Научная статья на тему 'Развитие детско-юношеских организаций в России: к истории вопроса'

Развитие детско-юношеских организаций в России: к истории вопроса Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
480
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВО / КРИЗИС / НРАВСТВЕННОСТЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / СЕМЬЯ / СКАУТИЗМ / ПИОНЕРИЯ / ПАТРИОТИЗМ / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Курило С.Н.

Глобальные трансформации, которые сегодня переживает Россия, привели к духовному кризису. Отсутствие нравственности может нести разрушительную силу в становлении стабилизации отношений в обществе. В настоящее время остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Семья и школа не в полной мере реализуют задачи в духовно-нравственном воспитании, поэтому необходимо обратить внимание на детские общественные организации с участием взрослых, которые помогут направить творчество детей в нужное русло и обрести полезный опыт взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие детско-юношеских организаций в России: к истории вопроса»

визируется механизм долгосрочной памяти, пополняется лексический запас, развивается навык восприятия разго-

ворной речи, расширяется их социально-культурный кругозор.

* * * ЛИТЕРАТУРА

1. Безземельная О. А. Использование современных информационно-коммуникативных технологий при обучении иноязычному общению // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2014. № 4.

2. Галиева Д. А. Использование интерактивных методов обучения иностранному языку в МВД России // Вестник Уфимского ЮИ МВД России. 2013. № 1.

3. Фатхулова Д. Р. Индивидуализация и оптимизация процесса обучения иностранным языкам // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2011. № 2.

© Попова Е. В.

УДК 1:93

С. Н. КУРИЛО, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Уфимского юридического института МВД России (г. Уфа)

S. N. CURILO, Deputy Head of the Research Department of Ufa Law Institute of the Interior Ministry of Russia (Ufa)

РАЗВИТИЕ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ:

К ИСТОРИИ ВОПРОСА

THE DEVELOPMENT OF YOUTH ORGANIZATIONS IN RUSSIA: TO THE HISTORY OF THE ISSUE

<N

a a

u

u $

Аннотация. Глобальные трансформации, которые сегодня переживает Россия, привели к духовному кризису. Отсутствие нравственности может нести разрушительную силу в становлении стабилизации отношений в обществе. В настоящее время остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Семья и школа не в полной мере реализуют задачи в духовно-нравственном воспитании, поэтому необходимо обратить внимание на детские общественные организации с участием взрослых, которые помогут направить творчество детей в нужное русло и обрести полезный опыт взрослых.

Ключевые слова и словосочетания: общество, кризис, нравственность, духовно-нравственное воспитание, общественные организации, семья, скаутизм, пионерия, патриотизм, детское движение.

Annotation. The global transformations that Russia is now experiencing, have led to a spiritual crisis. Lack of morality may carry destructive force in the formation of the stabilization of relations in the society. Currently there is an acute problem of educating the younger generation. The family and the school does not fully implement the tasks of spiritual and moral education, so it is necessary to pay attention to children's public organizations with the

«

a

о

^

0 «

u

¥ a -с a

1

о

^

0 «

1 £

a «

S

u

participation of adults who will help to guide the work of children in the right direction and gain useful experience of adults.

Keywords and phrases: society, crisis, moral, spiritual and moral education, social organizations, family, scouting, pioneers, patriotism, children's movement.

Глобальные трансформации, которые сегодня переживает Россия, привели к тому, что мы сегодня наблюдаем духовный кризис. Кризис, поразивший важнейшие сферы духовной жизни -науку, религию, культуру, неблагоприятно отразился на состоянии и развитии системы воспитания и образования [1, с.12-18].

Отсутствие нравственности может нести разрушительную силу в становлении стабилизации отношений в обществе. В настоящее время не только в России, но и в мире вообще остро стоит проблема воспитания подрастающего поколения. Равнодушное неучастие в жизни ребенка со стороны родителей, педагогов и т. д. может плачевно сказаться на дальнейшей судьбе каждой ^ страны. Эту проблему поднимают мно-^ гие ученые в своих исследованиях, где ^о приводят факты отсутствия со стороны ^ взрослых ответственности за судьбу § своего ребенка, что приводит зачастую У к трагическим результатам. Так, например, в странах Африканского континен-§ та, а также в Афганистане дети активно ^ привлекаются к военным действиям,

I более того прививается ненависть к

§ представителям других народов и на-

§ циональностей. Самый близкий при-о

§ мер - Украина, где выросло целое поко-

§ ление, для которого русские, поляки,

евреи и люди других национальностей -

^ заклятые враги [2, с. 30-36]. Происхо-а

^ дит процесс втягивания подрастающего

^ поколения в такие «игры», когда дети

® становятся орудием в руках взрослых

§ для реализации планов, направленных

? против всего человечества; поэтому

^ очень важно, как будет осуществляться

^ духовно-нравственное воспитание и ко-

« му будет отведена главная роль в во-

II площении результатов этого воспитания ^ в жизнь. Никто не станет отрицать, что,

даже несмотря на действие многочисленных деструктивных факторов, такие институты, как семья и школа сегодня остаются главными в области образования и воспитания юношества [3, с. 355-363].

