Научная статья на тему 'Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства'

Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
180
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / развитие дивергентного мышления / ограниченные возможности здоровья / junior schoolchildren / development of divergent thinking / limited health opportunities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полищук Н.С.

Демократические преобразования в обществе, динамизм окружающей действительности, конкурентоспособность, доминирование проектного отношения к жизни на первое место ставят индивидуальность и неординарность личности человека, его умения взаимодействовать с этим миром на разных уровнях: от исполнительского до творческого, созидательного, деятельного. В решении этой проблемы может помочь своевременное формирование и развитие дивергентного мышления у молодёжи. Наиболее сенситивным периодом, на наш взгляд, для его развития считается младший школьный возраст. Уроки по изобразительному искусству имеют высокий потенциал в процессе формирование дивергентного мышления. Правильно построенный урок по изобразительному искусству в начальной школе даёт младшим школьникам углубленное знание о качестве и возможности создания художественных работ, помогает развить дивергентное мышление, стремление трудиться и осваивать особенности мастерства. Цель исследования – теоретически обосновать, разработать и выявить эффективность модели развития дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. Методы и объекты исследования. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы: теоретические методы (изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические методы (наблюдение; изучение педагогической документации; беседа; эксперимент), методы математической статистики. Объект исследования: развитие дивергентного мышления младших школьников в начальной школе. Результаты. После внедрения модели формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства, был отмечен спад низкого уровня и увеличение повышенного уровня. Обучающиеся стали активнее на занятиях изобразительного искусства. Результаты исследования показали возможность достижения детьми указанного возраста новой ступени проявления творчества в изобразительной деятельности, преобразование спонтанного детского творчества в сознательный творческий процесс по созданию чего-либо нового, не существовавшего ранее. Выводы. Опираясь на данные проведенного эксперимента, мы считаем, что разработанная модель формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства результативна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полищук Н.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of divergent thinking of younger schoolchildren in the lessons of fine art

Democratic transformations in society, the dynamism of the surrounding reality, competitiveness, the dominance of the project attitude to life put the individuality and originality of a person's personality in the first place, his ability to interact with this world at different levels: from performing to creative, creative, active. Timely formation and development of divergent thinking among young people can help in solving this problem. The most sensitive period, in our opinion, for its development is considered to be primary school age. Art lessons have a high potential in the process of forming divergent thinking. A properly constructed lesson in fine arts in elementary school gives younger students in-depth knowledge about the quality and possibility of creating works of art, helps to develop divergent thinking, the desire to work and master the features of mastery. Purpose of the article is to theoretically substantiate, develop and identify the effectiveness of a model for the development of divergent thinking of younger schoolchildren in art lessons. Methods and objects of the research. In accordance with the intended purpose and objectives of the study, we have identified the following methods: theoretical methods (study and analysis of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of research), empirical methods (observation; study of pedagogical documentation; conversation; experiment), methods of mathematical statistics. The object of research: the development of divergent thinking of younger schoolchildren in primary school. Results. After the introduction of the model of the formation of divergent thinking of younger schoolchildren with disabilities in the lessons of fine arts, there was a decline in the low level and an increase in the elevated level. It can be noted that students have become more active in the visual arts classes. The results of the study showed the possibility for children of the specified age to reach a new stage of creativity in visual activity, the transformation of spontaneous children's creativity into a conscious creative process to create something new that did not exist before. Conclusions. Based on the data of the conducted experiment, we believe that the developed model of the formation of divergent thinking of younger schoolchildren with disabilities in the lessons of fine arts is effective.

