Научная статья
© Коблов П.С., 2024
УДК 34
РАЗРЕШИТЕЛЬНЫЙ ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ПРИДОРОЖНОЙ РЕКЛАМЫ:
ЗАРУБЕЖНЫЕ ПРАКТИКИ
Павел Сергеевич Коблов
Научный центр БДД МВД России [email protected]
Аннотация. В настоящей статье рассматривается разрешительный порядок, используемый зарубежными странами для учета интересов безопасности дорожного движения при размещения придорожной рекламы, анализируются требования, предъявляемые к придорожным конструкциям и содержанию рекламных сообщений. Кроме того, через призму интересов безопасности дорожного движения в статье раскрывается весь потенциал рассматриваемого института, в том числе демонстрируется возможность прекращения правоотношений с заинтересованным лицом и демонтаж рекламной конструкции, создающей потенциальную опасность для участников дорожного движения.
Ключевые слова: безопасность дорожного движения, факторы аварийности, отвлечение внимания, придорожная реклама, разрешительный порядок, технические средства организации дорожного движения, обзор водителя
Для цитирования: Коблов П.С. Разрешительный порядок размещения придорожной рекламы: зарубежные практики // Современная наука. 2024. № 3. С. 32-36.
Original article
PERMIT SYSTEM FOR ROADSIDE ADVERTISING: FOREIGN PRACTICES
Pavel S. Koblov
Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation [email protected]
Abstract. This article examines the permissive procedure used by foreign countries to take into account the interests of road safety when placing roadside advertising, analyses the requirements for roadside structures and the content of advertising messages. In addition, through the prism of road safety interests, the article reveals the full potential of the institution in question, including demonstrating the possibility of terminating legal relations with the interested party and dismantling the advertising structure that creates a potential danger to road users.
Keywords: road safety, accident factors, distraction, roadside advertising, permit order, technical traffic management equipment, driver visibility
For citation: Koblov P.S. Permit system for roadside advertising: foreign practices // Modern Science. 2024. № 3. P. 32-36.
Безопасное управление транспортным средством требует от водителя достаточной осведомленности об окружающей обстановке, постоянного наблюдения за дорожными условиями и бдительности, чтобы вовремя среагировать на их резкое изменение [1].
В свою очередь, отвлечение внимания - это переключение внимания от действий, необходимых для безопасного движения, в сторону конкурирующей деятельности, что может привести к недостаточному вниманию или его отсутствию к действиям, необходимым для безопасного вождения [2].
Существуют различные формы отвлечения внимания, обычно разделяемые на те, когда источник находится внутри транспортного средства - такие, как использование телефона, бортового устройства, чтение книги, употребление пищи, разговоры с пассажирами, и внешние по отношению к транспортному средству - например, длительный взгляд на какие-либо внешние объекты (рекламный щит, люди на обочине).
При этом перечень форм отвлечения внимания не является исчерпывающим, поскольку отвлечением может признаваться любое действие
или событие, при совершении или возникновении которого водитель меньше внимания уделяет управлению транспортным средством.
На сегодняшний день отвлечению внимания водителей уделяется особое внимание в научных исследованиях и дискуссиях, посвященных вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
Несмотря на то, что в настоящее время особое внимание уделяется отвлечению внимания в транспортном средстве, особенно при использовании мобильного телефона, в последние годы большинство стран признает, что отвлечение внимания с возможными рисками возникновения дорожно-транспортного происшествия (далее -ДТП) может быть вызвано и источниками вне автомобиля, в том числе придорожной рекламой, которая выступает одним из средств маркетинга [3].
Так, в США развитие придорожной рекламы признается новым вызовом и угрозой, стоящей перед государством при обеспечении безопасности дорожного движения [4].
В совместном европейском исследовании Adverts [5] отмечается, что выводы, касающиеся вопроса влияния придорожной рекламы на уве-
32
LAW
личение риска возникновения ДТП неоднозначны. При этом на основании исследований поведения водителей в условиях реального дорожного движения можно с уверенностью сделать вывод о том, что в местах установки придорожной рекламы водители чаще склонны допускать съезд с дороги, сокращать дистанцию между впереди движущимся транспортным средством, не замечать предписания дорожных знаков, а также включать указатель поворота [6].
