УДК 658.
Канд. экон. наук Д.В. ЭЛЬЯШЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ, [email protected])
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КОНТРОЛЛИНГА1
В условиях современного динамично развивающегося мира, массового внедрения информатизации и цифровых технологий во всех областях человеческой деятельности и, в частности, в экономике и управлении народным хозяйством одним из важнейших факторов обеспечения конкурентоспособности является способность управленческих структур выстраивать системы учёта, планирования и контроля. Среди специальных методов управления, позволяющих реализовать решение данных задач в настоящее время выделяется специфическая деятельность, получившая название контроллинга.
Система контроллинга представляет собой комплексное понятие, её сущность, состав и структура в настоящее время подлежит дискуссии в российской и зарубежной экономической литературе и, несомненно, представляет значительный интерес с точки зрения фундаментального изучения.
В нашей стране изучению контроллинга стало уделяться значительное внимание с момента перехода к рыночной экономике, в то время как в зарубежных странах к тому времени давно сложилась система представлений о контроллинге, трактуемом в рамках двух основных научных школ, - европейской (немецкой) и американской.
К настоящему времени, однако, российскими учёными был внесён значительный вклад в изучение контроллинга, в том числе в разрезе фундаментальных вопросов, связанных с уточнением определения данной категории, определением функций контроллинга, состава, структуры и её элементов в системе контроллинга.
С нашей точки зрения наиболее перспективным направлением изучения системы контроллинга представляется его рассмотрение с позиции теории тетрад.
Целью исследования является рассмотрение основных направлений, в рамках которых изучение контроллинга осуществляется отечественными и зарубежными авторами, выявление проблемных вопросов, являющихся предметом этого изучения, а также выявление наиболее перспективного подхода с точки зрения современной экономической науки.
Материалы, методы и объекты исследования. На основе различных подходов к изучению экономических явлений определяется наиболее эффективный в методическом плане подход к изучению контроллинга. Материалами исследования послужил накопленный научный опыт, нашедший отражение в трудах зарубежных и отечественных ученых. Объектами исследования являются проблемные вопросы изучения контроллинга в качестве области управленческой деятельности, области теоретического знания и научной дисциплины, а также методические подходы к его изучению.
Результаты исследования. По существующему мнению [1, 2, 3], впервые представление о контроллинге сформировалось ещё в средние века, однако в то время это представление относилось, в первую очередь, к вопросам государственного управления, что связывается с появлением в XIII в. слова «СоПхагоШ1^», что означало проверку реальных запасов товаров и денег вместо письменных отчетов, и существованием в XV в. при дворе английского короля должности с названием «Сотй"оПошг», в рамках которой осуществлялись документирование и контроль денежных и товарных потоков. В 1778 году Конгресс США создал профессию «Контролера», который должен был курировать бюджетное управление американского правительства и обеспечивать согласование. Однако начало формирования представления о контроллинге в его современном значении связывается с введением
1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта 18-010-01096 А «Неосистемный подход как фактор научного обоснования трансформации фундаментальных основ контроллинга организаций АПК»
должности контроллера («controller») в железнодорожной компании Atchison, Topeka and Santa Fe Railroad в 1880 г., а в 1892 г. - в компании General Electric.
Широкое развитие и распространение система применения инструментов контроллинга нашла в 20-х гг. прошлого века, что принято связывать именно с активизацией процессов промышленного роста, изменения структуры занятости, ростом и услужением структуры наиболее крупных предприятий, а также усилением роли государственного контроля. Данные процессы повлекли за собой появление у хозяйствующих субъектов новых подходов к планированию на предприятии, разработке научно обоснованных методов производственного учета и более точного финансового контроля. Позже наблюдалась эволюция представлений о понятии контроллинга и его функциях: от решения задач по учёту, то есть ориентации во времени на события в прошлом, его назначение смещалось к планированию, т. е. ориентации на будущее. Закреплению функций специалиста в области контроллинга способствовала деятельность основанного в 1931 г. Института контроллеров Америки (с 1962 г. - Института финансовых руководителей). Очередной этап развития контроллинга связан с внедрением методов контроллинга в широкую практику в Германии в 50-х гг. (хотя отдельные управленческие инструменты, связанные с системой контроллинга, применялись там и ранее) и последующее развитие в этой стране в 70-е гг. XX в. теоретической концепции контроллинга.
