Научная статья на тему 'Коммуникация водителей и пешеходов как основа обеспечения безопасности дорожного движения: методология и практика исследования'

Коммуникация водителей и пешеходов как основа обеспечения безопасности дорожного движения: методология и практика исследования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
410
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Коммуникология
ВАК
Ключевые слова
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ / SECURITY / ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / TRAFFIC / НАРУШЕНИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / VIOLATION OF TRAFFIC RULES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Абдульзянов Артур Рашидович

В статье раскрываются основные принципы использования теоретико-методологических положений П. Бурдье для изучения системы безопасности дорожного движения. Проводится аналогия социального пространства со структурированной действительностью дорожного движения, существование которой носит объективный характер. Действия водителей и пешеходов рассматриваются в качестве субъективных практик, а усвоенные индивидом правила дорожного движения, принципы культуры взаимодействия как основа габитуса. Представлены результаты авторского социологического исследования, показывающие оценку водителей и пешеходов системы безопасности дорожного движения и наличие основных проблем в ее обеспечении (рост числа дорожно-транспортных происшествий, нарушения или незнание правил безопасности, состояние дорог, невнимательность). Раскрываются основы личного отношения к соблюдению правил безопасности поведения на дорогах. Новизна полученных результатов заключается в сравнительном анализе и оценке коммуникативного взаимодействия между пешеходами и водителями, как акторов пространства дорожного движения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATION OF DRIVERS AND PEDESTRIANS AS THE BASIS OF ROAD SAFETY: RESEARCH METHODOLOGY AND PRACTICE

The article describes the basic principles for the use of theoretical and methodological provisions of Bourdieu to study road safety system. An analogy is drawn with a structured social space reality of traffic, the existence of which is objective in nature. Actions of drivers and pedestrians are seen as subjective practices, and the road safety rules that an individual learns, and principles of culture of interaction are the bases of habitus. The results of the author’s sociological studies are given showing evaluation of drivers and pedestrians of road safety systems and the main problems in its maintenance (increase in the number of road accidents, violation or ignorance of safety rules, road conditions, and carelessness). The basics of personal relationships to the observance of safety rules of behavior on the roads are discussed. The novelty of these results is a comparative analysis and assessment of communicative interaction between pedestrians and drivers as actors of road space.

Текст научной работы на тему «Коммуникация водителей и пешеходов как основа обеспечения безопасности дорожного движения: методология и практика исследования»

■ ■ ■ КОММУНИКАЦИЯ ВОДИТЕЛЕЙ И ПЕШЕХОДОВ КАК ОСНОВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ И ПРАКТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Автор: АБДУЛЬЗЯНОВ А.Р.

АБДУЛЬЗЯНОВ Артур Рашидович -- кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник Центра семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан.

Адрес: г Казань, ул. Рахимова, д. 8, корп.2. E-mail: [email protected]

Аннотация: В статье раскрываются основные принципы использования теоретико-методологических положений П. Бурдье для изучения системы безопасности дорожного движения. Проводится аналогия социального пространства со структурированной действительностью дорожного движения, существование которой носит объективный характер. Действия водителей и пешеходов рассматриваются в качестве субъективных практик, а усвоенные индивидом правила дорожного движения, принципы культуры взаимодействия как основа габитуса. Представлены результаты авторского социологического исследования, показывающие оценку водителей и пешеходов системы безопасности дорожного движения и наличие основных проблем в ее обеспечении (рост числа дорожно-транспортных происшествий, нарушения или незнание правил безопасности, состояние дорог, невнимательность). Раскрываются основы личного отношения к соблюдению правил безопасности поведения на дорогах. Новизна полученных результатов заключается в сравнительном анализе и оценке коммуникативного взаимодействия между пешеходами и водителями как акторов пространства дорожного движения.

DOI 10.21453/2311-3065-2016-4-3-131-138

Ключевые слова: система безопасности, дорожное движение, нарушения, правила дорожного движения.

Водитель и пешеход являются действующими акторами дорожного движения, от коммуникативных действий которых зависит безопасность в целом. Коммуникация между водителем и пешеходом локализована в рамках дорожной инфраструктуры, которая включает в себя дороги, тротуары, светофоры, пешеходные переходы, парковки и пр. Урбанизация, интенсификация дорожного движения, увеличение количества автомобилей влечет за собой не только рост числа дорожно-транспортных происшествий, но и трансформирует основы коммуникативного взаимодействия пешеходов и водителей. В настоящее время данный вид коммуникативного взаимодействия стоит рассматривать в качестве одного из определяющих факторов обеспечения безопасности на дорогах в современном городском пространстве.

