Научная статья на тему 'Развитие человеческого капитала в условиях современной России'

Развитие человеческого капитала в условиях современной России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
401
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие человеческого капитала в условиях современной России»

столько иметь огромное количество магазинов, сколько системный подход к управлению, стратегию, некую открытость.

Еще до прихода западных сетей быстрыми тем -пами пошел процесс организационного заимствования - институционального изоморфизма. Это означает прежде всего построение многоуровневых дистрибьюторских сетей. По утверждениям экспертов сегодня конкурируют не производители и торговцы, а технологические цепочки товародвижения. Это означает также применение более гибких подходов в области закупок. Наряду с обязательным расширением ассортимента речь идет о более аккуратной политике поставок, отказе от приобретения крупных партий товара в погоне за бонусами, недопущении затоваривания, приобретения впрок.

Готовясь к приходу западных сетей, российские компании учатся у них внедрению передовых технологий продаж. Ярким примером является практика потребительского кредитования. В 2003 г. на продажи в кредит приходилось 20 - 30% их общего объема. Первоначально лидером потребительского кредитования на московском рынке стал банк «Русский Стандарт». Среди других банков выделяются Российский национальный коммерческий банк, «Первый О.В.К.», Сбербанк России. Первыми среди компаний в сфере электробытовой техники к новому опыту прибегли компании «Мир» и «М. видео». Вскоре к ним присоединились «Техносила»,

«Техномаркет», «Формоза», и нет сомнений, что этот круг будет быстро расширяться.

Немалые резервы кроются и в сфере улучшения обслуживания и привлечения покупателей. Разрабатываются разные системы дисконтных карт, привязанных к определенным видам товаров, времени или объемам покупок. Менеджеры учатся проводить гибкую ценовую политику, устраивая «магазины в магазинах», активно демонстрируя свои сильные стороны. Осваиваются передовые методы мерчандай-зинга, связанного с расположением товаров на полках и их представлением покупателю.

Российские сетевые компании в ускоренном порядке осваивают достижения крупных западных операторов, которые претендуют на место ведущих участников рынка и скоро, видимо, его займут. Подобная имитация действий ведущих игроков (или, по крайней мере, соотнесение с их действиями) является обычной практикой для участников рынка. Любопытно, что новые правила игры устанавливаются (навязываются) еще до выхода на сцену новых влиятельных игроков. Российские сетевые структуры пытаются играть на опережение, копируя транснациональных операторов в структурном и институциональном отношениях, чтобы подготовиться к новой конкурентной ситуации («стать, как они, до того как они пришли»). В какой мере успешными окажутся подобные действия, мы увидим не позднее чем через 3 - 4 года.

УДК 330.1

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Ю.Г. Быченко,

доктор социологических наук, профессор кафедры экономической социологии, СГСЭУ

ВЕСТНИК. 2005. № 11

Человеческий капитал включает в себя количественную, качественную и стоимостную оценки работающего (экономически активного) населения. Он формируется в результате инвестиций в «экономического человека» через систему здравоохранения, образования, науки, семьи. Поэтому основными экономическими источниками развития человеческого капитала являются инвестиции государства, отдельных организаций, семьи, а также временные затраты работника, связанные с образованием, профессиональным ростом, охраной здоровья. В результате развития человеческого капитала осуществляется качественное совершенствование жизнедеятельности населения, что проявляется не только в развитии совокупных качественных свойств работающего населения, но и в расширенном воспроизводстве работника как носителя человеческого капитала в процессе материального и духовного потребления.

Человеческий капитал характеризуется физическими и образовательно-профессиональными способностями человека к труду, которые окупаются в процессе его трудовой деятельности за счет более высокой заработной платы, высокой квалификации и способности выполнять трудовую деятельность, возможности получать боль-

шее удовлетворение от своей трудовой деятельности. Капитал «экономического человека» определяет экономическую ценность работника, включа -ющую в себя экономический аспект всех потенциальных его возможностей и свойств, определяющих качество трудовой деятельности в настоящем и будущем функциональном периодах.

