БАНКОВСКИЙ СЕКТОР
УДК 336.663
РАЗВИТИЕ БАНКОВСКИХ ИННОВАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ОПТИМИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА*
Д. Я. РОДИН,
доктор экономических наук,
доцент кафедры денежного обращения и кредита
E-mail: rodin17@mail. ru
Л. В. ГЛУХИХ,
кандидат экономических наук, доцент кафедры управления и маркетинга E-mail: GluhihL@bk. ru Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар
Интеграционные процессы, способствующие трансформации российских банков в мировую финансовую систему, позволяют оптимально распределять имеющиеся ресурсы и совершенствовать каналы доставки банковских продуктов потребителям. Эти устойчивые процессы побуждают менеджмент повышать эффективность деятельности кредитных организаций и обеспечивать рост их конкурентоспособности на банковском рынке.
Последний целесообразно рассматривать в контексте системы институциональных отношений общества как целостной категории, которая имеет двойственную социально-экономическую природу. В современном обществе этот дуалистический характер взаимодействия рыночных агентов и институтов усиливается, что обусловлено сущностными характеристиками банковской институциональной деятельности как социально-экономических про-
* Статья подготовлена по материалам журнала «Финансовая аналитика: проблемы и решения». 2013. № 32 (170).
цессов. Это выражается, с одной стороны, в создании специфических экономических ценностей, удовлетворяющих финансовые потребности субъектов рынка, а с другой - в выполнении социальной миссии по формированию условий, обеспечивающих более высокое качество жизни потребителей. С этих позиций может быть определена сущность банковских услуг, функции коммерческих банков как финансово-кредитных институтов, закономерности их эволюции и их роль в воспроизводственном процессе [3].
Предоставление банковских услуг априори возникает как феномен общества, служащий целям и интересам индивидов. С течением времени этот феномен приобретает черты общественного института с присущими ему общими и специфическими характеристиками. Длительность процесса эволюции банковских институтов на финансовом рынке привела к слиянию формальных и неформальных признаков социальной инфраструктуры банковской системы.
Современное развитие рынка банковских услуг проходит комплексно в рамках выработанных членами общества принципов и методов, касающихся информационно-финансовых потоков. Информационные ориентиры позволяют вступать в обменные отношения на основе добровольного взаимодействия индивидов по поводу формирования и распределения общественных благ. Следовательно, субъекты, вовлеченные в предоставление банковских услуг, формируют институциональную среду как систему экономических и социальных отношений общества [1].
Проведенный авторами системный анализ развития рынка банковских продуктов и услуг и определение роли этого рынка в системе общественных воспроизводственных отношений позволяют дополнить и уточнить экономическое содержание категорийного аппарата в области банковской терминологии в рамках происходящих трансформационных финансовых процессов.
В развитие теории банковского маркетинга авторами уточнены смысловые значения терминов «банковская услуга», «банковская операция», «банковский продукт», «портфель банковских услуг».
Так, под банковской услугой авторы понимают предоставляемые клиентам технические, технологические, финансовые, интеллектуальные и другие виды профессиональной деятельности банка, сопровождающие и оптимизирующие банковские операции. Банковская операция представляет собой комплекс взаимосвязанных действий банка и клиента,
л н и о я п о X о ч:
а а
л н и о я в а н
а
о
■е ■е л
Инвестиции в инновации
Источник: составлено авторами.
Рис. 1. Графическая интерпретация закона прогрессивной эволюции финансовых инноваций
проводимых от имени банка, предусматривающих перемещение денежных средств и направленных на решение конкретной экономической задачи. Банковский продукт - комплекс взаимосвязанных операций и услуг, направленный на удовлетворение потребностей клиентов в отдельных видах банковской деятельности. Портфель банковских услуг - совокупность банковских услуг, сопровождающих и оптимизирующих операции в определенной сфере деятельности банка. На взгляд авторов, данные интерпретации дают позитивный толчок к формированию клиентоориентированных инновационных банковских стратегий, основанных на фундаментальных концепциях дифференциации продуктов и услуг и сегментации рынка.
