Научная статья на тему 'ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ'

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
229
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ С ЗПР / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ ЗОЖ / ЦЕННОСТЬ ЗДОРОВЬЯ / ФИЗИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ ЗОЖ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

В данной статье рассматриваются результаты диагностики уровня мотивации к здоровому образу жизни у подростков с задержкой психического развития. Автор статьи приводит основные диагностические методики с целью выявления установок у подростков с ЗПР на ведение здорового образа жизни. Большинство обучающихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют в своей жизни их далеко не последовательно. Понимание подростками с ЗПР важности ведения ЗОЖ находится на очень низком уровне. Большинство школьников имеют недостаточное представление о здоровом образе жизни и его составляющих. Знания обучающихся сводятся в основном к физическому компоненту ЗОЖ (не болеть, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т.п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сухонина Наталья Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSIS OF MOTIVATION FOR A HEALTHY LIFESTYLE IN ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION

This article discusses the results of the diagnosis of the level of motivation for a healthy lifestyle in adolescents with mental retardation. The author of the article presents the main diagnostic methods for the purpose of identifying attitudes in adolescents with ZPR to lead a healthy lifestyle. Most of the students of the class tend to adhere to the leading principles of healthy lifestyle, but they do not consistently implement them in their lives. The understanding of the importance of maintaining a healthy lifestyle by adolescents with ZPR is at a very low level. Most schoolchildren have a poor understanding of a healthy lifestyle and its components. Students' knowledge is mainly reduced to the physical component of healthy lifestyle (not to get sick, not to have bad habits, play sports, etc.).

Текст научной работы на тему «ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»

7. Почепцов, О.Г. Языковая ментальность: способ представления мира / О.Г. Почепцов // Вопросы Языкознания. -1990. - №6. - С. 110-122

8. Рубец, М.В. Влияние китайского языка на мышление и культуру его носителей / М.В. Рубец // История Философии. - 2009. - № 14. - С. 111-122

9. Сабитова, З.К. Лингвокультурология: учебник / З.К. Сабитова. - М.:ФЛИНТА: Наука, 2015. - 187 с.

10. Тер-Минасова, С.Г. Язык и межкультурная коммуникация / С.Г. Тер-Минасова. - М.: Слово/Slovo, 2000. - 261 с.

11. Федюковская, М.Г. Роль этнопсихологических факторов в обучении британских студентов русскому языку: автореферат дис. ...кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Федюковская Мария Георгиевна. - Санкт-Петербург, 1999. - 18 с.

12. Число иностранных студентов в России за три года выросло на 26 тысяч. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации: сайт. - 2022. - URL: https://mmobmauki.gov.m/press-center/news/?ELEMENT_ID=46158 (дата обращения: 12.04.2022).

13. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. - М.: Наука, 1974. - 428 с.

14. Юнг, К.Г. Архетип и символ / К.Г. Юнг. - Москва: Ренессанс, 1991. - 297 с.

Педагогика

УДК 376.1

кандидат педагогических наук, доцент Сухонина Наталья Сергеевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет имени Февзи Якубова» (г. Симферополь)

ДИАГНОСТИКА МОТИВАЦИИ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ У ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ

ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются результаты диагностики уровня мотивации к здоровому образу жизни у подростков с задержкой психического развития. Автор статьи приводит основные диагностические методики с целью выявления установок у подростков с ЗПР на ведение здорового образа жизни. Большинство обучающихся класса склонны придерживаться ведущих принципов ЗОЖ, но реализуют в своей жизни их далеко не последовательно. Понимание подростками с ЗПР важности ведения ЗОЖ находится на очень низком уровне. Большинство школьников имеют недостаточное представление о здоровом образе жизни и его составляющих. Знания обучающихся сводятся в основном к физическому компоненту ЗОЖ (не болеть, не иметь вредных привычек, заниматься спортом и т.п.).

Ключевые слова: подростки с ЗПР, здоровый образ жизни, диагностика мотивации ЗОЖ, ценность здоровья, физический компонент ЗОЖ.

