Научная статья на тему 'Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка'

Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1062
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАНКОВСКАЯ ИННОВАЦИЯ / РЫНОК / БАНКОВСКАЯ УСЛУГА / УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ / БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / РЕИНЖИНИРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родин Д.Я., Глухих Л.В.

Авторы изучают проблему развития инноваций на основе реинжиниринга бизнес-процессов в коммерческом банке. Применение методологических подходов исследования устойчивого развития банковской деятельности позволяет расширить границы распространения инноваций. На основе реинжиниринга бизнес-процессов предложена и апробирована их оптимальная структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие банковских инноваций, основанных на оптимизации бизнес-процессов коммерческого банка»

32 (170) - 2013

Банковский сектор

УДК 336.663

РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Д. Я. РОДИН,

доктор экономических наук, доцент кафедры денежного обращения и кредита E-mail: rodin17@mail. ru

л. В. ГЛУХИХ,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга E-mail: GluhihL@bk. ru Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар

Авторы изучают проблему развития инноваций на основе реинжиниринга бизнес-процессов в коммерческом банке. Применение методологических подходов исследования устойчивого развития банковской деятельности позволяет расширить границы распространения инноваций. На основе реинжиниринга бизнес-процессов предложена и апробирована их оптимальная структура.

Ключевые слова: банковская инновация, рынок, банковская услуга, управление активами и пассивами, бизнес-процесс, реинжиниринг.

Интеграционные процессы, способствующие трансформации российских банков в мировую финансовую систему, позволяют оптимально распределять имеющиеся ресурсы и совершенствовать каналы доставки банковских продуктов потребителям. Эти устойчивые процессы побуждают менеджмент повышать эффективность деятельности кредитных организаций и обеспечивать рост их конкурентоспособности на банковском рынке.

Последний целесообразно рассматривать в контексте системы институциональных отношений

общества как целостной категории, которая имеет двойственную социально-экономическую природу. В современном обществе этот дуалистический характер взаимодействия рыночных агентов и институтов усиливается, что обусловлено сущностными характеристиками банковской институциональной деятельности как социально-экономических процессов. Это выражается, с одной стороны, в создании специфических экономических ценностей, удовлетворяющих финансовые потребности субъектов рынка, а с другой - в выполнении социальной миссии по формированию условий, обеспечивающих более высокое качество жизни потребителей. С этих позиций может быть определена сущность банковских услуг, функции коммерческих банков как финансово-кредитных институтов, закономерности их эволюции и их роль в воспроизводственном процессе [3].

Предоставление банковских услуг априори возникает как феномен общества, служащий целям и интересам индивидов. С течением времени этот феномен приобретает черты общественного института с присущими ему общими и специфическими

характеристиками. Длительность процесса эволюции банковских институтов на финансовом рынке привела к слиянию формальных и неформальных признаков социальной инфраструктуры банковской системы.

Современное развитие рынка банковских услуг проходит комплексно в рамках выработанных членами общества принципов и методов, касающихся информационно-финансовых потоков. Информационные ориентиры позволяют вступать в обменные отношения на основе добровольного взаимодействия индивидов по поводу формирования и распределения общественных благ. Следовательно, субъекты, вовлеченные в предоставление банковских услуг, формируют институциональную среду как систему экономических и социальных отношений общества [1].

Проведенный авторами системный анализ развития рынка банковских продуктов и услуг и определение роли этого рынка в системе общественных воспроизводственных отношений позволяют дополнить и уточнить экономическое содержание категорийного аппарата в области банковской терминологии в рамках происходящих трансформационных финансовых процессов.

В развитие теории банковского маркетинга авторами уточнены смысловые значения терминов «банковская услуга», «банковская операция», «банковский продукт», «портфель банковских услуг».

Так, под банковской услугой авторы понимают предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и другие виды профессиональной деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие банковские операции. Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента, проводимых от имени банка, предусматривающих перемещение денежных средств и направленных на решение конкретной экономической задачи. Банковский продукт - комплекс взаимосвязанных операций и услуг, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности. Портфель банковских услуг - совокупность банковских услуг, сопровождающих и оптимизирующих операции в определенной сфере деятельности банка. На взгляд авторов, данные интерпретации дают позитивный толчок к формированию клиентоориен-тированных инновационных банковских стратегий, основанных на фундаментальных концепциях дифференциации продуктов и услуг и сегментации рынка.

