Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.ТАГАНРОГЕ'

РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.ТАГАНРОГЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
126
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / РЕЕСТР МУНИЦИПАЛЬНОГО ИМУЩЕСТВА / ОТКРЫТОСТЬ И ДОСТУПНОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ / WEB-CАЙТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Нови Ирина Николаевна, Демичева Екатерина Сергеевна

В данной статье авторами рассматриваются вопросы эффективного управления муниципальным имуществом на основе автоматизации управленческих процессов, а именно доказывается необходимость разработки web-сайта Комитета по управлению имущества Администрации г. Таганрога. В работе дана краткая характеристика муниципального имущества г. Таганрога, представлена динамика основных показателей, отражающих состояние имущественного комплекса города, а также предложен алгоритм разработки сайта Комитета по управлению имуществом г. Таганрога (КУИ), описаны возможности и перспективы, которые могут быть реализованы после внедрения предложенного механизма автоматизации деятельности Комитета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Нови Ирина Николаевна, Демичева Екатерина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.ТАГАНРОГЕ»

И.Н. НОВИ

Кандидат географических наук Доцент кафедры управления ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

Е.С. ДЕМИЧЕВА

Магистрант ЧОУ ВО ТИУиЭ, г. Таганрог

РАЗРАБОТКА WEB-САЙТА КОМИТЕТА ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ КАК ИНСТРУМЕНТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ В Г.ТАГАНРОГЕ

В данной статье авторами рассматриваются вопросы эффективного управления муниципальным имуществом на основе автоматизации управленческих процессов, а именно доказывается необходимость разработки web-сайта Комитета по управлению имущества Администрации г. Таганрога. В работе дана краткая характеристика муниципального имущества г. Таганрога, пред-

ставлена динамика основных показателей, отражающих состояние имущественного комплекса города, а также предложен алгоритм разработки сайта Комитета по управлению имуществом г. Таганрога (КУИ), описаны возможности и перспективы, которые могут быть реализованы после внедрения предложенного механизма автоматизации деятельности Комитета.

Муниципальная собственность, муниципальное управление, реестр муниципального имущества, открытость и доступность информации, автоматизированные системы, web-cайт. Тематический рубрикатор е-ЬШгагу: 06.61.00.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что муниципальная собственность наряду с местными финансами составляет экономическую основу местного самоуправления. Местное самоуправление является реальным только тогда, когда оно обеспечено экономическими и финансовыми ресурсами за счет собственных налоговых источников, эффективного управления и распоряжения объектами муниципальной собственности и имуществом [1]. Но к сожалению, как отмечают многие исследователи вопросов совершенствования процессов управления муниципальным имуществом, последнее часто находится в изношенном состоянии, непригодном для использования, нуждается в ремонте [2]. Проведение мероприятий по управлению муниципальным имуществом невозможно без применения современных информационных технологий, которые позволят создать условия для обеспечения планомерного и последовательного проведения комплекса взаимосвязанных мероприятий в сфере земельно-имущественных отношений, направленных на эффективное использование муниципального имущества и земель, активное вовлечение их в оборот. По мнению А.В. Антоненковой, А.А. Неделькина, важность применения информационных технологий обусловлена еще и тем обстоятельством, что современные механизмы управления, в том числе и муниципальной собственностью, учетно-аналитические и управленческие процедуры глубоко интегрированы между собой [3]. Постоянно обновляемые сведения в базе данных автоматизированной системы учета муниципальной собственности позволят создать реальный инструмент контроля за происходящими

изменениями и эффективного управления муниципальной собственностью.

Целью данной работы является анализ состояния системы управления муниципальной собственностью в г. Таганроге, а также обоснование необходимости разработки web-сайта Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, в результате чего появится возможность получить доступ к открытым данным как физическим, так и юридическим лицам. Источниками информации для анализа показателей, характеризующих ситуацию с управлением муниципальным имуществом и земельными участками, являются данные статистической отчётности КУИ г. Таганрога.

