ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
РАЗБИТИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РЕСУРСНОЙ БАЗЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА
Д.Н. ПОПОВ,
аспирант,
Волгоградская государственная сельскохозяйственная академия,
e-mail: [email protected]
Развитие банковских услуг в статье рассматривается в направлении повышения их доступности для аграрного сектора экономики, так как цена на эти услуги в настоящее время превышает уровень доходности сельского хозяйства.
Ключевые слова: механизм субсидирования процентной ставки; субсидируемый кредит; кредитные брокеры
Коды классификатора ОБЬ: G21, 014
На сегодняшний день система кредитования сельского хозяйства в России еще окончательно не сформировалась. Даже минимальная потребность сельского хозяйства в кредитах, обеспечивающих только простое воспроизводство, покрывается не более чем на У3. Объем кредитов в аграрный сектор страны в 2001-2006 годах не превышал 1% всех банковских займов по России [1, с. 22]. Можно сказать, сельское хозяйство практически исключено из системы банковского кредитования.
Сельское хозяйство, находясь в финансовом «капкане» двойного диспаритета цен, не имея финансовой поддержки со стороны бюджета, достаточной для простого воспроизводства, не может привлечь заемный капитал на приемлемых условиях. Это требует государственного решения проблемы.
Механизм субсидирования процентных ставок позволяет восстановить реализацию основных принципов функционирования кредитной системы: платности, возвратности, срочности, материальной обеспеченности и целевой направленности кредитов. Однако кредитоспособными заемщиками являются только высокорентабельные, высоколиквидные и платежеспособные, т.е. финансово устойчивые предприятия, которые и без специальных программ имеют доступ к кредитным ресурсам. Эта несправедливость не была устранена и при реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
Современный российский механизм субсидирования процентной ставки сельхозтоваропроизводителям закреплен в федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» [4]. В области кредитования предусмотрено обеспечивать:
— равный доступ сельхозпроизводителей к получению кредитов (займов) на развитие сельского хозяйства в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах;
— возмещение затрат на выплату процентов по договорам кредита (займа), которое предоставляется на весь срок их действия;
— выплату субсидии: а) субъектам РФ в размере две трети ставки рефинансирования Центрального банка РФ на дату заключения договора кредита (займа) сельхозтоваропроизводителей с российскими кредитными организациями и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами; б) бюджетам субъектов федерации в размере не более 95% фактических затрат по кредитам (займам), полученным в российских кредитных организациях, сельскохозяйственных потребительских кооперативах, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными потребительскими кооперативами.
Конкретные условия субсидирования кредитования за счет средств федерального бюджета установлены Правительством РФ.
С 2007 года осуществляется субсидирование части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителя-
© Попов Д. Н., 2009
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКОГО КРЕДИТОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ УКРЕПЛЕНИЯ РЕСУРСНОЙ
89
ми, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство в российских кредитных организациях на срок до 8 лет на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.
Наибольший круг пользователей субсидий из федерального бюджета на возмещение процентной ставки введен для сезонных кредитов. В их состав включены не только непосредственно сами производители сельскохозяйственной продукции, но и организации, обеспечивающие выполнение ими сельскохозяйственных работ: ремонтные, агроснаб-женческие, потребительские кооперативы, которые могут быть одним из каналов сбыта продукции. Инвестиционные кредиты субсидируются только для сельхозпроизводителей, т. е. государство не берет на себя обязательства совершенствовать условия выполнения сельскохозяйственных работ.
Использование всех субсидируемых кредитов носит строго целевой характер. Нецелевое использование является основанием для отказа в предоставлении субсидии. Анализ объектов сезонного кредитования показал, что они год от года изменяются, создавая нестабильность функционирования системы субсидирования процентных ставок по кредитам банков.
С повышением рентабельности сельскохозяйственного производства как в целом по стране (в 2002 г. — «минус» 4,6%, в 2006 г. — 10%, в 2007 г. — 15% [3, с. 18.]), так и в Волгоградской области (соответственно 2002 г.— 0,2%, в 2006 г — 13,8%, в 2007 г. — 34,6% [2, с. 3.]) и увеличением доли прибыльных предприятий с 20 до 75% наблюдается рост платежеспособного спроса на предоставление кредита (таблица). За исследуемый период (2001-2006 гг.) объемы кредитования по Волгоградской области возросли более чем в 5 раз. Однако динамика изменения объемов кредитов, представленных на субсидирование, имеет противоположную тенденцию.
Таблица
Доля кредитов, представленных на субсидирование, в общей задолженности по кредитам в отрасли сельского хозяйства по Волгоградской области, млн руб.
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Общий объем кредитов 906,5 1225,3 1281,1 2512,4 3541,9 4626,0
Сумма кредитов, представленных на субсидирование 957,9 674,9 781,7 753,4 877,1 803,6
Доля кредитов, представленных на субсидирование, % 105,6 55,1 61,0 30,0 24,8 17,4
Причины столь резкого снижения удельного веса субсидируемых кредитов связаны с дифференциацией подхода финансовых институтов к прибыльности предприятия, тогда как в 2001 году субсидии получили и убыточные предприятия. Еще одна причина заключается в несвоевременности доведения информации об изменении областного законодательства в отношении целей использования субсидируемых кредитов, которые практически ежегодно меняются, до сельхозпроизводителей.