Для отражения системных процессов, характеризующих этапы жизненного цикла поступательного развития банка как кредитно-финансового института, авторы предлагают использовать термин «банковская инновация», которая представляет собой реализованный в форме нового банковского продукта или услуги конечный результат инновационной деятельности банка.

Позиция авторов основывается на применении двуединого подхода к развитию инновационных процессов в финансовой сфере. Первый аспект заключается во внедрении новых банковских продуктов на рынок финансовых услуг. Второй предусматривает применение нового инновационного сочетания существующих приемов, способов, методов и инструментов, позволяющих конструировать различные инновационные банковские продукты с целью получения банком дополнительных конкурентных преимуществ.

Данное авторское положение уточняет рыночную конкурентоспособную позицию банка при анализе его сильных и слабых сторон на рынке финансовых услуг. На рис. 1 отражено диалектическое развитие банковских финансовых инноваций.

Временной вектор инновационного развития банка задает стратегическое направление последовательного перехода качественного состояния банка от точки А к точке С, которое характеризуется определенным вложением инвестиционных ресурсов и их эффективностью.

Методы диалектической логики, посредством которых исследуется переход от одной системы знаний к другой, являются эффективным средством постижения инновационного развития банков как коммерческих и социально-экономических институтов.

Так, известный теоретик в области банковского дела Дж. Синки-мл. акцентирует внимание на отношения между денежно-кредитным регулятором и банками по поводу развития финансовых и банковских инноваций как диалектику регулирования и борьбы. Причина борьбы, по его мнению, состоит в разнонаправленности целей, которые ставят перед собой регуляторы и банковские институты [5]. Развивая этот тезис, авторы определили направления общих и частных векторов стратегий инновационного развития банков [1, 2].

По мнению авторов, инновационная стратегия банка в общем виде показывает вектор его позитивного развития с целью удовлетворения

_

о X

п о X о ч:

2 а

л ■и

о =

в 2

О

■е ■е л

¿-временной фактор

Инвестиции в инновации

Источник: составлено авторами.

Рис. 1. Графическая интерпретация закона прогрессивной эволюции финансовых инноваций

экономических потребностей общества, преодолевая информационную асимметрию рынка под воздействием регулятивных норм и правил центрального банка и движущих сил конкурентной среды. При реализации частных целей стратегического развития для достижения максимальной эффективности, прибыльности, конкурентоспособности банковского бизнеса и максимизации стоимости банков акционерам и топ-менеджерам целесообразно выстраивать системы управления на основе матричных и когнитивных моделей финансового поведения и передовых управленческих технологий. Такой двуединый подход необходим для разработки эффективных бизнес-процессов, отвечающих требованиям системности, комплексности и сбалансированности и базирующихся на применении общего и индивидуального наборов инструментов менеджмента.

Философская методология, содержание которой составляют общие принципы научного познания, принцип историзма и категориальный строй финансовой науки в целом, способствовала проведению исследования деятельности банка в области формирования и развития финансовых инноваций. Такой подход позволяет расширить границы распространения финансовых и банковских инноваций, определить мотивы финансового поведения банка и клиентов с точки зрения адекватности объектив-

ной реальности, а также провести оценку эффективности и интерпретацию полученных результатов.

Применение законов материалистической диалектики (превращение количества предоставляемых финансовых продуктов и услуг в качественную составляющую финансовых инноваций, взаимное проникновение полярных противоположностей) позволяет выявить соответствующие противоречия в познании инновационных финансовых процессов банковской деятельности.

Существенные изменения в институциональной структуре экономики, системные процессы интеграции и глобализации, изменения структуры сбережения и потребления хозяйствующих субъектов определяют необходимость применения инновационных банковских продуктов и услуг.

Инновационные банковские продукты формируются в результате специфических отношений банковских институтов между собой и во взаимодействии с другими экономическими субъектами в процессе инновационной деятельности на рынке финансовых услуг. Это формирование идет на уровне отдельных бизнес-процессов банка, несет в себе потребительную стоимость и позволяет удовлетворить запросы клиентов при поиске источников финансирования, перераспределении принимаемых рисков, обеспечении ликвидности и эффективности конечных финансовых результатов.

Вместе с тем инновационные банковские продукты усложняют экономические отношения, порождая новые потребности в финансовых инновациях. Это характеризует диалектику развития отношений нефинансового сектора экономики и рынка финансовых услуг посредством социальной миссии банков как институтов финансового посредничества.

