Научная статья на тему 'Комбинированная модель обучения будущих дизайнеров визуальной коммуникации'

Комбинированная модель обучения будущих дизайнеров визуальной коммуникации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
225
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / VISUAL COMMUNICATION / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / PROFESSIONAL COMPETENCIES / КОМБИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ / COMBINED TRAINING MODEL / ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / CREATIVE POTENTIAL / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МАСТЕРСКИЕ / PRODUCTION WORKSHOPS / ВИЗУАЛЬНЫЙ ДИЗАЙН / VISUAL DESIGN / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / DESIGN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ван Ян, Катханова Юлия Федоровна

В статье раскрывается комбинированная модель обучения студентов-дизайнеров специальности «Визуальные коммуникации». Данная педагогическая конструкция предполагает обучающий процесс направить на предмет деятельности будущих дизайнеров в неразрывной связи теоретических знаний и практической подготовки на базе специальных учебных мастерских. Главная цель подготовка инновационно ориентированных студентов, обладающих исследовательскими и практико-преобразовательными навыками, ориентированными на поиск своего Я в сфере визуальных коммуникаций. Приобретение навыков во время обучения идет не только за счет формированию знаний по специальности и развитию практических навыков, но и воспитанию профессионализма студентов, культивируя их творческий потенциал в реальной проектной деятельности на базе экспериментальной, проектной, художественной и конструкторской мастерских. Образование на базе мастерских может нивелировать недостатки одностороннего обучения проектированию на лекционных занятиях, создавая педагогическую конструкцию для самостоятельного построения и открытия студентами знаний в области визуальных коммуникаций, совершенствуя свои интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, соответствующие требованиям рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMBINED MODEL OF TEACHING VISUAL COMMUNICATION TO FUTURE DESIGNERS

The article analyzes the combined model of teaching students-designers to the specialty “Visual communications”. This pedagogical design presupposes the teaching process to be directed to the subject of the activity of future designers in the inseparable connection of theoretical knowledge and practical training on the basis of special training workshops. The main goal is the preparation of innovative students who have research and practical-transformational skills focused on finding their self in the field of visual communications. Acquisition of skills during training is not only due to the formation of knowledge in the specialty and development of practical skills, but also the education of students’ professionalism, cultivating their creative potential in real project activity on the basis of experimental, design, art and design workshops. Studio-based learning can offset the shortcomings of one-sided learning in designing lectures, creating a pedagogical structure for self-constructing and opening students’ knowledge in the field of visual communications, improving their intellectual, creative and communicative abilities that meet the demands of the labor market.

Текст научной работы на тему «Комбинированная модель обучения будущих дизайнеров визуальной коммуникации»

УДК 378.17 ББК 74.268.5

230

КОМБИНИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ДИЗАЙНЕРОВ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

| Ван Ян, Ю.Ф. Катханова

Аннотация. В статье раскрывается комбинированная модель обучения студентов-дизайнеров специальности «Визуальные коммуникации». Данная педагогическая конструкция предполагает обучающий процесс направить на предмет деятельности будущих дизайнеров в неразрывной связи теоретических знаний и практической подготовки на базе специальных учебных мастерских. Главная цель — подготовка инновационно ориентированных студентов, обладающих исследовательскими и практико-преобразовательными навыками, ориентированными на поиск своего Я в сфере визуальных коммуникаций. Приобретение навыков во время обучения идет не только за счет формированию знаний по специальности и развитию практических навыков, но и воспитанию профессионализма студентов, культивируя их творческий потенциал в реальной проектной деятельности на базе экспериментальной, проектной, художественной и конструкторской мастерских. Образование на базе мастерских может нивелировать недостатки одностороннего обучения проектированию на лекционных занятиях, создавая педагогическую конструкцию для самостоятельного построения и открытия студентами знаний в области визуальных коммуникаций, совершенствуя свои интеллектуальные, творческие и коммуникативные способности, соответствующие требованиям рынка труда.

Ключевые слова: визуальные коммуникации; профессиональные компетенции; комбинированная модель обучения; творческий потенциал; производственные мастерские; визуальный дизайн, проектирование.

COMBINED MODEL OF TEACHING VISUAL COMMUNICATION TO FUTURE DESIGNERS

I Wang Yang, Yu.F. Katkhanova

Abstract. The article analyzes the combined model of teaching students-designers to the specialty "Visual communications". This pedagogical design presupposes the teaching process to be directed to the subject of the activity of future de-

signers in the inseparable connection of theoretical knowledge and practical training on the basis of special training workshops. The main goal is the preparation of innovative students who have research and practical-transformational skills focused on finding their self in the field of visual communications. Acquisition of skills during training is not only due to the formation of knowledge in the specialty and development of practical skills, but also the education of students' professionalism, cultivating their creative potential in real project activity on the basis of experimental, design, art and design workshops. Studio-based learning can offset the shortcomings of one-sided learning in designing lectures, creating a pedagogical structure for self-constructing and opening students' knowledge in the field of visual communications, improving their intellectual, creative and communicative abilities that meet the demands of the labor market.

