Научная статья на тему 'Развитие аграрного образования в 1960-1965 гг. : из истории ОГАУ'

Развитие аграрного образования в 1960-1965 гг. : из истории ОГАУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривцова Л. А.

В статье о развитии аграрного образования в 1960-1965 гг. в ОГАУ проанализированы сведения о подготовке квалифицированных кадров для сельскохозяйственного производства. В эти годы структура института усложнялась, открывались новые специальности и кафедры в соответствии с требованиями времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кривцова Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The development of agricultural education in 1960-1965 from the history of the Orenburg Agrarian University

The paper is concerned with the development of agrarian education in 1960-1965 in the Orenburg State Agrarian University. The problems of training competent personnel for farm enterprises are analyzed. It is pointed out that those were the years when the institute organizational pattern was being restructured, new specialities and departments were being formed in accord with the time demands.

Текст научной работы на тему «Развитие аграрного образования в 1960-1965 гг. : из истории ОГАУ»

Развитие аграрного образования в 1960-1965 гг. из истории ОГАУ

Л. А. Кривцова, аспирантка, ОренбургскийГАУ

Роль образования в развитии общества всегда была исключительно велика. Образование

— неотъемлемая и важная сфера человеческой деятельности. Являясь фактором социальноэкономического прогресса, образование не может не входить в поле зрения политики государства. Человек как субъект процесса, высту-

пая производительной силой в общественном производстве, должен по своим качествам соответствовать уровню современного социально-экономического развития государства, в котором живет и трудится.

От уровня образования напрямую зависит качество трудовых ресурсов, а следовательно, и состояние экономики общества. В любом государстве характер системы образования опре-

деляется социально-экономическим и политическим строем, а также культурно-историческими и национальными особенностями страны. Требования общества к образованию выражаются в системе принципов государственной образовательной политики. Целями государственной политики в этой сфере является создание таких условий для реализации гражданами своих прав на образование, которые бы по своей структуре и качеству соответствовали потребностям развития экономики и гражданского общества[1].

В настоящее время практически во всех отраслях существенно сократилось количество грамотных высокопрофессиональных специалистов как среди руководителей среднего звена, так и среди работников массовых профессий. Так, по данным за 2002 г., в организациях АПК количество сотрудников, имеющих профессиональное образование (высшее, среднее, начальное), составляет 60,7% от общей численности работающих. При этом среднее профессиональное образование имеют 16,3, а высшее

— всего 4,3%. В целом по России каждый 20-й руководитель вообще не имеет профессионального образования. Ежегодная сменяемость руководителей сельскохозяйственных предприятий за последние годы возросла по России с 10 до 17%. Причем во многих случаях на должности руководителей приходят недостаточно профессионально подготовленные, а нередко и случайные люди. Значительно ухудшился по уровню подготовки и состав рабочих кадров.

Агропромышленному комплексу требуются качественно новые, высококвалифицированные, компетентные руководители и специалисты, не только знающие организацию и технологию современного производства, имеющие глубокие знания отечественного и зарубежного опыта ведения отрасли, но и в совершенстве владеющие элементами психологии и этики управления, рыночной экономики и маркетинга, способные, привлекая современный инструментарий, глубоко анализировать и прогнозировать результаты хозяйственной и коммерческой деятельности, вести деловые переговоры и заключать контракты с инофирмами, решать другие нетрадиционные вопросы, связанные с бизнесом и предпринимательством.

Оренбургский ГАУ является одним из вузов России, выпускающих работников сельского хозяйства. Он был открыт как институт в 1930 г. Со дня основания вся учебная деятельность в ОСХИ направлена на выпуск специалистов самого высокого уровня. В этот период структура института усложнялась, открывались новые специальности и кафедры в соответствии с требованиями времени.

В 1960 г. произошла смена руководства института. В мае вместо должности директора ОСХИ ввели должность ректора. 30 июля от этой должности освобожден А. Ф. Рыжов, а 10 ноября назначен доктор ветеринарных наук, профессор В. П. Петров[2].

4 февраля 1961 г. состоялось празднование 10-летия факультета механизации сельского хозяйства (был открыт в 1950 г.). В это время произошла смена руководства факультета: декана В. А. Бахмутова сменил К. Г. Дудченко.

В институте работало несколько профессоров, докторов наук, заслуженных деятелей науки и работников высшей школы. Так, почетное звание «Заслуженный деятель науки РСФСР» в период с 1960—1965 гг. было присвоено профессору, доктору сельскохозяйственных наук К. А. Акопяну (1961 год)[3], профессору, доктору ветеринарных наук И. Н. Симонову (1962 г.)[4], профессору, доктору ветеринарных наук Е. Т. Хруцкому (1964 г.)[5].

