Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Дугарова С.Б., Кучинская Т.Н. Развитие человеческого потенциала в КНР: культурно-ценностный аспект // Социодинамика. 2024. № 6. DOI: 10.25136/2409-7144.2024.6.70994 EDN: KMMGFH URL: https;//nbpublish.com'library_read_article.php?id=70994
Развитие человеческого потенциала в КНР: культурно-ценностный аспект
Дугарова Светлана Базаржаповна
кандидат философских наук
доцент; кафедра восточных языков; Санкт-Петербургский государственный экономический
университет
197022, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Грибоедова, 30-32, ауд. 24
Кучинская Татьяна Николаевна
СКСЮ: 0000-0002-6335-3159 доктор философских наук
профессор; кафедра международного права и международных связей; Забайкальский
государственный университет
672039, Россия, Забайкальский край, г. Чита, ул. Апександро-Заводская, 30
Статья из рубрики "Антропология и энтогенез"
DOI:
10.25136/2409-7144.2024.6.70994
EDN:
KMMGFH
Дата направления статьи в редакцию:
09-06-2024
Дата публикации:
16-06-2024
Аннотация: Антропологизм как всеобщая характеристика современного философского знания выдвигает человека в центр многосторонних социокультурных трансформаций в
качестве их цели, движущей силы и первостепенного условия. Современный антропологический кризис вызывает необходимость поиска новых ценностных основ развития человеческого потенциала и актуализирует исследование культурной регионально-страновой специфики практик его реализации. Успехи КНР во многом определяют новое видение места и роли человека в социокультурных трансформациях. Человеческий потенциал формирует динамичный, стремительно меняющийся облик социокультурной среды в КНР, определяя скорость и направленность внутренних и внешних модернизационных процессов. Развитие человеческого потенциала в КНР становится приоритетным. Оно сопряжено с основной целью - достижением уровня «средней зажиточности» (ФШ), и логично вписывается в культурно-ценностную парадигму «китайской мечты» (ФИ^). Выступая ключевым компонентом «научной концепции развития» в виде ценностной установки «человек в основе» (ИЛЛ
человеческий потенциал становится одним из ведущих факторов социокультурной модернизации КНР. Методологическую основа работы: системный подход способствовал анализу стратегии развития человеческого потенциала КНР как целостной системы концептуальных положений и практик; аксиологический подход помог выявить ценностное наполнение стратегии «державы человеческого потенциала» КНР; метод герменевтической реконструкции способствовал построению ценностной модели «всестороннего гармоничного человека» в рамках реализации данной стратегии. Научная новизна данной работы состоит в выявлении культурно-ценностных компонентов формирования и развития человеческого потенциала в КНР. Новыми являются следующие результаты: ^Проанализированы представления китайских ученых о развитии человеческого потенциала, развиваемые в рамках философии культуры, социальной философии, экономической теории, теории модернизации и транснационализации. 2.Выявлен культурно-ценностный компонент в структуре человеческого потенциала, представлена характеристика отдельных его элементов. З.На основе анализа аутентичных источников проведена герменевтическая реконструкция инновационной аксиологической модели «всестороннего гармоничного человека» в контексте построения «державы человеческого потенциала» в КНР. 4.Проанализированы региональные социокультурные практики реализации концепции развития человеческого потенциала КНР, включающие комплексные многоуровневые программы, реализуемые на национальном и траснациональном уровнях.
Ключевые слова:
Китай, человеческий потенциал, конфуцианство, ценности, развитие, стратегия, традиции, таланты, культура, модернизация
Антропологизм как всеобщая характеристика современного философского знания выдвигает человека в центр многосторонних социокультурных трансформаций в качестве их цели, движущей силы и первостепенного условия. Современный антропологический кризис вызывает необходимость поиска новых ценностных основ развития человеческого потенциала и актуализирует исследование культурной регионально-страновой специфики практик его реализации. Успехи КНР во многом определяют новое видение места и роли человека в социокультурных трансформациях. Человеческий потенциал формирует динамичный, стремительно меняющийся облик социокультурной среды в КНР, определяя скорость и направленность внутренних и внешних модернизационных процессов.
Целью данной статьи является анализ культурно-ценностных оснований развития ч е лов е ч е с кого поте нциа ла К Н Р .
Развитие человеческого потенциала в КНР становится приоритетным. Оно сопряжено с основной целью - достижением уровня «средней зажиточности» (ФШ), и логично вписывается в культурно-ценностную парадигму «китайской мечты» (ФИ^). Выступая ключевым компонентом «научной концепции развития» в виде ценностной
установки «человек в основе» (ИЛЛ^), человеческий потенциал становится одним из ведущих факторов социокультурной модернизации КНР.
