УДК 338
ББК 65 © К.К. Арабян, Н.Д. Эриашвили, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
РЫНОК АУДИТОРСКИХ УСЛУГ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Кнарик Карапетовна Арабян,
доцент кафедры Государственного регулирования экономики,
кандидат экономических наук
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
(119571, Москва, проспект Вернадского, д. 82, стр. 1);
Нодари Дарчоевич Эриашвили, профессор, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Проведен анализ эволюции рынка аудиторских услуг, выделены этапы развития аудиторских услуг, определены ключевые проблемы аудиторской деятельности на современном этапе и предложены пути решения. Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, рынок аудиторских услуг
THE MARKET OF AUDIT SERVICES: PROBLEMS AND PROSPECTS
Knarik K. Arabyan,
Associate Professor of the Department of State Regulation of Economics,
Candidate of Economic Sciences
Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation
(119571, Moscow, prospect Vernadskogo, d. 82, str. 1);
Nodari D. Eriashvili,
Professor, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Law, Laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. The analysis of the evolution of the market of audit services is analyzed, the stages of development of audit services are identified, key problems of auditing activity are identified at the present stage and solutions are proposed. Keywords: audit, audit activity, market of audit services.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Арабян К.К., Эриашвили Н.Д. Рынок аудиторских услуг: проблемы и перспективы. Вестник экономической безопасности. 2018;(3):275-9.
Аудит занимает особое место в системе общественных отношений и позволяет регулировать сложные социально-экономические процессы в экономике. Последствия мирового финансового кризиса 2008 г. показали несоответствие механизма реализации целей и задач, изначально поставленных перед аудитом, потребностям экономики. Можно говорить о кризисе доверия в аудиторской деятельности в мировом масштабе. Поэтому дальнейшая адаптация и копирование международной практики развития аудиторской деятельности является нецелесообразной.
Доверие потеряно для всех категорий заинтересованных пользователей, в частности собствен-
ников, менеджмента организаций, инвесторов, банков, фондового рынка, кредиторов, контрагентов, контролирующих и надзорных органов, государства и общества.
Попытки изменить сложившуюся ситуацию приводят к необходимости переосмысления методологических принципов аудита. Базовые положения российского аудита, основанные на достижениях международной научной мысли и лучших мировых практиках, также требуют серьезного переосмысления.
Идея реформирования и совершенствования отечественного аудита непрерывно обсуждается в профессиональном сообществе. Мы провели ана-
лиз рынка аудиторских услуг, обобщили проблемы аудиторской деятельности на современном этапе и дали свою оценку возможных последствий реализации планируемых мероприятий.
Рынок аудиторских услуг в России формировался в несколько этапов.
Первый этап — период с 1991 по 1995 г. представляет собой начало формирования рынка аудиторских услуг. В 1991 году вступили в действие нормативно-правовые акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, в связи с чем в этот период началась активная регистрация субъектов аудиторской деятельности, часто имеющая хаотичный характер ввиду того, что многие аспекты правоотношений не были определены законодательно. В этот период принимается Указ Президента РФ Б.Н. Ельцина от 22 декабря 1993 г. N° 2263 «Об аудиторской деятельности», которым были утверждены «Временные правила аудиторской деятельности», а функции уполномоченного федерального органа по государственному регулированию аудиторской деятельности были возложены на Министерство финансов РФ. С 1 октября 1994 г. была введена обязательная аттестация аудиторов, а с 1 января 1995 г. аудиторская деятельность стала лицензироваться.
Начинается разработка нормативных документов, регулирующих различные аспекты финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов и формирование законодательной базы. Очевидно, что аудиторская деятельность развивалась по своему специфическому сценарию. Зачастую проверки представляли собой одновременно консультации по исправлению ошибок, толкованию законодательных актов, устранению недочетов, оптимизации бизнес-процессов и системы налогообложения с одновременным подтверждением достоверности финансовой отчетности.
Второй этап охватывает период с 1996 до 2002 г В этот период собственно формируется рынок аудиторских услуг, появляются первые сведения об аудиторских организациях, продолжается разработка и утверждение нормативных актов, регулирующих вопросы аттестации аудиторов и лицензирования деятельности.
