Научная статья на тему 'ИКТ в помощь проведения внеклассного мероприятия по математике'

ИКТ в помощь проведения внеклассного мероприятия по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
390
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акульшина Галина Васильевна, Лазарева Лариса Геннадьевна, Тимофеева Ирина Витальевна

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы с учащимися. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, открывает большие возможности для раскрытия творческих способностей. Особое значение имеет форма проведения внеклассного мероприятия. Наша статья написана в помощь для подготовки и проведения внеклассного мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В ней приведена примерная схема внеклассного мероприятия. Статья будет полезна учителям и студентам педвузов, поскольку содержит рекомендации по организации внеклассной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИКТ в помощь проведения внеклассного мероприятия по математике»

- проверка выполнения учащимися домашних заданий (если они были заданы для выполнения на домашнем компьютере);

- защита проектов учащимися;

- создание различных образов, путем «собирания» их средствами доски;

- проведение самостоятельных письменных работ (диктантов, решение задач, тестов и др.) и последующая их самопроверка учащимися;

- выполнение заданий на установку соответствий терминов, понятий и многое другое;

- можно создавать ссылки с одного файла на другой, например, аудио-, видеофайлы или интернет-страницы. Это позволяет не тратить время на поиск нужных ресурсов

Студенты утверждают, что образовательный процесс стал более познавательным, интересным и увлекательным. Им нравится работать с инструментом, для управления которым достаточно несколько прикосновений. Они сами порой напрашиваются на проверку знаний, чтобы лишний раз поработать с доской. Все это наполняет класс подлинным энтузиазмом. По наблюдениям автора статьи, при использовании электронной доски студенты более внимательны, увлечены и заинтересованы, чем при работе на обычной доске.

Каждый преподаватель мечтает, чтобы на уроке работали все студенты, и испытывает огромное чувство радости, когда на каждом уроке с использованием интерактивной доски работают все без исключения студенты. Им легко и интересно учиться. Каждый день они готовы узнавать новое, потому что они хотят этого сами.

Можно отметить, что студенты, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать. Это важно и для студента, и для преподавателя.

Низкая успеваемость часто объясняется невнимательностью, причина которой - незаинтересованность студента. Используя интерактивную доску, преподаватель имеет возможность привлечь и успешно использовать внимание группы. Когда на доске появляется текст или изображение, то у студента стимулируется одновременно несколько видов памяти.

Следует отметить, что на компьютерной доске в памяти остаются все ходы и передвижения в процессе решения поставленной преподавателем задачи. Для преподавателя это тоже очень важно, потому что он может обратиться к этому материалу и проанализировать успешность студентов, а также при необходимости может показать родителям, какими задачами они занимаются на уроке.

=10- Литература

1. М1р://%㹫г.орепс1а88

2. http://www.revo1ution.a11best.ru

3. http://www.prometheanp1anet.ru

4. http://www.tds-prometey.ru

ИКТ В ПОМОЩЬ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Акульшина Галина Васильевна ([email protected]), Лазарева Лариса Геннадьевна ([email protected]), Тимофеева Ирина Витальевна ([email protected])

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 30» г. Йошкар-Ола

Аннотация

Внеклассная работа является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы с учащимися. Она углубляет знания учащихся, способствует развитию их дарований, расширяет кругозор, открывает большие возможности для раскрытия творческих способностей. Особое значение имеет форма проведения внеклассного мероприятия.

Наша статья написана в помощь для подготовки и проведения внеклассного мероприятия с использованием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). В ней приведена примерная схема внеклассного мероприятия. Статья будет полезна учителям и студентам педвузов, поскольку содержит рекомендации по организации внеклассной работы.

Внедрение и использование в современной школе информационных, коммуникационных, мультимедийных технологий становится делом привычным, ни у кого не вызывающим сомнений в целесообразности и неизбежности этого процесса. Сейчас трудно найти школу, в которой нет компьютерного

40

ИТО Марий Эл -2010

класса, все чаще используется компьютер на уроках и внеклассных мероприятиях. Компьютер уже завоевал прочные позиции в различных предметных областях образования. Трудно представить процесс обучения без ИКТ. Несомненно, что компьютерные технологии в процессе обучения являются доступным и интересным средством для детей.

Как заинтересовать детей своим предметом? Как им увлечь? Как поднять мотивацию к предмету?

Использование информационных технологий позволило повысить качество проведения не только уроков, но и внеклассных мероприятий. Именно на применении ИКТ во внеклассной работе по математике хотелось бы остановиться подробнее.

