АРХИТЕКТУРА
OCOБEННOCТИ МИPOВOГO APXИТEКТУPНOГO ПPOЦECCA ПOCЛEДНEЙ ЧEТВEPТИ XX ВEКA КAК КOНТEКCТ ТВOPЧECТВA З.М.
XAДИД
Capимбeкoвa Н.К.1, Caмoйлoв К.И.2
'Саримбекова Назерке Канаткызы — магистрант;
2Самойлов Константин Иванович — доктор архитектуры, ассоциированный профессор, факультет архитектуры, Международная образовательная корпорация Казахская головная архитектурно-строительная академия, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: параметрическое направление в архитектуре новейшего времени - это одна из самых продвинутых проектных методологий архитектурного творчества на основе инновационных ТТ-технологий. Среди прежних средств художественной выразительности на передний край выдвигается динамика. Художественная профессиональная критика не разделяет восторгов интеллектуальной элиты, видящей в эксклюзивных объектах начало будущей архитектуры. Напротив, она усматривает пагубные признаки антигуманизма, бездуховности, свойственной техногенной искусственной среде. Манифест параметризма, раскрывающий суть его выразительного языка, трактуется как абсолютно новое стилистическое явление, не имеющее корней в традиционном классическом искусстве. Формообразовательная композиционная практика параметризма нагляднее всего прослеживается на опыте ее бесспорного лидера Захи Мухаммад Хадид.
Ключевые слова: архитектурная композиция, манифест параметризма, Заха Хадид, деконструктивизм в архитектуре, критика параметрического стиля.
УДК 72.036
Ситуация с развитием стилей современной архитектуры показательна в том числе и тем, что растет интерес к новейшему наиболее продвинутому направлению своего рода нео-постмодернизма -параметризму. Параметрическую архитектуру восторженные адепты трактуют не иначе, как архитектуру будущего. Перед глазами в иллюстрациях мелькает ограниченный ряд реализованных или находящихся в стадии проектирования объектов. Между тем, возникающая визуальная картина уже дает вполне определенное впечатление об эстетических характеристиках и предварительных вкусовых оценках.
В нео-постмодернизме, а в параметризме особенно, в структуре выразительного языка на первое место выдвинулась динамика [1; 2]. Идеи художественного формообразования на основе принципа динамизма как наиболее значимого стали активно продвигаться с конца 70-х годов ушедшего столетия. Новое стилистическое направление - постмодернизм сделало его своим знаменем, творческим кредо и отличительным стилистическим признаком [3].
«Все архитектурные элементы и комплексы параметрически гибки. Это подразумевает фундаментальное онтологическое изменение внутри основных, ключевых элементов архитектуры. Вместо классической и современной уверенности в идеале геометрических фигур (герметичные, твердые) прямые линии, прямоугольники, так же как и кубы, цилиндры, пирамиды и полусферы, вводятся новые живые (динамичные, адаптивные, изменяемые) геометрические объекты параметризма сплайны, шишки и подотделения как фундаментальные геометрические стандартные блоки для динамических систем, таких как «волосы», «ткань», «капли» и «меташары» и т.д., которые реагируют на «аттракторы» и их можно строить так, чтобы они резонировали друг с другом» [4].
Таким образом, накладывалось «табу» на следование прежнему классическому языку зодчества. В связи с этим надлежит избегать: простых геометрических примитивов (таких как квадрат, треугольник, ромб и так далее); простого дублирования элементов; сопоставления несвязанных элементов или систем; максимальную экологичность; практичность и многофункциональность. Стремительное развитие параметризма связывают, в первую очередь, с активной деятельностью архитектурного проектного бюро Захи Мохаммад Хадид - одной из самых ярких представительниц новой волны. В зримом визуальном облике проектов и осуществленных объектов этого творческого коллектива воплощались деконструктивистские идеи.
Деконструктивизм, к которому Заха Хадид примкнула в начале своего творческого пути, был проявлением общего идейного течения позднего постмордернизма. Постмодернизм как современное мировоззренческое направление в культуре и искусстве выражает фундаментальное недоверие к
98
прежним ценностям и утверждает неограниченный плюрализм, неопределённость, искажение смысла, иронию и симуляцию. Плюрализм выводится из новейшего философского направления структурализма и его принципиального метода, использующего языковые модели. Архитектура, как и другие явления культуры, в соответствии с этим рассматривается как текст. Образная символика отсюда получает отражение в особенностях языковых форм и отношений, «языковых игр», поэтики различных диалоговых столкновений. Упоение свободой художественного формообразования проявляет себя во многих отношениях.
