9(195) - 2014
Аналитический обзор
РАЗВИЛКИ БЮДЖЕТНОЙ
«-» _ _ _ ,
И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ*
Перспективы долгосрочного экономического роста во многом зависят не только от структурных изменений в экономике, технологических и демографических трендов, но и от согласованности проводимой бюджетной, денежно-кредитной политики и политики роста и институциональных преобразований.
Устойчивость платежного баланса и развитие денежно-кредитной сферы
Устойчивость платежного баланса в рамках притока капитала. В среднесрочной и тем более долгосрочной перспективе прогнозируется существенное изменение структуры платежного баланса России (табл. 1). В долгосрочной перспективе возможность восстановления существенного профицита текущего счета будет маловероятной. Рост экспорта будет ограничен структурными ограничениями, связанными с высокой долей энергетических товаров, предложение которых практически не будет расти. При этом рост цен на экспортируемую продукцию будет также подавленным в результате ожидаемого роста предложения на основных рынках сырья. Спрос на импорт, напротив, будет оставаться достаточно высоким на фоне роста внутреннего спроса и необходимости технического перевооружения экономики. Рассмотренные сценарии различаются конкурентоспособностью отечественных производителей на внешних и внутренних рынках, масштабами потоков капитала, а также политикой Банка России на валютном рынке.
Консервативный сценарий предполагает нейтральную политику Банка России на валютном
* Публикуются с сокращениями материалы Прогноза долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года. URL: http://www. economy. gov. ru/wps/wcm/connect/economylib4/mer/activity/sections/ macro/prognoz/doc20131108_5.
рынке. Некоторый положительный чистый приток капитала характерен только для государственного сектора. При сохранении относительно низкого уровня конкурентоспособности широкого спектра продукции рост внутреннего спроса в большей степени ориентирован на импорт. При этом рост импорта будет сдерживаться ослаблением обменного курса, который в реальном выражении к 2030 г. будет на 7 % ниже уровня 2012 г. На протяжении прогнозного периода сальдо счета текущих операций находится в небольшом дефиците (0,3—0,4 % ВВП), который покрывается притоком капитала в государственный сектор.
Умеренно оптимистичный сценарий предполагает, что в случае устойчивого притока капитала на российский рынок Центральный банк РФ создает условия для предотвращения образования дефицита счета текущих операций. При этом в отдельные периоды стоимость рубля может снижаться, что будет сдерживать рост импорта и сохранять положительные значения текущего счета. Эти процессы будут смягчены ускорением роста экспорта до уровней, превышающих 3 % после 2020 г. (около 1 % в базовом сценарии), что может вести к удержанию положительных значений счета текущих операций.
Сценарий предусматривает устойчивый спрос на иностранный капитал для осуществления инвестиционных проектов. Чистый приток капитала на протяжении всего прогнозного периода составляет 0,5—2 % ВВП.
Форсированный сценарий предполагает финансирование инвестиционного спроса, в том числе за счет существенного притока иностранного капитала. Чистый приток капитала в прогнозный период увеличивается до 3—6 % ВВП. Приток прямых иностранных инвестиций в большей части прогнозного периода превышает 4 % ВВП. В данном сценарии возможно укрепление реального курса рубля. В реальном эффективном выражении к 2030 г.
Аналитический обзор
9(195) - 2014
Таблица 1
Прогноз параметров платежного баланса, в среднем за период, % ВВП
Показатель Вариант 2011—2015 2016—2020 2021—2025 2026—2030
Счет текущих операций 1 2,2 —0,3 —0,4
2 0,0 —0,1 0,5
3 1,7 —4,7 —6,1 —4,3
Чистый ввоз/вывоз капитала частным сектором 1 —2,2 0,2 0,0
2 —2,1 1,7 1,4 0,9
3 —1,1 4,6 5,8 4,1
Индекс реального эффективного обменного курса рубля, 2010 г. = 100 1 106,6 104,0 102,9 100,0
2 98,8 98,2 101,5
3 108,5 120,4 124,6 122,4
рубль укрепится на 16 % по отношению к 2012 г. Ускорение роста внутреннего спроса, несмотря на его большую ориентацию, чем в других сценариях, на отечественную продукцию, приводит к дефициту счета текущих операций. Дефицит сохраняется на протяжении всего прогнозного периода, достигая в определенные периоды 5—6 % ВВП и постепенно снижаясь к 2030 г.