Текст научной работы на тему «Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства»

Развитие дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

Полищук Н.С., Аннотация. Демократические преобразования в

polischuk.natalya.1994@mail.ru обществе, динамизм окружающей действительности,

конкурентоспособность, доминирование проектного ФГБОУВО«Южно-Уральский отношения к жизни на первое место ставят государственный индивидуальность и неординарность личности человека,

гуманитарно-педагогический его умения взаимодействовать с этим миром на разных университет» уровнях: от исполнительского до творческого,

(г. Челябинск, Россия) созидательного, деятельного. В решении этой проблемы

может помочь своевременное формирование и УДК 372 развитие дивергентного мышления у молодёжи. Наиболее

сенситивным периодом, на наш взгляд, для его развития считается младший школьный возраст. Уроки по изобразительному искусству имеют высокий потенциал в процессе формирование дивергентного мышления. Правильно построенный урок по изобразительному искусству в начальной школе даёт младшим школьникам углубленное знание о качестве и возможности создания художественных работ, помогает развить дивергентное мышление, стремление трудиться и осваивать особенности мастерства. Цель исследования -теоретически обосновать, разработать и выявить эффективность модели развития дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства. Методы и объекты исследования. В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы: теоретические методы (изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические методы (наблюдение; изучение педагогической документации; беседа; эксперимент), методы математической статистики. Объект исследования: развитие дивергентного мышления младших школьников в начальной школе. Результаты. После внедрения модели формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства, был отмечен спад низкого уровня и увеличение повышенного уровня. Обучающиеся стали активнее на занятиях изобразительного искусства. Результаты исследования показали возможность достижения детьми указанного возраста новой ступени проявления творчества в изобразительной деятельности, преобразование спонтанного детского творчества в сознательный творческий процесс по созданию чего-либо

нового, не существовавшего ранее. Выводы. Опираясь на данные проведенного эксперимента, мы считаем, что разработанная модель формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства результативна.

Ключевые слова: младшие школьники, развитие дивергентного мышления, ограниченные возможности здоровья.

The development of divergent thinking of younger schoolchildren in the lessons of fine art

Polishchuk N.S., Abstract. Democratic transformations in society, the

polischuk.natalya.1994@mail.ru dynamism of the surrounding reality, competitiveness, the

dominance of the project attitude to life put the individuality and South Ural State University of originality of a person's personality in the first place, his ability Humanities and Pedagogy to interact with this world at different levels: from performing to

(Chelyabinsk, Russia) creative, creative, active. Timely formation and development of

divergent thinking among young people can help in solving this UDC 372 problem. The most sensitive period, in our opinion, for its

development is considered to be primary school age. Art lessons have a high potential in the process of forming divergent thinking. A properly constructed lesson in fine arts in elementary school gives younger students in-depth knowledge about the quality and possibility of creating works of art, helps to develop divergent thinking, the desire to work and master the features of mastery. Purpose of the article is to theoretically substantiate, develop and identify the effectiveness of a model for the development of divergent thinking of younger schoolchildren in art lessons. Methods and objects of the research. In accordance with the intended purpose and objectives of the study, we have identified the following methods: theoretical methods (study and analysis of scientific psychological and pedagogical literature on the problem of research), empirical methods (observation; study of pedagogical documentation; conversation; experiment), methods of mathematical statistics. The object of research: the development of divergent thinking of younger schoolchildren in primary school. Results. After the introduction of the model of the formation of divergent thinking of younger schoolchildren with disabilities in the lessons of fine arts, there was a decline in the low level and an increase in the elevated level. It can be noted that students have become more active in the visual arts classes. The results of the study showed the possibility for children of the specified age to reach a new stage of creativity in visual activity,

Ф^РУМ

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

молодёжной науки

Youth Science Forum Journal

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

the transformation of spontaneous children's creativity into a conscious creative process to create something new that did not exist before. Conclusions. Based on the data of the conducted experiment, we believe that the developed model of the formation of divergent thinking of younger schoolchildren with disabilities in the lessons of fine arts is effective.

Keywords: junior schoolchildren, development of divergent thinking, limited health opportunities.

