаимоотношений. Концепция исходит из того, что в мире есть ровно столько вещей, сколько может использоваться одновременно. Реально количество вещей относительно невелико, зато резко повышается число встреч между теми, кто их использует и передает друг другу. Интернет-технологии позволяют легко и удобно поддерживать круговорот вещей среди друзей или совсем незнакомых людей.

По существу, в силу закона возвышения потребностей потребители хотят иметь доступ к большему количеству вещей при наименьших затратах. Совместное потребление позволяет разделить на несколько человек не только пользу от владения вещью, но и ответственность за ее хранение и использование. Еще несколько лет назад в обществе гиперпотребления сложно было представить, что подобное возможно. Но эпоха web 2.0 и социальные сети, превратившие весь мир в «большую деревню», а также растущий интерес к глобальным проблемам экологии, привели к возникновению у людей нового мышления. Социологу Р. Боцману удалось описать это явление и обозначить множество сервисов и обменных площадок, действующих в США и странах Европы3. В 2010 году TIME Magazine назвал совместное потребление одной из десяти идей, которые изменят мир.4

Оптоволокно и беспроводной Интернет стали обыденностью. Делиться и совместно владеть стало намного проще. Для развития нового сегмента экономики выработан ряд постулатов: 5

Нужные вещи стали намного доступнее. Формулу приобретения предметов первой необходимости в условиях денежной недостаточности когда-то вывел еще кот Матроскин: чтобы купить что-нибудь нужное, надо продать что-нибудь ненужное. Развитие онлайн-аукционов вывело это ноу-хау на массовый уровень. Что неудивительно: передать наскучившую вещь нуждающемуся в ней - пусть за небольшую мзду - ответственно и выгодно. А еще можно владеть, не приобретая - это легко и приятно.

Мобильность - не роскошь, а образ жизни. Аргумент решительной силы для путешественников: экономия на временном жилье. Нет нужды давать ссылки на сайты, позволяющие найти крышу над головой в любой точке мира за пару сотен долларов в неделю. Достаточно посетить сайт компании Airbnb и найти любой товар.

3 Botsman R. The Changing Rulls of Trust in the Digital Age // https://hbr.org/2015/10

4 Bryan Walsh Today's Smart Choice: Don't Own. Share // http://content.time.com/time/spe-cials/packages/article/0,28804,2059521_2059717_2059710,00.html// Time magazine. Thursday, Mar. 17, 2011.

5 Sharing economy: 5 ^ доводов чтобы принять, проникнуться и полюбить // http://www. teamforce.ru/sharing-economy/

^ 6

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

Экономия средств - на первом месте. Интернет с легкостью позволяет найти возможного партнера по совместному использованию любой вещи. По подсчетам активистов портала peers.org, принадлежащего организации, поддерживающей движение за совместное использование ресурсов, совместное использование легковых автомобилей может привести к уменьшению выбросов СО2 в атмосферу в США на 27%. Другим важным транспортным средством, которое можно использовать совместно, стал велосипед. Особенно популярна практика приобретения велосипеда в аренду в Париже, Лондоне, Амстердаме.

Стали широко использоваться многочисленные площадки для обмена услугами, организации совместного выгула детей и передержки животных, файлообмен-ники, краудфандинг-платформы и онлайн-обучение во всем его разнообразии. В западной деловой терминологии закрепилось понятие coopetition - взаимодействие компаний, интересы которых лежат в одной плоскости. Объединив усилия, конкурирующие компании могут получить максимальную отдачу, в содружестве достигнуть большего. Общие рабочие пространства, совместные маркетинговые акции, коллегиальное использование наработок и т.д. Компании-конкуренты Apple и Yahoo обсуждают возможность обмена сервисами для усиления позиций обеих корпораций. Далее может произойти обмен компетенциями и специалистами.6

Термин sharing economy, или совсем уж неуклюжий английский неологизм shareconomy, на русский язык обычно переводят как "долевая экономика", но понимают его многие по разному: от совместного применения простых бытовых вещей до оптимального использования промышленного оборудования и создания "мозгового" центра в интернете для решения сложных проблем.7 Развитие share economy - заметный тренд, который невозможно игнорировать. Отношение к собственности и потреблению в современном мире кардинально меняется: для специалистов по маркетингу определяется задача: зачем переплачивать за отель во время путешествия, если можно снять комнату в квартире местного жителя через Airbnb? Зачем каждый день ездить на работу в одиночестве, если можно найти попутчика и сэкономить на бензине? Подобные онлайн-сервисы появляются постоянно, и это вряд ли можно объяснить исключительно экономическим кризисом.