Таргетирование инфляции и создание денежно-кредитных условий для экономического роста. Все рассмотренные сценарии прогноза предполагают, что дальнейшее развитие экономики и финансовой системы будет обеспечивать постепенное сближение структур балансов банков и населения с развитыми странами мира.
В структуре банковских обязательств будет повышаться роль депозитов населения и операций рефинансирования со стороны Центрального банка. Во втором и третьем вариантах повышение спроса на инвестиции будет определять более активное наращивание иностранных обязательств по сравнению с ростом иностранных активов.
В структуре банковских активов заметно повысится значение кредитов домашним хозяйствам, прежде всего связанных с ростом ипотечного кредитования. Рассмотренные сценарии базируются на дальнейшем опережающем росте спроса на российский рубль, что позволит повысить монетизацию российской экономики до уровня развитых стран. Так, по денежному агрегату М2 уровень монетизации по первому варианту прогноза повысится с 44 % ВВП в 2012 г. до 71 % ВВП к 2030 г., по второму — достигнет 91 % ВВП. Условия форсированного сценария могут требовать более высокого уровня монетизации, приближающегося к 100 % ВВП. Рост денежной массы будет сопровождаться повышательным трендом денежного мультипликатора.
В базовом варианте прогноза заложено следование политике таргетирования инфляции. В этом случае роль валового кредита банкам со стороны Банка России существенно возрастет. В сочетании с мерами по развитию коридора процентных ставок, совершенствованием пруденциального надзора и стимулированием развития финансовых рынков это будет способствовать повышению финансовой глубины российской экономики и увеличению вклада банковского кредита в экономический рост.
Темпы прироста кредитования населения составят в среднем ежегодно за период 2013—2030 гг.
15.2 %, и к концу 2030 г. долг населения достигнет почти 51 % ВВП (13,4 % ВВП в конце 2012 г.), что несколько приблизит относительные значения к наименьшим уровням развитых стран.
Темпы прироста кредитного портфеля нефинансовым организациям составят в среднем ежегодно за этот же период 8,8 %, и к концу 203 0 г. внутренний долг предприятий составит около 47 % ВВП, а с учетом внешнего долга достигнет 80 % ВВП (34,9 % ВВП и 51,9 % ВВП соответственно в конце 2012 г.).
В умеренно оптимистичном сценарии прогноза полагается, что будет проводиться более активная курсовая политика, направленная на удержание счета текущих операций платежного баланса от перехода в область хронических отрицательных значений. В этом случае важным инструментом обеспечения ликвидности будет прирост ликвидности за счет увеличения международных резервов. При этом более существенные потребности финансирования дефицита бюджета будут в основном удовлетворяться преимущественно за счет заимствований на внутреннем рынке, что будет поддерживать потребность в рефинансировании.
Темпы прироста кредитования населения составят в среднем ежегодно за прогнозный период
17.3 %, темпы прироста кредитования нефинан-
9(195) - 2014
Аналитический обзор
совых организаций — 10,8 %. Долги населения составят к концу 2030 г. 59 % ВВП, совокупный корпоративный долг — 87 % ВВП (в том числе внутренний — 54 % ВВП).
В форсированном сценарии прогнозируемый объем инвестиций в основной капитал потребует масштабного привлечения капитала как с внешнего, так и с внутреннего рынка. Кроме того, от Банка России потребуется значительное рефинансирование банковского сектора для поддержания более высокого уровня кредитной активности банков. Темпы прироста кредитования населения за год в среднем за прогнозный период составят 20,4 %, темпы прироста кредитного портфеля предприятий — 14,3 %. В результате долг населения составит к концу периода почти 64 % ВВП, совокупный корпоративный долг — 92 % ВВП.