В 1996 году было начато обобщение информации о развитии аудиторской деятельности в России рейтинговым агентством «Эксперт РА»,
которое подготовило первый список аудиторско-консалтинговых групп (АКГ). Для первого рейтинга данные предоставили 20 компаний. Впоследствии рынок консалтинга и аудита стремительно развивался — средний прирост в год составлял 30% [8]. В рейтинге основным показателем, характеризующим развитие рынка АКГ, являясь выручка. Так, по данным рейтингового агентства «Эксперт РА», в период с 1997 по 2001 г. прирост на рынке АКГ составил более 50%. Только в 2002 г. было зафиксировано первое снижение темпов роста рынка. Негативные тенденции были связаны как с неблагоприятной рыночной конъюнктурой, так и с крупнейшими скандалом, связанным с банкротством корпорации «Эн-рон» и обвинением крупнейшей аудиторской компании Arthur Andersen в сокрытии недобросовестных действий менеджмента «Энрон», что фактически привело к существенным изменениям в аудиторской деятельности многих стран.
Ключевым событием, повлиявшим на развитие аудита в России, стало принятие Федерального закона «Об аудиторской деятельности» от 8 августа 2001 г. № 119-ФЗ, в котором были определены все основополагающие понятия, в частности «аудиторская деятельность, «аудиторская организация», «индивидуальный аудитор», конкретизированы требования к аудиторам и т.д. В 2002 году начался процесс принятия первых федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, которые устанавливали единые требования к процессу проведения аудиторской проверки. Формируется понимание аудиторской деятельности в системе экономических отношений.
Третий этап охватывает период с 2003 до 2010 г. и характеризуется стабилизацией рынка аудиторских услуг. Был принят новый Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» (далее Закон № 307-ФЗ). В этот период начинается реформирование аудита: изменение системы регулирования деятельности, порядка аттестации аудиторов.
Основные изменения в связи с принятием Закона № 307-ФЗ представлены ниже:
• отмена лицензирования аудиторской деятельности;
• обязательное членство в СРОА аудиторов и аудиторских организаций;
• функционирование Совета по аудиторской деятельности и др.
Четвертый этап охватывает период с 2011 по 2016 г. и характеризируется дальнейшей реструктуризацией и реформированием аудиторской отрасли.
С 1 января 2011 г. вводится единый квалификационный аттестат аудитора. Начиная с 2011 г. на рынке аудиторских услуг начали отражаться последствия реформы. Ограничение сферы применения обязательного аудита привело к значительному сокращению выручки на рынке аудиторских услуг. За период 2011—2016 гг. число аудиторских организаций сократилось на 6,4%, индивидуальных аудиторов на 25%, аудиторов на 15% [9]. Повышение порогов обязательного аудита по финансовым показателям фактически привело к тому, что организации с оборотом до 400 млн руб. перестали подлежать обязательному ежегодному аудиту. Доля клиентов аудиторских организаций, бухгалтерская отчетность которых подлежала аудиту по объему выручки до 400 млн рублей до введения изменений, составляла в общем объеме проаудированной отчетности в среднем 65% [9].
Важным событием данного периода является разработка проекта концепции развития аудиторской деятельности. Проект концепции активно обсуждался в профессиональном сообществе. Однако документ так и не был утвержден. Де-факто представленный проект концепции сформирован на основе позитивного подхода, т.е. в проекте концепции проведен анализ действующей ситуации в отрасли без рекомендаций по дальнейшему развитию.
Пятый этап охватывает период с 2017 г. и продолжается по настоящее время. Этот период можно охарактеризовать как период укрупнения СРОА и внесения поправок в закон об аудиторской деятельности, принципиально меняющих основы деятельности.
Федеральным законом от 1 декабря 2014 г. № 403-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» среди прочего установлены новые требования к численности членов СРО аудиторов: до 10 тыс. аудиторов и 2 тыс. аудиторских организаций. Эти изменения вступили в силу с 1 января 2017 г. В результате этих изменений на рынке аудита к 2017 г. осталось два СРОА: «Российский Союз аудиторов» (Ассоциа-
ция) и Ассоциация «Содружество». Саморегуили-рование положительно повлияло на аудиторскую деятельность и сокращение количество СРОА может негативно отразиться на дальнейшем развитии отрасли. С 1 января 2017 года в России стали применяться международные стандарты аудита (МСА).