Для отражения системных процессов, характеризующих этапы жизненного цикла поступательного развития банка как кредитно-финансового института, авторы предлагают использовать термин «банковская инновация», которая представляет собой реализованный в форме нового банковского продукта или услуги конечный результат инновационной деятельности банка.
Позиция авторов основывается на применении двуединого подхода к развитию инновационных процессов в финансовой сфере. Первый аспект заключается во внедрении новых банковских продуктов на рынок финансовых услуг. Второй предусматривает применение нового инновационного сочетания существующих приемов, способов, методов и инструментов, позволяющих конструировать различные инновационные банковские продукты с целью получения банком дополнительных конкурентных преимуществ.
Данное авторское положение уточняет рыночную конкурентоспособную позицию банка при анализе его сильных и слабых сторон на рынке финансовых услуг. На рис. 1 отражено диалектическое развитие банковских финансовых инноваций.
Временной вектор инновационного развития банка задает стратегическое направление последовательного перехода качественного состояния банка от точки А к точке С, которое характеризуется определенным вложением инвестиционных ресурсов и их эффективностью.
¿-временной фактор
Методы диалектической логики, посредством которых исследуется переход от одной системы знаний к другой, являются эффективным средством постижения инновационного развития банков как коммерческих и социально-экономических институтов.
Так, известный теоретик в области банковского дела Дж. Синки-мл. акцентирует внимание на отношения между денежно-кредитным регулятором и банками по поводу развития финансовых и банковских инноваций как диалектику регулирования и борьбы. Причина борьбы, по его мнению, состоит в разнонаправленности целей, которые ставят перед собой регуляторы и банковские институты [5]. Развивая этот тезис, авторы определили направления общих и частных векторов стратегий инновационного развития банков [1, 2].
По мнению авторов, инновационная стратегия банка в общем виде показывает вектор его позитивного развития с целью удовлетворения экономических потребностей общества, преодолевая информационную асимметрию рынка под воздействием регулятивных норм и правил центрального банка и движущих сил конкурентной среды. При реализации частных целей стратегического развития для достижения максимальной эффективности, прибыльности, конкурентоспособности банковского бизнеса и максимизации стоимости банков акционерам и топ-менеджерам целесообразно выстраивать системы управления на основе матричных и когнитивных моделей финансового поведения и передовых управленческих технологий. Такой двуединый подход необходим для разработки эффективных бизнес-процессов, отвечающих требованиям системности, комплексности и сбалансированности и базирующихся на применении общего и индивидуального наборов инструментов менеджмента.
Философская методология, содержание которой составляют общие принципы научного познания, принцип историзма и категориальный строй финансовой науки в целом, способствовала проведению исследования деятельности банка в области формирования и развития финансовых инноваций. Такой подход позволяет расширить границы распространения финансовых и банковских инноваций, определить мотивы финансового поведения банка и клиентов с точки зрения адекватности объективной реальности, а также провести оценку эффективности и интерпретацию полученных результатов.
Применение законов материалистической диалектики (превращение количества предоставляемых финансовых продуктов и услуг в качественную
составляющую финансовых инноваций, взаимное проникновение полярных противоположностей) позволяет выявить соответствующие противоречия в познании инновационных финансовых процессов банковской деятельности.
Существенные изменения в институциональной структуре экономики, системные процессы интеграции и глобализации, изменения структуры сбережения и потребления хозяйствующих субъектов определяют необходимость применения инновационных банковских продуктов и услуг.
Инновационные банковские продукты формируются в результате специфических отношений банковских институтов между собой и во взаимодействии с другими экономическими субъектами в процессе инновационной деятельности на рынке финансовых услуг. Это формирование идет на уровне отдельных бизнес-процессов банка, несет в себе потребительную стоимость и позволяет удовлетворить запросы клиентов при поиске источников финансирования, перераспределении принимаемых рисков, обеспечении ликвидности и эффективности конечных финансовых результатов.
