Научная статья на тему '«Разрушение эстетики» в культурологической концепции Д. Н. Овсянико-Куликовского: взгляд из современности'

«Разрушение эстетики» в культурологической концепции Д. Н. Овсянико-Куликовского: взгляд из современности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
170
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Decline of esthetics» in the cultural conception of D.N. Ovsyaniko-Kulikovsky: a sight from the present.

Doubt is often cast nowadays on the previously stable triad of the truth, good and beauty, which is destroyed in one way or another. Proceeding from the principles of positivism the Russian scholar-humanitarian D.N. Ovsyaniko-Kulikovsky (1853-1920) declared beauty a fiction. In the article it is shown that the scholar’s stand as «the destroyer of aesthetics» is determined by his general culturological concept. The recognition of polarity in culture (normal/abnormal, pathological; health/illness) was another characteristic feature of this concept. The author of this article believes that it was an outstanding and bold attempt to introduce fundamental opposition of culture/counterculture into the Russian science of culture. It is also pointed out that in making specific studies the scholar was inconsequent with the methodologically fruitful idea advanced by him.

Текст научной работы на тему ««Разрушение эстетики» в культурологической концепции Д. Н. Овсянико-Куликовского: взгляд из современности»

В.П. Крутоус

«РАЗРУШЕНИЕ ЭСТЕТИКИ» В КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Д.Н. ОВСЯНИКО-КУЛИКОВСКОГО: ВЗГЛЯД ИЗ СОВРЕМЕННОСТИ

Московский государственный университет

Дмитрий Николаевич Овсинико-Куликов-ский (1853--1920) известен как крупный представитель психолог ического направления в русской науке о литературе конца XIX - начала XX вв. Ученик и последователь Л.А. Потебни, продолжатель его учения о языке и мышлении, словесном художественном творчестве, он всегда находился как бы в тени от силуэта своего учителя - бесспорного лидера направления, учёного с мировым именем. Но, как становится всё очевиднее со временем, сам он - фигура отнюдь не эпигонская, а вполне самостоятельная. Овсянико-Куликовский - учёный удивительно многосторонний. И в каждой из областей своей деятельности он оставил заметный след, положив начало или содействуя развитию научных направлений, интенсивно разрабатываемых и в наши дни.

Если бы даже, «классические» труды видного потебнианца по истории литературы и общественной мысли России не были им написаны, он всё равно остался бы в истории науки как крупный лингвист и востоковед, знаток древних и новых языков, памятников индуизма, зороастризма и др. Имя Овсянико-Куликовского по праву занимает достойное место и в истории отечественной психологической науки. Его работы о психологии понимания. специфической природе чувств, о различных аспектах психолингвистики не утратили своего значения и по сей день. Вместе с рядом других учёных Овсянико-Куликовский стал основоположником специфической отрасли науки, находящейся на стыке психологии, искусствоведческих дисциплин и эстетики: психологии художественного творчества. (Последняя одной своей стороной примыкает к общей теории творчества, а другой - к психологии искусства, как часть к целому). О возросшей актуальности данной области исследований напоминать особо, думаю, излишне.

Но и это ещё не всё. Увлечённо занимаясь вопросами языка и мышления, Овсянико-Кули-ковский не мог не вторгнуться своей пытливой мыслью в те сферы культуры, с которыми язык и

мышление теснейшим образом связаны в процессе своего формирования и исторического развития. Это - мифология, ранние формы религии, традиционные обряды и культы, фольклор, эпос разных народов и др. Позитивизм, составлявший общую основу мировоззрения и научной методологии учё-ного-потебнианца, стремился, как известно, максимально сблизить естествознание и гуманитаристи-ку. Областью их самого тесного сопряжения становятся социология, социальная психология, этнопсихология. Во всех этих научных дисциплинах Овсянико-Куликовский был весьма сведущ, он внёс значительный вклад в их развитие. Овсянико-Куликовский широко использовал, особенно в поздний период своего творчества, достижения отечественной культурно-исторической школы, представленной именами А.Н. Пыпика, А.Н. Весело веко г о и ряда других видных учёных. Интуитивно чувствуя, что психологические и социокультурные исследования, проводимые порознь, обособленно, становятся чем-то односторонним, узким, малоплодотворным, он стремился к синтезу «внешнего» (культурно-исторического) и «внутреннего» (психологического, социально-психологического) измерений при изучении явлений культуры.