Значение человеческого потенциала в современном развитии КНР, необходимость философской рефлексии социокультурных механизмов его формирования и объективации, определяют актуальность данного исследования. Культурно-ценностное наполнение концепции и формируемые в ее рамках инновационные региональные практики представляют значительный интерес для отечественной синологии, философской антропологии, теории и практики развития человеческого потенциала.
В последнее время в китайских исследованиях проблеме человеческого потенциала уделяется особое внимание в контексте поиска ресурсов модернизации, инновационного развития, культурного строительства КНР. На сегодняшний день в Китае расширяется сеть «мозговых центров» (информационно-аналитических учреждений), занимающихся проблемой человеческого потенциала, которые начали появляться после образования КНР. Наиболее влиятельными из них являются Центр по изучению Китая и глобализации (ФИ^Й^Ь^ЙФ'Ь) и Китайская Академия общественных наук с сетью
филиалов в крупнейших городах страны.
«Человеческий потенциал» в китайском языке обозначается термином «женьцай» (Л^), дословно: «талантливый человек», имеющий множество трактовок в работах ученых КНР. Наиболее широкая из них встречается в работах Ли Яньпин, которая определяет человеческий потенциал как обладающих обязательными специальными знаниями, высокими техническими навыками людей, способных к креативному труду, тем самым привносящих значимый вклад в развитие науки и техники, преобразование природы и
общества в процессе эволюции человеческой цивилизации [2]. Отдельные китайские ученые особо выделяет креативную деятельность человеческого потенциала для
развития общества и человечества (Ван Тунсюнь) [3], либо концентрируется на качественных характеристиках, особо выделяя непрерывную системную деятельность по развитию человеческого потенциала, способствующую социальному прогрессу (Ван Хуэйяо) [4].
В КНР важное теоретическое и практическое значение приобретают исследования качественных характеристик человеческого потенциала в аспекте его культурно-ценностной наполненности.
С 2003 г. в Китае реализуется стратегия построения «державы человеческого потенциала» которая сочетает в себе традиционные конфуцианские
установки и систему инновационных механизмов по наращиванию и развитию ч е лов е ч е с кого поте нциа ла К Н Р .
Стратегия встраивается в общую логику концепции построения «гармоничного общества», обусловленную китайской культурой гармонии, в связи с чем отдельные ученые (Мяо Лу, Ли Чжикуай, Сяо Иншэн, Вэн Хай) вводят понятие «гармоничный человеческий потенциал» (ЙН^Л^), который «обладает специальными знаниями и
навыками во всех сферах жизнедеятельности, проникнут духом единства и согласия, является носителем морально-этических норм своей культуры с развитием глобального мышления». Воспитание гармоничного человеческого потенциала требует единства политических, экономических, культурных и научных компонентов.
Стратегия построения «державы человеческого потенциала» КНР формируется с опорой на культурно-ценностные императивы традиционной культуры Китая, оперируя устойчивыми антропологемами: «человек в основе», «народ - основа», «гармоничный человек». Актуализацию традиционных ценностных установок в современных реалиях отражает принцип динамического традиционализма.
Принцип «человек в основе» (ИЛЛ^) в его современной интерпретации понимается как «принцип нацеленности на всестороннее развитие человека, который исходит из коренных интересов народа, содействует развитию, направленному на удовлетворение материальных и духовных потребностей китайского народа, его политических и культурных интересов». «Человек в основе» предполагает такое развитие, при котором человек объявляется высшей ценностью, а отношения между людьми строятся на основе уважения, понимания и заботы.
Данный принцип имеет непосредственное отношение к принципу Мэн-цзы «народ -основа» (Л^). В его философии понятие «человек» (Л) является центральным и наиболее ценным в антропокосмической системе «небо-человек-земля». Хань Юй утверждал, что «человек» с одной стороны антропологизирует все вещи, а с другой -сам воспринимает их свойства. Природа человека в китайской конфуцианско-буддийской традиции приравнивается к природе всех вещей. Понятие «жэнь бэнь» (Л^) согласуется с древними конфуцианскими установками «любить народ», «быть близким к народу» и «все делать для народа».
Стратагемность как характеристика традиционного китайского способа мышления является фактором культурной детерминации современных китайских стратегий развития, в том числе стратегии «державы человеческого потенциала» КНР.
