РАЗРАБОТКА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА
МИХЕЕВА Е.Н., ПЕРОВА Л.А.
Авторы пособия предложили алгоритм подготовки учебно-методического пособия к публикации с обновленным песенным репертуаром для подготовки студентов, будущих педагогов-музыкантов, к
профессиональной практике. Статья посвящена актуальной проблеме подготовки компетентного специалиста, одним из показателей его профессиональной готовности является свободное владение современными технологиями, в том числе и коммуникационными. Кроме того, показателем компетентности специалиста является его способность не только применять полученные в процессе учебы знания, умения, навыки, но и самостоятельно творчески перерабатывать их в новых условиях профессиональной деятельности.
Сегодняшней школе нужен учитель, свободно владеющий профессией, способный к постоянному саморазвитию, самообразованию в конкурентной среде, обладающий компетентностью. На первое место выдвигается не профессиональная информированность, а умение решать проблемы, возникающие при освоении профессиональных технологий, в ситуациях самоорганизации. В современном образовании компетентностный подход не отрицает академического подхода, а углубляет, расширяет и дополняет его. Сегодня он более соответствует условиям рыночного хозяйствования, так как предполагает ориентацию на формирование наряду с профессиональными ЗУНами, трактуемыми как владение профессиональными технологиями, еще и развитие таких универсальных способностей и готовностей (ключевых компетенций), которые востребованы современным рынком труда [1]. Компетентностный подход предусмотрен и правовыми нормами: в «Квалификационных характеристиках должностей работников образования», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития от 14.08.2009 № 593, определены требования к знаниям работников образования. Помимо прочего, педагогические работники должны знать методы формирования основных составляющих компетентности (профессиональной, коммуникативной, информационной, правовой); современные педагогические технологии реализации компетентностного подхода [2].
Компетентность является центральным понятием компетентностного подхода. К основным составляющим компетентности работников образования относятся: профессиональная, коммуникативная, информационная, правовая.
Профессиональная компетентность обеспечивает своевременное и оптимальное решение типичных профессиональных задач; видение проблем и их преодоление; нахождение нестандартных решений задач; гибкость и готовность принимать происходящие изменения.
Коммуникативная компетентность предполагает обеспечение эффективного взаимодействия с различными организациями, органами власти; владение деловой перепиской; умение вести переговоры, общаться с коллегами по работе; способность разрешения напряженных и конфликтных ситуаций.
Authors of the grant have offered the algorithm of preparation of the educational methodical grant to the publication with the updated song repertoire for preparation of students, the future teachers-musicians, to professional practice. Article is devoted an actual problem of preparation of the competent expert, one of indicators of its professional readiness is free possession of modern technologies, including communication. Besides, an indicator of competence of the expert is its ability not only to apply the knowledge received in the course of study, ability, skills, but also independently creatively to process them in new conditions of professional work.
Информационная компетентность позволяет педагогу эффективно воспринимать и оценивать информацию; использовать информационные технологии, работать с различными информационными источниками, вести документацию на электронных носителях.
Правовая компетентность обеспечивает эффективное использование законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти [3].
Умение разрабатывать учебно-методическое пособие, на наш взгляд, является показателем компетентности педагога. Именно при составлении пособия необходимо было проявить все составляющие компетентности педагога.
