(от 1 до 10), обладая низким конкурентоспособным потенциалом.
В целом на основе данных проведенного исследования можно характеризовать отечественный рынок коммунальных услуг как рынок с несовершенной конкуренцией, требующий создания более действенных механизмов и инструментария, позволяющих в совокупности с соответствующим контролем качества и объемов предоставляемых услуг со стороны муниципалитета обеспечивать наиболее полное удовлетворение потребительского спроса. Обширная практика в городах и сельской местности страны показывает, что движение в направлении формирования многообразия собственников в жилищной сфере способствует привлечению значительных резервов и снижения затрат в коммунальном секторе, развитию конкурентных отношений как в управлении, так и в обслуживании жилого фонда в целом.
Литература
1. Зазерская В.В. Формирование рынка жилищно-коммунальных услуг. - Германия:Изд-во: LAP Lambert Academic Publishing. - 2013. - 156 с.
2. Коровин Э.В. Методология формирования рынка жилищно-коммунальных услу. - СПб.: СПбГУСЭ, 2005.-297 с.
3. Малый бизнес в ЖКХ. URL:http://www.comhoz.ru.
УДК 330
Канд. экон. наук Е.А. ЖИДКОВА (ФГБОУ ВО КТИ ПП, [email protected])
РАЗВИТИЕ БИЗНЕС-АНАЛИЗА В СИСТЕМЕ КОНТРОЛЛИНГА
Бизнес-анализ, контроллинг, стейкхолдеры, комплексный экономический анализ
В настоящее время компетенции в области процессного управления, в частности, и бизнес-анализа в целом чрезвычайно востребованы экономическими субъектами, которые стремятся к повышению операционной эффективности. Это приобретает особую актуальность в современном кризисном социально-экономическом положении и перманентно изменяющихся рыночных условиях.
Бизнес-анализ начинается с определения сферы бизнеса компании. Именно прагматическая концепция бизнеса по своей сущности может трактоваться как теоретическая основа бизнес-анализа, направленного на оценку результатов хозяйствования во взаимодействии с системой стейкхолдеров для удовлетворения их частных интересов, а также на поиск путей наилучшего воплощения целей определенной группы заинтересованных сторон.
Универсальную трактовку определения «заинтересованная сторона» (stakeholder) ввел Роберт Фриман, специалист в области стратегического управления, в 1984 г. в своей книге «Стратегический менеджмент: концепция заинтересованных сторон». Стейкхолдеры в его понимании - это «любой группы или индивида, которые могут повлиять или на которые влияет достижение целей организации»[1]. Р. Фриман предложил также принципиально иной взгляд на природу бизнеса и его целевое предназначение. Согласно его теории приоритетной установкой руководства каждой компании должна стать максимальная ориентация на удовлетворение интересов всех категорий заинтересованных сторон посредством достижения собственных организационных целей. Однако многие положения данной теории заинтересованных сторон воплотили идеи Мэри Паркер Фоллетт [2], обеспечив тем самым направление их продвижения Р.Е. Фрименом почти шесть десятилетий спустя.
В 1994 г. Джоном Элкингтоном было введено понятие «тройное основание» ("triple bottom line"), суть которого заключалась в том, что для идеальной организации критериями успеха являлось формирование финансовых, экологических и социальных ценностей. Концепция тройного критерия появилась в результате эволюции понимания основных результатов деятельности экономических субъектов. Современное понимание цели экономического субъекта ведет к необходимости ее рассмотрения как системы стейкхолдеров в их взаимодействии, при этом каждая цель подразумевает определенную группу стейкхолдеров и имеет свое воплощение.
В современной литературе можно обнаружить различные взгляды на определение бизнес-анализа, в частности: практическая дисциплина, направленная на выявление потребностей бизнеса и поиск решений для бизнес-проблем; необходимый компонент реализации основных функций управления (планирования, контроля и т.д.), процесс и инструментарий оценки в прошлом, настоящем и будущем бизнес-отношений организации: операционных, финансовых, маркетинговых, организационных, инвестиционных; процедура выявления задач и потребностей компании, а также нахождения решений проблем; инструмент управления, предназначенный для удовлетворения потребностей самостоятельного субъекта; дисциплина выявления деловых потребностей и нахождения решений; важнейшая функция управления, связанная с анализом выполнения всех разделов производственного (внутреннего) бизнес-плана.