Однако на рубеже Х1Х-ХХ века произошло радикальное обновление художественного языка архитектуры, затронувшее его базовые элементы. Ими стали первичные архетипы - линия, плоскость, объёмная форма, пространство, очищенные от декора. Образная символика отсюда получает отражение в особенностях языковых форм и отношений, «языковых игр», поэтики различных диалоговых столкновений. Одно из направлений позднего постмодернизма - деконструктивизм, с его ацентричным видением мироустройства, привёл в активное движение такие техники художественного формообразования как сдвиг, разрыв, смещение, излом и т.п. Очевидно, перед нами новое прочтение центра и более сложной композиционной организации с введением элементов хаотичности, требующие более высокого уровня понимания и отыскания объединяющих инструментов как смыслоорганизующего каркаса наподобие языкового материала. Сформировавшиеся в наше время образ идей и формы его воплощения средствами архитектуры становятся принципами творческого метода в решении конкретных практических задач. Динамика как композиционная слагаемая участвует в той или иной мере во всех этих проявлениях. В силу самой новизны ситуации она также трансформируется, видоизменяется, начинает работать в обновлённом качестве. Обнаруживаются нетрадиционные стратегии сохранения единства в разнообразии. Следует обратить внимание, что, говоря о подобной архитектуре, чаще говорят о приоритетности образа здания, его внешнем виде, чем о функционально-утилитарной стороне. Зачастую во имя образной художественной идеи идут на заведомые жертвы. «Неудобное, неприятное, доставляющее нам некомфортное ощущение здание превратилось к концу XX века в распространённый вид архитектурного творчества. Отдельные здания особого назначения, здания уникальные и напоминающие о неких острых и драматических аспектах человеческого бытия сплошь и рядом делаются таким образом, чтобы зрителю и посетителям становилось нехорошо» [5].
Она соответствует глубоким изменениям, происходящим в мировоззренческом контексте и оформившимся в идеях постмодернизма. Опыт художественного творчества Захи Хадид, характеризующий эволюцию ее концептуальной позиции от деконструктивизма к параметрической парадигме весьма поучителен. В проектном формообразовании определенно растет влияние технологических приемов моделирования. Во время выставки
«Архитектурный деконструктивизм» в Нью-Йорке она с группой видных западных архитекторов, провозглашавших устремленность к новой архитектурной образности (лауреатов престижной прицкеровской премии) Ф.Гери, П.Эйземан и др. выдвигают в 1988 г. манифест деконструктивизма. В нем провозглашался рад стилистических положений: преобладание пространства, а не массы; наложение планов и карт различного масштаба, различных направлений планировочной сетки; разрушение «идеи места»; атектоничность; децентрализация; фрагментация; незавершённость; криволинейность; случайность; создание драматичных, иррациональных пространств.
При следовании всем изначальным принципам деконструктивизма Заха Хадид остаётся верна своему концепту формы и собственной стилистике. Они хорошо угадываются в концентрированном выражении на уровне абстрактного эскизирования, которое зачастую приобретает формат самостоятельного художественного продукта графических листов или живописной картины. В своей творческой стилистической концепции принцип динамичности архитектурной формы З.М.Хадид считает сознательной установкой. Она утверждает: «Для меня в каждом проекте важен поиск динамической организации», или: «Я люблю, когда движение становится архитектурой». Этим она подчёркивает свою приверженность деконструктивизму как одному их направлений постмодернизма. Но её динамизм совершенно не похож на них и проявляется в других, только ей присущих качествах. Он виден в особом характере траекторий линий и пластики поверхностей, соотношении материалов. Это отмечают все аналитики, искусствоведы и критики. Да, в композиции нет изначально симметрии и ясно ощущаемых координатных осей. Нет колючих вершин острых углов, как у Либескинда. Но присутствует особая манера сочетания прямых линий и слегка изгибающихся и пересекающихся и огибающих вершины. В них ощущается моторика руки при вычерчивании этих затейливых и непринужденных живых узоров, переведённых затем в материальные формы архитектуры. Сама З.М. Хадид поясняет, как важен для неё этот начальный этап эскизирования именно рукой без участия компьютера.