Сегодня создаются условия, когда конкурентные преимущества проявляются в форме инновацион -ного обновления различных форм капитала, прежде всего человеческого, инвестиции в который более эффективны, чем вложения в материальное производство. Решающим фактором социально-экономического развития, а также формирования новых основ постиндустриальной экономики «становятся интеллект, знание, образование. Важней -шим активом такой экономики является, следовательно, человеческий капитал, вклад которого в хозяйственную динамику наиболее развитых стран мира (государств - членов ОЭСР) составляет ныне по разным оценкам от 50 до 70%»1.

Развитие человеческого капитала можно оценивать в количественных и качественных показателях. Количественная компонента человеческого капитала определяется числовой величиной множества экономически занятого населения в отдельном регионе, организации, общественной системе в целом. Количественная оценка развития челове -ческого капитала за определенный период определяется разницей показателей занятого населения в начале и конце данного временного периода.

Качественная оценка развития человеческого капитала определяется по нескольким группам параметров: биологическому, интеллектуальному и образовательному.

Биологический человеческий капитал - это фи -зические способности к выполнению трудовых операций (их качественная и стоимостная оценки), ко -торые используются или могут быть использованы в целях получения дохода. Интеллектуальный че -ловеческий капитал - совокупность интеллектуальных способностей индивидов (их качественная и стоимостная оценки), которые используются или могут быть использованы в целях получения дохода. Образовательный человеческий капитал - это уровень образованности, умений, навыков, квалификационной подготовки индивидов (их количественная, качественная и стоимостная оценки), ко -торые используются или могут быть использованы в целях получения дохода. Становясь собственником того или иного уровня образовательного человеческого капитала, индивид приобретает определенную сумму знаний, умений и навыков, в процес -се образования и воспитания развивает свои моральные качества, мотивационные принципы. Ка -чественная характеристика образовательного человеческого капитала определяется уровнем образованности его носителя, т.е. не только тем, сколько и

какого качества освоено индивидом знаний, умений, навыков, какова его квалификационная подготовка, но и количеством и качеством собственного труда обучающегося в процессе потребления образовательных услуг, а также степенью экономической реализации личных образовательных способностей.

Реформы 1990-х гг. определили ряд существенных проблем в формировании человеческого капитала:

- несоответствие уровня формирования человеческого потенциала и потребностей экономической системы в человеческом капитале. Система образования получила дополнительные полномочия, высокую степень самостоятельности и финансовой независимости. Одновременно разрушилась традиционная комплексная система образования, резко снизился уровень государственного финансирования образовательных институтов (за годы реформ государственное финансирование образовательной системы сократилось на 70%). Образовательные институты оказались неспособны адаптироваться к новым требованиям экономики, конечные результаты образовательного процесса не отражают потребности общественного воспроизводства, уровень функциональных возможностей вы -пускников подавляющего большинства учебных заведений России резко снизился;

- рост разрыва между объемом целевого развития образовательного человеческого потенциала в потребительной сфере и спросом на него со стороны общественной системы. Рост избытка высококвалифицированных кадров приводит к пополнению ими числа безработных, возрастает число выпускников вузов, устраивающихся на работу не по специальности. Образовательный потенциал данных специалистов не накапливается экономической системой и не реализуется в форме человеческого капитала. Возрастающие затраты государства на образование невостребованных специалистов вы -ступают как невосполнимые убытки общества;

- падение доходов на имеющийся образовательный человеческий капитал в научно-образовательной системе общества. В начале реформ (1991 г.) заработная плата в сфере науки и образования превышала среднемесячную зарплату в России на 20%, в 1995 г. она составила 50% от соответствующей среднемесячной по стране, а в 2000 г. - около 45%;

- сохранение дефицита в подготовке высококлассных специалистов рыночных профессий: вы -сококвалифицированных менеджеров, маркетологов, аудиторов, банковских работников, инженеров. Ощущается недостаточность рыночных знаний, сформированных умений и навыков, экономической культуры у выпускников учебных заведений, чиновников всех звеньев государственного аппарата, а также директорского корпуса страны, недостаточность квалификации преподавательских кадров,

осуществляющих подготовку по рыночным специальностям. Налицо сокращение численности привлеченного человеческого капитала работников в науке и научно-образовательном обслуживании (за последние 10 лет данная численность сократилась с 3,4 млн чел. до 1,5 млн чел.);

