Научная статья на тему 'Криминологический анализ эмпирических сведений о воздействии социальной рекламы на участников дорожного движения'

Криминологический анализ эмпирических сведений о воздействии социальной рекламы на участников дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
310
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ / УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ПРОПАГАНДА / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / КУЛЬТУРНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ / ROAD TRAFFIC CRIME / ROAD USERS / PREVENTION / PROPAGANDA / SOCIAL ADVERTISING / CULTURAL AND EDUCATIONAL MEASURES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Борцов В.В.

Реферат. Констатируется стабильно неблагополучная динамика дорожно-транспортной преступности, подчеркивается необходимость формирования нетерпимости к противоправному поведению на дороге, важнейшим направлением которого является социальная реклама и пропаганда безопасности дорожного движения. Приводятся результаты проведенного автором конкретного социологического исследования - опроса участников дорожного движения, в ходе которого выяснялась эффективность действия социальной рекламы и пропаганды. Обозначена проблема слабого отражения рекламной и пропагандистской продукции в общественном сознании при том, что все без исключения респонденты заявили, что встречались с социальной рекламой и пропагандой безопасности дорожного движения. Эмпирическим путем установлено отсутствие четкой связи между частотой встречи респондентов с социальной рекламой или материалами пропаганды по вопросам безопасности дорожного движения и объемом их запоминания. Аргументируется, что с увеличением частоты встреч с социальной рекламой не улучшается ее усвоение. Резюмируется, что все водители, которые управляют транспортными средствами в исследованных автором городах Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов и др.), а также пассажиры и пешеходы встречаются с баннерами социальной рекламы и пропаганды безопасности дорожного движения по нескольку раз в день. Выводятся причины низкой эффективности культурно-воспитательных мер профилактики дорожно-транспортной преступности: баннеры наружной рекламы, расположенные вдоль проезжей части, должны быть ориентированы на пассажиров, а некоторые их них - на пешеходов; требует проработки профилактическое воздействие на водителей-профессионалов и водителей со временем вождения до 1 часа в день вследствие их невосприимчивости к существующей социальной рекламе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF EMPIRICAL DATA CONCERNING THE IMPACT OF SOCIAL ADVERTISING ON THE ROAD USERS

Unfavorable dynamics of road traffic crime is stated. The need to form intolerance towards illegal behaviour on the road is emphasized. One of the most important way to form it is social advertising and promoting road traffic safety. The results of the sociological research conducted by the author road users survey, during which the effectiveness of social advertising and propaganda was revealed are given. The problem of a weak reflection of the advertising and promotional products in the public consciousness, despite the fact that all respondents stated that they had met social advertising and road traffic safety propaganda, is designated. The absence of a clear relationship between the frequency of the meeting of the respondents with social advertising or propaganda materials on the issues of road traffic safety and the amount of their memorization is proved empirically. It's argued that the increased frequency of meetings with social advertising doesn't improve its memorization. It's summarized that all drivers who operate vehicles in the cities of the Irkutsk region, investigated by the author, as well as passengers and pedestrians, meet with social advertising banners and road traffic safety propaganda several times a day. The reasons for the low efficiency of cultural and educational measures to prevent road traffic crime are given: outdoor advertising banners located along the roadway should be focused on passengers, and some of them on pedestrians; the study of a preventive impact on both professional and unexperienced drivers due to their resistance to the existing social advertising is required.

Текст научной работы на тему «Криминологический анализ эмпирических сведений о воздействии социальной рекламы на участников дорожного движения»

Раздел 4. Криминологическая наука

БОРЦОВ В.В., vya-borcov@yandex.ru Кафедра гражданско-правовых дисциплин;

Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 664074, г. Иркутск, Лермонтова, 110

BORTSOV V.V., vya-borcov@yandex.ru Chair of Civil Law Disciplines; East-Siberian Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Lermontov St. 110, Irkutsk, 664074, Russian Federation

КРИМИНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭМПИРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ О ВОЗДЕЙСТВИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ НА УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Реферат. Констатируется стабильно неблагополучная динамика дорожно-транспортной преступности, подчеркивается необходимость формирования нетерпимости к противоправному поведению на дороге, важнейшим направлением которого является социальная реклама и пропаганда безопасности дорожного движения. Приводятся результаты проведенного автором конкретного социологического исследования — опроса участников дорожного движения, в ходе которого выяснялась эффективность действия социальной рекламы и пропаганды. Обозначена проблема слабого отражения рекламной и пропагандистской продукции в общественном сознании при том, что все без исключения респонденты заявили, что встречались с социальной рекламой и пропагандой безопасности дорожного движения. Эмпирическим путем установлено отсутствие четкой связи между частотой встречи респондентов с социальной рекламой или материалами пропаганды по вопросам безопасности дорожного движения и объемом их запоминания. Аргументируется, что с увеличением частоты встреч с социальной рекламой не улучшается ее усвоение. Резюмируется, что все водители, которые управляют транспортными средствами в исследованных автором городах Иркутской области (Иркутск, Ангарск, Шелехов и др.), а также пассажиры и пешеходы встречаются с баннерами социальной рекламы и пропаганды безопасности дорожного движения по нескольку раз в день. Выводятся причины низкой эффективности культурно-воспитательных мер профилактики дорожно-транспортной преступности: баннеры наружной рекламы, расположенные вдоль проезжей части, должны быть ориентированы на пассажиров, а некоторые их них — на пешеходов; требует проработки профилактическое воздействие на водителей-профессионалов и водителей со временем вождения до 1 часа в день вследствие их невосприимчивости к существующей социальной рекламе.

Ключевые слова: дорожно-транспортная преступность, участники дорожного движения, профилактика, пропаганда, социальная реклама, культурно-воспитательные меры.

CRIMINOLOGICAL ANALYSIS OF EMPIRICAL DATA CONCERNING THE IMPACT OF SOCIAL ADVERTISING ON THE ROAD USERS

Abstract. Unfavorable dynamics of road traffic crime is stated. The need to form intolerance towards illegal behaviour on the road is emphasized. One of the most important way to form it is social advertising and promoting road traffic safety. The results of the sociological research conducted by the author — road users survey, during which the effectiveness of social advertising and propaganda was revealed — are given. The problem of a weak reflection of the advertising and promotional products in the public consciousness, despite the fact that all respondents stated that they had met social advertising and road traffic safety propaganda, is designated. The absence of a clear relationship between the frequency of the meeting of the respondents with social advertising or propaganda materials on the issues of road traffic safety and the amount of their memorization is proved empirically. It's argued that the increased frequency of meetings with social advertising doesn't improve its memorization. It's summarized that all drivers who operate vehicles in the cities of the Irkutsk region, investigated by the author, as well as passengers and pedestrians, meet with social advertising banners and road traffic safety propaganda several times a day. The reasons for the low efficiency of cultural and educational measures to prevent road traffic crime are given: outdoor advertising banners located along the roadway should be focused on passengers, and some of them - on pedestrians; the study of a preventive impact on both professional and unexperienced drivers due to their resistance to the existing social advertising is required.

Keywords: road traffic crime, road users, prevention, propaganda, social advertising, cultural and educational measures.

Динамика дорожно-транспортной преступности на сегодняшний день является стабильно неблагополучной, в том числе и по показателям управления транспортным средством в состоянии опьянения. На нее, к сожалению, не оказали необходимого влияния ни ужесточение законодательства, ни серьезная административная практика органов ГИБДД. Результаты недавних криминологических исследований также свидетельствуют о том, что отношение населения к соблюдению правил дорожного движения за последние пять лет каких-либо существенных изменений не претерпело вопреки ожиданиям [1, с. 50-51].

Формирование нетерпимости к пра-вонарушающему, социально безответственному поведению на дороге, наряду с переоборудованием дорог, тротуаров, ужесточением ответственности за нарушение правил дорожного движения и проч., является одним из элементов предупреждения опасного поведения участников дорожного движения. Способом формирования такого поведения являются профилактические меры культурно-воспитательного характера, обладающие особенностями в механизме профилактического воздействия на общественные отношения в сфере транспорта.

Больший эффект, как мы отмечали ранее, способны дать не меры правового информирования и юридической ответственности, а зарекомендовавшие себя меры социальной рекламы и пропаганды, обладающие уникальным механизмом влияния на общественное и индивидуальное сознание [2, с. 151-156].