Во внешнем облике архитектурных форм преобладают тягучие, бесшовные поверхности при отсутствии пластических членений, лишающих прочитать пропорциональные связи. В традиционной
99
теории природной архитектоники в архитектуре отмечается значение членений. Именно членения создают информационный язык, на котором осуществляется диалог воспринимающего зрителя и архитектурной формы. Можно сказать, что анализ способов и приёмов различных пластических систем расчленения фасадов сооружений составляет основной массив по теме архитектурной масштабности. Исследуются ситуации, при каких условиях расчленения, сооружение при равном объёме воспринимается более крупным и монументальным или наоборот более меньшим и менее значительным. В традиционной архитектуре пропорции предстают фасадно. При этом по большей части они воспринимаются и осмысливаются человеком в реальности, чаще в перспективе с искажением фасадных пропорций. «Поскольку пропорции характеризуют абрис архитектурных форм, создается впечатление, что качество этих форм всецело определяется их пропорциями. Практически это легко усмотреть для прямоугольных и прямолинейных фигур, параметры которых можно определить по длине сторон или диагоналей. Что же до криволинейных фигур, то их пропорции будут всегда измеряться по описанным и вписанным прямолинейным фигурам, то есть косвенно» [6].
Пропорции архитектурных сооружении обычно снимаются с ортогональных проекций поверхностей стен. Что же касается диагональных разрезов, то не ясно, сохраняют ли такие фигуры свой пропорциональный смысл, ибо сами они не видимы, а их отношение к
проекциям стен бывает различным в зависимости от разных параметров стен и пр. Построение пропорциональных схем опирается на экстремальные точки, которые берутся либо как крайние углы, либо как наиболее заметные точки пересечения линий, реальных или мнимых. Не отсюда ли возникает ощущение немасштабности многих современных объектов параметрической архитектуры, внешний вид которых предстаёт в виде огромных криволинейных капель, пузырей, текучих органических форм и т.п., где глазу трудно зацепиться за опорные точки и прямые линии для обнаружения внутренних традиционных пропорциональных связей. Именно здесь возникает коллизия контекстуального восприятия, так как ощущение масштаба отдельного объекта во многом зависит от окружающей застройки, попадающей в тот же кадр восприятия [7].
В итоге следует отметить: художественная практика параметризма, как было показано выше, оказалась далеко неоднозначной. После восторженных оценок определенной части общества, упоенной сиюминутной эпатажностью, подошло время более глубоких анализов и рассуждений профессионалов. Со стороны философов, эстетиков, архитектуроведов, архитекторов и др. Критика параметризма приобрела исключительно жесткий и бескомпромиссный характер. Начать надо с оппонентов самой философской парадигмы постмодернизма - опоры деконструктивизма и, соответственно, его техногенной ветви - параметризма. Она имеет объективные причины, главная из которых - саморазвитие техногенной реальности. Но у традиционного биосоциального человека ещё больше причин бороться за продолжение собственного бытия и сохранение адекватного ему состояния и образа мира» [8].
C большой уверенностью можно сказать, что классическая художественная парадигма не устареет даже в ближайшее время, в эпоху развития технологии. И несмотря на то, что информационные технологии берут вверх, твоорчество знаменитых архитекторов, таких как Заха Хадид не утратит свою значимость. Благодаря ежедневному росту и развитию, даже представить сложно, как будет меняться форма в архитектуре. Ведь и там имеются свои стилистические особенности, стереотипы и противоречия. Если потребитель в экстравагантных формах не будет чувствовать человеческого содержания, то они быстро устраеют. Нужно всегда помнить, что, в первую очередь, смыслом всех технологий и новаций должен оставаться сам человек.
Список литературы
1. Воличенко О.В., Омуралиев Д.Д. Мейнстримы новейшей архитектуры - двадцать первый век // Монография. Saarbrücken: Palmarium Academic Publishing, 2013. 449 с.
