РАЗВИТИЕ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
© Попова И.Е.*
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,
г. Владимир
В статье рассмотрены этапы развития аудита в России как одного из важнейших социально-экономических институтов, характерных для рыночной экономики; определена нормативно-правовая база, регулирующая аудиторскую деятельность; дан анализ состоянию рынка аудиторских услуг.
Ключевые слова аудит; рынок аудиторских услуг в России; этапы развития аудиторской деятельности в России; регулирование аудиторской деятельности.
Аудиторская деятельность представляет собой один из наиболее важных элементов инфраструктуры рыночной экономики, способствующих развитию предпринимательской деятельности и экономики страны в целом. Особенность аудиторской деятельности в России заключается в том, что аудит стал часто появляться лишь во время экономических реформ девяностых годов XX в. Не смотря на это аудиторская деятельность развивалась в России и ранее.
В первый раз слово «аудитор» появилось в России во времена правления Петра I. В воинском уставе 1716 года и в табели о рангах к воинским чинам причислился и аудитор. По исполняемым обязанностям он сочетал в себе функции делопроизводителя, судебного секретаря и прокурора [4]. Позднее институт аудита появлялся в российской истории эпизодически. В конце XIX -начале XX вв. аудит в России практически не развивался, но множество правил, принятых в других странах, также применялись и в России.
По окончанию Октябрьской революции 1917 г., во время государственного регулирования экономики аудит не осуществлялся. Как независимая финансовая проверка, он противоречил основным принципам государственной экономики, основанным на централизованном планировании и тотальном ценовом регулировании. К развитию аудита предпосылок не было, так как в СССР развивался государственный контроль.
В России, с переходом к рыночной экономике, появилась профессия аудитора, а также и само понятие «аудиторская деятельность». Среди других нововведений в эпоху перестройки, в нашу страну пришел аудит, и даже раньше, чем начали формироваться налоговые органы. За этот относительно не-
* Магистрант.
большой период отношение к аудиторской деятельности, его роль в формировании имиджа компаний и повышении их инвестиционных и финансовых показателей существенно изменились.
Приватизация и развитие акционерных обществ, а так же малых предприятий, кооперативов; расширение внешней экономической деятельности, обусловили необходимость развития аудита, как самостоятельного рыночного института. Указанные процессы привели к принятию постановления Совета Министров СССР от 08.09.1987 «О создании советской аудиторской организации», согласно которому на основе Главного управления валютного контроля Минфина СССР было создано акционерное общество «Инаудит», которое занималось оказанием аудиторских и консультационных услуг [6].
Расцвет аудита связывают, таким образом, с развитием акционерных обществ, когда акционеры стали оставлять за собой только функции контроля за движением капитала. С этого момента аудит становится основным инструментом профессионального менеджера, а аудитор - независимым экспертом, который должен оценить финансовое состояние предприятия, а так же составить заключение и дать свои рекомендации по бухгалтерской отчетности.
Дальнейшее развитие аудиторской деятельности в России было предопределено необходимостью ее унификации путем разработки и утверждения стандартов аудита.
С принятием Указа Президента РФ от 22.12.1993, была предпринята первая попытка закрепления в законодательстве аудиторской деятельности, с которой были приняты «Временные правила ведения аудиторской деятельности». Они стали основными законодательными документами до принятия Федерального закона от 13.07.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». За это время был принят целый пакет нормативно--правовых актов, которые регулировали аудиторскую деятельность.
Началом быстрого развития аудита послужило принятие в мае 1994 г. постановления Правительства РФ «Об обязательном аудите деятельности экономических субъектов». В это время в России вели свою деятельность коммерческие банки, страховые компании, биржы и других организаций, которые по роду своей деятельности должны были проходить ежегодную аудиторскую проверку. Как следствие, возникла необходимость в создании сети аудиторских организаций.
Параллельно с формированием рынка аудиторских услуг, появилась структура органов государственной власти, которые должны были контролировать деятельность аудиторских организаций. Одним из них стала Комиссия по аудиторской деятельности при Президенте РФ. С 1996 по 2000 гг. в ходе работы Комиссии разработаны и одобрены 37 правил (стандартов) аудиторской деятельности и одна методика аудиторской деятельности, составившие методическую основу аудита в России. Проводились аттестации аудиторов и лицензирование аудиторской деятельности, были созданы ауди-
торские общественные объединения и фирмы, начали проводить обязательные аудиторские проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги [6].
