РАЗРАБОТКА ТЬЮТОРСКОЙ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА КРЕДИТНО-МОДУЛЬНУЮ СИСТЕМУ: ВВЕДЕНИЕ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «ТЬЮТОРСТВО»
Н.Ю. Грачева
Модернизация системы российского высшего образования, введение кредитно-модульной системы определяют необходимость существенного обновления целей, задач и содержания педагогического образования, что, в свою очередь, требует разработки и реализации новых моделей педагогического образования. Традиционные подходы, направленные на усвоение студентами определенной суммы знаний и умений их будущей профессиональной деятельности, теряют свое значение. Введение кредитно-модуль-ной системы предполагает переход на индивидуальные учебные планы, различные для каждого студента и определяющие его индивидуальную образовательную траекторию. Для составления индивидуального годового учебного плана у студента должна быть сформирована культура выбора, он должен четко представлять свои образовательные потребности на основе осознанных познавательных и профессиональных интересов и образовательных возможностей. Именно в такой ситуации-ситуации выбора, связанной с реализацией принципа индивидуализации, - крайне актуально оформление позиции тьютора, сопровождающего индивидуализацию студента в рамках открытого образовательного процесса в вузе. Особую актуальность это приобретает в услови-
ях педагогического вуза, ведь студенты - будущие учителя и, значит, должны быть и сами готовы к сопровождению индивидуализации учащихся в условиях профильного обучения. Проживание подобного опыта взаимодействия с тьютором в период обучения в педагогическом вузе способствует более эффективному формированию профессиональных педагогических компетенций, необходимых для реализации профильного обучения.
В работах по истории педагогики описана Университетская система Великобритании, породившая понятие тьютор (в переводе с английского tutor означает домашний учитель, репетитор, (школьный) наставник, опекун).
Тьюторство как одна из институционализированных форм наставни- 3 чества возникло в первых Британских — университетах — Оксфорде (XII в.) и Кембридже (XIII в.), главной задачей которых была подготовка духовенства, являвшегося в Европе практически единственным грамотным сословием, имеющим отношение к процессу воспроизводства культуры. По традиции эти университеты давали только гуманитарное образование.
Многие университетские воспитанники духовного звания с ученой степенью по окончании учебного курса оставались без бенефиции (места) или продолжали обучение дальше. Они жили в коллегиях, в качестве при-
численных к университету под названием tutors и со временем образовали главную составную часть коллегий. Тьюторам вменялся надзор над определенным числом школяров; они сопровождали жизнь студента во время пребывания в коллегии, включая его быт, готовили к академическим лекциям и руководили в частных занятиях.
К концу XVI века тьютор становится центральной фигурой в университетском образовании, отвечая, прежде всего, за воспитание подопечных.
В XVII веке сфера деятельности тьютора расширяется — все большее значение начинают приобретать образовательные функции. Тьютор определяет и советует студенту, какие лекции и практические занятия лучше всего посещать, как составить план своей учебной работы, следит за тем, чтобы его ученики хорошо занимались и были готовы к университетским экзаменам. Тьютор — ближайший советник студента и помощник во всех затруднениях; фактически, тьютор заменяет студенту родителей.
В XVII веке тьюторская система официально признается частью английской университетской системы, постепенно вытесняющей профессорскую. В течение XVIII—XIX веков в старейших университетах Англии ть-юторская система не только не сдала своих позиций, но заняла центральное место в обучении; лекционная стала служить дополнением к ней. Сегодня примерно 90% занятий в Оксфордском и 75% в Кембриджском университете проводится тьютором с одним или двумя студентами.
Традиционная структура тьюторс-кой системы включает в себя три элемента: руководство занятиями (кураторство), обеспечивающее учебу студентов и работу в каникулярное
время; моральное наставничество, предполагающее сопровождение жизни студента в университете в самом широком смысле слова; собственно тьюторство, осуществляющее сопровождение студента в течение триместра или учебного года.