На общественное обсуждение внесен законопроект, в котором определен порядок передачи полномочий регулирования аудиторской деятельностью от Минфина России к Центральному банку.
Центральный Банк РФ неоднократно публично высказывал недовольство в отношении аудиторской деятельности.
Мы обобщили ключевые изменения и дали оценку последствиям в случае принятия данного проекта закона.
1. Изменения в критериях проведения обязательного аудита (ст. 5 Закона № 307-ФЗ.
Отмена стоимостных показателей обязательного аудита и обязательного аудита всех акционерных обществ, фондов фактически свидетельствует о подчинении аудита строго задачам ЦБ России. Ни один орган не может принимать решение о нужности или ненужности аудита как института, это элемент рыночной экономики необходимый для развития предпринимательства.
2. Возможность признания отчетности недостоверной, оспаривания аудиторского заключения без решения суда (ст. 6 Закона № 307-ФЗ). Аудит является безальтернативной формой независимой оценки достоверности финансовой отчетности. Результаты аудита могут быть оспорены исключительно в судебном порядке. Необходимо исключить возможность предоставления прав иным органам признавать отчетность недостоверной и (или) аудиторское заключение не соответствующим законодательству без решения суда. В противном случае ценность аудита как вида финансового контроля, как инструмента оценки качества информации, как публично-правовой деятельности, направленная на удовлетворение интересов заинтересованных пользователей, утрачивается, и аудит становится одним из инструментов контроля Банка России. Предоставление Банку России монополии на признание аудиторского заключения не соответствующим законодательству с упразднением необходимости об-
жалования этого вопроса в судебном порядке представляется необоснованным.
3. Банк России устанавливает порядок проведения квалификационного экзамена, а также порядок определения результатов квалификационного экзамена аудиторов (ст. 10 Закона № 307-Ф3).
Порядок проведения квалификационного экзамена в настоящий момент устанавливается уполномоченным федеральным органом, смена которого, на наш взгляд, нецелесообразна. Система непрерывного образования аудиторов должна быть пересмотрена с учетом потребностей экономики.
3. Возможность аннулирования аттестатов Банком России (ст. 11 Закона № 307-ФЗ).
Это нарушение независимости аудиторов. Предложения Банка России в части возможности аннулирования аттестатов аудиторов содержат явные признаки конфликта интересов. В этом случае Банк России будет иметь право воздействовать на аудиторов и оказывать влияние на результаты аудита.
4. Дополнение международных стандартов аудита иными нормативно-правовыми актами, разработанными Центральным банком России (ст. 6 Закона № 307-ФЗ).
Аудиторские процедуры регламентированы строго в соответствии с положениями стандартов, среди которых в числе прочего есть требование о соответствии деятельности аудируемого лица нормативно-правовым актам. В предложенном ЦБ России законопроекте инициировано предложение о дополнении стандартов аудита иными нормативными актами, которые разрабатывает Банк России. Перманентное внесение новых требований при проведении проверки является некорректным и нецелесообразным, противоречащим основополагающим принципам аудита как независимого контроля и может спровоцировать конфликт интересов. Минфин России, являясь регулятором аудиторской деятельности, ежегодно выпускает рекомендации аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам, аудиторам) при проведении аудиторской проверки за отчетный период, в которых обращает внимание аудиторов на потенциальные ситуации и области, которые могут таить в себе опасности для экономики. Мы полагаем, что требования, содержащиеся в Международных стандартах аудита, без дополнительных требований Банка России являются
достаточными, и любые изменения в международные стандарты должны быть инициированы и реализованы по специально утвержденной, открытой и прозрачной процедуре установленными органами и лицами, принимающими и утверждающими МСА.
5. Смена надзорного органа (ст. 14 Федерального Закона № 307-Ф3).