В свете сказанного выше, думается, уже не будет выглядеть преувеличением характеристика этого видного последователя A.A. Потебни как крупного, широкообразованного культуролога, весьма чуткого к запросам времени, к сдвигам в общественном сознании и к новым веяниям в методологии наук.

Важной отличительной чертой Овсянико-Куликовского как культуролога был постоянный, неослабевающий интерес его к проблеме национального и межнациональных процессов (нация, национальная психология, национально-культурная самобытность, совмещение двух и более национальных идентификаций в одном субъекте, национальное и общечеловеческое и т.п.)1. А если к этому прибавить, что свою «Историю русской интел-

1 Он жил и творил в пограничье русской (общероссийской) и уфаинекой культур, в зоне их активной дифференциации и взаимодействия. Его наследие - неотторжимая чаль как одной, так и другой культуры одновременно. Но свершилось это не само собой, а благодаря неподдельной любви Овсянико-Куликовского к обоим братским народам, благодаря особой чистоте и искренности его «этнических» переиадваний, неизменной корректности, тактичности всех слов и дел учёного в деликатнейшей области межнациональных, межулыурных отношений,

лигенции» учёный выстроил в ракурсе эволюции «чаадаевских настроений» - тех самых, которые стали «идеологией перестройки» в России конца XX в.. то придётся признать, что Овсянико-Куликовский-кульгуролог умел верно ставить диагноз болезни, хотя, случалось, и недооценивал серьёзность и трудноизлсчимость недуга1.

Что можно сказать, однако, о степени изученности, освоенности наследия Д.Н. Овсянико-Куликовского? Отвечая на этот вопрос, оптимисты перечислят ряд существующих книг, глав в коллективных трудах, статей об Овсянико-Куликовском, и будут правы - по-своему. Между тем в недавно вышедшей историко-эстетической монографии звучат совсем другие нотки. «В «Лекциях по истории эстетики» (под ред. М.С. Кагана, ЛГУ, 1973-1980. - В.К), - пишет Л.Я. Курочкина, - русская психологическая эстетика рассмотрена незаслуженно поверхностно» [5, с. 130]. Увы, фрагмент упомянутого издания, посвященный Овсянико-Куликовскому, служит тому весьма красноречивым, на грани курьёза, подтверждением. Текст состоит всего из пяти абзацев, в которых я насчитал шестнадцать негативных эпитетов, относящихся к характеризуемому учёному, его творчеству и применяемой им методологии. Комментарии, как говорится, излишни.

Другой современный комментатор трудов учёного, Ю. Манн, относится к своему герою добрее (т.е. без предвзятости, с большей степенькэ объективности); но и это мало радует: тон его - велико-душно-снисходительный. «Оглядывая деятельность Овсянико-Куликовского в целом, - пишет этот новейший комментатор, - следует сказать, что хотя его теоретические позиции, как правило, давно превзойдены современной наукой, читатель всё же найдет в его работах огромное количество интересных и тонких разборов, выводов и замечаний» [7, с. 23]. - Ой ли? Так ли уже и «превзойдены»? Подобное можно было, пожалуй, сказать об Овсянико-Куликовском как представителе психологического направления в отечественном литературоведении, и то - если бы кто-нибудь когда-либо изучил и осмыслил это научное направление с той степенью глубины и обстоятельности, какой оно заслуживает. Без таких фундаментальных исследований высказываемые резкие оценочные суждения выглядят не слишком убедительно. О многих других аспектах наследия Овсянико-Куликовского и

говорить нечего, они ещё ждут своих исследователей.

Переводя теперь начатый разговор в плоскость более конкретного, предметного анализа, хочу обратить внимание на одну то ли фактуальную. то ли аксиологическую нестыковку, присутствующую в литературе об Овсянико-Куликовском. Н.В. Ось-маков называет трёхтомную «Исюрию русской интеллигенции» (1903-1910, 4-я часть - 1911-1914, не закончена) «последним трудом учёного» [9, с. 79]. И лишь вскользь, совсем в другой связи им отмечено, что «последние два года 1919-1920 Ов-сянико-Куликовский жил в Одессе, работая над «Воспоминаниями»...» [9, с. 17]. Но вот в 1989 г. выходит в свет двухтомник Овсянико-Куликовского, включающий в себя и «Воспоминания» (1-е их изд. - 1923), и Ю. Манн, автор предисловия, явно повышает рейтинг этого произведения следующим замечанием: «Последние годы жизни Ов-сянико-Куликовекий работал над мемуарами. Незаконченная эта книга принадлежит к его лучшим произведениям; в ней сочетается широкая обрисовка идейной и научной атмосферы последней трети XIX в. (и начала XX столетия. - В.К.) с точностью и колоритностью портретных характеристик» [7, с. 23]. «Воспоминания» - действительно последняя, итоговая работа Овсянико-Куликовского. И в столь высокой оценке её содержания автор этих строк вполне солидарен с Ю. Манном.

