Научная статья на тему 'Развитие человеческого потенциала: современные тенденции и приоритетные направления финансирования'

Развитие человеческого потенциала: современные тенденции и приоритетные направления финансирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1631
259
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА / ФИНАНСИРОВАНИЕ / HUMAN DEVELOPMENT / HUMAN DEVELOPMENT INDEX / FINANCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Качула Светлана Валентиновна

В статье рассмотрены современные тенденции и особенности развития человеческого потенциала в отдельных странах мира, раскрыт характер проблем, тормозящих человеческое развитие; показана необходимость диверсификации источников финансирования приоритетных направлений развития человеческого потенциала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMAN DEVELOPMENT: CURRENT TRENDS AND PRIORITY DIRECTIONS OF FINANCING

In article current trends and features of human development in the certain countries of the world are considered, character of problems which are slowing down human development is opened; need of diversification of sources of financing of the priority directions of human development is shown.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого потенциала: современные тенденции и приоритетные направления финансирования»

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА: СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ

С. В. КАЧУЛА

В статье рассмотрены современные тенденции и особенности развития человеческого потенциала в отдельных странах мира, раскрыт характер проблем, тормозящих человеческое развитие; показана необходимость диверсификации источников финансирования приоритетных направлений развития человеческого потенциала.

Ключевые слова: развитие человеческого потенциала, индекс развития человеческого потенциала, финансирование.

В период кардинальных трансформационных изменений социально-экономической системы в прошлом социалистических государств одной из важнейших проблем общества является не только сохранение, но и приумножение человеческого потенциала страны. Эта задача может быть реализована только при условии обеспечения устойчивого и динамичного человеческого развития, которое должно происходить на качественно новой основе, и требует адекватного и социально гарантированного финансового обеспечения.

Актуальным в теоретическом и практическом плане является углубленное понимание тенденций, закономерностей и факторов, определяющих состояние, уровень и перспективы качественной динамики человеческого развития в сложных, нестабильных современных условиях, а также научное обоснование формирования и использования эффективных финансовых механизмов развития человеческого потенциала.

Анализ работ как основателей концепции человеческого развития (А. Сена, К. Гриффина, Дж. Найта, Махбуб уль Хака), так и классиков концепции человеческого капитала (Т. Шульца, Г. Беккера, Е. Денисона, Дж. Кендрика, Дж. Мин-сера, Дж. Коулмана), а также украинских и российских ученых, занимающихся исследованием разных аспектов человеческого развития и его финансового обеспечения (В. Антонюк, Е. Гриш-новой, А. Добринина, С. Дятлова, Р. Капелюшни-кова, Э. Либановой, В. Новиковой, В. Колесова, В. Тропиной и мн. др.) свидетельствует, что развитие человеческого потенциала является сложной комплексной категорией. Она отображает систему социально-экономических отношений,

которые опосредуют процесс постоянного роста возможностей человека и оптимального обеспечения удовлетворения его возрастающих потребностей. Наряду с этим необходимо создать надлежащие условия в обществе, которые должны способствовать всестороннему развитию человека, поддержанию его продолжительной, здоровой и творчески активной жизни, высокого уровня образования, реализации возможности культурного и духовного обогащения, сохранения природной среды. В таких условиях человек также должен быть сам способен реализовывать свои стремления в достижении собственного развития. Чрезвычайно важная роль в этом процессе принадлежит финансовой составляющей.

Цель статьи заключается в анализе современных тенденций и особенностей развития человеческого потенциала в отдельных странах мира и в Украине, выявлении проблем, препятствующих человеческому развитию, обосновании источников и приоритетных направлений финансирования развития человеческого потенциала в Украине.

Концепция человеческого развития с момента провозглашения претерпевает постоянное обновление, она учитывает современные тенденции, происходящие во всех сферах жизни стран мира. В Докладе о человеческом развитии 1990 г. акцентировалось, что «категория человеческого развития определяется как процесс расширения возможностей людей и достигнутый уровень благосостояния» [9]. В Докладе о человеческом развитии 2011 г. определение претерпело значительные изменения: «человеческое развитие есть процесс расширения возможностей людей жить

долгой, здоровой и творческой жизнью, а также решать другие задания, которые, по их мнению, имеют для них значение, активно участвовать в обеспечении справедливости и устойчивого развития на нашей общей планете. Люди - как индивидуально, так и в группах - одновременно

есть и бенефициарии, и движущая сила развития» [3].

