УДК 378.6 Панина Светлана Викторовна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики Педагогического института Северо-Восточного федерального университета
Гоголева Евдокия Николаевна
старший преподаватель кафедры физического воспитания Института физической культуры и спорта Северо-Восточного федерального университета
РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ПРОФИЛЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Panina Svetlana Viktorovna
PhD in Education Science, Assistant Professor, Education Science Subdepartment, Education Science Institute, North Eastern Federal University
Gogoleva Evdokia Nikolayevna
Senior Lecturer, Physical Education Subdepartment, Institute of Physical Education and Sport, North Eastern Federal University
DEVELOPMENT OF INSTRUCTIONAL SUPPORT OF INDEPENDENT PHYSICAL EDUCATION WORK OF STUDENTS MAJORING IN MEDICAL SCIENCES
Аннотация:
В статье показаны с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта особенности учебного процесса по дисциплине «Физическая культура», в частности формы организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по специальностям медицинского профиля.
Ключевые слова:
учебно-методическое обеспечение, самостоятельная работа студентов; дисциплина «Физическая культура», специальности медицинского профиля, Федеральный государственный образовательный стандарт.
Summary:
The article deals with the features of the physical education process according to the requirements of the Federal State Educational Standard. The authors consider in particular the forms of independent work organization for students majoring in medical science.
Keywords:
educational support, independent work of students, Physical Education discipline, medical specializations, Federal State Educational Standard.
Современные условия жизни диктуют более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Всестороннее развитие физических способностей студентов с помощью самостоятельной работы средствами физической культуры помогает сосредоточить все внутренние ресурсы организма на достижении цели, повышает работоспособность, укрепляет здоровье.
На сегодняшний день отношение студентов к физической культуре - одна из актуальных социально значимых педагогических проблем. На студентов, как особую социальную группу со своими возрастными, физиологическими и психологическими особенностями, влияют специфические факторы, сопровождающие обучение в вузе. По мнению самих студентов, такими факторами являются: напряженный умственный труд в течение длительного периода; занятость на протяжении всего дня; эмоциональные перегрузки, широкие социальные контакты в студенческой среде; диссонанс между высокими запросами и ограниченностью материальных средств; часто зависимое положение от родителей при стремлении к самостоятельности; необходимость работы в целях получения дополнительных средств к существованию в ущерб здоровью и качеству обучения; неподготовленность к самостоятельной организации режима труда, отдыха, питания и быта. К неспецифическим факторам относятся: биологические; климатогеографические; экологические; социальные; поведенческие; эпидемиологические; медицинские [1].
Стремительность потока новой информации и переоценка старых сведений приводит к усложнению учебных программ, увеличению объема изучаемого материала, напряженности умственного труда. В связи с этим первостепенной задачей становится разработка рациональной системы двигательного режима, а именно разработка учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура» [2]. Мы полагаем, что результатом обучения в области физической культуры студентов медицинского профиля в вузе
должно стать создание устойчивой потребности к здоровому и продуктивному стилю жизни, физическому совершенствованию, приобретению личностного опыта.
Наиболее эффективное решение по формированию физического состояния может быть достигнуто с помощью правильного подхода к организации самостоятельной деятельности студентов медицинского профиля, как, например, в Медицинском институте Северо-Восточного федерального университета (СВФУ). Во-первых, на учебных занятиях по физическому воспитанию планирование самостоятельной работы студентов осуществляется преподавателями кафедры физического воспитания с целью четкого определения последовательности решения задач, овладения техникой разнообразных физических упражнений и повышения уровня функциональной подготовленности организма данных студентов [3]. Во-вторых, будущими медиками осваиваются практические навыки по овладению комплексами физических упражнений, разработанных преподавателями. В свободное от учебы время студенты выполняют индивидуальные программы, разработанные по специфике заболевания. Деятельность преподавателя заключается в разъяснении, рекомендациях, консультациях, анализе данных программ, в тестировании физического состояния и физической подготовленности будущими медиками [4].
