6. ДeлёзЖ., Гвaттapи, Ф. Что такое философия. Санкт-Петербург: Алетейя, 1998.
7. Самойлов К.И. Масштаб в современном зодчестве Казахстана: автореф. дис. канд.арх.: 18.00.01. Москва, 1990.
8. К^ытв ВЛ. Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии, 2003. № 1. С. 63.
АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ КОМПЛЕКСА МАВЗОЛЕЯ-ХОНАКО АХМЕДА ЯССАВИ В ТУРКЕСТАНЕ Аллияр Н.Б.1, Самойлов К.И.2
'Аллияр Нурбек - бакалавр искусств (архитектура), аспирант;
2Самойлов Константин Иванович - доктор архитектуры, профессор, кафедра архитектуры, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И. Сатпаева, г. Алматы, Республика Казахстан
Аннотация: рассмотрены особенности архитектуры комплекса мавзолея-хонаки Ходжа Ахмеда Яссави, который является крупнейшим комплексом Средневековья на территории Казахстана, демонстрируя взаимопроникновение архитектурно-художественных и строительно-конструкционных приёмов центральноазиатской архитектуры.
Ключевые слова: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави, архитектурно-художественные особенности, зал, мечеть.
Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави (Яссауи) расположен в городе Туркестане в Туркестанской области. Его описания и анализ приведены в работах многих исследователей, изданных в различные времена [1 - 12]. Конец XIV в. в архитектуре Казахстана отметился строительством мавзолея-хонаки Ахмеда Ясави в г. Туркестане (строители Мавлян Убайдулла Садр, Ходжа Хусейн аль Ширази, Шелмс Абд-ал-Вахаб аль Ширази). Строительство шло в течение двух периодов в 1389 - 1399 гг., а в 1591 г. была произведена достройка и ремонт. В пилоны северного портала добавлены старые строения XII в., имевшего глазурованную отделку в основном зелёного цвета [1, с.14]. Почти лишённые мелких частей пластики фасады (кроме оставшейся незаконченной портальной части) имеют полихромные облицовки из глазурованных кирпичей. Оставшиеся открытыми квадратные и прямоугольные ниши в нижней части основного портала и восьмигранных минаретов были специализированы для установки мозаичных панно. Портал при достройке был увенчан маленькими зубцами [12]. Базу декора составляет эпиграфический орнамент [2]. Объёмно-пластический выбор специализирует многофункциональность постройки. Так показан своего рода маленьким порталом михраб мечети, важность мавзолея заострен выделением его купола, в отличие от основного, гофрировкой наружной плоскости и сравнительно большим цилиндрическим барабаном. Основной же купол, являясь самым большим в Средней Азии, воздвигнут на восьмерике, базирующимся на четверик со скошенными углами. Всякий отдельный объём построения имеет точно выявленное мозаичным декором трехчастное деление. Присутствует функциональная дифференциация эпиграфического декора [3, с. 275]. В облике постройки достаточно точно видны участки, воздвигнутые в различные периоды.
Великий мавзолей, который называется «Хазрет-Султан», предполагается шедевром средневековой архитектуры Казахстана [4, с.78]. Удивляют параметры данного великолепного сооружения. Сооружение имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. высота главного купола- 44 метра, диаметр - 22 метра. Толщина наружных стен - 2 м, стен центрального зала -3 м [5, с.104]. Хорошо сохранившаяся надпись над входом в здание гласит: «Это святое место сооружено по велению властелина, любимого Аллахом, Амира Темира гурагана - да продлит Аллах его повеления на века!» [6, С.87]. Внутри дворца-мавзолея свыше 30 помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т.д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея декорированы глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых связывается с фоном природы и особенностью климата солнечной страны. Облицовка дворца-мавзолея сделана полихромными глазурованными плитками. Отделка интерьеров возбуждает восторженные отзывы знаменитых авторитетов архитектуры. Мавзолей имеет один из самых больших кирпичных куполов в Центральной Азии, диаметр его составляет - около 18 м. В мавзолее - больше 30 помещений, которые символично разбиты на 8 блоков. Соединяются они друг с другом переплетёнными ходами, коридорами,
витиеватыми двухэтажными лестницами. Свет проникает внутрь с помощью забранных деревянными решётками окон, эхо далеко разносит шаги идущих... Полумрак, прохлада, тишина появляются в сердцах паломников чувство глубокого благоговения и гармонии [6].
