Научная статья на тему 'Роль Петрозаводского университета в обеспечении экономики Карелии квалифицированными кадрами во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов'

Роль Петрозаводского университета в обеспечении экономики Карелии квалифицированными кадрами во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
148
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАРЕЛИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шорохова Ирина Викторовна

Раскрывается вклад Петрозаводского университета в обеспечение квалифицированными кадрами экономики Карелии во второй половине 1950-х первой половине 1960-х гг. Показаны изменения в структуре университета и организации процесса обучения на основе практикоориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шорохова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль Петрозаводского университета в обеспечении экономики Карелии квалифицированными кадрами во второй половине 1950-х - первой половине 1960-х годов»

Сообщения и заметки

Шорохова Ирина Викторовна

кандидат исторических наук Петрозаводский государственный университет

РОЛЬ ПЕТРОЗАВОДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИКИ КАРЕЛИИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ КАДРАМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1950-х - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1960-х ГОДОВ

В 2017 г. Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) получил статус опорного университета Республики Карелия. Победа в федеральном конкурсе была обеспечена не только современным высоким качеством образования и научных исследований в вузе, но достижениями университета в развитии социальной и производственной сферы региона в предыдущие годы.

Между тем, история становления и развития Петрозаводского университета не заняла достойного места в историографии. Существуют несколько изданий, выпущенных к юбилейным датам ПетрГУ1. Они освещают в основном структурные изменения в вузе, достижения в науке и качество образовательного процесса в разные годы развития. В них не показано место университета в системе подготовки кадров для экономики региона. К 75-летнему юбилею ПетрГУ оживилась работа по изучению истории университета2. Однако по-прежнему в историографии отсутствует систематизация информации по разным периодам истории университета, не выделены этапы его развития. Определение места и роли ПетрГУ в развитии Карелии также ожидает своего исследователя.

Представляется, что вторая половина 1950-х - первая половина 1960-х гг. является одним из важных этапов развития Петрозаводского университета. Этот этап тесно связан с социально-экономическими и политическими изменениями, происходившими в Карелии

1 25 лет Петрозаводского государственного университета им. О.В. Куусинена. Петрозаводск, 1965; Петрозаводскому государственному университету - 50 лет: (1940-1950). Петрозаводск, 1990; Страницы истории Петрозаводского государственного университета, 1940-2000. Петрозаводск, 2005.

2 Мой университет: очарование прошлого и размышления о будущем: сборник интервью. Петрозаводск, 2015; Шорохова И.В. Петрозаводский университет в конце 1950-х - первой половине 1960-х годов (по материалам газеты «Петрозаводский университет») // Ученые записки Петрозаводского государственного университета. 2015. № 5 (150).

Сообщения и заметки

в те годы. Великая Отечественная война затронула регион в полной мере. Значительная часть республики и сам Петрозаводск были оккупированы финскими войсками. Население региона и промышленные предприятия были эвакуированы. Основанный в 1940 г. Петрозаводский университет во время Великой Отечественной войны находился в Сыктывкаре.

Задачи быстрого восстановления Карелии после Великой Отечественной войны поставили на повестку дня проблемы реэвакуации и создания заново многих направлений производства в республики. Реализовать эти задачи силами малочисленного местного населения было невозможно3. Во второй половине 1940-х - начале 1950-х гг. в республику по оргнабору прибыло значительное число жителей Прибалтики, Белоруссии, Поволжья и Украины4. Это позволило в 1954 г. восстановить довоенную численность населения Карелии (606,3 тыс. чел.), но изменило социальный и национальный его состав5. Сложилась ситуация, когда на производстве работали люди, не имевшие достаточной квалификации, а часто и профессионального образования6. Восстановление же экономики и появление новых отраслей производства в крае7 требовали увеличения числа высококвалифицированных молодых специалистов и повышения квалификации уже работавших на производстве. Целевая профессиональная подготовка молодежи Карелии в вузах Москвы, Ленинграда и других городов СССР, а также распределение столичных выпускников на работу в республику не решали проблемы нехватки квалифицированных специалистов и неравномерности пополнения ими разных отраслей производства. На повестку дня встала задача выработки новых современных программ их обучения8.

3 К 1945 г. численность населения Карелии составляла 196 тыс. чел., что в три с лишним раза меньше, чем до войны (Покровская И.П. Население Карелии. Петрозаводск, 1978. С. 105).

