Развитие дивергентного мышления будущего юриста при обучении юридическому иностранному языку
Боровкова Марина Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ E-mail: mborovkova@rambler.ru
Сегодняшнему обществу необходимы специалисты, которые умеют быстро ориентироваться и адаптироваться к изменяющимся условиям окружающего мира, способные к всестороннему аналитическому восприятию действительности, умеющие мыслить нестандартно и принимать нетривиальные решения возникающих проблем. Такие способности личности предопределяются уровнем сформированности дивергентного мышления. Цель статьи - обобщить и выделить основные методы развития дивергентного мышления при обучении студентов-юристов профессиональному иностранному языку. Развитие дивергентного мышления предполагает использование интерактивных методов, позволяющих развивать способность к продуцированию различных вариантов решения вопросов, уход от стереотипов. В статье особое внимание уделяется таким интерактивным методам развития дивергентного мышления как проектная деятельность, case - study, метод свободного письма при обучении иностранному языку в различных коммуникативных ситуациях в сфере права.
Ключевые слова: иностранный язык, дивергентное мышление, креативность, компетенции, интерактивные технологии
Введение
Современная образовательная парадигма включает в себя перечень ключевых компетенций, которыми должен овладеть выпускник вуза: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование. Нашему обществу необходимы квалифицированные кадры, умеющие мыслить нестандартно, способные находить креативные и неординарные способы решения проблем, управлять информацией и данными в условиях неопределенности. Сегодня возрастают требования к развитию творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным и творческим мышлением с целью решения сложнейших задач, которые выдвигает нам современное общество. Для эффективного поиска решений проблем, появляющихся на жизненном пути, нужно обратить внимание на развитие некоторых важных характеристик мышления человека. В данной статье обратимся к проблеме развития дивергентного мышления у студентов - юристов при обучении юридическому иностранному языку как способности нашего мышления возможного поиска множества решений в современном многозадачном мире.
Цель статьи - определить методы и способы развития дивергентного мышления на занятиях иностранного языка в сфере юридической коммуникации.
Методы исследования: анализ и синтез зарубежных и российских научных публикаций, а также научно-методической литературы по выбранной тематике; логико-структурный анализ; наблюдение, обобщение.
о с
U со
Основная часть
В своих работах дивергентное мышление исследовали как отечественные ученые: Д.Б. Богоявленская [1], В.Н. Дружинин [4], А.М. Матюшкин [8], С.Л. Рубинштейн [11] и другие, так и зарубежные: Де Боно
[13], Дж. Гилфорд [3], А. Маслоу [7], Э.П. Торренс
[14] и другие.
Понятие „дивергентное мышление" в психологию вошло вместе с учёным Дж. Гилфордом, который описал дивергенцию как «мышление, идущее в разных направлениях». Дж Гилфорд указал на существование двух типов мыслительных операций: конвергенции и дивергенции.
Конвергентное мышление предполагает необходимость поиска единственно верного решения и оно имеет непосредственную связь с логическим, линейным решением.
Дивергентное мышление - (от лат. divergere -расходиться) рассматривается как метод творческого мышления, который используется для поиска решений сложных, неординарных вопросов. Такой тип мышления позволяет приходить к неожиданным решениям и результатам.
Английский исследователь Дж. Гилфорд выделяет мыслительную операцию дивергенции в качестве основы креативности как общей творческой способности человека [3].
Исследование дивергентного мышления, начатое Дж. Гилфордом, наиболее последовательно продолжил Э.П. Торренс.
Э.П. Торренс также охарактеризовал дивергентное мышление как креативность - мышление, способствующее поиску неординарных идей [6, С. 847-861]. Один вопрос может иметь несколько ответов, что и позволяет продуцировать оригинальные идеи. В результате своего эксперимента автор увидел пересечения интеллекта и характеристик творчества - беглости, гибкости, оригинальности, быстроты. Таким образом, Э.П. Торренс считал, что творческие способности непосредственным образом связаны с интеллектом. А. Маслоу считал, что основу творчества человека составляет мотивация личностного роста, потребность в самореализации [7]. Ж. Пиаже рассматривал самостоятельность дивергентного мышления в умении оперировать представлениями с постоянным добавлением своих фактов к суждениям [10]. Все исследователи едины в том, что дивергентное мышление активизирует способность человека выполнять такие мыслительные операции как оценка, сравнение, выдвижение гипотезы, анализ и классификация материала.
