РАЗВИТИЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ФИННО-УГОРСКИХ РЕСПУБЛИК РФ В НАЧАЛЕ ХХ в.
Н. Н. КОРОЛЕВА,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)
В современном мире экономическое, социальное и культурное развитие наций определяется уровнем их человеческого потенциала и эффективностью его реализации. Человеческий потенциал - главная составляющая национального богатства и движущая сила экономического роста. Основная задача институционального устройства любого государства состоит в сохранении и приумножении этого потенциала, что необходимо для устойчивого развития обществ в международной конкурентной среде.
Человеческий потенциал - это фактор жизнеспособности общества (страны, государства), интегрально характеризующий его человеческие ресурсы как субъекта собственного воспроизводства и развития. Понятие «человеческий потенциал» употребляется в абсолютном и относительном смыслах. Абсолютный человеческий потенциал отражает латентную силу и влияние страны в мировом сообществе, относительный - оценивает ее способность к ускоренному развитию [2]. Внимание ученых уделяется прежде всего качественной стороне развития обществ и государств.
Структура человеческого потенциала представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных, но относительно самостоятельных элементов, которыми являются:
• социально-демографический потенциал;
• социально-экономический потенциал;
• социокультурный потенциал;
• деятельностный потенциал.
Несмотря на возможные значительные различия в развитии указанных элементов человеческого потенциала, существующая объективная связь между ними обусловливает тенденцию к выравниванию их уровня.
В 1990 г. коллективом экспертов под руководством пакистанского экономиста Мах-буба уль-Хака (Mahbub ul-Haq), в команду которого входили известные экономисты индийского происхождения Амартья Сен и Мегхнац Десаи, был разработан индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП). Создание подобного индекса - одна из попыток по-новому определить понятие экономического роста, с тем чтобы «развитие служило людям, а не люди - развитию». С этого же года ИРЧП стал использоваться ООН в ежегодном докладе по развитию человеческого потенциала (Human Development Report) по странам мира в целом.
Индекс развития человеческого потенциала включает в себя три равнозначных компонента:
1) доход, определяемый показателем валового внутреннего продукта (валового регионального продукта) по паритету покупательной способности (ППС) в долларах США;
2) образование, определяемое показателями грамотности (с весом в 2/3) и доли учащихся среди детей и молодежи в возрасте от 7 до 24 лет (с весом в 1/3);
3) долголетие, определяемое через продолжительность предстоящей жизни при рождении (ожидаемую продолжительность жизни).
© Королева Н. Н., 2015
Итоговый ИРЧП рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений указанных трех компонентов.
В докладе ПРООН (Программа развития Организации Объединенных Наций) 2014 г. представлены данные по индексу, рассчитанные по итогам 2013 г. В 2013 г. рейтинг по ИРЧП охватывает 187 государств и территорий. Еще 8 стран не включены в рейтинг из-за отсутствия достоверных статистических данных. Лидерами данного рейтинга являются Норвегия (0,944), Австралия (0,933), Швейцария (0,917). Россия занимает 57-е место (0,778), наши соседи - Оман (0,783) и Болгария (0,777). Государства, на территории которых проживают финно-угорские народы, - Финляндия и Венгрия - занимают 24-е и 43-е места соответственно (0,879 и 0,818).
В российских изданиях доклада традиционно содержится информация об индексе развития человеческого потенциала регионов Российской Федерации, который ежегодно рассчитывается экспертами ПРООН совместно с группой независимых международных экспертов, использующими в своей работе наряду с аналитическими разработками статистические данные национальных институтов и международных организаций.
Рейтинг регионов России по индексу развития человеческого потенциала включает в себя его отдельные показатели:
• реальный ВВП на душу населения (в долларах США по ППС);
• индекс дохода;
• ожидаемая продолжительность жизни;
• индекс долголетия;
• грамотность (в процентах);
• долю учащихся в возрасте 7-24 лет (в процентах);
• индекс образования.
