Students' understanding of the structural and plot patterns of the discussion allows them to draw up clear plans for public speaking in the future. In addition, discussions teach students to adequately use language clichés in public speaking. The pedagogical value of discussions increases when there is an understanding of the discussion process itself. The main requirements for summing up are content, brevity and reasoned opinions.
The overall result of the discussion is not the completion of reflection on a given topic or problem, but the formation of a guideline for further reflection, a possible transition to the study of the next topic.
References
1. Polzikova N.B. Modern educational technology. Scientific and methodological electronic journal "Concept", 2017. T. 25: 232-234.
2. Bogdanova Yu.Z. Training professionally-oriented rhetoric, discussion and communication. Saratov, 2018.
3. Shabalina L.A. Methodological and didactic features of teaching the rhetoric of students of technical universities. Inter expo Geo-Siberia, 2013; Volume 6. № 2: 105-109.
4. Bogdanova Yu.Z. Rhetoric as an important component of student training. The world of science, culture, education, 2018. 5 (72): 413-414.
РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Аликулова С.А.
Аликулова Севара Абдувасси кизи - преподаватель, кафедра практических дисциплин английского языка,
Узбекский государственный университет мировых языков, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье речь идёт о развитии интереса у студентов к чтению литературы на английском языке. Приведены мысли известных личностей о роли чтения и книги в воспитании личности.
Ключевые слова: английский язык, студент, вуз, преподаватель.
Современный мир в условиях цифровизации изобилует множеством подходов, приёмов, параметров, средств, методов и форм обучения. Непременным преимуществом обладает качество чтения, умение выбирать нужную литературу, подбирать необходимый источник, уметь анализировать информацию. Поэтому в студенческие годы следует развивать у обучающихся читательский интерес. Этот процесс наиболее эффективно происходит на занятиях с филологическим уклоном. В нашем случае - это изучение иностранных языков в вузе.
В 2019 году Президент Узбекистана выдвинул пять инициатив по популяризации статуса книг среди населения и молодёжи, широкому привлечению их к культуре, искусству, физическому воспитанию и спорту, внедрению навыков использования комплексных технологий, обеспечению занятости женщин. Продолжением этого стал Указ Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева от 2 марта 2020 года о Государственной программе «Года развития науки, просвещения и цифровой экономики» [1], где подчёркивается значимость выработки навыков чтения у молодёжи. Одним из вариантов повышения качества чтения в вузе является целенаправленное управление чтением литературы на языке оригинала. Исходя из этого, цель формирования читательских интересов у студентов заключается в умении понимать содержание прочитанного текста, готовность и способность их общаться на английском языке.
Чтение непосредственно связано с устной речью, поскольку при чтении используются средства речевой выразительности. Устная речь достаточно хорошо развивается при постоянном общении преподавателя и студентов. С помощью устной речи отрабатывается выразительность чтения. Связная устная речь служит для передачи содержания текста и общения между студентами. Чтение является сложным психофизиологическим процессом, в котором принимают участие зрительный, речедвигательный и речеслуховой анализаторы. Поэтому мотивом чтения является потребность. У студента, овладевающего чтением на английском языке, вначале возникает потребность научиться читать, т.е. освоить звуковую систему и сам процесс чтения - возникновения из букв слова. Это вызывает у него особый интерес.
Освоив первоначальное чтение, студент меняет мотив чтения: ему интересно понять, какая мысль кроется за словами. По мере развития чтения мотивы усложняются, и он читает с целью узнать какой-то конкретный факт, явление; даже появляются более сложные потребности, например, познать мотив поступка героя, чтобы оценить его и т.д.
При развитии читательских интересов у студентов важно донести до них, что книги являются источником духовных, моральных и интересных ценностей. Благодаря книгам человек получает информацию, факты, события и познаёт мир, учится жить.
Основоположник узбекского языка и литературы Алишер Навои писал: «Книга -совокупность творческого созидания ума и знаний, мудрый учитель жизни». А «отец» русской педагогики К.Д. Ушинский подчёркивал: «Читать - это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое - вот в чём главное дело».
Прислушиваясь к словам великих людей, студент должен осознавать, что интерес к чтению зависит, в первую очередь, от воспитания и прививается в семье, а также в образовательном учреждении.
Ведь книга - это целый мир, одно из самых великих изобретений человечества, всегда была и является главным источником знаний, учителем жизни, она показывает студентам и красоту слова, и красоту мысли. При чтении на английском языке важно студентам владеть речью как инструментом для выражения различных оттенков мысли и чувств. Одним из важнейших параметров владения речью является интонация, которая является главнейшим выразителем синтаксического значения предложения. С функцией интонирования тесно связаны синтаксическая функция, которая сводится к роли интонации в оформлении высказывания с помощью придания синтагме завершённости. Смыслоразличительная функция - это способность интонации привносить во фразу оттенки значения. Специфика языковой системы определяет необходимость изучения особенностей произношения разных звуковых единиц: интонирование слова, интонирование синтагмы и интонирование предложения. Эта работа становится основой для работы над интонированием текста, когда каждая из выделенных единиц обучения ведется в последовательности путём формирования умений и навыков у студентов. Задачей преподавателей является повышение и развитие любви к книге как незаменимому средству в формировании личности, тяги к литературе, которая должна присутствовать в жизни каждого человека на всех этапах его формирования как всесторонне развитой личности.
Список литературы
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uza.uz/ru/documents/o-gosudarstvenmy-programme-po-realizatsii-strategii-deystvi-03-03-2020/ (дата обращения: 20.05.2020).