Александр Яковлевич Краснитский трудился в Оренбургском сельскохозяйственном институте с 1931 г., с 1939 г. по 1964 г. заведовал кафедрой общей и частной хирургии. Кандидатскую диссертацию защитил в 1937 г., в звании профессора утвержден в 1960 г. Опубликовал 35 научных работ, часть из которых по способам хирургической техники и обезболивания вошла в учебник. Подготовил 4-х кандидатов наук. В марте 1962 г. ему выплачено авторское вознаграждение за изобретение «термоэлектро-каутера»[6].

В 1962 г. за активное участие в разработке и практическом внедрении в сельскохозяйственное производство агрономических рекомендаций, направленных на подъем культуры земледелия, награждались Почетными грамотами обкома КПСС и облисполкома С. А. Амброк, И. П. Иониди, Н. В. Антонов, В. А. Бахмутов, К. Г. Гавриленко, Д. И. Бородин, Ю. А. Шанский, В. А. Михарев, А. Е. Солнцева, В. Н. Ми-рошников[7]. На кафедрах института работали такие видные ученые, как профессора М. П. Томин, В. А. Новиков, Н. А. Качинский, В. Н. Тихомиров, Г. В. Иваницкий, И. Х. Будыка и другие.

В 1960 г. организованы кафедра ветеринарно-санитарной экспертизы с акушерством и искусственным осеменением и кафедра паразитологии и эпизоотологии. Кафедра технологии металлов переименована в кафедру технологии машиностроительных материалов и деталей машин; кафедра сопротивления материалов и деталей машин — в кафедру сопротивления материалов[8]. Уже в 1963 г. организован научно-методический совет по химии. Курс гидравлики передали с агрофака на факультет механизации сельского хозяйства. На экономи-

ческом факультете в соответствии с учебным планом появился новый курс «Счетные машины и их использование в учебе». Курс «Математические машины и программирование» изучался на мехфаке.

На базе ОСХИ постоянно действовали республиканские курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов сельского хозяйства. Слушателям выплачивалась стипендия в 20 рублей[9]. Велась переподготовка ветврачей и ветфельдшеров ветеринарной службы МПВО города.

В связи с возрастающей ролью экономической службы в сельском хозяйстве 28 августа 1962 г. состоялось открытие факультета экономики сельского хозяйства. План набора на 1962—1963 учебный год составил порядка ста человек, в равных числах по специальностям «экономика сельского хозяйства» и «бухгалтерский учет». Работа экономистов способствовала улучшению использования трудовых материальных ресурсов, совершенствованию планирования, организации, учета и управления производством, укреплению хозяйственного расчета, эффективному ведению каждой отрасли. Этим и определялся профиль экономического факультета. В 1962 г. открылся факультет повышения квалификации.

Кафедры агрономического факультета с 1962 г. стали размещаться в трехэтажном корпусе (пер. Малоторговый, 2), располагая 27 учебными кабинетами и лекционными аудиториями с современным оборудованием. Преподаватели, кроме педагогической деятельности, вели и научные исследования по совершенствованию возделывания сельскохозяйственных культур, обработки почвы, выведению новых сортов, проектированию режима орошения, внесению удобрений, установлению эффективных методов борьбы с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур[10]. Была открыта новая специальность «Агрономия» по специализации «селекция и семеноводство полевых культур». Набор составлял 25 человек.

В период с 1960 по 1965 гг. студентов пятого курса факультета механизации сельского хозяйства ОСХИ направляли на преддипломную практику для сбора материала по темам дипломного проектирования в Москву, Ульяновск, Владимир, Мелитополь, Куйбышев, Ярославль, Зерноград, Ростов-Дон, Саратов, Ташкент, Армавир, Харьков, Миасс, Актюбинскую область. Предоставлялись командировки в Москву для сбора материала к дипломным проектам сту-дентам-дипломникам шестого курса заочного факультета механизации сельского хозяйства. Данные для диплома собирали в Соль-Илецком, Переволоцком, Пономаревском районах Оренбургской области.

Студенты 1-го курса ветфака после окончания теоретического обучения с 1 июля 1960 г. выезжали на производственную работу в учебно-опытное хозяйство института. Для производственной работы всем студентам предоставлялись штатные рабочие места в животноводстве.

За успешное выполнение научных работ в 1960—1965 гг. студентам-членам НСО вручались денежные премии: 1-я — 30 рублей, 2-я — 20 рублей, 3-я — 10 рублей. В 1963 г. вводится в действие устав студенческого научного общества ОСХИ. Студентам-членам НСО в 1963 г. предоставляется преимущественное право пользования фондом научной литературы библиотеки института, наряду с преподавателями и аспирантами.

Проводились конкурсы на лучшую студенческую научно-исследовательскую работу в институте. Победителям выплачивались премии: 1-я — 20 рублей, 2-я и 3-я — 15 и 10 рублей соответственно. В 1963—1964 гг. вводятся государственные экзамены по иностранному языку на 4-х курсах всех факультетов ОСХИ.

