Научная статья на тему 'Развитие дизайнерских способностей студентов - будущих учителей технологии'

Развитие дизайнерских способностей студентов - будущих учителей технологии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
329
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДИЗАЙНЕРСКИЕ СПОСОБНОСТИ / ДИЗАЙН-ПОДХОД / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / TECHNOLOGICAL EDUCATION / DESIGN ABILITIES / DESIGN APPROACH / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева М.И.

На примере кафедры педагогики, технологии и ремесел Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого говорится о реформировании подготовки учителей в соответствии с корпоративной ценностью подразделения дизайнерскими способностями. Перечислены стратегические задачи, ведущие к созданию такой среды: оформление физического пространства кафедры разработками и дизайн-проектами самих студентов; поддержка творчества и инициатив студентов; поддержка и личный пример преподавателей; целенаправленная деятельность преподавателя по привнесению творчества в учебный процесс. Приведены примеры практического решения указанных задач в учебном процессе кафедры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DESIGN ABILITIES OF STUDENTS - THE FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS

This article reveals reformation of teacher training according to corporate value, which is design abilities, by the experience of the department of education, technology and crafts in Yaroslav-the-Wise Novgorod State University. The author lists the strategic tasks helping to create the needed educational environment: decorating the department space with students’ works and design projects; supporting students’ creativities and initiatives; teachers’ support and personal examples; teachers’ purposeful activity aimed at introduction of creativity into training process. In conclusion, some examples of practical solutions for these tasks in the department educational process are given.

Текст научной работы на тему «Развитие дизайнерских способностей студентов - будущих учителей технологии»

УДК 378.1

РАЗВИТИЕ ДИЗАЙНЕРСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

ТЕХНОЛОГИИ

М. И. Беляева

DEVELOPMENT OF DESIGN ABILITIES OF STUDENTS — THE FUTURE TECHNOLOGY TEACHERS

M.LBeliaeva

Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, maryna.belyaeva@gmail.com

На примере кафедры педагогики, технологии и ремесел Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого говорится о реформировании подготовки учителей в соответствии с корпоративной ценностью подразделения — дизайнерскими способностями. Перечислены стратегические задачи, ведущие к созданию такой среды: оформление физического пространства кафедры разработками и дизайн-проектами самих студентов; поддержка творчества и инициатив студентов; поддержка и личный пример преподавателей; целенаправленная деятельность преподавателя по привнесению творчества в учебный процесс. Приведены примеры практического решения указанных задач в учебном процессе кафедры. Ключевые слова: технологическое образование, дизайнерские способности, дизайн-подход, образовательная среда

This article reveals reformation of teacher training according to corporate value, which is design abilities, by the experience of the department of education, technology and crafts in Yaroslav-the-Wise Novgorod State University. The author lists the strategic tasks helping to create the needed educational environment: decorating the department space with students' works and design projects; supporting students' creativities and initiatives; teachers' support and personal examples; teachers' purposeful activity aimed at introduction of creativity into training process. In conclusion, some examples of practical solutions for these tasks in the department educational process are given.

Keywords: technological education, design abilities, design approach, educational environment

Понятие технологического образования, пришедшее на смену трудовому обучению, появилось в 1993 году с введением предметной области «Технология» в Базисный учебный план российских обще -образовательных учреждений [1, 2].

Вопросами технологического образования в общеобразовательной школе занимались такие исследователи, как П.Р.Атутов, П.Джеймс, М.Б.Павлова, В.Д.Симоненко, И.А.Сасова, Ю.Л.Хотунцев и др. [3,

Технологическое образование — это организо-ванный процесс обучения и воспитания, направленный на формирование технологической, экологической, экономической культуры личности обучаемых через развитие творческого технологического мышления, комплекса технологических способностей, качеств личности: социальной адаптивности, конкурентоспособности, готовности к профессиональной деятельности . Результатом реализации содержания технологического образования должен стать устойчивый

и успешный учащийся, подготовленный активно и самостоятельно действовать в среде, связанной с преобразовательной практикой [5].