Принимая управленческие решения, направленные на реализацию общих и частных стратегических ориентиров, банковские институты системно воздействуют на все секторы финансового рынка: денежный, долгосрочных финансовых инвестиций,

фондовый, кредитный, базовых и производных финансовых инструментов и активов. В связи с этим перед банковскими институтами стоят задачи не только освоения новых сфер деятельности, но и внедрения механизмов, методов и инструментов взаимосвязанного формирования и реализации инновационных банковских продуктов и услуг.

Ориентация менеджмента на формирование инновационных управленческих решений обусловлена принципиально новыми технологиями и мотивами финансового поведения потребителей банковских услуг, заинтересованных в повышении качества обслуживания и его технологической модернизации, а в конечном итоге - в повышении потребительной стоимости банковских продуктов и услуг.

В современных условиях инновации становятся важным фактором повышения конкурентоспособности банковских институтов и способствуют освоению институциональных приемов и процедур реинжиниринга бизнес-процессов. С точки зрения авторов, бизнес-процесс представляет собой совокупность различных видов деятельности коммерческого банка, в рамках которой на входе используется один ресурс или более, а в результате, на выходе, создается банковский продукт, представляющий ценность для потребителя.

По характеру воздействия на объект управления различают основные и вспомогательные бизнес-процессы.

Основные создают ценность для клиента банка посредством использования определенных видов финансовых и нефинансовых ресурсов и добавления к ним стоимости в течение всего бизнес-процесса. К ним относятся:

• кредитование;

• сервис депозитов и пластиковых карт;

• расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц;

• валютно-обменные операции;

• депозитарные услуги;

• доверительное управление имуществом;

• посреднические брокерские услуги;

• хранение ценностей и документов в индивидуальных банковских ячейках и сейфах;

• факторинг и форфейтинг;

• инфокоммуникационные и финансовые услуги;

• финансовый лизинг;

• проектное инвестирование;

• услуги на принципах исламского финансирования;

• гарантии и поручительства перед третьими лицами;

• операции с драгоценными металлами. Вспомогательные бизнес-процессы банка прямо не образуют добавленной ценности для клиента. В то же время они могут создавать ее опосредованно, обеспечивая условия для основных бизнес-процессов. К числу вспомогательных бизнес-процессов относятся:

• инкассация и сопровождение денежных потоков;

• информационно-консультационная деятельность;

• ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;

• маркетинговые исследования рынка финансовых услуг;

• внутрихозяйственная деятельность банка. Любая организация, в том числе и финансово-

кредитные институты, не реже определенного периода в зависимости от своих размеров и характера функционирования должны на основе детального анализа текущей ситуации проводить реинжиниринг своей деятельности. Программа изменений может включать различные направления. Это могут быть:

• реструктуризация;

• построение новой концепции взаимоотношений, мотивации и банковского менеджмента;

• смена и переквалификация части специалистов;

• модернизация технологической и информационной базы;

• реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями. Реинжиниринг - относительно новое понятие в

современном лексиконе бизнеса, которое подразумевает более глубокие преобразования бизнес-процессов в банковской сфере по сравнению с другими способами модернизации. Учитывая это, авторы полагают невозможным отождествлять понятие «реинжиниринг» с категориями «реорганизация» и «модернизация».

Категория «реинжиниринг» не имеет семантического эквивалента в современном русском языке. В настоящее время курс реинжиниринга является неотъемлемой частью бизнес-образования в развитых странах и стал традиционным подходом к решению проблемы повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов [4].

В то же время в отечественной научной экономической литературе эта тема недостаточно разработана. Она освещена лишь в отдельных публикациях, выходивших в периодических профессиональных изданиях, с точки зрения технологических аспектов реинжиниринга.

Сущность последнего в том, что финансово-кредитный институт должен заново определить содержание и приоритеты своей деятельности, перенести акцент на межфункциональные бизнес-процессы, которые должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов. На основании реинжиниринга бизнес-процессов банк стремится вновь объединить частные операции в более крупные и законченные по смыслу. При этом предполагается более широкое использование возможностей современных информационных и инновационных технологий.

В теории реинжиниринга фундаментальное значение имеет понятие «бизнес-процесс». С точки зрения авторов, в функционировании банков и других финансово-кредитных институтов именно вокруг реинжиниринга должны концентрироваться ресурсы и управление основными и вспомогательными бизнес-процессами.