Особую настороженность вызывает развитие новых технологии рекламы, которые позволят рекламной индустрии отображать более привлекательные сообщения, тем самым вынуждая водителей быть менее внимательными к безопасному управлению транспортным средством.
Новейшие цифровые рекламные щиты способны взаимодействовать с приближающимися водителями. В настоящее время некоторые из рекламных щитов уже позволяют интегрироваться с определенной радиочастотой и отображать в салоне транспортного средства определенное сообщение. Другие рекламные щиты побуждают водителей отправлять текстовые сообщения или набирать номер телефона, указанный на рекламной щите [7].
В этой связи Всемирная организация здравоохранения рекомендует правительствам стран в рамках воздействия на фактор аварийности, связанный с отвлечением внимания водителя, при размещении придорожной рекламы принимать меры по учету интересов безопасности дорожного движения. Указанное может быть достигнуто путем установления требований к характеристикам рекламных щитов и процедуре согласования их установки [8].
Требования к придорожной рекламе
Анализ зарубежного опыта свидетельствует, что в некоторых странах для размещения придорожной рекламы применяется разрешительная система. Орган или лицо, заинтересованные в установке рекламной конструкции, должны соответствовать установленным требованиям, получить согласование у дорожной службы, а в случае, если реклама в дальнейшем создает потенциальную опасность для безопасности дорожного движения - деформировать такую конструкцию [9].
Так, согласование на размещение придорожной рекламы требуется в Австралии, Дании, Финляндии, Швеции, Нидерландах, Великобритании и других странах [10].
Однако анализ разрешительно порядка демонстрирует, что в некоторых странах к придорожной рекламе устанавливаются специальные требования, учитывающие интересы безопасности дорожного движения.
Ярким примером является Австралия, где с 2001 года в штате Новый Южный Уэльс реализуется «Политика государственного экологического планирования» (SEPP 64), в соответствии с которой правовому регулированию подлежат все вывески, включая рекламные [11].
Управление дорог и дорожного движения ^ТА), отвечающее за дорожную инфраструктуру, в 2007 году расширило перечень вывесок, включив туда рекламу, которая размещается в пределах автомобильных дорог, одновременно выпустив «Рекомендации по размещению дорожной рекламы и вывесок [12].
Помимо требований к дизайну и расположению придорожной рекламы рекомендации содержат набор критериев соответствия безопасности дорожного движения, к числу которых относятся следующие:
1. Реклама не должна ограничивать обзор водителю.
2. Реклама не должна препятствовать движению участников дорожного движения.
3. Реклама не должна отвлекать водителя, в частности располагаться в аварийно-опасных местах, ограничивать видимость перекрестка, технических средств организации дорожного движения (далее - ТСОДД).
4. Реклама должна располагаться на безопасном расстоянии от съездов, крутых поворотов.
5. Реклама не должна имитировать ТСОДД путем включения контента, который может быть истолкован как указание правил дорожного движения.
6. Реклама должна быть расположена таким образом, чтобы при ее просмотре все водители имели возможность видеть автомобильную дорогу и ее компоненты в периферии.
Более того, требования различаются в зависимости от формы рекламной конструкции. Для динамической рекламы (без прокрутки) предусмотрены специальные требования, содержащиеся в «Рекомендациях по расположению и размещению знаков с изменяемой информацией» [13].
Так, для динамической рекламы ограничение скорости на автомобильной дороге должно быть не более 70 км/ч, время изменения изображения - не более 1 секунды, уровень освещенности должен соответствовать особенностям окружающей среды, а ее режим должен быть настроен таким образом, чтобы в обычных условиях движения водитель мог увидеть только 1 сообщение в период ее действия.