Уже с 1994 года рынок аудиторских услуг получил общее признание, по началу его главной задачей являлось проведение обязательного аудита. На территории всей страны в этот период росло число аудиторских фирм. Увеличилось количество зарубежных фирм, которые прежде всего обслуживали организации с внешней торговлей, так как для заключения сделок с крупными зарубежными партнерами, получения кредитов во Всемирном банке, Международном валютном фонде и зарубежных банках требовались аудиторские заключения по финансовой отчетности, составленные международными фирмами [4].
Следующий этап развития аудиторской деятельности начинается после вступления в силу Федерального закона от 07.08.01 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности». Принятие данного Закона определило окончательное становление института аудита в России, позволило разработать ряд нормативных правовых актов по регулированию аудиторской деятельности в России, сделать шаг по пути интеграции российского аудита в международную аудиторскую систему.
В конце 2008 г. был принят новый Федеральный закон от 30.12.08 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности». Ключевой идеей этого нормативного акта стала постепенная либерализация регулирования аудиторской деятельности. Такая ситуация нетипична для действия органов власти в кризисных условиях. Большая часть антикризисных мер, принятых европейскими странами, была направлена именно на контролирование максимального числа отраслей, особенно тех, которые так или иначе связаны с финансовыми компаниями, банками. Такая ситуация достаточно распространена в кризисных условиях: государство наращивает свою долю в управлении национальной экономикой.
Для аудита в России началом нового этапа развития стало вступление в силу нового закона. Данный нормативно-правовой акт изменил систему регулирования аудита, внес изменения в статус субъектов аудиторской деятельности, и заново определил виды аудиторских услуг, кроме того внес поправки в основания проведения обязательных аудиторских проверок и порядок их проведения, обозначил правила принятия некоторых законодательных актов, добавил изменения в систему финансово-правового регулирования аудита.
Согласно Федеральному закону № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности», аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, с целью выражения мнения о достоверности финансовой отчетности и соответствия порядка учета действующему законодательству РФ [1].
По-прежнему много споров и вопросов вызывают понятия профессиональных компетенций и этических норм в деятельности аудиторов, ответственность аудиторов - гражданско-правовая, финансовая, перед третьими лицами, уголовная, профессиональная. В результате с целью унификации и стандартизации этих понятий 22 марта 2012 г. Советом по аудиторской деятельности был принят Кодекс профессиональной этики аудиторов[4]. Данный документ представляет собой свод правил поведения, обязательных для соблюдения аудиторскими организациями и аудиторами при осуществлении ими аудиторской деятельности.
Детальная регламентация основополагающего принципа аудиторской деятельности - независимости, получила развитие в «Правилах независимости аудиторов и аудиторских организаций» (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6) [2].
В соответствии с Федеральным законом от 30.12.08 № 307-Ф3 функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган - Министерство финансов Российской Федерации [1]. Вместе с тем, функции профессионального регулирования аудиторской деятельности возложены на саморегулируемые организации аудиторов (СРОА) - некоммерческие организации, созданные на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности [5]. Кроме того, предусмотрено обязательное членство аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов в одной из СРОА; в свою очередь, несоблюдение этого условия с 1 января 2010 г. запрещает заниматься аудиторской деятельностью.
Становление рынка аудиторских услуг, накопление опыта и рост профессионализма аудиторов явились важнейшими условиями развития аудиторской деятельности на базе саморегулирования. В этих условиях значительна роль профессиональных объединений аудиторов (СРОА) в части контроля и обеспечения качества аудиторских услуг, ответственности аудиторов, защиты их профессиональных интересов [4].
Современный этап развития аудиторской деятельности, совершенствование системы ее нормативно-правового регулирования позволяют говорить о ее поступательном и динамичном развитии, все более полном применении международных стандартов аудита.
Советом по аудиторской деятельности 26 марта 2013 г. одобрены «Основные принципы организации перевода на русский язык международных стандартов, применяемых в аудиторской деятельности на территории Российской Федерации». Настоящим документом установлены основные принципы организации перевода международных стандартов, применяемых в аудиторской деятельности, на русский язык. Это поможет обеспечить точность, своевременность, актуальность, а также выполнение установленных организациями, принимающими международные стандарты, требований в
отношении перевода и воспроизведения этих стандартов. К основным принципам отнесены: полнота перевода международных стандартов без коррекций, без изменения смысла стандартов, заложенного в них при принятии; единство терминологии, используемой в переводе; приоритет традиционной терминологии, принятой в российской аудиторской и бухгалтерской практике и смежных областях, перед заимствованной; соблюдение авторских прав организаций, принимающих международные стандарты, на их тексты; стабильность процесса перевода международных стандартов аудита.