4 См.: Вавулинская Л.И. Колхозное крестьянство и государственная политика в середине 1940-х - конце 1950-х годов (на материалах Карелии). Петрозаводск, 2010; Кулагин О.И. Особенности реализации политики промышленного переселения в Карело-Финскую ССР в конце 1940-х - начале 1950-х гг. и ее роль в развитии лесной промышленности региона // Вестник филиала Северо-Западной академии государственной службы в г. Выборге: Научные труды и материалы. Ч. 1. Выборг, 2010.

5 Покровская И.П. Указ. соч. С. 131, 136.

6 В 1952 г. в лесопромышленном комплексе республики, например, только 25% инженерно-технических кадров имели высшее или среднее техническое образование (Народное хозяйство Карельской АССР: Стат. сборник. Петрозаводск, 1957. С. 82-83).

7 В 1946 г. в Карелии было восстановлено и пущено в эксплуатацию более 100 промышленных предприятий, а за годы первой послевоенной пятилетки еще 208 (История Карелии с древнейших времен до наших дней. Петрозаводск, 2001. С. 689).

8 Попова И.В. Организованный набор как форма привлечения населения на Европейский Север во второй половине 1940-х - начале 1960-х годов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 126. С. 63-67.

Сообщения и заметки

В 1950-е гг. в Карелии работало два высших учебных заведения: Петрозаводский университет и Петрозаводский педагогический институт с двумя отделениями - историко-филологическим и естественно-математическим. В условиях острого дефицита кадров во второй половине 1950-х - начале 1960-х гг. перед Петрозаводским университетом встала задача открытия новых специальностей и факультетов. Так появились специализации «машины и механизмы лесной промышленности», «лесное хозяйство», «промышленное и гражданское строительство» и медицинский факультет9.

Открытие медицинского факультета диктовалось острой необходимостью. В связи со значительным ростом населения Карелии в конце 1950-х гг. ощущалась нехватка медицинских работников высокой квалификации. На январь 1956 г. в республике оставались неукомплектованными врачами 14 участковых больниц10. Так, Ухтинская больница была обеспечена врачебными кадрами на 47,6%, а Куркийокская больница не имела ни одного врача в штатном расписании11. В 17 сельских участковых больницах республики работу врачей выполняли фельдшеры12.

С открытием в октябре 1960 г. медицинского факультета началась подготовка 150 студентов-медиков (125 по специальности «лечебное дело» и 25 по «педиатрии»)13. Опыт работы в качестве медсестер и фельдшеров в больницах Карелии, Мурманской, Ленинградской, Вологодской и Архангельской областей позволил студентам быстро включиться в образовательный процесс. К тому же опыт работы в области медицины позволил первому набору студентов включиться в решение проблемы, имевшей принципиальное значение для дальнейшей подготовки кадров медиков, - активно участвовать в подготовке обучающих экспонатов и пособий, в которых факультет испытывал серьезный дефицит14.

В рассматриваемый период Карелия являлась одним из важнейших регионов по производству древесины. Темпы роста лесопромышленного комплекса региона постоянно росли. В начале 1960-х гг. республика достигла максимальных показателей по вывозу древесины - 5,6% от всей древесины, добывавшейся тогда в РСФСР15. В ответ на запросы отрасли в Петрозаводском университете появилось новое направление подготовки «механизация лесозаготовок», был налажен выпуск специалистов по специальности

9 Петрозаводскому государственному университету - 50 лет. С. 38-41.

10 Национальный архив Республики Карелия (далее - НАРК). Ф. Р-306. Оп. 1. Д. 1/2. Л. 18

11 Там же. Д. 16/26. Л. 5, 17, 64, 104.

12 Там же. Д. 15/122. Л.1, 7, 111, 152, 177, 286, 322, 388.

13 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1960. 13 мая.

14 Там же. 23 декабря.

15 НАРК. Ф. Р-2716. Оп. 15. Д. 12-а. Л. 4; Кулагин О.И. Лесопромышленный комплекс как объект взаимодействия центральных и региональных элит во второй половине 1940-х - 1960-е гг. (по материалам Карелии) // Вестник Московского университета. Сер. 21. Управление (государство и общество). 2016. № 3. С. 80-98.

Сообщения и заметки

«инженер-технолог лесной промышленности», открыто вечернее отделение по специальности «машины и механизмы лесной промышленности»16.

Главной задачей Петрозаводского университета в эти годы было не только обеспечить лесопромышленный комплекс высококвалифицированными специалистами, но и укрепить связи обучения с практическими потребностями хозяйства и промышленного производства края17. Это достигалось усилением практикоориентированного и проектного методов в обучении. Так, диплом выпускника лесоинженерного факультета Н. Риехкалайнена «Комплексная механизация и автоматизация лесоперевалочной биржи "Петушки" Шуйской сплавной конторы» был рассмотрен в Управлении лесной промышленности Карелии и лег в основу реконструкции этого предприятия18. Студент А. Лихачев разработал новый метод строительства лесовозных усов зимнего действия19. Это позволило даже в зимнее время поддерживать высокие показатели лесозаготовок в Карелии.