Российская модель наставничества в образовательной культуре России складывалась иначе. Германская модель университета, которую унаследовала Россия, не предполагала института тьюторов. Наставничество складывалось среди домашних учителей, но если сравнивать их с тьюторами, им явно не хватало ценностей корпоративности, гражданского общества, открытого образовательного пространства — существовал только индивидуальный подход к обучаемому. В российской практике как исторический опыт тьюторства можно представить образовательную программу, которую составил В.А.Жуковский для наследника престола Романовых Александра Николаевича.
Сегодня в системе российского образования тьюторство должно обрести свои черты. Тьютор, сопровождающий процесс индивидуализации, выступает в роли посредника между культурным и индивидуальным, индивидуальным и корпоративным.
Опираясь на 15-летние исследования научно-практической группы Всероссийской тьюторской ассоциации (www.thetutor.ru), можно предположить, что принципиальной схемой ть-юторского сопровождения на всем протяжении существования самой идеи тьюторства является специально организованная тьютором работа по осознанию и выбору самими обучаемыми различных образовательных предложений и составлению ими своих индивидуальных образовательных программ, способствующих успешной
4
социализации. Основной принцип работы тьютора — это принцип «расширения» существующего образовательного и социального пространства каждого обучаемого до преобразования этого образовательного пространства в открытое.
При этом переход на кредитно-мо-дульную систему предполагает осмысление принципа открытости образования как одной из качественных характеристик современного образования. Открытость образования — это не что-то объективно существующее, а такой взгляд и такой тип рассуждения, при котором не только традиционные институты (детский сад, школа, вуз и т.п.) несут на себе образовательные функции, но и каждый элемент социальной и культурной среды может нести на себе определенный образовательный эффект, если его использовать соответствующим для этого образом.
Фактически принцип открытости имеет очень давнюю историю, начиная с возникновения в XII веке английских университетов и оформления в них специальной позиции — тьютора — для удержания открытости университетского образовательного пространства. Но сегодня этот принцип вновь обретает актуальность в системе высшего образовании вообще и педагогического образования в частности.
С точки зрения социального подхода, в процессе высшего педагогического образования всегда выделялись две составляющие целей образования: • заказ государства, т.е. установление четких приоритетов в содержании педагогического образования в соответствии с осмыслением тех качеств и того потенциала учителя, который нужен на современном этапе;
• частный (внутренний) заказ, т.е. осмысленный ответ самого студента педагогического вуза как потенциального заказчика на образовательные услуги на вопрос: «Чему и зачем намерен учиться в педагогическом вузе?»
Вторая составляющая (частный заказ на образование) долгое время фактически не учитывалась при организации процесса обучения в вузе, в отличие от первой составляющей (государственный заказ), которая разрабатывалась на протяжении всего последнего времени на уровне официальных научно-исследовательских программ.
В связи с этим разработка качественных характеристик образования является сегодня мощнейшим ресурсом для современной педагогики и позволяет, в частности, увидеть актуальность принципа открытости как одной из качественных характеристик современного образования.
В сегодняшней образовательной ситуации вторая составляющая целевых ориентаций высшего педагогического образования, а именно — осознанный заказ студента на собственный процесс образования — становится 5 чрезвычайно важной. А это, в свою очередь, и является главным содержанием принципа открытости образования.
Подобная ситуация складывается и в общеобразовательной школе в условиях профильного обучения. Учащиеся, реализуя свой личный заказ на образование через построение индивидуальных образовательных программ, все чаще вынуждены выходить за пределы базовой школьной программы. Вместе с тьютором школьники могут искать возможности вне школы, где могла бы разворачиваться их индивидуальная образовательная программа наряду со стандартной учебной —
посещение определенных лекций в вузе, дистантное образование, различные формы экстернатной подготовки и т.д. В этом случае образовательное пространство как для школьника, так и для начинает задаваться в определенный момент времени не столько каким-то конкретным образовательным учреждением и жестко заданной в нем учебной программой, сколько осознанием разнообразных образовательных возможностей и их определенной соорганизацией.