Проблема эффективного управления муниципальной собственностью привлекает широкий круг исследователей.

В Реестре муниципального имущества города Таганрога учитывается 144 предприятия и учреждения, 13 органов местного самоуправления и органов администрации с правами юридического лица, в том числе нежилой фонд в количестве 596 объектов общей площадью 409,95 тыс. кв. м [4].

Для полноценного управления хозяйственными процессами важную роль играет экономическая информация о состоянии имущественного капитала. Одним из главных её показателей является остаточная оценка имущества, определяемая как разница между балансовой (первоначальной или восстановительной) стоимостью основных средств и суммой амортизационных отчислений. На рис. 1 представлена динамика изменения стоимости муниципального имущества г. Таганрога за 2016-2019 гг.

14 000,00 12 000,00 10 000,00

8 000,00

а х

6 444,09

6 000,00 4 000,00 2 000,00 0,00

■ Восстановительная стоимость ■ Остаточная стоимость

Рис. 1. Динамика изменения стоимости муниципального имущества г. Таганрога за 2016-2019 гг. (млн руб.)

2016 2017 2018 2019 2020

■ План ■ Исполнение

Рис. 2. Динамика поступления доходов от перечисления части прибыли муниципальных унитарных

предприятий за 2016-2020 гг. (тыс.руб.)

Данные диаграммы позволяют с уверенностью утверждать, что наблюдается рост объектов муниципальной собственности. Связано это с тем, что площади нежилого фонда увеличиваются, а жилой фонд остается стабильным.

В муниципальной собственности г. Таганрога на 01.01.2020 зарегистрировано 13 муниципальных унитарных предприятий, на четырех из них (МУП «Жилищно-эксплуатационное управление», МУП «Таганрогэнерго», МУП ЖКХ «Северное», МУП «Спецавтохозяйство») введена процедура банкротства - конкурсное производство. По состоянию на 01.01.2020 муниципальными унитарными предприятиями в бюджет города Таганрога перечислено 780,4 тыс. руб. (106,8 % плана 2019 г.) от прибыли, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей, за пользование муниципальным имуществом [5]. На рис. 2 представлна динамика поступления доходов от перечисления части прибыли муници-

пальных унитарных предприятий за 2016-2020 гг. Как видно, с 2018 г. наблюдается неуклонное снижение как плановых, так и исполненных показателей (в 1,8 раза в 2019 г. по отношению к 2017 г.).

Основными проблемами, возникающими в процессе управления муниципальными предприятиями, являются проблемы, связанные с финансовым состоянием предприятий сферы ЖКХ: наличие большой кредиторской задолженности, в том числе по налогам и сборам, неэффективное использование муниципального имущества, несвоевременное перечисление предприятиями отчислений от прибыли за пользование муниципальным имуществом в городской бюджет. Анализ финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий за исследуемый период показал снижение показателей финансовой устойчивости МУП, осуществляющих деятельность в сфере жилищно-коммунального комплекса. Полностью отсутствует анализ курирующих органов

текущей деятельности предприятий, выработка предложений по возможным дополнительным видам деятельности с целью недопущения ситуаций доведения МУП ЖКХ до банкротства, а также программы по оздоровлению МУП жилищно-коммунальной сферы. Таким образом, существует реальная угроза банкротства ряда предприятий сферы ЖКХ [6].

Исходя из сложности системы, процесс управления муниципальным имуществом не может обойтись без внедрения информационных технологий, которые позволят ускорить принятие важных решений для муниципального образования, физических и юридических лиц [7].

Для эффективного управления муниципальным имуществом города и открытости, доступности и точности информации необходимо внедрение автоматизированной системы, которая позволит:

- проводить мониторинг состояния объектов управления, обеспечить контроль исполнения решений и эффективности исполнительных механизмов;

- анализировать внешние и внутренние проблемные ситуации и прогнозировать их развитие;

- поддерживать процедуры принятия решений; управлять деятельностью органов местного самоуправления;

- обеспечить надежное хранение и оперативный избирательный доступ к большим объемам информации;

- осуществлять автоматизированную поддержку процедур обработки информации;

- формировать внешние и внутренние коммуникации, а также обеспечить поддержку доступа к удаленным источникам и фондам.