Введение

С каждым годом обучения все больше возрастает значимость креативной успешности школьника. Применительно к детям с ограниченными возможностями в младшем школьном возрасте о развитии креативного мышления можно говорить, как о некоем достижении (достижениях) ребенка в социально-значимой деятельности (учебе) и его признании со стороны других участников образовательного процесса (педагогов, родителей, сверстников). Успешность социализации младших школьников с ограниченными возможностями - результат приобретения учащимися положительного опыта и решения творческих задач в учебной деятельности, проявляется в стремлении детей включиться в учебное общение на своём уровне развития, обученности, воспитанности.

Сейчас школьники знают многое, но время не стоит на месте и, как следствие, появляется все больше информации, которой необходимо не просто обладать, а уметь пользоваться с наибольшей эффективностью, в том числе и для нахождения нестандартных решений возникающих проблем. В процессе решения поставленных задач, взрослые используют дивергентное мышление, направленное на поиск многовариативных ответов, каждый из которых является верным. Этому необходимо обучить и детей.

Проблема формирования у младших школьников дивергентного мышления в процессе учебной деятельности является многоаспектной, в связи, с чем возникает потребность изучения научных трудов, раскрывающих данную тематику в философской, психологической и педагогической литературе.

В психолого-педагогической литературе не раз поднимался вопрос о дивергентном мышлении. Многие российские и зарубежные педагоги, и психологи, такие как Д. Гилфорд, Д. Пиагет, С. Медник, А.М. Матюшкин, С. Татищев, И.В. Блауберг и другие занимались исследованиями дивергентного мышления.

Проблемой формирования мыслительных умений занимались С.Л. Рубинштейн, Г.П. Антонова, А.А. Люблинская, Н.Ф. Талызина и др. Путям изучения творческой деятельности посвятили свои работы Д.Б. Богоявленская, Э. Боно, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина, П.Я. Пономарев и др.

Тем не менее, традиционная начальная школа, согласно распространенному мнению многих специалистов, не обеспечивает стабильного развития креативности и специальных творческих способностей каждого ученика. [1-6]

Объект исследования: развитие дивергентного мышления младших школьников в начальной школе.

Предмет исследования: развитие дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что процесс развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте будет более эффективным, если на основе системно-деятельностного, синергетического и личностно ориентированного подходов спроектировать и

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 83 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.13.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

реализовать модель формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства

Задачи исследования:

1. Рассмотреть понятие «дивергентного мышления».

2. Выявить специфику развития дивергентного мышления в младшем школьном возрасте.

3. Проанализировать пути развития дивергентного мышления в начальной школе.

4. Разработать и выявить эффективность модели развития дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства.

В соответствии с намеченной целью и задачами исследования нами были определены следующие методы:

1. Теоретические методы: изучение и анализ научной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: наблюдение; изучение педагогической документации; беседа; эксперимент.

3. Методы математической статистики.

Теоретическая значимость исследования: разработана модель, направленная на развитие дивергентного мышления младших школьников на уроке изобразительного искусства.

Практическая значимость: разработанная нами модель развития дивергентного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства может быть использована в практике работы учителя начальных классов.

С целью проведения экспериментального исследования по развитию дивергентного мышления у младших школьников на уроках изобразительного искусства была составлена выборка из 12 обучающихся 1 «А» и 1 «Б» классов. Цель исследования - оценить индивидуальный уровень развития дивергентного мышления у обучающихся 1 -х классов. В качестве диагностического инструментария нами были использованы две методики.

1)Тест креативности Торренса, диагностика творческого мышления:

2)Диагностика личной креативности (Е.Е. Туник).

Основная часть

Результаты, полученные в ходе проведения констатирующего эксперимента, показывают, что обучающиеся экспериментальной и контрольной групп обладают приблизительно одинаковым уровнем развития дивергентного мышления. При этом подавляющее большинство младших школьников находятся на базовом уровне, что говорит о необходимости повышения уровня развития у младших школьников дивергентного мышления.

С целью развития дивергентного мышления младших школьников была разработана и реализована модель формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства.