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюсу

В выступлении президента РФ Путина В.В. было отмечено, что за прошедшее десятилетие в результате дорожно-транспортных происшествий получили ранения более трех миллионов человек. Число погибших составило 350 тысяч человек. В 2015 году отмечен рост ДТП именно на пешеходных переходах. Рост составил 2 процента по сравнению с 2014 годом. Всего зафиксировано 19779 нарушений , в которых погибли 1233 человека [1]. За январь-ноябрь 2015 года произошло 133209 дорожно-транспортных происшествий. В них погибло 166638 человек, а получили ранения 168146 человек [2]. Данные цифры свидетельствуют о необходимости исследования различных аспектов безопасности дорожного движения, как на теоретическом, так и эмпирическом уровнях.

В качестве методологии исследования выступают теоретико-методологические положения работ П. Бурдье, которые позволяют рассмотреть водителя и пешехода в качестве агентов, а систему безопасности дорожного движения как определенное пространство. У французского социолога П. Бурдье в понимании социального пространства посредством «двойного структурирования» отражено устремление к объединению положений структурализма и феноменологии. Двойственность структурирования определяется, во-первых, тем, что социальные отношения существуют объективно, иными словами независимо от агентов, а именно от их сознания и воли. Во-вторых, структурирование касается представления людей о данных отношениях, о социальных структурах и об окружающей социальной действительности в целом [3].

П. Бурдье вводит категорию «агент» только с одной целью, которая заключается в желании уйти от положений структуралистского и феноменологического подходов, использующих категории «индивид» и «субъект». Согласно теории П. Бурдье агенты наделены активным началом, однако данная активность имеет свои ограничения. С одной стороны, они принимают непосредственное участие в воспроизводстве социальной действительности, с другой стороны, данное участие ограничено рамками имеющихся на данный момент времени социальных отношений. П. Бурдье пишет по этому поводу, что агенты в своих действиях натыкаются на собственную практику. При этом он исключает ее свободный выбор, так как происходит определенное «подталкивание посредством механического принуждения» [4, с.161].

В понятие «габитус» ученый вкладывает значение, которое исходит из повседневного поведения человека. В частности, вследствие достаточно длительного пребывания в некоторых условиях у агента вырабатывается интуитивное понимание того, что ему необходимо делать в той или иной жизненной ситуации. Иными словами, в основе действий агента заложено практическое чувство, которое ориентирует его на достижение определенной цели. Габитус есть диспозиции агентов, «ментальные структуры, через которые агенты воспринимают социальный

мир, являются в основном продуктами интериоризации структур социального мира» [5]. При этом П. Бурдье исходит из того, что габитус, являясь продуктом социального мира, находится с ним в онтологическом соучастии. Поэтому, с одной стороны, агент может действовать спонтанно, имея определенные грани свободы, так как габитус позволяет определенные вариации в поведении. С другой стороны, габитус не выходит за рамки определенного строя социальных отношений, участвуя при этом в их воспроизводстве.

Таким образом, именно габитус делает возможным преемственность социальных институтов и дает возможность их преобразования, в том случае, если это необходимо для жизни в современном обществе [6]. Можно сказать, что габитус есть слепок социальных структур, так как организует поведение агентов в соответствии с правилами, принятыми в обществе.

Объективные структуры П. Бурдье ставит в ранг обстоятельств существования субъективных практик. При этом их суть сводится к восприятию, суждению, мышлению, коммуникации и действию. Однако важным условием для воплощения субъективных практик является то, что социальные структуры должны быть интернализированы. Здесь речь идет об их эффективном усвоении агентами. Социальные отношения, в свою очередь, интериоризуются габитусами, т.е. усваиваются в виде схем производства практик агентом. Таким образом, габитус, с одной стороны, выступает в качестве посредника между социальными отношениями и агентом. С другой стороны, он является результатом интериоризации объективных социальных отношений агентов. Здесь стоит отметить достаточно значимую мысль. Она заключается в том, что габитус выступает в роли объективного фундамента упорядоченного поведения индивида. Выдвигаясь в виде системы предрасположенностей к практике, он тем самым дает возможность прогнозировать и санкционировать практики. Это, в свою очередь, обеспечивается тем, что под воздействием габитуса агенты в тех или иных обстоятельствах ведут себя определенным образом [7].