- рост состава скрытой и явной безработицы. Миллионы трудящихся материальной и духовной общественных сфер заняты частично из-за отсутствия заказов или средств на организацию трудового процесса. Многие объективно (по причине закрытия традиционных производственных структур) стали безработными и вынуждены искать малоквалифицированную работу (согласно расчету по методике Международной организации труда «уровень безработицы в России в 1997 г. достиг 10% от общей численности экономически активного населения. По данным мониторинга Минтруда РФ численность занятых в промышленности в сентябре 1997 г. была на 10% ниже, чем на ту же дату 1996 г.»)2;

- несоответствие уровня использования человеческого капитала и дохода его носителя, что не создает стимулирующих условий для развития и саморазвития способности к труду, накопления знаний в виде потенциального образовательного человеческого капитала.

Определение способов устранения перечисленных проблем представляет собой основные направления совершенствования системы развития человеческого капитала России. На наш взгляд, подавляющее большинство данных проблем снимает разрешение четырех важнейших задач, таких как:

1) повышение дохода работников - носителей человеческого капитала, создание социально-экономических условий их саморазвития;

2) достижение соответствия целевого образовательного развития населения и потребностей в человеческом капитале системы общественного воспроизводства;

3) развитие конкуренции между образовательно-воспитательными структурами соответствую ще-го уровня;

4) достижение интенсификации системы образования и рост ее общественной эффективности.

Решение первой задачи связано с необходимостью преодоления действующего и сегодня остаточного принципа финансирования социальной поддержки населения, а также увязки уровня социальной поддержки с дополнительными возможностями госбюджета. Последнее призвано привести к тому, что размеры социальных пособий должны обеспечивать прожиточный минимум населения, а значит, они в настоящее время должны постепенно создавать экономические условия восстановления биологической и интеллектуальной человеческой основы национального богатства России. Еще в 1998 г. единое ежемесячное пособие на ребенка, выплачиваемое, как правило, с задержками, составляло всего 9,3% от

прожиточного минимума. Понятие же минимальной заработной платы в России в настоящее время потеряло всякий социально-экономический смысл, так как оно совершенно не связывается с уровнем прожиточного минимума и со стоимостными особенностями потребительской корзины населения тех или других регионов страны.

В идеале необходимо подчинить все действия правительства конечному социально-экономическому результату, в связи с чем необходимо создание в стране государственного научно-экспертного совета по оценке тех или иных политических решений, их влияния на показатели социально-экономического развития общества, уровень формирования человеческого капитала. Такой постоянно действующий научный экспертный совет будет не только давать социальную оценку тех или иных решений правительства на федеральном или региональном уровнях, но и консультативно обеспечивать создание условий оптимального самопроизводства человеческого капитала на различных уровнях развития общества, устранять принятие решений, которые имеют социально негативные последствия, корректировать принимаемые решения согласно общей стратегической общественной задаче - обеспечению оптимальных условий развития человеческого капитала страны.

Приостановка инфляции за счет снижения доходов и пособий семьи приводит к дальнейшему спаду производства за счет денакопления человеческого капитала как результата ветшающего биологического, интеллектуального и образовательного потенциала общества. Если учесть, что истинный рост инфляции заключается именно в спаде производства, то можно понять, что инвестиционные потоки в самопроизводство человеческого капитала представляют собой фактор не роста инфляции, а ее торможения. Всемирный банк на примере исследования 192 стран пришел к выводу, что только 16% роста в странах с переходной экономикой обусловлены физическим капиталом (оборудованием, зданиями и производственной инфраструктурой), 20% - природным капиталом, остальные 64% связаны с человеческим и социальным капиталом3. Саморазвитие человеческого капитала способствует не только росту рождаемости и продолжительности жизни носителя человеческого капитала, но и саморазвитию потребностей и способностей к труду субъекта труда. Именно последнее является важнейшим направлением развития семейного предпринимательства граждан России, включающего в себя и структуры материального и духовного производства, рост результативности которых способен объективно сдерживать и сокращать инфляцию в обществе, вовлекать в производственную среду семейные сбережения граждан, направлять их на благо роста реального сектора экономики страны.