В современном Китае основные категории стратегической мысли, складывающиеся тысячелетиями, в полной мере отражают особенности китайского менталитета и специфику конфуцианской философии и влияют на формирование основных
поведенческих установок и сценариев
Человеческий потенциал КНР формируется в условиях глубокого антропологического кризиса современности как элемента глобализационных духовно-цивилизационных трансформаций, сопровождаемых искажением нравственных и духовных ценностей, изменением культурной, личностной и национальной идентичности. Это актуализирует выработку устойчивой аксиологической модели наращивания человеческого потенциала КНР с привлечением ценностных ресурсов традиционной культуры, социалистических идей и универсальных общечеловеческих ценностей.
Стратегия державы человеческого потенциала КНР предполагает наличие комплекса институциональных, концептуальных, практических компонентов, подразумевая создание «системы масштабных действий по развитию человеческого потенциала» (ЯШ^Л), применение «научного подхода» (^пЙп'Щ) и «разработку его качественных характеристик» (иЛЙЭДЛ^ШЕ).
В контексте данной стратегии формируется определенная аксиологическая модель развития «нового человека», отличительной чертой которой является не только
использование ценностных ориентиров традиционной китайской культуры для приспособления к современности и решения насущных социальных проблем, но и формирование инновационного типа мышления для будущего развития.
В рамках марксистской теории «нового человека», развиваемой с 1950-х гг., китайскими учеными разработано понятие «гармоничного человека» (пЧ^Л). Так, Ли Чжикуай считает, что «гармоничный человек» - это субъект гармоничного общества, основанного
на ценностных ориентирах социалистической культуры Чжэн Вэнхай характеризуют «гармоничного человека» на уровне его сущностных характеристик, культурно-образовательных и ценностных аспектов
В современной китайской философской мысли понятие «гармоничный человек», интегрируясь с понятием «всесторонний человек» (^®Л), трансформируется в расширенный концепт «всестороннего гармоничного человека» (^ЩЙН^Л), акцентируя одновременное развитие его физических, умственных и духовных характеристик, при соблюдении принципа гармонии в удовлетворении разнообразных (материальных, духовных, индивидуальных, коллективных, природных, социальных и т.д.) потребностей человека. Понятие о «всестороннем гармоничном человеке» также интегрируется с представлениями о самореализующейся свободной многосторонне развитой личности, обладающей креативными способностями.
Основные принципы и критерии развития человеческого потенциала в КНР воплотились в государственной стратегии построения «державы человеческого потенциала» (Л^ЗМИ Й15£). В качестве ценностно-идеологического основания данного курса выступают ключевые антропологемы традиционной китайской культуры и ценностные инновации современной культуры КНР. В рамках построения социалистической духовной цивилизации в КНР формируется новый тип «культурного регулирования», который использует ценности как императивы развития.
Практическая реализация концепции развития человеческого потенциала рассматривается на уровне внутрирегиональных национальных и внешних транснациональных практик.
Неоднородная гетерогенная природа социокультурного пространства КНР вызывает необходимость познания специфических региональных практик по наращиванию человеческого потенциала. Китайское государство формирует эффективную систему развития и привлечения человеческого потенциала внутри страны и во взаимодействии с внешним миром. Региональность выступает как культурно-пространственная характеристика деятельности, которая в свою очередь имеет конкретное выражение - в практиках. Философско-антропологический анализ практик предполагает обращение к регионологическому подходу, способствующему выявлению специфики на уровне регионов - «внутренних» и «внешних».
На национальном уровне процесс наращивания человеческого потенциала, являющийся элементом «мягкой силы», происходит на всех ступенях многоуровневой иерархии управления региональным развитием, начиная с уровня крупных регионов, заканчивая локально-региональными сообществами уровня городов, поселков, сел и отдельных
предприятий
По стране человеческий потенциал распределен неравномерно. Большую часть человеческого потенциала концентрируют приморские провинции и города Китая, что во многом связано с историческими процессами, а также формированием инвестиционных
зон. Значительное количество человеческого потенциала сконцентрировано в провинциях Цзянсу, Чжэцзян, а также Фуцзянь, Гуандун и городах центрального подчинения - Шанхае, Пекине и Тянцзине. В менее экономически развитых западных регионах Китая, таких как Тибет, Цинхай, Внутренняя Монголия концентрация ч е лов е ч е с кого поте нциа ла ме ньше .