Тенденции человеческого развития и их межстрановое сопоставление характеризует такой комбинированный показатель, как индекс человеческого развития (ИЧР) (табл. 1).

Таблица 1

Тенденции человеческого развития в отдельных странах мира [3]

Рейтинг Страна Значения ИЧР Среднегодовой прирост ИЧР, %

1990 2000 2005 2010 2011 2000-2011 1990-2011

1 Норвегия 0,844 0,913 0,938 0,941 0,943 0,29 0,53

2 Австралия 0,873 0,906 0,928 0,927 0,929 0,23 0,30

3 Нидерланды 0,835 0,868 0,890 0,909 0,910 0,29 0,41

4 США 0,870 0,897 0,902 0,908 0,910 0,13 0,21

5 Новая Зеландия 0,828 0,888 0,899 0,908 0,908 0,31 0,44

6 Канада 0,857 0,867 0,892 0,907 0,908 0,30 0,28

7 Ирландия 0,782 0,869 0,898 0,907 0,908 0,40 0,71

8 Лихтенштейн 0,904 0,905

9 Германия 0,795 0,895 0,903 0,905 0,43 0,62

10 Швеция 0,816 0,889 0,896 0,901 0,904 0,09 0,49

34 Эстония 0,717 0,776 0,821 0,839 0,840 0,66 0,73

35 Словакия 0,747 0,779 0,810 0,832 0,834 0,62 0,53

39 Польша 0,770 0,791 0,811 0,813 0,50

40 Литва 0,749 0,793 0,805 0,810 0,70

43 Латвия 0,693 0,732 0,784 0,802 0,805 0,87 0,72

65 Беларусь 0,723 0,751 0,756

66 Российская Федерация 0,691 0,725 0,751 0,755 0,81

68 Казахстан 0,657 0,714 0,740 0,745 1,15

74 Босния и Герцеговина 0,730 0,731 0,733

75 Грузия 0,724 0,729 0,733

76 Украина 0,707 0,669 0,712 0,725 0,729 0,78 0,15

86 Армения 0,643 0,689 0,714 0,716 0,99

78 Македония 0,704 0,726 0,728

91 Азербайджан 0,699 0,700

186 Нигер 0,193 0,229 0,265 0,293 0,295 2,23 2,05

187 Конго 0,289 0,224 0,260 0,282 0,286 2,25 -0,04

Во главе рейтинга по ИЧР - Норвегия (0,943), занимавшая первую позицию в 2001-2006 гг. и

2008 г. до 2011 г. В первой десятке лидеров многие годы находятся Австралия, Нидерланды, США, Новая Зеландия, Канада, Ирландия, Германия, Швеция. В прошлом социалистическим странам Центральной и Восточной Европы после 1995 г. удалось не только восстановить, но и существенно улучшить значение индекса человеческого развития. Об этом свидетельствует среднегодовой прирост ИЧР, который за 2000-2011 гг. вырос в Эстонии, Словакии, Литве, Латвии. Следует отметить, что этот показатель несколько замедлился в странах первой десятки рейтинга.

Украина находится на 76 месте по ИЧР (0,729) из 187 стран и относится к группе стран с высоким уровнем человеческого развития. К этой

же группе относятся Беларусь (0,756), Россия (0,755), Казахстан (0,745), Грузия (0,733), Армения (0,716), Азербайджан (0,700). Все остальные страны СНГ вошли в группу стран со средним уровнем человеческого развития. В группу с очень высоким уровнем человеческого развития вошли из бывших стран СССР только Эстония (0,840), Литва (0,810) и Латвия (0,805). В конце рейтинга находятся страны Африки - Нигер (0,295) и Конго (0,286). В этих странах доход на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) находится в пределах 280 -641 дол. США, ожидаемая продолжительность жизни при рождении от 48,4 до 54,7 лет, высокий уровень смертности среди взрослых и детей (199 детей на каждую тысячу не доживает до пяти лет), низкий уровень грамотности (в Нигере

34.4 % неграмотного населения), неблагоприятная социально-экономическая среда.

По совокупному валовому коэффициенту охвата обучением Украина опережает многие страны, которые входят в группу с очень высоким уровнем человеческого развития. В Украине

94.5 % населения охвачено средним образованием, 81,1 % - высшим. Однако в большинстве развитых стран уровень охвата обучением приближается, а в некоторых (Австралии, Дании, Нидерландах, Ирландии) даже превышает эталонное 100 %-ное значение. Это свидетельствует о том, что в этих странах есть спрос на обучение граждан из других стран, и он удовлетворяется. Следовательно, Украине нужно приложить еще много усилий для предоставления общеевропейского уровня образования, особенно его качественного аспекта.