После установки рекламы дорожная служба в течение трех лет анализирует состояние аварийности на участке автомобильном дороги, на котором установлена рекламная конструкция, в целях определения влияния на безопасность дорожного движения. В случае несоответствия рекомендациям или достаточных оснований полагать, что реклама оказывает негативное влияние на безопасность дорожного движения (наличие ДТП по причине отвлечения внимания водителей), на основании Закона о дорогах Австралии RTA уполномочен вынести требование об удалении рекламной конструкции [14].
В штате Квинсленд запрещено использование любой рекламы, которую можно спутать с официальным дорожным знаком, которая снижает его четкую различимость или поощряет движение транспорта вопреки требованиям,
предписанным дорожным знаком [15]. Кроме того, рекламное устройство может признаваться опасным для безопасности дорожного движения, если установлено на участке с другими устройствами, совокупный эффект которых может быть потенциально опасным.
В законодательстве Швеции подчеркивается, что в большинстве случаев коммерческие интересы не совпадают с интересами участников дорожного движения, в связи с чем ответственность дорожной службы заключается в обеспечении соответствия рекламных конструкций целям политики в области безопасности дорожного движения [16].
В этой связи Шведская дорожная администрация разработала критерии безопасности предлагаемой рекламы. Так, на основании «Рекомендаций по размещению придорожной рекламы» сообщения на рекламных конструкциях должны быть короткими, простыми и ясными, не включать номера телефонов или веб-адреса, чтобы не спровоцировать водителя отвлекаться на действия, не связанные с безопасным управлением транспортным средством. Кроме того, по аналогии с Австралией придорожная реклама не должна быть визуально похожа на дорожный знак.
Заслуживает внимания тот факт, что из всех рассмотренных стран только в Швеции установлен запрет на размещение рекламных конструкций параллельно проезжей части, что напрямую связано с тем, что рекламное сообщение всегда должно находиться в поле зрения водителя.
В Нидерландах вопрос отвлечения внимания водителей прорабатывается с 90-х годов прошлого века, когда страна начала проводить политику устойчивой безопасности, суть которой заключается в комплексном подходе к безопасности дорожного движения [17].
В результате признание эффективности такой политики привезло к разработке 10 «золотых правил», помогающих охарактеризовать участников дорожного движения и то, как они реагирует на получаемую информацию. Одно из таких правил касается предоставляемой информации, которая должна быть хорошо видимой, ясной и понятной.
В этой связи Министерство инфраструктуры и водного хозяйства Нидерландов разработало рекомендации по устранению потенциальных источников отвлечения внимания участников дорожного движения, учитывая влияние новых современных технологий. Исследование, проведенное после установления критериев, показало, что только 10% всех придорожных рекламных конструкций соответствуют требованиям безопасности дорожного движения.
Все критерии к придорожной рекламе, на основании которых дорожной службой производится оценка соответствия безопасности, условно можно разделить на следующие группы:
1. Размещение относительно других объектов на дороге (не в пределах 200 м от въезда (съезда) с рампы, до или после дорожного знака или иных ТСОДД, не вблизи поворота).
2. Заметность (отсутствие динамических изображений или текста, световозвращающих цветов, не ярче, чем окружающая местность).
3. Время обработки (не более шести пунктов в основном и дополнительном сообщении, никакого противоречивого содержания и большого количества различных типов знаков в одном месте, отсутствие сходства с дорожными знаками).
4. Оценка дорожных условий (рекламная конструкция не должна вызывать у участников движение ошибочное представление о дорожных условиях).
5. Освещение (объект не должен ослеплять участников дорожного движения).
В Англии (Великобритания) признаки и условия, свидетельствующие об опасности придорожной рекламы и на основании которых местные органы власти и агентство автомобильных дорог делают вывод о нежелательности ее размещения, содержатся в циркуляре 03/2007 [18].
По аналогии с другими странами в Англии установлен запрет на установку рекламных конструкций, закрывающих обзор водителю на особо опасных участках автомобильных дорог (перекрестки, повороты), схожих с дорожными знаками и иными ТСОДД, содержание которых требует более пристального внимания от водителя (мелкий шрифт сообщения, броские надписи и т.п.), а также путающих участников дорожного движения (рекламные конструкции, демонстрирующие направление движения).