Следует отметить, что при внедрении информационных технологий в систему управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами города необходимо решить ряд законодательных, организационных и технических проблем. Рекомендации к нормативно-правовому обеспечению применения автоматизированной системы и решению законодательных проблем заключаются в разработке специального документа - регламента использования земельной информационной системы в КУИ г. Таганрога, нормативно закрепляющего понятие такой системы, порядок допуска сотрудников к работе в автоматизированной системе, порядок создания, передачи, обработки и архивного хранения электронных геоданных в системе, требования к обеспечению информационной безопасности, а также вопросы технической поддержки и сопровождения автоматизированной системы.

Наибольший эффект от открытия данных, возможно, будет достигнут при их активном применении. Поэтому необходимо увеличивать сообщество пользователей активных данных, создавать обстановку для вовлечения и взаимосвязи новых групп пользователей, вести агитационно-разъяснительную работу, устраивать творческие конкурсы на создание производительных программных средств и сервисов, использующих открытые данные.

Открытость, прозрачность и доступность данных о планах, средствах, методах и результатах развития города способствуют повышению управляемости,

укреплению демократических институтов, создают условия для формирования высокого уровня доверия между органами власти и обществом, а также дают возможность своевременно решать возникающие проблемы в различных сферах деятельности, контролировать власть и развивать гражданское общество.

Следовательно, для эффективного управления муниципальным имуществом и для дальнейшего экономического роста города авторами предлагается разработать web-сайт Комитета по управлению имуществом г. Таганрога, который даст возможность получить доступ к открытым данным физическим и юридическим лицам. Принимая в этом участие и получая информацию о существующих проблемах и сложных ситуациях в данной сфере, они будут принимать участие в их решении, а также способствовать противодействию коррупции. С использованием открытых данных у граждан появляется возможность получать качественные государственные и муниципальные услуги и извлекать выгоду в своей повседневной деятельности.

Главными целями создания web-сайта являются предоставление доступа к открытым данным и интеграция органов власти с физическими и юридическими лицами. С помощью web-сайта можно упростить работу, легко и с точностью предоставлять государственные и муниципальные услуги через интернет-порталы, получать и использовать необходимую информацию. С небольшими затратами времени увеличить доходы в бюджет, донести до граждан полную информацию об имущественных отношениях и обо всех необходимых документах.

В России большинство муниципальных образований уже имеют свои официальные сайты по управлению имущественными отношениями. Рассмотрим возможные перспективы, которые появятся вследствие создания web-сайта управления муниципальным имуществом города.

1. Сайт - это лицо любого действующего органа власти. Орган государственной и муниципальной власти, имеющий свой web-сайт, электронный адрес, доступ в личный кабинет сотрудников физических и юридических лиц, размещающий информацию о деятельности подразделения, позволяет повысить эффективность работы и прозрачность деятельности органов власти.

2. Сайт - это круглосуточный виртуальный портал органов власти. Информация, доступ, запись на прием, электронные услуги, которые могут понадобиться не только в рабочее, но в любое другое время. В этом случае web-сайт Комитета по управлению имуществом окажет необходимую услугу в любое удобное время дня и ночи.

3. Сайт - это визитная карточка органов власти, предоставляющая всю необходимую информацию для контактов с ними. Зайдя на сайт, можно узнать адрес, номер телефона, факса, уточнить, как проехать к объекту, воспользовавшись размещенной на сайте схемой проезда или Google-картой, а также узнать часы работы организации.

Информационная система и ресурсы в современном мире являются неотъемлемой частью жизненного процесса каждого человека. Оптимизация труда

с помощью информатизации рабочего пространства сотрудников не является исключением, так как способствует развитию и совершенствованию технологической платформы вуза и его информационно-образовательной среды.