Дивергентное мышление имеет следующие характеристики мыслительной деятельности:
• Оригинальность. Она выражается в принятии нестандартных решений, потребности найти что-то новое, продуцировать необычные идеи и т.д.
• Семантическая гибкость. Выражается в умении посмотреть на объект с разных точек зрения.
• Адаптивная гибкость - способность находить эффективные решения проблем в сложных ситуациях; быстрое переключение внимания, изменение способов и приемов работы, стремительное освоение новых подходов.
• Спонтанность определяется легкостью мышления, способностью генерировать оригинальные идеи.
• Образный характер мышления. Развитое воображение и фантазия.
• Ассоциативность обеспечивает многоплановость и разнонаправленность мышления [2]. Развитие дивергентного мышления актуально
сегодня и для студентов - юристов при изучении иностранного языка. Иностранный язык как потенциально креативная языковая дисциплина обладает значительными возможностями для развития дивергентного мышления у студентов. В число задач современного иноязычного образования
входит и развитие креативных способностей обучающихся. Иноязычное обучение готовит студентов к межкультурному общению в образовательных и профессиональных целях, к использованию иностранного языка как средства самореализации и самообразования в специальных областях, как инструмента декодирования культурных и социальных кодов как своего, так и иноязычного общества.
Опыт межкультурного взаимодействия тесным образом связан с когнитивными процессами, которые присутствуют и при креативных процессах: поиск информации, связанный c культурой другого языка, ее анализ, выстраивание множества ассоциативных цепочек со своей культурой. Погружаясь в новый социокультурный и коммуникативный контекст, человек начинает мыслить более широко и нетривиально, пытается адаптировать иноязычную культуру к своей, что усиливает гибкость мышления, способствует выработке множества идей к подбору лексической и синтаксической эквивалентности с целью достижения межкультурного понимания и взаимодействия. Развитие дивергентного мышления ведет к формированию у студентов когнитивной гибкости, открытости к разных социокультурным моделям, идеям, новому опыту. Дивергентное мышление помогает юристам увидеть и интерпретировать текст закона в интересах представляемой стороны, представить его с разных точек зрения и, как следствие, разрешить поставленную проблему. При обучении иностранному языку необходимо применять разные приемы и методы, направленные на развитие дивергентного мышления как основы креативности у студентов: поисковый, проблемный, исследовательский методы обучения, включать в современный процесс обучения интерактивные технологии (работу в парах, работу в микрогруппах, дискуссии и диспут, деловая и ролевая игра и т. д). Эффективными являются метод мозгового штурма, анализ педагогических ситуаций, учебно-тематические дискуссии, метод ТРИЗ, метод проектов, создание интеллектуальных карт, фокальных объектов, метод свободных ассоциаций, ромашка Блума, кейс-метод, задание по написанию проблемного эссе как элемента самостоятельной работы и др.
Остановимся более подробно на двух методах развития дивергентного мышления в процессе иноязычного обучения юристов - метод проектов и кейс - метод.
Метод case-study (от английского case - случай, ситуация) - метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций [9, С. 33-42]. В юриспруденции возможно рассмотрение конкретного дела с рассмотрением множества точек зрения и вынесением решения по нему. При работе с текстом кейса придерживаемся позиции Смолкина А.М., который считает, что ее можно организовывать в три этапа: дотектовый, текстовый и послетекстовый [12, с. 90]. На дотекстовом этапе
сз о со "О
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
о с
U со
преподаватель снимает лексические, грамматические, синтаксические трудности, которые встречаются в тексте. На данном этапе студенты знакомятся с текстом и выполняют задания, которые направлены на поиск, фиксирование и систематизацию фактического и языкового материала, осуществляют перевод ситуации [12, С. 102]. На по-слетекстовом этапе студенты работают в небольших группах, продуцируют свою речь, предлагают свои варианты разрешения проблемы, имеют возможность разыграть данную ситуацию или обсудить решения и результаты совместно с преподавателем.
Метод case-study как активный метод обучения позволяет применить творческий подход к решению юридических проблемных ситуаций, формирует навыки работы в команде, навыки принятия совместных решений, приобщает студентов к исследовательской деятельности.