Значительная роль Петрозаводского университета в подготовке высококвалифицированных кадров для экономики Карелии достигалась в том числе и посредством послевузовского профессионального сопровождения выпускников. Они и после получения диплома могли обратиться за помощью, советом, рекомендацией к своим университетским наставникам20. Преподаватели кафедр университета ежегодно бывали в леспромхозах, помогали устранять недостатки в организации производства, читали лекции по актуальным проблемам отрасли21.

Высокое качество образовательного процесса в вузе подтверждают благодарственные письма от работодателей. Так, старший инженер отдела кадров Главкареллеса Е. Пименов положительно оценил работу первых выпускников лесоинженерного факультета (ЛИФ), начавших трудовую деятельность в республике в 1956 г. Среди них выделялся А. Неклюдов, который, став главным инженером Ведлозерского леспромхоза, сумел «быстро наладить бесперебойность работы» предприятия и «повысил на нем производительность труда»22.

16 Страницы истории Петрозаводского государственного университета... С. 79.

17 Архив Петрозаводского государственного университета (далее - Архив ПетрГУ). Ф. 44. Оп. 1. Д. 301. Л. 163.

18 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1958. 26 июня.

19 Там же. 1960. 8 июля. Лесовозные усы - временные лесовозные дороги; предназначены для освоения лесосек на слабых и заболоченных грунтах, где эксплуатация транспортных средств в летнее время затруднена или экономически невыгодна. Основание зимних лесовозных усов готовится летом путем грубой планировки местности, а с наступлением первых морозов заболоченные участки укрепляют настилом из тонкомерных стволов и сучьев и уплотняют проходами легких тракторов.

20 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1958. 3 сентября.

21 Там же. 1962. 30 октября.

22 Там же. 1957. 28 марта.

Сообщения и заметки

Во второй половине 1950-х гг. в связи с быстрым развитием строительной отрасли и низким качеством осуществляемых в республике строительных работ на лесоинженерном факультете Петрозаводского университета была начата подготовка инженеров-строителей23. Потребности отрасли в квалифицированных кадрах обеспечили оформление в 1959 г. этого направления подготовки в отдельное структурное подразделение университета - факультет промышленного и гражданского строительства (ПГС), который ежегодно выпускал по 25 специалистов дневной и заочной форм обучения24. При факультете были организованы учебные лаборатории для испытания строительных конструкций, строительных материалов, кабинеты железобетонных и металлических конструкций, техники безопасности, архитектуры промышленных и гражданских зданий, оснований и фундаментов25. Одним из научных направлений факультета ПГС было создание и внедрение автоматизированных систем управления в строительстве (АСУС) и системам автоматизированного проектирования (САПР)26. Во многом благодаря выпускникам факультета ПГС в первой половине 1960-х гг. проводилось масштабное жилищное строительство в Петрозаводске и других промышленных центрах республики27.

Нехватка квалифицированных кадров являлась одной из главных проблем не только промышленного сектора, но и сельского хозяйства Карелии к середине 1950-х гг. 36% работников отрасли не имели специального образования и должной квалификации28. Колхозы республики испытывали острый недостаток рабочей силы и не справлялись с планами, не смотря на то, что ежегодно для проведения сельскохозяйственных работ привлекалось значительное число рабочих, служащих, студентов и школьников29.

В первой половине 1950-х гг. подготовка квалификационных рабочих для сельского хозяйства Карелии осуществлялась только в средних специальных заведениях. На январь 1954 г. в трех техникумах (сельскохозяйственном, зооветеринарном и лесном) обучалось соответственно 639, 346 и 120 чел.30, что было недостаточно для качественного улучшения ситуации в отрасли. Требовались именно высококвалифицированные специалисты.

23 НАРК. Ф. Р-460. Оп. 1. Д. 85/765. Л. 123, 141, 166, 208.

24 Архив ПетрГУ. Ф. 65/436. Оп. 1. Д. 4. Л. 120.

25 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1963. 6 мая.

26 Петрозаводскому государственному университету - 50 лет. С. 92, 91.

27 Вавулинская Л.И. Жилищное строительство в Карелии в первое послевоенное десятилетие // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 6-2 (56). С. 43-45.

28 НАРК. Ф. Р-2891. Оп. 2. Д. 21/132. Л. 69, 70; Д. 8/38. Л. 43.