2. Добрицина И.А. От постмодернизма — к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии. Москва: Прогресс-Традиция, 2004. 416 с.
3. Мелодинский Д.Л. Постмодернизм. Статика-динамика - поиски нового языка художественной выразительности // Архитектурв и время, 2010. №3. С. 2-7.
4. Шумахер П. Параметризм. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patrikschumacher.com/Texts/Parametricism_Russian%20text.htm1/ (дата обращения: 01.02.2021).
5. Якимович А.К. Неласковая Архитектура. К итогам постмодернизма // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАРХИ: Материалы международной научно-практической конференции. Москва: МАРХИ, 2008. С. 23.
6. ДeлёзЖ., Гвaттapи, Ф. Что такое философия. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998.
7. Самойлов К.И. Масштаб в современном зодчестве Казахстана: автореф. дис. канд.арх.: 18.00.01. Москва, 1990.
8. Кyтыпeв ВЛ. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии, 2003. № 1. С. 63.
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В ТУРКЕСТАНЕ Аллияр Н.Б.1, Самойлов К.И.2
'Аллияр Нурбек - бакалавр искусств (архитектура), аспирант;
2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: рассмотрены особенности архитектуры комплекса мавзолея-хонаки Ходжа Ахмеда Яссави, который является крупнейшим комплексом Средневековья на территории Казахстана, демонстрируя взаимопроникновение архитектурно-художественных и строительно-конструкционных приёмов центральноазиатской архитектуры.
Ключевые слова: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, архитектурно-художественные особенности, зал, мечеть.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Яссауи) расположен в городе Туркестане в Туркестанской области. Его описания и анализ приведены в работах многих исследователей, изданных в различные времена [1 - 12]. Конец XIV в. в архитектуре Казахстана отметился строительством мавзолея-хонаки Ахмеда Ясави в г. Туркестане (строители Мавлян Убайдулла Садр, Ходжа Хусейн аль Ширази, Шелмс Абд-ал-Вахаб аль Ширази). Строительство шло в течение двух периодов в 1389 - 1399 гг., а в 1591 г. была произведена достройка и ремонт. В пилоны северного портала добавлены старые строения XII в., имевшего глазурованную отделку в основном зелёного цвета [1, с.14]. Почти лишённые мелких частей пластики фасады (кроме оставшейся незаконченной портальной части) имеют полихромные облицовки из глазурованных кирпичей. Оставшиеся открытыми квадратные и прямоугольные ниши в нижней части основного портала и восьмигранных минаретов были специализированы для установки мозаичных панно. Портал при достройке был увенчан маленькими зубцами [12]. Базу декора составляет эпиграфический орнамент [2]. Объёмно-пластический выбор специализирует многофункциональность постройки. Так показан своего рода маленьким порталом михраб мечети, важность мавзолея заострен выделением его купола, в отличие от основного, гофрировкой наружной плоскости и сравнительно большим цилиндрическим барабаном. Основной же купол, являясь самым большим в Средней Азии, воздвигнут на восьмерике, базирующимся на четверик со скошенными углами. Всякий отдельный объём построения имеет точно выявленное мозаичным декором трехчастное деление. Присутствует функциональная дифференциация эпиграфического декора [3, с. 275]. В облике постройки достаточно точно видны участки, воздвигнутые в различные периоды.
Великий мавзолей, который называется «Хазрет-Султан», предполагается шедевром средневековой архитектуры Казахстана [4, с.78]. Удивляют параметры данного великолепного сооружения. Сооружение имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. высота главного купола- 44 метра, диаметр - 22 метра. Толщина наружных стен - 2 м, стен центрального зала -3 м [5, с.104]. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана - да продлит Аллах его повеления на века!» [6, С.87]. Внутри дворца-мавзолея свыше 30 помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т.д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея декорированы глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых связывается с фоном природы и особенностью климата солнечной страны. Облицовка дворца-мавзолея сделана полихромными глазурованными плитками. Отделка интерьеров возбуждает восторженные отзывы знаменитых авторитетов архитектуры. Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр его составляет - около 18 м. В мавзолее - больше 30 помещений, которые символично разбиты на 8 блоков. Соединяются они друг с другом переплетёнными ходами, коридорами,