По итогам учебной и самостоятельной работы студентов Медицинского института проводится мониторинг их физического состояния, который дает возможность преподавателям владеть механизмом управления физическим развитием студентов. В настоящее время в СВФУ ведущими специалистами по физическому воспитанию разрабатываются новые программы, которые направлены на создание здоровьесохраняющей среды в вузе. Основными задачами программы являются сохранение и укрепление здоровья студентов, преподавателей и сотрудников вуза; целостность и взаимосвязь учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию. Преподаватели кафедры физического воспитания реализуют практическую часть программы в рамках внеучебной деятельности: организуют и проводят общеуниверситетские спортивно-массовые мероприятия среди студентов, преподавателей и сотрудников вуза.
В целом проблемы физического воспитания, приобщения учащейся молодежи к здоровому образу жизни практически идентичны во всем мире. Они носят глобальный характер и отражают в основном следующие научные направления [5]: целеобразование и госстандартизация социального заказа в сфере физической культуры; определение содержания и вариантов распределения программного материала, новых форм обучения и воспитания; выявление психолого-педагогических факторов профессиональной деятельности учителей; моделирование здоро-вьесберегающей системы образования; поиск эффективных форм организации занятия, формирование мотивационно-ценностных ориентаций в области физической культуры; конструирование педагогических технологий и оздоровительных программ, обеспечивающих активность студентов в физическом самосовершенствовании.
В физическом воспитании студентов используются разнообразные формы учебных и внеучебных занятий на протяжении всего периода обучения в вузе [6]. Учебные занятия проводятся в форме: теоретических, практических и контрольных; элективных методико-практических и учебно-тренировочных занятий; индивидуальных и индивидуально-групповых дополнительных занятий или консультаций; самостоятельных занятий по заданию и под контролем преподавателя. Внеучебные занятия организуются в форме: выполнения физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня; занятий в спортивных клубах, секциях, группах по интересам; самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом; массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных мероприятий. Особенностью построения учебного процесса по физическому воспитанию является внедрение технологии фитнес-аэробики и использование ее для совершенствования учебного процесса по физическому воспитанию студентов. Новая программа позволяет повысить эффективность учебного процесса и более полно реализовать поставленные задачи с учетом интересов занимающихся по предмету физической культуры [7].
Формирование у студентов-медиков отношения к физической культуре как к необходимому звену общекультурной ценности и общеоздоровительной тактики в профессиональной деятельности является основной целью дисциплины «Физическая культура». Непременным условием разработки учебно-методического обеспечения является мониторинг физических способностей студентов, а также оценка с нормативными величинами физических способностей. В пилотном исследовании приняли участие 113 студенток Медицинского института СВФУ. Эксперимент проводился в виде тестов на физические способности, скоростно-силовые способности, выносливость, гибкость и координационную способность. Мониторинг и оценка физических способностей анализировалась с применением метода математической статистики. Обработка и анализ полученных данных осуществлялись с помощью PC Acer aspire v3-571g на программном обеспечении Microsoft Excel 7.0, для чего применялись приемы малых выборок. Результаты исследования выявили низкие оценки показателей физических способностей студенток, по итогам тестирования
студенток в динамике отмечаются стабильно низкие физические способности по всем показателям и отсутствие лучших показателей по сравнению с нормативными величинами.
Анализ данных дает основание утверждать, что студентки младших курсов Медицинского института по показателям физических способностей имеют результаты значительно ниже должного норматива. Одним из средств устранения отставания в физических способностях, на наш взгляд, является разработка эффективных форм учебно-методического обеспечения, привитие навыков саморазвития, обеспечение прозрачности физических данных студенток и усиление мотивов побуждения к занятиям физической культурой.