Но уже стало очевидным, что только представленное многообразие разнородных образовательных предложений (даже при всей их доступности) еще не задает для обучающегося реализацию открытости образования как качественную характеристику современного образования, оставаясь всего лишь потенциальной возможностью.
Чтобы принцип открытости образования мог реализоваться на уровне каждого образующегося, ему необходимо владеть культурой выбора и со-организации различных образовательных предложений в собственную образовательную программу.
6 Использование всего возможного ресурса открытого образования и построение своей собственной индивидуальной образовательной программы требует в современной ситуации разработки принципиально новых моделей обучения студентов педагогических вузов, предусматривающих как погружение студентов в специально организованную образовательную среду педагогического вуза с элементами тьюторского сопровождения, так и овладение самими студентами технологиями тьюторства.
Проектируя тьюторскую модель подготовки студентов педагогических вузов, мы представляем ее интегратив-
ной, т.е. она включает в себя ряд основных направлений, определяющих условия эффективного функционирования всех подсистем, ориентированных на подготовку высококвалифицированных педагогических кадров к работе в школе в условиях профильного обучения:
1. Адаптивную модель выпускника педагогического вуза, описываемую через ключевые (ведущие) педагогические компетенции, определяющие уровень профессиональной готовности к реализации профильного обучения в современной школе.
2. Адаптивную модель куратора-тьютора студентов педагогического вуза, способного успешно решать проблемы сопровождения, оказывая систематическую помощь в процессе формирования профессионального самоопределения в условиях кредит-но-модульной системы обучения в педагогическом вузе.
3. Систему комплексной подготовки студентов педагогического вуза к реализации профильного обучения с использованием технологий открытого образования и тьюторского сопровождения.
4. Организацию образовательного пространства педагогического вуза с учетом обеспечения тьюторских эффектов за счет включения студентов в тьюторские событийные формы, исследовательскую деятельность и в процесс тьюторского сопровождения со стороны куратора- тьютора.
Тьюторская модель подготовки студентов педагогических вузов включает следующие компоненты.
Организационный компонент, который опирается на следующие педагогические условия:
• наличие открытой образовательной среды педагогического вуза;
• реализация индивидуальных учебных планов в рамках кредитно-мо-дульной системы;
использование возможностей со-
бытийных форм, уклада, традиций педагогического вуза для обеспечения тьюторских эффектов при формировании ценностных ориентаций, жизненных установок и профессиональных интересов студентов; • наличие тьюторского сопровождения студентов педагогических вузов со стороны куратора-тьютора, обеспечивающее индивидуализацию и эффективную профессиональную адаптацию. Содержательный компонент представлен наличием программ дисциплин и учебно-методического обеспечения в целях организации комплексной подготовки студентов педагогического вуза к реализации профильного обучения с использованием технологий открытого образования и тьюторского сопровождения.
Технологический компонент представлен наличием технологии тьюторс-кого сопровождения, адаптированной к условиям педагогического вуза. Основное внимание при этом должно уделяться индивидуальным формам работы куратора-тьютора со студентами. При этом должны активно использоваться возможности дистанционного обучения, информационные технологии и технологии открытого образования.
Научную работу в данном направлении ведет лаборатория Открытых образовательных технологий и тьюторс-кого сопровождения МПГУ под руководством профессора кафедры педагогики, доктора педагогических наук, президента Межрегиональной Тью-торской ассоциации Ковалевой
2 / 2008
Татьяны Михайловны. Лаборатория принимает активное участие в работе по реализации инновационной образовательной программы МПГУ (И.О.П.), разрабатывая инновационную тьюто-рскую модель подготовки высококвалифицированных кадров нового поколения в педагогическом университете.
Так, в 2007—2008 гг. нами была разработаны программа специализации «Тьюторство». Целью специализации «Тьюторство» является освоение студентами технологии тьюторства, что предполагает, с одной стороны, освоение теоретического блока данной специализации, с другой стороны, овладение арсеналом форм, приемов, техник и содержания работы по реализации тьюторского сопровождения в рамках педагогической деятельности.