Можно сказать, что система дорожного движения находится в социальном пространстве как совокупности социальных отношений и выступает в качестве определенного автономного поля, в рамках которого агенты взаимодействуют между собой. Габитус, в свою очередь, исходит из повседневного поведения на дорогах. В отношении своего понимания как участника дорожного движения у агента (пешеходов и водителей) вырабатывается интуитивное понимание того, что ему необходимо делать в той или иной ситуации на дорогах. Габитус есть практическое чувство, которое ориентирует его как участника дорожного движения, в каком бы качестве он ни выступал: пешехода или водителя.

С целью раскрытия коммуникативного взаимодействия пешеходов и водителей в прикладном аспекте приведем итоги авторского социоло-

КОММУНИКОЛОГИЯ - соммумсоюоу

гического, проведенного в 2015 г. Его результаты позволяют провести сравнительный анализ мнения, оценок пешеходов и водителей относительно различных аспектов безопасности дорожного движения. Объем выборки составил 1600 респондентов, которые проживают в городской местности Республики Татарстан [8]. В ходе исследования использовалась половозрастная квотная выборка. Ее основные пропорции рассчитаны в соответствии с социально-демографическим составом населения Республики Татарстан [9]. Ошибка выборки не превысила 5 %, что свидетельствует о репрезентативности проведенного исследования. Инструментарий и расчет выборочной совокупности был составлен на основе методических разработок региональных исследователей [10].

Среди пешеходов число оценивающих степень безопасности дорожного движения в городе, в котором они проживают, на удовлетворительно составило 36,4 %, тогда как среди водителей - 41,8 % респондентов. Соотношение количества считающих ее хорошей получилось 26,4 к 34,8 % респондентов. При этом численность признающих безопасность дорожного движения неудовлетворительной равнялась примерно одной пятой части от общего числа горожан ( 22,1 к 19,8 %). Число затруднившихся дать оценку составило 15,1 к 3,6 % опрошенных соответственно.

Согласно результатам опроса водители более позитивно стали оценивать изменения в обеспечении безопасности дорожного движения, которые произошли за последние 5 лет. У пешеходов только каждый третий респондент был убежден, что изменения произошли в лучшую сторону, тогда как у водителей каждый второй (36,3 к 54,2 %). Соотношение тех, кто считает, что особых изменений не произошло составило 43,2 к 28,7 %. Говорит об изменениях в худшую сторону каждый пятый пешеход и каждый десятый водитель (19,8 к 9,6 %). Число затруднившихся ответить составило 0,7 и 7,5 % от общего числа ответивших.

При ответе на вопрос о том, что в первую очередь респонденты понимают под словосочетанием «транспортная безопасность» были получены следующие схожие ответы. Каждый второй респондент, в первую очередь, указывает на соблюдение правил дорожного движения (52,1 % у пешеходов и 53,9 % у водителей) и безопасность движения транспорта (52,3 и 55,2 % соответственно). Замыкает тройку лидеров вариант, связанный с аккуратным поведением, взаимоуважением водителей и пешеходов (38,9 и 40,4 %). Более трети опрошенных понимают под данным термином отсутствие дорожно-транспортных происшествий и качество дорог (33,2 к 36,5 и 35,1 к 34,8 % соответственно). Стоит отметить, что у пешеходов вариант связанный с отсутствием пьяных водителей на дорогах был выбран меньшим количеством респондентов (23,1 к 31,9 %). Четкую работу ГИБДД, ДПС и государственных служб вкладывает в значение данного словосочетания каждый четвертый респондент как среди пешеходов, так и среди водителей (22,1 и 23,9 %).

При эмпирической фиксации личного отношения к соблюдению правил дорожного движения была получена следующая картина. Каждый второй респондент заявил, что старается их соблюдать (56,4 % у пешеходов и 55,2 % у водителей), каждый третий убежден, что соблюдает их всегда (35,5 к 33,6 %), тогда как каждый десятый признался, что действует как удобнее и быстрее (10,2 к 9,8 %).