Наиболее отрицательное влияние на величину ИЧР в Украине имеет составляющая, характеризующая способность человека прожить долгую и здоровую жизнь. В 2011 г. ожидаемая продолжительность жизни в Украине при рождении в среднем составляет 71,02 года, в 2010 г. -70,44 года, что гораздо ниже, чем в развитых европейских странах. Кроме того, население Украины продолжает сокращаться как вследствие низких показателей рождаемости, так и превышающей ее высокой смертности, одной из причин которой является распространение хронических неинфекционных заболеваний. Лидирующие позиции среди них занимают заболевания системы кровообращения (более 60 % от общего количества). Высокие в Украине также и темпы роста так называемых социально обусловленных заболеваний - инфекционных, в частности СПИДа, туберкулеза, гепатита. Их распространению способствует социальная и имущественная поляризация общества, высокий уровень бедности. В результате проводимой в стране активной демографической политики с 2010 г. наметились позитивные тенденции увеличения рождаемости. Несмотря на это количественные показатели человеческого потенциала в Украине постоянно снижаются. За последние 17 лет население Украины сократилось более чем на 5,8 млн чел. и составило на начало 2012 г. 45 453,3 тыс. чел.

Показатель валового национального дохода (ВНД) Украины в размере 6175 долл США на одного человека - один из самых низких в группе стран с высоким уровнем человеческого развития, ниже только в Армении, Кубе, Грузии. Несмотря на то, что рост ВНД не всегда сопровождается ростом доходов населения, поэтому может не

иметь пропорционального положительного влияния на развитие, конечный результат во многом зависит от его структуры, распределения и перераспределения.

Как правило, высокий уровень развития человеческого потенциала демонстрируют страны мира, в которых определены приоритеты социальноэкономического развития, нацеленные на расширение возможностей каждого члена общества. В Европе необходимость преодоления экономических проблем стран ЕС, возникших вследствие мирового финансово-экономического кризиса, и понимание важности развития человеческого потенциала воплощаются в стратегических документах, разрабатываемых совместно на наднациональном уровне. Стратегией развития ЕС «Европа 2020: стратегия разумного, устойчивого и инклюзивного роста» установлены социальные ориентиры, которые планируется достичь к 2020 г.: занятость населения в возрасте 20-64 лет должна быть не менее 75 %; в исследования и разработки должно вкладываться не менее 3 % ВВП ЕС; высшее образование должны получить не меньше 40 % молодежи; количество людей, находящихся за пределами бедности, следует сократить на 20 млн и ряд других [8]. Эти общие цели рекомендовано трансформировать в национальные стратегии стран ЕС.

Накопленный опыт эффективного решения социально-экономических проблем в странах мира и стремление Украины интегрироваться в мировое социально-экономическое пространство соответствует общим тенденциям международной интеграции и требует учета теории и практики развития человеческого потенциала в условиях глобализации для постиндустриальной эпохи. В этих условиях ведущим фактором устойчивого развития общества М. Какушкина справедливо считает качество человеческого капитала [4]. Именно проблема качества человеческого потен-цииала и человеческого капитала реализуется в процессе повышения роли науки и образования, профессиональной подготовки и переподготовки кадров, здоровья населения, качества и условий жизни. Такое всесторонне развитие человеческого потенциала невозможно без формирования соответствующей государственной политики и отлаженного финансового механизма ее реализации.

Источниками финансирования развития человеческого потенциала в стране потенциально могут быть средства государства (государственного и местных бюджетов), субъектов хозяйствования (прибыль и другие средства), домашних хозяйств (собственные, заемные и прочие), общественных организаций и др. Рассмотрим, на-

сколько реальны эти источники для развития человеческого потенциала и его активной части -человеческого капитала - в Украине.

Домашние хозяйства в странах СНГ имеют преимущественно слабые возможности финансировать развитие человеческого потенциала. Об этом свидетельствуют данные исследований, проведенных коллективом авторов [1]. В России, Украине, Казахстане, Белоруссии, Азербайджане удельный вес средне - и высокообеспеченного населения колеблется в диапазоне 0,1-4,5 % от общего количества населения. Причем в России и Беларуси ситуация гораздо лучше, чем в Украине, Казахстане и Азербайджане. Удельный вес относительно бедных, т. е. с доходами ниже среднего уровня, наиболее высокий в Белоруссии (28,2 %) и в России (22,5 %). В целом такое распределение доходов населения далеко от относительно оптимальных пропорций, сложившихся в социально ориентированных странах, где 20 % населения -относительно бедные, 60 % - среднеобеспеченные, 20 % - высокообеспеченные [1, с. 54].