Необходимо подчеркнуть, что поставленная проблема, однако, не находит должного отклика ни в семье, ни в школе. В семье по причине занятости родителей в большинстве случаев дети обладают чрезмерной неконтролируемой свободой, а в школе, наоборот -воспитание построено таким образом, что детей ограничивают в свободе, заставляя подчиняться определенным правилам. Проблема, таким образом, еще больше усиливается, так как получается, что семья и школа не в полной мере реализуют поставленные задачи в духовно-нравственном воспитании. При решении поставленной задачи необходимо учитывать, что ребенок обладает большим творческим потенциалом и стремлением к активной деятельности.

По мнению психологов, детям свойственно объединяться в группы. Это происходит в процессе познания окружающего мира, когда необходимо с кем-то делиться своим мнением, обсуждать насущные вопросы, и большее понимание в это время происходит именно со стороны сверстников. В то же время очень существенно, чтобы такие неформальные объединения не оставались без внимания взрослых, так как объединения сверстников в группы могут быть как с социально одобряемыми целями и правомерными способами их достижения, так и с асоциальными целями и противоправными способами их достижения [4]. Нам представляется правильным обратить особое внимание на такую организацию детских объединений, где бы активно проявлялось участие взрослых. Объединение общих за-

дач и интересов дает много преимуществ: творчество детей будет направлено в полезное русло, появится возможность перенять практический опыт взрослых, раскрыть свои таланты, что гораздо легче сделать в кругу своих единомышленников, в конце концов, избежать одиночества, обрести опыт общения и многое другое, что может способствовать повышению духовно-нравственной культуры, об обнищании которой мы говорим.

В свете всего сказанного рассмотрим историю создания первых детских объединений, их положительный опыт, а также какое влияние они оказывали на подрастающее поколение. Появлению детских организаций способствовали социально-экономические изменения, происходящие в обществе. Еще в конце XIX века, когда с развитием промышленности стало увеличиваться количество городов, многие семьи, сменив сельскую жизнь на городскую, не сразу смогли перестроиться на новый жизненный уклад. Как и сегодня, дети оказались без внимания родителей - на улице, где существовала неблагополучная обстановка и можно было попасть под влияние уголовного мира. Дети были ни к чему не приспособлены. Родители, как правило, много работали, подростки были предоставлены сами себе, что привело постепенно к потере тесной связи поколений: у родителей исчезала возможность передавать своим детям семейный опыт и обычаи. При создавшихся условиях и возникла необходимость создания детских общественных организаций, которые бы и выступили надежной опорой для родителей в воспитании детей в духе достойных продолжателей семейных традиций. Так, появляются первые детские организации, которые вошли в историю как одна из новых форм воспитания. Незабываемый след в истории российского движения оставили такие детские организации, как скаутская и пионерская.

Безусловно, причиной возникновения детских общественных организаций в России в конце XIX - начале XX века послужило появление детских организаций в Европе в XVIII - начале

XIX вв. Этому способствовали определенные условия и обстоятельства. Развитие промышленности оказывало стремительное воздействие на процесс переселения людей из деревни в город. Низкая деревенская культура и недостаточное количество заработка явились причиной активного развития криминальной среды в рабочих группах, в которую вовлекались и дети.

Посредством правительства и Церкви было принято решение организовать общественные объединения, куда должны были войти подростки и молодежь. Так, в 1880-1890 гг. появляются первые детские организации, которые, однако, носили неустойчивый характер и быстро распадались [5]. И только в первое десятилетие XX века произошел резкий поворот в развитии детского движения. В качестве справки можно ^ привести данные Министерства народ- ^ ного просвещения Российской империи, <ч которые констатировали, что в 1905- а 1906 гг. в стране насчитывалось сорок © две организации учащихся средних ^ школ, из них - шесть социал- Й демократических» [6]. в