Помимо запретов, дорожная служба в зависимости от типа автомобильной дороги должна принимать во внимание и другие обстоятельства.
Так, например, при согласовании установки рекламной конструкции учитывается ограничение скорости на конкретном участке автомобильной дороги, наличие поблизости пешеходных переходов, дорожных знаков, особых условий движения, требующих пристального внимания от водителей (подверженность дороги обледенению в зимний период или затоплению в летний период).
Если размещение рекламной конструкции предполагается в пределах автомагистрали, то, помимо этих обстоятельств, дополнительно анализируется состояние аварийности на участке, транспортный поток, а также расстояние до ключевых развязок.
При этом стоит отметить, что согласование каждой рекламной конструкции происходит в индивидуальном порядке. И даже в случае, если она не соответствует установленным запретам, то при определенных обстоятельствах она может быть размещена.
Например, в Лондоне, несмотря на отсутствие согласования, рекламная конструкция в судебном порядке была признана туристической достопримечательностью. В другом случае в Хитроу суд разрешил размещение рекламной конструкции, состоящей из двух одинаковых знаков на обеих сторонах дороги, сославшись на прямой участок дороги и низкий уровень аварийности участка автомобильной дороги.
34
ЬАН7
В Великобритании (Англия) учитывается ограничение скорости на конкретном участке автомобильной дороги, наличие поблизости пешеходных переходов, дорожных знаков, особых условий, требующих внимания от водителей (подверженность дороги обледенению в зимний период или затоплению в летний период). В пределах автомагистрали, помимо этих обстоятельств, анализируется состояние аварийности на участке, транспортный поток, а также расстояние до ключевых развязок.
В Шотландии критерии зависят от ограничения скорости, видимости дорожных знаков, периферийного зрения водителя и времени, необходимого для прочтения рекламы.
Рекламная конструкция не должна мешать видимости дорожного знака. Этот критерий приводит к тому, что в зависимости от ограничения скорости увеличивается минимальное расстояние до рекламы (Э).
Реклама не должна отвлекать внимание водителя, поэтому должна располагаться за пределами периферийного зрения водителя. Этот критерий приводит к установлению минимального расстояния от края, за пределами которого реклама может быть разрешена (О).
В том случае, если согласование на размещение рекламы происходит по единственному критерию (Э или О), дополнительным критерием выступает время, необходимое для прочтения сообщения, расстояние видимости и тормозной путь (V) (рис. 1) [19].
Формула безопасной рекламы и расстояние, предъявляемое к ее размещению Рисунок 1 - Формула безопасной рекламы
Подводя итог, необходимо отметить, что в настоящее время в зарубежных странах основной акцент по регулированию вопросов безопасности рекламных конструкций сделан на соответствии требований безопасности развивающимся новым технологиям, исследовании реального влияния придорожной рекламы на отвлечение внимания водителей, повсеместном запрете рекламных конструкций, схожих с официальными дорожными знаками, а также на их размещении в пределах полосы отвода автомобильной дороги.
В проекте «Оценка отвлечения внимания водителей транспортных средств в Европе от придорожной рекламы» (ADVERTS) по заказу Европейской платформы для сотрудничества между национальными дорожными службами (CEDR) были выработаны 10 рекомендаций по минимизации отвлечения внимания водителей от придорожной рекламы. Как отмечается в проекте, указанные рекомендации могут быть взяты за основу европейскими странами, заинтересованными в борьбе с указанным фактором аварийности [20].
Список источников
1. Road Safety Thematic Report - Driver distraction // URL: https://road-safety.transport.ec.europa.eu/system/files (дата обращения: 01.09.2024).
2. Driver distraction and driver inattention: Definition, relationship and taxonomy // URL: http://static.a2om.com. s3 (дата обращения: 01.09.2024).
3. Austroads research report. Impact of Roadside Advertising on Road Safety // URL: https://takedowntheads.
com/wp-content/uploads/2016/02/austroads-research-report-on-impact-of-roadside-advertising-on-road-safety. pdf (дата обращения: 01.09.2024).