Транснациональные социокультурные практики развития человеческого потенциала, встраиваясь с систему практик «мягкой силы» Китая как коммуникативного инструмента культурной стратегии, включают в себя: комплексные программы по привлечению зарубежных специалистов, предотвращению утечки и возвращению человеческого потенциала, работу с зарубежной диаспорой, международные культурно-образовательные проекты, нацеленные на улучшение качества и международной конкурентоспособности человеческого потенциала КНР.
Значительным направлением работы ч е лов е ч е с кого поте нциа ла К Н Р в ыс о кокв а лифициров анных с пе циа лис тов
программ и культурно-образовательных пра
в реализации стратегии наращивания является привлечение в страну посредством реализации государственных
ктик
Существует два пути привлечения специалистов в КНР. Первый путь - это программы, гранты, строительство технопарков для специалистов, ученых и выпускников зарубежных вузов из числа китайцев. Самые популярные проекты: «Подготовка талантов для XXI века» (1993 г.), программа «Весенний свет» (1996 г.), программа «Янцзы» (1998 г.), гранты Национального фонда естественных наук Китая (2005 г.), план «Тысячи людей» (2008 г.), технопарк Чжунгуаньцунь ПШ.
Второй - это проведение различных форумов, конференций и ярмарок вакансий в КНР и в разных странах, которые организуются как государственными, так и коммерческими компаниями Китая (конференции по науке и технике, ярмарки вакансий провинции Гуандун, ярмарка вакансий в Вашингтоне и т.д.)
На сегодняшний момент одной из важных практик наращивания человеческого потенциала является политика по отношению к зарубежным китайцам. Общность языка, культуры, и традиций, экономическое сотрудничество делают китайскую диаспору склонной к сотрудничеству с ее этнической родиной. Политика руководства КНР направлена на использование этого уникального резерва в развитии стратегии «державы человеческого потенциала». Важное значение в работе по привлечению высококвалифицированных зарубежных китайцев придается развитию так называемых профессиональных «транснациональных» сетей зарубежных китайцев (Ш^^Ш^Л^ФЛ ±), члены которого имеют филиалы в Китае и за рубежом, и имеют возможность свободного перемещения между ними II2!.
Одним из основных направлений в работе с китайской диаспорой является привлечение инвестиций и новых технологий. В стране созданы различные каналы связи с потенциальными инвесторами, практикуются ввоз и экспорт технологий и готовой
продукции, поощряются разнообразные формы инвестиций
Китай активно продвигает сотрудничество в образовательной сфере. Так, было подписано соглашение о взаимном признании дипломов с 64 странами, в том числе с Россией; практикуется организация выставок китайских и зарубежных вузов; реализуются межправительственные, межрегиональные проекты в области высоких технологий и научных исследований (Форумы науки и техники); проводится множество
языковых программ и стажировок.
Анализ качественных характеристик человеческого потенциала позволил выявить взаимосвязь всех его структурных компонентов, среди которых важное значение в последнее время придается его ценностному компоненту, который определяется как совокупность антропологем, выражающих человеческие качества или возможности. В Китае ценностный компонент становится ключевым в программе развития человеческого поте нциа ла .
Комплексной программой по развитию и наращиванию человеческого потенциала в Китае стала современная стратегия «державы человеческого потенциала КНР», которая явилась одним из выражений стратегической мысли, складывающихся тысячелетиями и отражающих особенности китайского менталитета и специфику конфуцианской философии, повлиявшую на формирование основных поведенческих установок и сценариев. Методологической новацией рассмотрения человеческого потенциала в китайском философском дискурсе стал метод «гармонии». Гармония является императивной ценностной составляющей концепции развития человеческого потенциала Китая. Ее продуктом явились такие понятия как «гармоничный человек», «гармоничный человеческий потенциал». В целом развитие человеческого потенциала в Китае происходит как часть программы гармонизации китайского социума.
На формирование и развитие человеческого потенциала Китая существенно повлияли цивилизационные факторы, которые концентрированно выражаются в её характерных признаках: динамическом традиционализме, проявляющимся в использовании синтеза традиционных ценностных установок и инновационных представлений; стратагемности, отражающей специфику китайского мышления и поведенческие установки и сценарии; и антропологизме, реализующемся через устойчивые ценностные установки конфуцианской традиции рассмотрения человеческого измерения.
В Китае стратегии получили более глубокое развитие и осмысление. Из области военно-политической деятельности стратегии перешли в сферу коммуникативных практик других типов, аккумулировали основные ценности и идеалы китайской культуры и превратились в обобщающие формулы.