Особое внимание привлекает первая глава «Воспоминаний» под названием «Личное (Опыт психоанализа)». Я бы определил жанровую форму этой главы как некий аналог автореферата, - только резюмирующего не содержание диссертации, как обычно, а весь корпус трудов учёного. В хорошем реферате, как правило, с особой чёткостью выделены основные идеи проделанных исследований, обозначено их концептуальное ядро.

Овсянико-Куликовским была разработана и в доступной форме изложена целостная культурологическая концепция. Она формировалась поч ноз-действием противоречивых идейных ген <енций своего времени. При переходе от XIX в. к XX в. остро ощущалось противоборство умонастроений оптимизма и пессимизма. Позитивизм (а именно он лежал в основе культурологической концепции Ов-сянико-Куликовского) предполагал веру в науку, разум, в общественный прогресс и по своей главной интенции был оптимистичным. Но проявившиеся к тому времени признаки кризиса европей-

1 Кстати: Д.Н. Овсянико-Куликовский был сторонником «западничества»; с 1913 по 1918 год он даже редактировал журнал «Вестник Европы», придерживавшийся западнической ориентации. А ведь генетически западничество связано !с пресловутыми «чаадаевскими настроениями»! Как согласуется'западничество учёного с его критикой чаадаевщины? е его уважением ко всему «органическому», национально-самобытному? - Современному читателю это может показаться странным, парадоксальным. Но в том-то и дело, что западничество Окянико-Кушковсшо как небо от земли отличается от нынешнего расхожего, поедельно опошленного.

ской культуры давали немало поводов и для пессимистических обобщений. Разрешить это противоречие стремились многие. Концепция Овсянико-Куликовского была одной из таких попыток.

Главные свои надежды учёный возлагал на союз науки и высокой, обновленной морали («гуманности»), Антиметафизическая, антифилософская направленность позитивизма, однако, всё больше ощущалась самими его приверженцами как ограниченность. зияние, как лишённость прочной опоры в коренных началах бытия и духа. Отсюда возникало весьма сочувственное отношение к деизму людей науки, признание (вне науки) прав религии. Важные место и роль в обеспечении общего прогресса отводились «человековедению», в лице, с одной стороны, научной психологии, а с другой -искусства, художественного творчества.

Но культурологическая концепция Овсянико-Куликовского несла на себе вместе с тем печать драматизма, в ней бурлила энергия серьёзных внутренних напряжений. Главных проявлений драматизма было два. Первое: обострённое, концен-

трированное внимание автора к оппозиции «норма/анормальное (патологическое)» в психике отдельной личности, а также в социуме, в культуре. Проявление второе состояло в радикальном антиэстетизме Овсянико-Куликовского. Знаменитая триада «Истина - Добро - Красота» является, полагал он, устарелой и ложной, неправомерно возвеличившей красоту.

Из этой самой общей, отдельными мазками набросанной характеристики концепции Овсянико-Куликовского напрашиваются два вывода. Во-первых, его концепция составляет пусть малую и довольно специфичную, но часть общей рефлексии по поводу социокультурного кризиса рубежа XIX - XX вв. Во-вторых, затронутые учёным проблемы продолжают оставаться актуальными и сейчас, восемь десятилетий спустя после его кончины. В силу этих причин культурологическая концепция Овсянико-Куликовского, её внутренняя логика, аргументация и выводы заслуживают, на мой взгляд, более пристального, более подробного рассмотрения.

* * *

Исходным пунктом размышлений Овсянико- уровень с преступником и «мстит» ему. Нужен

Куликовского о судьбах культуры и всего челове- иной, более высокий и гуманный взгляд на эту

чества стали вопросы морали. Без серьёзного пере- проблему, усматривающий в справедливой репрес-

смотра сложившихся взглядов на сущность морали сии ограждение общества от преступных пополз-

и морального регулирования она не сможет, считал новений субъекта и лишение потенциального пре-

учёный, успешно выполнять своё высокое предна- ступника средств, с помощью которых он мог бы

значение. творить зло.