По мнению Л. В. Алиева, начало ^

XX века было ознаменовано рождением | новой социальной реальности, полу- § чившей название «детское движение», а которое характеризовалось самыми раз- | личными видами, формами активности, ^ самодеятельностью детей, их включен- » ностью в жизнь общества [7, с. 6-8]. Ц Для этого сложились благоприятные ус- ¡^ ловия. Во-первых, было принято во вни- § мание мнение авторитетных педагогов о ^ том, что ребенок является не только § объектом воздействия, но и представляет ^ собой личность. Эта мысль принадлежа- « ла ученым-педагогам К. Н. Вентцелю и | С. Т. Шацкому, которые разрабатывали ^ программы создания детских клубов, ^

организаций и учреждений. Так, К. Н. Вентцель утверждал, что в основе всего должно быть воспитывающее и образовывающее общение людей друг с другом [8, с. 120-134]. Во-вторых, в обществе росли революционные настроения, и учащиеся средних школ не могли быть в стороне от происходящих событий, они в числе всевозможных организаций и объединений участвовали в распространении листовок, народных волнениях. В-третьих, на активизацию создания детских и молодежных организаций повлияло поражение России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. Царское правительство, в связи с этим, выступило инициатором создания такой детской или молодежной организации, в основе которой лежало бы поднятие патриотического духа и укрепление верности своему государству. Поэтому идея создания скаутского движения, организованная в Великобритании Робер-^ том Баден-Пауэллом, нашла отклик в ^ правительстве Российской империи.

Первый скаутский костер был

^ зажжен 30 апреля 1909 г. в Павловске

§ под Петербургом. Основателем россий-

У ского скаутского движения считается

Олег Иванович Пантюхов. Скаутское

с^ движение получило поддержку со сто-

^ роны императора Николая II, а наслед-

I ник престола Алексей был зачислен в

§ Царскосельскую дружину почетным

§ скаутом. В 1910 году Р. Баден-Пауэлл

§ посетил Россию и был представлен Ни-

§ колаю II, после чего состоялась встреча

и с О. И. Пантюховым и его соратником

у по скаутскому движению - В. Г. Янче-

'Ц вицким. По приглашению Баден-

Ц Пауэлла летом 1911 года О. И. Пантю-

хов съездил в Англию, где сам ознако-

§ мился с опытом скаутского движения в

^ Англии. а

^ В 1915 году в России состоялся

^ первый скаутский съезд, на котором

« были утверждены устав организации,

|| структура и символика, отличающие

^ русский скаутизм. Поэт Николай Адуев написал гимн скаутов «Будь готов» на

музыку Владимира Попова, редактора журнала «Вокруг света».

Наибольшего подъема скаутское движение достигло в период с 1915 по 1918 гг. [7, с. 6-8]. Так, к осени 1917 года к движению было привлечено пятьдесят тысяч детей из 143-х городов России. Деятельность скаутов носила не только практический, но и познавательный характер, они знакомились с природой, приобретали полезные жизненные сведения о том, как правильно заботиться о здоровье, много внимания в обучении уделялось гуманному отношению к животным, занятию спортом [9].

После свершения Октябрьской революции, скаутское движение пошло на спад. Несмотря на то, что это движение удовлетворяло потребность детей в самостоятельной серьезной организации и общественной деятельности [10, с. 1314; 11, с. 84-90]; а также, несмотря на то, что влияние товарищей по организации имело большее значение, чем влияние семьи и школы, и была хорошо организована физическая, трудовая и военная подготовка, тем не менее, в 1918-1919 гг. был поднят вопрос о создании новой организации, которая была бы представлена от имени Советской власти.

Такой организацией стала пионерская организация, которая была основана в 1922 году и в последующем стала именоваться как Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина. Большой вклад в ее создание внесла Н. К. Крупская, предложившая создать такую детскую организацию, которая по форме была бы как скаутская, а по содержанию - коммунистическая. Один из видных деятелей скаутского движения в России - Иннокентий Николаевич Жуков выступил инициатором нового названия организации - «пионеры», позаимствовав это слово из воспитательной системы «Пионеринг», разработанной канадским писателем Эрнестом Сетон-Томпсоном, который был одним из первых основателей движения скаутов в США. От скаутов пионерской организа-

ции передались игровые формы работы с детьми, разделение организации на отряды, отряды вожатых, сборы у костра, ношение галстука, а также девиз: «Будь готов!» - и ответ на него: «Всегда готов!». Со временем девиз был направлен на борьбу за дело Коммунистической партии. Необходимо отметить, что скаутское движение в России не сразу прекратило свою деятельность. Отдельные группы скаутов неформально существовали еще вплоть до 30-х годов XX века» [9].

В основе деятельности пионерской организации лежала коллективная деятельность, которая делилась на деятельность отрядно-звеньевую, коллективы по возрастам и т. д. Общим принципом была самодеятельность, т. е., пионеры, выполняя любую работу, должны были проявлять инициативу и активность. Также пионер должен был обладать самодисциплиной и сочетать в своей работе увлекательные формы с ответственностью и т. д. [12, с. 330334.]. Идея пионерской организации заключалась в том, что подрастающее поколение должно было активно участвовать в построении социалистического общества.

