Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В XVI - XIХ ВЕКАХ'

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В XVI - XIХ ВЕКАХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
93
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАВЗОЛЕЙ / РАЗВИТИЯ / КОМПЛЕКС / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ЗАЛ / МЕЧЕТЬ / КОНТЕКСТ / ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АЗИИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аллияр Нурбек Бекайдарович, Самойлов Константин Иванович

Рассмотрено развитие архитектуры комплекса мавзолей-хонако Ахмеда Яссави в г. Туркестане, один из немногих памятников, где развитие архитектуры многофункцианального мемориального сооружения достигает кульминации. Изобретение и успешное использование новых конструкций перекрытий в развитии в XVI - XIХ веках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В XVI - XIХ ВЕКАХ»

АРХИТЕКТУРА

РАЗВИТИЕ АРХИТЕКТУРЫ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В Г. ТУРКЕСТАНЕ В XVI - XIX ВЕКАХ Аллияр Н.Б.1, Самойлов К.И.2

1Аллияр Нурбек Бекайдарович - бакалавр искусств (архитектура), аспирант;

2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева,

г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: рассмотрено развитие архитектуры комплекса мавзолей-хонако Ахмеда Яссави в г. Туркестане, один из немногих памятников, где развитие архитектуры многофункцианального мемориального сооружения достигает кульминации. Изобретение и успешное использование новых конструкций перекрытий в развитии в XVI - XIX веках. Ключевые слова: мавзолей, развития, комплекс, архитектурно-художественные особенности, зал, мечеть, контекст, центральный Азии.

История изучения мавзолея Ясави - это не просто одна из страниц истории зодчества Средней Азии и Казахстана. Она в полной мере отражает процесс становления и развития истории архитектуры региона как самостоятельной научной дисциплины. Эта история насчитывает более полутора веков, если не считать XVIII век и более раннее время, данные которых балансируют на грани источников, фиксирующих описания памятника, и материалов, несущих оттенок оценочного подхода.

Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави вместе с тем создание традиционное. Новации сочетались в нём с присущими для времени Тимура принципами объёмно -пространственной композиции и орнаментального декора. Свою эпоху памятник отражает очень полно. Новаторский характер проекта этого памятника заключается, прежде всего, в смелом использовании конструкций перекрытий, ранее не встречавшихся в зодчестве Средней Азии и Казахстана. Конструктивная схема состоит из множества сводчатых и арочных элементов, получивших развитие и распространение в первой пол. XV в. При этом зодчие достигли большого разнообразия в пределах одной арочно-сводчатой системы. В основе построения казандыка лежит квадрат и его производные, имеющий вид неправильного креста, образованного устроенными в стенах нишами, которые зрительно расширяют и без того огромное пространство казандыка. Он перекрыт самым большим в Средней Азии и Казахстане куполом, имеющим в диаметре 18,2 м. В подкупольных конструкциях казандыка впервые применены плоские балочные паруса. В архитектуре интерьера казандыка усилен декоративный момент: в целях маскировки конструкций плоских балочных парусов, на которые посредством восьмерика опирается купол, применена обильная лепнина - сталактиты причудливых форм. Сам купол выложен кольцевыми рядами клинчатой кладкой из квадратного кирпича.

Рис. 1. Алмас Ордабаев, архитектор, дизайнер, доктор философии по архитектуре. В 70-х годах XX века занимался реставрацией Мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави

Гурхана, где установлено надгробие Ходжи Ахмеда Ясави, является идейно-образным и смысловым центром комплекса, где сосредоточены самые сильные средства архитектурной выразительности: укрупнённые формы, световой и колористический эффекты, синтез архитектурных и скульптурных (сталактиты) форм. По размерам гурхана значительно меньше казандыка. В общих чертах в ней повторяются его объёмно-пространственная композиция, планировочная и конструктивная схема. Но в отличие от казандыка купол не одинарный, а двойной и поднят на высокий барабан. Внешний купол, кроме защиты внутреннего от атмосферных осадков, никакой конструктивной роли не играет. Главная задача его чисто архитектурная и формообразующая. Он ребристый, что и подчёркивает его декоративный характер.

История изучения мавзолея Ясави - это не просто одна из страниц истории зодчества Средней Азии и Казахстана. Она в полной мере отражает процесс становления и развития истории архитектуры региона как самостоятельной научной дисциплины. Эта история насчитывает более полутора веков, если не считать XVIII век и более раннее время, данные которых балансируют на грани источников, фиксирующих описания памятника, и материалов, несущих оттенок оценочного подхода [1, с. 9].

Но, как известно, любая история имеет свою предысторию. XVIII век (отчасти и предыдущее столетие) можно рассматривать как время, предшествующее изучению мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави. Тогда оно ещё не было изучением в полном смысле слова, научным исследованием, т.е. последовательным процессом развития знаний о данном предмете, не имело конкретных целей и системности, присущих научному знанию.