Безусловно, наиболее объективная и точная трактовка дана Международным институтом бизнес-анализа (International Institute of Business Analysis, IIBA, основан в 2004 г. в Торонто) в своде знаний ВАВОК Guide v3[3]: «Бизнес-анализ - это деятельность, которая позволяет путем определения потребностей внедрять изменения в компании и рекомендации решений, представляющие ценность для заинтересованных лиц».
Бизнес-анализ предоставляет возможность экономическому субъекту установить потребности и мотивировать изменения, а также выработать и изложить соответствующие решения, которые позволят повысить эффективность бизнес-процессов и будут содействовать положительной (полезной) реализации бизнес-изменений. Несмотря на то, что бизнес-анализ имеет ярко выраженный прикладной характер, его следует также рассматривать как систему специальных знаний, сочетающую набор характеристик, которые свойственны категории «наука». Широкая форма человеческих знаний о том или ином предмете, явлении или процессе нацеливает на формирование теории. «Теоретический и конкретный анализ всегда взаимосвязаны» [4].
Сущность бизнес-анализа в системе контроллинга заключается в подготовке аналитической информации для принятия управленческих решений. Тщательный подбор информации, научно обоснованные методы бизнес-анализа обеспечивают наиболее оптимальные в данных условиях решения.
Предметом бизнес-анализа как науки в системе контроллинга являются бизнес-процессы, отражающие технологический и аналитический этапы принятия управленческих решений. Резервом для подавляющего большинства экономических субъектов стало совершенствование бизнес-процессов.
В рамках определения предметной области бизнес-анализа автор выделяет следующие научные подходы, повлиявшие на его теоретические выводы: В.И. Бариленко -экономические явления, их причинно-следственные связи и соответствие требованиям стейкхолдеров; Д.А. Дуденков - одна из функций управления, отражающая технологический этап процесса принятия управленческих решений [5]; Г. Савельев (модель основных понятий (ВАССМ))[6] - решения, обеспечивающие изменения, нужные для удовлетворения потребностей, контексты, в которых эти изменения осугцествляются, участников, и пользу, которую участники получают от изменений. Вместе с тем, рассматривая предмет
науки как управленческую функцию, Д.А. Дуденков сводит важный методологический аспект к уровню практики.
Предложенные подходы позволили автору определить предмет бизнес-анализа с позиций контроллинга в системе процессного управления. Под предметом бизнес-анализа следует понимать процессы, протекающие в экономическом субъекте, явления, события с точки зрения их результативности, объективные потребности заинтересованных сторон.
В качестве объектов исследования бизнес-анализ рассматривает экономические единицы различных организационно-правовых форм, обособленные пределами коммерческой самостоятельности и являющиеся частью единого рыночного механизма. В рамках процессного подхода объектами исследования бизнес-анализа являются результаты бизнес-процессов. Следует заметить, что бизнес-анализ осуществляется не только в проектах, но также в процессах развития и непрерывного совершенствования бизнеса.
Исходя из определения термина «субъект» как носителя деятельности, сознания и познания, зависящего от рефлексивности, определим субъект бизнес-анализа. Поскольку рефлексивность человека напрямую влияет на степень реализации его возможностей, Джордж Сорос объясняет рефлексивность с позиции реализации субъектом одновременно двух функций [7]: 1) пассивной, или когнитивной функции, когда участники пытаются понять ситуацию, в которой они участвуют, создать картину, соответствующую реальности; 2) активной функции, или функции участника, когда он пытается оказать влияние, подделать реальность под желания.
Набирающая силу концепция стейкхолдеров позволяет определить их как субъектов бизнес-анализа, имеющих признаки активных носителей деятельности, а также интересы и цели, которые пересекаются с целями организации. Роль субъекта в бизнес-анализе весьма существенна, так как именно он выбирает объект в соответствии с бизнес-требованиями. При этом контроллер-аналитик делегирует объяснительную модель требований бизнеса разработчикам решений. Субъекты бизнес-анализа представлены в таблице.
