Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ В ТЕХНИКЕ "КОЛЛАЖ"'

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ В ТЕХНИКЕ "КОЛЛАЖ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЫШЛЕНИЕ / ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ / АБСТРАКЦИЯ / КОЛЛАЖ / АБСТРАКТНО-ОБРАЗНОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Абдуллина Марина Александровна, Жемчужникова Ирина Михайловна

В статье выявлены и охарактеризованы проблемные области, касающиеся развития образного мышления обучающихся. Дано определение понятия «абстрактно-образное мышление» и охарактеризована его значимость для формирования творческого мышления студентов, являющегося базисом развития личности. Авторами описан инструмент для развития абстрактно-образного мышления через создание абстрактных композиций в технике «коллаж».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сырова Надежда Васильевна, Абдуллина Марина Александровна, Жемчужникова Ирина Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF STUDENTS' ABSTRACT-FIGURE THINKING THROUGH CREATING A COMPOSITION IN THE "COLLAGE" TECHNIQUE

The article identifies and characterizes problem areas related to the development of imaginative thinking of students. The concept of "abstract-figurative thinking" is defined and its significance for the formation of students' creative thinking, which is the basis of personality development, is characterized. The authors describe a tool for the development of abstract-figurative thinking through the creation of abstract compositions using the "collage" technique.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ В ТЕХНИКЕ "КОЛЛАЖ"»

Анализ данных экспериментального исследования позволяет сформулировать выводы в отношении целенаправленной работы по формированию стабильных ценностных ориентиров на ЗОЖ у школьников с ЗПР.

- систематическая работа в отношении знакомства с основами здорового образа жизни;

- усиление физической активности обучающихся с ЗПР;

- воспитание мировоззрения, включающего ответственное отношение школьников с ЗПР к показателям собственного здоровья.

Литература:

1. Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития / Г.А. Бутко. - М.: Книголюб, 2006. - 144 с.

2. Иванюшкин, А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - №4. - С. 29-33

3. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. -М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 118 с.

4. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития школьного возраста: автореферат. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Слепович Елена Самойловна. - Москва, 1994. - 37 с.

5. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2004. - 176 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Жемчужникова Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ В

ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»

Аннотация. В статье выявлены и охарактеризованы проблемные области, касающиеся развития образного мышления обучающихся. Дано определение понятия «абстрактно-образное мышление» и охарактеризована его значимость для формирования творческого мышления студентов, являющегося базисом развития личности. Авторами описан инструмент для развития абстрактно-образного мышления через создание абстрактных композиций в технике «коллаж».

Ключевые слова: мышление, образное мышление, абстракция, коллаж, абстрактно-образное мышление.

Annotation. The article identifies and characterizes problem areas related to the development of imaginative thinking of students. The concept of "abstract-figurative thinking" is defined and its significance for the formation of students' creative thinking, which is the basis of personality development, is characterized. The authors describe a tool for the development of abstract-figurative thinking through the creation of abstract compositions using the "collage" technique.

Key words: thinking, figurative thinking, abstraction, collage, abstract figurative thinking.

Введение. В контексте современной парадигмы образования развитие мыслительного процесса обучающихся занимает главенствующее место. Любому ученику, независимо от возраста, будь то школьник или студент, ежедневно приходится решать множество задач, требующих включения мыслительной деятельности. И, в первую очередь, заслуживает внимания аспект образного мышления, на основе которого формируется интеллект. Обучающимся оно помогает выработать внимательное отношение к себе и окружающим объектам, создать научную картину мира, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Образное мышление способствует развитию творческого начала в человеке, часто определяет выбор профессии. В России образное мышление углубленно изучали П.П. Блонский, Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн. За рубежом исследовал данный вопрос К. Юнг. Все они утверждали, что творчество невозможно без образного мышления и его развитие является необходимым условием успешной деятельности в любой области человеческой жизни.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время нет четкого определения, что такое «мышление». Мы рассмотрим трактовки, которые давали выдающиеся психологи и педагоги своего времени. Давая характеристику мышления, В.С. Кузин отмечает, что оно помогает человеку познавать предметы и явления вместе с их свойствами и связями между собой, которые невозможно познать через ощущения или восприятие [5]. В.А. Крутецкий считал, что мышление является отражением окружающего мира в сознании человека. Он относил этот процесс к познавательному психологическому и считал его свойственным только человеку [4]. М. К. Мамардашвили высказался еще более категорично: «Мышление, мысль есть средство, единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся жизни. Причем этот акт необходимо повторять снова и снова. Нельзя это различение (кажущейся и осмысленной жизни. - В.З.) сделать и, положив в карман, жить спокойно. Кажущаяся жизнь преследует нас во всех уголках нашей души и мира, и мы должны изгонять ее из всех уголков и делать это постоянно» [8, С. 276]. В.П Зинченко в своей работе «Наука о мышлении» выявил: «Мышление - это особая реальность (процесс, акт, деятельность), доставляющая нам опосредствованное или непосредственное (усмотрение, прозрение, откровение) знание о другой, скрытой от нас реальности, реальности, недоступной для прямого наблюдения. Посредством актов мышления обнаруживаются, раскрываются, устанавливаются связи, отношения и взаимодействия между вещами, образами, значениями, понятиями; достигается видение вещей и событий изнутри, благодаря чему постигается сущность и смысл бытия и сознания» [2, С. 12].

