Научная статья на тему 'Развитие алгоритмического мышления младших школьников путем изучения курса «Программирование в ПервоЛого»'

Развитие алгоритмического мышления младших школьников путем изучения курса «Программирование в ПервоЛого» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие алгоритмического мышления младших школьников путем изучения курса «Программирование в ПервоЛого»»

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

121

Развитие алгоритмического мышления младших школьников

путем изучения курса «Программирование в ПервоЛого»

А.Г. Пекчеркина (pekcherkina@gmail.com), О.Ю. Григорьева (liga-licey11@rambler.ru)

МОУ «Лицей № 11 им Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

Место школьного курса информатики обосновывается социальным заказом к школе - сформировать стиль мышления молодого поколения, адекватный требованиям современного информационного общества. Вот некоторые черты этого стиля мышления:

1. Умение планировать структуру действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.

2. Умение строить информационные модели для описания объектов и систем. В информационной модели отражаются все существенные для решения поставленной задачи свойства объектов в их взаимодействии.

3. Умение организовать поиск информации, нужной для решения поставленной задачи.

4. Дисциплина общения (как умение структурировать общение в соответствии с компетенцией сторон) и структурированность языковых средств коммуникации.

5. Навык современного обращения к компьютеру при решении задач из разных предметных областей.

6. Умение использовать современные информационно-сетевые средства, позволяющие работать с удаленными информационными фондами и участвовать в диалоговых и коллективных видах деятельности.

7. Технические навыки взаимодействия с компьютером, в частности, умение работать с клавиатурой, мышью, организовывать обмен информацией между компьютером и современной цифровой мультимедийной периферийной аппаратурой.

Все это с легкостью удается реализовать при введении в школьный курс информатики начальной школы среды программирования ПервоЛого.

При знакомстве с компьютерными информационными технологиями в начальной школе неизбежно возникают проблемы: недостаточный уровень развития абстрактного мышления; преобладание образно-визуального восприятия над другими способами получения информации; слабый навык чтения-письма у большинства учащихся; трудность использования большинства из существующих компьютерных технологий. Чаще всего проблемы обусловлены определенными возрастными особенностями детей младшего школьного возраста.

Учитывая эти особенности, учителя МОУ «Лицея № 11 им. Т.И. Александровой» пришли к выводу, что для эффективных занятий информатики в начальной школе необходимо использовать программы, дающие возможность использовать большей частью образно-визуальные, а не текстовые средства, перенести абстрактные представления, выполненные с помощью компьютера, в предметный мир, объекты которого ребенку знакомы.

Как отмечают сами создатели продукта: «Запуская ПервоЛого, ребенок открывает компьютерный альбом, в котором может рисовать картинки, создавать музыку и мультфильмы, обучать исполнителей-черепашек. Программа управляется с помощью простого графического интерфейса из понятных пиктограмм, поэтому с ней могут вполне успешно работать и нечитающие дети. Средствами среды осуществляется интеграция отдельных объектов в единый мультимедийный проект и превращение его в web-сайт, пригодный для размещения в Интернете. Установив так называемый «\уеЬ-плеер» - «плагин» к браузеру, любой желающий сможет получить по сети и увидеть проект ребенка в действии».

Нами был разработан 30-часовой курс информатики (из расчета 1 час в неделю) «Программирование в ПервоЛого» для обучающихся начальной школы. Данный курс прошел апробацию в 4в классе нашего лицея. Учащимся предлагались задания следующего типа: создание сюжетных картин, задание движения черепашки, указание на движение по заданной траектории, рисование геометрических фигур с помощью команд. Занятия проходили в компьютерном классе, где каждый ученик работал индивидуально. Задания были разделены на 3 уровня сложности: при успешном выполнении заданий 1 уровня учащийся получал отметку «3», 2 уровня -«4», 3 уровня - «5». После завершения изучения каждой темы учащиеся выполняли зачетную работу по закреплению изученного материала. В качестве итоговой работы по изучению данного курса учащиеся выполняли проектную работу по созданию анимации к решению задач на движение: движение в противоположных направлениях, движение вдогонку, движение с отставанием, встречное движение. Данные проекты применяли на уроках математики для решения задач. Реализация продукта позволила детям с легкостью освоить материал данной темы. Созданные детьми проекты учитель может использовать в дальнейшем, для объяснения нового материала другим ученикам.

122

ИТО Марий Эл - 2009

Положительные результаты отмечают и родители. Большинство учащихся, заинтересовавшись программой, вместе с родителями приобрели диск «ПервоЛого 3.0», и теперь самостоятельно работают дома. По словам родителей: «Дети не тратят время на игры за компьютером, а занимаются полезным делом».

Курс «Программирование в ПервоЛого» является первой этапом развития алгоритмического мышления у учеников начальной школы. При завершении изучения данного курса учащимся в дальнейшем будут легче даваться другие языки программирования в средней и старшей школе.

Лого-среда позволяет создавать условия для активного, поискового учения, предоставляет широкие возможности для разнообразного моделирования, что применимо не только на уроках информатики, но и на других предметах.

Литература:

1. Гайдаркин, Г.Х. Развитие логического мышления. Курс «Элементы компьютерной грамотности». Начальная школа / Г.Х. Гайдаркин. -№ 5. - 2003. - С. 93-97.

2. Первин, Ю.А. Проблема раннего обучения информатики в российской школе. Вопросы образования / Ю.А. Первин. - № 3. - 2005. -С. 166-182.

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики

Л.И. Тарасова (liceyalex11@yandex.ru), М.Ю. Гришин (urich87@mail.ru)

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет соз -дать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Современный учитель, как один из важнейших участников образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Научная и практическая деятельность современного человека, информатизация общества в целом, заставляет преподавателей пересматривать содержание и методы обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Профессиональная деятельность учителя становится более насыщенной и интересной при применении цифровых образовательных ресурсов.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

В практику преподавания физики нашего лицея введено использование образовательных комплексов «1С: Физика. 7, 10 класс» и «Физические эксперименты» под редакцией Фишмана.

Мы считаем, что на уроках физики применять ЦОРы не просто полезно, но и необходимо. Во-первых, у учителя появилась возможность ярко и наглядно провести урок. Одним из главных этапов любого урока является объяснение нового материала. И учитель должен сделать его максимально наглядным и понятным уча -щимся. У детей развивается наглядно-образное мышление, их внимание легче удержать к обсуждаемым вопросам. Есть возможность работать не только коллективно, но и индивидуально, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал. Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Немаловажным аспектом является значительная экономия времени. Безусловно, при планировании уроков необходимо тщательно изучить все виды ЦОРов - не только готовых электронных учебников, но и Интернет-ресурсов. Но, постоянно пополняя коллекцию ресурсов, учитель накапливает огромную базу, которую можно использовать на любом этапе урока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.