В настоящее время пропаганде безопасности дорожного движения в России уделяется много внимания. Логично предположить, что такие меры должны приводить к ожидаемым результатам: формировать определенное отношение населения к безопасности дорожного движения и оказывать профилактическое воздействие на дорожно-транспортную преступность.

Однако результаты проведенного нами социологического исследования не подтвердили данное предположение*.

* Следует заметить, что результаты «не просматриваются» и в официальной статистике дорожно-транспортной аварийности и преступности в сфере безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Для проверки обозначенной гипотезы, а также для решения ряда других исследовательских задач были опрошены респонденты (участники дорожного движения) в городах Иркутск, Ангарск, Шелехов, Усолье-Сибирское. Опрос проводился в два этапа. Первый этап представлял собой «прикидоч-ное» (разведывательное) исследование для определения значимых, факультативных и незначимых показателей, на которых следовало построить выборку (46 респондентов, период времени - май 2013 г.). Второй этап (126 респондентов, июнь - август 2013 г.), с помощью которого решались исследовательские задачи и на материалах которого производились расчеты, представлял собой опрос по сформированной анкете, состоящей из 15 вопросов. В основу формирования целевой выборки были положены два параметра: среднее время, затрачиваемое в течение дня на управление транспортным средством (для лиц, не управляющих таковым, показатель равнялся нулю), а также объем запоминания материалов социальной рекламы и пропаганды о безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, измеряемый в анкете с помощью нескольких показателей.

Расчеты статистических характеристик сформированной выборки, а также показатели значимых разностей позволяют утверждать, что показатель погрешности находится в пределах 9 %, т.е. достоверность выводов математически может быть признана нормальной [3, с. 101-103]. Исходя из качественных особенностей выборки, она была в некоторой степени смещена в пользу мужчин (54 % респондентов) и жителей городов (84,9 %). Такое решение было принято с учетом результатов первого этапа опроса, а также распределения водителей по ген-деру и насыщенности наружной рекламной продукцией городов в противовес сельским территориям. Следует заметить при этом, что жители сел и поселков городского типа, представленные в выборке (5,6 % и 9,5 % соответственно), являлись регулярными участниками дорожного движения в городе и оценивались в городе. Соответственно, жители городов указывали в числе мест, где они участвуют в дорожном движении, также соседние сельские районы и поселки городского типа. основные характеристики выборки, в том числе по факультативным показателям, приведены ниже.

Распределение респондентов по возрасту

■Кол-во

13-20 21-25 25-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61-65 66-70

Диаграмма 1

Распределение респондентов по объему запоминания соц. рекламы и пропаганды

-Кол-во

от 0% до св. 596 до св. 10% св. 20% св. 30% св. 50% св. 70% 5% 10% до 20% до 30% до 50% до 70%

Диаграмма 2

Распределение возраста и отношения к вождению среди респондентов

□ Водители ■ Не водят т.с

18-24

25-30 31-40

41-50 51-60 св.60 Диаграмма 3

Распределение респондентов по времени вождения транспортного средства в день

-Респонденты

не водят (0)

св. 0 до 1 св. 1 до 2 св. 2 до 4 св. 4 до б

Диаграмма 4

Результаты проведенного опроса позволили констатировать, что 44,4 % респондентов (56 из 126) испытывали существенные затруднения при попытке вспомнить тематику социальной рекламы и пропаганды в сфере дорожного движения, а также привести примеры такой рекламы. Показатель запоминаемости, рассчитанный нами для целей исследования, отражает две стороны процесса восприятия: а) доля тем рекламных и пропагандистских продуктов, которые вспомнил респондент, от представленных в СМИ и на плакатах наружной рекламы (от 100 %); б) детальность запоминания увиденных продуктов социальной рекламы и пропаганды (оценивалась по результатам попыток респондента описать особенности отдельных продуктов, воспроизвести заложенный в них смысл) - доля (от 100 %) с расчетом в дальнейшем среднего арифметического от данного показателя*. В итоге удовлетворительные результаты показали лишь 7,94 % респондентов (10 человек): они указали основные вопросы, поднимаемые в продуктах социальной рекламы и пропаганды, и смогли кратко их описать (показатель - от 50 % от объема представленного в реальности контента).