Вместе с тем инновационные банковские продукты усложняют экономические отношения, порождая новые потребности в финансовых инновациях. Это характеризует диалектику развития отношений нефинансового сектора экономики и рынка финансовых услуг посредством социальной миссии банков как институтов финансового посредничества.
Принимая управленческие решения, направленные на реализацию общих и частных стратегических ориентиров, банковские институты системно воздействуют на все секторы финансового рынка: денежный, долгосрочных финансовых инвестиций, фондовый, кредитный, базовых и производных финансовых инструментов и активов. В связи с этим перед банковскими институтами стоят задачи не только освоения новых сфер деятельности, но и внедрения механизмов, методов и инструментов взаимосвязанного формирования и реализации инновационных банковских продуктов и услуг.
Ориентация менеджмента на формирование инновационных управленческих решений обусловлена принципиально новыми технологиями и мотивами финансового поведения потребителей банковских услуг, заинтересованных в повышении качества обслуживания и его технологической модернизации, а в конечном итоге - в повышении потребительной стоимости банковских продуктов и услуг.
В современных условиях инновации становятся важным фактором повышения конкурентоспо-
собности банковских институтов и способствуют освоению институциональных приемов и процедур реинжиниринга бизнес-процессов. С точки зрения авторов, бизнес-процесс представляет собой совокупность различных видов деятельности коммерческого банка, в рамках которой на входе используется один ресурс или более, а в результате, на выходе, создается банковский продукт, представляющий ценность для потребителя.
По характеру воздействия на объект управления различают основные и вспомогательные бизнес-процессы.
Основные создают ценность для клиента банка посредством использования определенных видов финансовых и нефинансовых ресурсов и добавления к ним стоимости в течение всего бизнес-процесса. К ним относятся:
• кредитование;
• сервис депозитов и пластиковых карт;
• расчетно-кассовое обслуживание юридических и физических лиц;
• валютно-обменные операции;
• депозитарные услуги;
• доверительное управление имуществом;
• посреднические брокерские услуги;
• хранение ценностей и документов в индивидуальных банковских ячейках и сейфах;
• факторинг и форфейтинг;
• инфокоммуникационные и финансовые услуги;
• финансовый лизинг;
• проектное инвестирование;
• услуги на принципах исламского финансирования;
• гарантии и поручительства перед третьими лицами;
• операции с драгоценными металлами. Вспомогательные бизнес-процессы банка прямо не образуют добавленной ценности для клиента. В то же время они могут создавать ее опосредованно, обеспечивая условия для основных бизнес-процессов. К числу вспомогательных бизнес-процессов относятся:
• инкассация и сопровождение денежных потоков;
• информационно-консультационная деятельность;
• ведение бухгалтерского учета и составление отчетности;
• маркетинговые исследования рынка финансовых услуг;
• внутрихозяйственная деятельность банка. Любая организация, в том числе и финансово-
кредитные институты, не реже определенного пе-
риода в зависимости от своих размеров и характера функционирования должны на основе детального анализа текущей ситуации проводить реинжиниринг своей деятельности. Программа изменений может включать различные направления. Это могут быть:
• реструктуризация;
• построение новой концепции взаимоотношений, мотивации и банковского менеджмента;
• смена и переквалификация части специалистов;
• модернизация технологической и информационной базы;
• реинжиниринг основных и вспомогательных бизнес-процессов, системы управления в соответствии со стратегическими целями. Реинжиниринг - относительно новое понятие в
современном лексиконе бизнеса, которое подразумевает более глубокие преобразования бизнес-процессов в банковской сфере по сравнению с другими способами модернизации. Учитывая это, авторы полагают невозможным отождествлять понятие «реинжиниринг» с категориями «реорганизация» и «модернизация».