Стратегия «державы человеческого потенциала КНР» формируется с опорой на ценностные императивы традиционной культуры Китая, оперируя устойчивыми антропологемами: «человек в основе», «народ - основа», «гармоничный человек».
В контексте теории «державы человеческого потенциала» Китая формируется определенная аксиологическая модель «нового китайского человека», отличительной чертой которой является не только использование ценностных ориентиров традиционной китайской культуры для приспособления к современности и решения насущных социальных проблем, но и формирование инновационного типа мышления для будущего развития.
Аксиологическая модель «нового китайского человека», выстраиваемая в рамках теории «державы человеческого потенциала», является своего рода синтезом обновленной системы ценностей гармоничной китайской культуры, включающей социалистические идеалы (свобода, равенство, справедливость) и традиционные конфуцианские ценностные установки («человек в основе», гармония, долг и т.д.), и китаизированную систему общечеловеческих ценностей (демократия, законность, личная свобода, права человека). Формирование этой модели основывается на принципах динамического традиционализма, сочетающего в себе инновационность и китайскую специфику.
Неоднородная гетерогенная природа социокультурного пространства Китая вызывает необходимость познания специфических региональных практик по наращиванию человеческого потенциала. Китайское государство формирует эффективную систему развития и привлечения человеческого потенциала внутри страны и во взаимодействии с внешним миром. Региональность выступает как культурно-пространственная характеристика деятельности, которая в свою очередь имеет конкретное выражение - в практиках. Философско-антропологический анализ практик предполагает обращение к регионологическому подходу, способствующему выявлению специфики рассматриваемого феномена на уровне регионов - «внутренних» и «внешних».
В настоящее время региональные национальные и транснациональные социокультурные практики КН Р по привлечению и наращиванию человеческого потенциала приняли оформленный характер и стали важной частью развития китайского человеческого поте нциа ла .
Сообразно устоявшемуся в Китае культурному паттерну единства внутреннего и внешнего региональные национальные и транснациональные социокультурные практики реализации концепции человеческого потенциала КНР дополняют друг друга как единое целое и включают комплексные программы китайского государства по реализации многоуровневой системы «воспитания талантов», привлечению зарубежных специалистов («охота на умы»), предотвращению утечки и возвращению человеческого потенциала; работу с зарубежной диаспорой; создание транснациональных профессиональных сетей; международные культурно-образовательные проекты.
Механизмы наращивания и развития человеческого потенциала в Китае, а также возможность познания китайского опыта актуализируют исследование данных вопросов в отечественной науке. Поэтому исследование китайского пути может выступить в качестве концептуальных оснований развития перспективного взаимодействия России и Китая в области наращивания человеческого потенциала. В частности, в разработках различных совместных программ, мероприятий, создании аналитических центров, совместных культурно-образовательных практик для обмена опытом и координации действий по привлечению талантов. В этой связи данная проблема нуждается в дальнейшей научной рефлексии.
Развитие и наращивание человеческого потенциала в КНР закреплено в положениях стратегии «державы человеческого потенциала» КНР, на формирование которой значительное влияние оказали цивилизационные факторы развития Китая, проявляющиеся в динамическом традиционализме, стратагемности и антропологизме. В контексте данной стратегии выстраивается определенная аксиологическая модель развития «всестороннего гармоничного человека», в которой особая роль отводится ценностям гармоничной китайской культуры. Региональные национальные и транснациональные социокультурные практики реализации стратегии человеческого потенциала в КНР являются важнейшей составляющей комплексной программы гармонизации национального пространства и выхода китайской культуры «во вне». Практики играют инструментальную роль, выступая важным компонентом «мягкой силы» Китая внутри государства и за его пределами, тем самым обеспечивая комплексность и масштабность реализации стратегии державы человеческого потенциала.
Библиография
1. Абрамов, В.А. Глобализирующийся Китай: грани социокультурного измерения. М.: Восточная книга, 2010. 209 с.
2. Афонасьева, А. В. (2010). Привлечение квалифицированных кадров из числа
зарубежных китайцев для работы в КНР // Проблемы Дальнего Востока. №5. С. 8б - 101.
3. Ларин, А.Г. Китай и зарубежные китайцы. М.: Институт Дальнего Востока, 2008. 94 с.
4. Малявин, В.В. Тридцать шесть стратагем. Китайские секреты успеха. М.: Белые альвы, 2000. 185 с.