Далее авторами проанализированы компоненты, которые необходимы для разработки сайта, рассчитаны время и стоимость предоставляемых услуг (рис. 3). Как видно из рисунка, алгоритм разработки web-сайта Комитета по управлению имуществом г.Таганрога включает восемь этапов, в рамках которых прописаны не только последовательность действий, но и те улучшения, которые возникают после реализации каждого этапа. Особое внимание необходимо уделить реализации такой возможности web-сервиса, как взаимодействие с внутренней базой. Это позволит сделать расширяемый, функциональный

личный кабинет для клиентов и получать нужную информацию онлайн без необходимости посещать Комитет по управлению имуществом лично. По предварительным оценкам уровень сложности создания web-сайта будет средним, стоимость данного проекта варьируется от 95 до 155 тыс. руб. Особое внимание необходимо уделить выбору компании-разработчика. На российском рынке представлено большое количество компаний по разработке сайтов, многие их которых специализируются именно на автоматизации деятельности органов власти и управления в системе земельно-имущественных отношений. Проанализировав все выгодные условия, остается только определить компанию, которая реализует все пожелания и создаст современный и актуальный web-сайт, который будет способствовать развитию имущественных отношений в г.Таганроге.

1. АНАЛИЗ ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ

• анализ ключевых запросов по деятельности организации

• выявление целевых групп

• Стоимость - стоимость варьируется от 4 500 до 15 000 рублей

2. РАЗРАБОТКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА

• совместная генерация и обсуждение идей

• объединение идей в общий план с учетом профессионального мнения специалистов

• Стоимость - стоимость варьируется от 4 500 до 45 000 рублей

3. РАЗРАБОТКА ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКОГО СЦЕНАРИЯ

• необходимо понять потенциальную целевую аудиторию и как именно они пользуются услугами данной организации

• Стоимость - стоимость варьируется от 3 000 до 10 000

4. РАЗРАБОТКА И СОЗДАНИЕ ПРОТОТИПОВ СТРАНИЦ

• чтобы наглядно показать расположение информации на страницах сайта

• облегчить дизайн и разработку проекта до их утверждения

• Стоимость - стоимость варьируется от 7 500 до 15 000 рублей

5. РАЗРАБОТКА ДИЗАЙНА

создание удобной виртуальной среды для посетителя, для эффективного решения

поставленных задач Стоимость - стоимость варьируется от 30 000 до 60 000 рублей

6. РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ПРОЕКТА

• чтобы в созданной виртуальной среде все «ожило»: кликалось, двигалось, общалось с посетителями

• Стоимость - стоимость варьируется от 20 000 рублей и выше.

7. ОФОРМЛЕНИЕ СТРАНИЦ САЙТА

• Стоимость- стоимость варьируется от 6 000 до 20 000 рублей

8. ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА САЙТА, ПРОВОДИТСЯ ТЕСТИРОВАНИЕ И ВНОСЯТСЯ ПОПРАВКИ

• Стоимость - стоимость варьируется от 2 400 до 12 000 рублей

Рис. 3. Алгоритм разработки м>еЬ-сайта Комитета по управлению имуществом г. Таганрога

Таким образом, ожидаемый эффект от внедрения web-сайта Комитета по управлению имуществом Администрации г. Таганрога заключается в следующем:

1. Повышение доходов в бюджет г. Таганрога. Это достигается за счет организации более эффективной работы по взиманию платы за фактическое использование муниципального имущества и земельных ресурсов, так как организован автоматизированный контроль за соблюдением всех условий договора и дополнительных соглашений к ним, а также предупредительный контроль завершения /изменения договорных отношений.