Следует отметить, что по всем вариантам наращивание портфеля потребительских кредитов, уже составляющего 10 % ВВП, должно резко замедлиться и составить к концу периода 17—19 % ВВП. Основной прирост придется на долю жилищных кредитов.
Основные параметры бю
В целом второй и третий варианты прогноза предусматривают значительное повышение вклада банковского кредитования в рост экономики, и особенно в финансирование инвестиций. Предполагается повышение доступности кредита как за счет снижения кредитных ставок предприятиям до уровня инфляции — плюс 1—2 процентных пункта, так и в целом за счет снижения рисков кредитования реального сектора. В то же время кредитные риски для населения и предприятий значительно возрастут.
Развитие бюджетной сферы: возможности и пределы структурного бюджетного маневра. Во всех предлагаемых вариантах долгосрочного прогноза используется бюджетное правило при определении предельного объема расходов федерального бюджета. Однако степень жесткости бюджетного правила отличается по вариантам (табл. 2).
Предельный объем расходов федерального бюджета по консервативному варианту рассчитан с использованием текущего бюджетного правила без изменений (оно было введено при расчете федерального бюджета на 2013 г. и на плановый период 2014 и 2015 гг.).
Таблица 2
гетной системы, % к ВВП
Показатель Вариант 2012 г. 2018 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Доходы 1 36,9 35,3 35,3 35,0 34,4
2 37,5 37,2 36,4 35,7
3 34,3 33,7 32,3 31,6
Доходы нефтегазовые 1 10,3 7,9 7,5 6,9 6,3
2 7,7 7,2 6,0 5,0
3 5,8 5,2 3,9 3,4
Доходы ненефтегазовые 1 26,6 27,5 27,9 28,1 28,1
2 29,8 30,0 30,5 30,7
3 28,5 28,6 28,4 28,2
Расходы 1 37,0 35,3 35,1 34,3 34,1
2 37,9 37,5 36,1 35,6
3 36,3 36,2 35,4 34,4
Профицит (+) или дефицит (—) 1 —0,1 0,0 0,3 0,6 0,3
2 —0,3 —0,2 0,3 0,1
3 —1,9 —2,5 —3,0 —2,9
Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета 1 —10,4 —7,9 —7,2 —6,3 —6,1
2 —8,1 —7,5 —5,7 —4,9
3 —7,8 —7,6 —7,0 —6,2
Объем Резервного фонда на конец периода 1 3,0 5,1 6,2 7,0
2 5,0
3 4,1 4,4 5,0
Объем Фонда национального благосостояния на конец периода 1 4,3 3,0 2,7 3,4 4,5
2 2,9 2,4 1,7 1,1
3 2,2 1,7 1,1 0,8
Объем государственного долга на конец периода 1 8,8 16,2 16,3 16,9 18,0
2 15,7 16,5 18,3 19,8
3 13,9 14,7 16,7 19,2
Аналитический обзор
9(195) - 2014
Во втором (умеренно оптимистичном) и третьем (форсированном) вариантах используется смягченный вариант бюджетного правила, связанного с использованием источников финансирования дефицита федерального бюджета при формировании предельного объема его расходов в размере 1,5 % ВВП во втором варианте (вместо 1 % по действующему правилу) и 1,5—2 % ВВП в третьем. Кроме того, в этих вариантах предполагается фиксация нормативной величины Резервного фонда на уровне 5 % к ВВП, тогда как в первом учитывается действующее ограничение 7 %.
Согласно заложенным гипотезам, доходы бюджетной системы на период 2013—2030 гг. по всем вариантам долгосрочного прогноза снизятся с 36,9 % ВВП в 2012 г. до 31,6—35,7 % ВВП в 2030 г. Это сокращение будет связано со снижением нефтегазовых доходов, которые сократятся с 10,3 % ВВП в 2012 г. до 3,4—6,3 % ВВП в 2030 г. в зависимости от варианта прогноза.
Основной причиной падения прогнозируемых объемов поступления нефтегазовых доходов бюджетной системы в структуре ВВП является опережающий рост прогноза объемов ВВП относительно роста основных макроэкономических показателей, влияющих на прогноз поступления нефтегазовых доходов: объемов добычи и экспорта основных энергоресурсов, курса доллара США и цены на нефть.