Переход от трудового к технологическому образованию характеризуется сменой традиционной формы производственного процесса (от сырья до изделия) новой формой (от идеи до производства). Образовательная область «Технология» предполагает освоение учащимся всего научно-производственного цикла создания изделия, а не просто освоение той или иной технологии путем преобразования умений в навыки. В основе концепции технологического образования лежит дизайн-подход, т.е. содержанием предмета является процесс, дизайн технологической деятельности. Дизайн в широком смысле понимается как результат — внешний вид изделия; и как процесс, включающий в себя разработку и изготовление изделия или системы (весь процесс от идеи до реализации). Он направлен на адаптацию технологии к потребностям человека и на соединение красоты и функциональности. Дизайн-подход понимается авторами как система принципов построения технологического образования, ориентированного на развитие детей и подготовку их к реалиям экономической жизни. В основе дизайн-подхода лежит проектная деятельность, причем важнейшим условием организации обучения является ориентация на потребности людей при разработке и изготовлении изделий. В рамках этого подхода методами обучения являются метод проектов, упражнения, направленные на развитие навыков проектирования и изготовления, а также дизайн-анализ [6]. Поэтому учитель технологии в школе должен не только владеть вышеперечисленными методами, но и обладать дизайнерскими способностями для более эффективного образования и развития детей в русле технологического образования.

Однако в системе высшего профессионального образования будущих учителей технологии до настоящего времени не было системной подготовки по дизайну — в предыдущих учебных планах количество дисциплин, посвященных дизайну, было недостаточным (одна-две). В связи с преобладанием репродуктивных методов обучения, обусловленных годами тоталитарного строя, отсутствием установки на эффективную подготовку человека к самосовершенствованию и развитию собственного творческого потенциала [7], закономерно, что выпускники с дипломами учителей технологии не привнесли в школы такой необходимый учащимся дизайн-подход. Усугубляет обозначенную проблему в современной средней школе и сокращение часов или даже вытеснение из расписания таких творческих дисциплин, как технология и ИЗО. В результате страдает творческое развитие учащихся, необходимое для успешной социализации в обществе и становления личности.

Студенты с невысоким уровнем развития дизайнерских способностей конформны, демонстрируют низкий уровень абстрактного мышления и воображения, сложнее воспринимают новую информацию, противоречащую их убеждениям, обладают невысоким эстетическим вкусом, с трудом продуцируют новые идеи, необходимые не только при написа-

нии выпускной квалификационной работы, но и в самом учебном процессе при изучении модулей технологического образования.

Становится очевидной потребность в развитии дизайнерских способностей у студентов с неразвитыми актуальными способностями и склонностями к творчеству путем изменения подготовки учителей технологии в вузе. Исследований и трудов, посвященных развитию творческих способностей, огромное количество, однако проблема дизайнерских способностей и их совершенствования изучена крайне слабо.

Прежде всего, возникает вопрос, можно ли выделить эти способности в отдельный вид, или они являются синонимом творческих способностей? Анализ литературы показал, что большинство исследователей не различают понятия «дизайнерские способности» и «творческие способности», употребляя их как синонимы [8, 9] и только некоторые исследователи говорят о специфических дизайнерских способностях. С нашей точки зрения понятие творческие способности является слишком широким и неопределенным, так как творческие способности имеют разную специфику проявления и разную структуру в разных сферах деятельности. Можно говорить о творческих музыкальных, изобразительных, изобретательских и других видах способностей.

Рассмотрим взгляды отдельных ученых, которые выделяют вид дизайнерских способностей.

М.Н.Марченко определяет способности к дизайнерской деятельности как свойства личности, имеющие индивидуальные качественные и количественные характеристики и проявляющиеся в дизайнерской деятельности, определяя ее успешность. Структура и развитие способностей, актуализирующихся в процессе дизайнерской деятельности, обусловливаются ее специфическими особенностями и структурными компонентами [10].

