ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ НА УРОКАХ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Инагамова Г.А.
Инагамова Гузал Тахировна - преподаватель, кафедра узбекского и иностранных языков, Узбекский государственный институт физической культуры, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассматривается один из важнейших аспектов изучения иностранных языков - чтение, которое представляет собой одновременно и цель, и средство обучения. Показана роль чтения в приобщении личности к научным и культурным достижениям человечества.
Ключевые слова: иностранный язык, речевая деятельность, чтение, словарный запас, изучение языков, вуз, преподаватель, студент, занятия.
Изучение иностранных языков содействует общему речевому развитию обучающихся. Чтение выступает одним из главных видов речевой деятельности личности. Оно может выступать как целью, так и средством обучения. С помощью чтения студент приобщается к научным и культурным достижениям человечества, знакомится с искусством и жизнью других народов. Процесс чтения оказывает огромное влияние на его формирование. С помощью чтения обогащается активный и пассивный словарный запас слов у студентов, формируются грамматические навыки.
Обучение чтению - одна из проблем, получивших наиболее полное освещение в предшествующие этапы развития методики преподавания языков. Проблеме формирования навыков чтения всегда уделялось огромное внимание. Чтение на иностранном языке должно носить самостоятельный характер, осуществляться не по принуждению, а сопровождаться интересом со стороны студентов. Однако практика показывает, что интерес к чтению у обучающихся довольно низок. Данный вид речевой деятельности не всегда является для них основным средством получения информации, повышения культурного уровня или просто источником удовольствия. В структуре чтения как деятельности можно выделить мотив, цель, условия и результат. Мотивом является всегда общение или коммуникация с помощью печатного слова; целью - получение информации по тому вопросу, который интересует читающего.
К условиям деятельности чтения относят овладение графической системой языка и приемами извлечения информации. Результатом деятельности является понимание или извлечение информации из прочитанного с разной степенью точности и глубины.
В процессе обучения иностранному языку в вузе чтение, как и устная речь, выступает в качестве цели и средства: в первом случае обучающиеся должны овладеть чтением как источником получения информации; во втором - пользоваться чтением для лучшего усвоения языкового и речевого материала [1, с. 74]. Использования чтения в качестве источника получения информации создает необходимые условия для стимулирования интереса к изучению этого предмета в вузе, который обучающийся может удовлетворить самостоятельно, поскольку для чтения не требуется собеседник, ни слушатели, а нужна лишь книга. Овладение умением читать на иностранном языке делает реальным и возможным достижение воспитательных, образовательных и развивающих целей изучения данного предмета. Различают ознакомительное, изучающее, просмотровое и поисковое чтение [2, с. 39]. Ознакомительное чтение представляет собой познающее чтение, при котором предметом внимания читающего становится все речевое произведение (книга, статья, рассказ) без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную
информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Это вдумчивое и неспешное чтение, предполагающее целенаправленный анализ содержания читаемого с опорой на языковые и логические связи текста. Его задачей является также формирование у студента умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного языка. Объектом изучения при этом виде чтения является информация, содержащаяся в тексте, но никак не языковой материал.
Именно изучающее чтение учит бережному отношению к тексту. Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте.
Список литературы
1. Войтович И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: Монография / Под ред. Т.И. Зелениной. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2012. 212 с.
2. Фоломкина С.К. Обучение чтению на иностранном языке в неязыковом вузе. М.: Высшая школа, 2005. 253 с.
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ
ЯЗЫКУ
1 ** 2 Ботирбекова Г.А. , Екубов И.К.
1Ботирбекова Гулчехра Абдумуталовна - преподаватель; 2Ёкубов Искандар Кобилович - преподаватель, кафедра узбекского и иностранных языков, Узбекский государственный институт физической культуры и спорта, г. Чирчик, Республика Узбекистан
Аннотация: статья посвящена использованию компьютера в процессе обучения иностранному языку. В ней названа цель изучения данной дисциплины.
Ключевые слова: процесс обучения, методы обучения, современные педагогические технологии, информационная технология, компьютер.
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в процессе обучения. Это не только новые технические средства, но также новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Если целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры учащихся, обучение практическому овладению иностранным языком, то задача учителя состоит в том, что бы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося и выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность и творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика помогают реализовать личностно-ориентированный подход к обучению, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обучения, склонности и т.д. Всем известно, еще недавно обучение иностранному языку основывалось на традиционном подходе, который