В моральных оценках слишком много релятивно- Считать предметом моральной оценки только

го, связанного с сочетанием определённых обстоя- действия субъекта (человека) вменяемого, облада-

тельств, мотивов и т.п. (Так, человека, совершившего теля свободы воли, было бы, считает учёный, не-

убийство, по совокупности конкретных условий и простительной ошибкой. Нравственной оценке,

преследуемых целей в целом ряде случаев можно нравственному суду подлежат и поступки стихий-

оправдать. Примеры: герой войны; участник дуэли; ные, иррациональные, «звериные» (например дей-

тираноубийца и др.) Как же, спрашивается, спасти, ствия маньяков). Таким образом, область мораль-

сохранить от девальвации абсолютное в критериях ных оценок должна быть расширена, с включением

морали? По мнению автора «Воспоминаний», этого в неё всего, наносящего ущерб личности и социу-

можно достичь путём переноса акцента с мотивов на му, самой человечности.

объективное деяние («факт»), оценка которого более Понятие морального зла, согласно такому

однозначна, внеситуативна. (Убийство - всегда зло, взгляду, является лишь частным случаем мирового

даже если субъект совершил его ненамеренно и не зла. Зло имманентно миру природы,

является преступником по сути своей.) При таком Мораль должна опираться на разум, который

подходе, считает автор, нетерпимость к злу не приту- познает единство космоса. Нормы морали уходят

пляется, не смягчается, не распыляется. своими корнями в универсальные законы, которым

,Чисто социологическая (субъект-субъектная, подчиняется весь космос. Таково основание «выс-

«диадогическая») трактовка морали, считает Овся- шей человеческой морали». Благодаря такой пере-

нико-Куликовский, ведёт к истолкованию репрес- становке акцентов разум и мораль ещё теснее

сии в отношении преступника как «возмездия», сближаются друг с другом, обнаруживая свою

«наказания» субъектом субъекта за причинённое принципиальную общность, «единосущность».

зло, своего рода «мести». То, что субъектом, вер- Самое существо взгляда Овсянико-Кули-

шащим возмездие, выступает всё общество в лице ковского на проблемы морали можно выразить

своих государственных, правовых органов, являет- следующим образом. Мораль - критерий человече-

ся не смягчающим, а отягчающим обстоятельст- ский, она стоит на страже человеческого бытия и

вом: общество, государство становится на один «уровня гуманности». Мораль и должна оставаться

антропоцентричной, но лишь по своей направленности, функциям. По своим основаниям она кос-мична. Нужна расширительная трактовка морали. Расширительная в сторону показа её онтологических основ и преодоления таким путём элеменов субъективизма, релятивизма.

Однако что осложняет нравственный прогресс человечества, что тормозит, затрудняет его? Ответить на этот вопрос можно, лишь уяснив себе культурологическую концепцию Овсянико-Куликовского как некое системное целое. Роль главных устоев концепции играют следующие положения.

Как в биологической науке (в той же медицине), так и в теории и истории культуры центральное место занимают оппозиции «норма/патология», «здоровье/болезнь». Причём анормальное, патологическое, болезненное играет, пожалуй, даже более фундаментальную роль, чем его гармоническая противоположность.

В качестве обоснования и развития этой идеи автором предложена такая периодизация ретроспективы «человека разумного». Начальный, базисный этап - зверство, животное состояние. Следующий период, охватывающий львиную часть исторического времени, культурной эволюции, -это период становления человечества, его предыстория. Длительный этот этап исполнен, во-первых, атавизмов зверства («дурная наследственность»), во-вторых, «болезней роста», в-третьих - проявлений регресса, вырождения. Поэтому его можно назвать, по примеру Э. Ренана, периодом сумасшествия, безумия человечества. И только на этапе новейшей истории начинает доминировать прогресс как особая форма развития, как свидетельство утверждения главных атрибутов человечности - разума и морали. Фактически, всё становление человечества есть процесс выздоровления, выхода из безумия.

Картина, нарисованная Овсянико-Куликовским, не только беспощадна в своей реалистической правдивости, но и имеет явный уклон в сторону негативистского взгляда на человеческое прошлое. Иллюстративного материала у автора, специально изучавшего эпохи дикости, варварства, ранней и зрелой цивилизации, древние обычаи и ритуалы (подчас невероятно жестокие), хватало с избытком.

