Научная статья на тему 'Применение ИКТ на различных этапах урока математики'

Применение ИКТ на различных этапах урока математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
649
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Применение ИКТ на различных этапах урока математики»

Положительные моменты, которые нельзя не отметить при работе с «Физическими экспериментами» - это разнообразие методов изучения материала. Авторы предлагают возможность просмотреть эксперимент, ответить на проблемные вопросы, которые звучат непосредственно после опытов, некоторые задания носят исследовательский характер, а некоторые - теоретический.

Образовательный комплекс «1С: Физика. 7, 10 класс» обладает наглядной теоретической базой, возможностью своими руками «пальпировать» анимированные модели при изучении новой темы. Использование этого ресурса автоматически исключает возможность выставления некорректных оценок при контроле знаний уча -щихся, то есть оценки выставляет уже не учитель, а компьютер. Это также, в свою очередь, значительно сокращает время, которое педагог затрачивает на проверку самостоятельных и практических работ. В своей практике мы применяем и самостоятельную работу с образовательными комплексами учащихся на дому.

Прекрасным интегрированием виртуальных экспериментов с реальными является использование компьютерной измерительной лаборатории Ь-микро, которая тоже активно используется в нашем лицее. Лаборатория служит для проведения демонстрационного и ученического эксперимента. Комплекс состоит из компьютерного измерительного блока, системы датчиков и дополнительного оборудования. Компьютер выступает в качестве универсального измерительного прибора. Информация может подаваться на компьютер с двух датчиков одновременно, она автоматически обрабатывается и результат демонстрируется на экране в виде цифровой информации или уже готового графика. Компьютерная измерительная лаборатория позволяет на современном уровне организовать исследовательскую деятельность учащихся, которая широко развита в последнее время.

Огромную роль в подготовке учителя и учащихся к урокам играют Интернет-ресурсы. Интернет используется для поиска необходимой информации при подготовке учителя к урокам и в учебно-исследовательской деятельности учащихся. Существует ряд образовательных сайтов, на которых собраны обширные, достоверные информационные ресурсы по каждой учебной теме предмета. Учителю можно спланировать и легко осуществить выполнение виртуального дистанционного эксперимента на уроке. Используя информационные ресурсы электронных энциклопедий на уроке, учащиеся оперативно могут узнать различные трактовки физических терминов (например, работа, трение, давление и т.д.).

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов на уроках позволяет отметить такие положительные качества:

- учет индивидуальных особенностей учащихся;

- развитие творческих способностей школьников;

- воспитание интереса к предмету. ЦОРы вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности;

- обеспечение качественного усвоения программного материала;

- информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности;

- ЦОРы позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом;

- компьютер способствует формированию рефлексии у учащихся.

Применение ИКТ на различных этапах урока математики

Л.Ю. Домрачева, С.И. Иванова

МОУ «Новоторъяльская СОШ»

Сегодня новые информационные технологии прочно вошли во все сферы жизнедеятельности нашего общества. Информатизация образования является одним их приоритетных направлений программы развития образования. При этом очевидно, что задачу информатизации школьного образования нельзя свести только к задаче насыщения школьных классов современной вычислительной техникой. Использование компьютерной техники и информационных технологий значительно повышает эффективность процесса обучения благодаря его индивидуализации, наличию обратной связи, расширению наглядности. Информационные технологии раскрывают материал так, как это невозможно сделать при помощи традиционных технологий. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств

Обобщение педагогического опыта использования ИКТ.

125

активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции умственной деятельности. Особенностью учебного процесса с применением компьютерных средств является то, что центром деятельности становится ученик, который исходя из своих индивидуальных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Учитель часто выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность. Возникновение интереса к математике значительного числа учащихся зависит от методики ее преподавания, от того, насколько умело была построена учебная работа, какие средства были применены на уроке. При использовании компьютера даже самые пассивные дети включаются в работу с огромным желанием. В работе используется как средство обучения, воспитания, развития. Для ученика и учителя компьютер представляет: источник учебной информации; наглядного пособия; тренажера; средства контроля.

В преподавании математики компьютер может быть использован на всех этапах урока - при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. Остановимся на некоторых из них.

Объяснение нового материала. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степе -ни и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с применением компьютерных презентаций, позволяющих акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации. Объяснение темы урока сопровождается демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые записи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях более сложные задания. Все предлагаемые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций является наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-шоу, сочетание устного лекционного материала с демонстрацией слайд-шоу позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала.