в Excel

св. 6

* См.: Расчет показателей вариации // Статистический анализ. Методы, аналитика, познавательные факты [Электронный ресурс]: URL: http://statanaliz.info/rabotaem-v-excel/12-formuly-excel/36-raschet-pokazateley-variatsyi-v-excel.html#koeffvariatexc (дата обращения: 12 авг. 2013 г.).

Многие респонденты отвечали предположениями: «наверное, о необходимости соблюдать правила дорожного движения», «наверное, о пьянстве за рулем», «наверное, о запрете пересекать двойную сплошную линию разметки». В целом респонденты, которые испытывали затруднения при воссоздании продуктов социальной рекламы и пропаганды, указывали на тематику, которая в действительности не является лидирующей в этом направлении профилактической работы, а отражает виды правонарушений, на которых акцентирует внимание ГИБДД в процессе работы по выявлению правонарушений или в ходе информационно-разъяснительной работы.

При этом все без исключения респонденты заявили, что встречались с продукцией социальной рекламы и пропаганды безопасности дорожного движения. Каковы причины таких низких результатов отражения рекламной и пропагандистской продукции в общественном сознании?

Проанализировав результаты опроса, удалось установить, что нет четкой связи между частотой встречи респондентов с социальной рекламой или материалами пропаганды по вопросам безопасности дорожного движения и объемом их запоминания. особенности распределения респондентов по показателям частотности наблюдения социальной рекламы, с делением их по роли участника дорожного движения и соотношение с показателями запоминаемости социальной рекламы показаны на диаграммах 5 и 6.

Ответы о частоте встречи с социальной рекламой и пропагандой

Диаграмма 5

Частотность встречи с социльной рекламой и пропагандой и показатель объема их запоминания (водители)

30 17,6

реже 1 р. в 2 нед. 1р.в2нед. 1р.внед. неси. р. в нед. ежедн. | iRiyii.iT -Показатель запоминаемости водит, (средний)

Диаграмма 6 А

Частотность встречи с социальной рекламой и пропагандой и показатель объема их запоминания (пасс./пеш.)

25 13

реже 1 р.в 2 нед. 1р.в2нед. 1р.внед. неск. р в нед. ежедн. ^ИПасс./Пеш. -Показатель запоминаемости пасс./пеш. (средний)

Диаграмма 6 Б

Важно заметить, что приведенные графики не показывают в действительности реальных устойчивых связей между объемом запоминания информации (социальной рекламы и пропаганды о безопасности дорожного движения) и частотой встреч с соответствующей продукцией. В частности, наблюдаемые колебания среднего показателя запоминаемости между разными группами респондентов являются незначительными (как и сам этот показатель - он весьма невысок) и находятся в пределах коридора погрешности. Для водителей этот интервал колебаний составляет 1 %, а для пешеходов и пассажиров - 2 %. Тем не менее отображенные на графиках средние величины позволяют сделать два вывода, имеющих ориентирующее значение для построения гипотез.

Во-первых, с увеличением частоты встреч с социальной рекламой не улучшается ее усвоение. Более того, самые низкие показатели запоминаемости социальной рекламы и пропаганды безопасности дорожного движения продемонстрировали две группы респондентов:

1. Те, кто встречается с соответствующей продукцией реже 1 раза в 2 недели.

2. Те, кто встречается с такой продукцией ежедневно.

Во-вторых, приведенные графики отражают преимущественно характер распределения частотности восприятия рекламной продукции среди участников дорожного движения. В действительности внутри каждой из выделенных групп (по частоте восприятия) разбросы показателей запоминания социальной рекламы и пропаганды очень большие.

Наиболее плотное распределение показателей запоминаемости наблюдается в группах «реже одного раза в две недели» и «несколько раз в неделю», однако в первой группе коэффициент вариации составляет 93,64 %, а во второй вообще 103,6 %. Принято считать, что если коэффициент вариации не превышает 33,3 %, то совокупность данных является однородной, а если превышает, то она неоднородна, иными словами, интересующий нас показатель запоминаемости становится совершенно произвольным при группировке ответов по показателю частотности встреч с социальной рекламой и пропагандой о безопасности дорожного движения.