Следующий метод развития дивергентного мышления, на котором хотелось бы остановиться, является метод проектов. Он получил в последнее время достаточно широкое использование в обучении профессиональному иностранному языку и является на сегодняшний день неотъемлемой частью ФГОС в высшей школе. Проектная методика - это возможность для студентов выразить в творческой форме свои идеи. Проектная деятельность в образовательной системе предоставляет обучающимся возможность организации самостоятельной работы в решении проблемной ситуации как в процессе индивидуальной, так и командной работы. Она включает в себя планирование, прогнозирование, анализ, синтез и позволяет реализовать креативный подход в обучении иностранным языкам. Поддерживаем идеи Фрэне и Клапаред о том, что основными моментами, обеспечивающими эффективность проектной деятельности являются мотивация, междисциплинарный подход и ответственность учащихся за конечный продукт. [5, C. 295]. В проектной деятельности юристов целесообразно использовать концепцию предметно-интегрированного языкового обучения CLIL, что усиливает как мотивационный аспект, так и креативный потенциал проектной деятельности, а также оказывает положительное влияние на развитие дивергентного мышления студентов. На практических занятиях предлагаем нашим студентам исследовать правовую проблематику в российском и английском праве, представить результаты на английском языке. При разработке проекта соблюдаем общие этапы:
1. Концептуальный
На данном этапе проходит подготовка концепции проекта.
2. Разработка
Этап включает разработку основных компонентов проекта и подготовку к его реализации.
3. Реализация
В рамках представленного этапа осуществляется реализация принятых проектных решений.
4. Завершение
На этапе завершения проводится анализ полученных результатов, дается оценка результатов проекта.
Особое внимание хотелось бы обратить на метод свободного письма в практической деятельности по формированию дивергентного мышления. Этот прием представляет собой процесс создания письменного текста, при котором автор не оценивает критически свои идеи и способ их представления. Как правило, такое письмо имеет временные ограничения и выполняется без остановки и без корректировки. Нередко во время такого спонтанного письма рождаются свежие, нетривиальные идеи, образы, выражения. В данном случае ценятся самостоятельность, оригинальность, дискусси-онность, аргументированность изложения.
В рамках внеаудиторной работы огромный потенциал для развития творческих способностей студентов имеет международный студенческий лингвистический форум «terra linguae - terra evo-lutionis», который ежегодно проводит кафедра русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ. Конкурсы кроссвордов, перевода поэтического и юридического текстов, написания эссе, подготовки фото и видеоматериалов по предлагаемой тематике, конкурс ораторского мастерства способствуют как развитию, так и требуют сфор-мированности дивергентного мышления.
Заключение
Для успешного решения задачи развития дивергентного мышления как основы креативности необходимо использовать на практических занятиях активные методы работы со студентами, создавать мотивы и условия для творчества, сотворчества. В современном обществе огромное значение в будущей профессиональной деятельности студентов играет творческий подход к решению проблем в многозадачном мире.
Литература
1. Богоявленская Д Б Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студ.высш.учеб. заведений. - М., Издательский центр «Академия», 2002, 320 с.
2. Голубева М.В. Дивергентное мышление: диагностика, тесты, упражнения на развитие // URL: https://psychologist.tips/3107-divergentnoe-myshlenie-diagnostika-testy-uprazhnenie-na-razvitie.html (дата обращения: 06.04.2023).
3. Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления. - М.: Прогресс,1965. - С. 433.
4. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учебное пособие для вузов / В.Н. Дружинин. - 3-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. - 349 с. - (Высшее образование). - IS-BN978-5-534-09237-0. - Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. - URL: https://urait.ru/bcode/516754 (дата обращения: 06.04.2023).
5. Кренжелок В.И. Проектная методика - эффективное средство для реализации личностно-ориентированного подхода в обучении иностранному языку // Обучение иностранным языкам - современные проблемы и решения: сборник материалов I Международной научно-практической конференции имени Е.Н. Соло-вовой (5-6 ноября 2019 года) [Электронный ресурс] / под ред. М.А. Буровой, А.Е. Буровой и др. - Обнинск: Титул, 2020. - 796 с. C295
6. Макарова Л.Н., Кочукова О.Н. Дивергентное мышление обучающихся: категориально-понятийный анализ // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2022. Т. 27, № 4. С. 847-861. https://doi. org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-847-861
7. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Мас-лоу. - М.: СПб., 2002. - 480 с
8. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 83-86. URL: https://psyjournals.ru/jour-nals/bppe/archive/2012_n4/Matyushkin (дата обращения: 06.04.2023)
9. Павельева, Н. Кейс-метод в профессиональном образовании / Н. Павельева // Кампания. -2008. - № 43. - С. 33-42.
10. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Проспект, 2014. - 314 с.
11. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. - 424 с.
12. Смолкин А.М. Методы активного обучения. -М.; Высш. шк., 1991. - 176 с.
13. Эдвард де Боно. Латеральное мышление. Учебник. - Минск: Попурри, 2012. - 384 с.
14. Torrance, E.P. Torrance Tests of Creative Thinking (неопр.). - Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
DEVELOPMENT OF DIVERGENT THINKING OF A FUTURE LAWYER WHEN TEACHING A LEGAL FOREIGN LANGUAGE
Borovkova M.V.
Ural State Law University
Today's society needs specialists who are able to quickly navigate and adapt to the changing conditions of the surrounding world, capable of a comprehensive analytical perception of reality, able to think outside the box and take non-trivial solutions to emerging problems. Such abilities of a person are predetermined by the level of formation of divergent thinking. The purpose of the article is
to summarize and highlight the main methods of developing divergent thinking when teaching law students a professional foreign language. The development of divergent thinking involves the use of interactive methods that allow developing the ability to produce various options for solving issues, avoiding stereotypes. The article pays special attention to such interactive methods of developing divergent thinking as project activity, case - study, the method of free writing when teaching a foreign language in various communicative situations in the field of law.
Keywords: foreign language, divergent thinking, creativity, competence, interactive technologies.
References
1. Bogoyavlenskaya D B Psychology of creative abilities: Studies. Manual for students of higher education. institutions. - M., Publishing Center "Academy", 2002, 320 p.
2. Golubeva M.V. Divergent thinking: diagnostics, tests, exercises for development // URL: https://psychologist. tips/3107-divergentnoe-myshlenie-diagnostika-testy-uprazhnenie-na-razvitie.html (accessed: 04/06/2023).
3. Gilford J. Three sides of intelligence // Psychology of thinking. -M.: Progress, 1965. - p. 433.
4. Druzhinin, V.N. Psychology of general abilities: a textbook for universities / V.N. Druzhinin. - 3rd ed. - Moscow: Yurayt Publishing House, 2023. - 349 p. - (Higher education). - IS-BN978-5-534-09237-0. - Text: electronic // Yurayt Educational Platform [website]. - URL: https://urait.ru/bcode/516754 (accessed: 06.04.2023).
5. Krenzhelok V.I. Project methodology - an effective tool for implementing a personality-oriented approach in teaching a foreign language // Teaching foreign languages - modern problems and solutions: collection of materials of the I International Scientific and Practical Conference named after E.N. Solo-vova (November 5-6, 2019) [Electronic resource] / edited by M.A. Burova, A.E. Burovoy et al. - Obninsk: Title, 2020. - 796 p. C295
6. Makarova L.N., Kochukova O.N. Divergent thinking of students: categorical and conceptual analysis // Bulletin of the Tambov University. Series: Humanities. 2022. Vol. 27, No. 4. pp. 847861. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2022-27-4-847-861
7. Maslow, A. Motivation and personality / A. Maslow. - M.: St. Petersburg, 2002. - 480 p.
8. Matyushkin A.M. The concept of creative giftedness [Electronic resource] // Bulletin of Practical Psychology of Education. 2012. Volume 9. No. 4. pp. 83-86. URL: https://psyjournals.ru/journals/ bppe/archive/2012_n4/Matyushkin (accessed: 06.04.2023)
9. Pavelieva, N. Case-method in vocational education / N. Pavelie-va // Campaign. - 2008. - No. 43. - pp. 33-42.
10. Piaget, J. Selected psychological works / J. Piaget. - M.: Prospect, 2014. - 314 p.
11. Rubinstein S.L. Problems of general psychology. M.: Pedagogy, 1973. - 424 p.
12. Smolkin A.M. Methods of active learning. - M.; Higher School, 1991. - 176 p.
13. Edward de Bono. Lateral thinking. Textbook. - Minsk: Potpourri, 2012. - 384 p.
14. Torrance, E.P. Torrance's Creative Thinking Tests (neopr.). -Scholastic Testing Service, Inc., 1974.
сз о
CO
1=1 А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со