Мыслительная деятельность у человека совершается с помощью мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации [5]. Мышление также помогает сформировать в голове некоторые свойства и признаки предметов или явлений, которые не всегда доступны восприятию человека с помощью органов чувств.

Мышление имеет несколько вариантов классификаций, в зависимости от области изучения. Рассмотрим мышление относительно способов решения задач и тогда получим два основных направления: продуктивное(творческое) мышление и репродуктивное мышление.

В результате творческого продуктивного мышления автором создается новый реальный объект - живописное полотно, книга, фильм, открывается новый научный закон и т.п. С помощью репродуктивного мышления повторно воссоздаются уже известные объекты, например ремейк фильма, копия известной картины и т.д.

Существует также классификация понятия «мышление» в зависимости от генезиса развития. В ней выделяют четыре основных вида:

• наглядно-действенное;

• наглядно-образное;

• словесно-логическое;

• абстрактно-логическое.

В данном исследовании рассматривается образное мышление, а именно абстрактно-образное, аккумулирующее в себе художественно-творческое начало, и применение техники «коллаж» в обучении студентов для его развития. Образное мышление является основой творческого мышления. Плодотворная работа образного мышления может быть при полноценном вовлечении в мыслительный процесс, что хорошо достигается во время занятий творчеством, особенно при продумывании будущей композиции в художественном, музыкальном или литературном произведении. Исследования научной литературы показало, что образное мышление имеет свою классификацию относительно действий производимых с образом. Всего их четыре типа:

Таблица 1

«Типы образного мышления»

Образное мышление

Конкретно-образное Разные процессы, отвлеченные мысли, обобщения собираются в конкретный образ. Часто иногда называют художественным.

Наглядно-образное Изучаемый предмет поддается осмыслению, представляется в голове, но никаких практических действий с ним не производится.

Ассоциативно-образное При изучении или осмыслении какого-либо процесса или объекта автоматически возникают другие образы, которые ассоциируются у человека с изучаемым предметом.

Абстрактно-образное Может включать в себя все вышеперечисленные виды образного мышления, но с присутствием собственно-произведенных объектов или свойств изучаемых предметов. То есть в процессе абстрактно-образного мышления создается то, чего нельзя найти в реальном мире.

Абстрактно-образное мышление считается одним из самых сложных видов мышления, так как в нем могут участвовать образы, их свойства и композиции, как из реального мира, так и те, которых не встретить в реальности. «Абстракция» - это отвлечение в процессе познания от несущественных сторон, свойств, связей предмета или явления с целью выделения их существенных, закономерных признаков. Абстрагирование помогает расширить мыслительные возможности человека, выстроить новые нейронные сети. Абстрактное мышление тренирует сразу несколько областей: мышление в целом, воображение, композиционное представление, фантазию, чувствование, интуицию. Без него невозможны успехи в точных науках и творческой деятельности, сложно понять многие законы человеческого сообщества.

Творческая изобразительная деятельность, включающая в себя все выше перечисленные аспекты, активно формирует этот вид мышления, способствуя всестороннему развитию обучающихся, что и заложено в современных образовательных стандартах. Причем формирование абстрактно-образного мышления - это процесс развития и усложнения именно творческой деятельности, которая является основополагающей для любой профессии. И здесь можно применять различные методологические подходы [31.

