Научная статья на тему 'Разрешение конфликтов между родителями и детьми'

Разрешение конфликтов между родителями и детьми Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
3045
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Ключевые слова
РОДИТЕЛИ / КОНФЛИКТЫ / ПОДРОСТКОВЫЙ ПЕРИОД / ВОЗРАСТ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ортикбаев Джахонгир Ортикбаевич

Данная статья посвящается проблемам конфликтам между родителями и детьми. Подростковый возраст характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разрешение конфликтов между родителями и детьми»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

актуальным остается вопрос поиска новых и усовершенствования старых форм и методов профилактики и противодействия экстремизму.

Таким образом, ведение разъяснительной работы среди молодежи о таких понятиях, как толерантность, терпимость, принципы толерантных взаимоотношений, эмоциональная устойчивость, доброжелательность, эмпатия, уважительное отношение, способность к сотрудничеству, диалогу должны быть необходимым условием и приоритетным направлением для формирования и поддержания мира, укрепления единства нашего многонационального народа. Список использованной литературы:

1. Декларация принципов толерантности (утв. резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г.). URL : http://school-sector.relam.ru/prava/zakony/tolerance/Lhtm

2. На пути к толерантному сознанию / Отв. Ред. А.Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2000. - 255 с.

3. Попов О.В. Причины и особенности экстремизма в молодёжной среде. Меры противодействия молодёжному экстремизму / О.В. Попов, О.О. Попова // Научные ведомости Белгородского государственного университета. - 2008. - Серия : Философия. Социология. Право - Вып. 3. - Т. 4 - С. 110-117.

4. Райзберг Б.А. Экстремизм : истоки проявления и способы противодействия : монография / Б.А Райзберг, А.А. Лысенко - М. : Издательство Московского психолого-социального университета, 2015. - 94 с.

5. Шнейдер Л.Б. Молодежный экстремизм : сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика. - М. : Издательство Московского психолого-социального университета, 2014. - 196 с.

© Никитина Л.Н., 2015

УДК 159.9

Ортикбаев Джахонгир Ортикбаевич

Магистр ТашПМИ, г.Ташкент, РУз E-mail: [email protected]

РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ

Аннотация

Данная статья посвящается проблемам конфликтам между родителями и детьми. Подростковый возраст характеризуется переходом от детского состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку.

Ключевые слова Родители, конфликты, подростковый период, возраст, дети.

Конфликты между родителями и детьми - это вечный вопрос, столкновение интересов, когда каждая из сторон стремится добиться желаемого. Конфликты время от времени происходят в абсолютном большинстве семей. Как вести себя в конфликтной ситуации? Как строить отношения с ребенком, чтобы снизить вероятность конфликтов? Как действовать, как отгородить?

Подростковый период - это период онтогенеза, находящийся между детством и взрослостью. Это период развития детей от 11— 12 до 15 лет (что соответствует приблизительно, среднему школьному возрасту, учащимся V—VII классов), отличающийся мощным подъемом жизнедеятельности и глубокой перестройкой организма. В это время происходит не только физическое созревание человека, но и интенсивное формирование личности, энергичный рост моральных и интеллектуальных сил. Подростковый возраст называется иначе переходным возрастом, так как он характеризуется переходом от детского

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

состояния к взрослому, от незрелости к зрелости. Подросток — уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Это развитие завершается примерно к 16 годам превращением подростка в юношу или девушку. Этот период называют и самым трудным из возрастов человека, и вторым рождением, и сравнивают с новым кораблем, выпущенным в открытый океан без штурвала, рулевого и балласта.

В период раннего подросткового возраста общение со сверстниками становится источником развития. [5] В общении со сверстниками подросток учится строить отношения и начинает анализировать себя. Поворот на себя происходит также в учёбе. Подросток учится обращать внимание на собственные качества, сопоставляя себя с другими.

В каждой семье время от времени возникают ссоры и конфликты. Их тяжело избежать, так как зачастую все накопившиеся эмоции вскипают и выходят наружу, а именно на членов семьи. Проблема отношений в семье обсуждается ежедневно. Ведь она становится глобальной и требует особого внимания.

В конфликте обе стороны хотят доказать свои слова с помощью повышения тона. Таким образом, они перекрикивают друг друга, слыша только себя и свои претензии. В таком конфликте важно успокоиться и вернуть себе здравый рассудок. Это первое правило. Нужно взять волю в кулак и по очереди выслушать друг друга. Не стоит перебивать и высказывать свое мнение, не дослушав другую сторону.

Чтобы предотвращать конфликты между детьми в семье, родителям стоит понимать, какие места занимают их чада в семейной иерархии в зависимости от возраста, и в соответствии с этим корректировать свое поведение. Например, если старший ребенок привык получать максимум родительского внимания, то необходимость делить его со своим младшим братом или сестрой может стать причиной ссоры между ними.