Одной из популярных форм внеклассной работы является игра. Игра - творчество, игра - труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно. Развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях. Даже самые пассивные дети активно включаются в игру. Хорошо спланированное, подготовленное и проведенное мероприятие позволяет каждому ребенку раскрыть свои способности. Использование ИКТ способствует повышению эффективности проведения внеклассных мероприятий, что, несомненно, важно в деятельности каждого педагога. Опыт применения ИКТ для подготовки и проведения внеклассных мероприятий по математике способствует решению многих задач, стоящих перед школой, оказывается влияние на повышение мотивации обучения, формируются коммуникативные навыки учащихся. Доступ к информационным ресурсам открывает новые возможности для модернизации содержания сценария внеклассного мероприятия. Компьютер становится мощным средством и наглядности, что для детей немаловажно. Доступность технических средств делает учеников активными участниками разработки и проведения мероприятия, позволяет вовлечь в творческий процесс все большее количество учеников.

При подготовке сценария внеклассного мероприятия «Путешествие по Китаю с математикой», которое было приурочено к проведению летней Олимпиады 2008 года, использование ИКТ строилось по следующим направлениям:

- подбор методических материалов;

- выбор технологий для проведения игры;

- мониторинг ЗУН учащихся.

В процессе подготовительного периода использовалась коллективная и индивидуальная педагогическая деятельность. Были созданы творческие группы, каждая из которых отвечала за определенную функцию. Одна группа учащихся собирала дидактический материал, вторая составляла сценарий, третья создавала мультимедийный проект, четвертая занималась оформлением помещения. Учителя выполняют руководящую направляющую функцию.

И хотя подготовительный процесс достаточно трудоемок, он, несомненно, содержит множество положительных моментов:

- воспитывается чувство товарищества, обязательности, ответственности друг за друга и за порученное дело;

- происходит расширение кругозора, ученики работают с дополнительными источниками. Обращаются за помощью к учителям, в Интернет;

- школьники познают компьютер, осваивают различные технологии;

- создают презентацию и учувствуют в мультимедийных проектах;

- открываются способности учащихся, воспитывается творческий подход к делу.

Само же внеклассное мероприятие проводится по следующей схеме:

- доступно формулируется тема и цель для участников и зрителей;

- ведущий знакомит с правилами и условиями, проводимого мероприятия;

- каждый этап демонстрируется слайдом, в соответствии с выбранной темой: достопримечательности, география, религия, история,

- культура, великие открытия страны;

- после выполнения задания на экране слайд с правильным ответом;

- подводятся итоги мероприятия;

- награждаются победители.

В процессе игры учащиеся не только показывают свои знания по предмету, но и узнают много нового, интересного и полезного о Китае, что непосредственно расширяет их кругозор. На протяжении всей игры прослеживается межпредметная связь. В ходе мероприятия дети видят результаты своего труда.

Анализируя проделанную работу по применению информационных технологий и в процессе обучения, можно сказать о том, что реализация такого подхода позволяет: развить интерес к предмету, организовать самостоятельную работу учащихся, реализовать дифференцированный подход, развить логическое мышление и навыки самоконтроля.

Функции, которые раньше выполнял учитель-предметник: разработал - провел - оценил, распределены теперь между учащимися различных возрастных групп, благодаря чему учитель и ученик получили дополнительную возможность для творчества. А самое главное, изменился в целом подход к предмету: математика стала для многих интересной, а учитель теперь не столько наставник, сколько партнер.

Использование информационно-коммуникационных технологий

В СЕЛЬСКОЙ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЕ

Ахметова Элина Авенировна ([email protected])

МОУ «Кужмаринская основная общеобразовательная школа»

Аннотация

В докладе раскрыты некоторые аспекты использования информационно-коммуникативных технологий в условиях сельской малокомплектной школы.

Уроки и внеклассные мероприятия с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) помогают обучающимся закрепить навыки самообразования, развить творческие способности, улучшить качество обучения.

Данный доклад будет полезен как для учителей, так и для администрации общеобразова -тельных школ.

В настоящее время наблюдается лавинообразный процесс развития информатизации, который характеризуется, в первую очередь, широким внедрением современных информационных технологий в различные сферы человеческой деятельности. Тенденции развития современного общества, его ярко выраженная информатизация объясняют необходимость все более широкого использования информационных технологий в сфере образования.

Современные ИКТ являются основой процесса информатизации образования, реализация которого предполагает:

- улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации;

- разработку перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование;

- интеграцию различных видов деятельности (учебной, учебно-исследовательской, методической, научной, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении информационных технологий;

- подготовку участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информа -ционного общества.

За время, прошедшее с начала информатизации образования, накоплен огромный опыт в области разработки и применения ИКТ.

За последние несколько лет число детей, умеющих пользоваться компьютером, увеличилось примерно в 10 раз. Эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования. В настоящее время в систему сельского образования России входят около 70 % общеобразовательных учреждений страны, где обучается 30 % школьников. Одним из федеральных проектов является проект «Информатизация системы образования» (ИСО). В ходе реализации проекта ИСО создаются модели информатизации общего и начального профессионального образования на всех уровнях: школьном, муниципальном и региональном. Разрабатываются учебные материалы нового поколения, осуществляется профессиональное развитие и поддержка педагогов в области применения ИКТ для целей образо -вания. Время требует от учителей все большего использования информационно-коммуникативных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.