Таблица. Основные стейкхолдеры - субъекты бизнес-анализа
Группы стейкхолдеров Вклад стейкхолдеров Потребности пользователей
Функциональные группы
Собственники, акционеры Собственный капитал Максимизация прибыли, наращивание рыночной стоимости экономического субъекта, устойчивое развитие бизнеса
Заимодавцы Заемный капитал Финансовая устойчивость и способность экономического субъекта своевременно расплачиваться по своим обязательствам
Инвесторы Инвестиции Максимизация прибыли на инвестиции от реализации проекта, снижение затрат на развитие, минимизация рисков, рост стоимости акций
Менеджеры Специальные знания, умение руководить Результаты деятельности в зоне их ответственности действующей структуры управления, размеры оплаты их труда и материального вознаграждения, повышение социального статуса, решение вопросов карьерного роста
Персонал Выполнение работ в соответствии с разделением труда Финансовые результаты, достойная оплата труда
Бизнес-аналитик Выполнение всех видов деятельности по бизнес-анализу Перспективы карьерного роста, достойная оплата труда
Поставщики Поставка Платежеспособность, ликвидность
Покупатели и заказчики (клиенты) Сбыт продукции, оказание услуг Требования к свойствам и качеству продукции или услуги; выполнение условий договора; моральное удовлетворение
Регламентирующие группы
Общество (государство) Услуги общества Финансовые результаты, начисление налогов и их своевременная уплата
Главная цель бизнес-анализа заключается в выявлении и устранении неопределенности относительно организационных изменений, результатом которых будет являться создание моделей, которые обеспечивают понимание. Следует заметить, что выбор цели бизнес-анализа во многом определяет бизнес-модель экономического субъекта в целом. Основную задачу бизнес-анализа Уэйн У. Эккерсон видит в «улучшении» информации для ускорения корпоративных процессов и обеспечения максимальной эффективности в достижении стратегических целей[8]. Бизнес-анализ может выполняться как в рамках проекта, так и в ходе эволюции экономического субъекта и его непрерывного развития для определения текущего и будущего состояния, а также для разработки действий, которые необходимы для перехода от текущего состояния к будущему.
В современной научной литературе имеются разнообразные взгляды исследователей на принципы комплексного экономического анализа. «Независимо от направлений и целей анализа деятельности хозяйствующего субъекта в его основу должны быть заложены принципы, адекватные сущности изучаемых явлений и процессов» [9]. Концепция бизнес-анализа в системе контроллинга должна основываться на существующих методологических принципах комплексного экономического анализа, так как бизнес-анализ направлен на изучение всех сторон бизнеса, и в том числе предложенных автором. Все принципы взаимосвязаны, порядок их комбинаций обусловлен конкретными обстоятельствами.
1. Принцип системности. «Системность предопределена целевой направленностью развития в целом, соизмерностью целей, ее элементов и необходимостью их гармонизации» [10]. Требование системности позволяет рассматривать бизнес и его внешнюю среду как систему, отображать необходимость анализа взаимосвязей между всеми элементами бизнеса и внешней среды. Принцип системности требует поиска и раскрытия связей, целостности, сопоставления свойств, разграничения внутренней и внешней среды.
2. Принцип холизма (целостности). Принцип холизма предполагает, что бизнес-анализ в экономической организации должен носить системный характер, то есть проводиться с учетом всех закономерностей развивающейся системы. Бизнес-анализ выступает в тандеме с синтезом, позволяющим соединять анализируемый объект с классом объектов, но уже в иной последовательности, с нарушением цепочки связей и, как следствие, зависимостей. Исходя из этого, имеем новое состояние исследуемого объекта с новыми связями и свойствами, что позволяет построить модель событий.
3. Принцип научности. Этот принцип исходит из требования использования новейших достижений теории и методологии в экономических исследованиях с применением современных информационных технологий. Принцип научности предполагает раскрытие экономической сущности изучаемого бизнес-процесса, его оценки, характера изменения, используя при этом научные методы и процедуры анализа.
4. Принцип детерминизма. Все явления экономической жизни не только тесно связаны, но определенным образом влияют друг на друга; между многими из них существует причинная зависимость: одно является причиной другого. Суть принципа детерминизма сводится к признанию того факта, что за каждым следствием скрывается своя причина и что все процессы в экономическом субъекте так или иначе связаны между собой. Принцип детерминизма в бизнес-анализе принцип всеобщей обусловленности всех бизнес-процессов.
4. Принцип информирования. Информация об отклонениях (сравнение фактических значений ключевых показателей с плановыми, анализ динамики и причин отклонений) должна быть пригодна для всех заинтересованных лиц и предоставляться в максимально короткие сроки с целью предупреждения нежелательных последствий. Актуальность информации, как составляющая принципа информирования, представляет собой субъективную ценность, которая приписывается ее стейкхолдерам в зависимости от их потребностей и интересов.
Входные данные
Этапы процесса
Результат
Наличие проблемы
Необходимость решения
Границы проблемы
Ограничения
Оптимальное решение
Границы проблемы
Структура решения
Границы проблемы
Информационный артефакт
Эмпирические доказательства
—г»
Определение проблемы --> Границы проблемы
О
Цели решения --> Структура решения
Развитие артефакта --> Информационный артефакт
Оцененный информационный артефакт
Оценка артефакта -->
Рис. Логическая схема дизайна процесса бизнес-анализа
5. Принцип «эффект - затраты», т.е. выбор наиболее экономичного метода достижения выбранной цели [10]. Следует оценивать бизнес-анализ определяя экономический эффект от его проведения (затраты на его проведение должны давать многократный эффект).