Категория «реинжиниринг» не имеет семантического эквивалента в современном русском языке. В настоящее время курс реинжиниринга является неотъемлемой частью бизнес-образования в развитых странах и стал традиционным подходом к решению проблемы повышения экономической эффективности деятельности хозяйствующих субъектов [4].
В то же время в отечественной научной экономической литературе эта тема недостаточно разработана. Она освещена лишь в отдельных публикациях, выходивших в периодических профессиональных изданиях, с точки зрения технологических аспектов реинжиниринга.
Сущность последнего в том, что финансово-кредитный институт должен заново определить содержание и приоритеты своей деятельности, перенести акцент на межфункциональные бизнес-процессы, которые должны быть ориентированы на удовлетворение потребностей клиентов. На основании реинжиниринга бизнес-процессов банк стремится вновь объединить частные операции в более крупные и законченные по смыслу. При этом предполагается более широкое использование возможностей современных информационных и инновационных технологий.
В теории реинжиниринга фундаментальное значение имеет понятие «бизнес-процесс». С точки зрения авторов, в функционировании банков и других финансово-кредитных институтов именно вокруг реинжиниринга должны концентрироваться
ресурсы и управление основными и вспомогательными бизнес-процессами.
Особенностью реинжиниринга банковских бизнес-процессов является акцент на эффективность общего результата с учетом ориентации на меняющиеся потребности клиентов, выстраивание системы финансового посредничества на основе клиентоориентированного подхода.
Обобщая сказанное, авторы сформировали свою позицию относительно реинжиниринга процесса управления активами и пассивами банка. С учетом концепции стратегического банковского менеджмента следует полагать, что управление активами и пассивами надо рассматривать как комплексный процесс формирования и регулирования такой структуры активов и пассивов банка, которая обеспечивает достижение стратегий и целей финансового менеджмента.
Следовательно, авторский подход к эффективному управлению активами и пассивами обеспечивает достижение:
- оптимальной структуры активов, обеспечивающих максимальный уровень доходности при заданном объеме риска;
- оптимальной структуры пассивов, обеспечивающих минимизацию издержек на привлечение различных источников финансирования;
- структуры активов и пассивов, обеспечивающих максимальную величину процентной и банковской маржи.
Целевыми результатами управления активами и обязательствами являются:
- защита акционеров и вкладчиков от возможных убытков;
- управление процентным разрывом и максимизация доходов в пределах лимитов потенциальных рисков;
- поддержание достаточной величины капитала для погашения коммерческих и рыночных рисков;
- оптимизация оценки продуктов и услуг в целях рационального управления активами и пассивами и максимизации стоимости банка.
В общем виде реализацию процесса управления активами и пассивами отражает рис. 2. Следует обратить внимание на структурную взаимосвязь системного под-
хода финансового поведения банковских институтов, формирования политики в рамках стратегического управления и уровня результативности поставленных конечных целей банковского менеджмента.
В процессе реализации авторского подхода управления активами и пассивами банковскому менеджменту требуется овладеть инструментарием получения и обработки достоверной, своевременной и точной информации от структурных бизнес-единиц и внешних сегментов финансового рынка.
При этом внешняя информация позволяет прогнозировать параметрическое развитие банка, осуществлять корректировку стратегии и разрабатывать тактические действия в области управления активами и пассивами, а внутренняя - осуществлять мониторинг политики управления активами и пассивами и проводить оценку необходимости внесения тактических изменений в деятельность структурных подразделений банка.
Внешние источники информации:
1) макроэкономические отчеты:
- общие прогнозы развития среды;
- деловая активность в сфере банковских услуг;
- государственная надзорная и фискальная политика;
2) индикаторы финансовых рынков:
- процентные ставки;
- валютный курс;
- распределение рыночных рисков.