Изучение теоретических основ контроллинга связывается с именами таких зарубежных учёных, как Д. Хан, П. Хорват, Т. Райхман, Х.-Ю. Кюппер, И. Вебер, Д. Шнайдер и др. Среди отечественных авторов целесообразно выделить труды О. А. Дедова, А. М. Карминского, С. Г. Фалько, В. Э. Керимова, В. Б. Ивашкевича и других.
Среди фундаментальных вопросов, связанных и изучением контроллинга, можно выделить следующие:
1. Вопрос о месте контроллинга в системе управления хозяйствующих субъектов. Это обусловлено тем, что совокупность инструментов, применение которых принято относить к системе контроллинга, имеют отношение как к методам управленческого учёта, так и менеджмента. Ещё один из существующих подходов предлагает рассматривать контроллинг как информационную поддержку управления предприятием. Выделяют четыре направления взаимодействия контроллинга с системой управления: информационное, координационное, поддерживающее и направление обеспечения рациональности [3].
2. Выбор подхода европейского или американского к определению сущности контроллинга или того или иного сочетания данных подходов. Разница состоит в первую очередь в том, что если американский подход предполагает целевую ориентацию контроллинга на информационное обеспечение собственников и контрагентов бизнеса, т. е. стейкхолдеров, то европейская модель предполагает его ориентацию в первую очередь на удовлетворение информационных потребностей менеджмента. Естественно, что во втором варианте применение инструментов и процедур контроллинга носит значительно большую стандартизацию. Закономерным образом различаются и целевые установки контроллинга -при ориентации на собственников таковыми становятся стоимость предприятия и его акций, в то время как при ориентации на его менеджмент - финансовые результаты. Также отмечается, что американский подход теснее связан с управленческой деятельностью и носит более прагматичный подход, в то время как европейский - прежде всего немецкий, полагает важной целью создание целостной системы теоретических представлений о контроллинге как явлении.
3. С вопросом о месте контроллинга в системе управления тесно связан вопрос об определении так называемых границ контроллинга, то есть выстраивание его инструментов таким образом, чтобы достичь наиболее эффективного решения тех задач, которые определяются для системы контроллинга, создающейся на предприятии. Сюда же относится разграничение задач между специалистами, осуществляющими контроллинг, и другими специалистами, например, казначеями [1].
4. В этой связи закономерно встаёт вопрос о конкретном составе задач и функций контроллинга как сферы управленческой деятельности и, соответственно, конкретного набора инструментов контроллинга.
Можно выделить четыре основных подхода к структурированию системы контроллинга: управленческий; функциональный; информационно-аналитический и структурно-координирующий [4]. В соответствии с управленческим подходом контроллинг отражает систему принятия решений, в соответствии с чем в его составе выделяют такие элементы, как определение целей деятельности, идентификация этих целей в системе показателей, разработка и внедрение методов измерения этих показателей, планирование деятельности и определение целевых значений показателей, организация мониторинга (измерения) фактических значений показателей и контроль соответствия целевым значениям, выявление, анализ причин и последствий отклонений показателей от целевых значений и принятие управленческих решений по минимизации отклонений.
В рамках функционального подхода предполагается выделение следующих элементов по принципу осуществления различных областей управленческой деятельности. Это стратегическое и оперативное планирование, прогнозирование, бюджетирование и нормирование, управленческий и финансовый учет, управленческий анализ, контроль и управленческая отчетность, эффективное управление ресурсами и т. д. Информационный подход к контроллингу предполагает его структурирование с точки зрения работы с данными: начиная с организации данных на основе их идентификации в рамках информации, необходимой для решения управленческих задач, затем - консолидация данных в хранилища и организация системы доступа персонала для целей прогнозирования и управленческого учета, далее - агрегирование данных в отчеты и их представление для пользователей. Наконец, структурный подход предполагает выделение в рамках контроллинга следующих элементов: центры ответственности; бизнес-процессы; организация попроцессного учета; разработка регламентов бизнес-процессов и стандартов для операций; формирование систем результативных и оценочных показателей для целей мониторинга состояния и прогнозирования развития бизнеса.