Современные жители больших городов, особенно молодежь, все чаще предпочитают аренду собственности, а совместное пользование - безраздельному владению. И это вполне объяснимо, потому что в том же направлении меняется весь

6 Sharing economy: 5 ^ доводов чтобы принять, проникнуться и полюбить // http://www. teamforce.ru/sharing-economy/

7 Sharing economy: не владеть, а пользоваться // http://www.dw.com/ru/sharing-economy-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%8C-%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F/a-16466203

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

7 Q

окружающий мир. Их родители покупали пластинки с музыкой - они платят за доступ к потоковым музыкальным сервисам. Их родители полжизни копили на собственную квартиру - они все чаще предпочитают арендовать жилье, и не только из финансовых соображений. Идея проста: часто удобнее платить за доступ, чем владеть.8

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ «ДОЛЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ

Важным фактором, стимулирующим развитие «долевой» экономики, стало накопление у пользователей огромного количества не используемых ими предметов личного потребления, например, в настоящее время в США имеется 250 млн автомобилей, которые не используются 92% времени (стоят на парковке или в гараже).9 Экономический фактор способствует тому, что «экономика жизни вскладчину» постепенно завоевывает мир. В Нидерландах жители обмениваются дрелями и шуруповертами, в США - машинами, велосипедами и апартаментами. Если человек не является профессиональным строителем, то дрелью за всю жизнь он воспользуется лишь пару десятков раз. По подсчетам сотрудников немецкой газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, дрель в среднем работает всего 13 минут. В результате возникает вопрос: а стоит ли ради этих 13 минут покупать дрель? Ведь, гораздо дешевле взять ее напрокат. В Германии к понимаю этого пришли довольно рано, поэтому подобные пункты проката открыты почти при каждом рынке стройматериалов.

С помощью такого же подхода можно оценить эффективность использования и других предметов и устройств - автомобилей, квартир, бытовой техники, абонементов в фитнес-центр. Время, в течение которого предмет, находящийся в собственности, не используется, означает период когда собственник «теряет» потенциально возможный заработок.10 В развивающихся странах судьба экономики жизни вскладчину складывается по-разному: на ее развитие влияет местная специфика, традиции и культура.11 Тенденция развития «долевой» экономики безусловно ведет к сокращению сферы традиционного рыночного хозяйства с его глобальными корпорациями, банками и цепочками поставок.

Конечно, с психологической точки зрения не всякий владелец согласится компенсировать незнакомому человеку его расходы на транспорт (амортизацию, бензин, парковку и др.). Скорее всего, на это готовы немногие. Однако сегодня,

8 Share economy: модный тренд или новая модель потребления? // http://www.therunet. com/articles/497-share-economy-modnyy-trend-ili-novaya-model-potrebleniya

9 Совместное потребление - мощное культурно-экономическое движение, обмен вещами и услугами// http://lubodar.info/syroednye-i-veganskie-retsepty-hleba/

10 «Долевая экономика» - что этот тренд ожидает в России? // http://ktovkurse.com/save/ dolevaya-ekonomika-chto-etot-trend-ozhidaet-v-rossii

11 Ерохина В. Как sharing economy приживается в России // http://bg.ru/society/kak_ sharing_economy_prizhivaetsja_v_rossii-22063/

^ 8

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

с развитием информационных технологий и увеличением числа «шеринговых» платформ (то есть сайтов, пропагандирующих возможности совместного использования находящихся в собственности владельца товаров) более чем три четверти (78%) жителей западных стран заявляют, что они не против предоставить свои вещи в совместное пользование незнакомым людям.12 Это особенно важно, когда люди становятся жертвами финансовых кризисов и вынуждены во всем экономить. Известие о том, что можно «подзаработать» на неиспользуемом имуществе их, скорее всего, обрадует.

ТРИ ВАЖНЫХ ПРИНЦИПА «ДОЛЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ

1. «Не используешь - значит теряешь». Сторонники концепции «долевой» экономики исходят из того, что каждая вещь - капитал. А капитал должен приносить доход. Временной период, в течение которого вещь не используется, означает отрезок времени, когда капитал уменьшается в стоимости.13

2. «Необязательно владеть, чтобы пользоваться». Современное поколение потребителей предпочитает брать окружающие вещи в аренду за незначительную плату, чем покупать за полную стоимость. Такой подход связан с развитием «гибкого» подхода к жизни, современное поколение мало привязано к месту жительства и месту работы.

3. «Наличие высокой роли доверия в общении между людьми». Глобализация экономики и развитие информационных технологий сближают людей. Это касается не только деловых отношений, но и человеческих отношений людей, незнакомых друг с другом. Уже сегодня репутации человека в онлайн сообществе достаточно, чтобы мы доверили ему свою машину или квартиру. И этот уровень доверия к незнакомцам (при наличии у них хорошей репутацией в Интернете) будет только расти.

ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ «ДОЛЕВОЙ» ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

В России «долевая» экономика делает только первые шаги. Созданный недавно сервис YouDo, предлагает возможность найти помощников или помочь в различных делах - от уборки в квартире или сборки икеевской мебели до проверки

12 Совместное потребление - мощное культурно-экономическое движение, обмен вещами и услугами. // http://lubodar.info/sovmestnoe-potreblenie-obmen/

13 Идея создать специальный сервис, который помогал бы водителям «окупать» свободные в автомобиле места за счет пассажиров, которым по пути, пришла в голову основателя американской компании BlaBlaCar Ф. Маззелла совершенно случайно - однажды в канун Рождества он не мог уехать из Парижа к родителям в пригород, потому что билеты на поезда и автобусы были раскуплены. Идея оказалась востребованной, выяснилось, что тысячи людей испытывают такие же неудобства в связи с несовершенством государственной транспортной системы, и тысячи водителей желают окупить свои расходы на бензин. // Frederic Mazzella // https: // www.blablacar.fr/blog/frederic-mazzella

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

9 Q

супружеской верности. Пользователи размещают на сайте свою просьбу, выбирая одну из 14 категорий, а затем ждут ответа от тех, кто готов за определенную сумму денег им помочь. После этого получившие помощь участники проекта оставляют отзывы о помощниках. С момента основания с помощью YouDo более 22 тысяч пользователей каждый день выполняют около 1200 просьб. Это относительно высокое число, по сравнению с западным вариантом сервиса TaskRabbit, который через три года после создания собрал всего 1500 помощников, хотя к 2011 году в проекте приняли участие более миллиона человек. В 2013 году YouDo получил поддержку от инвестиционного фонда Flint Capital, который выделил на его развитие 1 миллион долларов, что подтверждает высокий потенциал проекта.

Большинство пользователей YouDo - это жители крупных городов, у которых обычно не хватает времени. Кроме самых популярных просьб, вроде «убрать квартиру» или «починить компьютер», встречаются и необычные запросы, например, «нужно вырезать тарелку из тыквы в виде карты Крыма». А те, у кого время есть, могут заработать с помощью YouDo. Так же как и в других странах, в России популярность «долевой» экономики связана с финансовыми проблемами. Однако деньги - не единственная мотивация пользователей его сервиса. Многих пользователей привлекает подобная социальная активность.

Компании, работающие в России в рамках концепции «долевой» экономики, вполне способны добиться успеха, особенно среди молодого поколения. Потенциальной основой этого успеха является то, что люди готовы отойти от привычных норм пользования различными объектами собственности, в связи с тем, что стремительно меняющийся мир вынуждает их сделать это. В качестве примера можно взять использование автомобиля в Москве. Общеизвестно, что перемещаться по столице на автомобиле становится сложнее с каждым днем. Не секрет - довольно большая доля автовладельцев значительную часть своего времени использует общественный транспорт, чтобы избежать пробок и проблем с парковкой.14

Рассмотрим использование некоторых сайтов в Интернете в качестве инстрцу-ментов развития «долевой» экономики.

Краткосрочная аренда жилья. Сервис краткосрочной аренды жилья Airbnb можно смело назвать одним из ведущих в «долевой» экономике. Этот стартап первым получил серьезные инвестиции (112 млн долл. от инвестиционных фондов Andreessen Horowitz, DST Global и General Catalyst) и международное признание (в 2012 году через сайт было забронировано порядка 12-15 млн суток проживания в более чем 33 000 городах в 192 странах).

Аренда жилья для собак. Широко использумые сервис Rover.com, также известный как «Airbnb для собачек», как и DogVacay, служит альтернативой отелям для собак. Если владельцу собаки негде оставить своего питомца на время отъезда,

14 «Долевая экономика» — что этот тренд ожидает в России? // http://ktovkurse.com/save/ dolevaya-ekonomika-chto-etot-trend-ozhidaet-v-rossii

^ 10

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

он может забронировать для него «пентхаус» в доме одного из членов сообщества. В настоящее время сервис работает почти в 5 тыс. городов.

«Народное» такси. Действующие сайты, в частности Lyft, позволяет владельцам автомобилей подзаработать частным извозом, а пассажирам - добраться до места назначения дешевле, чем в официальных службах такси. В качестве бонуса - страховое покрытие в 1 млн долларов на любой инцидент, произошедший в то время, когда в машине находился пассажир. Аналогичные сервисы существуют и в Рунете. Например, уже несколько лет функционирует «народное такси» Довезу!ру. В основном, здесь ищут попутчиков по городу, например, от дома до работы, реже - попутные машины в другой город. Отдельными разделами представлены услуги частных извозчиков и грузоперевозки.

Аренда автомобилей и велосипедов. Ряд сервисов, например, RelayRides и Getaround - предлагают краткосрочную аренду автомобилей. Они отличаются от других популярных сервисов типа Zipcar тем, что люди арендуют машины не у компании, а друг у друга. (Аналогичный вариант для велосипедистов - Liquid).