Хорошим инструментом для развития абстрактно-образного мышления является создание абстрактных композиций. Абстрактная композиция - это формальная композиция, в которой художник передает свои ощущения, чувства и эмоции с помощью графических беспредметных средств, строясь на соотношении цветных линий, пятен и штрихов [101. Включение в образовательную программу занятий по созданию абстрактных композиций и изучения абстракционизма как направления в искусстве будет в несомненно развивать образное мышление обучающихся.

Формируя визуальное пространство, которого не существует в видимой глазом реальности, из различных живописных линий, цветов, форм студент по-новому осознает окружающий мир, он начинает мыслить поэтически. Такие художественные объекты действуют на подсознание и зрителей, вызывая сильный эмоциональный отклик, заставляя создавать новые нейронные связи в мозгу, чтобы достичь понимания непонятного на первый взгляд образа. Этим самым абстрактное искусство создает удивительную возможность активизации творческой правополушарной составляющей мозга человека и активизации чувств и эмоций, вызванных при помощи беспредметного изображения определенных образов.

В образовательном пространстве для изучения предметов используются абстрактные понятия. Например, в математике это «число», «точка». В физике - «равномерное движение», «средняя скорость», «идеальный газ» и прочие. Их использование не только помогает изучить определенный предмет, но и развивает абстрактно-образное мышление. Абстрактные понятия, образы которых мы фиксируем в воображении, появляются на протяжении всей жизни, в зависимости от периода и задач, которые нужно решать.

Знакомить студентов с абстракционизмом легче всего будет с помощью техники «коллаж». Она не требует высокого уровня творческих навыков и помогает больше концентрироваться на ментальных процессах во время создания творческой работы.

Коллаж - это метод создания композиции, основанный на приемах сочетания разнородных по фактуре элементов, закрепленные на общей основе. Коллажи представляют собой абстрактные графические или живописные супрематистские произведения с включением наклеек из бумаги, фольги, кальки и т.п. [6].

Метод коллажа широко применялся в XX веке, это был новый путь самовыражения художников. Эта техника сыграла решающую роль в развитии искусства ХХ века. Новая эпоха, эпоха технического творчества, рождала новые представления о мире [9].

Первая мировая война и ее последствия подняли на поверхность сознания людей ощущение скоротечности жизни и понимание, что все может измениться в один момент. Таким образом, появилось движение «Дадаизм», участники которого проявляли свою позицию через искусство. Течение основали несколько европейских диссидентов в Цюрихе в 1915 году:

поэт Хуго Балль с женой Эми Хеннингс, драматург Тристан Тцара, писатель Рихард Хюльзенбек, скульптор Ханс (Жан) Арп и художник Марсель Янко.

Художники-дадаисты начали искать новые пути самовыражения, и основной их техникой стал «коллаж». Коллаж помогал выражать идею или передавать нужный образ без прямых указаний на подразумевающуюся тему. Течение «Дадаизм» сыграло важную, а, возможно, главную роль в развитии коллажа как нового направления искусства.

Для некоторых художников коллаж стал «новым дыханием» для их творчества. Кто-то стал экспериментировать с композицией, используя привычные материалы, кто-то перенял разнообразие материалов, а кто-то стал родоначальником нового стиля в искусстве. Но в том и другом случае, новые работы становились композициями, которые говорили с помощью образов и чувств. Приемы коллажа в своем творчестве использовали такие известные зарубежные художники как Жорж Брак, Пабло Пикассо, Анри Матисс, Ричард Гамильтон и Эдуардо Паолоцци. В России в 20-е годы прошлого века коллажную технику применяли в рекламе, в создании афиш и плакатов. Известные авторы этого направления Родченко А.М., Лавинский А.М., братья Стенберг Г.А. и Стенберг В.А.