Важна разработка специальной социальной программы ликвидации бедности в обществе, сокращения разрыва в возможности доступа к получению услуг в сфере социальных институтов малообеспеченных слоев населения и членов общества, относящихся к стратам «богатые», «состоятельные», «новые средние». В этой связи важно принятие закона об освобождении от подоходного налога граждан, имеющих совокупный доход ниже прожиточного минимума. Также необходимо принятие закона облегченного социального доступа мало -обеспеченных слоев к услугам институтов здравоохранения и образования.

Решение второй и третьей задач связано с реформированием образовательной системы России. Повышение эффективности образовательной системы предусматривает жесткую увязку ее функционирования с потребностями региональных рынков труда. Образовательные подсистемы призваны ориентироваться на опережающее образовательное развитие человека, которое заключается в функциональном раскрытии и целевом образовательном развитии природных способностей личности, подготовке ее к непрерывному постоянному самосовершенствованию, динамичной творческой поведенческой адаптации в меняющихся условиях профес -сиональной деятельности.

Совершенствование развития человеческого ка -питала предусматривает активизацию механизма инновационного развития. Необходимо осуществление мер, предусматривающих согласование де -ятельности различных элементов инновационного развития, адресного финансирования образовательных услуг, создание четкой направленности де -ятельности образовательных институтов на удовлетворение изменяющихся потребности экономических структур. Следует расширить систему целе -вого использования различных инвестиционных образовательных источников. Федеральное правительство должно обеспечить достижение главной цели образовательной системы, связанной с удовлетворением потребностей региональных рынков труда. Государство должно усилить контроль за качеством подготовки специалистов высшими учебными заведениями.

При этом федеральная образовательная политика в современных условиях должна иметь приоритеты, связанные с подготовкой и переподготовкой предпринимателей, менеджеров, специалистов в области фундаментальной и прикладной науки и техники, федеральных органов управления, работников государственных предприятий и объединений, врачей, учителей, преподавателей. Региональная политика в сфере образования должна ориен -тироваться прежде всего на подготовку и переподготовку специалистов в области регионального предпринимательства, а также работников остро необходимых специальностей в данном регионе.

Конкретные субъекты хозяйствования должны обеспечивать подготовку и переподготовку своих работников из собственных резервов. Предприниматели, участвуя в повышении образовательного человеческого капитала, должны освобождаться от подоходного налога на соответствующие суммы.

В России назрела необходимость разрушения монопольного преимущества государственных образовательных систем перед аналогичными частными образовательными институтами, а также создания условий наибольшего благоприятствования частным инвестиционным потокам в образовательное производство человеческого капитала.

В стране подавляющее большинство образовательных услуг по-прежнему предоставляется населению государственными учебными учреждениями. Ввиду того что данная услуга поступает обучающимся внешне бесплатно (оплата с бюджета минует их, идя напрямую учебному заведению), она выступает как «дармовая» образовательная услуга. Последнее отражается на деформированности и неразвитости рынка образовательных услуг. Частичное преодоление данной кризисной ситуации связано с развитием платных договорных образовательных услуг в школах, средних специальных учебных заведениях, вузах, а также развитием системы негосударственных учебных заведений, находящихся на полном коммерческом расчете. Хотя развитие данных направлений хозрасчетной деятельности в России имеет место, его уровень еще недостаточен. Объективные условия тяжелого социально-экономического кризиса сдерживают его рост и совершенствование. Ведь сегодня в России подавляющее большинство граждан являются неплатежеспособными. Те же, кто идут на альтернативные негосударственные формы обучения, платят, по существу дела, за него дважды: первый раз - в виде налоговых отчислений на образовательные нужды государства, второй - из собственного дохода непосредственному производителю образовательных услуг.

Разрешение данной негативной ситуации возможно с помощью внедрения целевых образовательных сертификатов или ваучеров, позволяющих создать объективные благоприятные условия для сочетания государственных расходов на образовательные учреждения с ростом объема их оплаты потребителями образовательных услуг. Переход на ваучерную или сертификатную системы образования означает выделение неучебным заведениям бюджетных средств в качестве оплаты образовательных услуг, а непосредственно индивидуумам -для воспитания и обучения в детском саду, школе, училище, техникуме, вузе.