Тем не менее взгляд в будущее человечества у Овсянико-Куликовского достаточно оптимистичен. Ибо, как ни велики и сильны рецидивы прошлого зверства в настоящем, как ни остры болезни роста и регрессивные тенденции, - разум (наука) и мораль (человечность), упрочив свой союз и узы взаимопроникновения, способны, в чём он был убеждён, переодолеть, обезвредить со временем большинство негативных проявлений.

Наиболее впечатляющий образец соединения научности и гуманности в деле «врачевания» отдельных людей и всего общества являет собой, по

мысли учёного, медицина, в частности - психиатрия. Современная жизнь человечества, современная культура также полны болезненных и патологических проявлений - неврозов, психозов и т.д.; их надо мудро и гуманно лечить, опираясь на завоевания науки и критерии высокой человеческой морали.

В своей культурологической концепции Овся-нико-Куликовский стремится избежать опасности утилитаризма, сопутствующей обычно позитивистской методологии. Он пишет: «...Человечество давно уже пришло к признанию морального блага, как и блага интеллектуального, то есть «Добра» и «Истины»; за нечто самоценное и самодовлеющее, в самом себе заключающее оправдание своей об-щепризнательности» [1, с. 341]. Нетрудно заметить, однако, что само это высказывание внутренне противоречиво. Самоценность - самоценностью, а всё же над нею возвышается критерий блага. В этом смысле можно сказать, что Овсяни-ко-Куликовский возрождает платоновскую традицию, платоновскую иерархию понятий, в которой идея блага занимала верховное место. Правда, в ней содержится та разница, что у отечественного учёного общую основу науки и морали составляет не идея в платоновском смысле, а человеческая психология, приведённая к определённой мере -мере телесного и душевного здоровья. Она и есть то «благо» для Овсянико-Куликовского, которому соподчинены такие сферы культуры, как наука и мораль.

Красота же, согласно взглядам учёного, - это чисто субъективная видимость, не вытекающая из сущности предмета, не укоренённая в нем. Она есть форма одобрения соответствующих объектов, опосредованная действием разного рода социальных факторов. Последние меняются при переходе от одного социума к другому, от эпохи к эпохе. Красота, стало быть, целиком состоит «из условностей и фикций» [1, с. 342]. И если за калейдоскопической сменой представлений о красоте всё же можно разглядеть некую детерминирующую основу, некоторую объективную логику, то ею может быть лишь эволюция половых чувств -биологических по природе и социально изменчивых по форме своего проявления. Поэтому следует «водворить её (красоту. - В.К.) на место жительства - в область костюмов, шляпок, причесок, украшений, безделушек, румян, белил и т.д. и т.д.!» [1, с. 342].

Далее учёный производит довольно логичное умозаключение. Если красота сугубо социальна и аксиологична, если она безнадёжно релятивна и субъективна, то как не имеющая объективного значения, она должна быть устранена, отброшена на периферию человеческого бытия, да и бытия вообще. В знаменитой «триаде» ей не место.

Отношения красоты с моралью ещё более драматичны, чем с истиной. Красота, по мнению Ов-сянико-Куликовского, чаще всего сопутствует проявлениям индивидуальной и социальной патологии («болезнь», кризис...), морального зла. Это - не случайные совпадения, считает учёный, тут есть какая-то скрытая закономерность'.

Указанная закономерность с особой силой проявляется в искусстве.

Отсюда - не только не скрываемое, но даже афишируемое Овсянико-Куликовским его «психологическое интеллектуальное чувство отвращения к эстетике». «...Я всеми фибрами ума и чувства постиг всю пустоту и всю ненужность пресловутой категории «Прекрасного», «Красоты» в её применении к искусству» [1, с. 341]. «...K ней я стал чувствовать род интеллектуального презрения и морального отвращения...» [1, с. 342].

Так, следуя логике своей культурологической концепции, Овсянико-Куликовский становится яростным гонителем красоты, отрицателем самого этого понятия. А вместе с нею - по существу, всей проблематики эстетической науки, эстетического измерения бытия вообще.

Какие возражения можно выдвинуть против столь откровенной «каллофобии» и «эстетикофо-бии»?

1. В действительности (вопреки позитивистской теории) красота не в меньшей степени, чем мораль, укоренена в фундаментальных закономерностях космоса. Поэтому Овсянико-Куликовский был вправе и в эстетической сфере произвести пересмотр, аналогичный тому, который он осуществил применительно к морали (т.е. постараться исправить имевшийся в ней социально-аксиологический крен и выявить её глубинные онтологические основания). К сожалению, он этого не сделал, принципиально отвергнув такую возможность.