В учебнике А. М. Карминского, С. Г. Фалько и др. авторов «Контроллинг» [5] выделяются четыре составляющих определения контроллинга. Первой из них является философская составляющая, которая, по мнению автора, заключается в ориентированности на эффективное использование ресурсов предприятия и его развитие в долгосрочной перспективе. Вторая составляющая - функциональная, позволяющая описать контроллинг как «ориентированную на перспективу систему информационно-аналитической, методической и инструментальной поддержки руководства при реализации цикла управления по всем функциональным сферам деятельности предприятия и процессам». Организационная составляющая определения контроллинга рассматривает его как элемент структуры предприятия - подразделение, службу или отдел, чья деятельность обусловлена его внутренней нормативной документацией.
С точки зрения целей настоящей статьи наиболее важной представляется последняя, научная составляющая определения контроллинга. По мнению авторов, контроллинг как научная дисциплина занимается теорией измерения ресурсов, результатов производственно-хозяйственной деятельности и процессов, а задачей контроллинга в качестве науки является разработка теории, методов и инструментов измерения ресурсов организации, её функциональных областей и процессов, а также элементов управления.
Помимо подходов к определению самого понятия контроллинга, методологически его изучение в упомянутом выше учебнике предполагается осуществлять с точки зрения определения задач и функций контроллинга, в том числе разграничения в системе управления предприятием контроллинга оперативного и стратегического, выделения инструментов контроллинга, к которым автор относит формирование структуры бизнеса, построение системы управленческого учёта, системы показателей оценки деятельности предприятия и его подразделений, планирования и бюджетирования, а также анализа отклонений. Также предлагается рассмотрение контроллинга с позиций различных объектов:
внешней среды организации, маркетинга и сбыта, ресурсного обеспечения, производства, логистики, финансов, персонала, инвестиций и инновационных процессов [5].
В работе М. Н. Павленкова «Контроллинг промышленного предприятия: методология, теория, практика» автор предпринял попытку исходя из общих принципов научной методологии определить область исследования контроллинга и на её основе предложить концепцию структурного построения его методологии. В рамках его подхода изучение контроллинга предполагает решение научных задач, связанных с систематизацией и определением объективных закономерностей, выражающих повторяющиеся тренды и устойчивые взаимосвязи контроллинга, выделением специальных принципов контроллинга в общей системе принципов менеджмента, которые, в свою очередь, должны формировать требования к целям, задачам, функциям контроллинга и его методам, определением места и роли контроллинга в системе менеджмента предприятия, выработкой единого подхода к определению функций контроллинга на основе решения внутренних и внешних межфункциональных противоречий и отклонений, классификацией и систематизацией задач контроллинга, а также с исследованием количественных и качественных методов методы контролллинга, их усовершенствованием и разработкой новых инструментов контроллинга [6].
Существует ряд подходов к изучению экономических явлений. С точки зрения неоклассической теории, где в качестве основной единицы анализа выступает экономический агент, изучение контроллинга, очевидно, будет рассматриваться с позиций достижения целей различных стейкхолдеров предприятия, в первую очередь его руководства и собственников. Институциональная теория в качестве основной единицы анализа рассматривает в качестве основной единицы трансакцию, поэтому с точки зрения такого подхода изучение контроллинга в значительной степени будет сведено к рассмотрению в первую очередь его инструментов. Эволюционная теория экономики рассматривает в качестве объекта тенденции деятельности, а следовательно, применительно к контроллингу она должна ставить во главу угла технологии и практику. В системной теории экономики роль основной единицы анализа играет социально-экономическая система, обладающая признаками автономности. С нашей точки зрения именно такой подход позволяет с наибольшей полнотой раскрыть задачи по изучению контроллинга, который значительным числом отечественных и зарубежных экономистов идентифицируется именно в качестве таковой системы. При этом в рамках системного подхода выделяются «традиционный» и неосистемный. Первый трактует изучение системы в качестве комплекса взаимосвязанных элементов с позиций внутрисистемного устройства (элементы и связи), а второй - с позиций внешней устойчивости и целостности систем [7].