И в наше время коллаж является одной из самых из самых применяемых техник в творческой деятельности. Исходя из знаний о том, каким образом можно развивать образное мышление обучающихся, можно сказать, что техника «коллаж» прекрасно совмещает все необходимые для этого виды деятельности. Процесс создания коллажа может осуществляться в разных условиях. Методология, направленная на развитие студента, предусматривает стимулирование фантазировать, проектировать и создавать свой неповторимый мир. Работа в технике «коллаж» позволяет говорить о наличии развивающего творческого потенциала. Коллаж помогает освоению различных областей: пространственности, вариативности, многофункциональности, художественности, динамичности, интерактивности и текстурности [9]. Ценностно-дидактическая, сенсорная, логическая, конструкторская, коммуникативная функции техники «коллаж» обеспечивают развитие образного мышления студента, стимулируя познавательные и логические процессы. Все это позволяет развить не только творческие способности, но и интеллект.

Техника «коллаж» настолько проста по исполнению, что позволяет раскрыться творческим способностям обучающихся, несмотря на уровень имеющихся навыков. Выполняя работу в коллажной технике с помощью абстрактной композиции, студенты погружаются в свой внутренний мир и могут вынести свои эмоции и переживания в работу, что способствует развитию духовности и эмоционального интеллекта [7]. Технология изготовления коллажа проста и доступна для любого возраста, при этом можно использовать как плоскостные так и объемные элементы. Обучающийся может создать неповторимый художественный образ, который может быть целостным или состоять из отдельных несовместимых на первый взгляд частей.

Во время работы над абстрактной композицией, решенной в технике «коллаж», решаются важные психолого-педагогические задачи [1]:

■ развитие абстрактно-образного мышления;

■ развитие композиционных умений;

■ развитие творческих способностей;

■ формирование ситуации личностного успеха;

■ формирование правильной самооценки;

■ развитие навыков собственного понимания темы, личностного отношения к заданию, собственной творческой позиции.

Коллаж - это отличный метод для развития чувства свободы в процессе поиска вариантов, для развития абстрактно-образного мышления, воображения, фантазии, оттачивания мелкой моторики рук, поиска нестандартных решений, неожиданных смысловых и визуальных ассоциаций, развития конструкторских навыков.

Выводы. В ходе изучения психолого-педагогических аспектов развития образного мышления обучающихся через абстрактную композицию в технике «коллаж» становится очевидной роль абстрактно-образного мышления в формировании творческого мышления и в формировании способности усваивать материал любой сложности. Все составляющие образного мышления могут быть развиты через абстрактно-образный тип мышления, так как данный вид является самой сложной формой образного мышления и включает все в себя все остальные составляющие.

Если в учебные планы включать занятия по созданию абстрактной композиции для развития образного мышления, то это позволит избежать полной «материализации» сознания студентов, поможет обучающемуся дальше развивать творческое мышление, не терять связь со своим внутренним «творцом», продолжать наращивать чувство эмпатии и развивать интуицию. Это поможет также развивать коммуникативные способности и понимать лучше окружающий и собственный внутренний мир.

Литература:

1. Векслер, А.К. Коллаж в системе профессиональной подготовки художника-педагога: автореферат канд. пед. наук / Векслер Анна Кирилловна. - Санкт-Петербург, 2011. - 24 с.

2. Зинченко, В.П. Наука о мышлении (часть 1) / В.П. Зинченко // Психологическая наука и образование. - 2002. - Том 7. - № 1. - С. 5-18

3. Игнатьева, Г.А. Педагогическая инженерия: методологический абрис проекта Мининского университета / Г.А. Игнатьева, Э.К. Самерханова, В.В. Сдобняков, О.В. Тулупова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№2. - С. 8. - https://doi.org/10.26795/2307-1281-2022-10-2-8 (дата обращения: 15.11.2022).

4. Крутецкий, В.А. Психология: учебник для учащихся педагогических училищ / В.А. Крутецкий. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.

5. Кузин, В.С. Психология. Учебник / В.С. Кузин. - М.: Высшая школа, 1974. - 280 с.

6. Липси, Д. Делаем коллаж / Д. Липси. - М.: Ниола-пресс, 2009. - 48 с.

7. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№1. - С. 2.

8. Мамардашвили, М.К. Эстетика мышления. Беседы / М.К. Мамардашвили. - М., 2000.

9. Медкова, Е.С. Коллаж как мышление / Е.С. Медкова // Искусство: учебно-методический журнал для учителей МХК, музыки и ИЗО. - 2013. - № 5 (489). - С. 36-47

10. Паранюшкин, Р.В. Композиция: теория и практика изобразительного искусства / Р.В. Паранюшкин. - Изд. 2-е. -Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 79 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.