2. О статье Д.И. Писарева «Разрушение эстетики» (1865) Овсянико-Куликовский отозвался так: «Я и раньше уже думал или, вернее, чувствовал, что Писарев был прав...» [1, с. 341]. Писаревское же отрицание эстетики во многом определялось его пренебрежительным отношением к форме. Овсянико-Куликовский, примкнув к традиции Писарева, повторил эту ошибку своего предшественника. О том, что вся психологическая школа A.A. Потебни проявила недооценку категории формы, а в связи с этим - и особой «эмоции формы», писал Л.С. Вы-

готский в своей «Психологии искусства». В позднейших публикациях, посвященных Овсянико-Куликовскому, этот упрёк повторен многократно.

3. В позитивистской по своей основе культурологии и психологии творчества Овсянико-Кулико-вского отчетливо выражена рационалистическая тенденция. Это она побуждала учёного ставить на первое место в творчестве мышление (понятийное и образное), а для чувств, эмоций искать особое, приватное место. Эстетическое наслаждение Овсянико-Куликовский считал модификацией интеллектуального удовлетворения, вызываемого полноценным образным мышлением. Самостоятельный характер эстетического чувства им отрицался - в сущности, бездоказательно и направомсрно.

4. В эстетической сфере всегда существовала возможность абсолютизации красоты в ущерб другим, более или менее контрастным по отношению к ней, эстетическим качествам. Когда исторически такое становилось реальностью, возникала энергия противодействия подобной тенденции, и в результате происходило расширение, обогащение соответствующего понятийного аппарата. Эта в общем продуктивная закономерность развития получила у Овсянико-Куликовского своё слишком крайнее выражение, вылившись в полное отрицание категории красоты (прекрасного) и в дискредитации самой эстетики.

5. Ход мыслей учёного был таков: «раз красота способна вступать в союз с нравственным злом -долой красоту». Таков ультрарадикальный вывод. -Увы, его основу составляет самое натуральное морализаторство. Пусть весьма благое по замыслу (как и у Платона в его отношении к «искусству образов», «подражаний»), но - морализаторство.

Мир без красоты, мир, лишённый эстетического измерения вообще, - этот идеал учёного-позитивиста ныне, с учётом опыта техногенной цивилизации XX в., выглядит уже не столько привлекательным, сколько пугающим и отталкивающим.

Впрочем, для опровержения зстетикофобии Овсянико-Куликовского вовсе не обязательно рисовать в своём воображении мрачные картины антиутопий, созданных по его прожектам. Отказ от эстетического измерения мстит за себя теоретику уже тем, что делает его безоружным и несостоятельным в объяснении сложных человеческих характеров, парадоксально-противоречивых натур. Об этом свидетельствует сам текст «Воспоминений» учёно-

1 Феномен «красоты зла», «привлекательности зла» давно известен эстетикам. Ф. Шиллер в ряде своих статей конца XVIII века, посвященных соотношению эстетического и этического начал, даже вывел нечто вроде обратно-пропорциональней зависимости: «чем экстремально+ше поступок на шах морали, тем более выигрывает он в эстетическом впечатлении», Овсянико-Куликовский лишь придет этому небеспочвенному, но всё же не безусловному утверждению универсальнее значение, статус прочно установленной закономерности.

го-потебнианца.

В параграфе «Интерес к преступному» (из «Опыта психоанализа») даётся перечень целого ряда исторических личностей, настолько внутренне противоречивых, что приведение их достоинств и отрицательных черт к общему знаменателю становится чем-то трудноосуществимым. Вот этот ряд: Пугачёв, Стенька Разин, Иван Грозный, Пётр Великий, Наполеон. Кто они для Овсянико-Ку ли ковского? «Психологически и морально они в моих глазах преступники...» [1, с. 312]. Единственное, что отличает их от заурядных «разбойников с большой дороги», так это превеликий масштаб совершённых ими преступлений, злодейств. За них они должны отвечать уже не перед обычным судом только, как прочие, а перед всем человечеством. «Наполеон - гениальный авантюрист, повинный в неисчислимых смертях и бедствиях... И у меня в отношении к ним и им подобным моральное отрицание явно развивается в направлении к уголовному осуждению» [1, с. 312].

Плоские, одномерные исторические фигуры, одномерно-плоский взгляд на них... Насколько более сложными, разнокачественными, антиномич-иыми, наконец, выглядят те же персонажи, но в изображении Пушкина, Лермонтова, других гениальных художн и ков-м ыслителей!