Существуют четыре основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика; физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня; самостоятельные тренировочные занятия; попутная тренировка. В СВФУ работают спортивные секции: волейбола, баскетбола, легкой атлетики, футбола, аэробики, настольного тенниса, стрельбы, лыж, национальные виды спорта, интеллектуальные виды спорта, спортивная гимнастика, спортивные единоборства, плавание. В связи с введением в образовательный процесс нового Федерального государственного образовательного стандарта, все более актуальной становится задача организации самостоятельной работы студентов.
Предлагаем систему организации самостоятельной работы студентов (СРС) 1-2-х курсов по дисциплине «Физическая культура» (табл. 1).
Таблица 1 - Система организации самостоятельной работы студентов 1-2-х курсов по дисциплине «Физическая культура»_
Семестр Формы и виды СРС Форма контроля
на занятиях во внеурочной деятельности
I Изучить основные понятия теории физической культуры. Составить библиографические карточки на статьи по физической культуре Тест
Выписать методы исследования, которые вы будете применять в практической работе Письменно
Изучить постановку врачебного контроля: состояние здоровья человека, их уровень физического развития; наблюдения врача за самочувствием человека на занятиях по физической культуре, дозировкой физической нагрузки; специальные занятия по исправлению осанки
Изучение опыта работы по формированию привычек ЗОЖ Выписать показатели физического развития и физической подготовленности людей разных возрастных групп
Наблюдение и анализ использования различных методов обучения физическим упражнениям Подготовиться к семинару на тему: «Характеристика методов и приемов обучения физическим упражнениям» Семинар
Подготовится к семинару на тему: «Методика развития физических качеств» Семинар
Участие в соревнованиях СВФУ Практически
Составление конспектов занятий по физической культуре, подвижным играм, гимнастике Составить комплекс физических упражнений, используя современные книги, интернет-ресурсы Двигательный диктант
II Составление конспектов обучения в разных возрастных группах Составить комплексы ОРУ для разных возрастных групп с предметами, на снарядах, в парах Практически
Изготовить зрительные ориентиры для практического проведения строевых упражнений Выставка
Участие в соревнованиях СВФУ Практически
Составление конспектов подвижных игр Подготовить картотеку подвижных игр для различных возрастных групп, атрибуты, альбом считалок Зачет
Написать реферат на тему: «Влияние физической культуры на организм человека», «Мой любимый вид спорта» (по выбору) Письменно
Продолжение таблицы 1
III Проанализировать двигательный режим студента Письменно
Составить план-конспект физических занятий для открытого просмотра Практически
Участие в соревнованиях СВФУ Практически
Составление конспектов утренней разминки Составить план-конспект утренней гимнастики, проведенной в нетрадиционной форме Конкурс
IV Составление плана двигательной деятельности на день Составить карту учета собственного состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности, на этой основе сформулировать задачи на текущий год и разработать план-график распределения физических упражнений на год Письменно
Участие в соревнованиях СВФУ Практически
Таким образом, широкое использование способов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его стремление к постоянному овладению знаниями и применению их на практике.
Ссылки:
1. Суворов Ю.А., Платонова В.А. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов : учебно-методическое пособие. СПб., 2006. 90 с.
2. Теория и методика физической культуры : учебник для студентов вузов / ред. Ю.Ф. Курамшина. 3-е изд., стер. М., 2007. 464 с.
3. Физическая культура : учебник / под ред. Е.В. Конеевой. Ростов н/Д., 2006. 558 с.
4. Ильинич В.И. Физическая культура студента и жизнь : учебник. М., 2008. 366 с.
5. Губа В.П., Морозов О.С., Парфененков В.В. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи : учебное пособие / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. В.П. Губы. М., 2008. 206 с.
6. Барчуков И.С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2010. 368 с.
7. Физическая культура и физическое воспитание студентов в техническом вузе : учебное пособие / под ред. проф. В.Ю. Лебединского, доц. Э.Г. Шпорина. Иркутск, 2012. 296 с.