Особенностью реинжиниринга банковских бизнес-процессов является акцент на эффективность общего результата с учетом ориентации на меняющиеся потребности клиентов, выстраивание

* Gap - разрыв в ценовом графике.

Рис. 2. Реализация комплексного процесса управления активами и пассивами коммерческого банка (авторский подход)

системы финансового посредничества на основе клиентоориентированного подхода.

Обобщая сказанное, авторы сформировали свою позицию относительно реинжиниринга процесса управления активами и пассивами банка. С учетом концепции стратегического банковского менеджмента следует полагать, что управление активами и пассивами надо рассматривать как комплексный процесс формирования и регулирования такой структуры активов и пассивов банка, которая обеспечивает достижение стратегий и целей финансового менеджмента.

Следовательно, авторский подход к эффективному управлению активами и пассивами обеспечивает достижение:

- оптимальной структуры активов, обеспечивающих максимальный уровень доходности при заданном объеме риска;

- оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию издержек на привлечение различных источников финансирования;

- структуры активов и пассивов, обеспечивающих максимальную величину процентной и банковской маржи.

Целевыми результатами управления активами и обязательствами являются:

- защита акционеров и вкладчиков от возможных убытков;

- управление процентным разрывом и максимизация доходов в пределах лимитов потенциальных рисков;

- поддержание достаточной величины капитала для погашения коммерческих и рыночных рисков;

- оптимизация оценки продуктов и услуг в целях рационального управления активами и пассивами и максимизации стоимости банка.

В общем виде реализацию процесса управления активами и пассивами отражает рис. 2. Следует

обратить внимание на структурную взаимосвязь системного подхода финансового поведения банковских институтов, формирования политики в рамках стратегического управления и уровня результативности поставленных конечных целей банковского менеджмента.

В процессе реализации авторского подхода управления активами и пассивами банковскому менеджменту требуется овладеть инструментарием получения и обработки достоверной, своевременной и точной информации от структурных бизнес-единиц и внешних сегментов финансового рынка.

При этом внешняя информация позволяет прогнозировать параметрическое развитие банка, осуществлять корректировку стратегии и разрабатывать тактические действия в области управления активами и пассивами, а внутренняя - осуществлять мониторинг политики управления активами и пассивами и проводить оценку необходимости внесения тактических изменений в деятельность структурных подразделений банка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешние источники информации:

1) макроэкономические отчеты:

- общие прогнозы развития среды;

- деловая активность в сфере банковских услуг;

- государственная надзорная и фискальная политика;

2) индикаторы финансовых рынков:

- процентные ставки;

- валютный курс;

- распределение рыночных рисков.

Внутренние источники информации:

1) статический и динамический рост активов и

пассивов банка;

2) соответствие регулятивным нормам значений:

- капитала;

- ликвидности;

- открытой валютной позиции;

- позиции по процентному и рыночному рискам.

Процесс реинжиниринга управления активами и пассивами обеспечивается взаимосвязью комплекса финансовой политики и стратегических целевых ориентиров кредитной организации. Усложнение технологического уклада банковской деятельности, колебание процентных ставок, изменение валютного курса значительно обострили влияние рыночных рисков на конечные результаты. Это

формирует внешний неблагоприятный фон проведения реинжиниринга основных и вспомогательных бизнес-процессов управления обязательствами и требованиями банка.

Оценивая существующую структуру активов и пассивов российских банков различной степени надежности, можно выделить следующие тенденции.

Бизнес-модели управления активами и пассивами незначительно отличаются друг от друга и не дают каких-либо преимуществ для роста и позиционирования на рынке, а также стимулов к повышению эффективности работы. Рассматривая структуру активов и обязательств одного из экономически значимых банков России - ОАО «Банк УРАЛСИБ», представленную в табл. 1, можно проследить проявление этих тенденций.

В структуре активов банка авторы выделили вложения, чувствительные к изменению процентной ставки, для оперативного контроля изменения величины процентного риска. В свою очередь, обязательства не имеют длинных ресурсов, и поэтому они все подвержены воздействию процентного риска. Анализируя направленность размещения активов банка, можно отметить наибольшую концентрацию кредитных вложений. Их доля составила в исследуемом периоде 2010-2012 гг. соответственно 62 и 68 %.