Annotation. This article discusses the results of the diagnosis of the level of motivation for a healthy lifestyle in adolescents with mental retardation. The author of the article presents the main diagnostic methods for the purpose of identifying attitudes in adolescents with ZPR to lead a healthy lifestyle. Most of the students of the class tend to adhere to the leading principles of healthy lifestyle, but they do not consistently implement them in their lives. The understanding of the importance of maintaining a healthy lifestyle by adolescents with ZPR is at a very low level. Most schoolchildren have a poor understanding of a healthy lifestyle and its components. Students' knowledge is mainly reduced to the physical component of healthy lifestyle (not to get sick, not to have bad habits, play sports, etc.).

Key words: adolescents with ZPR, healthy lifestyle, diagnostics of motivation of healthy lifestyle, the value of health, the physical component of healthy lifestyle.

Введение. Исследование уровня сформированности знаний о здоровом образе жизни у старшеклассников с ЗПР вызвано устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья в период подросткового возраста.

Состояние здоровья школьника с ЗПР, его способность адаптироваться к социально-психологическим условиям жизни, а также развитие и рост зависят в основном непосредственно от среды, в которой он находится. Для подростка старших классов такой средой является школа.

Вопрос сфомированности знаний о ЗОЖ у старшеклассников с задержкой психического развития в рамках современной дефектологии рассматривается с точки зрения интенсивного коррекционно-психологического воздействия. Его цель предполагает формирование новых паттернов поведения, в основе которых лежат взаимосвязи между компонентами ЗОЖ и факторы психического и физического здоровья. В связи с этим нарастает необходимость в систематизации знаний о комплексе всех компонентов здорового образа жизни. Данное исследование позволило определить степень осведомленности об основных направлениях ЗОЖ у подростков с задержкой психического развития.

Изложение основного материала статьи. В основу диагностического исследования были положены теоретические знания о мотивации к ЗОЖ у обучающихся с задержкой психического развития, разработанные И.Ю. Левченко [3], Е.С. Слепович [4],У.В. Ульенковой [5], Г.А. Бутко [1].

Вопрос здоровья, так же как и вопрос здорового образа жизни, трактуются по-разному в современных исследованиях. Так в своих исследованиях А.Я. Иванюшкин рассматривает три уровня, которые характеризуют ценностные аспекты здоровья:

1) биологический - первоначальное здоровье определяется качеством саморегуляционных механизмов организма и гармонизации всех физических процессов. Это влияет на процесс адаптационных механизмов организма в целом;

2) социальный - здоровье каждой личности является частной характеристикой социальной активности, которая определяет структурные компоненты деятельности человека в мире;

3) личностный - здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее отрицание ее, в смысле преодоления. Здоровье в этом случае выступает не только как состояние организма, но и как «стратегия жизни человека» [2].

Исследованием были охвачены обучающиеся 9-х классов с задержкой психического развития специальных (коррекционных) образовательных учреждений Крыма в возрасте 14-15 лет. Общее количество испытуемых составило 62 школьника.

Диагностический материал был подобран согласно цели исследования и учитывал нозологические и возрастные характеристики испытуемых. Так было проведено анкетирование «Что вы знаете о здоровом образе жизни» (Г.А. Радоман, Н.А. Долбешкиной); тестирование «Индекс отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин); опросник «Что мешает мне вести здоровый образ жизни?» (В.Д. Пурин), диагностика уровня понимания ценности и значимости здоровья (методика С. Гаркуши «Гармоничность образа жизни).

Результаты первого диагностического задания показали степень осведомленности о ЗОЖ у обучающихся старших классов с ЗПР. По сумме баллов сформировались три степени осведомленности о ЗОЖ у подростков с ЗПР. Сами результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1

Результаты анкетирования «Что вы знаете о здоровом образе жизни»

Степень осведомленности о ЗОЖ Обучающиеся с ЗПР

количество %

Начальная 42 69,35

Средняя 13 19,35

Высокая 7 11,30

Как видно из таблицы 1, подавляющее большинство обучающихся с ЗПР обладают частичными представлениями по вопросам ЗОЖ и испытывают значительные затруднения в главных его дефинициях. Смысл «Здорового образа жизни» отождествляется в основном со «здоровьем», а здоровый образ жизни рассматривается с позиции «активных физических занятий». Поэтому отмечается высокий процент (69,35%) подростков с ЗПР с начальной степенью осведомленности о ЗОЖ как таковом.

Старшие школьники, вышедшие в ходе анкетирования на высокую степень осведомленности о ЗОЖ, понимали под ЗОЖ единство физического и психического компонентов, и рассматривали самосовершенствование своего организма как важную составляющую ЗОЖ. Данная категория обучающихся понимает важность систематического включения в собственный активный жизненный процесс основных компонентов ЗОЖ.