На этапе контрольного эксперимента была поставлена цель: обработать и интерпретировать полученные экспериментальные данные, провести сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов. Для диагностики на данном этапе мы использовали те же показатели, что и на этапе констатирующего эксперимента.

Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента представлены в диаграммах (рисунки 1-3).

Эксперементальня группа. Константирующий этап.

Эксперементальня группа. Контрольный этап.

недостаточный

Рисунок 1. Результаты экспериментальной группы констатирующего и контрольного этапов

эксперимента.

Контрольная группа. Константирующий этап.

Контрольная группа. Контрольный этап.

недостаточный

Рисунок 2. Результаты контрольной группы констатирующего и контрольного этапов

эксперимента.

70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

Эксперементальная группа. Константирующий этап.

Эксперементальная группа. Контрольный этап.

Контрольная группа. Константирующий этап.

Контрольная группа. Контрольный этап.

повышенный базовый недостаточный

Рисунок 3. Результаты экспериментальной и контрольной групп констатирующего и

контрольного этапов эксперимента.

Из полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе эксперимента следует, что заметна положительная динамика во 1 «А» классе (экспериментальная группа), когда в контрольной группе нет значительных изменений. В экспериментальной группе на низком уровне нет обучающихся, а в контрольной группе осталось 5% обучающихся. В экспериментальной группе на повышенном уровне уже находятся 55% обучающихся, а было только 15% обучающихся. В контрольной группе было 25% обучающихся, а стало только 30% обучающихся.

Для того, чтобы узнать, являются ли различия в уровне развития дивергентного мышления младших школьников в экспериментальной и контрольной группе статистически значимыми, мы применили и - критерий Манна-Уитни. Полученные эмпирические значения находились в зоне значимости. На основе проведенной статистической обработки мы можем сделать вывод, что различия в представленных выборках статистически значимы.

Из полученных результатов на констатирующем и контрольном этапе эксперимента следует, что заметна положительная динамика в 1 «А» классе (экспериментальный класс). Мы видим, что большая часть обучающихся экспериментальной группы находится на повышенном уровне -55%, на низком уровне нет ни одного ученика. В контрольной группе 5% обучающихся находятся на недостаточном уровне, на повышенном уровне - 30%.

Заключение

После внедрения модели формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства, был отмечен спад низкого уровня и увеличение повышенного уровня. Можно отметить, что обучающиеся стали активнее на занятиях изобразительного искусства. Результаты исследования показали возможность достижения детьми указанного возраста новой ступени проявления творчества в изобразительной деятельности, преобразование спонтанного детского творчества в сознательный творческий процесс по созданию чего-либо нового, не существовавшего ранее.

Ф Э Р У М ISSN 2687-086Х

молодёжной науки 86 www.forummn.ru

Youth 11 Forun ,rnal http://forummn.ru/article-3.1.13.html

ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ

Таким образом, опираясь на данные проведенного эксперимента, мы считаем, что разработанная модель формирования дивергентного мышления младших школьников с ограниченными возможностями на уроках изобразительного искусства результативна.

Благодарности

Выражаю особую благодарность моему научному руководителю Волчегорской Евгении Юрьевне д.п.н., профессору, зав. кафедрой педагогики, психологии и предметных методик Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (РФ, г. Челябинск) за значимые замечания и важнейшие советы при проведении исследования и оформления данной работы.

Библиографический список

1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. СПб.: Система-плюс, 1996. 174 с.

2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Самара: Издательский дом «Федоров», 2009. 416 с.

3. Гилфорд Дж.П. Три стороны интеллекта // Психология мышления: Сб. переводов и англ. М.: Издат. группа «Прогресс», 1995. 534 с

4. Дорфман Л.Я. Дивергентное мышление и дивергентная индивидуальность: ресурсы креативности // Личность, креативность, искусство. 2003. № 5. С. 89-120.

5. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Эксмо-Пресс, 2001. 185 с.

6. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследований. СПб: Питер бук, 2002. 264 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.