Внутренние источники информации:
1) статический и динамический рост активов и
пассивов банка;
Системный подход к формированию финансового поведения банка
J
J
J
Внешние
информационно- *
финансовые
потоки
Анализ и динамическое моделирование
J
<=
Внутренние
информационно-
финансовые
потоки
Формирование и реализация политики в рамках общей стратегии управления банком
Управление ликвидностью
J
Управление gap*-no3HU,Hefi, дюрацией потоков
J
Управление валютной позицией
J
а
Оценка эффективности и результативности управленческого процесса
* Gap - разрыв в ценовом графике.
Рис. 2. Реализация комплексного процесса управления активами и пассивами коммерческого банка (авторский подход)
2) соответствие регулятивным нормам зна- ^
чений: а
- капитала; ^
- ликвидности;
- открытой валютной позиции;
- позиции по процентному и рыночному рискам.
Процесс реинжиниринга управления активами и пассивами обеспечивается взаимосвязью комплекса финансовой политики и стратегических целевых ориентиров кредитной организации. Усложнение технологического уклада банковской деятельности, колебание процентных ставок, изменение валютного курса значительно обострили влияние рыночных рисков на конечные результаты. ^о Это формирует внешний неблагоприятный ^ фон проведения реинжиниринга основных и 3 вспомогательных бизнес-процессов управле- £ ния обязательствами и требованиями банка. §
Оценивая существующую структуру акти- ^ вов и пассивов российских банков различной степени надежности, можно выделить следу- % ющие тенденции. «
Бизнес-модели управления активами и
О
пассивами незначительно отличаются друг ^ от друга и не дают каких-либо преимуществ цд для роста и позиционирования на рынке, а 2 также стимулов к повышению эффективности £ работы. Рассматривая структуру активов и д обязательств одного из экономически значимых банков России - ОАО «Банк УРАЛСИБ», я
представленную в табл. 1, можно проследить §
н
проявление этих тенденций. ^
В структуре активов банка авторы выделили вложения, чувствительные к изменению ^
т
процентной ставки, для оперативного контро- ^ ля изменения величины процентного риска. В и свою очередь, обязательства не имеют длинных ресурсов, и поэтому они все подвержены воздействию процентного риска. Анализируя направленность размещения активов банка, можно отметить наибольшую концентрацию кредитных вложений. Их доля составила в исследуемом периоде 2010-2012 гг. соответственно 62 и 68 %.
Кредитные активы, чувствительные к изменению процентной ставки, изменились примерно в этой же пропорции - 62 и 69 % соответственно. Данная тенденция имеет двойственную характеристику. С одной стороны, менеджмент банка, избрав эту стратегию присутствия в кредитном секторе
Отклонения, % В том числе чувствительные к изменению процентной ставки Активы о 3 сл 5 9 2 9 хч г- 11 94,4 6 0
Всего... о 3 сл 5 9 2 7 хч г- 11 98,5 105,8
На 01.01.2011 °% к итогу хч 69,6 | 17,3 ,2 0, ,9 0, 0 0
В том числе чувствительные к изменению процентной ставки 21 366 572 | 19 252 580 | 5 968 889 270 356 573 | 67 484 877 118 262 1 3 502 633 388 050 386
°% к итогу <о 68,3 | 15,7 Го ,2 3, ,8 О'ООТ
Всего. 21 366 572 | 19 252 580 | 5 968 889 | 293 114 726 | 67 484 877 118 262 13 747 851 7836 471 | 428 890 228
На 01.01.2011 °% к итогу ЧО ЧО <о 62,2 | 24,6 0,33 1,02 | О'ООТ
В том числе чувствительные к изменению процентной ставки 20 482 548 | 20 629 676 | 2 026 807 228 045 888 | 90 138 157 1 096 520 1 3 750 423 366 170 019
°% к итогу хч <о 61,8 | 22,3 ,2 0, 3, ,0 2, 100,0
Всего. 20 482 548 | 20 629 676 | 2 026 807 | 250 487 556 | 90 138 157 1 096 520 12 329 520 7 951 776 | 405 142 560