С.Н.Земелёв представляет дизайнерские способности как индивидуально-психологические особенности творческого овладения дизайном как предметом (память, воображение, мышление и т.д.) и комплексом навыков и умений. Исследователь рассматривает дизайнерские способности как целостную систему взаимосвязанных между собой и взаимо-влияющих компонентов, качественным высшим проявлением которой является творческая дизайнерская одаренность. Основными составляющими дизайнерских способностей являются невыделенный, в виду сложности вычленения, компонент творческих способностей и компоненты конструктивно-технических способностей (способность к пространственному представлению, целостность восприятия в изобразительной деятельности, зрительная память, оценки световых отношений), а также наличие интегратив-ных свойств мышления. Дизайнерские способности формируются на базе тех или иных особенностей психических процессов, но, кроме того, включают и эмоционально-волевые моменты.

С.Н.Земелёв выделяет качества, являющиеся основой дизайнерских способностей:

— впечатлительность, восприимчивость;

— развитое пространственное воображение, манипулирование пространственными отношениями;

— высокая способность к анализу, структурированию и формализации материала, что способствует его запоминанию;

— профессиональная память на логические обобщения, пространственные структуры и эмоциональные переживания;

— ассоциативность мышления;

— высокий уровень рефлексии, способности осмысливать свои способности, действия и законы, дар предвидения;

— свобода от навязываемых шаблонов и трафаретов;

— способность к графическому или иным средствам выражения творческого замысла;

— инициативность, высокая самоорганизация и работоспособность в творческом поле;

— высокая степень концентрации и напряженности внимания;

— смелость, готовность к риску.

С.Н.Земелев считает, что указанные компоненты могут быть целенаправленно развиты и, соответственно, может быть развита способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние препятствия, что является главным условием освоения дизайнерской деятельности [11].

Нам импонирует позиция С.Н.Земелева не только в силу понимания того, что эти способности можно целенаправленно развивать, но и потому, что понятны направления этого развития. Хотя, конечно, успех данного предприятия в большой степени зависит от самого студента, его мотивации к развитию и творческой деятельности.

Решению проблемы в необходимости изменения подготовки учителя технологии в вузе способствует переход на новые стандарты высшего образования. ФГОСы предоставили высшим учебным заведениям возможность проектировать учебные планы с учетом проблем, стратегий развития кафедр и факультетов. Для системной подготовки студентов по дизайну кафедра педагогики, технологии и ремесел НовГУ им. Ярослава Мудрого включила в базисный учебный план направления подготовки 050100.62 — Педагогическое образование одновременно по двум профилям — Технология и Информатика блок модулей, посвященных дизайн-подходу, а именно — Основы рисунка, композиции и цветоведения, Основы дизайна, Дизайн костюма, Промышленный дизайн.

Развитие дизайнерских способностей является приоритетом на данной, так как это является ценностью ее корпоративной культуры.

Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо создать особую образовательную среду. По нашему мнению, создание такой среды включает решение следующих задач:

— оформление физического пространства кабинетов, аудиторий и коридоров в соответствии с правилами и принципами дизайна интерьера, оформление помещений кафедры работами, разработками и дизайн-проектами самих студентов;

— поддержка творчества студентов, состоящая из участия в конкурсах и поддержки инициатив;

— создание и поддержание личного примера преподавателя (сам преподаватель должен заниматься творчеством, заниматься своим самообразованием, должен иметь соответствующий внешний облик, поддерживать дополнительный интерес к тому или иному предмету и относиться к творчеству как ценности);

— целенаправленную деятельность преподавателя по привнесению творчества в учебный процесс (использование методов, направленных на развитие дизайнерских способностей).

Решение последней из перечисленных задач подразумевает творческие задания, самостоятельную творческую деятельность студентов, изучение и обучение студентов методологии дизайна, методу проектов, а также методам решения творческих задач или генерирования идей.

В качестве побуждения к творчеству можно использовать вдохновляющие подборки работ мастеров (например, на учебном элементе «Художественная обработка поделочных материалов» показывать работы или презентацию с работами мастеров в той или иной технике). Так, в рамках раздела «Цветове-дение» по модулю «Основы рисунка, композиции и цветоведения» нами были созданы презентации с подборкой природных явлений, животных и изделий предметного дизайна в определенном цвете со специфическим названием таким, как электрик или шартрез.