14 марта 1962 г. предоставлено право приема к защите кандидатских диссертаций и присуждения ученой степени кандидата наук. Заведующим аспирантурой назначен Н. В. Садовский. Стипендия аспиранта в 1962 г. составляла 100 рублей. С 1962 г. на факультете механизации сельского хозяйства началась подготовка аспирантов, многие из которых успешно закончили аспирантуру, защитили кандидатские диссертации и влились в педагогический коллектив факультета. К их числу относятся доценты, кандидаты наук М. В. Федоринов, В. Т. Козлов, А. А. Аверкиев, Г. Ф. Пенно, Н. А. Жариков, Э. А. Цибарт.

Назначались стипендии имени В. И. Ленина студентам-отличникам сельскохозяйственных вузов. В ОСХИ в 1964 г. стипендиатом стал В. П. Тарасов — студент третьего курса зоофака.

В 1964 г. в соответствии с Законом об укреплении связи школы с жизнью для студентов зоотехнического факультета, проходящих производственное обучение, считалось обязательным присвоение следующих рабочих профессий и квалификаций:

1. Скотник по выращиванию молодняка — на 1 курсе.

2. Дояр машинной дойки коров — на 2 курсе.

3. Стригаль овец оренбургским методом — на 3 курсе.

4. Шофер-любитель — по графику парка учебных машин.

Наиболее успевающим студентам предоставлялось право сдачи экзамена на получение прав инструктора машинной дойки коров и инструктора механической стрижки овец оренбургским методом.

В 1964 г. в институте был создан учебный парк автомобилей, тракторов, комбайнов и других сельскохозяйственных машин для улучшения практического обучения студентов института производственным квалификациям: трак-ториста-машиниста и шофера-любителя.

С 1962 г. прием на первые курсы заочного факультета был существенно увеличен по сравнению с 1956 г. В 1962 г. открылось ветеринарное отделение, а в 1963 — экономическое и бух-галтерское[11].

В целях улучшения качества подготовки специалистов сельского хозяйства высшей квалификации без отрыва от производства и приближения заочного обучения к месту работы студен-тов-заочников 11 июля 1962 г. организован учебно-консультационный пункт /УКП/ ОСХИ в с. Яшкино Люксембургского района Оренбургской области, а в 1964 г. — учебно-консультационный пункт в с. Шарлык Шарлыкского района на базе Шарлыкской средней общеобразовательной трудовой политехнической школы с производственным обучением. В августе этого же года открылся УКП в средней школе с. Кваркено. При заочном обучении в полной мере достигалось сочетание теории с практикой и применение теории на практике.

В январе 1960 г., по инициативе Чкаловско-го райкома КПСС и Оренбургского сельскохозяйственного института, в районе создан университет сельскохозяйственных знаний и передового производственного опыта. В Чкалов-ском университете обучались 260 человек. Это

— председатели колхозов и директора совхозов, секретари парторганизаций и бригадиры, управляющие отделениями и фермами совхозов, звеньевые, сеяльщики, трактористы, комбайнеры, доярки, свинарки, птичницы. Занятия проводили научные работники, высококвалифицированные специалисты сельского хозяйства, новаторы производства.

Университет имел три факультета — агрономический, зооветеринарный и механизации сельского хозяйства. В связи с внедрением в колхозах и совхозах района хозяйственного расчета в этом же году при университете создано бухгалтерское отделение, на котором обучались все счетные работники колхозов и совхозов. Двухгодичная учебная программа была рассчитана на то, чтобы дать слушателям необходимые сельскохозяйственные и экономические знания[12].

В целях повышения активности студентов в борьбе за высокую успеваемость, трудовую дисциплину, широкое вовлечение студентов в общественную жизнь института, активизацию работы комсомольской и профсоюзной организаций проводились соревнования на лучшую студенческую группу.

Регулярно проводились спортивные мероприятия как среди преподавателей, так и среди студентов — по тяжелой атлетике, по пулевой стрельбе, по шахматам, по ручному мячу.

В рассмотренный период подготовка квалифицированных кадров проходила на должном уровне. И в прошлом, и в настоящем ОГАУ является неотъемлемым звеном единой системы аграрного образования в России.

Литература

1 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н. А. Волгина.

- М., 2003. - С.391.

2 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.37. Л.111. Л.388.

3 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.41. Л.485.

4 Карташов Л. П. Профессора Оренбургской сельскохозяйственной академии (сельскохозяйственного института) 1930-1994 гг.

— Оренбург, 1994. — С.4, 27.

5 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.46. Л.72.

6 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.42. Л.185.

7 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.43. Л.328.

8 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.45. Л. 104.

9 Архив ОГАУ. Ф.860. Оп.2. Д.40. Л. 103.

10Старейший ВУЗ в области / Сост. Г. М. Удовин. — Оренбург, 1978. - С.4, 12.

11 Оренбургский ордена Трудового Красного Знамени сельскохозяйственный институт: Рекламный проспект / Ред. Н. И. Востриков. - Оренбург, 1986. - С. 41, 47.

12ЦДНИОО. Ф.371. Оп.20. Д. 1310. Л.8, 10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.