Низкие доходы домашних хозяйств накладывают определенные ограничения на получение высшего образования. Его стоимость в 2011-2012 гг. (в зависимости от престижности вуза и специальности) колебалась в Украине в пределах 5500 -30000 гривен за учебный год. С учетом курса доллара в августе 2011 г. это эквивалентно 6253750 долл США. Среднемесячная зарплата в Украине в этом же году составляла 2633 гривны, или 329 дол. США.

Фактически в Украине существует проблема бедности. В 2010 г. уровень бедности составлял

23,9 % населения. То есть в стране бедным можно считать почти каждого четвертого жителя. Около

15.2 % населения Украины проживало в 2011 г. за чертой прожиточного минимума (тотальной бедности). Несмотря на то, что это на 3,3 % меньше, чем в 2010 г., динамика расходов домашних хозяйств на продукты питания (один из показателей бедности ООН) показывает, что в 2008 г. их удельный вес составлял 48,9 % в совокупных расходах, в

2009 г. - 50,0 %, в 2010 г. - 53,5 %, в 2011 г. -

54.3 % [2]. Это свидетельствует о прогрессирующем обнищании населения.

Хронической проблемой для Украины остается глубокая дифференциация населения по уровню благосостояния (децильный коэффициент составляет 5,2 раза). Наиболее обеспеченные 20 % населения получали 36 % общих доходов [2]. Это подтверждает вывод о крайней поляризации общества, о низком уровне благосостояния большинства населения Украины.

Еще одним острым вопросом для Украины является проблема бедности работающих граждан. Из 10,7 млн людей, живущих ниже уровня бедности, 40 % - это работающие граждане. В 2011 г. зарплата 6 % работающих не достигала уровня минимальной зарплаты (1004 гривен, или 143 доллара по курсу доллара в 2011 г.), более 60 % получали зарплату ниже средней. В сфере образования этот показатель снизился до 4 %, в здравоохранении - до 2,4 % [2]. Только у 11 % работников зарплата превышала 5000 гривен. В Европе оплата труда достигает 30 % от стоимости произведенного продукта, а в Украине - менее 5 %. Если еще учесть, что в Украине существует проблема задолженности по заработной плате (по состоянию на 1 января 2011 г. задолженность составила 1218,1 млн гривен.), то возможности домашних хозяйств к самофинансированию собственного развития снижаются еще больше.

Важным источником развития профессиональной составляющей человеческого потенциала (трудового потенциала) являются средства предприятий. Расходы на профессиональное обучение кадров на предприятиях Украины составляют около 1 % от фонда зарплаты. То есть частный капитал не принимает активное участие в развитии персонала. Периодичность повышения квалификации работников на предприятиях в Украине в среднем составляет 12 лет. Для сравнения в Японии - не более полутора лет, в других развитых странах - не более трех лет [6]. В США корпорации расходуют на профессиональное обучение персонала более 100 млрд. дол. в год. В этой стране около 75 % корпораций с численностью персонала более 500 чел. имеют программы подготовки и переподготовки, а 30 % всех фирм рассматривают образовательные расходы как инвестиции и неотъемлемую составляющую долгосрочной экономической и конкурентной стратегии [7].

Как показывают исследования, в Украине существует ряд причин, почему бизнес не занимается проблемами развития человеческого потенциала, имеет незначительную долю расходов на персонал в структуре себестоимости продукции. Наиболее существенными причинами являются: низкий спрос на продукцию и убыточность операционной деятельности предприятий (около

34,9 % предприятий страны в 2011 г. - убыточны); недостаточность информации о современных технологиях управления персоналом; сегодняшняя прибыльная деятельность предприятий в значительной степени зависит от технологий, сырья, географического расположения, а в большинстве

сфер деятельности слабо востребован интеллектуальный потенциал работников (бизнес пока не работает на растущем рынке) [5].