5. Biao, X. Promotion Knowledge Exchange through Diaspora Networks: The Case of People's Republic of China, Centre for Migration, Policy and Society (COMPAS). Oxford: University of Oxford, 2005. С.513-522.
в. Lim Linda, Y. C. Southeast Asian Chinese business and regional economic development. Routlrdge Handbook of the Chinese Diaspora. N.Y. https://doi.org/10.4324/9780203100387, 2013. Pp. 256-260
7. Zhang, L. Economic migration and urban citizenship in China: the role of point Systems. Population and Development Review, 38 (3), 503-533.https://doi.org/10.2307/41857403, 2012.
8. Ван, Тунсюнь. Жэньцайсюе синьлунь = Новая теория человеческого потенциала. Пекин: Чжунго шэхуэй кэсюеюань чубаньшэ, 2010. 624 c.
9. Ван, Хуэйяо. Гуодя чжанчюе = Государственная стратегия. Пекин: Жэньмин чубаньшэ, 2010. 233 c.
10. Гао, Цюаньли. Шицзэ жэньцай чжаньчжень = Мировая конкурентоспособность высококвалифицированных кадров. Пекин: Кэсюе чубаньшэ, 2010. 456 c.
11. Ли, Чжикуай. Хэсе шэхуэй хуэйши юйся дэ хэсе жэнь таньтао = Обсуждения перспективы гармоничного общества и гармоничного человека. Хунаньский журнал финансов и экономики. 24, 2008, Pp. 111-118.
12. Ли, Яньпин. Женьцай тяньго чжанлюе = Стратегия державы человеческого потенциала. Пекин: Жэньмин чубаньшэ, 2010. 271 c.
13. Чжэн, Вэнхай. Хэсьежэнь дэ сяньши июнь юй гунцзо яньчень = Работа по созданию и реальное значение «гармоничного человека». Цилу Джорнал, 2013, Pp. 77-80
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Рецензируемая статья представляет собой небольшое по объёму (0,5 а.л.), но довольно информативное описание изменений, происходящих сегодня в КНР в связи с необходимостью переосмысления значимости развития «человеческого потенциала». Если определять предмет статьи более конкретно, то речь в ней идёт о «культурно-ценностных основаниях» стратегии развития человеческого потенциала в сегодняшней КНР. Статья в целом производит благоприятное впечатление. Она может быть интересна самому широкому кругу читателей. Автор обладает необходимой эрудицией в избранной им тематике, его суждения и оценки носят взвешенный, основательный характер. Главным концептуальным недостатком статьи представляется то, что автор упускает из виду (или намеренно умалчивает об этом) причины внимания властей и общества в Китае к проблеме развития человеческого потенциала. Хорошо известны оценки экономистов, согласно которым ресурсы и источники развития, которые поддерживали рост экономики и социальной сферы в стране в последние десятилетия, исчерпаны. Соответственно, потребности более динамичной смены производственных укладов требует и пересмотра отношения к развитию человеческого потенциала и использования с этой целью традиций китайской культуры. Далее, в статье явно неудачное начало. С одной стороны, автор провозглашает, что человек сегодня оказывается «в центре многосторонних социокультурных трансформаций в качестве их цели, движущей силы и первостепенного условия», а, с другой стороны, констатирует наличие
«антропологического кризиса». Но откуда же рождается кризис, если человек - «цель», «движущая сила» и «первостепенное условие»? И почему последние («оптимистические») характеристики автор связывает с «антропологизмом»? Это понятие используется по отношению к довольно различным историко-культурным явлениям, и далеко не всегда оно несёт позитивные коннотации. И почему антропологизм объявляется «всеобщей характеристикой современного философского знания»? Ну, например, в чём можно заметить «антропологизм» в современной аналитической философии? По-видимому, автор принял за должное, что в статье должно быть какое-то начало, связывающее её конкретное содержание с некими универсальными социально-философскими предпосылками, но в чём эти предпосылки состоят, оставил без дальнейшего продумывания. Одним словом, начало следует либо переписать, либо просто снять. Далее, трудно понять, зачем автор приводит китайские «расшифровки» используемых им понятий, подавляющему большинству российских читателей они ничего не говорят. Напротив, было бы полезно дать подзаголовки, чтобы читатель мог видеть логику изложения материала, что как раз очень важно для научной статьи. Тем не менее, думается, что статья может быть рекомендована к печати и в её сегодняшнем виде, после внесения минимальной правки (снять начало статьи или предложить другие, более адекватные, формулировки, внести в текст подзаголовки). Рекомендую принять статью к публикации в научном журнале.