Вид активов и обязательств | Денежные средства | Средства кредитных организаций в Банке России | Средства в кредитных организациях | Чистая ссудная задолженность Чистые вложения в ценные бумаги, имеющиеся в наличии для перепродажи Чистые вложения в ценные бумаги, удерживаемые для погашения Основные средства, нематериальные активы и материальные запасы | Прочие активы Итого активов
vlS a
^
а s a
к
§
О
и
и
=
о =
о
Ч
§ зВ S О
с 3
с
PQ
а ^
с
н
со
|5 3 « Й
2
f в
о
се
Я
а ^
и
с -
о
с
СО
а ^
и
с
н
со
S о
е =
SJ S
я й
н в
:=
О =
=
о Я
о &
=
о £
а ^
и
с -
о
с
СО
с
J ■■j -
ю о
СО
с о Р
g
н а
W
а в
h
с
д
« 8
пб е у Я к
о § °
« « о
а
£
е
д
и
з
е р
ла О Ё
ер
h
о п
ц
а р
е п о о п
оа вв ^ н
я р
е
h
о п
ра ез зя еб Ро
х
й а
нн
I л оо
И
во
о
о
«
о в о
о
3
ф
а
«
о
с
а р
i
о н
ен
-
i н
рынка, расширяет поле деятельности. Это положительный сигнал для потенциальных клиентов. С другой стороны, такая концентрация значительной доли активов может привести к возникновению негативных последствий кредитного и рыночного рисков.
Степень агрессивности кредитной политики банка подтверждают расчетные значения коэффициента трансформации привлеченных депозитов в кредиты - 0,8 и 0,86 соответственно. Величина разрыва Gap по чувствительным активам снизилась на 40 %, и это положительный фактор в тактике управления процентным риском.
Трансформируя существующую модель управления активами и пассивами на инновационный путь развития, банковский менеджмент, основываясь на процессном подходе, должен ориентироваться на социальную миссию банка и соответствующее направление вектора его стратегического развития.
Следует обратить внимание на качественные характеристики секторов финансового рынка, где присутствует банк. Авторы апробировали методику поэтапного динамического моделирования процесса управления активами и пассивами банка (УАП) на информационно-аналитической базе 135 коммерческих банков различной степени надежности (рис. 3).
Значимым достоинством данной методики является наличие возможности систематического качественного и количественного учета банковскими менеджерами отдаленных последствий принимаемых управленческих решений в области оптимизации структуры активов и обязательств и выявления побочных эффектов, которые могут помешать достижению стратегических ориентиров устойчивого развития банка.
Предложенная в результате реинжиниринга авторская структурная модель построения статического балансового отчета, представленная в табл. 2, отражает группировку активов с понижающейся степенью ликвидности выделенных
Когнитивная структуризация
Структурный анализ модели
Сценарное моделирование
секторов финансового рынка. В пассиве отражены привлеченные источники с этих же секторов рынка. Внутри каждого сектора привлеченные источники отражены с понижающей степенью востребованности.
Методика формирования структурного соотношения обязательств и требований как внутри группы, так и между выделенными группами позволяет проводить оценку позиции банка в различных секторах финансового рынка, степени рефинансирования и трансформации привлеченных источников при их размещении. Применение методов качественного анализа операций и их ликвидности позволяет контролировать динамику финансовых потоков и оперативно реагировать на изменение происходящих процессов.
Апробация предлагаемой структуры балансового отчета подтвердила, что структура пассива во многом определяет структуру актива, влияет на степень ликвидности баланса. В каждой конкретной ситуации в зависимости от влияния субъективных и объективных факторов определяется соотношение
структуры активов и пассивов. В рамках реализации стратегии устойчивого развития универсальных банков авторами определено оптимальное соотношение формирования источников и их размещения на основании принципа ликвидности и прибыльности банковских операций.
