Научная статья на тему 'Концепция контроллинга как способ повышения конкурентоспособности и КА- чества управления предприятием'

Концепция контроллинга как способ повышения конкурентоспособности и КА- чества управления предприятием Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / КОНЦЕПЦИЯ КОНТРОЛЛИНГА / ПЛАНИРОВАНИЕ / ИНСТРУМЕНТ / КОНТРОЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковлева Анна Павловна

Отражены цели, задачи и инструменты контроллинга. Рассмотрены основные моменты организации эффективной системы планирования и контроля на предприятии как основополагающего аспекта концепции контроллинга. Предложена система управления предприятием, включающая интеграцию контроллинга и контроллёра, а также создание компьютерного банка технико-экономических данных для эффективного управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aims, tasks and instruments of controlling are considered. The main aspects for organization the effective system of planning and controlling for enterprise, as the main function of the controlling conception are considered. The system of enterprise management, including integration of controlling and controller, and also organization the computer database of technical and economic data for effective management is offered.

Текст научной работы на тему «Концепция контроллинга как способ повышения конкурентоспособности и КА- чества управления предприятием»

оритетных направлений общества, обладает правом принять решение о приостановке полномочий генерального директора, запрещает вводить в состав директоров и состав исполнительных органов лиц, к которым применялись административные взыскания в области предпринимательской деятельности или в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. В кодексе также указывается на необходимость соблюдения требования об одобрении советом директоров крупной сделки на ее совершение, об информационном обеспечении акционеров, об ор-

ганизации контроля за финансово-хозяйственной деятельностью; определены критерии и размеры вознаграждения лица, занимающего должность единоличного исполнительного органа общества и членов совета директоров, которое выплачивается по результатам отчетного года.

Таким образом, предложенный механизм формирования инновационно-инвестиционной стратегии развития многопрофильной компании позволяет обеспечить ее конкурентоспособность на региональном рынке, что подтверждается результатами деятельности ОАО «КазТИСИ».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Косматов, Э.М. Применение методов многокритериальной оптимизации при оценке инвестиционных проектов в электроэнергетике [Текст] / Э.М. Кос-матов, А.А. Шиляев // [матер. науч.-практ. конф.]. -СПб.: изд. СПбГПУ, 2008.

2. Демиденко, Д.С. Оценка стоимости компании

[Текст] / Д.С. Демиденко, Э.А. Козловская, Е.А. Яковлева. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2008. - 448 с.

3. Царев, В.В. Оценка стоимости бизнеса. Теория и методология: учеб. пособие для студентов вузов [Текст] / В.В.Царев, А.А. Кантарович. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 575 с.

УДК 005.332.4:339.137.2

А. П. Яковлева

Концепция контроллинга как способ повышения

конкурентоспособности и качества управления предприятием

В условиях возрастающей конкуренции предприятиям необходимо использовать наиболее современные системы управления. В этой связи повышение конкурентоспособности и качества управления приобретает главенствующее значение. Конкурентоспособность - это способность определенного объекта превзойти конкурентов. В данной статье рассмотрена возможность совершенствования, применения системы планирования и контроля как центрального аспекта концепции контроллинга. Применение концепции контроллинга как эффективного инструмента совершенствования систем учета, планирования и принятия решений на предприятии оказывает прямое воздействие на повышение качества управления и уровня конкурентоспособности.

Термин «контроллинг» происходит от английского глагола «to control», имеющего различные значения.

В научном плане сущность контроллинга состоит в реализации философии и образа мышления руководителей, ориентированных на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия в долгосрочной перспективе.

В экономическом смысле значение этого слова трактуется как управление и наблюдение [1].

Эффективное управление и наблюдение подразумевают постановку целей и планирование мероприятий по реализации этих целей. Следовательно, контроллинг содержит систему задач по планированию, регулированию и наблюдению. Таким образом, важнейшей особенностью контроллинга является возможность объединения в одно целое управленческой, организационной, планово-учетной и контрольной деятельности, а также информационного обеспечения.

При современном подходе к контроллингу его можно интерпретировать как информацион-

ное обеспечение, ориентированное на результат управления предприятием. Задачи контроллинга, следовательно, состоят в том, чтобы путем подготовки и предоставления необходимой управленческой информации ориентировать руководство на принятие решений и необходимые действия.

Постановку задачи можно сформулировать следующим образом: обоснование концепции контроллинга как эффективного механизма для совершенствования системы управления на предприятии и повышения его конкурентоспособности.

Концепция контроллинга определяется как совокупность целей, задач, инструментов, субъектов и организационных структур [2].

