Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
12
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНАЯ КУЛЬТУРА СТУДЕНТОВ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ / СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бурцев В. А., Бурцева Е. В., Игошина Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СПОРТЕ

2. Антипенкова И. В. Корпоративный спорт в системе физического воспитания трудоспособного населения / И. В. Антипенкова, А. В. Киреева // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 8. - С. 45.

3. Галкин Ю. П. Физическая культура, работоспособность и здоровье трудящихся: проблемы и перспективы / Ю. П. Галкин // Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма. - Смоленск: [б.и.], 2008. - 282 с.

4. Киреева А. В. Состояние физкультурно-оздоровительной работы в организации как фактор, определяющий интерес сотрудников к занятиям физической культурой / А. В. Киреева, И. В. Антипенкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. -2019. - № 3 (169). - С. 138-140.

5. Петров П. К. Цифровые информационные технологии как новый этап в развитии физкультурного образования и сферы физической культуры и спорта / П. К. Петров // Современные проблемы науки и образования. - 2020. - № 3.

References

1. Agadzhanyan N.A., Kolpakov V.V., Fateeva N.M. Vakhtovo-ekspedit-sionnaya organizatsiya truda v usloviyakh Severa (Ekologo-fizio-logicheskiye aspekty) [Shift-forwarding organization of labor in the conditions of the North (Ecological and physiological aspects)]. Moscow: Tyumen: TGMA publ., 1999.

Antipenkova I.V., Kireeva A.V. Korporativnyy sport v sisteme fizichesk-ogo vospitaniya trudosposobnogo naseleniya [Corporate sport in the system of physical education of the able-bodied population]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2013. No. 8. p. 45. Galkin Yu.P. Fizicheskaya kultura, rabotosposobnost i zdorovye tru-dyashchikhsya: problemy i perspektivy [Physical culture, working capacity and health of workers: problems and prospects]. Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism. Smolensk: [n.p.], 2008. 282 p.

Kireeva A.V., Antipenkova I.V. Sostoyaniye fizkulturno-ozdorovitelnoy raboty v organizatsii kak faktor, opredelyayushchiy interes sotrud-nikov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [The state of physical culture and health work in the organization as a factor determining the interest of employees in physical education]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 3 (169). pp. 138-140. Petrov P.K. Tsifrovyye informatsionnyye tekhnologii kak novyy etap v razvitii fizkulturnogo obrazovaniya i sfery fizicheskoy kultury i sporta [Digital information technologies as a new stage in the development of physical education and the sphere of physical culture and sports]. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2020. No. 3. Puciato D., Rozpara M., Borysiuk Z. Physical activity as a determinant of quality of life in working-age people in Wroctaw, Poland. International Journal of Environmental Research and Public Health. 2018. Vol.15. p. 623.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

РАЗВИТИЕ АКСИОЛОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СПОРТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Кандидат педагогических наук, доцент В.А. Бурцев1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Бурцева1 Кандидат педагогических наук, доцент Н.В. Игошина2

поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань 2Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Чебоксары

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: спортивная культура студентов, аксиологический компонент, спортивная деятельность.

Введение. Центральное место в психологической структуре спортивной культуры принадлежит аксиологическому компоненту, придающему субъекту спортивной деятельности особую ценностно-смысловую значимость в контексте формирования Я-концепции личности [1].

Содержание аксиологического компонента спортивной культуры студентов (далее - АКСКС) раскрывается по отношению к тем ценностно-смысловым ориентациям, которые побуждают и направляют личность к эффективному осуществлению спортивной деятельности [2, 3]. Развитие АКСКС происходит на основе психологических механизмов интери-оризации и экстериоризации, обеспечивающих формирование ценностно-смысловых установок к различным сторонам спортивной деятельности.

Цель исследования - экспериментально обосновать эффективность методики развития АКСКС в процессе спортивной деятельности.

Методика и организация исследования. Методика развития АКСКС включает в свое содержание комплекс ценностно-смысловых заданий, направленных на актуализацию положительного ценностного отношения студентов к структурным компонентам спортивной деятельности.

Для оценки уровня развития АКСКС нами был разработан модифицированный вариант методики Rokeach М. «Самооценка жизненных ценностей» с расчетом индекса реализуемости индивидуальных характеристик ценностно-смысловой сферы личности (Салихов Н. Р.).

DEVELOPMENT OF THE AXIOLOGICAL COMPONENT OF STUDENTS' SPORTS CULTURE IN THE PROCESS OF SPORTS ACTIVITY

PhD, Associate Professor V.A. Burtsev1 PhD, Associate Professor E.V. Burtseva1 PhD, Associate Professor N.V. Igoshina2 1Volga Region State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan

2Chuvash I. Yakovlev State Pedagogical University, Cheboksary

Поступила в редакцию 23.06.2022 г.

Результаты исследования и их обсуждение. В начале эксперимента у испытуемых КГ и ЭГ не было выявлено достоверных различий в критериях и показателях развития АКСКС. В конце эксперимента в КГ уровень развития АКСКС остался на среднем (относительно значимом) уровне, вместе с тем, в ЭГ был установлен высокий (приоритетно значимый) уровень развития АКСКС. В соответствии с критериями и показателями ранжирования, высокую ценностно-смысловую значимость приобрели следующие терминальные ценности: спортивная подготовленность, спортивная тренированность, соревновательный результат, спортивные достижения и инструментальные ценности: спортивная подготовка, спортивная тренировка, спортивные соревнования, спортивный режим.

Вывод. Результаты исследований свидетельствуют об эффективности методики развития АКСКС на основе формирования ценностно-смысловых ориентаций в процессе спортивной деятельности.

Литература

1. Бурцев В. А. Развитие аффективного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Д. А. Рукавишников // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 3. - С. 37.

2. Бурцев В. А. Развитие конативного компонента спортивной культуры студентов в процессе спортивной деятельности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, М. Н. Чапурин // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 5. - С. 108.

3. Бурцев В. А. Развитие коммуникативного компонента спортивной культуры студентов в процессе интеграции учебного процесса и спортивной деятельности / В. А. Бурцев, Е. В. Бурцева, Н. В. Игошина // Теория и практика физической культуры. -2020. - № 8. - С. 76.

Информация для связи с автором: volder1968@mail.ru

№11 • 2022 Ноябрь | November

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.