«Герои байронического пошиба... сколько помню, далеко не пленяли моего детского воображения, не становились «моими» героями, - и я не любил соответственных игр «в разбойники» [1, с. 312], - не без гордости констатирует Овсянико-Куликовский. Отрадно, что невинные соблазны детско-юношеского возраста столь счастливо миновали будущего учёного-позитивиста. Но они не миновали множества его сверстников. Более того, как раз натуры, склонные к романтике подобного рода, создали пресловутый «байронизм», составивший целый мощный пласт мировой и отечественной культуры. Культурологу освоить, осмыслить этот пласт совершенно необходимо; но как это сделать, если «байронизм» ему внутренне чужд, если он видит его только со стороны, не имея ничего хотя бы отдалённо с ним сходного в собственном душевном опыте?,

Дистанцированием от байронизма как идеала (в постромантическую эпоху), пожалуй, ещё можно

гордиться. Зато бедность детского воображения и рано достигнутая «правильность» - далеко не безусловное, не бесспорное благо. Да это, по существу, подтверждает и сам автор «Воспоминаний», повествуя о том, как его праведная душа прямо-таки разрывается между интеллектуальным «интересом к анормальному», «интересом к преступному» и непреодолимым отвращением к «человеческому, слишком человеческому» (выражаясь языком Ницше).

«...Широк человек, слишком даже широк, я бы сузил», - говаривал Ф.М. Достоевский. Но всё-таки - не сужал. А изображал «человеческое» во всей его широте и противоречивости, нередко поистине парадоксальной. И, думается, не случайно художественный опыт Достоевского, мир его героев влекли к себе Овсянико-Куликовского гораздо меньше, чем его же писательская публицистика (где всё высказано прямее, рациональнее).

Высоко чтимый Овеянико-Куликовским В.Г. Белинский писал (кстати, тоже не соглашаясь с абсолютизацией красоты): «...Даже и о греческом искусстве нельзя сказать безусловно, чтоб целью его было одно воплощение изящества. Содержание каждой греческой трагедии есть нравственный вопрос, эстетически решаемый» [2, с. 67]. Знаменателен выход великого критика на проблему трагедии, трагического. Траг ическое - традиционно эстетическая категория, которая предполагает, включает в себя противоречивое единство этического и эстетического начал. Отвергнув последнее и оставшись с одним этическим критерием в руках, Овс я н и ко-Кул и ковс к и й, по сути, закрыл себе выход к проблеме трагического. С чисто моральной (или морально-правовой) точки зрения все трагические персонажи реальной истории и искусства -«преступники», и только.

Как видим, и в вопросе о соотношении эстетического и этического, искусства и нравственности мысль Овсянико-Куликовского развивалась путями, в чём-то параллельными мыслям Платона.. И так же, как в случае с Платоном, постановка этой сложнейшей и жизненно важной проблемы заслуживает глубокого одобрения, в то время как предлагаемые решения выглядят явно упрощёнными, не адекватными подлинной глубине и «каверзности» выявленной проблемы.

*

К общей оценке культурологической концепции Овсянико-Куликовского можно подойти по-разному, с разных сторон. Можно увидеть в ней прежде всего своеобразную реализацию позитивистской методологии - со всеми её частными достоинствами и органическими недостатками. Те же факты, но выстроенные несколько по-иному, станут свидетельством того, как учёный

*

стремился преодолеть методологическую узость позитивизма, и как это ему порой в частных случаях удавалось. Возможны и другие подходы и оценки.

На мой взгляд, концепция эта особенно интересна и ценна как одна из исторических форм осознания оппозиции «культура/контркультура» [см.: 3, 4, 8]. С тем немаловажным дополнением, что выяв-

ленная дуальность спроецирована на всю историю культурного развития человечества, а также его современное состояние. За достаточно наивным, на первый взгляд, разграничением «здоровых» и «болезненных» состояний, «нормы» и «патологии» в развитии человечества и человечности, просматривается принципиальное признание полярностей, полярных тенденций в культуре.

Причём более фундаментальное значение автором придано - в ретроспективном плане, как о том говорилось выше, - «анормальному» началу. (Для русской ф ил ософс ко- эстети чес ко й и культурологической мысли Х1Х-ХХ вв. это, скажем прямо, далеко не ординарное явление.) И только новейшее время да желаемое будущее мыслятся автором «Воспоминаний» как постепенное восторжествова-ние «нормы» человечности.