6. Принцип регулярности. Для каждого объекта определяется временной интервал анализа. В процессе мониторинга анализ может проводиться непрерывно, либо через определенные промежутки времени.
7. Принцип стратегической направленности. Бизнес-анализ экономического субъекта и анализ стратегии находит применение в понимании текущего состояния бизнеса, определении его желаемого будущего состояния и разработки стратегии изменений для достижения целей бизнеса, а также для оценки рисков стратегической перспективы в связи с изменениями. Этот анализ может выполняться как относительно всего экономического субъекта, так и его отдельных уровней (организационного уровня, уровня потока создания стоимости, уровня процесса) или частей.
Бизнес-анализ и регулирование плановых и фактических показателей подчинены выполнению стратегических задач. Контроллинг выполняет роль аналитической поддержки в принятии решений в управлении эффективностью бизнеса и его структурных единиц. Решения, принимаемые на основе бизнес-анализа, в основном представляют собой программу деятельности экономического субъекта, направленную на усовершенствование
бизнес-процессов, осуществление организационных изменений, стратегическое планирование, разработку финансовой политики (учетной, договорной) экономического субъекта и т.п.
Выходные данные (результат) создаются, преобразовываются или меняют свое состояние при успешном завершении этапа процесса. На этапе определения проблемы процесса бизнес-анализа требуется знание о состоянии проблемы и важности ее решения. Здесь на вход системы подается описание проблемы (потребностей) (наличие проблемы, необходимость решения), на основе заложенной в нее базы знаний и правил логического вывода, далее генерируется процесс решения проблемы с локализацией границ.
На следующем этапе («цели решения») определяются общие условия решения, а также пределы, в рамках которых должны приниматься решения, задаются количественные и качественные особенности решения. Определение вариантов решения происходит в результате идентификации, исследования и описания различных возможных способов удовлетворения потребности.
На заключительном этапе «оценка артефакта» оценивается использование объекта на практике. Действительный показатель этого объекта сравнивается с результатами альтернативных предложений. На этой стадии следует возвращаться к одному из предыдущих этапов и повторять его для улучшения решения.
Информация для бизнес-анализа это методологический и технологический комплекс и инструментарий, которые необходимы для поддержания принятия решений в сфере управления эффективностью бизнеса (рис.1). Ни одна традиционная учетная система какой бы она универсальной ни была, не в состоянии удовлетворить все информационные потребности бизнеса. Внедрение и активное использование инструментов BI в системе контроллинга делает ее еще более гибкой, адаптивной и в конце концов превентивной, способной предугадывать будущее и управлять им.
Литература
1. Freeman R. Е. Strategic Management: A Stakeholder Approach. - London : PitmanPublishing, 1984. Р. 46.
2. Follett M.P. The New State: Group Organization the Solution of Popular Government. - New York: Longmans, Green, 1918. 385 p.
3. Всемирно признанный стандарт по бизнес-анализу (Business Analysis Body of Knowledge) версия 3. (Версия 1.6 - 12 июня 2006 г. стала первым официальным обнародованным документом; версия 2 - была опубликована 31 марта 2009 г; версия 3-19 апреля 2015 г.).
4. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. - 3-е изд., доп. - М.:ИНФРА-М, 2011.-352 с.
5. Дуденков Д.А. Теоретическо-методологические основы бизнес-анализа как направления аналитической работы // Вестник Саратовского социально-экономического университета. -2014. - № 2. - С. 56-59. URL http://cyberleninka.m/article/n/teoretichesko-metodologicheskie-osnovy-biznes-analiza-kak-napravleniya-analiticheskoy-raboty.
6. Савельев Г. Сущность бизнес-анализа // Russian Information Technologies Business Analysis. -2014.-№3,-С. 9-17.
7. Сорос Дж. Кризис мирового капитализма. Открытое общество в опасности / Пер. с англ. -М.: ИНФРА-М, 1999.
8. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления: ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов / Пер. с англ. А. Сатунин. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. — 396 с.
9. Барнгольц С.Б., Мельник М.В. Методология экономического анализа деятельности хозяйствующего субъекта. - М.: Финансы и статистика, 2003. - С. 28.
10. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005. -303 с.