Чёткое определение изучения системы контроллинга с позиции системного похода дают Р. В. Нагуманова и А. И. Сабирова. Система контроллинга с их точки зрения представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций между ними, а также процессов, обеспечивающих разработку заданного направления функционирования организации. Авторами приводится систематизация данного набора элементов с точки зрения четырёх подсистем: методологии контроллинга, его структуры, процесса контроллинга и техники контроллинга. По словам авторов, методология контроллинга включает цели, законы и принципы, функции, методы, технологии и практику контроллинга. Процесс контроллинга - систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, а также информационное обеспечение. Структура контроллинга включает функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, конкретные схемы взаимодействий высших органов управления и профессионализм персонала, а техника контроллинга - техническое оснащение, используемое при осуществлении деятельности в области контроллинга, в том числе компьютерную технику, а также систему документооборота [8].
С точки зрения неосистемного подхода перспективным представляется рассмотрение экономических явлений с позиции теории тетрад: в ходе экономических процессов системы группируются в комплексы из четырех систем разных типов (объектного, средового,
процессного и проектного). Принцип отнесения систем к каждому из этих типов состоит в следующем: Для объектных систем характерно наличие известных границ размещения системы в пространстве, однако отсутствует определенная граница функционирования во времени. Для процессных систем известны границы во времени, но не определены пространственные границы. Для проектных систем определены как пространственные, так и временные границы, а для средовых неопределёнными являются как границы в пространстве, так и во времени [7]. Соответственно, перспективным методическим подходом к изучению контроллинга представляется идентификация и систематизация знаний о среде, объектах, процессах контроллинга и проектах, то есть конкретных мероприятиях, осуществляемых в его рамках.
Выводы. Таким образом, рассмотрены основные проблемные вопросы изучения контроллинга, связанные с местом контроллинга в системе управления хозяйствующих субъектов, выбором подхода европейского или американского к определению сущности контроллинга, определении называемых границ контроллинга, составом задач и функций контроллинга. В результате рассмотрения вопросов методологии изучения контроллинга, раскрываемых различными авторами с позиций неоклассической, институциональной, эволюционной и системной теорий в экономике, был сделан вывод о преимуществах неосистемного подхода в рамках системной теории, а методологию изучения контроллинга предлагается рассматривать с точки зрения его среды, процессов, объектов и проектов в рамках теории тетрад.
Литература
1. Хан Дитгер/ Хунгенбсрг Харальд. ПиК Стоимостно-ориентированные концепции контроллинга: пер. с нем. / под ред. Л. Г. Головача, М. Л. Лукашевича и др. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 928 с.
2. Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов: учебник. - 2-е русск. изд. (пер. с 7-го междунар. изд.). - М: Олимп-Бизнес, 2008. - 1008 с.
3. Казакова Н.А., Хлевная Е.А., Ангеловская А.А. Финансовый контроллинг в холдингах: монография. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 237 с.
4. Бердников В.В. Контроллинг бизнеса: модели, развитие, проблемы, решения: монография. - М: Издательский дом «Экономическая газета», 2012. - 488 с.
5. Карминский А.М., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг: учебник / под ред. А.М. Карминского, С.Г. Фалько. - 3-е изд., дораб. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.
6. Павленков М.Н. Контроллинг промышленного предприятия: методология, теория, практика: монография. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятской академии гос. службы, 2007. - 364 с.
7. Клейнер Б.Г. Исследовательские перспективы и управленческие горизонты системной экономики // Управленческие науки. - 2015. - № 4. - С. 7-20.
8. Нагуманова Р.В. Сабирова А.И. Контроллинг как современный метод управления субъектами различных сфер деятельности. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 2016. - 82 с.
Literatura
1. Han Ditger/ Hungenbsrg Haral'd. PiK Stoimostno-orientirovannye koncepcii kontrollinga: per. s nem. / pod red. L. G. Golovacha, M. L. Lukashevicha i dr. - M.: Finansy i statistika, 2005. -928 s.