Применение интерактивной доски и учебно-методического комплекса «Живая математика» при объяснении новой темы дает хороший результат. Например, при изучении темы «Прямоугольник» и доказательстве теорем о равенстве диагоналей прямоугольника выделяются нужные объекты, что позволяет лучше воспринять материал и в дальнейшем его воспроизвести.

Использование УМК позволяет развить у учеников навыки восприятия математических объектов (фигур, связанных с ними величин, формулировок, утверждений и вопросов, доказательств и т. п.) и проведения различных активных действий (измерений, сравнений, построений, наблюдений, формирования предположений, их подтверждений и опровержений, доказательств и т. п.).

Работая с учебно-методическим комплексом «Живая Математика» учитель может:

- проиллюстрировать объяснения эффектными и точными чертежами;

- организовать экспериментальную исследовательскую деятельность учащихся в соответствии с уровнем;

- значительно увеличить долю активной творческой работы на уроке;

- высвободить время на выполнение учащимися творческих заданий;

- реализовать дифференциацию по уровню знаний и возможностей учеников и индивидуализировать обучение (это относится как к уровню формирования предметных умений и знаний, так и интеллектуальных и общих умений).

Закрепление. На данном этапе реализуется обучающий тип деятельности. Отрабатываются различные методы, целью которых является обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Задачи могут быть различного уровня сложности, а также содержать подсказки, алгоритмы и справочные материалы. В ходе решения задач учащийся вводит формулы в компьютер при помощи клавиатуры.

На этапе закрепления можно использовать различные кроссворды.

• Цель: подготовить упражнения на закрепление с возможностью автоматической проверки.

• Условия: компьютерный класс, файл с кроссвордом открывают с учетом сетевого ресурса или с локального диска (учитель предварительно должен скопировать этот файл на каждый компьютер).

• Преимущества: автоматическая проверка результатов и возможность исправления ответов.

• Деятельность учителя: инструктирует детей о цели, форме работы, местоположение файла с кроссвордом.

• Деятельность учеников: по формулировке вопроса определяют слово, вводят в клетки, нажимают на кнопку Проверка, результат, если ошибка, исправляют.

На данном этапе для развития познавательной деятельности можно предложить учащимся задание на соответствие (например, на знание формул площадей многоугольников).

Контроль знаний. При контроле используются тесты. Возможны две формы организации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

• Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагаемых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требует от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выдачи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного ответа, выбрав его среди предложенных.

• Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как пользователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляется его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ, при проведении контроля знаний (одновременно позволяет использовать различные виды контроля и проверки знаний - тесты, задания на соотнесения, найти ошибку в тексте, продолжить фразу и т.д.).

Таким образом, бесспорной и очевидной является целесообразность использования ИКТ в образовательном процессе для повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Информационные технологии позволяют решить проблему перехода от традиционной формы обучения, направленной на усвоение учеником фиксированной суммы знаний, к новой, где основной упор сделан на освоение способов деятельности. Вырабатываются умение учиться и навыки самостоятельно добывать знания.

Использование дидактических игр во внеурочной деятельности младших школьников с применением информационно-коммуникационных технологий

Е.А. Дубникова* (еlеnа_dubпiкоvа@mail.ru), Т.П. Цехановская**

*МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15», г.Йошкар-Ола, **МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6», г. Йошкар-Ола

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».

В.А. Сухомлинский

Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов - это внеклассная работа. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на многие интересующие детей вопросы. И тогда на помощь приходят внеклассные занятия. А если в них внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.

Виды и формы внеклассной работы многообразны. Наряду с уже установившимися, в известной мере традиционными формами, такими, как утренники и вечера, жизнь выдвигает новые пути приобщения учащихся к познанию окружающего мира, к расширению кругозора, интереса к учебной деятельности. Использование компьютера позволяет любое мероприятие сделать привлекательным, информативным и по-настоящему современным.

Одним из видов внеклассной работы является применение дидактических игр.

Вспомните, как загораются глаза у малышей, какое нетерпеливое ожидание чего-то приятного, радостного светится в них, когда вы говорите:

«А сейчас мы с вами, ребята, поиграем в одну интересную игру!» Здесь не надо быть тонким психологом, чтобы понять, какое громадное и особое место занимает игра в жизни ребенка.

Игра - серьезная умственная деятельность, в которой расширяется и обогащается круг представлений об окружающем мире, развивается речь, внимание, воображение, память. Игра способствуют возникновению творческих связей между учащимися, а также развивает процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.