Опираясь на свои предыдущие работы [3; 4], проведем сравнительный анализ ИРЧП республик, в которых традиционно проживают финно-угорские народы: Республики Марий Эл, Республики Коми, Республики Мордовия, Удмуртской Республики, Республики Карелия.
Динамика ИРЧП в субъектах Федерации с 2010 по 2013 г., представленная в табл. 1 и 2, наглядно демонстрирует, что в группу с высоким уровнем развития человеческого потенциала традиционно входит Республика Коми, поднявшаяся на 4 позиции: с 12-го места в 2010 г. на 8-е место в 2013 г. (0,853). Большинство рассматриваемых субъектов, по данным за 2013 г., имеют показатель ИРЧП в пределах от 0,828 (Удмуртская Республика) до 0,810 (Республика Мордовия), что соответствует группе среднего уровня. Важно отметить, что за четыре года Республика Мордовия опустилась с 38-го места на 49-е. Наоборот, положение Республики Карелия улучшилось: 51-е место в 2010 г. и 36-е в 2013 г. 68-е место с индексом 0,796 занимает Республика Марий Эл.
Таблица 1
Индекс развития человеческого потенциала в регионах РФ 2010 г. [5]
Регион ВВП, ППС Индекс дохода Продолжительность жизни, лет Индекс долголетия Грамотность, % Доля учащихся 7-24 лет, % Индекс образования ИРЧП Место
Россия 16 092 0,848 67,88 0,715 99,4 75,0 0,913 0,825
Коми 17 607 0,863 66,20 0,687 99,2 71,0 0,898 0,816 12
Удмуртия 12 591 0,807 67,19 0,703 99,0 73,4 0,905 0,805 25
Мордовия 9 175 0,754 68,74 0,729 97,9 73,7 0,898 0,794 38
Карелия 11 322 0,789 65,48 0,675 99,2 67,6 0,887 0,784 51
Марий Эл 7 893 0,729 66,45 0,691 98,8 68,7 0,888 0,769 69
Таблица 2
Индекс развития человеческого потенциала в регионах РФ 2013 г. [6]
Регион ВВП, ППС Индекс дохода Продолжительность жизни, лет Индекс долголетия Грамотность, % Доля учащихся, 7-24 лет, % Индекс образования ИРЧП Место
Россия 19 674 0,882 68,83 0,731 99,7 0,755 0,916 0,843
Коми 24 836 0,920 67,20 0,703 99,7 0,813 0,936 0,853 8
Удмуртия 15 187 0,838 67,95 0,716 99,6 0,797 0,930 0,828 24
Карелия 14 464 0,830 66,87 0,698 99,7 0,793 0,929 0,819 36
Мордовия 10 895 0,783 69,09 0,735 99,5 0,744 0,911 0,810 49
Марий Эл 10 707 0,780 67,17 0,703 99,6 0,727 0,906 0,796 68
Анализ показателя ВВП как наиболее «обобщенного» показателя позволяет оценить и сравнить региональное развитие. Наиболее высокий ВВП на душу населения наблюдается в Республике Коми: он на 5 162 выше среднероссийского уровня. Республика Мордовия, несмотря на увеличение рассматриваемого показателя в 2013 г. на 1 720, заняла предпоследнее место, опередив лишь Республику Марий Эл.
Сравнивая показатели индекса дохода в финно-угорских регионах, следует отметить их устойчивый рост. Лидером, по данным 2013 г., является Республика Коми с индексом 0,920, что выше среднероссийского на 0,038. Марий Эл находится на последнем месте (0,783). Ежегодное исследование уровня жизни населения показывает, что динамика денежных доходов населения Республики Мордовия имеет положительную тенденцию, но по размеру среднедушевых доходов населения в 2013 г. Мордовия занимала 82-е место в России (табл. 3).
Среднедушевые денежные до
Демографическая политика, реализуемая в РМ, привела к увеличению продолжительности жизни с 68,74 лет в 2010 г. до 69, 09 в 2013 г., что выше среднероссийского значения. Самая низкая продолжительность жизни оказалась в Республике Карелия - 66,87 лет. Индекс долголетия, или индекс ожидаемой продолжительность жизни, в Мордовии также выше среднероссийского: 0,735 в 2013 г. Республика лидирует по данным показателям среди регионов с финно-угорским составом населения.
