Научная статья на тему 'Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики'

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1925
301
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики»

Положительные результаты отмечают и родители. Большинство учащихся, заинтересовавшись программой, вместе с родителями приобрели диск «ПервоЛого 3.0», и теперь самостоятельно работают дома. По словам родителей: «Дети не тратят время на игры за компьютером, а занимаются полезным делом».

Курс «Программирование в ПервоЛого» является первой этапом развития алгоритмического мышления у учеников начальной школы. При завершении изучения данного курса учащимся в дальнейшем будут легче даваться другие языки программирования в средней и старшей школе.

Лого-среда позволяет создавать условия для активного, поискового учения, предоставляет широкие возможности для разнообразного моделирования, что применимо не только на уроках информатики, но и на других предметах.

Литература:

1. Гайдаркин, Г.Х. Развитие логического мышления. Курс «Элементы компьютерной грамотности». Начальная школа / Г.Х. Гайдаркин. -№ 5. - 2003. - С. 93-97.

2. Первин, Ю.А. Проблема раннего обучения информатики в российской школе. Вопросы образования / Ю.А. Первин. - № 3. - 2005. -С. 166-182.

Применение цифровых образовательных ресурсов на уроках физики

Л.И. Тарасова (liceyalex11@yandex.ru), М.Ю. Гришин (urich87@mail.ru)

МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»

В настоящее время многие школы оснащены компьютерными классами, и у учителей появилась возможность использовать современную технику на уроке. Использование компьютера при обучении позволяет соз -дать обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка. Компьютер становится электронным посредником между учителем и учеником. Он позволяет интенсифицировать процесс обучения, делает его более ярким и наглядным, предоставляет возможность вести обучение в индивидуальном для каждого ученика темпе, а также позволяет освободить учителя от ряда утомительных функций, например, бесконечных записей на доске, отработки элементарных умений и навыков, проверки знаний.

Современный учитель, как один из важнейших участников образовательного процесса, не может не учитывать в своей работе результатов постоянного и стремительного совершенствования информационных технологий. Научная и практическая деятельность современного человека, информатизация общества в целом, заставляет преподавателей пересматривать содержание и методы обучения по всем школьным дисциплинам, оперативно расширяя и углубляя его за счет информации, полученной с помощью новейших информационных систем и технологий. Профессиональная деятельность учителя становится более насыщенной и интересной при применении цифровых образовательных ресурсов.

С введением в учебный процесс новых компьютерных технологий становится актуальной проблема накопления и использования цифровых образовательных ресурсов.

В практику преподавания физики нашего лицея введено использование образовательных комплексов «1С: Физика. 7, 10 класс» и «Физические эксперименты» под редакцией Фишмана.

Мы считаем, что на уроках физики применять ЦОРы не просто полезно, но и необходимо. Во-первых, у учителя появилась возможность ярко и наглядно провести урок. Одним из главных этапов любого урока является объяснение нового материала. И учитель должен сделать его максимально наглядным и понятным уча -щимся. У детей развивается наглядно-образное мышление, их внимание легче удержать к обсуждаемым вопросам. Есть возможность работать не только коллективно, но и индивидуально, с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося. При проведении уроков с цифровыми информационными ресурсами учитель может охватить большой дополнительный материал. Использование интерактивных моделей существенно ускоряет процесс объяснения учебного материала и повышает его качество. Образы явлений и понятий, которые формируются с помощью моделей и анимаций, запоминаются надолго.

Немаловажным аспектом является значительная экономия времени. Безусловно, при планировании уроков необходимо тщательно изучить все виды ЦОРов - не только готовых электронных учебников, но и Интернет-ресурсов. Но, постоянно пополняя коллекцию ресурсов, учитель накапливает огромную базу, которую можно использовать на любом этапе урока.

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

123

Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учащихся в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. Ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы. Эти знания необходимы им для получения конкретного, видимого на экране компьютера, результата. Учитель в таких случаях является лишь помощником в творческом процессе формирования знаний.

Невозможно оставить без внимания и тот факт, что далеко не все школы обладают достаточными материальными ресурсами и способны обеспечить кабинеты физики в соответствии с программой обучения всех параллелей. Физика - это наука, тесно связанная с экспериментами и исследованиями. Поэтому прекрасным экспериментальным дополнением на уроках является применение ЦОРов. Наряду с материальным обеспечением остро встает проблема невозможности проведения опытов в целях безопасности. Компьютерные модели позволяют наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, воспроизводить их тонкие детали, которые могут быть незамечены наблюдателем при реальных экспериментах. Использование компьютерных моделей и виртуальных лабораторий предоставляет нам уникальную возможность визуализации упрощенной модели реального явления. При этом можно поэтапно включать в рассмотрение дополнительные факторы, которые постепенно усложняют модель и приближают ее к реальному физическому явлению. Кроме того, компьютер позволяет моделировать ситуации, нереализуемые экспериментально в школьном кабинете физики, например, работу ядерной установки или эксперименты с ртутью.