За последние тридцать лет в нашей стране аудит прошел большой и сложный путь развития. В настоящее время на рынке аудиторских услуг действует более 5,3 тыс. аудиторских организаций и частных аудиторов, в том числе межконтинентальные аудиторские корпорации (большая четверка) «KPMG», «PricewaterhouseCoopers», <Юе1ойе», &Young». По данным
Министерства Финансов РФ [3] за 2014 г. аудиторские организации провели обязательный и инициативный аудит бухгалтерской отчетности 67857 клиентов, что на 3,1 % (2187 чел.) меньше количества таких же клиентов в 2013 г. Среди клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых подверглась аудиту в 2014 году, 63,3 % клиентов имеют выручку от продажи товаров, продукции, работ, услуг менее 400 млн. руб.; 19,2 % клиентов -от 400 до 1 млрд. руб.; 7,4 % - от 1 до 2 млрд. руб.; 5,9 % - более 4 млрд. руб. Наибольшее число клиентов занято в оптовой и розничной торговле (19 %), в строительстве (9,9 %), транспорте (4,8 %). Все это еще раз доказывает, что аудит в России имеет устойчивые тенденции развития и является перспективной отраслью страны.
Стоит отметить, что за достаточно короткий срок в Российской Федерации сформировалась законодательная база по регулированию аудиторской деятельности, принят Федеральный закон, разработаны и действуют национальные стандарты, другие нормативные документы в этой области. Кроме того, в Российском аудите имеются основные черты модели оказания аудиторских услуг, которые характерны для стран с развитой рыночной экономикой.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 30.12.08 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (ред. от 01.12.2014).
2. Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (одобрены Советом по аудиторской деятельности 20 сентября 2012 г., протокол № 6) (ред. от 27.06.2013).
3. Основные показатели рынка аудиторских услуг в Российской федерации в 2014 году [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.min-fin.ru/ru/perfomance/audit/audit_stat/MainIndex/ (дата обращения: 10.05.2015).
4. Лосева Н.А., Прохоров И.В. Формирование и развитие аудиторской деятельности в России // Аудитор. - 2013. - № 9.
5. Турбанов А.В., Лисовская И.А. Рынок Аудиторских услуг России: тенденции, проблемы, направления развития // Деньги и кредит. - 2015. - № 2.
6. Пименова А.Л. Методологические подходы к совершенствованию Аудиторских услуг в РФ // Проблемы современной экономики. - 2010. - № 4.
ПРОБЛЕМЫ ОБНАРУЖЕНИЯ ОШИБОК В БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
© Сафонова А.И.*, Хайбуллина И.В.*
Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск
В статье рассмотрены виды ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности, проблемы их обнаружения и исправления. Ключевые слова финансовая отчетность, ошибка, аудит, контроль.
Составление бухгалтерской отчетности является важным направлением хозяйственной деятельности организации. Финансовая отчетность выступает основным способом «общения» с внешними потребителями финансовой информации. Это мощнейший инструмент для привлечения потребителей и формирования положительного образа в обществе.
Нередко в ходе составления бухгалтерской отчетности допускаются ошибки, что приводит к неправильному представлению о положении дел на предприятии. Ошибки влияют на результаты анализа финансового положения организации. Обнаружение ошибок в бухгалтерской отчетности требует высокой квалификации главного бухгалтера, который должен владеть методами обнаружения ошибок. Данная статья посвящена проблемам обнаружения и исправления ошибок в бухгалтерской отчетности.
В соответствии с ПБУ 22/2010 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» [5], бухгалтерская отчетность, содержащая ошибку, должна быть исправлена. Ошибки могут возникнуть, если в бухгалтерском учете или отчетности неправильно отражены или вообще не показаны какие-либо действия организации, в частности:
- неправильно применяется законодательство о бухгалтерском учете или учетная политика;
- допускаются неточности в вычислениях;
- неверно классифицируются или оцениваются факты хозяйственной деятельности организации;
* Студент Института экономики и управления.
* Доцент кафедры Бухгалтерского учета и экономического анализа, кандидат философских наук.