29 История Карелии в документах и материалах: Советский период. Петрозаводск, 1992. С. 233.

30 Июдин И.М. Карельская АССР. 60 лет: цифры и факты. Петрозаводск, 1977. С. 152.

Сообщения и заметки

В начале 1950-х гг. в Петрозаводском университете началась подготовка агрономов и зооинженеров. Первоначально прием на эти специальности составил по 25 чел. Вскоре в связи с нехваткой кадров прием на зоотехническую специальность увеличился до 50 чел.31

На кафедрах сельскохозяйственного факультета работали хорошо оборудованные лаборатории, был организован зоологический музей, собран богатый гербарий, разбит самый северный в Советском Союзе ботанический сад. В нем в 1962 г. было представлено 538 видов цветов и 208 видов древесных пород32. Ботанический сад стал агробиологической лабораторией, где проводились научные исследования, проходила учебная практика студентов агрономической и биологической специальностей33.

В учебном плане Петрозаводского университета на производственную практику будущих работников сельского хозяйства выделялось 30 недель. Студенты проходили ее в совхозах и колхозах КАССР, Мурманской, Ленинградской и Вологодской областей в качестве помощников бригадиров и заместителей зоотехников и агрономов34.

Острая потребность сельского хозяйства Карелии в хорошо подготовленных кадрах для решения задач в условиях экстремального земледелия требовала от Петрозаводского университета выработки новых моделей практического обучения студентов. Практика студентов-агрономов была построена таким образом, чтобы они проходили ее несколько лет на одном и том же предприятии и могли практиковаться во всех процессах сельскохозяйственного производства от посева до уборки35. Применялся и еще один довольно любопытный метод организации производственной практики. «Каждый студент III курса работал со студентом IV курса, причем студенты III курса выполняли часть темы на том же объекте»36. Такое учебное сотрудничество давало возможность включиться в работу в первый же день приезда на практику, способствовало взаимопомощи молодых специалистов и повышению качества их профессиональной подготовки.

Обращает на себя внимание широко применявшийся в последующие годы метод обучения студентов на базе передовых предприятий Карелии. Его главным содержанием стало освоение молодыми специалистами передовых технологий на производстве. С 1959 г. постоянной опытно-производственной базой учебной практики студентов сельскохозяйственного факультета стал совхоз им. Зайцева, где они помогали в организации новых методов производства: механизации работ по растениеводству и

31 Петрозаводскому государственному университету - 50 лет. С. 248.

32 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1962. 12 июня.

33 Петрозаводскому государственному университету - 50 лет. С. 274.

34Архив ПетрГУ. Ф. 58. Оп. 2. Д. 365. Л. 66; Страницы истории Петрозаводского государственного университета... С. 114; Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1957. 28 марта.

35 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1957. 9 мая.

36 Там же. 1956. 11 октября.

Сообщения и заметки

животноводству и внедрению в производство современных достижений сельскохозяйственной науки и техники37.

С созданием совхоза «Тепличный» в Петрозаводске появилась база для учебной и производственной практик, а также для лабораторных занятий по овощеводству. Впоследствии в этом совхозе почти весь агрономический персонал, включая директора В.С. Дерусова и главного агронома К.В. Комарову, были выпускниками университета38.

Темы курсовых и дипломных работ студентов сельскохозяйственного факультета (сенокосы и меры по их улучшению; факторы, влияющие на урожайность в Карелии и пр.) были тесно связаны с решением проблем сельского хозяйства республики и ориентированы на практическое улучшение положения в отрасли39.

Важным направлением профессионального становления студентов университета стало привлечение их к научно-исследовательской работе. Это обеспечивало подготовку специалистов, способных решать профессиональные задачи на основе актуальных достижений науки и техники. В конце 1950-х гг. в Петрозаводском университете сложилась традиция проведения ежегодных студенческих научных конференций40. Доклады студентов по итогам экспериментов и научно-практических работ вызывали интерес у специалистов разных отраслей производства Карелии. Так, в 1958 г. только на секции геологических наук во время студенческой научной конференции присутствовали работники Карельского филиала АН СССР и Северо-Западного геологического управления41. Они задавали докладчикам много вопросов, связанных с практическим использованием студенческих изысканий. Высокий теоретический и научный уровень докладов студентов Петрозаводского университета, принимавших участие в научных конференциях, позволял им успешно участвовать в студенческих научных мероприятиях в Ленинграде, Киеве, Тарту42.

С 1958 г. в связи с законом «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР» особое внимание в Петрозаводском университете было уделено педагогической практике студентов в школах республики. В начале 1960-х гг. студенты Петрозаводского университета стали выезжать в Ленинград и Мурманскую область. По итогам практики в г. Мончегорске Мурманской области студентка Н. Карачева написала дипломную работу, в которой сравнивала методические приемы и достижения в работе учителей Петрозаводска и Мончегорска43.