В соответствии с Федеральным законом 1 декабря 2007 г. № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» осуществляется государственный надзор за деятельностью СРО. Надзор осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Регулирование и контроль над аудиторской деятельностью выходят за рамки основных целей деятельности Банка России. Согласно предложениям Банка России государственный контроль заменен на полномочия Банка России и исключены все государственные функции по регулированию аудиторской деятельности. Для применения таких полномочий необходимо внести изменения в законодательные акты. Передача контроля над аудиторской деятельностью Банку России влечет нарушение основополагающих принципов осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации и приводит к конфликту интересов. Фактически независимость аудиторов будет утпразденна. Предложения Банка России приведут к ликвидации аудита как самостоятельного независимого института, а оставшаяся часть специалистов будет встроена в контрольно-надзорную систему Банка России.
На наш взгляд, смена регулятора не только нецелесообразна, но и небезопасна, так как законопроект фактически подрывает основной принцип аудита — независимость, ставит под сомнение возможность дальнейшего его функционирования как института. Это неизбежно приведет к конфликту интересов Банка России и иных участников аудиторского процесса. Реализация действующего проекта закона может превратить аудит в карманный инструмент для решения узковедомственных задач в интересах нового регулятора.
Мы считаем, что на современном этапе возникла острая потребность в принятии обоснованной и соответствующей экономическому развитию стратегии развития аудита, на основе которой могут быть реализованы концептуальные модели развития отдельных положений стратегии.
Преодоление кризиса, понимание вектора дальнейшего развития деятельности, формирование ценностного предложения для пользователей результатов аудита и трансформация методологии аудита должны быть системными, обоснованными в соответствии с утвержденной стратегией развития, разработанной и утвержденной как минимум на среднесрочную перспективу, охватывающую период до 2024—2025 гг. Это позволит реализовать конкретные мероприятия, направленные на формирование новой модели аудита.
Литература
1. Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности».
2. Федеральный Закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
3. Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
4. Адамс Р. Основы аудита: пер. с англ. / под ред. Я.В. Соколова. М.: Аудит; ЮНИТИ, 1995.
5. Аудит: учебник для вузов / В.И. Подольский [и др.]; под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ Аудит, 2018.
6. Суглобов А.Е., Пименов Д.М. Совершенствование профессиональных требований к аудиту на международном уровне // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 10.
7. Шеремет А.Д. Аудит: учебник / А.Д. Шеремет, В.П. Суйц. 6-е изд. М.: ИНФРА-М, 2014.
8. http://raexpert.ru
9. Минфин России — https://www.minfin.ru/ru/ perfomance/audit/audit_stat/
Magister
Аудит бизнеса
Учебник
Р.П. Булыга
Аудит бизнеса: учебник для студентов магистратуры, обучающихся по направлениям подготовки «Экономика», «Финансы и кредит», «Государственный аудит», «Менеджмент» / Р.П. Булыга. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. 263 с. (Серия «Magister»).
Учебник формирует комплексное представление о современном состоянии, трендах и перспективах развития аудита как вида профессиональной деятельности. Даны характеристика аудиторских стандартов, классификация и описание услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Рассмотрены модели регулирования аудиторской деятельности и системы контроля качества аудита в экономически развитых странах в посткризисный период. Анализируются Концепция дальнейшего развития аудиторской деятельности в РФ, а также перспективы и проблемы перехода Российской Федерации на прямое применение международных стандартов аудита. Предложена научно обоснованная концепция реформирования и новая парадигма аудита XXI в., на базе которой формулируется определение аудита бизнеса, а также инновационные направления деятельности аудиторов. Даны методические рекомендации по проведению аудита интеллектуального капитала, аудита эффективности бизнес-процессов, организации стратегического аудита и его отдельных направлений: инвестиционного и маркетингового аудита. Основной материал учебника дополнен приложениями, содержащими информацию методического, аналитического и справочного характера.
Для магистров, аспирантов, слушателей программ дополнительного профессионального образования, специализирующихся в области бухгалтерского учета и аудита, преподавателей, руководящего персонала аудиторских фирм и саморегулируемых организаций аудиторов. Представляет интерес для представителей исполнительной и законодательной ветвей власти, в круг обязанностей которых входят вопросы регулирования аудиторской деятельности.