Keywords: Visual communication, professional competencies, combined training model, creative potential, production workshops, visual design, design.

Из всех направлений подготовки будущих дизайнеров специальность «Визуальные коммуникации» была учреждена в учебных заведениях Китая раньше всего. На сегодняшний день она является одной из наиболее быстро развивающихся и наиболее перспективных видов дизайнерской деятельности. «В связи с развитием рыночной экономики и техническим прогрессом визуальные коммуникации от первоначального графического дизайна расширились до дизайна экспозиции, проектирования бренда, рекламы в кино и на телевидении, проектирования имиджа городов, систем визуальной идентификации и других областей деятельности человека» [1, с. 21]. Возможности трудоустройства в этой области значительно расширяются. «Для определения задач в сфере подготовки специалистов в области визуальной коммуникации и достижения требований, которые современное общество выдвигает к средствам визуальной коммуникации, необходим детальный анализ рынка» [2, с. 107]. Только так можно гарантировать эффективную

подготовку дизайнеров в области визуальной коммуникации.

Принимая во внимание спрос современного Китая на специалистов сферы визуальной коммуникации и проблемы образования в этой отрасли, можно заключить, что эффективная модель педагогической технологии, включающая комбинирование теоретического преподавания и практической деятельности по проектированию различных объектов сферы визуальной коммуникации на базе мастерских необходима для подготовки инновационно ориентированных специалистов. Во время подготовки необходимо обучать студентов навыкам, относящимся к различным видам дизайнерской деятельности, осуществляя обучение студентов навыкам, формируя у них профессиональные компетенции путем выстраивания тесной логической и методической связи содержания обучения по горизонтали (взаимосвязь предметов на каждом этапе обучения) и по вертикали (преемственность и взаимосвязь близких по направлению навыков на

2 / 2018

Преподаватель

232

разных этапах обучения). Причем, на каждом этапе учебной деятельности должны использоваться различные техники с применением различных материалов. Например, выполнение графических работ карандашом, тушью, маркерами, восковыми мелками, соусом, углем, сангиной и др. При выполнении заданий по колористике необходимо использовать гуашь, восковые мелки, цветные карандаши, цветную бумагу, для коллажей — полиграфическую продукцию и т.д. Или занятия по цвето-пластическому моделированию для развития объемно-пространственного мышления и цветового восприятия, способствующие освоению и совершенствованию прикладных навыков у дизайнеров — работу с бумагой от простых приемов вырезания ножницами до работы макетным ножом. При освоении приемов проектирования или макетирования необходимо изготовление плоскостных и объемных элементов, сложные врезки, приклеивание бумаги на торец и т.п. При этом обучение должно быть направлено на развитие у студентов объемно-пространственного мышления, цветового видения, креативного начала, инновационного потенциала, приобщая к визуальным коммуникациям через самостоятельное творчество в самом широком понимании этих слов. Наконец, интегрируя теоретическое обучение с практическими работами в производственных мастерских.

Занятия в мастерских со студентами каждого курса должны проходить на основе модульной системы и под руководством преподавателя. Предложенная модель обучения студентов включает четыре типа мастерских, где проектируются различные

ситуации: экспериментальная, проектная, художественная и конструкторская. В них проходит подготовка специалистов, согласно многоуровневому учебному плану. Студенты учатся практическому применению техник профессионального проектирования, развивая творческое мышление.

Экспериментальная мастерская предназначена специально для комбинированной модели подготовки, включающей формирование теоретических знаний и практических навыков на базе производственных мастерских. Ввиду того, что профессиональные навыки студентов первого курса недостаточно развиты, в экспериментальной мастерской проводится обучение по методу моделирования различных жизненных ситуаций. Совместно со студентами преподаватель определяет задачу проектирования, затем проводится эксперимент. Он состоит из комплекса тематических заданий, исследуя которые студенты экспериментально подтверждают, например, теоретические основы цветоведения — предлагают цветовую композицию, композицию на плоскости и объемно-пространственную композицию. Затем выполняют эскизы и базовые чертежи, исследуют потребности рынка и др. Примерами таких тем являются: гармония трех первичных цветов, которая принадлежит к цветовой композиции, психологические ощущения и эмоции человека, который испытывает о цвета, исследуют текстуру материала, который может использоваться при изготовлении макета, делает другие экспериментально обоснованные выводы. Экспериментальная мастерская — это место, где формируется экспериментальный и исследовательский дух студентов-дизайнеров. Точно придержи-

ваясь всех правил научного эксперимента, они знакомятся со специальной литературой по проектированию различных дизайнерских объектов. Этот учебный курс в экспериментальной мастерской направлен в основном на студентов первого курса.

Проектная мастерская — «это мастерская комбинированной модели преподавания и производства» [3, с. 145]. Работа в ней основывается на индивидуальной и проектной ответственности, объединяя в себе обучение технологии осуществления реальных проектов. Причем, реальные проекты становятся содержательной частью всего процесса обучения на этом курсе, предоставляя студентам возможность поучаствовать в осуществлении реального проекта — от утверждения идеи до утверждения плана, вплоть до реализации самого проекта. Проблемы дизайна, поиск материалов, расположения, технические и другие вопросы студенты должны решить самостоятельно. В учебный план данной мастерской входит дизайн текста, дизайн логотипов, дизайн рекламы, фотография и видеосъемка, рекламная кампания предприятия и другие профессиональные знания, которые преподаются во время разработки реальных проектов. Студенты исследуют и анализируют рынок, знакомятся с аналогами проекта, осваивая приемы проектирования.