37 Страницы истории Петрозаводского государственного университета... С. 114.

38 Там же. С. 109.

39 Архив ПетрГУ. Ф. 58. Оп. 1. Д. 301. Л. 221, 222; Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1959. 16 апреля.

40 Шорохова И.В. Указ. соч. С. 31.

41 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1958. 24 апреля.

42 Там же. 1957. 3 мая.

43 Там же. 1963. 31 мая.

Сообщения и заметки

С начала 1960-х гг. педагогическая практика студентов Петрозаводского университета стала носить стажерский характер. За учителем-практикантом закреплялся один класс, в котором он вел уроки, внеклассные мероприятия и являлся для его учеников классным руководителем44. Такой способ подготовки учителей был признан успешным и получил в дальнейшем широкое распространение в Петрозаводском университете.

В конце 1950-х гг. в Петрозаводском университете серьезное развитие получили вечерняя и заочная формы обучения. В 1956 г. на лесоинженерном факультете было открыто вечернее отделение для рабочих и служащих Онежского тракторного завода45. В 1962 г. открылся общетехнический факультет (ОТФ). В него входило четыре потока: механический, строительный, энергетический и технический. Факультет осуществлял подготовку по вечерней и заочной форме обучения почти по 50 специальностям в течение трех лет. Затем студентов переводили на другие инженерные специальности университета, а также других технических вузов страны46.

Важно отметить, что в конце 1950-х - начале 1960-х годов в фонд университетской библиотеки ежегодно поступало свыше 20 тыс. новых книг, пособий и справочной литературы47. Это позволяло студентам получать актуальные знания по многим отраслям науки48. Также в помощь студентам и преподавателям университета в 1960 г. был открыт новый справочно-библиографический отдел, облегчивший поиск необходимой литературы49.

Положительно повлияло на образовательный процесс в университете и открытие вычислительного центра с самыми современными ЭВМ (с точностью до 9 знаков и скоростью в 30 арифметических действий в секунду), а также станции наблюдения за движением искусственных спутников Земли50.

Итогом усилий по решению задач пополнения экономики Карелии квалифицированными специалистами стало качественное преображение Петрозаводского университета. В результате сложных структурных изменений 1950-х гг. в университете сложилась система многопрофильной подготовки кадров по 13 специальностям, возрос ежегодный выпуск специалистов по ним. Общая же численность студентов на всех формах обучения в Петрозаводском университете увеличилась в 1960 г. до 2 617 чел., а к концу 1960-х гг. достигла 6 800 чел. (в 1950 г. в вузе насчитывалось всего 810 студентов)51. За 1960-е гг. в университете открылось

44 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1963. 5 декабря.

45 Страницы истории Петрозаводского государственного университета... С. 78.

46 Там же. С. 79.

47 Петрозаводский университет. [Петрозаводск]. 1960. 9 сентября.

48 Там же. 1957. 9 мая.

49 Там же. 1960. 9 сентября.

50 Там же. 1957. 24 января.

51 Петрозаводскому государственному университету - 50 лет. С. 59.

Сообщения и заметки

15 новых кафедр. Большинство из них начали работать в 1962-1964 гг.52 Результатом проделанной работы стало существенное повышение доли лиц с высшим профессиональным образованием среди работавшего населения республики: на 1 000 занятых высшее и среднее образование в 1959 г. имело 427 чел., в 1970 г. - уже 638 чел.53

Таким образом, во второй половине 1950-х - начале 1960-х годов Петрозаводский университет представлял собой живую, активно развивавшуюся образовательную площадку. Это позволило качественно улучшить процесс подготовки высококвалифицированных и востребованных специалистов. Университету удалось наладить тесную связь подготовки специалистов с решением конкретных практических задач региона. В результате серьезной работы по совершенствованию и модернизации образовательного процесса в вузе, благодаря выработке новых методов обучения и появлению актуальных направлений профессиональной подготовки студентов к середине 1960-х годов Петрозаводский университет занял важное место в системе подготовки квалифицированных кадров Карелии, Мурманской и Ленинградской областей в медицине, сфере образования, строительства, лесопромышленного и сельскохозяйственного комплексов. Накопленный в рассматриваемый период опыт не утратил своей актуальности и может быть успешно адаптирован к современным условиям.

52 Петрозаводскому государственному университету - 50 лет. С. 40, 59.

53 НАРК. Ф. Р-659. Оп. 11. Д. 8676. Л. 56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.