Индекс грамотности достаточно однороден в рассматриваемых республиках, как и по России в целом. В Мордовии он лишь 0,2 % не дотягивает до общероссийского (по данным 2013 г.), хотя среди исследуемых регионов республика на последнем месте. Увеличение индекса грамотности предполагает количественный рост грамотного населения Мордовии, который достигает 100 % охвата населения.
Таблица 3
ды населения, руб. в месяц [7]
Регион 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. Место, занимаемое в РФ, в 2013 г.
Россия 14 864 16 895 18 958 20 780 23 221 25 928
Карелия 12 834 14 293 16 046 17 543 20 057 21 493 37
Коми 19 334 20 085 22 260 23 925 27 040 29 335 17
Марий Эл 7 825 9 205 10 336 11 328 12 532 14 517 81
Мордовия 8 270 9 522 11 294 11 948 13 081 14 432 82
Удмуртия 9 587 11 060 12 984 14 452 16 693 18 660 60
Индекс совокупной доли учащихся в республиках тоже имеет тенденцию к повышению. Подобная динамика, характерная для индекса ожидаемой продолжительности жизни, обусловлена ростом рождаемости и соответственно повышением числа учащихся (табл. 4). По доле учащихся 7-24 лет РМ незначительно отстает от среднероссийского показателя и существенно - от лидера в группе Республики Коми, чье значение - 0,813 - выше среднего по РФ.
Таблица 4
Численность учащихся общеобразовательных учреждений по регионам РФ, тыс. чел.
Большое влияние на динамику данного показателя в Мордовии оказывает естественный оборот в воспроизводстве человеческого капитала. Рост рождаемости в 2014 г. продолжился, увеличивается число детей, родившихся вторыми, третьими и последующими. Более чем на 5 % сократилась смертность. Таких результатов удалось добиться благодаря реализации республиканского плана по улучшению демографической ситуации. Он позволяет не в отдаленные сроки, а уже в ближайшие 2-3 года коренным образом улучшить положительную динамику. Например, прорабатывается возможность введения дополнительных мер социальной поддержки студенческим семьям, воспитывающим детей, таких как ежемесячная денежная выплата в размере величины прожиточного минимума, установленной в республике для детей, создание вариативных групп дошкольного воспитания, выделение комнат студенческим супружеским парам в имеющихся общежитиях для совместного проживания. В целях стимулирования рождений детей, профилактики откладывания рождения первого ребенка в республике рассматривается возможность с 2015 г. введения материнского капитала
женщинам в возрасте до 25 лет при рождении первого ребенка. Эта программа в целом дает определенную надежду на рост человеческого капитала республики в будущем.
Табл. 1 и 2 демонстрируют, что по показателю индекса образования с 2010 г. Мордовия сдала свои позиции, опустившись на предпоследнее место среди финно-угорских регионов, не дотянув и до среднероссийского значения. Между тем существующая образовательная сеть позволяет удовлетворить образовательные потребности различных категорий и групп жителей республики, включая в себя 700 образовательных учреждений, в которых обучается свыше 158 тыс. чел. Подготовка высококвалифицированных кадров определяется концентрацией в республике крупных научно-исследовательских центров, опытных производств, учебных заведений.
В настоящее время в регионе формируется уникальная кластерная структура инновационного развития, в которой ведущая роль принадлежит АУ «Технопарк-Мордовия», ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва», ООО «Центр нанотех-нологий и наноматериалов РМ», Бизнес-инкубатору Республики Мордовия, венчурным и иным фондам поддержки инновационного бизнеса. Существенное влияние на развитие республики оказывает реализация кластера «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением», охватывающего практически все сферы деятельности [1]. Начальным звеном инновационной экономики региона является Центр для одаренных детей. Задача этого образовательного учреждения - формирование кадрового потенциала в сфере высоких технологий.