Контроллинг направлен на достижение главной стоимостной цели предприятия - оптимизации финансового результата через максимизацию прибыли и стоимости капитала при гарантированной ликвидности. Вместе с тем посредством контроллинга достижение данной цели координируется с достижением социальных и рыночных целей и необходимыми для этого мероприятиями и ресурсами. Оптимизация финансового результата при гарантированной ликвидности может рассматриваться как главенствующая цель контроллинга, на достижение которой направлены основные задачи контроллинга, - формирование целенаправленного комплекса мероприятий. Основные задачи контроллинга заключаются в информационном обеспечении ориентированных на результат процессов планирования, регулирования, контроля, мониторинга на предприятии, в выполнении функций интеграции, системной организации и координации. Основу контроллинга на предприятии должны составлять показатели производственного и финансового учета, организованные в компьютерный банк технико-экономических данных.

Из главенствующей задачи контроллинга -информационного обеспечения и поддержки, ориентированные на результат управления предприятием, следуют нижеперечисленные специальные задачи.

1. Планирование и контроль на предприятии, осуществление ориентированных на результат и на ликвидность планово-контрольных расчетов: - содействие принятию решений, касающихся планирования и контроля генеральных целей,

стратегического планирования и контроля и оперативного планирования и контроля;

- координация всех частных планов и проведение планирования и контроля результата и финансового планирования за период, планирования и контроля стоимости капитала.

2. Бухгалтерский учет как документирование, подразумевающее составление отчетов по издержкам и выручке, а также бухгалтерской отчетности, отчета о прибылях и убытках, баланса. Формирование отчетов о налогах, пошлинах.

3. Подготовка и передача первичной ориентированной на результат информации для внутренних и внешних заинтересованных групп.

4. Формирование систем, методики и организационных структур контроллинга.

Таким образом, контроллинг выполняет функции консультирования и подготовки, реализации управленческих решений. Данные специальные задачи контроллинга распространяются на предприятие в целом, его различные подразделения, группы продукции и услуг, программы и проекты на всех уровнях управления.

Так как направленные на результат и ликвидность планово-контрольные расчеты рассматриваются в качестве составляющей системы планирования и контроля на предприятии, то к основным задачам контроллинга также относится формирование устойчивой системы планирования и контроля. Задачи по формированию системы планирования и контроля заключаются преимущественно в разработке концепции системы планирования и контроля на предприятии. Задачи по применению системы планирования и контроля состоят в использовании ориентированных на прибыль и ликвидность планово-контрольных расчетов и разработке планов и отчетов. Задачи планирования и контроля являются преимущественно задачами руководства различных функциональных подразделений предприятия. Служба контроллинга главным образом поддерживает руководителей и отвечает при этом за осуществление и координирование процесса планирования результата и финансового планирования, ведение первичного учета посредством документирования, создание необходимых методик и организационных структур.

Значение функции информационного обеспечения руководства предприятия приобретает

сегодня важное значение во всех сферах деятельности. Контроллинг может достигать своей цели только при условии взаимосвязанного стиля управления, в рамках которого согласование целей и оценка результатов происходят в процессе совещаний сотрудников отдела контроллинга и руководителей структурных подразделений предприятия.

Для решения задач контроллинга предприятию необходимо иметь адаптированные системы и методы, с помощью которых поставленные задачи могут быть решены наиболее эффективно. Принципиально важным инструментом контроллинга является система планирования и контроля. Для эффективного применения инструментов контроллинга необходима автоматизированная обработка экономических данных, а также архивирование этих данных.

Сегодня в условиях постоянно нарастающей конкуренции система контроллинга должна наиболее гибко реагировать и своевременно снабжать руководителей актуальной информацией, обеспечивающей эффективное принятие оптимальных управленческих решений.

Упрощение и повышение гибкости контроллинга служат также дальнейшему развитию планирования и контроля, переходу к упрощенному и международному планированию и контролю. Цель оптимизации результата сегодня во все большей степени принимает форму максимизации стоимости капитала и, дополнительно, максимизации расчетного результата, или вклада в стоимость.

Отмечается возрастающая интеграция контроллинга и контроллера, что находит свое отражение в следующих аспектах;

- в глобальной, ориентированной на конкуренцию, потребителей и поставщиков предпринимательской деятельности, включающей целевое планирование издержек, бенчмаркинг, всеобщее управление качеством (Total quality management), аутсорсинг. Всеобщее управление качеством - это подход к управлению, нацеленный на качество, который основывается на участии всех членов предприятия и направлен на достижение как долгосрочного успеха путем удовлетворения требований потребителя, так и выгоды для членов организации и общества [3];

- в ориентированных на персонал организационных единицах (контроллинг команд и самоконтроллинг);

- в ориентированных на процессы организационных единицах (процессный и проектный контроллинги);

- в технических и финансово-экономических задачах (информационные системы технико-экономических данных, интегрированная система управления производством, финансовое обоснование в крупных проектах, дифференцированные расчеты стоимости капитала и финансирования);

- в оценке материальных активов и подготовке персонала при согласовании плановых целей, лежащих в основе оценки в системе стимулирования;

- в ответственности руководства предприятия, заключающейся в прозрачности, ясности результатов деятельности для инвесторов, социальных партнеров и общественности.