В качестве примера развития творческого мышления можно предложить студентам соревнование по придумыванию максимального количества нестандартного использования привычных предметов, например, шариковой ручки, кирпича и т.п. Для развития абстрактного мышления в рамках учебного элемента «основы композиции и цветоведения» студенты выполняют композиции исключительно из геометрических фигур и линий, в соответствии с поставленными задачами (создать контрастную композицию, изобразить позитивные эмоции и т.д.).

Часто студенты, сталкиваясь с творческой задачей, нерационально тратят ресурсы различного рода на ее решение, поэтому необходимо знакомить их с методами решения творческих задач и обучать их использованию. Автор учебного пособия «Основы творческой деятельности» Ю.В.Тимофеева выделяет следующие группы методов поиска новых решений творческих задач [12]:

1) методы случайного, интуитивного поиска, включающие метод проб и ошибок и метод мозгового штурма;

2) ассоциативные методы поиска (метод аналогии, метод синектики, метод каталога, метод фокальных объектов, метод гирлянд случайностей и ассоциаций);

3) методы систематического поиска (метод контрольных вопросов, метод морфологического анализа, комбинаторный метод);

4) методы интенсивного поиска (ТРИЗ, функционально-стоимостной анализ);

5) методы строгого логического поиска (методы логического автоматизированного машинного по- 1. иска.

Создавая образовательную среду, направленную на развитие дизайнерских способностей, поддерживая и развивая корпоративную культуру, имеющую одной из главных ценностей дизайнерское 2.

мышление, необходимо не только строить в этом ключе всю систему подготовки по профилям «Технология» и «Информатика», но и всем педагогическим коллективом сообща идти к цели, так как личный 3.

пример — это один из самых мощных методов воспитания и побуждения к действию.

1. Хотунцев Ю.Л. Технологическое образование — необходимая часть общего образования школьников // Технологическое образование и устойчивое развитие региона.

2013. Т. 1. № 1-1 (10). С. 201-206. 5.

2. Дорошенко А.Г. О подходах к технологическому образованию // Вестник Кузбасской государственной педагогической академии. 2013. № 3 (28). С. 40-47.

3. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. Технологическое образование в двухуровневой системе подготовки педагогических кадров // Фундаментальные ис- 6. следования. 2014. № 9-2. С. 414-417.

4. Павлова М.Б., Питт Д. Образовательная область Технология: Теоретические подходы и методические рекомендации. Йорк: Технологическое и предпринимательское 7. образование в России, 1997. 95 с.

5. Кутумова А.А., Алексеевнина А.К., Злыгостев А.В. Технологическое образование в двухуровневой системе под- 8. готовки педагогических кадров. Фундаментальные исследования. 2014. № 9-2. С. 414-417.

6. Павлова М., Питт Д. Дизайн-подход как основа обучения. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000. 286 с.

7. Тимофеева Ю.Ф. Основы творческой деятельности: 9. Учеб. пособие. Ч. 1. М.: Изд-во ООО «ПКЦ Альтекс»,

2012. 298 с.

8. Микляева Н.В., Синькевич Н.А. Развитие дизайнерских способностей воспитанников дошкольных учреждений: программно-методический аспект // Детский сад от А до 10 Я. 2011. № 1 (49). С. 69-80.

9. Раджапова З.Т. Развитие дизайнерских способностей учащихся на уроках прикладного искусства // Молодой ученый. 2012. № 1. Т. 2. С. 120-122.

10. Марченко М.Н. Влияние дизайнерской деятельности на развитие способностей обучающихся к творчеству // 11 Международный журнал экспериментального образования. 2013. № 11-3. С. 201-203.

11. Земелёв С.Н. Развитие дизайнерских способностей в учебной деятельности слушателей системы повышения квалификации // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. 2008. № 32 (70). С. 66-71. 12.