Средняя степень осведомленности о ЗОЖ была характерна для школьников, у которых лишь частично сформирована мотивация на включение компонентов ЗОЖ в своем режиме дня. Несмотря на наличие факта в сознании обучающихся о необходимости бережного отношения к собственному здоровью, в своей реальной жизни у большинства из них нет глубокой мотивации на соблюдении основных постулатов ЗОЖ.

Начальная степень осведомленности была характерна для третьей группы участников экспериментального исследования. Среди их числа присутствовали обучающиеся с частично сформированными представлениями в отношении правил ведения ЗОЖ, базовые дефиниции которого в большинстве своем трактовались неверно или носили обобщенный характер. Интерес к ЗОЖ слабо выражен или не проявлялся вообще.

Общие представления о качестве собственного здоровья у подростков с ЗПР проявляются в следующих цифрах: 24,19 % опрошенных полагают, что уровень их здоровья находится в «отличном» состоянии; 33,87% определяют свое общее самочувствие как «удовлетворительное», 30,65% - относят свое состояние здоровья ближе к неудовлетворительному и 11,29 % считают свое здоровье «неудовлетворительным». Полученные данные представлены на рисунке 1.

Отношение подростков с ЗПР к состоянию своего здоровья

■ отличное

■ удовлетворительное не очень хорошее

■ неудовлетворительное

Рисунок 1. Отношение подростков с ЗПР к уровню собственного здоровья

В отношении вопроса «От каких факторов зависит ваше здоровье?» 40% респондентов ответили, что уровень их здорового самочувствия коррелирует с активными занятиями физической культурой, 35% подростков с ЗПР добавили в этот список закаливание, а 25% обучающихся отметили наличие благоприятного психоэмоционального фона, как основного фактора, влияющего на их общее состояние здоровья.

Подавляющее большинство респондентов владеют информацией о роли вредных привычек в жизни человека. Однако не все подростки с ЗПР понимают важность соблюдения режимных моментов: лишь 35% респондентов определили верную последовательность компонентов режима дня.

К урокам физической культуры большинство подростков с ЗПР относятся скорее положительно и только лишь 35% опрошенных занимаются тем или иным видом спорта и посещают кружки и секции.

На основании вышеизложенного можно сделать заключение о том, что подростки с ЗПР в большинстве своем все же придерживаются основных аспектов ЗОЖ, но внедряют их в своей жизни часто хаотично. Об этом свидетельствует внедрение в собственном режиме дня подростков с ЗПР такого оздоровительного занятия как утренняя гимнастика. Так, по результатам анкетирования было выявлено, что всего лишь 15 % обучающихся делают по утрам зарядку ежедневно, 35% -лишь изредка, а 50% обучающихся не делают зарядку совсем. На основании этого можно говорить о наличии слабой мотивации на физическое самосовершенствование у подростков с ЗПР.

Несмотря на наличие положительных ответов в отношении ЗОЖ у подростков с ЗПР, у большинства все же отсутствует активная позиция на ведение ЗОЖ и бережное отношение к собственному здоровью. Это в большей степени можно связать с пониманием сущности ЗОЖ на уровне теории и отсутствием силы воли на внедрение здоровых привычек в собственной жизнедеятельности.

В своем исследовании мы несколько углубили диагностику понимания степени осведомленности о состоянии собственного самочувствия школьниками с ЗПР и внедрили тестирование «Индекса отношения к здоровью» (С. Дерябо, В. Ясвин). Результаты, полученные в ходе данного тестирования, представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты теста «Индекс отношения к здоровью» у подростков с ЗПР

Как мы видим из рисунка 1, 72,58% от общего числа респондентов обладают начальным уровнем доминантности в отношении к собственным показателям здоровья. Наличие этого показателя можно объяснить отсутствием социальных мотивов, направленных на укрепление здоровья, и ограниченным объемом представлений о компонентах ЗОЖ у школьников данной нозологической группы. На среднем уровне находятся 12,9% испытуемых, что характеризуется наличием у школьников социальных мотивов. Высоким уровнем обладает лишь 14,52% испытуемых. Этот факт свидетельствует о проявлении ответственной позиции к собственным показателям здоровья.