Другая важная особенность урока с применением компьютера - его интерактивность, то есть возможность диалога, обратной связи. До сих пор такая возможность существовала лишь в случае непосредственного контакта учителя и ученика. Компьютер имеет возможность осуществлять обратную связь как с учителем, так и с учеником, являясь не просто партнером по »контакту», но и источником учебной информации.

Используя цифровые образовательные ресурсы, мы можем пользоваться следующими методами работы на уроках физики:

1. Компьютерные наблюдения - после того, как объяснен новый материал или во время объяснения, имеет смысл предложить учащимся 1-2 наблюдения. Работая с интерактивной моделью во время изучения нового материала, учитель может продемонстрировать данное свойство через проекционную аппаратуру.

2. Экспериментальные задачи-исследования - задачи, для решения которых необходимо подставить соответствующие параметры переменных и пронаблюдать изменение графика. Как правило, учащиеся с особым энтузиазмом берутся за решение таких задач. Несмотря на кажущуюся простоту, такие задачи очень полезны, так как позволяют учащимся увидеть живую связь компьютерного эксперимента и аналитического решения заданий.

3. Расчетные задачи с последующей компьютерной проверкой - задачи, которые в начале необходимо решить без использования компьютера, а затем проверить полученный ответ.

4. Лабораторные работы - эффективные ресурсы программы создают удобную техническую базу для реализации многочисленных лабораторных работ, носящих творческий, исследовательский характер. Ученику при выполнении лабораторной работы предстоит провести, например, построение графиков функций, предпринять индивидуальное исследование ее свойств, попытаться подметить какие-то закономерности, высказать в этой связи собственные гипотезы, экспериментально проверить их справедливость.

5. Дидактические игры - учебный материал используется в качестве средства игры; при помощи игровых приемов и ситуаций учитель может стимулировать учащихся к физической деятельности. В процессе игры развиваются внимание, наблюдательность, сообразительность.

Хочется отметить образовательные комплексы, которые имеет наш лицей - это «1С: Физика. 7, 10 класс» и «Физический эксперимент» под редакцией А.И. Фишмана. Активно используя данные комплексы, мы в разы повышаем результативность урока. Уникальность их состоит не только в применении фото, видео, аудио и анимированного сопровождения урока, но и в возможности проводить виртуальные эксперименты. Подобного рода физический эксперимент проводится на обычном уроке в виртуальной лаборатории. Учащиеся имеют возможность изучить теоретический материал по данному вопросу, провести исследования, а также аппроксимировать результаты и оформить работу. Исключительной функцией работы с «Физическими экспериментами» является возможность добавления своих личных разработок в образовательный комплекс. То есть учитель может без проблем внести свои материалы (фото, видео, анимации) в тот или иной параграф электронного учебника.

Данный электронный учебник позволяет использовать нестандартные экспериментальные задания для практической деятельности на уроке. Учащиеся, объединяясь в группы, ищут способы решения экспериментальных задач, высказывая свои решения. Урок проходит очень продуктивно, если учитель умело проводит рефлексию.

Положительные моменты, которые нельзя не отметить при работе с «Физическими экспериментами» - это разнообразие методов изучения материала. Авторы предлагают возможность просмотреть эксперимент, ответить на проблемные вопросы, которые звучат непосредственно после опытов, некоторые задания носят исследовательский характер, а некоторые - теоретический.

Образовательный комплекс «1С: Физика. 7, 10 класс» обладает наглядной теоретической базой, возможностью своими руками «пальпировать» анимированные модели при изучении новой темы. Использование этого ресурса автоматически исключает возможность выставления некорректных оценок при контроле знаний уча -щихся, то есть оценки выставляет уже не учитель, а компьютер. Это также, в свою очередь, значительно сокращает время, которое педагог затрачивает на проверку самостоятельных и практических работ. В своей практике мы применяем и самостоятельную работу с образовательными комплексами учащихся на дому.

Прекрасным интегрированием виртуальных экспериментов с реальными является использование компьютерной измерительной лаборатории Ь-микро, которая тоже активно используется в нашем лицее. Лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Комплекс состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся, которая широко развита в последнее время.

Огромную роль в подготовке учителя и учащихся к урокам играют Интернет-ресурсы. Интернет используется для поиска необходимой информации при подготовке учителя к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, на которых собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке, учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.).

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет отметить такие положительные качества:

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- развитие творческих способностей школьников;

- воспитание интереса к предмету. ЦОРы вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

- обеспечение качественного усвоения программного материала;

- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

- ЦОРы позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

- компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.

Применение ИКТ на различных этапах урока математики

Л.Ю. Домрачева, С.И. Иванова

МОУ «Новоторъяльская СОШ»

Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. При этом очевидно, что задачу информатизации школьного образования нельзя свести только к задаче насыщения школьных классов современной вычислительной техникой. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.