Предлагаемая структура соотношения между секторами финансового рынка и сочетания чувствительных и нечувствительных активов и пассивов отвечает требованиям экономических нормативов, обеспечивает достаточно высокий уровень ликвидности и приемлемую норму прибы-
Сбор и структуризация внешней и внутренней информации
Построение (корректировка) модели
Ситуационная модель УАП
Выявление противоречий между целями общих и частных интересов
Анализ согласованности управления с целями
Анализ эффективности интегрального влияния управления на цели
Выявление циклов прямых и обратных связей
Структурные свойства модели
Моделирование саморазвития процесса УАП
Моделирование управляемого развития: решение прямой и обратной задачи
Альтернативные сценарии развития бизнес-процессов
Оценивание альтернативных сценарных моделей
Оценка благоприятности альтернатив
Оценка эффективности УАП
Оценка благоприятности альтернатив
Принятие решения и их реализация
Мониторинг
Мониторинг процесса УАП
Знания об изменении ситуации
Источник: визуализировано авторами.
Рис. 3. Этапы методики динамического моделирования процесса управления активами и пассивами банка
ли, определяемую величиной Gap и показателями дюрации.
В результате реализации реинжиниринга управления активами и пассивами предполагается рост экономической добавленной стоимости банка на 20 процентных пунктов. Этот процесс связан не только с изменением структуры и механизмов управления финансовыми потоками банка, но и (в большей степени) с расширением поля продаж инновационных кредитных, депозитных и фондовых продуктов, имеющих высокую потребительную стоимость для клиентов банка.
Таблица 2
Рекомендуемая структура соотношения активов и пассивов коммерческих банков
Рынок размещения Актив, Рынок привлечения Пассив,
% к итогу % к итогу
Межбанковский рынок 12 Межбанковский рынок 20
В том числе: В том числе:
- наличность и кассовые активы; 2 - краткосрочные ресурсы; 5-12
- корсчета до востребования; 6 - долгосрочные ресурсы 8-15
- срочные банковские депозиты 4
Клиентский рынок 40 Клиентский рынок 48-50
В том числе: В том числе:
- краткосрочные ссуды; 20 - депозиты до востребования; 28
- долгосрочные ссуды; 8 - срочные депозиты 20-25
- коммерческие кредиты 12
Рынок ценных бумаг 20 Рынок ценных бумаг (сертификаты, векселя 5-8
В том числе: и облигации)
- спекулятивные; 15
- долгосрочные 5
Участие в капиталах зависимых организаций 10-12 Рынок капиталов 12
В том числе:
- акционерный капитал; 5
- фонды банка и нераспределенная прибыль 7
Иммобилизация внутренней инфраструктуры 2-3 Торговые позиции 8
Торговые позиции 8 Прочие пассивы 2
Прочие активы 3
Средства в расчетах 2-3
БАЛАНС 100 БАЛАНС 100
Источник: составлено авторами.
Список литературы
1. Макаров В. В. Новая Экономика: интеграция рынков финансовых и инфокоммуникационных услуг: В. В. Макаров, В. Л. Горбачев, В. М. Желто-носов. М.: Академия, 2009. 223 с.
2. Маршал Дж. Ф. Финансовая инженерия. Полное руководство по финансовым нововведениям / Дж. Ф. Маршал, В. К. Бансал; пер. с англ. М.: Инфра-М, 1998. 754 с.
3. Родин Д. Я. Формирование стратегий устойчивого развития коммерческих банков: проблемы теории и методологии. Краснодар: КубГАУ, 2010. 300 с.
4. Рудакова О. С. Банковские электронные услуги: учеб. пособие. М.: Вузовский учебник, 2009. 400 с.
5. Синки Дж.-мл. Финансовый менеджмент в коммерческом банке и в индустрии финансовых услуг. М.: Альпина, 2007. 1050 с.
«Поддерживай рекламу, и реклама поддержит тебя»
Томас Роберт Дьюар
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЁТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБ.
Тел./факс: (495) 721-8575, e-mail: [email protected]