Данная система в обобщенном виде ставит необходимость поэтапной выдачи (в соответствующих возрастных периодах) каждому гражданину трех сертификатов: первый - для оплаты услуг детских

дошкольных учреждений, второй - для оплаты услуг общеобразовательной школы, третий - для оплаты услуг среднего специального учреждения или вуза. Каждый из сертификатов предположительно можно использовать для предоставления в то или иное воспитательное или образовательное учреждение. При выборе образовательного учреждения более высокого уровня, чем государственные, может возникнуть необходимость вносить дополнительную плату за высокое качество обслуживания. При отказе от соответствующих воспитательно-образовательных услуг по первому сертификату семья по истечении определенного возраста ребенка должна иметь возможность получить компенсационную выплату по данному сертификату. На наш взгляд, она не должна превышать 70% его стоимости (что даст возможность создать материальную заинтересованность родителей в профессиональном дошкольном воспитании своих детей).

Думается, что сертификат второго и третьего уровней может стимулировать учащихся школ к частичной сдаче экзаменов экстерном за какой-то класс (курс) школы, училища, техникума или вуза. В этом случае в сертификате должна ставиться отметка о частичном переносе суммы оплаты года обучения, освоенного экстерном, на дальнейшее обучение потребителя. Поэтому при получении среднего образования в семье или иной негосударственной структуре и сдаче зачетов и экзаменов общеобразовательного профиля экстерном обучающийся должен иметь право на получение компенсации части стоимости второго сертификата (сумма компенсации, на наш взгляд, должна составлять не более 50% от стоимости сертификата). Это, с одной стороны, связано с затратами на организацию и проведение экзаменов и зачетов экстерном, с другой стороны, такая мера призвана стимулировать родителей к пользованию стационарными услугами образовательных учреждений.

На наш взгляд, при отказе потребителя получать высшее или среднее специальное образование сумма третьего сертификата должна полностью списываться в счет государственного бюджета. Это создаст условия роста желающих получить дополнительное образование в обществе, используя стоимость своего государственного сертификата, а государство сможет на договорной основе регулировать направление на работу выпускников в качестве отработки за ресурсы государства, предоставленные через образовательный сертификат.

При внедрении новой системы финансирования образовательной системы снимается проблема двойной оплаты потребителями образовательных услуг, создаются условия здоровой конкуренции между государственными и частными учебными заведениями. У потребителя появляется возможность выбора школы, техникума или вуза. Доплатить за

высококачественное образование (учитывая предоставленный за обучение государственный сертификат) смогут гораздо больше потребителей. У учебных заведений появится стимул бороться за государственный сертификат потребителя, повышать качество, широту спектра воспитательных и образовательных услуг.

Решение четвертой задачи связано с усилением государственного системного контроля за конечными результатами целевого развития человеческого капитала, а также созданием условий концентрации сильных конкурентоспособных образовательных структур и закрытием, постепенным сокращением слабых, неэффективных.

Обеспечение решения второй и четвертой задач нуждается в действиях государства в двух направлениях, таких как:

1) разработка и внедрение государственных программных нормативов по системе обязательных дисциплин, необходимых для освоения студентами тех или иных специальностей, с введением контрольных параметров профессиональных умений и навыков выпускника;

2) разработка и внедрение программы, направленной на повышение эффективности деятельности учебных заведений различного профиля. Необходима разработка конечных результатов образовательной деятельности, которые должны постепенно смещаться с только промежуточных показателей (характера и уровня проведения учебного занятия, лекции, семинара, уровня материальной обеспеченности вуза, уровня обеспеченности высококвалифицированными преподавательскими кадрами и т.д.) на конечные показатели (уровень творческих знаний, функциональных умений, навыков студентов, демонстрируемых ими на экзамене или зачете, проводимом преимущественно в письменном виде, уровень публичных защит, научных проектов, уровень спроса на специалистов того или иного учебного заведения, количество поступающих выпускников на последующие формы обучения, количественные и качественные характеристики трудовой карьеры выпускника и т.д.).