В Архангельском педагогическом колледже в 2008 г. было издано учебно-методическое пособие «Использование навыков музицирования при подготовке студентов к профессиональной деятельности». Данное пособие является в своем роде уникальным, т.к. представляет из себя попытку ознакомить широкий круг студентов и педагогов-практиков с авторской системой развития музыкального мышления через наиболее востребованную форму музицирования - конструирование и подбор аккомпанемента по буквенно-цифровой системе аккордов. Уникальность нашего пособия состоит, прежде всего, в тщательно подобранном репертуарном песенном материале по критериям художественности, актуальности, доступности, целесообразности, тематическому многообразию. Кроме того, в процессе компьютерной вёрстки нотных текстов, мы постарались учитывать вокальные возможности школьников, связанные с возрастными исполнительскими особенностями, что нашло отражение в выборе тональности для каждой конкретно песни. Таким образом, учебно-методическое пособие представляет из себя единство теории и практики, что, несомненно, является весьма важным фактором подготовки будущего педагога-музыканта, стремящегося к вершинам профессионального мастерства. Изложенная в пособии информация адресована, прежде всего, студентам педагогического колледжа, обучающимся по специальности 050601 «Музыкальное образование». Пособие может быть использовано не только в рамках дисциплин «Основы элементарного музицирования», «Аккомпанемент», «Аранжировка аккомпанемента песни на синтезаторе», «Методика музыкального образования», но и в ходе профессиональной практики. Кроме того, песенный репертуар, предложенный в заключительном разделе пособия, активно используется в процессе занятий обучения иностранным языкам. Данное пособие - это не только попытка авторов-составителей утолить «репертуарный голод» педагогов-музыкантов, но и стремление восполнить теоретико-информационный пробел в сфере творческого музицирования.
Одной из важных составляющих подготовки студентов к профессиональной деятельности является свободное владение основными средствами и формами музицирования при игре на музыкальном инструменте. Музицирование является по своей сути интерактивной формой творчества, отражением профессиональной компетентности педагога-музыканта.
Однако далеко не все специалисты в области музыкального образования владеют навыками самостоятельного музицирования (без готового нотного материала), что приводит к снижению качества выполняемой работы. Так, например, при подборе аккомпанементов нередко используются фигурации, не соответствующие характеру данной мелодии; не всегда корректно гармонизуется сама мелодия; ограничен выбор в применении различных приемов конструирования аккомпанементов и т.д. Учебно-методическая информация о том, какие имеются общие закономерности, формы и средства музицирования, какие условия необходимы для успешного овладения ими, поможет будущему учителю музыки, а также практикующему педагогу-музыканту найти наиболее эффективные пути к собственному профессиональному росту. Многолетняя апробация и использование богатого потенциала различных форм музицирования в процессе подготовки студентов к профессиональной деятельности, а также в ходе курсов повышения квалификации учителей музыки и музыкальных руководителей города Архангельска и Архангельской области позволяют сделать вывод о необходимости распространения полученного опыта в сфере музыкальной педагогики.
Часто мы не задумываемся о том, что появлению любого результата предшествуют определённые этапы, если можно так выразиться, «созревания» и «пробивания» его жизненных сил через твёрдую корку жизненных обстоятельств. Наш опыт создания сборника обращён к тем, кто планирует в дальнейшем приступить к работе над пособием, кто не боится трудностей и умеет преодолевать в себе страх «чистого листа». Пособие - это, прежде всего, результат многолетнего опыта работы в конкретной области знаний, а не скороспелый продукт, выданный на-гора в сжатые сроки. Следует подчеркнуть, что любая творческая идея может реализоваться в виде какого-либо продукта только в том случае, когда будут преодолены все препятствия в период, предшествующий его созданию. Любая деятельность, прежде всего, должна подчиняться конкретно поставленной цели, выполнение которой зависит от соответствующих задач и чёткого алгоритмического плана последовательности действий.
Итак, алгоритм работы над пособием включает в себя несколько этапов. На предварительном этапе (до составления пособия) нами были поставлены следующие задачи:
— выявление проблем и противоречий в исследуемой сфере (через опросы студентов, преподавателей колледжа, учителей музыки и музыкальных руководителей в рамках курсов повышения квалификации и т.д.). Сфера исследования - свободное владение навыками творческого музицирования (подбор, конструирование аккомпанементов, сочинение). Владение навыками музицирования мы рассматривали как наиболее важный критерий уровня профессиональной культуры педагога-музыканта;
— выявление практической востребованности владения навыками музицирования и актуальности решения проблемы (через анкеты, опросы, беседы со студентами и педагогами-практиками);
— анализ собственного профессионального опыта и опыта работы педагогов-музыкантов с различными формами музицирования для поиска и определения наиболее эффективных способов и приёмов преодоления обучающимися психологического барьера зависимости от жёстких рамок готовых текстов, или, другими словами, «страха принятия самостоятельного решения» при подборе и конструировании аккомпанемента.