То, что мысль о существовании внутренней нерасторжимой связи между нормой и патологией, культурой и контр культурой была высказана в столь открытой, определённой и недвусмысленной форме, имело огромное значение. Акцентирование Овсянико-Куликовским этой связи в чём-то соответствовало наметившимся тенденциям его времени (Ф. Ницше, Ч. Ломброзо, 3. Фрейд, М. Нордау и др.); в чём-то опережало научное мышление того времени, особенно гуманитарное; и даже сейчас, когда теме «полярность в культуре» посвящаются целые тома [см., например, 10], оно всё еще не выглядит тривиальностью, - по крайней мере, в России.

Наиболее последовательно (и успешно, научно-корректно) указанная идея была применена Овсянико-Куликовским к материалу психологии и психиатрии, социологии и социальной психологии. «...Я уразумел, что именно тут, в этой клинике (клинике нервных и душевных болезней. - В.К), спрятаны ключи к психологии «нормального» человека, - писал он, - и что также социолог найдет здесь много важного и поучительного. (...Изучать социальную эволюцию и историю культуры, имея в виду только процессы экономического, правового, интеллектуального и морального развития и не об-

ращая внимание на физические и душевные недуги человечества, - значит, слишком упрощать и суживать сложную и широкую задачу социолога, а может быть, даже искажать её...» [1, с. 347].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В области этики та же идея была реализована учёным лишь частично - менее последовательно и, так сказать, очагово. (В одобрительном смысле заслуживает быть упомянутым, в частности, разбор лермонтовского Печорина из «Истории русской интеллигенции».)

В эстетической сфере данная закономерность -поляризация - тоже действует, но выявить и теоретически объяснить её Овсянико-Куликовскому оказалось не под силу. Виной тому были ограниченность позитивистской методологии, непреодолённая власть рационализма, абстрактное морализаторство. Для представителя психологической школы - не парадокс ли? - легче оказалось отказаться от эстетического измерения вообще, чем, занявшись «подпольем», «человеческим, слишком человеческим», вскрывать суть этико-эстетических, трагических и вообще экзистенциальных парадоксов.

Но точно так же, как неотделимы и взаимозависимы норма и анормальное (патология), нераздельны истина и заблуждение. У больших, серьёзных учёных, к числу которых принадлежит Д.Н. Овсянико-Куликовский, «моментов истины», научных прозрений во много раз больше, чем односторон-ностей, несогласованностей и просто ошибок (до конца не искоренимых никогда и по-своему неизбежных). А ещё говорят, что у больших учёных даже их ошибки - не простые «ляпы», «недосмотры»; они смыслообусловлены и потому тоже поучительны.

Отнесёмся же и мы, изучая оригинальную культурологическую концепцию Овсянико-Куликовского, с должным уважением как к бесспорным достижениям его научной мысли, так и к заблуждениям учёного, тоже способным многое поведать нам, от многого предостеречь, многому научить.

Литература

1. Овсянико-Куликовский Д.Н. Воспоминания II Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т. Т. 2. М.: Художественная литература, 1989.

2. Белинский В.Г. Речь о критике.,. Статья III Белинский В.Г, Избранные эстетические работы: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1986.

3. Давыдов Ю.Н., Роднянская И.Б. Социология контркультуры. (Инфантилизм как тип мировосприятия и социальная болезнь.) М.: Наука, 1980.

4. Крутоус В.П. «Диониеизм» в культуре и контркультурные тенденции II Маргинальное искусство. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1999.

5. Курочкина Л.Я. Русская эстетика: методологические проблемы, поиски, решения (конец XIX - начало XX века). Воронеж, 1996.

6. Лекции по истории эстетики / Под ред. М.С. Кагана. Кн. 3. Ч. 2. Лекция 40, § 3.

7. Манн Ю, Овсянико-Куликовский как литературовед II Овсянико-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы: В 2 т, Т. 1. М.: Худ, лит-ра, 1989,

8. Немировская Л.З. Культурология: Учебн. пособие. М.: Рос. гос. аграр, заочн, ун-т, 1996, Гл. 6, Культура и контркультура,

9. Осьмаков Н.В. Психологическое направление в русском литературоведении: Д.Н. Овсянико-Куликовский. М.: Просвещение, 1981.

10. Полярность в культуре (Альманах «Канун». Вып.2) / Под общ. ред. и с предисл. Д.С. Лихачева. СПб., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.