Начальный уровень понимания о признаках ЗОЖ и отсутствие активной позиции в отношении ЗОЖ способствовали появлению в нашем исследовании опросника В.Д. Пурина «Что мне мешает вести здоровый образ жизни?», нацеленного на изучение наличия барьеров в ведении ЗОЖ у школьников с задержкой психического развития.

Испытуемым предлагалось ответить на 12 высказываний относительно факторов, которые мешают вести ЗОЖ. Среди наиболее популярных барьеров, которые были отмечены школьниками с ЗПР, можно назвать «неудовлетворительное состояние собственного здоровья», «природные условия и климатическая обстановка», «отсутствие достаточного времени на ЗОЖ». Именно на эти высказывания обучающиеся выставляли по 5 баллов (т.е. всегда).

Качественный и количественный анализ данных опроса ранжировался по трем компонентам: высокому, среднему, начальному. Подросткам с начальным компонентом барьеров характерно стабильное психофизическое самочувствие, которое позволяет самостоятельно преодолевать трудности ведения ЗОЖ. Только лишь 4,83% респондентам был характерен именно этот показатель.

Средний компонент (11,29% респондентов) предполагал отсутствие умения решать вопросы ЗОЖ. Данной категории обучающихся необходима своевременная качественная поддержка их окружения (одноклассники, друзья, педагоги и родители).

Высокий уровень барьеров в отношении здоровья подростка показывает наличие больших сложностей на пути ведения ЗОЖ и требует кардинальных средств по исключению данных сложностей (83,88 %). Результаты данного исследования показаны на рисунке 3.

Что мешает мне вести здоровый образ

жизни В. Д. Пурина

4,83 1

11,29

■ Начальный

и м ■ средний

■ высокий

83,88

Рисунок 3. Барьеры ведения ЗОЖ у школьников с ЗПР

Завершающей в диагностическом исследовании была методика Н.С. Гаркуши «Гармоничность образа жизни школьников», цель которой - изучение осознания подростками с ЗПР важности показателей своего здоровья. Интерпретация полученных данных также происходила согласно трем показателям: высокому, среднему и начальному. В процессе диагностики школьники отвечали на 8 вопросов, касающихся осознания важности показателей здоровья в своей жизни. В качестве основных вопросов были предложены следующие: «Бываете ли вы днем на свежем воздухе? Как долго?», «Обедаете ли вы в школьной столовой?», «Когда ложитесь спать?», «Каким занятиям вы посвящаете свое свободное время?». Несмотря на простоту и малое количество вопросов, складывается достаточно четкая картина понимания школьниками с ЗПР сущности понятия ЗОЖ, а также степени включения постулатов ЗОЖ в режим дня.

Результаты, полученные по данной методике, показаны на рисунке 4.

Рисунок 4. Результаты исследования по методике Н.С. Гаркуши

Данные рисунка 4 показывают, что большинство обучающихся (79,05%) имеют начальный компонент осознания важности показателей здоровья в своей жизни. 16,12% показали средний результат и лишь 4,83% отметили важность соблюдения основ ЗОЖ.

Выводы. Полученные результаты диагностического исследования отчетливо демонстрируют наличие начального компонента в сознании подростков с ЗПР первостепенности ведения ЗОЖ. В большинстве своем старшие школьники с ЗПР недостаточно владеют информацией об основных аспектах ЗОЖ. Представления обучающихся о ЗОЖ характеризуются наличием формального отношения: быть здоровым, отказаться от вредных привычек, ходить на спортивные тренировки т.п.

Анализ данных экспериментального исследования позволяет сформулировать выводы в отношении целенаправленной работы по формированию стабильных ценностных ориентиров на ЗОЖ у школьников с ЗПР.

- систематическая работа в отношении знакомства с основами здорового образа жизни;

- усиление физической активности обучающихся с ЗПР;

- воспитание мировоззрения, включающего ответственное отношение школьников с ЗПР к показателям собственного здоровья.

Литература:

1. Бутко, Г.А. Физическое воспитание детей с задержкой психического развития / Г.А. Бутко. - М.: Книголюб, 2006. - 144 с.

2. Иванюшкин, А.Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека / А.Я. Иванюшкин // Вестник АМН СССР. - 1982. - №4. - С. 29-33

3. Левченко, И.Ю. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева. -М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 118 с.