Проблемами субсидирования процентной ставки при кредитовании сельхозпроизводителей являются: их неполный охват; нестабильность; территориальная дифференциация получения финансовых услуг; стимулирование только успешно работающих сельхозпроизводителей; несвоевременность компенсации части затрат, вызывающая кассовые разрывы и тем самым ухудшающая финансовое положение сельскохозяйственных предприятий. Для преодоления указанных негативных моментов мы предлагаем следующие направления совершенствования финансового механизма субсидирования процентной ставки сельхозпроизводителям.
Развитие на селе института кредитных брокеров. Для этого возможно применение нескольких схем: сформировать институт уполномоченных кредитных брокеров; стимулировать работу кредитных брокеров в части предоставляемых ими услуг на селе; развивать услуги, аналогичные кредитным брокерам, на основе кредитных потребительских кооперативов.
В условиях ненасыщенного спроса на кредит кредитные брокеры не заинтересованы в предоставлении финансовых услуг на селе. Поэтому, для активизации их работы среди
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
ТЕRRА E^NOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 2
90
Д.Н. ПОПОВ
аграриев, необходимы дополнительные стимулы в виде компенсации повышенных затрат при предоставлении услуг в сельской местности при условиях: а) не сельхозтоваропроизводители, а именно кредитные брокеры должны инициировать создание кредитной заявки; б) в результате их деятельности банк должен фактически предоставить кредитные ресурсы.
Преимущества данных предложений в следующем: а) увеличивается охват кредитными брокерами клиентов, проживающих в сельской местности; б) среди брокеров может развиваться конкуренция за лучшее соотношение «цена — качество»; в) сельхозпроизводителям обеспечивается многовариантная информационная база для выбора поставщика финансовых услуг; г) у аграриев высвобождается время непосредственно на ведение сельскохозяйственного производства.
Основным недостатком этого института являются дополнительные расходы субфеде-рального бюджета на проведение конкурса и компенсацию повышенных затрат кредитных брокеров при работе в условиях ненасыщенного спроса. Они компенсируются созданием дополнительных стимулов повышения объема сельскохозяйственного производства за счет привлечения дополнительных источников его финансирования.
Проблема устранения нестабильности законодательства, связанной с сокращением возможностей целевого использования кредитов, определения рациональной финансовой политики может быть решена только на законодательном уровне. По мнению автора, в Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» необходимо внести положение о стабильности направлений целевого использования кредитов. В частности, в статью 11 пункт 4 добавить: направления использования суммы кредитов (займов), по которым из федерального бюджета осуществляется возмещение части затрат на уплату процентов, устанавливаются Правительством Российской Федерации, но не могут быть сужены по сравнению с предыдущим годом.
Кроме того, целесообразно комплексное рассмотрение кредитов, так как один и тот же кредит может направляться на покупку как оборотных, так и основных средств. Изменения, внесенные в действующие в настоящее время Постановления Правительства по сравнению с теми же Постановлениями в редакции 2001-2004 годов, значительно расширили такое их комплексное использование.
Как показал проведенный анализ, серьезные сложности получения сельхозпроизводителями субсидий вызывает необходимость выполнения требования об отсутствии кредиторской задолженности по налогам.
Для преодоления этих сложностей целесообразно ввести два механизма: для хозяйств, не имеющих задолженности с учетом переплаты налогов, предоставлять субсидии на введенных в настоящее время условиях; для хозяйств, имеющих налоговую задолженность, оценивать ее погашаемость. Если хозяйство в течение календарного года уплатило текущие налоговые платежи, то в следующем финансовом году оно имеет право на субсидирование стоимости финансовых услуг, но в меньшем размере по сравнению с принятыми размерами компенсаций. Это даст возможность и менее рентабельной группе предприятий участвовать в процессе субсидирования процентной ставки и тем самым придаст им дополнительный стимул как для развития производства, так и для погашения налоговой задолженности.
Таким образом, исходя из проблем, выявленных при исследовании финансового механизма субсидирования процентной ставки сельхозтоваропроизводителям, ее совершенствование целесообразно проводить по таким направлениям, как внесение изменений в законодательную базу функционирования системы и развитие институциональной среды субсидирования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арьков А.В., Дмитриенко О.М. Государственный лизинг как наиболее эффективный инвестиционный ресурс развитии сельскохозяйственных предприятий // Экономика сельскохозяйственных и перераб. предприят. — 2007. — № 3.
2. Итоги хозяйственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных организаций Волгоградской области в 2007 году. Федеральная служба гос. статистики (Росстат), Территориальный орган ФСГС по Волгогр. обл. Волгоградстат ОРСМ. 2008.
3. Кошолкина Л.А. Результаты национального проекта «Развитие АПК» // Экономист. — 2008. — № 6.
4. О развитии сельского хозяйства. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264 — ФЗ. Ст.11 [Электронный ресурс] // СПС «ГАРАНТ»