Пионерская организация была единственной детской организацией в условиях строительства социалистического общества. Переступая порог юности, пионеры переходили уже в молодежную комсомольскую организацию, состояли в ней, будучи комсомольцами до 28 лет. И пионерская, и комсомольская организация были общепризнанными как продолжатели ленинских идей. В начале 90-х годов XX века, когда рухнула идеология построения коммунистического общества, и пошел всеобщий развал системы, рухнуло и передовое детское движение, рухнуло, но не исчезло. Сегодня оно обретает новые формы, и появляются новые подходы в изучении этого явления.

В современном мире детское движение развивается очень активно, об

этом говорит ряд принятых международных официальных документов, призванных регулировать этот процесс. К таким документам относятся: Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года, Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 года, Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года и многие другие. В частности, в статье 15 Конвенции о правах ребенка от 20 ноября 1989 года говорится о праве детей встречаться и объединяться в группы, при условии, что такие объединения не будут вредить другим людям и нести общественную опасность. В Российской Федерации детское движение подкреплено Федеральным законом от 28.06.1995 года № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» [13]. Сегодня мы имеем широкий спектр детского движения и в России, которое представлено структурами: международного значения («Союз пионерских организаций - Федерация детских орга- ^ низаций», «Детский бизнес-клуб»); фе- ^ дерального, межрегионального значения (Федерация детских организаций ^ «Юная Россия», Пионерское содруже- § ство, Национальная организация скаут- ^ ского движения России, организация ^ юных разведчиков ОРЮР, Ассоциация N «Золотая игла», «Школа демократиче- ^ ской культуры» и др.), а также - регио- § нальными и местными организациями, | движениями [7]. §

Подводя итог историческому § анализу детских организаций, можно § сказать, что выявленный положитель- ^ ный опыт прошлых лет сегодня ложит- | ся в основу дальнейшего развития дет- Ц ских объединений. В настоящее время ^ серьезным шагом в этом направлении § можно отметить такое событие, как | создание в октябре 2015 года Общерос- § сийской общественно-государственной ^ детско-юношеской организации «Рос- « сийское движение школьников» с от- | дельными элементами социального ^ воспитания советского периода [4; 14]. ^

Создание данной организации должно укрепить молодежную политику нового уровня в соответствии с присущими

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

современному обществу духовными ценностями.

* * *

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьячкова А. А. Духовно-нравственное воспитание как педагогическое явление // Педагогическое образование. 2008. № 2.

2. Нигматуллин Р. В. Обеспечение прав ребенка в международных актах и внутринациональном законодательстве в России на современном этапе // Актуальные проблемы права и государства в XXI веке: материалы VI Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ч. I / под общ. ред. Ф. Б. Мухаметшина. Уфа: УЮИ МВД РФ, 2014.

3. Ковшов Р. В. Исторические предпосылки создания детских общественных организаций в дореволюционной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. № 44.

4. Нигматуллин Р. В. Ребенок в современной России: права, возможности, система защиты: монография / Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Каримов, А. А. Романов. Уфа, 2015.

5. Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. Архангельск: Из-во Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1997.

6. Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции 1917 г. М., 1956.

7. Алиева Л. В. Гениальное педагогическое открытие XX века // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. 2009. № 1.

8. Воронцова В. Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагогические аспекты // История педагогики сегодня / под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: Изд-во

^ Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1998. ^ 9. Несевря В. И. Книга скаута. М., 2003.

^ 10. Николаев Б. Детское движение и скаутизм // Юный коммунист. 1922. № 3-4.

Л 11. Лобанова О. Б., Колокольникова З. У., Соколова Е. В. Из истории социального вос-

^ питания в России первой четверти XX века // Вестник Томского государственного педагогиче-С^ ского университета. 2012. № 5.

¡^ 12. Малышева М. М. Детская общественная организация: сравнительный анализ истори-

^ ческих форм // Известия Российского государственного педагогического университета им. | А. И. Герцена. 2007. № 39.

^ 13. Права ребенка: международное и внутригосударственное нормативное регулирова-

| ние: сборник документов / сост. Р. В. Нигматуллин, Р. Р. Каримов, А. А. Романов. Уфа, 2014. § 14. Указ Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536 «О создании Общерос-

§ сийской общественно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение ^ школьников"» // http://kremlin.ru/acts/bank/40137.

| © Курило С. Н.

а

^ _

а £

о

^

0 «

и

1

£ «

а а

I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.