В условиях ограниченных финансовых возможностей населения и пассивности частного капитала основная нагрузка расходов на развитие человеческого потенциала ложится на бюджет. Анализ удельного веса расходов Сводного бюджета Украины в валовом внутреннем продукте свидетельствует, что на развитие человеческого потенциала выделялось средств меньше, чем определено действующим законодательством. Например, в Законе Украине «Об образовании» на образование в бюджете должна выделяться ежегодно сумма не менее 10 % ВВП в год. В среднем за 2005-2011 гг. удельный вес расходов на охрану здоровья в ВВП увеличился на 0,8 %, на духовное и физическое развитие - 0,1 %, на образование -

2,5 %, на социальную защиту и социальное обеспечение - 2,9 %. За этот же период значение удельного веса расходов Сводного бюджета Украины на охрану здоровья не превышало 3,5 % ВВП (в развитых странах 7-15 % ВВП), на духовное и физическое развитие - 0,8 %, на образование - 5,9 %, на социальную защиту и социальное обеспечение - 6,9 %.

Следует отметить стабильный рост расходов сводного бюджета на образование в 2005-2011 гг. В кризисном 2009 г. их удельный вес составил 21,7 % в общем объеме расходов сводного бюджета Украины и был наибольшим за рассматриваемый период. В 2011 г. объем финансирования образования уменьшился на 12,3 % по сравнению с 2010 г., что объясняется существенным сокращением количества абитуриентов. Тем не менее, государственный заказ на подготовку специалистов в 2011 г. охватывает 40 % от числа выпускников школы, остальные вынуждены учиться платно.

В развитых странах существует множество альтернативных источников финансирования развития человеческого потенциала в сфере образования: стипендии, назначаемые различными фондами (фондами партий, церквей, правительств муниципалитетов, небольших региональных организаций и др. ), которые обычно рассчитаны на определенную категорию студентов, например, особо одаренных детей или талантливых детей из малообеспеченных семей. Одним из возможных источников финансирования может стать образовательный кредит. Но если кредиты на обучение в странах с развитой рыночной экономикой - достаточно распространенный механизм получения образования, то в Украине механизм образовательного кредитования необходимо развивать.

Возможности государства в аспекте развития человеческого потенциала в условиях рыночного хозяйствования (расходы на медицину, образование, социальную защиту и др.) зависят исключительно от объемов концентрации финансовых ресурсов в бюджете и внебюджетных фондах и эффективности их использования. Важная роль в связи с этим принадлежит налоговому механизму мобилизации средств в государственный и местные бюджеты. Налоговый механизм должен таким образом влиять на экономическое поведение субъектов рыночных отношений, чтобы способствовать росту социальной ответственности и одновременно обеспечивать потребности общества в общественно-необходимых благах и услугах, не угнетая экономическую активность.

Степень прогрессивности бюджетного механизма в Украине и соответственно повышение возможности развития человеческого потенциала определяется сбалансированностью потоков средств, которые способствуют развитию (качественному воспроизводству и эффективной реализации) человеческого потенциала.

Разнообразные финансовые механизмы развития человеческого потенциала взаимосвязаны между собой и должны развиваться комплексно как многоуровневая система (рис. 1).

Результатами эффективно функционирующего финансового механизма развития человеческого потенциала является наращивание и эффективное использование всех его составляющих (биологический, интеллектуальный, предпринимательский, образовательно-профессиональный, мотивационный, культурный и др.), а также финансовых и информационных ресурсов, которые будут способствовать улучшению социальноэкономического положения каждого индивида, расширению возможностей его выбора и, как результат, повышению конкурентоспособности государства. Императивом социальной политики государства должны стать не активизация механизма перераспределения в обществе, а формирование механизмов укрепления финансового положения предприятий и домашних хозяйств.

Системный подход к построению комплексной модели финансового механизма развития человеческого потенциала предполагает финансовое обеспечение и финансовое регулирование, определение конкретных механизмов финансирования в зависимости от жизненного цикла развития человека для разных возрастных групп населения.

Подводя итоги, следует отметить, что практическое решение проблем финансового обеспечения развития человеческого потенциала в Украине слабо

учитывает опыт стран с развитой рыночной экономикой и положительный опыт стран СНГ. Особенно это касается совершенствования финансового механизма предоставления медицинских услуг, образования, социальной защиты, создания новых рабочих

мест, трудоустройства, стимулирования периодичности повышения квалификации на производстве, регулирования укрепления связей в триаде «образова-ние-наука-производство», развития предпринимательства, использования миграционных процессов.

Наднациональный уровень - Межгосударственные объединения

Макроуровень

Государство

Мезоуровень

Микроуровень

Наноуровень

Регион

Предприятия, домашние хозяйства и др.