Художественная мастерская работает для студентов второго и третьего курсов. Преподаватели этой мастерской также являются техническими экспертами. Сама мастерская представлена оборудованием различных предприятий-заказчиков или создается самим учебным заведением, либо аккредитуется индустриаль-

ным парком. Главная цель данной мастерской — предоставление студентам технической и технологической практики на конкретном предприятии. Например, курс по предпечатно-му проектированию студенты проходят в типографии. Обучение осуществляет преподаватель с практическим опытом работы, обладающий не только теоретическими знаниями, но и определенными навыками применения знаний на практике. В художественной мастерской студенты-дизайнеры изучают различные технологии, например, переплета, печати, иногда знакомятся с технологиями изготовления перегородчатой эмали и другими традиционными техниками.

Педагог, который возглавляет конструкторскую мастерскую, выступает в роли конструктора на предприятии. Он руководит учебным процессом. Мастерская полностью работает на производство продуктов для внешних клиентов. Студенты в роли работников участвуют в процессе производства. Должности в мастерской установлены согласно должностям проектной компании. В определенный срок происходит смена обязанностей, чтобы студенты могли ознакомиться с исполнением различных производственных задач.

Заметим, что конструкторская мастерская является своего рода предприятием, которое участвует в рыночной конкуренции. Она не только принимает реальные заказы, но и предоставляет студентам самую передовую информацию из области дизайна визуальных коммуникаций. Такая мастерская создана по концепции седьмой мастерской под руководством профессора Сяо Юна Китайского Центрального художественного институ-

233

2 / 2018

Преподаватель

ВЕК

234

та. Она является мастерской, в основе которой выступает визуальный дизайн. Цель обучения в конструкторской мастерской определяется подготовкой проектировщиков, которые обладают способностью критически мыслить, предлагают инновационные идеи и имеют навыки менеджмента.

Тем не менее, для реализации модели обучения студентов в области визуальной коммуникации необходимо осуществить еще очень большой объем работы. Например, необходимо усовершенствовать техническое обеспечение и базовую инфраструктуру специальных мастерских, стандартизировать систему управления образовательным процессом, обеспечить контроль уровня преподавания и практических способностей самих преподавателей, ведь педагоги должны обладать не только исследовательскими способностями, но и практическими навыками проектирования. Наряду с этим, необходимо взаимодействие учебных заведений и заинтересованных в таких студентах предприятий на постоянной основе, которые бы гарантировали стабильное поступление дизайнерских заказов для эффективного функционирования комбинированной модели теоретического обучения и совершенствования навыков производственной работы студентов-дизайнеров. Однако воплоще-

ние предложенной модели — это неизбежный этап на пути к подготовке инновационно и творчески ориентированных специалистов-дизайнеров с практическими навыками в сфере визуальных коммуникаций.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ван Шоучжи. Мировая история современного дизайна [Текст] / Ван Шоучжи. — Пекин: Издательство китайской молодежи, 2002. —349 с. (in Chinese)

2. Цао Фан, Ле Тань. Современный дизайн [Текст] / Цао Фан, Ле Тань. — Нанкин: Издательство изящных искусств провинции Цзянсу, 2001. —241 с. (in Chinese)

3. Чжан Сяожун, Дэн Чэнчао. Нововведения в системе управления образованием, продвижение реформы высшего образования [Текст] / Чжан Сяожун, Дэн Чэнчао // Вестник Чунцинской инженерной академии. — 2006. — № 6. — С. 144-146 с. (in Chinese)

REFERENCES

4. Van Shouchzhi, Mirovaya istoriya sovre-mennogo dizajna, Pekin, Izdatelstvo kitajs-koj molodezhi, 2002, 349 p. (in Chinese)

5. Cao Fan, Le Ta, Sovremennyj dizajn, Nankin, Izdatelstvo izyashchnyh iskusstv provincii Czyansu, 2001, 241 p. (in Chinese)

6. Chzhan Syaozhun, Dehn Chehnchao, Novov-vedeniya v sisteme upravleniya obrazovaniem, prodvizhenie reformy vysshego obrazovaniya, Vestnik Chuncinskoj inzhenernoj akademii, 2006, No. 6, pp. 144-146 p. (in Chinese)

Ван Ян, лектор, Тяньцзиньский научно-технический университет, Китай; аспирантка, кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Wang Yang, Lecturer, Tianjin University of Science and Technology, China; Post-graduate Student, Design and Media Technology in Art Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

Катханова Юлия Федоровна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра дизайна и медиатехнологий в искусстве, Институт изящных искусств, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Katkhanova Yu.F., ScD (Pedagogy), Professor, Design and Media Technology in Art Department, Institute of Fine Arts, Moscow Pedagogical State University, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.