Согласно результатам опроса большинство респондентов убеждены, что рост числа дорожно-транспортных происшествий на дорогах происходит вследствие нарушения правил безопасности со стороны водителей (68,4 % у пешеходов к 74,1 % у водителей). О несоблюдении правил дорожного движения пешеходами заявили 43,1 % самих пешеходов и 57,2 % водителей. Стоит отметить, что среди пешеходов меньше доля тех, кто обвиняет плохое состояние дорог с 47,3 до 37,1 % опрошенных. Невнимательность водителей как причину роста ДТП отметил каждый третий респондент (30,1 и 33,6 %), а пешеходов 29,7 и 28,9 % участников опроса. Также треть порошенных в 2012 и 2015 г остановили свой выбор на незнании правил дорожного движения со стороны водителей (25,4 и 28,5 %), а со стороны пешеходов (25,2 и 24,9 % опрошенных). В то же время отсутствие и недостаточное количество подземных и наземных переходов беспокоит жителей больше (28,7 к 18,3 % и 19,8 к 11,8 % соответственно).

Респондентам предлагалось оценить уровень культуры поведения на дорогах по трехбалльной шкале (хорошо, средне, плохо). Результаты данного блока вопросов показали, что пешеходы более высоко оценили собственную культуру, тогда как поведение водителей на дорогах оценили ниже (2,8 к 1,9 балла). У водителей схожая картина, но в этом случае выше значения относительно собственной культуры (2,5 к 2 баллам).

Таким образом, в изучении коммуникации водителей и пешеходов можно использовать теоретико-методологические взгляды П. Бурдье, в которых понятие «социальное пространство» базируется на таких категориях, как «двойное структурирование», «агент», «габитус». Через призму его положений систему безопасности дорожного движения можно рассматривать в качестве объективной структуры, которая является условием существования субъективных практик. Последние есть действия водителей и пешеходов в процессе дорожного движения. Габитус представляет собой усвоенные индивидом правила дорожного движения, основы культуры взаимодействия на дорогах и пр., которые в совокупности вырабатывают у него понимание и осознание действий в ходе тех или иных дорожных ситуаций. Иными словами, габитус упорядочивает поведение участников дорожного движения и дает возможность прогнозировать и санкционировать их практики.

Прикладной аспект вопроса показал следующую картину. Пешеходы более критично оценивают степень безопасности дорожного движения

КОММУНИКОЛОГИЯ - COMMUNICOLOGY

и позитивных оценок произошедших изменений с их стороны меньше. При этом отсутствует разногласие в понимании транспортной безопасности, в которую как водители, так и пешеходы вкладывают соблюдение правил дорожного движения и безопасность движения транспорта. Стоит отметить, что единодушие присутствует и в осознании такого фактора как взаимное уважение участников дорожного движения.

Однако при определении виновных в нарушении правил дорожного движения и отсутствия коммуникативной культуры проявилась тенденция взаимного обвинения. Полученные данные свидетельствуют о необходимости установления позитивных коммуникативных взаимодействий между пешеходами и водителями как акторов пространства дорожного движения. Коммуникацию между ними необходимо направить от вектора взаимных обвинений в сторону сотрудничества и понимания.

Список литературы

1. Электронный ресурс URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51506 (дата обращения: 17.04.2016)

2. Электронный ресурс URL: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident. html (дата обращения: 15.01.2016)

3. Бурдье П. Начало / П. Бурдье; пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1994.

4. Социология социального пространства / Пер. с фр.; общ. ред. и послесл. Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2005. В 2-х т.

5. Bourdieu, Pierre. Questions de sociologie. P.: Minuit, 1980. 268 p.

6. Бурдье П. Формы капитала /пер. с англ. М. С. Добряковой; Бурдье П. Различение: социальная критика суждения (фрагменты книги) / пер. с фр. О. И. Кирчик // Западная экономическая социология: хрестоматия современной классики. М., 2004. 680 с.

7. Шматко Н.А. «Габитус» в структуре социологической теории / Н.А. Шматко // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 60-70.

8. Махиянова А.В. Методика изучения мнения населения по проблемам социально-экономического развития / А.В. Махиянова. Казань: ГУ ЦПЭИ АН РТ 2009. 61 с.

9. Электронный ресурс URL: http://tatstat.gks.ru/_(дата обращения: 7.09.2015)

10. Махиянова A.B. Методика оценки мнения населения о проводимых социально-экономических преобразованиях (технология составления инструментария исследования) / А.В. Махиянова // Электронный экономический вестник Татарстана. 2014. № 1. С. 58-61.

■ ■ ■ COMMUNICATION OF DRIVERS AND PEDESTRIANS AS THE BASIS OF ROAD SAFETY: RESEARCH METHODOLOGY AND PRACTICE

Author: ABDULZYANOV A.R.