4. NCHRP Project 20-7, Research for the AASHTO Standing Committee on Highways (SCOH) // URL: https:// web.transportation.org/nchrp/20-7 (дата обращения: 01.09.2024).
5. CEDR - Call Safety 2016 // URL: https://www.cedr-adverts.eu (дата обращения: 01.09.2024).
6. Roadside advertising and road safety what do we know, what do we do? Executive Summary // URL: https:// www.cedr-adverts.eu (дата обращения: 01.09.2024).
7. Wachtel J. (2009). Safety Impacts of the Emerging Digital Display Technology for Outdoor Advertising Signs: Final Report. NCHRP Report 20-7/256 // http://rightofway. transportation.org (дата обращения: 01.09.2024).
8. Mobile phone use: a growing problem of driver distraction. Geneva, Switzerland, World Health Organization, 2011 // URL: http://www.who.int (дата обращения: 01.09.2024).
9. Austroads research report. Impact of Roadside Advertising on Road Safety // URL: https://takedowntheads. com (дата обращения: 01.09.2024).
10. Roadside Advertising Guidelines. Document VVLED 2009:157, Swedish Road Administration, Stockholm, Sweden, December 2009. Tienvarsimainonnan kaytanteet suhteessa lainsaadantoon, ruotsin ohjeistukseen ja liikenneturvallisuuteen // URL: https://www.theseus.fi (дата обращения: 01.09.2024).
11. Environmental Planning and Assessment Act 1979. Sydney, New South Wales, Australia // URL: www.austlii. edu.au (дата обращения: 01.09.2024).
12. Transport Corridor Outdoor Advertising and Signage Guidelines: Assessing Development Applications Under SEPP 64. Department of Planning, Sydney, New South
Wales, Australia, July 2007 // URL: www.planning.nsw.gov. au (дата обращения: 01.09.2024).
13. Guidelines for the Location and Placement of Variable Message Signs. TDT 2005/02, Roads and Traffic Authority, Sydney, New South Wales, Australia, March 2005 // URL: www.rta.nsw.gov.au (дата обращения: 01.09.2024).
14. Road Transport (Safety and Traffic Management) Regulation 1999. Sydney, New South Wales, Australia // URL: www.austlii.edu.au (дата обращения: 01.09.2024).
15. Transport Operations Act 1995. Office of the Queensland Parliamentary Counsel, Brisbane, Queensland, 2010 // URL: www.legislation.qld.gov.au (дата обращения: 01.09.2024).
16. Plan-och bygglag (1987:10). Vaglag (1971:948). Lag (1998:814) med sarskilda bestammelser om gaturenhállning och skyltning. Forordning (1998:929) om gaturenhállning och skyltning // URL: https://www.riksdagen.se (дата обращения: 01.09.2024).
17. Sustainable Safety: The Dutch Approach To Safe Road Design // URL: https://mobycon.com (дата обращения: 01.09.2024).
18. Communities and Local Government Circular 03/2007. Department for Communities and Local Government, London, England, March 2007 // URL: www. communities.gov.uk (дата обращения: 01.09.2024).
19. Advertising Standards Authority. London, England, 2009 // URL: http://asa.org.uk (дата обращения: 01.09.2024).
20. ADVERTS reports now available for download // URL: https://www.cedr-adverts.eu/en/deliverables-publi-cations (дата обращения: 01.09.2024).
References
1. Road Safety Thematic Report - Driver distraction // URL: https://road-safety.transport.ec.europa.eu/system/files (date of access: 01.09.2024).
2. Driver distraction and driver inattention: Definition, relationship and taxonomy // URL: http://static.a2om.com. s3 (date of access: 01.09.2024).
3. Austroads research report. Impact of Roadside Advertising on Road Safety // URL: https://takedowntheads. com/wp-content/uploads/2016/02/austroads-research-report-on-impact-of-roadside-advertising-on-road-safety. pdf (date of access: 01.09.2024).