Кредитные активы, чувствительные к изменению процентной ставки, изменились примерно в этой же пропорции - 62 и 69 % соответственно. Данная тенденция имеет двойственную характеристику. С одной стороны, менеджмент банка, избрав эту стратегию присутствия в кредитном секторе рынка, расширяет поле деятельности. Это положительный сигнал для потенциальных клиентов. С другой стороны, такая концентрация значительной доли активов может привести к возникновению негативных последствий кредитного и рыночного рисков.

Степень агрессивности кредитной политики банка подтверждают расчетные значения коэффициента трансформации привлеченных депозитов в кредиты - 0,8 и 0,86 соответственно. Величина разрыва Gap по чувствительным активам снизилась на 40 %, и это положительный фактор в тактике управления процентным риском.

Трансформируя существующую модель управления активами и пассивами на инновационный путь развития, банковский менеджмент, основываясь на процессном подходе, должен ориентироваться на

Таблица 1

Структура активов и обязательств ОАО «Банк УРАЛСИБ», тыс. руб.

е

П

0

1

=1 тз о

tD

z tr

тз

tD

Е

tD I

Вид активов и обязательств На 01.01.2011 На 01.01.2011 Отклонения, %

Всего... %к итогу В том числе чувствительные к изменению процентной ставки %к итогу Всего... %к итогу В том числе чувствительные к изменению процентной ставки %к итогу Всего... В том числе чувствительные к изменению процентной ставки

Активы

Денежные средства 20 482 548 5 20 482 548 5,6 21 366 572 5,0 21 366 572 5,5 104 104

Средства кредитных организаций в Банке России 20 629 676 5,1 20 629 676 5,7 19 252 580 4,5 19 252 580 5 93 93

Средства в кредитных организациях 2 026 807 0,5 2 026 807 0,6 5 968 889 1,4 5 968 889 1,5 295 295

Чистая ссудная задолженность 250 487 556 61,8 228 045 888 62,2 293 114 726 68,3 270 356 573 69,6 117 119

Чистые вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для перепродажи 90 138 157 22,3 90 138 157 24,6 67 484 877 15,7 67 484 877 17,3 75 75

Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые для погашения 1 096 520 0,2 1 096 520 0,33 118 262 0,1 118 262 0,2 11 11

Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы 12 329 520 3,1 — 13 747 851 3,2 —

Прочие активы 7 951 776 2,0 3 750 423 1,02 7 836 471 1,8 3 502 633 0,9 98,5 94,4

Итого активов 405 142 560 100,0 366 170 019 100,0 428 890 228 100,0 388 050 386 100 105,8 106

Обязательства

Кредиты, депозиты и прочие средства Банка России 8 238 386 2,1 8 238 386 2,1

Средства кредитных организаций 40 680 838 11,2 40 680 838 11,2 38 400 821 10 3 840 084 10,0 94,4 94,4

Средства клиентов, не являющихся кредитными организациями 311 521 224 86 311 521 224 86 314 176 855 81,4 314 176 855 81,4 101,0 101,0

Финансовые обязательства, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток 359 422 0,1 359 422 0,1

Выпущенные долговые обязательства 7 339 196 2,0 7 339 196 2,0 21 177 723 5,5 21 177 723 5,5 288,0 288,0

Прочие пассивы 2 046 852 0,6 2 046 852 0,6 2 787 369 0,7 2 787 369 0,7 136,0 136,0

Резервы на возможные потери по условным обязательствам кредитного характера, прочим возможным потерям и по операциям с резидентами офшорных зон 579 276 0,2 579 276 0,2 498 905 0,2 498 905 0,2 86,2 86,2

Итого обязательств 362 167 386 100,0 362 167 386 100,0 385 639 481 100,0 385 639 481 100,0 106,5 106,5

Gap 42 975 174 4 002 633 43 250 747 2 410 905 100,6 60,0

(jvJ М

VI О

NJ О н»

ы

ш

ai

DO

n

п п

Источник: составлено авторами по данным финансовой отчетности банка

социальную миссию банка и соответствующее направление вектора его стратегического развития.

Следует обратить внимание на качественные характеристики секторов финансового рынка, где присутствует банк. Авторы апробировали методику поэтапного динамического моделирования процесса управления активами и пассивами банка (УАП) на информационно-аналитической базе 135 коммерческих банков различной степени надежности (рис. 3).