Инновационный территориальный кластер в конечном счете нацелен на достижение устойчивого развития региона, но его формирование невозможно без наличия высокого уровня и качества человеческого капитала. Поэтому в Мордовии реализуются проекты, косвенно направленные на развитие человеческого потенциала республики, к которым относятся государственные программы развития здравоохранения, образования, жилищного строительства и сфе-
Регион Учебный год
2010/11 2011/12 2012/13
Марий Эл 64,1 69,4 70,0
Мордовия 68,3 70,4 73,1
Удмуртия 148,3 166,3 168,5
Карелия 61,0 68,2 68,1
Коми 94,3 101,3 101,3
ры жилищно-коммунального хозяйства, культуры и туризма, физической культуры и спорта, социальной поддержки граждан и др.
Оценив состояние и изменения, произошедшие в 2010-2013 гг. в человеческом потенциале республик, в которых традиционно проживают финно-угорские народы, можно отметить, что лидирующие позиции по большинству показателей сохраняются за Республикой Коми, замыкает рейтинг рассматриваемых регионов Республика Марий Эл. Такой расклад позиций связан как с объективными, так и субъективными причинами. Республика Коми находится на особом положении, так как располагает значительно большим природно-экономическим потенциалом для своего экономического развития и повышения уровня человеческого потенциала.
Ухудшение количественных характеристик человеческого потенциала актуализирует задачу повышения его качества, особенно в условиях кризисного развития, когда на фоне падения объемов производства и сокращения персонала происходит отказ от вложений в человеческий капитал, а необходимость инновационного развития традиционных производств и создания новых сохраняется.
Формирование качественных характеристик человеческого потенциала финно-угорских народов неразрывно связано с исторически выработанными культурными традициями, нормами, правилами, ценностями, идеалами этих народов. Соответствующие компоненты потенциала должны строиться на существующих традициях, вбирать в себя все лучшее, что в них имеется, но в то же время не препятствовать инновациям.
Поступила 15.06.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Артемьева, С. С. Инвестиционная привлекательность кластера Республики Мордовия «Энергоэффективная светотехника и интеллектуальные системы управления освещением» / С. С. Артемьева, А. М. Тиньгаев // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. -2013. - № 1 (25). - С. 13-16.
2. Заславская, Т. И. Современное российское общество : социальный механизм трансформации : учебное пособие / Т. И. Заславская. -Москва : Дело, 2004.
3. Королева, Н. Н. Развитие социальной инфраструктуры как необходимое условие воспроизводства человеческого капитала в регионе // Регионология. - 2014. - № 4. - С. 148-156.
4. Королева, Н. Н. Уровень жизни как социально-экономический аспект развития финно-угорских народов России // Финно-угорский мир. - 2014. - № 2. - С. 94-99.
5. Программа развития ООН : Развитие человеческого потенциала в регионах России в 2010 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/news/ state/2010/10/29/2715.
6. Программа развития ООН : Развитие человеческого потенциала в регионах России в 2013 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/ news/2013/06/17/6014.
7. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru.
1. Artemieva, S.., Tingaev, A. (2013) Investment attractiveness of the Republic of Mordovia cluster "Energy-efficient lighting and intelligent lighting control systems", Newsletter of the Research Institute of the Humanities at the Government of the Republic of Mordovia, № 1 (25), p. 13-16.
2. Zaslavskaya, T. (2004) Modern Russian society: social mechanism of transformation, textbook, Moscow : Delo.
3. Koroleva, N. (2014) Development of social infrastructure as a prerequisite for the reproduction of human capital in the region, Regional Studies, № 4, p. 148-156.
4. Koroleva, N. (2014) The standard of living as the socio-economic aspects of development of the Finno-Ugric peoples of Russia, Finno-Ugric World, № 2, p. 94-99.
5. The United Nations Development Programme: Human Development in the regions of Russia in 2010, available: http://gtmarket.ru/news/ state/2010/10/29/2715.
6. The United Nations Development Programme: Human Development in the regions of Russia in 2013, available: http://gtmarket.ru/ news/2013/06/17/6014.
7. The Federal State Statistics Service, available: http: //www.gks.ru.