2. Brejli R., Majers S. Principy korporativnyh finansov: uchebnik. - 2-e russk. izd. (per. s 7-go mezhdunar. izd.). - M: Olimp-Biznes, 2008. - 1008 s.
3. Kazakova N.A., Hlevnaja E.A., Angelovskaja A.A. Finansovyj kontrolling v holdingah: monografija. - M.: INFRA-M, 2016. - 237 s.
4. Berdnikov V.V. Kontrolling biznesa: modeli, razvitie, problemy, reshenija: monografija. - M: Izdatel'skij dom «JEkonomicheskaja gazeta», 2012. - 488 s.
5. Karminskij A.M., Fal'ko S.G., ZHevaga A.A., Ivanova N.JU. Kontrolling: uchebnik / pod red. A.M. Karminskogo, S.G. Fal'ko. - 3-e izd., dorab. - M.: ID «FORUM»: INFRA-M, 2013. -336 s.
6. Pavlenkov M.N. Kontrolling promysЫennogo predprijatija: metodologija, teorija, praktika: monografija. - Nizhnij Novgorod: Izd-vo Volgo-Vjatskoj akademii gos. sluzhby, 2007. - 364 s.
7. Klejner B.G. Issledovatel'skie perspektivy i upravlencheskie gorizonty sistemnoj jekonomiki // Upravlencheskie шиЫ. - 2015. - № 4. - 8. 7-20.
8. Nagumanova R.V. Sabirova A.I. Kontrolling kak sovremennyj metod upravlenija sub#ektami razlichnyh sfer dejatel'nosti. - Kazan': Izd-vo Kazan, un-ta, 2016. - 82 s.
УДК 338.242.2
Канд. экон. наук П.А. КОНЕВ (ФГБОУ ВО СПбГАУ [email protected]) Аспирант Н.Н. МОНОГАРОВ (ФГБОУ ВО СПбГЭУ, [email protected])
РОЛЬ РЕГИОНАЛЬНЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СТРУКТУР
В УПРАВЛЕНИИ АПК
Современные направления в развитии организационных структур управления ориентированы, преимущественно, на создание гибких структур, которые основаны на экономических методах прогрессивного содержания и передовой практике в сфере организационного проектирования, направленных на решение прикладных задач, стоящих перед агропромышленным комплексом на современном этапе развития экономики.
Особую актуальность в связи с этим приобретает научное обоснование направлений развития региональных и муниципальных структур управления агропромышленным комплексом в общей системе управления агропромышленного комплекса России.
Цель исследования - анализ направлений развития организационных структур современного АПК и поиск путей повышения его конкурентоспособности.
Материалы, методы и объекты исследования. Исследование проведено на материалах Росстата, ведомственного статистического наблюдения, отчетности сельскохозяйственных предприятий Ленинградской области. Методы исследования -экономико-математический, графический, статистические. Объекты исследования -сельскохозяйственные организации РФ, учебные заведения среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Результаты исследования. Методологические принципы, методический подход к концепции регулирования сельскохозяйственного производства основываются на сочетании механизмов саморегулирования рынка на фоне активного воздействия государственных органов на происходящие процессы. Правительством Российской Федерации одобрена в 2004 году Концепция реформирования бюджетных отношений и бюджетного процесса Российской Федерации, направленная на повышение эффективности бюджетных расходов и оптимизацию механизмов управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы. Суть данной реформы состоит в изменении приоритетов в ходе реализации бюджетного процесса с «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» посредством повышения ответственности и расширения самостоятельности отдельных участников межбюджетных отношений в рамках среднесрочных ориентиров.
Основное направление в реформировании бюджетного процесса - переход преимущественно к программно-целевому регулированию бюджетного планирования, которое обеспечивает прямую взаимосвязь между механизмами распределения бюджетных ресурсов и фактическими (планируемыми) результатами использования этих средств в соответствии с установленными приоритетами в государственной политике на основе механизмов повышения эффективности затрат и бюджетирования [1]. На текущий момент усиление государственного регулирования в сфере агропродовольственного производства ограничивается определенными нестыковками целевых программ в сельском хозяйстве.