Основные параметры расходов
Основной причиной столь существенного расхождения в прогнозе объемов поступления нефтегазовых доходов бюджетной системы в структуре ВВП по третьему варианту относительно двух других является значительная разница прогноза курса рубля к доллару и объемов ВВП. Предусматривается более крепкий курс, чем по инновационному и консервативному сценариям, что полностью нивелируется положительным эффектом от роста налогооблагаемых объемов экспорта и добычи нефти и газа.
С учетом прогнозируемой макроэкономической динамики и бюджетного правила расходы бюджетной системы по всем вариантам долгосрочного прогноза снизятся с 37 % ВВП в 2012 г. до 34,1—35,6 % ВВП в 2030 г.
Во всех вариантах прогноза заложен структурный маневр в пользу увеличения расходов на человеческий капитал (образование, здравоохранение, культура) с учетом прогнозируемой стоимости выполнения указов Президента РФ. В то же время во втором и третьем вариантах по разделам образование и здравоохранение учтены дополнительная потребность в расходах на оплату труда и расходы инвестиционного характера в рамках реализации соответствующих государственных программ (табл. 3).
Расходы на развитие экономики и инфраструктуры в первом варианте стабильны на протяжении
Таблица 3
бюджетной системы, %о к ВВП
Показатель Вариант 2012 г. 2018 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Расходы 1 37,0 35,3 35,1 34,3 34,1
2 37,9 37,5 36,1 35,6
3 36,3 36,2 35,4 —
Процентные расходы 1 0,6 0,7 0,6 0,5
2 0,8 0,7
3 0,7 0,8
Человеческий капитал* 1 8,5 9,4 9,2 9,6 9,9
2 10,0 10,2
3 9,4 9,3 9,0
Оборона и безопасность 1 6,0 6,0 5,8 4,7 4,7
2 6,3 6,0 4,9 5,7
3 6,0 5,7 3,7
Развитие экономики и инфраструктуры 1 5,2 4,4 4,5 4,4
2 5,6 5,7 5,4
3 5,5 6,0 5,3
Социальная политика 1 12,3 11,0 10,5 10,0
2 11,3 11,1 10,2 9,5
3 11,4 11,3 12,3 12,4
Прочие 1 3,4 3,8 3,9 4,4 4,6
2 3,9 4,0 4,5
3 3,3 3,2 3,3
* Показатель включает расходы по разделам «Образование», «Здравоохранение» и «Культура, кинематография».
проблемы и решения ' 59
9(195) - 2014
Аналитический обзор
всего периода прогноза и составляют 4,4 %. Во втором и третьем вариантах показатель увеличивается к 2020 г. и затем понижается до 5,3—5,4 % ВВП к 2030 г. по мере решения капиталоемких задач развития инфраструктуры. Предполагается также, что после пика, достигнутого в 2018 г., относительный уровень расходов на оборону и безопасность начнет снижаться, освобождая пространство для структур -ного маневра в пользу расходов на человеческий капитал и инфраструктуру.
Расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность определялись из необходимости переноса части расходов на государственную программу вооружений с 2015—2016 гг. на 2017—2025 гг. для обеспечения сбалансированности федерального
бюджета в среднесрочной перспективе. Вместе с тем по первому варианту предполагается индексация денежного довольствия военнослужащих на показатель инфляции, во втором варианте — на средний показатель между инфляцией и темпом роста заработной платы, а в третьем варианте — на темп роста заработной платы в экономике.
В данных условиях бюджетная система по первому и второму вариантам с 2018 г. становится профицитной, достигает соответственно уровня в 0,3 и 0,1 % ВВП к 2030 г. В третьем варианте из-за высоких расходов, прежде всего на пенсионную систему, формируется дефицит в 2,5—3 % ВВП на протяжении всего рассматриваемого периода, что подчеркивает финансовые риски форсированного развития.
Analytical review
the crossroads of the budget and monetary-and-credit policies
Key parameters of the forecast of social and economic development of the Russian Federation for 2014