ABDULZYANOV Arthur Rashidovich, Candidate of Social Sciences, leading researcher of the Center for Family and Demography of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan. Address: Kazan, ul. Rakhimov, d. 8, block 2, E-mail: [email protected]

Abstract: The article describes the basic principles for the use of theoretical and methodological provisions of Bourdieu to study road safety system. An analogy is drawn with a structured social space reality of traffic, the existence of which is objective in nature. Actions of drivers and pedestrians are seen as subjective practices, and the road safety rules that an individual learns, and principles of culture of interaction are the bases of habitus. The results of the author's sociological studies are given showing evaluation of drivers and pedestrians of road safety systems and the main problems in its maintenance (increase in the number of road accidents, violation or ignorance of safety rules, road conditions, and carelessness). The basics of personal relationships to the observance of safety rules of behavior on the roads are discussed. The novelty of these results is a comparative analysis and assessment of communicative interaction between pedestrians and drivers as actors of road space.

Keywords: security, traffic, violation of traffic rules.

References

1. Electronic resource URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/51506 (ref. date: 04/17/2016)

2. Electronic resource URL: http://www.vashamashina.ru/statistics_traffic_accident. html (ref. date: 15/01/2016)

3. Burd'e P. Nachalo / P. Burd'e; per. s fr. N.A. SHmatko. M.: Socio-Logos, 1994. [Bourdieu P. Home / Pierre Bourdieu; tr. from Fr. Shmatko. Moscow].

4. Sotsiologiya sotsial'nogo prostranstva / Per s fr.; obshh. red. i poslesl. N. A. SHmatko M.: Institut ehksperimental'noj sotsiologii; SPb.: Aletejya, 2005. V 2-kh t. [Sociology of social space / Trans. from fr.; Society. Ed. and Afterword. N.A. Shmatko. M .: Institute of Experimental Sociology; SPb.: Aletheia, 2005. 2 Vols.].

5. Burd'e, P'er. Sotsiologiya voprosy. PER:. Minuta, 1980. 268 s. [Bourdieu P. Sociology questions. P .: Minuit, 1980. 268 p.].

6. .[ Burd'e P. Formy kapitala /per. s angl. M. S. Dobryakovoj; Burd'e P. Razlichenie: sotsial'naya kritika suzhdeniya (fragmenty knigi) / per. s fr. O. I. Kirchik // Zapadnaya ehkonomicheskaya sotsiologiya: khrestomatiya sovremennoj klassiki. M.: ROSSPEHN, 2004. 680 s.[Bourdieu P. Capital Form / per. from English. M.S. Dobryakova; Bourdieu, P. Distinction: a social critique of the judgment (fragments of the book) / Trans. fr. French.

KOMMYHMKOflornq - communicology

By O.I. Kirchik // Western economic sociology: a reader modern classics. M .: ROSSPEN, 2004. 680 p.].

7. Shmatko N.A. «Gabitus» v strukture sotsiologicheskoj teorii / N.A. SHmatko // Zhurnal sotsiologii i sotsial'noj antropologii. 1998. № 2. S. 60-70. [Shmatko N.A. «Habit» in the structure of sociological theory / N.A. Shmatko // Journal of Sociology and Social Anthropology. 1998. № 2. S. 60-70].

8. Makhiyanova A.V. Metodika izucheniya mneniya naseleniya po problemam sotsial'no-ehkonomicheskogo razvitiya / A.V. Makhiyanova. Kazan': GU TSPEHI AN RT, 2009. 61 s. [Mahiyanova A.V. Methods of studying of public opinion on the problems of social and economic development / Mahiyanova A.V. Kazan State TSPEI, Tajik Academy of Sciences, 2009].

9. Elektronnyj resurs URL: http://tatstat.gks.ru/ (data obrashheniya: 7.09.2015) [URL: http://tatstat.gks.ru/ (reference date: 07/09/2015)].

10. Makhiyanova A.B. Metodika otsenki mneniya naseleniya o provodimykh sotsial'no-ehkonomicheskikh preobrazovaniyakh (tekhnologiya sostavleniya instrumentariya issledovaniya) / A.V. Makhiyanova // Elektronnyj ekonomicheskij vestnik Tatarstana. 2014. № 1. S. 58-61. [Mahiyanova A.B. Methods of assessing public opinion about the ongoing socio-economic reforms (drafting technology research instruments) / A.V. Mahiyanova // Electronic Economic Bulletin of Tatarstan. 2014. № 1. S. 58-61].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.