4. Слепович, Е.С. Психологическая структура задержки психического развития школьного возраста: автореферат. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Слепович Елена Самойловна. - Москва, 1994. - 37 с.

5. Ульенкова, У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева. - М.: Академия, 2004. - 176 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Сырова Надежда Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Абдуллина Марина Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); доцент Жемчужникова Ирина Михайловна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ АБСТРАКТНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ СОЗДАНИЕ КОМПОЗИЦИИ В

ТЕХНИКЕ «КОЛЛАЖ»

Аннотация. В статье выявлены и охарактеризованы проблемные области, касающиеся развития образного мышления обучающихся. Дано определение понятия «абстрактно-образное мышление» и охарактеризована его значимость для формирования творческого мышления студентов, являющегося базисом развития личности. Авторами описан инструмент для развития абстрактно-образного мышления через создание абстрактных композиций в технике «коллаж».

Ключевые слова: мышление, образное мышление, абстракция, коллаж, абстрактно-образное мышление.

Annotation. The article identifies and characterizes problem areas related to the development of imaginative thinking of students. The concept of "abstract-figurative thinking" is defined and its significance for the formation of students' creative thinking, which is the basis of personality development, is characterized. The authors describe a tool for the development of abstract-figurative thinking through the creation of abstract compositions using the "collage" technique.

Key words: thinking, figurative thinking, abstraction, collage, abstract figurative thinking.

Введение. В контексте современной парадигмы образования развитие мыслительного процесса обучающихся занимает главенствующее место. Любому ученику, независимо от возраста, будь то школьник или студент, ежедневно приходится решать множество задач, требующих включения мыслительной деятельности. И, в первую очередь, заслуживает внимания аспект образного мышления, на основе которого формируется интеллект. Обучающимся оно помогает выработать внимательное отношение к себе и окружающим объектам, создать научную картину мира, сформировать умение видеть красоту вокруг себя. Образное мышление способствует развитию творческого начала в человеке, часто определяет выбор профессии. В России образное мышление углубленно изучали П.П. Блонский, Ф.Е. Василюк, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Л.В. Занков, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн. За рубежом исследовал данный вопрос К. Юнг. Все они утверждали, что творчество невозможно без образного мышления и его развитие является необходимым условием успешной деятельности в любой области человеческой жизни.

Изложение основного материала статьи. В настоящее время нет четкого определения, что такое «мышление». Мы рассмотрим трактовки, которые давали выдающиеся психологи и педагоги своего времени. Давая характеристику мышления, В.С. Кузин отмечает, что оно помогает человеку познавать предметы и явления вместе с их свойствами и связями между собой, которые невозможно познать через ощущения или восприятие [5]. В.А. Крутецкий считал, что мышление является отражением окружающего мира в сознании человека. Он относил этот процесс к познавательному психологическому и считал его свойственным только человеку [4]. М. К. Мамардашвили высказался еще более категорично: «Мышление, мысль есть средство, единственное в жизни и сама жизнь; идеи и средства в ней переплетены порой так, что эти термины уже бессмысленно различать. Вся проблема мышления состоит в каждоактном преодолении кажущейся жизни. Причем этот акт необходимо повторять снова и снова. Нельзя это различение (кажущейся и осмысленной жизни. - В.З.) сделать и, положив в карман, жить спокойно. Кажущаяся жизнь преследует нас во всех уголках нашей души и мира, и мы должны изгонять ее из всех уголков и делать это постоянно» [8, С. 276]. В.П Зинченко в своей работе «Наука о мышлении» выявил: «Мышление - это особая реальность (процесс, акт, деятельность), доставляющая нам опосредствованное или непосредственное (усмотрение, прозрение, откровение) знание о другой, скрытой от нас реальности, реальности, недоступной для прямого наблюдения. Посредством актов мышления обнаруживаются, раскрываются, устанавливаются связи, отношения и взаимодействия между вещами, образами, значениями, понятиями; достигается видение вещей и событий изнутри, благодаря чему постигается сущность и смысл бытия и сознания» [2, С. 12].

Мыслительная деятельность у человека совершается с помощью мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, абстракции, обобщения, конкретизации [5]. Мышление также помогает сформировать в голове некоторые свойства и признаки предметов или явлений, которые не всегда доступны восприятию человека с помощью органов чувств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.