4. NCHRP Project 20-7, Research for the AASHTO Standing Committee on Highways (SCOH) // URL: https://web.transportation.org/nchrp/20-7 (date of access: 01.09.2024).
5. CEDR - Call Safety 2016 // URL: https://www.cedr-adverts.eu (date of access: 01.09.2024).
6. Roadside advertising and road safety what do we know, what do we do? Executive Summary // URL: https:// www.cedr-adverts.eu (date of access: 01.09.2024).
7. Wachtel J. (2009). Safety Impacts of the Emerging Digital Display Technology for Outdoor Advertising Signs: Final Report. NCHRP Report 20-7/256 // http://rightofway transportation.org (date of access: 01.09.2024).
8. Mobile phone use: a growing problem of driver distraction. Geneva, Switzerland, World Health Organization, 2011 // URL: http://www.who.int (date of access: 01.09.2024).
9. Austroads research report. Impact of Roadside Advertising on Road Safety // URL: https://takedowntheads. com (date of access: 01.09.2024).
10. Roadside Advertising Guidelines. Document VVLED 2009:157, Swedish Road Administration, Stockholm, Sweden, December 2009. Tienvarsimainonnan kaytanteet suhteessa lainsaadantóón, ruotsin ohjeistukseen ja liikenneturvallisuuteen // URL: https://www.theseus.fi (date of access: 01.09.2024).
11. Environmental Planning and Assessment Act 1979. Sydney, New South Wales, Australia // URL: www.austlii. edu.au (date of access: 01.09.2024).
12. Transport Corridor Outdoor Advertising and Signage Guidelines: Assessing Development Applications Under SEPP 64. Department of Planning, Sydney, New South Wales, Australia, July 2007 // URL: www.planning.nsw.gov. au (date of access: 01.09.2024).
13. Guidelines for the Location and Placement of Variable Message Signs. TDT 2005/02, Roads and Traffic Authority, Sydney, New South Wales, Australia, March 2005 // URL: www.rta.nsw.gov.au (date of access: 01.09.2024).
14. Road Transport (Safety and Traffic Management) Regulation 1999. Sydney, New South Wales, Australia // URL: www.austlii.edu.au (date of access: 01.09.2024).
15. Transport Operations Act 1995. Office of the Queensland Parliamentary Counsel, Brisbane, Queensland, 2010 // URL: www.legislation.qld.gov.au (date of access: 01.09.2024).
16. Plan-och bygglag (1987:10). Vaglag (1971:948). Lag (1998:814) med sarskilda bestammelser om gaturenhállning och skyltning. Fórordning (1998:929) om gaturenhállning och skyltning // URL: https://www.riksdagen.se (date of access: 01.09.2024).
17. Sustainable Safety: The Dutch Approach To Safe Road Design // URL: https://mobycon.com (date of access: 01.09.2024).
18. Communities and Local Government Circular 03/2007. Department for Communities and Local Government, London, England, March 2007 // URL: www. communities.gov.uk (date of access: 01.09.2024).
19. Advertising Standards Authority. London, England, 2009 // URL: http://asa.org.uk (date of access: 01.09.2024).
20. ADVERTS reports now available for download // URL: https://www.cedr-adverts.eu/en/deliverables-publica-tions (date of access: 01.09.2024).
Информация об авторе
П.С. Коблов - старший научный сотрудник отдела изучения проблем нормативного правового и аналитического обеспечения
Научного центра БДД МВД России
Контакты: ул. Поклонная, д. 17, Москва, Россия, 121293
Information about the author
P.S. Koblov - Senior Researcher of the Departmentfor the Study ofProblems ofRegulatory Legal and Analytical Support Scientific State Institution of Road Safety of the Ministry of the Interior of the Russian Federation Contacts: ul. Poklonnaya, d. 17, Moscow, Russia, 121293
Статья поступила в редакцию 04.09.2024; одобрена после рецензирования 11.09.2024; принята к публикации 18.09.2024. The article was submitted 04.09.2024; approved after reviewing 11.09.2024; accepted for publication 18.09.2024.
36
LAW