Агрессия в подростковом возрасте (10-16 лет) проявляется прежде всего в агрессивном поведении в школе, на улице, дома в отношении рядом находящихся людей.

Жестокость ребенка может быть направлена на родителей, младших братьев и сестер, животных, обитающих в квартире, т. е. ограничиваться домашним кругом. Она может выходить за пределы семьи, проявляться в школе, в конфликтах со сверстниками, учителями. Агрессивность - питательная среда, основа антисоциальности, индивидуальных и групповых насильственных актов, садизма, немотивированной, необъяснимой жестокости. Это могут быть как физически агрессивное поведение, так и вербальное выражение агрессивности (грубые слова), в меньшей степени агрессия выражена в отношении к неодушевленным предметам, но всё же, если присмотреться она существует, и самая скрытая форма агрессии -аутоагрессия - это агрессия против себя, самая опасная из подростковых агрессий, именно из за нею в будущем возникает огромное количество психологических проблем.

Проблемы агрессивности в подростковом возрасте связанны изначально с двумя основными факторами, это период полового созревания и фактор перехода от детства к взрослой жизни и в связи с откровенно говоря неготовностью вчерашних детей к самостоятельной жизни, с будущей неизвестностью, проблемами, ответственностью, этот переход сопровождается психоэмоциональнными сдвигами, очень часто выражающимися в агрессии у подростков.

Так же второстепенное, но всё же очень существенное, влияние на подростков оказывает отношении в семье, отношения в школе, в компании, и средства массовой информации.

В старшем подростковом возрасте в качестве ведущей деятельности Д. Б. Эльконин выделял учебно-профессиональную деятельность как усвоение системы научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. [2]

Родители пример для агрессивности подростков. Подросток проявляет агрессию в семье, где постоянно, на его глазах, происходят акты взрослой агрессии друг к другу. Родители, даже в момент взросления подростка, являются примером для подражания. Если родители "скандалисты", то более 90% что в будущей семье ребёнка будет так же, даже если родители стараются не выражать агрессию при подростке, он её всё равно хорошо чувствует. Возможно даже подросток в данных семьях очень тихий и забитый, но в последствии он станет жестоким агрессивным тираном.

Психологи рекомендуют родителям хвалить старших детей, подчеркивая, как их опыт важен для младших сестер и братьев. Среднему ребенку стоит уделить больше внимания, выделив дополнительное время на общение с ним. Главная задача в отношении младшего чада - поощрение его стремления к

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

самостоятельности. Будет разумно, если взрослые научат малыша нести личную ответственность, соответствующую его возрасту.

Список использованной литературы:

1. А.А.Реан. Психология человека: от рождения до смерти. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — С. 319-396. — 656 с.

2. Д.Б.Эльконин. Избранные психологические труды. — Москва: Педагогика, 1989.

3. Д.А.Уста-Азизова. Личность как феномен в процессе формирования. Научно-практический журнал «Современная педагогика» №2. - Москва. - 2014. ISSN - 3-6 С.

4. О.А.Карабанова. Возрастная психология. Конспект лекций.. — Москва: Айрисс-пресс, 2005. — 238 с.

5. Л.Ф.Обухова. Детская Психология. — Москва: Юрайт, 2013. — С. 359-390. — 460 с.

© Ортикбаев Д.О., 2015

УДК 1

Плыкин Андрей Николаевич

аспиран, психол. наук, МИРЭА г.Москва, РФ E-mail: [email protected]

ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ СТРЕССУ, И НАХОЖДЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ И БЫСТРЫХ МЕТОДОВ

СНЯТИЯ СТРЕССА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

Понятия стресса и его виды. Описания методик снятия стресса в современном мире.

Ключевые слова

Внутренний стресс, Кратковременный стресс, Длительный стресс, интрапсихической адаптации.

«Могу сказать, что в моей жизни все происходит именно так. Изменения внутренние приводят к очень колоссальным переменам в окружающем меня мире».

Ганс Селье.

Как говорил Ганс Селье, человек, впервые давший миру такое понятие - Это неспецифические, физиологические и психологические реакции организма на резкие, экстремальные воздействия, вызывающие в организме сильные проявления адаптационной активности. С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения - приятна или неприятна ситуация с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в адаптации или перестройки.

Поэтому в легкой степени стресс даже полезен, т.к. он мобилизует организм, просыпаются спящие до того участки мозга, в теле проходят оживляющие физиологические реакции. Мы рассмотрим стресс с негативной стороны. Стресс возникает, как правило, при встрече с чем-то новым.

• новая обстановка

• новая работа

• новые друзья

• участие в конференциях

• сдача экзаменов

• общение в кругу новых людей.

Однако, обратную реакцию имеет долго непреходящий стресс как, при котором могут уже возникать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.