Особенностями второго этапа - экспериментально-практического - являлись следующие моменты:
— практическая апробация различных форм музицирования в рамках дисциплины «Аккомпанемент с элементами музицирования» (на основе авторской программы), выявление и отбор наиболее востребованных форм в профессиональной подготовке студентов (особенно в условиях приёма студентов без подготовки);
— создание авторской программы факультативной дисциплины «Основы элементарного музицирования»;
— преодоление инертности мышления части педагогического коллектива в плане внедрения данной дисциплины в учебный процесс;
— создание комплекса учебно-методических материалов для занятий музицированием на основе межпредметных связей, постоянное пополнение нотной библиотеки профессионального репертуара и отбор лучших образцов, в том числе и из результатов творческой работы студентов (сочинения песен);
— поиск путей для наиболее эффективной систематизации и сохранения информации, главным образом, через применение электронных музыкальных инструментов и современных компьютерных технологий (синтезатора, музыкальных компьютерных программ);
— консультации с педагогами-практиками и апробация нотных и учебно-методических материалов на уроках музыки в школе и на музыкальных занятиях в детских дошкольных образовательных учреждениях, а также на курсах повышения квалификации учителей музыки и музыкальных руководителей г. Архангельска и Архангельской области (г. Северодвинска, г. Котласа, г. Ново-двинска, г. Няндомы и др.);
— анализ результатов, отбор наиболее эффективных форм музицирования.
Данный этап завершился постановкой новой цели - создания пособия для распространения опыта творческого музицирования. Таким образом, на заключительном этапе составлении пособия нами решались следующие задачи:
— анализ и отбор наиболее ценного методического материала, отражающего технологические особенности преодоления проблем, связанных с развитием навыков свободного музицирования в профессиональной деятельности педагога-музыканта;
— компьютерная вёрстка нотного материала и набор соответствующего текста согласно требованиям, предъявляемым к пособиям подобного типа;
— неоднократная проверка и апробация данных, подготовленных для издания пособия.
Работа над пособием завершилась постановкой новой цели и новых задач для преодоления проблем, выявленных в ходе работы над сборником (отсутствие систематизированного материала для применения в педагогической практике в детском саду; отсутствие адаптивного пособия по использованию компьютерных технологий в деятельности педагога-музыканта; низкий уровень культуры педагога-музыканта в плане владения музыкальными компьютерными технологиями; недостаточная готовность школ и детских дошкольных учреждений к внедрению в процесс музыкального образования современных технических средств и т.д.).
Как показала практика, востребованность в изданиях подобного типа весьма высока. Наше пособие активно используется педагогами и студентами колледжа не только на учебных занятиях в колледже, но и при подготовке к профессиональной практике. Пособие получило большое распространение среди учителей музыки, педагогов дополнительного образования.
Библиографический список:
1. Барвинская Е.М. Вокально-педагогическая компетентность учителя // Музыка в школе. -2009. - №6. - С.53-59.
2. Беседина Ю.В. Оперный класс как модель формирования профессиональных компетенций студентов музыкального ссуза // СПО. - 2010. - №3. - С.41-42.
3. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // интернет-журнал «Эйдос». Электронный ресурс. 2005. 10 сент. URL:
http://www.eidos.ru/joumal/2005/0910-12.htm.
4. Филатов С.В. Компетентностный подход: новые роли участников образовательного про-цесса.//Справочник заместителя директора школы. - 2010. - №7.
5. ЕКС работников образования, 2009. Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. № 593.
Ключевые слова: учебно-методическое пособие, показатель компетентности педагога. Keywords: the educational and methodical grant, an indicator of competence of the teacher.