На основе данных показателей государство может и должно разрабатывать формы государственного контроля деятельности учебного заведения, по результатам которого и должно приниматься ре -шение о возможности или невозможности работы учебного заведения в структуре образовательной системы общества. Если инспектируемая сдача экзаменов показала неудовлетворительный уровень функциональных способностей студентов, необходимо признать неудовлетворительной деятельность учебного заведения и разрабатывать систему мер по устранению ситуации вплоть до определения сроков отзыва лицензии на право образовательной деятельности.

При этом контроль конечных результатов обучения должен осуществляться государственной ко -миссией Министерства образования. Он должен сосредоточиваться выборочно на промежуточных и выпускных экзаменах как государственных, так и частных учебных заведений. Важно обеспечить условия достижения контролируемых конечных результатов учебного заведения, дать им высокую самостоятельность в организации учебного процесса и в выборе методик для достижения конечных результатов обучения.

Таким образом, современная образовательная система России должна в ближайшие годы превратиться в глубоко дифференцированную, многопрофильную структуру со строго выраженной ориентацией на конечные результаты (связанные с формированием человеческого капитала обучающихся). Необходимо усиление деятельности государства в разработке и контроле результатов деятельности учебных заведений, прежде всего с учетом потребностей производительной системы общества. Важной составляющей образовательной реформы должно стать устранение дублирования различных образовательных программ и учебных заведений. Разработка и внедрение расширительных образовательных нормативов по ряду основополагающих дисциплин даст возможность сблизить школьное, среднетехническое и высшее образование, создаст условия многоступенчатой системы общественного образования, где прослеживается единый взаи -модополняющий принцип постепенного развития человеческого капитала.

Расширение профиля и функциональной направленности высшего образования позволит большинству выпускников иметь широкий пласт образовательной подготовки по нескольким специальностям. Это позволит им легко ориентироваться в рыночной системе хозяйствования, результативно трансформировать свои знания, умения и навыки в непрерывно совершенствующейся хозяйственной среде. Ведь чем больше ими накоплен интеллектуально-образовательный капитал, тем выше их способность к производству интеллектуально-образовательного потенциала и самосовершенствованию накопленных знаний, функциональных умений и навыков. Высокий потенциал самообучаемости - важнейший компонент производительного человеческого капитала, который необходимо все в большей мере создавать образовательной системой общества. Это, с одной стороны, создаст условия самовоспроизвод -ства потенциального и реально задействованного человеческого капитала, а с другой - повысит его адаптационные и научно-творческие возможности, даст импульс его внутреннему развитию.

1 Цит. по: Гринберг Р. Место и шансы России в мировой экономике // Проблемы теории и практики управления. 2004. № 5. С. 41.

2 Цит. по: Руткевич М. Деградация человеческого потенциала // Человеческие ресурсы. 1998. № 3. С. 6.

3 См.: Морова А.П. Инвестиции в человеческий капитал и социальную инфраструктуру // Социологические исследования. 1998. № 9. С. 72.

УДК 338.43

ПРИНЦИПЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Сельское хозяйство - одна из ключевых отраслей экономики Казахстана. Уровень развития аграрного сектора является определяющим фактором экономической и общественно-политической стабильности общества.

Для объективной оценки перспектив реформирования аграрного сектора рассмотрим этапы развития данной отрасли.

Развитие агропромышленного комплекса республики высокими темпами началось с освоения целины. Для решения зерновой проблемы союзное государство направляло в Казахстан огромные материально-технические и финансовые ресурсы. В результате был создан мощный производственный потенциал, ориентированный в основном на увеличение объемов производства зерна, сформировалась достаточно сильная социальная инфраструктура на селе. Пик развития этого потенциала приходится на 1986 - 1990 гг., когда удель -ный вес сельскохозяйственной продукции в общем объеме валового внутреннего продукта Казахстана достиг 30,7%. Среднегодовой

P.C. Габдуалиева,

кандидат экономических наук, доцент, Западно-Казахстанский аграрно-технический университет

ВЕСТНИК. 2005. № 11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.