Отсутствие связи между запоминаемостью и частотой встречи с продуктами социальной рекламы и пропаганды в сфере дорожного движения связано с тем, что и сами ответы респондентов о такой частотности отражают преимущественно субъективные результаты восприятия, нежели объективные данные. Так, в процессе социологического исследования в районе аэропорта г. Иркутска нами опрашивались водители транспортных средств, следовавших по ул. Ширямова по направлению от плотины ГЭС. По ходу следования на этой дороге (протяженностью 2,8 км) в день исследования было размещено 6 стендов социальной рекламы о безопасности дорожного движения (такое количество пропагандистской продукции на этом участке сохраняется уже несколько лет). Из 17 опрошенных водителей 8 ответили, что встречают продукты социальной рекламы и пропаганды о безопасности дорожного движения примерно 1 раз в неделю, трое - примерно раз в две недели, четверо - несколько раз в неделю, и двое пояснили, что видят ее ежедневно. Отметим, что указанные водители буквально за минуты перед опросом проследовали мимо шести баннеров с интересовавшей нас рекламной продукцией. Лишь трое из опрошенных вспомнили после уточняющего вопроса интервьюера, что видели социальную рекламу о безопасности дорожного движения несколько минут назад (по пути следования по ул. Ширямова г. Иркутска). Но и эти респонденты не смогли ответить на вопрос о количестве этих баннеров, равно как и передать их содержание.

В целом можно уверенно говорить, что все водители, которые управляют транспортными средствами в исследованных нами городах (Иркутск, Ангарск, Шелехов), а также пассажиры и пешеходы встречаются с баннерами социальной рекламы и пропаганды безопасности дорожного движения по нескольку раз в день. Таким образом, ответ на вопрос о частотности встреч с такой продукцией с гораздо большей точностью указывает на то, как часто респонденты их замечают, воспринимают, и показатель этот на деле оказывается очень незначительным.

Полученные результаты позволяют определить причины низкой эффек-

тивности культурно-воспитательных мер профилактики дорожно-транспортной преступности и выбрать направления для достижения необходимого превентивного результата.

Во-первых, баннеры наружной рекламы, расположенные вдоль проезжей части, должны быть ориентированы на пассажиров, а некоторые их них - на пешеходов.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на крайне низкие показатели восприимчивости водителей-профессионалов (для кого управление транспортным средством является основной формой занятости в течение дня) и водителей со временем вождения до 1 часа в день. Требуются дополнительные исследования о возможных каналах эффективного профилактического воздействия на них.

Список литературы

1. Дорожно-транспортная преступность: закономерности, причины, социальный контроль / А.Ю. Кравцов, А.И. Сирохин, Р.В. Скоморохов, В.Н. Шиханов; под ред. В.В. Лунеева. СПб.: Юрид. центр Пресс, 2011. 474 с.

2. Борцов В.В. Признаки и виды культурно - воспитательных мероприятий в системе криминологической профилактики дорожно-транспортной преступности // Сибирский юридический вестник. 2012. N 4. С. 51-53.

3. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. 3-е изд., испр. М.: Омега-Л, 2007. 567 с.

References

1. Kravtsov A.Yu., Sirokhin A.I., Skomorokhov R.V., Shikhanov V.N. Dorozhno-transportnaya prestupnost': za-konomernosti, prichiny, sotsial'nyy kontrol' [Road traffic crime: patterns, causes, social control]. St. Petersburg, Yuri-dicheskiy tsentr Press Publ., 2011. 474 p.

2. Bortsov V.V. Priznaki i vidy kul'turno-vospitatel'nykh meropriyatiy vsisteme kriminologicheskoy profilaktiki doro-zhno-transportnoy prestupnosti [Characteristics and types of cultural and educational activities in the system criminological prevention of road traffic crime]. Sibirskiy yuridicheskiy vestnik - Siberian law herald, 2012, no. 4, pp. 51-53.

3. Yadov V.A. Strategiyasotsiologicheskogoissledovaniya. Opisanie, ob"yasnenie,ponimaniesotsial'noy real'nosti [The strategy of sociological research. Description, explanation, understanding social reality]. Moscow, Omega-L Publ., 2007. 567 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.