Планирование, включающее разработку и утверждение планов, регулирование, основанное на выдаче плановых заданий и стимулировании достижения запланированных результатов, и контроль за реализацией сформированных планов рассматриваются в качестве предмета деятельности руководителей предприятия. Руководители планируют, регулируют и контролируют цели и мероприятия в своих подразделениях.

Следовательно, принятие плана, отражающее утверждение целей и мероприятий, выдача плановых заданий, а также контроль за реализацией плана (всеохватывающий или частичный контроль) являются обязательными видами деятельности руководителей. С возрастанием роли планирования руководители должны принимать участие не только в формулировании плановой проблемы и постановке важнейших целей, но и в поиске и оценке альтернатив. Таким образом, необходимо важнейшее участие во всех этапах процесса планирования со стороны руководителей.

Руководители всех уровней управления при разработке планов и контроле за их осуществлением используют информацию руководителей других уровней и вспомогательного управленческого персонала - сотрудников, занимающихся преимущественно подготовкой планов и их контролем для руководителей.

Система планирования и контроля представляет собой функционально многоступенчатые процессы, с которыми сопряжена плановая и контрольная деятельность на всех уровнях управления предприятием. Для обеспечения це-

леориентированного и эффективного планирования и контроля на предприятии необходимо создавать структурные единицы, централизованно осуществляющие функциональную деятельность по разработке планов, информированию, консультированию, координированию и также безостановочный контроль за ходом реализации планов, выявляя и анализируя отклонения. В обязанность данных структурных единиц также должны входить формирование и совершенствование системы планирования и контроля. К таким структурным единицам прежде всего относятся центральный отдел контроллинга и центральный отдел планирования. В состав данных подразделений на крупных и средних предприятиях должен входить сотрудник, осуществляющий свои обязанности в продуктовых и региональных отделениях предприятия. Работа данных отделов должна поддерживаться соответствующими комиссиями и проектными группами. На крупных предприятиях возможно решение задач стратегического контроллинга в рамках подразделения стратегического планирования. Малые предприятия могут решать вопросы формирования систе-

мы планирования и контроля с выполнением соответствующих финансово-экономических расчетов и текущим планированием и отчетностью посредством заключения договора с внешними контроллинговыми центрами или профильными компаниями по аутсорсингу.

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Конкурентные действия компаний и их руководителей должны носить превентивный характер с целью сохранения наилучших позиций [4].

При существующей явной нестабильности экономической ситуации необходим детальный контроль и анализ всех сфер предприятия.

Внедрение концепции контроллинга играет важнейшую роль в повышении качества управления и конкурентоспособности на предприятии, что является залогом его успешного развития.

Совершенствование управления позволяет повысить имидж предприятий, делает их более привлекательными для инвесторов, повышает их рыночную стоимость. Создание эффективного механизма управления предприятием должно носить комплексный целенаправленный характер.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дитгер, Х. ПиК. Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга [Текст] : пер. с нем. / Х. Дитгер, Хунгенберг Харальд; под ред.Л.Г. Головача, М.Л. Лукашевича и др. - М.: Финансы и статистика, 2005.

2. Дедов, О.А. Методология контроллинга и практика управления крупным промышленным предприятием [Текст] / О.А. Дедов. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

3. Tapping, D. Value Stream Management: Eight Steps of Planning, Mapping and Sustaining Lean Improvements [Text] / D. Tapping, T. Lnyster, T. Shuker. -N.Y.: Productivity Press, 2002.

4. Портер, М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов [Текст] : пер. с англ. / М. Портер. - 3-е изд. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

УДК 330.34

С.В. Талеронок

Экономические инструменты внутрифирменного

планирования на промышленных предприятиях

Разработка и реализация стратегии и тактики -основные требования, предъявляемые к внутрифирменному планированию. Сам процесс планирования вытекает из результатов оценки и анализа результатов финансово-хозяйственной деятельно-

сти отчетного периода. Внутрифирменное планирование объединят стратегическое и тактическое (краткосрочное) планирование бизнеса. В качестве инструмента контроля бизнеса рассматриваются стратегическое и оперативное управление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.