Индивид

условия и факторы развития

Бюджетный механизм Налоговый механизм Кредитный механизм Механизм социальной защиты

Инвестиционный механизм

Механизм страхования Механизм самофинансирования

Рис. 1. Иерархические уровни финансового механизма развития человеческого потенциала

Финансовая политика государства, с одной стороны, должна обеспечивать всестороннее развитие человеческого потенциала (всех его аспектов - здоровья, благосостояния, физического и духовного развития, экологической безопасности и др.), а с другой - экономический рост. В основе такой политики должен быть высокоэффективный, производительный труд в благоприятных условиях окружающей среды. В этом случае большинство населения сможет реализовать накопленный человеческий потенциал, принести как доходы, так и социальный эффект инвесторам - государству, предприятиям, индивиду и всему обществу.

Следует учитывать, что современные мировые тенденции развития социальной функции государства, направленной на развитие человеческого потенциала, предполагают использование инновационных подходов. Современные реформы, которые проводятся и планируются в сфере развития человеческого потенциала и человеческого капитала в зарубежных странах, направлены на перераспределение финансовой ответственности между государством и другими социальными партнерами.

В современных условиях главным источником и объективной основой повышения общест-

венного благосостояния и финансовой стабильности доходов населения выступает их привлечение к активному саморазвитию через трудовую деятельность. В этом аспекте приоритетными направлениями финансового регулирования и финансового обеспечения развития человеческого потенциала должны быть поддержание занятости и содействия трудоустройству, а также образование и здравоохранение на основе развития их многоканального финансирования (включая законодательно обусловленные обязательные и добровольные благотворительные финансовые потоки, а в их составе - адресные, страховые и прочие виды денежных потоков).

Шаг назад в экономическом развитии стран мира вследствие морового финансово-экономического кризиса требует преодоления его последствий и формирования нового курса для роста по трем основным направлениям: разумный рост (развитие экономики, основанной на знаниях и инновациях), устойчивое развитие (создание экономики, основанной на целесообразном использовании ресурсов, экологии и конкуренции), инклюзивный рост (социальное вовлечение, содействие повышению уровню занятости населения, достижения социального и территориального со-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гласия) [8]. Как видим, все направления развития стран Европы, определенные Советом ЕС в 2010 г., предусматривают доминирование процессов развития человеческого потенциала, и все изменения осуществляются ради человека.

В связи с этим следует учитывать, что именно степень соответствия количественного и качественного состава человеческого потенциала потребностям экономики определяет уровень его использования и формирует фундамент его развития. Одной из задач, решение которой способствует обеспечению развития человеческого потенциала, является его объективная оценка как нематериального актива развития экономики. Это даст возможность оценить соответствие человеческого потенциала стратегическим направлениям развития национальной и региональной экономики и определить направления необходимых изменений, что очерчивает перспективы последующих исследований.

Литература

1. Бобков В. Н., Алиев У. Т., Куница С. М., Че-ренько Л. Н., Шевченко С. В. Неравенство в распределении доходов и уровне бедности населения: межстра-новые сопоставления // Вопросы статистики. 2011. № 6.

2. Государственная служба статистики Украины. URL: http://www.ukrstat.gov.ua

3. Доклад о человеческом развитии 2011. Устойчивое развитие и равенство возможностей: лучшее будущее для всех. ПРООН. М., 2011.

4. Какушкина М. А. Повышение качества человеческого капитала как ведущий фактор устойчивого

развития общества // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 3-4.

5. Осійчук М. С. Людський капітал: критерії оцінки й індикатори економіки знань // Фінанси України. 2008. № 7. С. 31.

6. Подра О.П. Інвестиції в професійне навчання як інструмент накопичення специфічного людського капіталу// Вісник Дніпропетровського університету. Серія Економіка. 2012.

7. Сердюк В., Заюков І. Сучасні підходи до професійної підготовки економічно активного населення як складової інноваційного розвитку економіки України. Вінниця, 2007. С. 28.

8. Europe 2020. A European strategy for smart, sustainable and inclusive growth. Официальный сайт Европейской комиссии. URL: http: //www.un.org

9. Human Development Report; UNDR. New York. Oxford University Press, 1990.

* * *

HUMAN DEVELOPMENT: CURRENT TRENDS AND PRIORITY DIRECTIONS OF FINANCING

S. V. Kachula

In article current trends and features of human development in the certain countries of the world are considered, character of problems which are slowing down human development is opened; need of diversification of sources of financing of the priority directions of human development is shown.

Key words: human development, human development index, financing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.