Именно через освоение технологии тьюторского сопровождения можно сформировать у студента подходы к новому типу педагогической деятельности современного учителя в условиях индивидуализации образовательного пространства и реализации профильного обучения.
Основные задачи специализации «Тьюторство»: /
• изучение истории возникновения и развития тьюторства;
• изучение теоретических основ тьюторства;
• изучение технологии тьюторского сопровождения в рамках открытого образовательного пространства;
• формирование навыков применения технологии тьюторского сопровождения в педагогической деятельности.
Эффективная подготовка будущего учителя к работе в современной школе может осуществляться при условии рассмотрения будущего учите-
ПреподавательШ
ля как субъекта профессиональной деятельности, она должна базироваться на принципах теории деятельности и иметь междисциплинарный характер. Это предопределяет перечень модулей программы специализации « Тью-торство», который позволяет раскрыть заявленное содержание.
I. Исторические истоки и теоретические основы тьюторства.
В рамках изучения данной дисциплины рассматриваются исторические и теоретические основы тьюторства. Исторические основания тьюторства раскрываются на материале истории английских университетов. При этом большое внимание уделяется изучению российской модели наставничества. При рассмотрении теоретических основ тьюторства изучаются содержание и формы тьюторской деятельности, тьюторство рассматривается как профессиональная деятельность, определяются основные виды деятельности тьютора.
Выделено следующее содержание разделов дисциплины «Исторические истоки и теоретические основы тью-торства»: 0 •
Исторические основы тьютор-ства.
• Теоретические основы тьютор-ства.
• Тьюторство как профессиональная деятельность.
II. Тьюторская технология в рамках открытых образовательных технологий.
В рамках изучения данной дисциплины тьюторская технология рассматривается в контексте открытого образования. При этом изучаются педагогические основы технологий открытого образования, рассматриваются такие технологии как «Критическое мышление», « Дебаты», «Портфо-лио» и др. Особое внимание уделяется
изучению тьюторскои технологии, рассматриваются основные виды деятельности при ее реализации, техники и методы деятельности тьютора в открытом образовательном пространстве.
Выделено следующее содержание разделов дисциплины «Тьюторская технология в рамках открытых образовательных технологии»:
• Открытое образование: теоретические основы и практика реализации.
• Открытые образовательные технологии.
• Тьюторская технология в контексте открытого образовательного пространства.
III. Тьюторское сопровождение в условиях профильного обучения.
В рамках изучения данной дисциплины рассматриваются различные аспекты реализации тьюторского сопровождения в условиях реализации различных моделей профильного обучения в современной школе: теоретические основы профильного обучения, формы и методы тьюторского сопровождения в условиях профильного обучения, тьюторское сопровождение учащихся в рамках построения индивидуальных образовательных программ в различных моделях профильного обучения, проектирование учебного процесса в рамках компонента образовательного учреждения, реализующего одну из моделей профильного обучения.
Выделено следующее содержание разделов дисциплины «Тьюторское сопровождение в условиях профильного обучения»:
• Педагогические основы профильного обучения.
• Технология тьюторского сопровождения в условиях профильного обучения.
• Тьюторское сопровождение в условиях предпрофильной подготовки.
• Тьюторское сопровождение в различных моделях профильного обучения.
IV. Тьюторское сопровождение в системе дополнительного образования
В рамках изучения данной дисциплины рассматриваются различные аспекты реализации тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования: роль системы дополнительного образования в формировании личности учащегося, удовлетворения его познавательных интересов, развития творческих и интеллектуальных способностей, педагогические основы тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования, тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы в системе дополнительного образования, образовательное путешествие как форма развития познавательных интересов, самоопределения и самореализации, а также тьюторс-кое сопровождение в рамках деятельности школьного театра.
Выделено следующее содержание разделов дисциплины «Тьюторское сопровождение в системе дополнительного образования»:
• Дополнительное образование: теоретические основы и практика реализации.
• Технология тьюторского сопровождения в системе дополнительного образования.
• Особенности реализации технологии тьюторского сопровождения в различных моделях дополнительного образования.
V. Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся.
2 / 2008-
В рамках изучения данной дисциплины рассматриваются различные аспекты тьюторского сопровождения проектной и исследовательской деятельности учащихся, совершенствуются профессиональные умения и навыки будущих учителей по эффективной организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на каждой ступени образования.
Выделено следующее содержание разделов дисциплины «Тьюторское сопровождение проектной и исследовательской деятельности учащихся»:
• Проектное и исследовательское обучение.
• Тьюторское сопровождение проектной деятельности.
• Тьюторское сопровождение исследовательской деятельности. Изучение дисциплин данной специализации «Тьюторство» реализуется на 3—5 курсах (6—10 семестры). Объем работы студента за период изучения дисциплины составляет 500 часов. Из них: 278 часов — аудиторные занятия, 222 часа — самостоятельная работа.
В ходе освоения программ пере- 9 численных выше дисциплин предполагается использование следующих форм и методов работы:
• лекции, на которых рассматриваются теоретические аспекты содержания данной дисциплины;
• лекции-консультации, на которых преподаватель отвечает на вопросы студентов по содержанию текущего учебного модуля;
• рефлексивные лекции по итогам изучения учебного модуля;
• семинары, на которых студенты вместе с преподавателями обсуждают дискуссионные вопросы учебного блока;
ПреподавательШ
• семинары-тьюториалы по итогам самостоятельной работы студентов в рамках данной специализации;
• зачеты и экзамены как публичная форма предъявления преподавателю и другим студентам результатов своей работы по учебному модулю.
• учебно-практические стажировки. Предполагается проектная деятельность в рамках практического освоения данной специализации.
По окончании разработки проектов, их анализа, изучения, экспертизы и доработки у каждого студента должно быть сформировано портфолио по специализации «Тьюторство».
Таким образом, именно через освоение технологии тьюторского сопровождения можно сформировать у студента подходы к новому типу педагогической деятельности современного учителя. Ввведение специализации «Тьюторство» предполагает профессионально-личностное развитие будущих учителей на основе субъект-субъектного взаимодействия преподавателя и студентов в процес-IU се подготовки к работе в школе по осуществлению тьюторского сопровождения учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барбарига А.А., Федорова И.В. Британские университеты. — М., 1979.
2. Грачева Н.Ю. Разработка тьюторской модели подготовки студентов педагогических вузов к работе в школе в условиях профильного обучения// Педагогические науки. — 2007. — № 2. — С. 34—38.
3. Грачева Н.Ю. Подготовка студентов педагогических вузов к работе в школе в условиях профильного обучения: разработка и реализация тьюторской модели. — М.: МПГУ, 2007. — 199 с.
4. Ковалева Т.М. Тьюторское сопровождение как управленческая технология // Технологии открытого образования. - М: АПКиПРО, 2002.
5. Ковалева Т.М. К вопросу о тьюторском сопровождении как образовательной технологии // Основные тенденции развития современного образования: Материалы международной научно-практической конференции. — М.: ИТОиП РАО, 2002.
6. Ковалева Т.М. Гуманитарные технологии и тьюторская практика // Открытое образование и региональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ. Материалы 6-й Всероссийской научно-практической тьюторской конференции. — Томск, 2002.
7. Ковалева Т.М. Международный контекст открытого образования и региональные программы // Открытое образование и региональное развитие: проблема современного знания: Сборник научных трудов по материалам 5-й Всероссийской научной тьюторской конференции. — М.—Томск, 2000.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.// Вестник образования. — 2002. — № 6. — С. 11—40.
9. Открытое образование и региональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ: Материалы 6-й Всероссийской научно-практической тьюторской конференции 5—7 февраля 2001 г.
10. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасис-того. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
11. Рыбалкина Н.В. Идея тьюторства — идея педагогического поиска // Тью-торство: идея и идеология: Материалы 1-й Межрегиональной тьюторской конференции. — Томск, 1996. — С. 15— 30.
12. Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996—2005. — Томск: Типография «М-Принт», 2005. — 296 с. ■