2. Повышение общей эффективности деятельности КУИ г. Таганрога и эффективности работы с гражданами и организациями: с помощью открытых данных обеспечивается прозрачность работы органов государственной власти, формируется база для гражданского контроля, создаются новые услуги для граждан и бизнеса, а доступность и открытость данных способствует расширению спроса на эту информацию с целью достижения социального и экономического эффекта от её применения.

3. Принятие эффективных антикоррупционных мер, так как исключается влияние «человеческого фактора» в ходе выполнения операций, происходит детальное протоколирование действий пользователей и открытые данные размещаются в сети интернет. Таким образом, реализуется электронный принцип управления муниципальным имуществом и земельными ресурсами и организуется эффективное электронное взаимодействие со смежными организациями.

Также необходимо выделить перспективные направления совершенствования деятельности самого Комитета по управлению имуществом в г. Таганроге, которые возможно будет реализовать в результате внедрения в работу организации web-сайта как необходимого инструмента повышения эффективности деятельности организации:

- предоставление полного перечня основных нормативно-правовых документов, определяющих функции и порядок работы КУИ города Таганрога, с последними новостями;

- с помощью функции регистрации и входа в личный кабинет физических и юридических лиц появляется возможность предоставления через сайт подробной информации для арендаторов, в частности, перечня документов по оформлению земельных участков;

- используя информацию в разделе «Структура КУИ города Таганрога», можно получить информацию о персоналиях учреждения, о деятельности, итогах работы каждого отдела, контактах,

появляется доступ к наборам специальных форм и бланков.

Таким образом, внедрение web-сайта может способствовать увеличению поступления платежей, зачисляемых на счета органа Федерального казначейства по Ростовской области, от использования муниципального имущества, аренды и продажи имущества и земельных участков.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Зубков А.В. Муниципальная собственность как ключевой компонент экономической основы местного самоуправления / А.В. Зубков. - Текст : электронный // Молодой ученый. - 2015. - № 15 (95). - URL https://moluch.ru/archive/95/21210/ (дата обращения: 11.11.2020).

2. Чернышев А.И. Основные возможности повышения эффективности муниципальной собственности / А.И. Чернышев. - Текст : электронный // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. - 2015. - № 2. -URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24210485 (дата обращения: 11.11.2020).

3. Антоненкова А.В., Неделькин А.А. Принципы организации учетно-аналитических процедур и модели документооборота в корпоративных информационных системах / А.В. Антоненкова, А.А. Неделькин. - Текст : электронный // Ttansport busness in Russia. - 2012. - № 12. - URL: https://cyberleninka.rU/article/n/printsipy-organizat sii-uchetno-analiticheskih-protsedur-i-modeli-doku mentooborota-v-korporativnyh-informatsionnyh-sistemah/viewer (дата обращения: 25.10.2020).

4. Открытые данные Российской Федерации : официальный портал. - Текст : электронный. - URL: https://data.gov.ru/ (дата обращения: 24.10.2020).

5. Администрация г.Таганрога : официальный сайт // Комитет по управлению имуществом. - Текст : электронный. - URL: https://tagancity.ru/page/ komitiet-po-upravlieniiu-imushchiestvom-ghoroda-taghanrogha (дата обращения: 24.10.2020).

6. Нови И.Н., Геринг И.Е. К вопросу об эффективности управления муниципальным имуществом в г. Таганроге / И.Н. Нови, И.Е. Геринг. - Текст : электронный // Форум молодых ученых. - 2019. -Вып. № 3(31). - URL: https://forum-nauka.ru/ domains_data/files/31/Novi.pdf/

7. Шлапак В.С., Гладышева А.С. Применение информационных систем в органах местного самоуправления / В.С. Шлапак, А.С. Гладышева. - Текст : электронный // Сервис Plus. - 2012. -Вып. № 2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ primenenie-informatsionnyh-sistem-v-organah-mestn ogo-samoupravleniya/viewer

© Ирина Николаевна Нови, 2020 © Екатерина Сергеевна Демичева, 2020 © Частное образовательное учреждение высшего ия «Таганрогский институт управления и экономики», 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.