Рис. 2. План первого этажа мавзолея Ходжи Ахмеда Яссави, снятый в 1884 г. инженером

А.В. Печенкиным [6]

В XVII в. связи между Москвой и Востоком ещё более оживляются. Налаживаются торгово-экономические и политические контакты. В их ходе

накапливаются географические и этнографические сведения [2, с. 91]. Всё чаще через г. Туркестан следуют посольства из Москвы к среднеазиатским владетелям. В то же время город Туркестан, сделавшись столицей Казахского ханства, сам принимает московских посланников. Участники дипломатически миссий уже не ограничиваются одними упоминаниями города, появляются более или менее подробные его описания. В конце XVII в. небольшие характеристики Туркестана оставили Ф. Скибин (1694 - 1696 гг.) [3, с. 66] и Ф. Трошин (1696 - 1697 гг.), посол к Тауке хану В. Кобяков (1695 г.) [4, с. 42] .С конца XVI в. Туркестан становится важным пунктом на путях транзитной торговли Москвы и Сибири

со среднеазиатскими ханствами (конечные пункты Москва - Бухара и Тобольск - Бухара). Довольно подробное сообщение о г. Туркестане в конце XVII в. оставил тобольский татарин (надо полагать, купец) Тауш Мергень: «...а город де Туркестан кладен необожжённым кирпичом, а в иных местах жжёный кирпич; в вышину тот город сажен три, в толщину аршина в два и сажень, а кругом сажень с 500, и на стенах поделаны бойницы; да в том же городе башня, да четверо ворот проезжие, да казахов живёт в том городе. человек с 1000. Да в том же городе по их закону построена мечеть, а кругом того Туркестана города пролегла степь» [5, с. 112].

Значительная часть данных по истории изучения мавзолея Ходжа Ахмеда Ясави сокрыта в недрах обширнейшей историографии взаимоотношений среднеазиатских ханств, Казахстана и России. Выявление из неё интересующих нас фактов можно уподобить труду старателей, вымывающих драгоценные крупицы из огромных гор песка. Но этот труд необходим, потому что не было специальных работ не только по истории архитектуры Центральной Азии, но и по археологии, этнографии и другим историческим дисциплинам [6. с. 21].

Также в комплексе Ходжа Ахмед Яссави находятся мавзолей Рабиа Султан Бегим, дочь учёного астронома и правителя государства Тимуридов Улукбек. Впервые упоминает в своих заметках П.И. Пашино, который посетил, Туркестанский край в 1886 году. Пашино говорит, что «Перейдя мостик, мы вошли в высокие ворота, откуда нам представилось направо храмина Азрет-Султана, налево небольшое здание с куполом. Налево, говорят туземцы, - похоронена дочь Аскак Тимура и над нею воздвигнута эта мечеть. Туда мы не попали, там был артиллерийский склад».

Список литературы

1. Массон М.Е. Краткий очерк истории изучения Средней Азии в археологическом отношении // Труды Среднеазиатского Государственного университета (Далее: САГУ): Новая серия. Ташкент, 1956. Вып. LXXXI: Исторические науки. Кн. 12. С. 9.

2. Лебедев Д.М., Есаков В.А. Русские географические открытия и исследования с древнейших времён до 1917 года. М.: Мысль, 1971. С. 91

3. Княжецкая Е.А. Путешествие тобольского казака Фёдора Скибина в Казачью Орду в 1694 - 1696 гг. // Страны и народы Востока. М.: Наука, ГРВЛ, 1980. Вып. XXII. Кн.2. С. 66-73.

4. Смагулов Е., Григорьев Ф., Итенов А. Очерки по истории и археологии средневекового Туркестана - Алматы: Fbrnbrn, 1999. С. 40, 42.

5. Дахшлейгер Г.Ф. Казахские ханства в XVI - XVII вв. // История Казахской ССР. Алма-Ата, 1957. Т. I. С. 172 .

6. Ёлгин Ю.А. Археологические и историко-архитектурные исследования мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Алматы, 2013. С. 21.

7. Alliyar N.B., Samoilov K.I., Features of the historical context of the development of architecture in central asia of the xiv-xv centuries // Наука и образование сегодня. № 12 (59), 2020. С. 96. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacij a. ru/images/PDF/2020/59/Science -and-education-today- 12-59-.pdf/ (дата обращения: 04.06.2021).

8. Аллияр Н.Б., Самойлов К.И. Архитектурно-художественные особенности комплекса мавзолея-хонако Ахмеда Яссави в Туркестане // Наука и образование сегодня. № 2 (61), 2021. С. 101. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://publikacija.ru/images/PDF/2021/61/Science-and-education-today-2-61-.pdf/ (дата обращения: 04.06.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.