Значимым достоинством данной методики является наличие возможности систематического качественного и количественного учета банковскими менеджерами отдаленных последствий принимаемых управленческих решений в области оптимизации структуры активов и обязательств и выявления побочных эффектов, которые могут помешать достижению стратегических ориентиров устойчивого развития банка.

Предложенная в результате реинжиниринга авторская структурная модель построения статического балансового отчета, представленная в табл. 2, отражает группировку активов с понижающейся степенью ликвидности выделенных секторов финансового рынка. В пассиве отражены привлеченные источники с этих же секторов рынка. Внутри каждого сектора привлеченные источники отражены с понижающей степенью востребованности.

Методика формирования структурного соотношения обяза-

тельств и требований как внутри группы, так и между выделенными группами позволяет проводить оценку позиции банка в различных секторах финансового рынка, степени рефинансирования и трансформации привлеченных источников при их размещении. Применение методов качественного анализа операций и их ликвидности позволяет контролировать динамику финансовых потоков и оперативно реагировать на изменение происходящих процессов.

Источник: визуализировано авторами. Рис. 3. Этапы методики динамического моделирования процесса управления активами

и пассивами банка

7х"

9

Таблица 2

Рекомендуемая структура соотношения активов и пассивов коммерческих банков

Рынок размещения Актив, Рынок привлечения Пассив,

% к итогу % к итогу

Межбанковский рынок 12 Межбанковский рынок 20

В том числе: В том числе:

- наличность и кассовые активы; 2 - краткосрочные ресурсы; 5-12

- корсчета до востребования; 6 - долгосрочные ресурсы 8-15

- срочные банковские депозиты 4

Клиентский рынок 40 Клиентский рынок 48-50

В том числе: В том числе:

- краткосрочные ссуды; 20 - депозиты до востребования; 28

- долгосрочные ссуды; 8 - срочные депозиты 20-25

- коммерческие кредиты 12

Рынок ценных бумаг 20 Рынок ценных бумаг (сертификаты, векселя 5-8

В том числе: и облигации)

- спекулятивные; 15

- долгосрочные 5

Участие в капиталах зависимых организаций 10-12 Рынок капиталов 12

В том числе:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- акционерный капитал; 5

- фонды банка и нераспределенная прибыль 7

Иммобилизация внутренней инфраструктуры 2-3 Торговые позиции 8

Торговые позиции 8 Прочие пассивы 2

Прочие активы 3

Средства в расчетах 2-3

БАЛАНС 100 БАЛАНС 100

Источник: составлено авторами.

Апробация предлагаемой структуры балансового отчета подтвердила, что структура пассива во многом определяет структуру актива, влияет на степень ликвидности баланса. В каждой конкретной ситуации в зависимости от влияния субъективных и объективных факторов определяется соотношение структуры активов и пассивов. В рамках реализации стратегии устойчивого развития универсальных банков авторами определено оптимальное соотношение формирования источников и их размещения на основании принципа ликвидности и прибыльности банковских операций.

Предлагаемая структура соотношения между секторами финансового рынка и сочетания чувствительных и нечувствительных активов и пассивов отвечает требованиям экономических нормативов, обеспечивает достаточно высокий уровень ликвидности и приемлемую норму прибыли, определяемую величиной Gap и показателями дюрации.

В результате реализации реинжиниринга управления активами и пассивами предполагается рост экономической добавленной стоимости банка на 20 процентных пунктов. Этот процесс связан не только с изменением структуры и механизмов управления

финансовыми потоками банка, но и (в большей степени) с расширением поля продаж инновационных кредитных, депозитных и фондовых продуктов, имеющих высокую потребительную стоимость для клиентов банка.

Список литературы

1. Макаров В. В. Новая Экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг: В. В. Макаров, В. Л. Горбачев, В. М. Желто-носов. М.: Академия, 2009. 223 с.

2. Маршал Дж. Ф. Финансовая инженерия. Полное руководство по финансовым нововведениям / Дж. Ф. Маршал, В. К. Бансал; пер. с англ. М.: Инфра-М, 1998. 754 с.

3. Родин Д. Я. Формирование стратегий устойчивого развития коммерческих банков: проблемы теории и методологии. Краснодар: КубГАУ, 2010. 300 с.

4. Рудакова О. С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. 400 с.

5. Синки Дж.-мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина, 2007. 1050 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.