Тезисы конференции с международным участием
«Инновационные образовательные технологии в медицине» (Москва, 27-28 сентября 2012 г.)
А.А. Сыздыкова, В.И. Ахметов, Г.Ж. Капанова, Л.К. Сарсенова Независимая экзаменация знаний и навыков специалистов здравоохранения в Казахстане — инструмент повышения безопасности и качества медицинских услуг
Алматинский государственный институт усовершенствования врачей, Республиканский центр оценки знаний и навыков, Республика Казахстан
В рамках Государственной программы развития здравоохранения РК «Саламатты Ка-закстан» на 2011—2015 гг. и Проекта «Передача технологий и проведение институциональной реформы в секторе здравоохранения Республики Казахстан», финансируемого Международным банком реконструкции и развития, реализуется комплекс мероприятий по совершенствованию системы подготовки специалистов здравоохранения. Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в числе приоритетных задач реформы образования обозначил создание независимых центров подтверждения квалификации на базе отраслевых ассоциаций и отделение процедуры оценки качества обучения от образовательных услуг. Как результат подготовительной работы, проведенной в 2005—2011 гг., создан и начал работу Республиканский центр оценки знаний и навыков, который призван обеспечить продвижение международных стандартов качества подготовки медицинских кадров, в том числе через лицензирование и сертификацию. Концепция развития центра предполагает создание независимой системы мультимодальной оценки профессиональной квалификации специалистов здравоохранения и выпускников; разработку и предоставление инновационных и научно-обоснованных услуг и продуктов, являющихся справедливыми, надежными и эффективными, результаты которых могут быть документированы посредством соответствующих исследований, как имевшие положительное влияние на здоровье населения Республики Казахстан; развитие симуляционного обучения и координация деятельности филиальной сети, включающей региональные симуляционные центры и учебно-клинические центры в медицинских вузах и колледжах.
Д.Н. Панченков, В.С. Чугунов, С.Д. Леонов
Разработка универсальной тренировочной платформы для отработки
хирургических мануальных навыков
ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет» им. А.И. Евдокимова
Одним из важнейших элементов обучения в медицинском вузе на до- и последипломном этапах является освоение практических навыков. Особенно это касается врачей-хирургов, так как технически успешно выполненное оперативное вмешательство во многом является залогом выздоровления пациента. Для отработки хирургических приемов, особенно в эндоскопической хирургии, по настоящее время часто используются под-
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
м
#
блок МОИПР 3 2012.indd 121 -fffi+ 03.12.2012 16:35:50
ПРИЛОЖЕНИЕ
ручные средства, трупный материал либо органы животных. Однако развитие современной методики преподавания медицины диктует новые требования к процессу обучения. Зарубежные коллеги разрабатывают большое количество разнообразных тренажеров и успешно внедряют их в процесс обучения. Однако для российских вузов их покупка является дорогостоящей.
Целью нашей работы стала разработка универсального малобюджетного тренажера для отработки хирургических навыков.
Материал и методы. Для разработки хирургического тренажера был использован специально подобранный силикон, который хорошо имитирует биологические ткани. На первом этапе изготавливалась пластилиновая модель тренажера, после чего на ее основе из пластика была сформирована форма для отливки силиконовой подложки.
Результаты и обсуждение. Данная тренировочная платформа представляет собой цельную силиконовую структуру, которая достаточно хорошо имитирует человеческие ткани и позволяет улучшать индивидуальные хирургические навыки. Применять ее можно для тренировки навыков как в открытой, так и в лапароскопической хирургии. Все элементы тренажера лежат на подложке 16 х16 см, толщиной около 3 мм. Разработанная модель позволяет отрабатывать навыки соединения тканей в различных условиях. Тренажер служит для отработки техники сведения тканей с различным натяжением, сопоставления краев неровной формы, ушивания отверстий, наложения шва на легко прорезаемую ткань, работы в ограниченном пространстве наложения шва в глубине, наложения шва между структур различной высоты, наложения шва с учетом сопротивления ткани, требующего дополнительных усилий в сопоставлении краев раны и навыков завязывания узлов.
Н.Б. Найговзина1, В.Б. Филатов1, М.Д. Горшков2, Е.Ю. Гущина1, А.Л. Колыш2 Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении
1 Правительство Российской Федерации 2 Общероссийская общественная организация «Российское обществосимуляционного обучения в медицине» (РОСОМЕД)
Общероссийская система симуляционного обучения, тестирования и аттестации в здравоохранении — централизованный, взаимодействующий комплекс центров симуляционного обучения, связанных между собой организационно, функционально и информационно и работающий по единым стандартам и технологиям обучения, тестирования и аттестации.
Приобретение практического опыта в симулированной среде. Целевая группа. Специалисты различного профиля и профессионального уровня здравоохранения и смежных сфер: студенты, ординаторы, аспиранты, врачи всех специальностей, средний медицинский персонал, управленцы в системе здравоохранения, инженеры и конструкторы медицинской техники, архитекторы.
н
Медицинское образование и профессиональное развитие №3 (9) 2012
блок МОИПР 3 2012.шМ 122 03.12.2012 16:35:50