12. Тимофеева Ю.Ф. Основы творческой деятельности. Ч. 1. Эвристика, ТРИЗ. Москва: МПГУ, 2012. С. 100-101.

References

Khotuntsev Iu.L. Tekhnologicheskoe obrazovanie -neobkhodimaia chast' obshchego obrazovaniia shkol'nikov [Technological education as a necessary part of general education for schoolchildren]. Tekhnologicheskoe obrazovanie i ustoichivoe razvitie regiona, 2013, vol. 1, no. 1-1 (10), pp. 201-206.

Doroshenko A.G. O podkhodakh k tekhnologicheskomu obrazovaniiu [About some approaches to technological education in Russia and abroad]. Vestnik Kuzbasskoi gosu-darstvennoi pedagogicheskoi akademii, 2013, no. 3 (28), pp. 40-47.

Kutumova A.A., Alekseevnina A.K., Zlygostev A.V. Tekhnologicheskoe obrazovanie v dvukhurovnevoi sisteme podgotovki pedagogicheskikh kadrov [Technology education in two-level system of pedagogical personnel's training]. Fundamental'nye issledovaniia — Fundamental research, 2014, no. 9-2, pp. 414-417.

Pavlova M.B., Pitt D. Obrazovatel'naia oblast' Tekhnologiia: Teoreticheskie podkhody i metodicheskie rekomendatsii [Educational area "Technology": theoretical approaches and methodological recommendations]. Iork: Tekhnologicheskoe i predprinimatel'skoe obrazovanie v Rossii [York: Technological and business education in Russia], 1997. 95 p. Kutumova A.A.1, Alekseevnina A.K.1, Zlygostev A.V. Tekhnologicheskoe obrazovanie v dvukhurovnevoi sisteme podgotovki pedagogicheskikh kadrov [Technology education in two-level system of pedagogical personnel's training]. Fundamental'nye issledovaniia — Fundamental research, 2014, no. 9-2, pp. 414-417.

Pavlova M., Pitt D. Dizain-podkhod kak osnova obucheniia [Design approach as the basis of learning]. Nizhny Novgorod, "Nizhegorodskii gumanitarnyi tsentr" Publ., 2000. 286 p.

Timofeeva Iu.F. Osnovy tvorcheskoi deiatel'nosti. Uch. po-sob. [Bases of creative activity]. Vol. 1. Moscow, OOO "PKTs Al'teks" Publ., 2012. 298 p.

Mikliaeva N.V., Sin'kevich N.A. Razvitie dizainerskikh spo-sobnostei vospitannikov doshkol'nykh uchrezhdenii: pro-grammno-metodicheskii aspekt [Development of design abilities of preschool institutions' pupils: program-methodical aspect]. Detskii sad ot A do Ia, 2011, no. 1 (49), pp. 69-80.

9. Radzhapova Z.T. Razvitie dizainerskikh sposobnostei uchashchikhsia na urokakh prikladnogo iskusstva [Development of design abilities of pupils in applied arts classes]. Molodoi uchenyi — Young Scientist, 2012, no. 1, vol. 2, pp. 120-122.

Marchenko M.N. Vliianie dizainerskoi deiatel'nosti na raz-vitie sposobnostei obuchaiushchikhsia k tvorchestvu [Influence of design activities for the development of abilities of students to be creative]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperi-mental'nogo obrazovaniia — International Journal of Experimental Education, 2013, no. 11-3, pp. 201-203. Zemelev S.N. Razvitie dizainerskikh sposobnostei v ucheb-noi deiatel'nosti slushatelei sistemy povysheniia kvalifikatsii [Teaching design skills to the students of an advanced training systems]. Izvestiia Rossiiskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta im. A.I. Gertsena — Izvestia: Herzen University Journal of Humanities & Sciences, 2008, no. 32(70), pp. 66-71.

Timofeeva Iu.F. Osnovy tvorcheskoi deiatel'nosti. Ch. 1: Evristika, TRIZ [Basis of creative activity. Vol. 1: Heuristics, Theory of Inventive Problem Solving]. Moscow, MSPU Publ., pp. 100-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.