Казандык - самый широкий зал мавзолея - парадное помещение, укрытое главным куполом. В нем располагается старинная святыня, бронзовый котел Тай-Казан обьемом 60 ведер, диаметром 2,2 метра и весом 2 тонны. По сказаниям, Тай-Казан был отлит из сплава 7-ми редких металлов в селе Карнак. Тай-Казан является знаком единения и гостеприимства тюркских племён. Считается, что выпив воды из него, паломник мог очиститься от скверны. В 1934 г. Тай-Казан был увезен в Ленинград, где определенное время он экспонировался в одном из залов Эрмитажа. Только в 1988 г., по прошению правительства Республики, священный Тай-Казан был отдан на своё старое место. Кабырхана - усыпальница Ходжи Ахмеда Ясави. Туда ведут накрытые тонкой филигранной резьбой двери, инкрустированные престижными породами деревьев. В центре данного квадратного купольного помещения расположено надгробие, облицованное бледно-зелёным орнаментом. Аксарай, Большой и Малый, в XV-XV[ веках применялись как дворцовые покои, здесь была ставка казахских ханов. В Большом Аксарае встречали послов из других стран и делали курултаи, на которых собирались самые знатные и авторитетные люди степи. Здесь будущие на престол ханы клялись в верности своему народу, здесь до сих пор есть ханское кресло и скипетр, символы ханской власти. Многие из великих людей похоронены в внутри мавзолея, в Малом Аксарае. Самое древнее захоронение датируется 1431 г., а всего здесь 43 могильных камня. В мавзолее покоится прах Абылай-хана, Богенбай батыра, остальных казахских властителей и полководцев. Малая мечеть - крестообразная комната, увенчанное завораживающим куполом, кажущийся вырезанным из перламутра и установленным на длинном барабане со световыми проемами. А также, в мавзолее присутствует библиотека (китабхана), подземная келья (хильвет), где прожил свои последние годы Ясави, шильдехана - комната освящения новорожденных. В большой хозяйственный комплекс входят колодезная (кудукхана) - взятую из этого колодца воду мусульмане считали священной, ею заливали Тай-Казан и давали паломникам в дни мусульманских праздников; кухня (асхана), где делали ритуальную пищу из пшеницы и баранины; жилые комнаты (худжры) и даже баня (монша), где можно заметить древние медные тазы и кувшины [7]. Архитектура мавзолея, построенного по самым новейшим технологиям того времени, неповторима. При постройке данного сооружения зодчие использовали ряд новейших архитектурных и строительных решений, которые были применены при построении Самарканда, столицы империи Тимуридов [8]. Для постройки применялись специальный раствор и жженный красный кирпич. Богатство и многообразие декоративной отделки стен и куполов, невероятные по своей красоте и мастерству каменные и майоликовые плитки, которыми облицованы сооружения и купола, мозаика, настенная живопись, представленная вязью, геометрическими и растительными орнаментами, сталактиты, мощные колонны и изящные минареты -всё это показывает яркое и полное изображение о зодчестве времён Амира Темира, когда образовались характерные черты архитектурного стиля Центральной Азии. Из всех монументальных зданий той эпохи только Мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави остался полностью.
Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави имеет некоторые часто дискутируемые стороны. Одна из котороых заключается в том, что мавзолей не нацелен на Мекку, как подавляющее большинство культовых сооружений того времени. Другой загадкой является фундамент мавзолея, которого, так скажем, и нет. Роль фундамента исполянют многослойные глиняные заливы толщиной до 1,5 метра. Неимение настоящего фундамента объясняют тем, что глинобитной основы было вполне достаточно. По сказаниям, на строительство мавзолея были пригнаны 1000 быков, которых гнали по кругу, чтобы они «утоптали» основу под будущее сооружение. Это подход был часто используем в регионе в Средневековье. В начале XXI века под старинные стены мавзолея был подведён бетонный фундамент. Еще одна загадка мавзолея - это секрет производства древней глазури и красок, покрывавших наружнюю облицовочную плитку. При реконструкции внутренней облицовки купола уже через некоторое время покрытие нужно было снимать, так как купол стал набухать водой и облицовка стала разрушаться и падать. Одной из причин увеличения влажности подкупольного пространства крылась в том, что в середине ХХ века сквозное отверстие наверху двойного купола было закрыто. В итоге тёплый влажный воздух не уходил и накапливался. Это довело до разрушения ганчевой облицовки внутренней поверхности. После открытия данного отверстия в середине 1980-х гг. наилучший температурно-влажностный режим в подкупольном пространстве был восстановлен, и отделка свода прекратила разрушаться.
Считается, что дорога паломника, заглянувшего в Туркестан, не может не привести его в мавзолей, возведённый Темиром Амиром над захоронением легендарного Султана Хазрета, духовного учителся тюркских народов, которого поколения благодарных потомков называют «Принёсший в степь свет Ислама» [9]. В данное время мавзолей-ханака является центром большого историко-этнографического
комплекса областного центра Республики Казахстан. Его изучение продолжается и одним из ветвей исследований считается воссоздание основного замысла, не реализованного строительством.
Список литературы
1. Маньковская Л.Ю. Исследование архитектурного комплекса-мавзолея Ахмеда Яссави в городе Туркестане и вопросы его реставрации: автореф. дис. канд. искусствоведения. Ташкент, 1963.
2. Туякбаева Б.Т. Эпиграфический декор ханаки Ахмеда Ясеви: автореф.дис. канд. архитектуры. Москва, 1987.
3. Свод памятников истории и культуры Казахстана. Южно-Казахстанская область. Алматы: Гл. ред. «Казак энциклопедиясы», 1994. 368 с.
4. Байпаков К.М. Локализация городов казахского ханства // Известия национальной академии наук республики Казахстан. № 5, 2014. С. 78.
5. Ахмадуллин В.А. Деятельность советского государства и духовных управлений мусульман по организации паломничества (1944-1965 гг.): анализ исторического опыта и значение для современности. Москва: Исламская книга, 2016. С. 104.
6. Абусеитова М.Х. (сост.) История Казахстана в персидских источниках. Том 5. Извлечения из сочинений XIII - XIX веков. С. 87.
7. Аяган Б.Г. Арыстан-Баб // Казахстан. Национальная энциклопедия. Алматы: ^азак; энциклопедиясы, 2004.
8. Ибн Арабшах. Жизнеописание правителя Тимура: (Чудеса судьбы истории Тимура) / Ибн Арабшах; [Вступ. ст. и пер. с араб. У. Уватова]. Ташкент: Мехнат, 1992. С. 27.
9. Денике Б.П. Архитектурный орнамент Средней Азии.Москва-Ленинград: Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1939. 228 с.
10. Глаудинов Б.А. Пути развития архитектуры Казахстана с древнейших времен до начала ХХ века: автореф. дис. докт. архитектуры. Ташкент, 1999.
11. Массон М.Е. Мавзолей Ходжа Ахмеда Ясеви. Ташкент, 1930. 23 с.
12. Самойлов К.И. Архитектура Казахстана ХХ века (развитие архитектурно-художественных форм). Москва-Алматы: Мари-дизайн, 2004. 920 с.