Парковка. Если клиенту необходимо место для парковки, то сервисы ParkatmyHouse и Parking Panda предлагают свои услуги. При этом автовладельцы могут неплохо сэкономить на стоимости парковки - по данным Parking Panda, до 70%. С помощью Parking Panda можно заранее забронировать место рядом с любимым рестораном, концертным залом или стадионом.

В заключении хотелось бы отметить, что для развития «долевой» экономики необходимо преодолеть определенные психологические барьеры. Будущее у такого вида экономической деятельности есть, но должно в определенной степени измениться мировоззрение потребителей в некоторых государствах. В постсоветских странах еще некоторые потребители пока рассуждают так: «Я копил, купил - и зачем я буду делиться?» Но со временем экономические факторы и, прежде всего, стремление получить доход от вещи, которая временно не используется собственником, послужат стимулом развития «долевой» экономики.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Галкина Ю.Как совместное потребление позволяет сэкономить миллионы // http:// www.the-village.ru/village/people/experience/173265-ekonomika-sovmestnogo-potrebleniya (Galkina Ju.Kak sovmestnoe potreblenie pozvoljaet sjekonomit' milliony)

Долевая экономика: не владеть, а пользоваться // http://finforum.org/page/index.html/_/ economics/dolevaja-akonomika-ne-vladet-a-polzovatsja-r47726 (Dolevaja jekonomika: ne vladet', a pol'zovat'sja)

«Долевая экономика» — что этот тренд ожидает в России? // http://ktovkurse.com/save/ dolevaya-ekonomika-chto-etot-trend-ozhidaet-v-rossii («Dolevaja jekonomika» — chto jetot trend ozhidaet v Rossii?)

Ерохина В. Как sharing economy приживается в России // http://bg.ru/society/kak_ sharing_economy_prizhivaetsja_v_rossii-22063/ (Erohina V. Kak sharing economy prizhivaetsja v Rossii)

8 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Q

Линс С. Делись с ближним и... дальним — и делай на этом бизнес // http://vzagranke.ru/ razvitie/grani/delis-s-blizhnim-i-dalnim-i-delaj-na-etom-biznes.html (Lins S. Delis' s blizhnim i. dal'nim — i delaj na jetom biznes)

Марценюк С.В. Развитие долевой экономики, подходы к регулированию. // http://taxilife. ru/ekspertiza/dolevaya-ekonomika-i-taksi.php (Marcenjuk S.V. Razvitie dolevoj jekonomiki, podhody k regulirovaniju)

Совместное потребление - мощное культурно-экономическое движение, обмен вещами и услугами. // http://lubodar.info/sovmestnoe-potreblenie-obmen/ (Sovmestnoe potreblenie - moshhnoe kul'turno-jekonomicheskoe dvizhenie, obmen veshhami i uslugami)

Rachel Botsman, Roo Rogers, What's Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption, HarperBusiness, 2010. - 304 Р. ISBN 978-0-06-196354-4

Bryan Walsh Today's Smart Choice: Don't Own. Share // http://content.time.com/time/spe-cials/packages/article/0,28804,2059521_2059717_2059710,00.html// Time magazine. Thursday, Mar. 17, 2011.

European Sharing Economy Coalition // http://www.euro-freelancers.eu/european-sharing-economy-coalition/

Kristina Dervojeda, Diederik Verzijl, Fabian Nagtegaal, Mark Lengton & Elco Rouwmaat, PwC Netherlands, and Erica Monfardini & Laurent Frideres, PwC Luxembourg. The Sharing Economy. Accessibility Based Business Models for Peer-to-Peer Markets. Business Innovation Observatory. Contract No 190/PP/ENT/CIP/12/C/N03C01. September 2013.-20р.

Sharing economy: 5 / доводов чтобы принять, проникнуться и полюбить // http://www. teamforce.ru/sharing-economy/ (Sharing economy: 5 / dovodov chtoby prinjat', proniknut'sja i poljubit')

Sharing economy: не владеть, а пользоваться // http://www.dw.com/ru/sharing-economy-%D0%BD%D0%B5-%D0%B2%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B50/oD1%82%D1%8C-%D0%B0-%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0% D1%82%D1%8C%D1%81%D1%8F/a-16466203 (Sharing economy: ne vladet', a pol'zovat'sja) The Sharing Economy: A New Way of Doing Business // http://knowledge.wharton.upenn. edu/article/the-sharing-economy-a-new-way-of-doing-business/ In collaboration with Rubicon, Dec 11, 2015

Share economy: модный тренд или новая модель потребления? // http://www.therunet. com/articles/497-share-economy-modnyy-trend-ili-novaya-model-potrebleniya (Share economy: modnyj trend ili novaja model' potreblenija?)

^ 12

Российский внешнеэкономический вестник

8 - 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.